Музей-усадьба «абрамцево»

Главный дом усадьбы

В центре Абрамцево расположен главный дом, построенный еще в первой половине XIX в., а позже тщательно реконструированный и достроенный Мамонтовым. В нем размещены две постоянные экспозиции: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

Одной из главных достопримечательностей Абрамцева является кабинет Сергея Аксакова. Он был восстановлен во время реконструкции дома при Мамонтове в 1870-е гг. Предметы, которые находятся здесь, собирали сами Мамонтовы в антикварных магазинах и лавках старьевщиков.

Считается, что именно здесь, за этим письменным столом, были написаны «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Аленький цветочек», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». На рабочем столе под стеклом представлены бумаги Сергея Аксакова, альбом с автографами и зонтик для глаз, так как в пожилом возрасте он страдал глазным заболеванием. Это единственный в России музей великого писателя.

Несколько раз в усадьбу приезжал близкий друг Аксакова — Николай Гоголь. Абрамцево посещали и другие известные люди того времени: директор Императорских Московских театров и писатель Михаил Загоскин, писатель Иван Тургенев и начинающий тогда писатель Лев Толстой, поэт Федор Тютчев, историки Михаил Погодин, Тимофей Грановский, философ-анархист Михаил Бакунин. Каждое из этих имен олицетворяет эпоху в русской словесности, философии, исторической науке или театральном искусстве.

В экспозиции «Мамонтовский художественный кружок» представлены портреты членов семьи Мамонтовых и участников кружка, книги, фотографии, пейзажи Абрамцева, обстановка, сохранившаяся с тех времен. Также нельзя не обратить внимания на знаменитую изразцовую печь-лежанку работы М. Врубеля.

История Абрамцево

Абрамцево было основано в XVIII в. и изначально называлось Абрамково. В то время усадьба принадлежала сподвижнику императора Петра I Федору Головину. Он придал ей типичный для дворянских имений вид. До сих пор в Абрамцеве растет дуб, посаженный при первых владельцах усадьбы, ему уже более 300 лет. После смерти писателя Сергея Аксакова, выкупившего имение у наследников Головина, оно пришло в упадок. Но в 1870 г. его приобрел Савва Мамонтов, известный московский предприниматель, председатель правления Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. При нем усадьба расцвела: появились баня, скульптурная мастерская, уникальное здание храма Спаса Нерукотворного (построено по проекту В. Васнецова и В. Поленова), беседка Васнецова, которую в шутку называют «Избушка на курьих ножках».

С. Мамонтов был известным меценатом. Для многих художников его поддержка открыла путь в большое искусство. В истории русской культуры известен «Абрамцевский кружок» — сообщество художников, которые приезжали в Абрамцево творить. В разное время в него входили Репин, Поленов, Нестеров, Шаляпин, братья Васнецовы, Врубель, Суриков, Коровин, Трубецкой, Остроухов, Левитан.

С приходом советской власти усадьба была национализирована. В 1923 г. Абрамцево было превращено в дом отдыха работников искусств. В настоящее время в состав музея-заповедника входит не только усадьба, но и бывший лечебный корпус санатория (отдел «Советские художники в Абрамцеве»), отдел художественных ремесел, бывший дом отдыха «Абрамцево».

Площадь музея-заповедника составляет 50 га, включая парк, и на его осмотр можно потратить целый день. В музейном собрании насчитывается почти 25 тысяч экспонатов, связанных с историей владельцев Абрамцева, художников и писателей, бывавших здесь.

Экспонаты музея

Если неспешно прогуляться по музею-заповеднику, то можно совершить увлекательную прогулку в прошлое. На огромной зеленой лужайке уже три столетия растет дуб, который при первом же взгляде на него вызывает в памяти пушкинское Лукоморье. Сзади лужайки расположен лечебный корпус, построенный в 30-х годах 20 столетия. Белое двухэтажное здание выполнено в колониальном стиле, именно в нем когда-то Мухиной был создан макет известной сейчас во всем мире скульптуры «Рабочий и колхозница».

Немного поодаль, через рощицу, располагается небольшой дом, который в своем время был местом жительства художника Поленова. Сейчас в этом доме создан музей, посвященный художнику, в котором можно ознакомиться с небольшой коллекцией картин Поленова.

Место жительства художника Поленова

С другой стороны всегда освещаемой солнцем лужайки находится главное здание музея-заповедника – двухэтажный дом из дерева с двумя флигелями. В нем располагается музей усадьбы Абрамцево, а экспозиция музея позволяет посетителям в деталях познакомиться с обстановкой старинного особняка, с мебелью, книгами и картинами

Заслуженным вниманием среди интерьеров пользуется печь, изразцы которой созданы Врубелем

С левой стороны от центрального входа в Абрамцево по весне благоухает пышный жасмин, в тени которого удобно устроилась каменная скульптура. Популярные в степях Приазовья каменные бабы, принадлежащие культуре скифских народов, были привезены в усадьбу из харьковской области в 19 столетии. Вторая такая каменная баба установлена рядом с «избушкой на курьих ножках» — популярного места среди маленьких посетителей музея-заповедника.

Каменная баба

Достаточно популярен и домик, в котором сейчас устроена Мастерская художника, кроме осмотра экспозиции в этом домике посетители смогут блеснуть своими талантами и поучаствовать в росписи тарелок.

А если спуститься вниз по дороге, то среди цветения алых пионов, можно увидеть настоящий шедевр – скамейку, которую покрывают чудесные изразцы, выполненные вручную Врубелем. Присесть на этот экспонат не получится, так как он настолько ценен, что сотрудники музея-заповедника Абрамцево поместили скамейку в закрытый стеклянный павильон.

Скамейка, которую покрывают чудесные изразцы

История

Сергей Тимофеевич Аксаков в 1843 году купил имение «Абрамцево», поразившись красоте местной природы. В то время здесь были созданы лучшие его произведения, ставшие со временем золотой классикой русской литературы. При Аксакове в усадьбе часто бывали Гоголь, Тургенев, Тютчев, Погодин и многие другие выдающиеся деятели той эпохи. Пожалуй, тот период оставил самый яркий след в литературной истории усадьбы. В 1859 году Аксаков умер, после чего «Абрамцево» пришло в запустение.

В 1870 году усадьбу у дочери Аксакова выкупил известный меценат, железнодорожный промышленник и предприниматель Савва Иванович Мамонтов. Он был большим поклонником русского искусства, покровителем художников и творческих людей, любил театр. Частыми гостями усадьбы в то время стали известные художники Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Илья Репин, Михаил Врубель, Федор Шаляпин. Живописцы во многих своих работах запечатлели как саму усадьбу, так и ее жителей.

Знаменитая картина Серова «Девочка с персиками» была написана с 11-летней Веры — дочери Мамонтова в 1887 году. А персики, изображенные на картине, были выращены в усадебной оранжерее.

При Мамонтове территория «Абрамцево» была значительно расширена и благоустроена, а господский дом стал больше и богаче. Этот период признан настоящим художественным расцветом усадьбы. Благодаря творческому содружеству именитых художников и Мамонтова в усадьбе был организован знаменитый Абрамцевский художественный кружок. В то же время здесь появились столярная, резная и керамическая мастерские, ставились любительские спектакли, положившие начало Московской частной русской опере.

После Октябрьской революции 1917 года усадьба была национализирована. С 1918 года она стала музеем, первой хранительницей фондов которого была Александра Саввична Мамонтова — дочь промышленника. При этом, жизнь усадьбы как центра притяжения творческих людей была продолжена, в «Абрамцево» продолжали приезжать и создавать свои произведения известные художники, скульпторы и многочисленные представители творческой интеллигенции.

Нельзя пропустить

В здании бывшей абрамцевской кухни сейчас расположена выставка произведений русского народного искусства, которую собрали Елена Поленова (сестра художника В. Поленова) и ее друзья: предметы крестьянской мебели, быта, вышивок, тканей, домовой резьбы. В 1880-х гг. Мамонтов открыл в усадьбе учебную столярную мастерскую, и эти предметы послужили образцами для замечательных произведений работавших там мастеров.

В абрамцевских керамических мастерских была создана парковая «Скамья Врубеля», украшенная удивительными по красоте майоликовыми плитками. В наше время на нее нельзя присесть, она защищена колпаком от снега и дождя.

Любовь к русскому народному творчеству нашла яркое выражение в «Избушке на курьих ножках», построенной по эскизам В. Васнецова в 1883 г. Вероятно Васнецов лично участвовал в ее строительстве. Она сложена из толстых бревен, опирающихся на пни

Обратите внимание на конек крыши – он выполнен в форме головы коня. На фронтоне видны изображения совы и летучей мыши

– это почти игрушечная постройка; была возведена по проекту архитектора Ивана Ропета (Петрова) в 1877‒1878 гг. в «неорусском» стиле на месте старой бани Аксаковых. В центре по традиции расположена печь, украшенная изразцами по рисункам М. Врубеля. При Мамонтовых баня сначала использовалось по назначению, но позже здесь были устроены комнаты для гостей. В представленной экспозиции можно увидеть произведения столярных мастерских Абрамцева – это мебель и предметы быта, изготовленные по эскизам Е. Поленовой и ее коллег.

Поленовская дача была построена в 1882 г. для четы Поленовых, которые в то время обвенчались в абрамцевской церкви. Здесь располагалась мастерская В. Поленова. В этом небольшом домике он жил, работал, ставил домашние спектакли. В наше время здесь проходят музейные выставки.

В бывшем лечебном корпусе санатория в настоящее время представлена выставка «Русские художники XX века в Абрамцеве», экспонируются произведения искусства, созданные советскими художниками. Лечебный корпус – это здание в псевдоклассическом стиле, построенное в 1938 г. напротив усадебного дома. В коллекции отдела есть работы участников объединения «Бубновый валет», а также И. Грабаря, Е. Малеиной, Д. Шмаринова, Н. Удальцовой, скульпторов В. Мухиной и Б. Королева.

Как добраться до Усадьбы Абрамцево. Режим работы

Музейный комплекс Усадьбы Абрамцево расположен в подмосковном Сергиево-Посадском районе и территориально принадлежит Хотьковскому городскому поселению.

Из Москвы приехать сюда можно от Ярославского вокзала на электричке, идущей в сторону Сергиева Посада. Нужная нам станция так и называется — Абрамцево. Также до этой же станции ходят электрички и из Сергиева Посада. От станции через лесок, территорию поселка Художников и речку Ворю нужно будет пройти пешком до музейной территории.

Река Воря осенью

Если вы путешествуете на своей машине, то нужно двигаться по Ярославскому шоссе. После Голыгино уйти налево по указателю на Радонеж. Далее двигаться до Хотьково, где будет поворот на улицу Михеенко, преходящую в Абрамцевское шоссе, которое и приведет к музею.

Не забывайте, что вход на усадебную территорию платный. Время работы обычно с 10.00 до 18.00. По праздничным и выходным до 20.00. Осмотреть Усадебный дом возможно лишь с экскурсионным сопровождением. В понедельник и вторник можно посещать только парковые зоны заповедника.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1881‒1883, арх. П. Самарин) была возведена по проекту знаменитого художника Виктора Васнецова, который взял за основу эскиз Василия Поленова. Этот храм словно сошел со страниц былин и сказок. Его архитектурным прототипом стал новгородский храм Спаса на Нередице XII в. В проектировании и строительстве принимали участие члены семьи Мамонтова, Репины, Поленовы. «Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы», ‒ вспоминал Васнецов.

Основные художественные решения храма принадлежат Поленову. По его эскизам был создан двухъярусный иконостас, киоты, подсвечники, запрестольный крест, паникадило, свадебные венцы, хоругви и другая церковная утварь. В иконостасе представлены «Спас Нерукотворный» работы И. Репина, «Николай Чудотворец» художника Н. Неврева, «Сергий Радонежский», «Богоматерь» В. Васнецова, «Благовещение» В. Поленова. Также посетитель увидит здесь рельеф «Голова Иоанна Крестителя» скульптора М. Антокольского, икону «Святые князь Федор с сыновьями Константином и Давидом» Е. Поленовой. Васнецов расписал клиросы храма изображениями цветов и бабочек

В храме следует обратить внимание на мозаичный пол со стилизованным цветком и датой строительства. Печь храма была создана в 1892 г

Михаилом Врубелем.

У стен храма похоронены Вера Мамонтова (1907 г.), Елизавета Мамонтова (1908 г.), сын Веры Сергей (1913 г.) и сам хозяин Абрамцева Савва Мамонтов (1918 г.). Храм действующий.

Мастерская

Мастерская была построена для гостей-художников в 1872 г. по проекту архитектора Виктора Гартмана. Это здание представляет собой рубленую избу, которая отделана в псевдорусском стиле. Ее декоративное убранство (резьба) не имеет равных среди абрамцевских построек. Гартман щедро украсил мастерскую пропильным орнаментом, заимствованным из крестьянских вышивок. Как писал критик В. Стасов: «Тут пошли в ход уже самые настоящие русские архитектурные мотивы, доселе существующие, созидаемые самим народом в его избах, его посуде, утвари, в сотнях предметов его домашнего обихода».

По общему признанию, это произведение искусства: мастерская стала первой постройкой «неорусского» стиля в России. Одноэтажное здание не имеет потолка, оно очень удобно для работы художников, так как почти весь день освещается естественным светом. В нем две комнаты, сени и само помещение студии-мастерской, а также пристройка со скульптурной мастерской.

Здесь работали знаменитые Марк Антокольский, Виктор Васнецов, Илья Репин, останавливались В. Серов и И. Остроухов, жила семья художника П. Кончаловского. В экспозиции мастерской можно увидеть знаменитые произведения русского прикладного искусства; основную часть этой выставки составляют работы Михаила Врубеля.

Достопримечательности усадьбы Абрамцево

Людская — построена в 1870-е годы. Сейчас здесь располагается сувенирный магазин и экскурсионное бюро.

Людская

Кухня (1870 г.). Коллекция произведений русского народного творчества, мебель, резьба, предметы крестьянского быта.

Мастерская и КухняКухня. Коллекция произведений русского народного искусстваКухня. Коллекция произведений русского народного искусства

Скамья Врубеля (начало ХХ века).

Мастерская (построена в 1873 году по проекту В.А. Гартмана на месте разобранного флигеля). Одноэтажное деревянное здание. В ней выставлены изделия абрамцевской керамической мастерской и произведения М.А. Врубеля.

Мастерская. Портрет В.С.Мамонтовой и ее платьеМастерская. Аленушка

Усадебный дом (конец 18 века, перестроен в 19 веке). Памятник русского деревянного классицизма. Восточный фасад с открытой террасой выходит в парк, западный — с двумя крыльцами. В мезонине две комнаты. Тематика экспозиций: «Семья Аксаковых и ее окружение» и «Мамонтовский художественный кружок».

Реконструкция Усадебного дома

Баня-теремок — по проекту И.П. Ропета (И.Н. Петрова). 1877 — 1878 гг. Постройка в «русском стиле», причудливое одноэтажное деревянное здание с мезонином. Раньше на этом месте у Аксакова была баня. Здание украшено резьбой. Представлены изделия столярно-резчицкой мастерской, мебель и предметы быта, которые были изготовлены по эскизам Е.Д. Поленовой (сестры Поленова) и других художников.

Баня-теремокБаня-теремок. Изделия абрамцевской столярно-резчицкой мастерскойБаня-теремок. Изразцовая печь

«Избушка на курьих ножках» (по проекту В.М. Васнецова, 1883 год). Это сруб, который стоит на бревнах. На двускатной крыше конек с резной головой коня. Сени крыты соломой. Фронтоны украшены изображениями совы и летучей мыши.

Избушка на курьих ножкахИзбушка на курьих ножкахИзбушка на курьих ножках

Церковь Спаса Нерукотворного (первоначальный проект В.Д. Поленова дополнил В.М. Васнецов, изменив пропорции и увеличив высоту стен; 1881 — 1882 годы). Богослужения проходят в дни, памятные для Абрамцева. Церковь стилизована под старину. Мозаичный пол с цветком (по эскизам Васнецова). Печь М.А. Врубеля. Нарядно выглядит часовня, украшенная изразцами с цветочным орнаментом. Около церкви погребены: Андрей (сын Мамонтовых), Вера (дочь Мамонтовых), Елизавета Григорьевна Мамонтова, Сергей (внук Мамонтовых), сам Савва Иванович Мамонтов.

Церковь Спаса НерукотворногоЦерковь Спаса Нерукотворного. Усыпальница МамонтовыхЦерковь Спаса Нерукотворного. ИконостасЦерковь Спаса Нерукотворного

Поленовская дача (была построена в 1882 году для четы Поленовых артелью местных плотников). Дача служила Поленову мастерской. Позже ее на лето сдавали. Во время Первой мировой войны в ней был лазарет для слепых. В одноэтажном деревянном здании, которое обогревается печью и камином (изразцы имитируют кирпичи), проходят тематические выставки. В настоящее время выставка, организованная к юбилею С.И. Мамонтова.

Дача ПоленоваДача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)Абрамево. Поленовская дачаДача Поленова. Выставка «Миллионер, художник и, кругом, артист» (к юбилею С. И. Мамонтова)

Экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве» выставлена в бывшем лечебном корпусе санатория, построенном в 1938 году напротив усадебного дома. В 30-е годы XX века на противоположном берегу реки был основан Поселок Художников, где жили и работали советские художники и скульпторы. С 1971 года экспозиция открыта для посетителей. Она включает коллекцию скульптур, картины объединения художников «Бубновый валет», А.В. Васнецова, И.Э. Грабаря и др. В 2012 году представлена выставка «Романтический монтаж». Произведения 1920-х — 1930-х годов в собрании Музея-заповедника «Абрамцево».

Бывший лечебный корпус санатория, 1938 г.Выставка художников ХХ века. Работа В.И.Мухиной «Колхозница»

Верхний (Поленовский) пруд, Нижний пруд, река Воря.

Река Воря в Абрамцево

Наследие Абрамцево в русской культуре

Абрамцевские пейзажи рисовали В. Поленов, И. Остроухов, В. Васнецов, К. Коровин, М. Нестеров. Считается, что именно в Абрамцеве Нестеров написал свою главную картину «Видение отроку Варфоломею». На ней изображен мальчик – будущий святой Сергий. На дальнем плане картины виднеется опушка абрамцевского леса, речка Воря. На картине «Аленушка» Виктора Васнецова изображен пруд в соседнем с Абрамцево селе Ахтырка; также в Абрамцеве он написал свою знаменитую картину «Три богатыря», ставшую одним из символов России. Илья Репин работал в Абрамцеве над эскизами к знаменитым картинам «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца». Однажды в усадьбе был прочитан доклад о легендарной переписке казаков с султаном, который услышал Репин. Так у него появилась идея знаменитой картины «Казаки пишут письмо турецкому султану». В Абрамцеве была написана известная работа Репина «Летний пейзаж» («Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве»).

Одним из завсегдатаев абрамцевского дома был знаменитый художник Валентин Серов. В 1887 г. он случайно застал дочь хозяина усадьбы Веру Мамонтову в столовой. На столе лежали персики. Во время дружеского разговора Валентин Серов сделал первые наброски 12-летней Веры. В результате спустя почти месяц работы появилась самая известная картина Валентина Серова «Девочка с персиками». Она является признанным шедевром русской живописи и визитной карточкой художника. В Абрамцеве в столовой полностью реконструирована обстановка, изображенная на картине. Та же тарелка висит в простенке дома, те же стулья и окно – это подлинная обстановка комнаты, в которой Валентин Серов писал портрет.

Музей-заповедник Абрамцево славится своими выставками и экскурсиями. Посещение Абрамцево – не просто важный пункт поездки по ближнему Подмосковью. Оно обязательно для каждого, кто глубоко интересуется русской культурой. Именно в Абрамцеве в прекрасных зданиях и произведениях живописи, в мемориальных вещах воплотился призыв Саввы Мамонтова: «Давайте показывать поэзию родной жизни и родных людей».

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

История образования усадьбы

Еще в далеком 16 веке территории Обрамково и соседней деревни Мутовки были помещичьей собственностью некого Волынского. К началу 18 столетия имением стал владеть Ф.И.Головин, ушедший в отставку после 20-летней службы на флоте Петра Первого. В Абрамкове он осядет почти на полвека, и именно им создастся общий облик усадьбы, ее построек и их расположений, который практически сохранился до нашего времени.

Река Воря на картине Поленова «Осень в Абрамцево»

Высокий берег реки Воря займет одноэтажное господское деревянное сооружение, окруженное хозяйственными строениями на западе, регулярным парком, спускающимся к Воре – на востоке, фруктовым садом на севере и проселочной дорогой на юге. Эта единственная дорога соединяла усадьбу с Хотьковским монастырем, откуда шли пути к Троице-Сергиевой Лавре и к Москве.

Небогатый и небольшой Господский дом был окружен на диво живописными и богатейшими охотничьими и рыболовными угодьями, а также ягодно-грибными лесами.

Художник А.Васнецов — Абрамцевский пейзаж

В конце 18 века абрамцевскую усадьбу приобретает Л.В.Молчанов, при котором господский дом надстраивается мезонином. Парковый спуск к реке украшается террасой, а около реки появляется искусственный пруд, существующий и поныне. 

Восточный фасад Усадебного дома с открытой террасой в сад

А уже с 1843 года хозяевами усадьбы становится многодетная семья Аксаковых.

Время работы музея-заповедника Абрамцево

Музей-заповедник работает в летнее время (с 1 апреля) с 10.00 до 18.00 (экспозиции), с 10.00 до 19.30 (парк).
В зимнее время с 10.00 до 16.00 (экспозиции), с 10.00 до 16.30 (парк).
Выходные дни: понедельник, вторник (парк работает).
Санитарный день: последний четверг каждого месяца (парк работает).

Посещение Главного усадебного дома — только в сопровождении экскурсии. Количество мест в экскурсионной группе ограничено.

Стоимость билетов. Полная стоимость Единого билета без посещения Главного усадебного дома — 550 рублей, льготная — 320 рублей. Полная стоимость Единого билета с посещением Главного усадебного дома — 800 рублей, льготная — 470 рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: