Интересные факты из жизни художника
Сын состоятельного землевладельца, которому принадлежали необозримые поля и виноградники, питал вполне естественную для сельского жителя любовь к здоровому, ядреному телу. Он до конца жизни не научился грамоте, его неразборчивые каракули содержали массу ошибок даже в простейших словах. И чтение не доставляло ему удовольствия. Но что касается полных женщин с чувственными формами — в этом он отлично разбирался.
До Курбе никто подобного себе не позволял.
Биографы Гюстава Курбе пытались установить фамилии женщин, населивших его картины и, по намекам хороших знакомых, одаривших его более чем благосклонностью. Это оказалось делом непосильным.
За три месяца, проведенных, например, на морском курорте, он принял в мастерской свыше двух тысяч (!) дам, настойчиво желавших заказать ему свой портрет и готовых оплатить его по высшей ставке.
Он и в зрелом возрасте мог по пять часов сидеть в пивной и поглощать в несметных количествах хмельные напитки. Однажды, наведавшись в Мюнхен, где его очень почитали, он включился в четырехдневный марафон поклонников пива. На старте их было шестьдесят, до финиша добрались трое, но лавры победителя достались, конечно же, Курбе.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Гюстав Курбе: жизнь и творчество художника
2.7 (53.33%) 3 голос(ов)
Влияние на жизнь художника
Произведения П. Пикассо, в том числе его картина «Купальщица», стали началом новой эры, сформировав по сути новые тенденции в живописи. Для самого художника это полотно стало началом целых нескольких жизненных этапов, через которые тематика купальщиц прошла.
Эта тема просочилась в практически в каждую его картину, в мысли и жизнь. И он стремился поделиться с миром своими чувствами и эмоциями, которые он испытывал, создавая эти картины. Пусть гений не сразу был раскрыт, но ему повезло еще при жизни получить признание и уважение. Во многом это случилось именно благодаря «Купальщицам».
Американская школа. Натурализм
Американский художник Уинслоу Хомер (1836–1910) перенял реалистичный подход к живописи у своих европейских коллег. Но, творчески переосмыслив их приемы, он создал собственную художественную школу. Сюжеты для своих картин Хомер черпал в обыденной жизни, а самые знаменитые его работы — морские пейзажи («Сигнал тумана», «Летняя ночь»).
Не менее крупный вклад в развитие американского реализма внес Томас Икинс (1844–1916). Он прославился как портретист и мастер многофигурной композиции.
Томас Икинс «Портрет Уолта Уитмена» (1888). Поэт считал этот свой портрет самым лучшим
Томас Икинс «Клиника доктора Гросса» (1875). Многих шокировало изображение на картине хирургической операции
К 1870-м годам в реализме начинают выделяться два направления — натурализм и импрессионизм. Натуралисты (от лат. nаturа — природа) добивались абсолютного сходства своих картин с действительностью, а главными героями их полотен стали в основном крестьяне и рабочие. Натуралисты стремились изобразить повседневную жизнь своих моделей с документальной точностью.
Живописцы-натуралисты настолько много внимания уделяли деталям, что их работы сравнивают подчас с кадрами из кинофильмов. Таковы, например, известные картины «Выдача жалованья жнецам» Леона-Огюстена Лермита, «Окликая паромщика» Даниэля Риджуэя Найта, «Октябрь. Сбор картофеля» Жюля Бастьен-Лепажа.
Даниэль Риджуэй Найт «Пастушка из Рольбуаз» (1896). Не совсем обычное полотно для художника, любившего яркие, красочные пейзажи
Поделиться ссылкой
Отрывок, характеризующий Похороны в Орнане
– Нет, Соня, я не могу больше! – сказала она. – Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!… Соня, голубчик, он пишет… Соня… Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу. – А Болконский? – сказала она. – Ах, Соня, ах коли бы ты могла знать, как я счастлива! – сказала Наташа. – Ты не знаешь, что такое любовь… – Но, Наташа, неужели то всё кончено? Наташа большими, открытыми глазами смотрела на Соню, как будто не понимая ее вопроса. – Что ж, ты отказываешь князю Андрею? – сказала Соня. – Ах, ты ничего не понимаешь, ты не говори глупости, ты слушай, – с мгновенной досадой сказала Наташа. – Нет, я не могу этому верить, – повторила Соня. – Я не понимаю. Как же ты год целый любила одного человека и вдруг… Ведь ты только три раза видела его. Наташа, я тебе не верю, ты шалишь. В три дня забыть всё и так… – Три дня, – сказала Наташа. – Мне кажется, я сто лет люблю его. Мне кажется, что я никого никогда не любила прежде его. Ты этого не можешь понять. Соня, постой, садись тут. – Наташа обняла и поцеловала ее. – Мне говорили, что это бывает и ты верно слышала, но я теперь только испытала эту любовь. Это не то, что прежде. Как только я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я раба его, и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого. Что ж мне делать? Что ж мне делать, Соня? – говорила Наташа с счастливым и испуганным лицом. – Но ты подумай, что ты делаешь, – говорила Соня, – я не могу этого так оставить. Эти тайные письма… Как ты могла его допустить до этого? – говорила она с ужасом и с отвращением, которое она с трудом скрывала. – Я тебе говорила, – отвечала Наташа, – что у меня нет воли, как ты не понимаешь этого: я его люблю! – Так я не допущу до этого, я расскажу, – с прорвавшимися слезами вскрикнула Соня. – Что ты, ради Бога… Ежели ты расскажешь, ты мой враг, – заговорила Наташа. – Ты хочешь моего несчастия, ты хочешь, чтоб нас разлучили… Увидав этот страх Наташи, Соня заплакала слезами стыда и жалости за свою подругу. – Но что было между вами? – спросила она. – Что он говорил тебе? Зачем он не ездит в дом? Наташа не отвечала на ее вопрос. – Ради Бога, Соня, никому не говори, не мучай меня, – упрашивала Наташа. – Ты помни, что нельзя вмешиваться в такие дела. Я тебе открыла… – Но зачем эти тайны! Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины ? Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос и она не знала, что отвечать на него. – Какие причины, не знаю. Но стало быть есть причины! Соня вздохнула и недоверчиво покачала головой. – Ежели бы были причины… – начала она. Но Наташа угадывая ее сомнение, испуганно перебила ее. – Соня, нельзя сомневаться в нем, нельзя, нельзя, ты понимаешь ли? – прокричала она. – Любит ли он тебя? – Любит ли? – повторила Наташа с улыбкой сожаления о непонятливости своей подруги. – Ведь ты прочла письмо, ты видела его? – Но если он неблагородный человек? – Он!… неблагородный человек? Коли бы ты знала! – говорила Наташа. – Если он благородный человек, то он или должен объявить свое намерение, или перестать видеться с тобой; и ежели ты не хочешь этого сделать, то я сделаю это, я напишу ему, я скажу папа, – решительно сказала Соня. – Да я жить не могу без него! – закричала Наташа. – Наташа, я не понимаю тебя. И что ты говоришь! Вспомни об отце, о Nicolas. – Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. Как ты смеешь говорить, что он неблагороден? Ты разве не знаешь, что я его люблю? – кричала Наташа. – Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради Бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь, – злобно кричала Наташа сдержанно раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.
Истоки
Появление реализма во многом связано с тем, что в науке в то время господствовал позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный). Позитивисты провозгласили опыт единственным значимым источником познания.
Главное утверждение позитивизма: «Существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано». То есть главной целью науки считалось получение объективного знания о природе вещей.
Но только ли во второй половине XIX века возникло реалистическое искусство? Ведь живописцы практически любого стиля и направления в каком-то смысле могут считаться реалистами: они часто изображают людей и явления природы в их подлинном, неискаженном виде. Это относится и к пышным парадным портретам барокко, и к полному подтекстов творчеству Веласкеса, и к знаменитому «Ночному дозору» Рембрандта.
Однако как особый стиль реализм стали выделять именно в противовес романтизму с его возвышенными порывами и идеализацией окружающего, а также «сухому», далекому от жизни академизму. Поэтому реализм иногда и называют критическим: художники этого направления нередко направляли свою кисть на неприглядные стороны бытия, критиковали действительность с целью сделать ее лучше.
Детство и юность
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.
Автопортрет Гюстава Курбе в молодости
Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.
Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:
В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.
Гюстав Курбе
Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.
Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.
Картина 1638 г.
Мне нравится1Не нравится
Последняя картина о суде Париса написана за год до смерти художника, в отличие от предыдущей работы, краски стали более холодными, лишены жизни и энергии. По мнению эксперта, автор использует геометрию при создании композиции для придания ей ритма и динамики. Женские фигуры словно созданы из фарфора, восхищают грациозностью и жемчужным сиянием. Если Афина и Гера прикрывают драпировками ткани свои тела, Афродита полностью обнажена, как бы заявляя о своем превосходстве. Над ее головой и у ног Купидоны, бессменные спутники любви.
Парис же находится в раздумьях, он еще не сделал главный выбор своей жизни — любовь, власть или мудрость. Художник возвращается в момент, когда можно еще что-то изменить, а судьба Трои еще не в руках пастуха.
рентгеновский снимок
Человек, обезумевший от страха, неполный и неподписанный эскиз, c. 1843-1846 (Национальная галерея (Норвегия)).
В Центр исследований и восстановления музеев Франции Просветили холст рентгеновскими лучами, чтобы увидеть его рисунок. Это явилось самой ранней композицией работы, в которой обнаженная женщина повернулась лицом к зрителю и указала на фигуру, вставшую справа, вероятно, мотив, заимствованный из Персей приносит Андромеду которую Курбе скопировал в музее. Эта композиция была покрыта хорошо законченной сценой, показывающей фигуру в натуральную величину в полосатом костюме с рукой в волосах и, казалось бы, галлюцинирующую, когда он бросается с пропасти, а Смерть олицетворяет собой скелет на базе, ожидая его. Сохранился эскиз этой работы — он уже работал над ним в апреле 1845 года, но забросил его в январе 1846 года. Семь лет спустя он повторно использовал холст для Купальщицы.
Библиография
- (на французском) Бруно Фукар, Курбе , Париж, Фламмарион, сб. «Мастера современного искусства», 1977 г. (OCLC 602545091, уведомление BnF № FRBNF34592962).
- (на французском языке) Джеймс Х. Рубин (перевод Ксавье Бернара), Курбе , Фэйдон, колл. «Art & Idées», 2003 ( ISBN 0-7148-9078-2 ).
- (на французском языке) Лоуренс Де Кар (куратор музея Орсе), Доминик де Фон-Реоль (куратор музея Орсе), Гари Тинтероу (руководитель отдела современного искусства Музея Метрополитен ) et Michel Hilaire (директор музея Фабра), Гюстав Курбе: Выставка Париж, Нью-Йорк, Монпелье 2007-2008 , Réunion des musées nationaux, 2007 ( ISBN 978-2-7118-5297-0 ).
Библиография
- (На французском) Бруно Фукар, Курбе, Париж, Фламмарион, колл. «Мастера современного искусства», 1977 г. (OCLC 602545091, уведомление BnF № FRBNF34592962).
- (На французском) Джеймс Х. Рубин (перевод Ксавье Бернара), Курбе, Phaidon, колл. «Art & Idées», 2003 (ISBN 0-7148-9078-2).
- (На французском) Лоуренс Де Кар (куратор музея Орсе), Доминик де Фон-Реоль (куратор музея Орсе), Гэри Тинтероу (заведующий отделом современного искусства Метрополитен-музей) и Мишель Илер (директор музея Фабра), Гюстав Курбе: Выставка Париж, Нью-Йорк, Монпелье 2007-2008, Реюньон национальных музеев, 2007 (ISBN 978-2-7118-5297-0).
Рекомендации
- ( , стр. 343).ошибка harv: цель отсутствует: CITEREFGustave_Courbet, _Exposition_Paris, _New_York, _Montpellier2007 ( справка )
- (на французском языке) Документ BNF , в: Courbet , exposition du Grand Palais, Париж, RMN, 2007.
- Correspondance де Курбе , éditée пар Petra Тен-Doesschate Чу, Париж, Фламмарион, 1996.
- (на французском языке) Теофиль Готье, «Салон 1852 года», Ла Пресс , 11 мая 1852 года.
- ^ (на французском языке) Жан-Поль Буйон (редактор), La Critique d’art en France, 1850-1900: actes du colloque de Clermont-Ferrand, 25, 26 и 27 мая 1987 г. , Université de Saint-Etienne, 1989, стр. 69-71.
- (на французском языке) «Каталог» Элен Туссен, в: Гюстав Курбе (1819-1877) , каталог, Париж, RMN, 1977, с. 118.
- (на французском языке) «Des œuvres à la genèse complexe, Courbet sous l’œil du labratoire» Бруно Моттена, в Гюставе Курбе , каталог, Париж, RMN, 2007, с. 74.
История
Étude d’après nature, nu no. 1935 г. (1853) по Жюльен Валлу де Вильнёв — фотография вдохновила центральную фигуру в творчестве Курбе..
Художник уже имел первые успехи во Франции, Бельгии и Германии, с некоторыми крупными деятелями искусства. Вторая французская республика покупая его работы. Он выиграл медаль и возобновил выставку в Парижском салоне. Летом 1852 года он вернулся к обнаженной женщине, которую ранее лечил в Вакханка (возможно, 1847 г.) и Спящая блондинка (1849, частное собрание) — последний включал фигуру, аналогичную центральной фигуре в Купальщицы.
Почти 34 года Курбе писал своим родителям 13 мая 1853 года:
Несмотря на свои заверения, он также писал о желании большего успеха, как и в письме к ним от мая 1852 года. — «Приложение» — это перевод военного термина «empiète». Как он надеялся, работа вызвала скандал на следующем Салоне 15 мая 1853 года. Она занимала главное место в висе, на уровне глаз, в отличие от своей подвески. Борцы. Рендеринг сильно отличался от общепринятого стиля, установленного Ingres и женская обнаженная натура не соответствовала тогдашним идеалам романтической и неоклассической живописи. Поэт и критик Теофиль Готье написал в Ла Пресс 21 июля, что в Купальщицы он увидел «своего рода Готтентот Венера вылезая из воды и поворачивая к зрителю чудовищную крупу с мягкими ямочками на дне, на которых нет только паспорта». Таким образом, Готье противопоставил цивилизованному классическому Венера с тем, что он считал нецивилизованной африканской жестокостью образа Курбе..
Дистанцироваться от Тициан и РубенсКурбе сломал художественную иерархию жанров, объединив обнаженную обычную женщину с пейзажем Франш-Конте сделать сцену повседневной жизни. Такое сочетание было впервые предпринято в начале 17 века. Братья Ленен, которые показывали позирующих крестьян, смотрящих на зрителя, и художниками голландского и фламандского золотых веков. Большой формат также обычно использовался для религиозных и мифологических картин и портретов князей. Рост городского населения Франции также побудил интеллектуалов отказаться от сельского мира и идеализировать его в псевдо-стиле.пантеистический мода.
Искусствовед Жюль Шампфлери пытался спровоцировать Жорж Санд адресовав ей полемическое письмо — это было опубликовано в L’Artiste 2 сентября 1855 года и включал отчет о его первом знакомстве с картиной, цитируя философа Пьер-Жозеф Прудон1853 год La Philosophie du progrès:
Курбе и Прудон были из одного региона Франции, но эта защита выдает неправильное понимание работы Курбе, который не хотел проводить свою жизнь, рисуя сельских жителей или нападая на средний класс.. Работу также карикатурно нарисовал Чам в Le Charivari.