Византийские иконы

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Византийское искусство , на Викискладе?

Библиография

  • Этьен Коше де ла Ферте ( преф.  Люсьен Мазенод, фотограф  Жан Мазенод, Ален Махузье и Доминик Жене), L’Art de Byzance , Париж, Citadelles et Mazenod, колл.  «Искусство и великие цивилизации»,1992 г., 588  с. ( ISBN  978-2-85088-011-7 )
  • Андре Грабар , Византия: Византийское искусство Средневековья ( VIII — й к XV — го  века) , Париж, Albin Michel, Coll.  «Искусство в мире»,1967, 204  с.
  • Луи Бреье , Византийская цивилизация , Париж, Альбин Мишель, колл.  «Эволюция человечества»,1970 г.( 1 — е  изд. , 1950), 630  с. , стр.  421–455: Византийское искусство и стр. 457 — 474: Экспансия византийского искусства.
  • (en) Дж. Беквит, Раннее христианское и византийское искусство , Нью-Хейвен, 1993.
  • (en) Р. Кормак, Византийское искусство , Оксфорд, 2000.
  • (ru) ХК Эванс, изд., Византия: вера и сила (1261-1557) , Нью-Йорк, 2004.
  • (en) ХК Эванс, изд., Слава Византии , Нью-Йорк, 1997.
  • (en) Шэрон Э. Дж. Герстел и Джули А. Лауффенбургер, изд., Переоткрытое утерянное искусство (Penn State, 2001) ( ISBN  0-271-02139-X )
  • (ru) А. Карахан, «Красота в глазах Бога. Византийская эстетика и Василий Кесарийский », Византия. Международный обзор византийских исследований 82 (2012): 165-212. ISSN 0378-2506.
  • (ru) А. Карахан, Византийские святые образы — трансцендентность и имманентность. Богословские основы иконографии и эстетики церкви Хора (Orientalia Lovaniensia Analecta 176), Левен-Париж-Уолполь, Массачусетс, 2010 ( ISBN  978-90-429-2080-4 ) .
  • (ru) К. Манго, изд., Искусство Византийской Империи, 312–1453: источники и документы , Энглвудские скалы, 1972.
  • (ru) К. Вайцманн, изд., Век духовности , Нью-Йорк, 1979.
  • (en) Элизабет Джеймс , Искусство и текст в византийской культуре , Кембридж, издательство Кембриджского университета ,2007 г., 1- е  изд. , 230  с. ( ISBN  978-0-521-83409-4 , уведомление BnF п о   , LCCN   )

Внешние ссылки

(ru) Византия, вера и сила, 1261–1453 . Онлайн-выставка Метрополитен-музея (2004).

Византийское искусство

Периоды Первое византийское искусство  · Иконоборчество  · Македонская династия  · Династия Комнинов  · Интерлюдия на латыни  · Династия Палеологов
Производство Архитектура  · Мозаика  · Предметы роскоши  · Живопись  · Освещение.

Византийская цивилизация

История Византийской империи  · Учреждения Византийской империи  ·   · Византийское общество  · Византийское искусство  · Вклад в византийское Возрождение Италия  · Церковь и государство в Византийской империи  · Православие  · Наука и технологии Византийский  · Греческий (язык)  · Византийское право  · Византийская архитектура  · Византийская экономика  · Византийская литература  · Византийская музыка  · Византийская дипломатия  · Византийская одежда  · Византийский календарь  · Византийские монеты  · Монашество Византийское
  • Портал истории искусства
  • Портал византийского мира

Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж

Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.
Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар  Андре Грабар (1896–1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

История итальянской мозаики

Наверное, эталоном мозаичного искусства можно назвать произведения  флорентийских, римских, венецианских и византийских мастеров. Тогда художники собирали рисунок из различных материалов (смальты, камней, керамических плиток, шпона дерева и других материалов).

Самая древняя мозаика Византии относится к III-IV вв. н.э., а изготовляться она начала по заказу католической церкви. Понятно, что чаще всего художники изображали библейские сюжеты. Как правило, в своей работе византийские мастера использовали смальту — цветное стекло. Для создания панно они прибегали к смальте с добавлением сусального золота, с применением меди и ртути. Мозаика составлялась из небольших квадратиков (реже иной формы), которые выкладывались плотно друг к другу, образовывая неровную поверхность, что придавало рисунку ощущение объема. Неслучайно византийская мозаика считалась эталоном художественного искусства. Великолепную древнюю мозаику можно увидеть в храмах Италии (в Равенне, Монреале, Чефалу) и Турции (в Соборе святой Софии в Стамбуле).

Особую популярность в  XVI-XIX вв. обретает флорентийская мозаика с разнообразной формой плитки, которую мастера, приглашенные из Милана, делали из камня. Тогда основными ее заказчиками выступали члены семьи Медичи, не без помощи которых создавались первые мастерские.  В своей работе мастера использовали полудрагоценные камни; тигровый глаз, малахит, аметист, мрамор, яшму, горный хрусталь, агат, лазурит и другие камни. Как правило картины представляли собой натюрморты, пейзажи, аллегорические сцены. Об их великолепии складывались легенды.

  • Как развивалась история скатерти
  • История зонтов: от Древнего Китая до современности
  • Кованая мебель: история и современность
  • 10 модных стилей в дизайне гостиной
  • Второе рождение чайных сервизов
  • Сенбазуру: невероятная история 1000 бумажных журавликов, ставших символом мира
  • Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров

Популярные темы сообщений

  • Газовая промышленность Газовая отрасль играет ключевую роль в теплоэнергетики России. Это огромный государственный комплекс, который включает в себя колоссальное количества, предприятий, заводов, компаний, организаций и т.д. К этому комплексы относится не только газодобыча,
  • Ростов-на-Дону Ростов –на Дону́- крупный город на юго-западе России. Основан в 1749 году. Ростов-на-Дону это великий город. Главная причина в том, что Ростов на Дону — отличный город для жизни. Это чистый и безопасный город,
  • Манул Манул – представитель семейства кошачьих, являющийся самой маленькой дикой кошкой в природе, во многом уступая тигру или льву. Данный вид был открыт в 1776 году немецким ученым П.П. Палласом. Манул обитает в России, Средней и Центральной Азии,

Роль и дальнейшее влияние византийской культуры

Особое влияние она оказала на культуру Киевской Руси, которая после крещения в 988 году унаследовала ее традиции. Они стали основой для ее собственных культурных традиций, причем заимствовано было почти все. Так, князь Владимир после своего визита в столицу Византии был так впечатлен местной архитектурой, что сразу же повелел строить на Руси храмы по образцу византийских. Кроме того, полностью было перенято и искусство иконописи.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Гибель Византийской империи
  • 2. История византийской империи
  • 3. Правление Юстиниана в Византийской империи
  • 4. В каком году произошло крещение Руси?

Рис. 3. Византийский храм.

Роль ее в европейских и мировых масштабах тоже была заметной, в основном потому, что византийская культура синтезировала в себе античные образцы греко-римского периода с восточными элементами. Невозможно также переоценить ее влияние на искусство восточной и южной частей Европы.

Венецианское влияние и влияние на эпоху Возрождения

В начале 11 века ряд различий между Византийской империей и возрождавшимся городом Римом вызвали изменение художественной тенденции того времени.

Многие из крупных итальянских городов стали важными торговыми центрами в Европе, что сделало их очень привлекательными местами для жизни. Многие художники покинули Константинополь, чтобы переехать в такие города, как Венеция.

Художественные тенденции византийского искусства мигрировали в то, что позже стало Италией, вместе с ее художниками. Там они объединились с местными идеями и запустили новое движение, которое позже получило название «прото-ренессанс». Это был первый этап искусства Возрождения, начавшийся именно в Италии.

Влияние Византии на Древнюю Русь

Культура государства оказала существенное влияние на Древнюю Русь и другие страны Европы. Ученые до сих пор спорят о том, каков вклад Византии в их развитие. Отношения крупной цивилизации с соседями начинались с военного противостояния и вражды. Однако после крещения Руси появились тесные связи, в том числе в культурной сфере. Под влиянием Византии в Киевском княжестве сформировались церковные традиции, появились мозаика и иконопись, по восточному константинопольскому образцу строились каменные храмы.

Византия оказала определяющее значение на развитие культуры Древней Руси. Отношения между двумя этими государствами прервались в XIII—XIV вв. в связи с монголо-татарским игом. После этого Московия на много столетий погрузилась в темные времена.

В старших классах школ ученики изучают искусство Византии, готовят по этой теме различные эссе, доклады, рефераты, сообщения, проекты, сочинения и рассказы. Это обширный пласт истории, который сказался на развитии России и всей Европы. Если в домашнем задании требуется рассказать о главных достижениях византийской культуры, нужно упомянуть о мозаике, иконописи и архитектуре.

Развитие музыки

Отсутствие хорошо сохранившихся нотных памятников музицирования не позволяет учёным в полной мере оценить наследие Византии. Многие музыковеды придерживаются распространённой теории о смысловом и ритмическом влиянии античной музыки на культуру страны. Происходило существенное смешение форм и стилей персидской, еврейской, сирийской и армянской песенности. Искусствоведы в своих работах о культуре Византии кратко отмечают, что музыка здесь находилась под влиянием стран Древнего Востока.

При этом прекрасно сохранились церковные произведения, позволяющие оценить светскую и религиозную музыку в Византии раннего и позднего периода. Первоначально в ней наблюдалось влияние римско-католической церкви, был распространён григорианский хорал, однако уже в XIII—XIV вв. отмечается серьёзное влияние восточной культуры. Во времена поздней Византии службы в церкви стали более пышными, поменялось исполнение многоголосных хоровых песен и их структура.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Иконоборчество и эволюция

Одним из периодов, наиболее повлиявших на сохранение мозаики, был иконоборчество, распространившееся по всей Европе. Это было социальное убеждение, которое придавало большое значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях.

Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и выразился в массовом уничтожении произведений искусства (особенно фресок и мозаик), которое произошло в 8 веке. На этом этапе власти не одобряли мозаику фигур.

Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены другими изображениями. Однако после конца 18 века мозаика вернулась и вернула себе значение в византийском искусстве.

В последующие периоды развился новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Это были довольно сложные работы, и их главной целью была личная преданность. То есть принадлежали конкретному человеку.

Вклад в иконописание

Восточно-христианский мир невозможно представить без иконописи Византии. Константинопольскими мастерами было положено начало создания особой техники написания икон как отдельного вида искусства. Византийская иконопись оказала мощное влияние на развитие древнерусской живописи и архитектуры. Святыни, признанные и почитаемые православными верующими на Руси, были созданы византийскими мастерами или написаны под влиянием от работ византийских мастеров.

Особенности полотен, созданных во время существования Византии, были бережно сохранены потомками и учтены при работе над современными произведениями искусства.

Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо

Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века

В V веке в Восточной Сирии, близ Алеппо, жил Святой Симеон, открывший особый вид аскезы — стояние на столпе. Всячески отрешаясь от мирского и заботясь об умерщвлении плоти, преподобный подвергался бесчисленным искушениям, частично описанным в фильме Луиса Бунюэля «Симеон-пустынник». Проведя на высоте 16 метров несколько десятков лет, Симеон удостоился почитания христиан со всего света, в том числе персов, армян и британцев.

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Октагональное ядро Калат-Семана (в переводе с арабского — «крепость Симеона») окружено тремя рукавами. Вместе они образуют пространственный крест, почти так же, как в храме Святых Апостолов в Константинополе. Сейчас храм руинирован, и, как он в точности выглядел сразу после постройки, неизвестно, но благодаря свидетельству Евагрия Схоластика мы знаем, что центральное ядро, заключавшее столп Симеона, оставалось открытым.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция

De Agostini Picture Library / Getty Images

Потир (литургический сосуд, используемый для освящения вина и принятия причастия) — одна из драгоценностей, привезенных из Константинополя в Венецию участниками Четвертого крестового похода в . Выполненный из сардоникса, позолоченного серебра, жемчуга и перегородчатой эмали, этот потир являлся вкладом некоего византийского императора в одну из столичных церквей: на основании его ножки выгравирована надпись с просьбой о Божьей помощи императору, описываемому в эпитетах «верный» и «православный». Считается, что этим императором был Роман I Лекапин (920–944), взошедший на престол после (886–912).

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция

Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

Икона «Лествица»

Конец XII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай

Wikimedia Commons

Одной из самых популярных книг у византийцев было поучительное сочинение VII века «Лествица» Иоанна Лествичника: описывая в своих словах-наставлениях монашеские добродетели и пороки, Иоанн рисовал образ духовного восхождения монаха к Богу. Текст «Лествицы» послужил основой одноименной иконографии, сложившейся в XI веке и ставшей необыкновенно популярной в средневизантийский период. Самым знаменитым ее примером является синайская икона конца XII века.
Тридцать ступеней лестницы (по числу слов-наставлений) составляют смысловой центр композиции: монахи, возглавляемые Иоанном Лествичником и архиепископом Антонием (возможно, главой синайского монастыря, для которого икона и была написана), восходят ко Христу, некоторые же члены братии, не выдержав искушения, падают в черную пасть ада.
Исключительно высокая по качеству икона могла быть создана как на Синае, так и в Константинополе. В пользу местного происхождения свидетельствует ее оборот, украшенный взятыми в круг крестами и надписью «Иисус Христос ника» (с греческого — «Иисус Христос побеждает») — аналогичные изображения присутствуют на нескольких других памятниках XII века из собрания монастыря.

Идеально сбалансированная композиция (две диагонали, образованные лестницей с одной стороны и взирающими друг на друга монахами и ангелами с покровенными руками, свидетелями монашеского подвига, — с другой), тонкость письма (прием «золото на золоте», при котором золотой фон оживляют мерцающие, будто залитые мистическим светом нимбы и диски), воплощенный в иконе образ аскетической праведности и трудного восхождения к жизни вечной делают «Лествицу» одним из совершенных созданий зрелого византийского искусства.

Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)

Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция

Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.

Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.

Монастырь Дафни, Греция

Один из шедевров византийской архитектуры монастырь Дафни также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста». Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего монастыря, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян.

А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого Аполлону, который был разрушен в конце 4 в.. Монастырский комплекс в настоящее время находится на реконструкции и закрыт для посетителей.

Крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом.

Крепость Ангелокастро, Греция

Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.

Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне)  замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0, Link

Когда его построили, пока точно неизвестно. Но называют 13 век. Вероятно, во времена правления Михаила I Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 г.. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.

Византийская культура: исторический период

Строго определенных территориальных или периодических границ у нее нет. Считается, что начальный этап ее развития берет начало от основания Константинополя – то есть, с 330 года, а ее конец определен серединой XV века, когда в 1453 году империя была окончательно уничтожена турками. Однако неоспоримо влияние Византии на культуру Древней Руси и других славянских государств, так что она продолжила свое существование в этих странах. Считается, что XI век стал периодом ее расцвета.

Культура Византии развивалась под влиянием различных исторических событий в рамках борьбы язычества и христианства, а также становления государства от античности до средневекового времени. Результатом этих процессов стало то, что в основу византийской культуры было положено христианство.

Искусство декоративное, но значимое

Особое место в искусстве Византии занимает эмаль. Не позднее V—VI столетия местные мастера с ее помощью украшают ювелирные изделия, церковную утварь, обложки книг и даже храмовые двери! Эмаль представляет собой стекловидную массу, которая при помощи высоких температур скрепляется с основой.

В Византии использовались как выемчатая, так и перегородчатая эмаль. В первом случае на поверхности основы чеканится или выпиливается углубление, которое заполняется эмалью. Во втором — на основу напаиваются перегородки(в основном в виде тонких металлических полосок или проволоки), образующие ячейки разной формы, которые также заполняются эмалью. Искусство это не утрачивало своей популярности в Византии на протяжении многих столетий и достигло невероятных высот. В качестве примера можно привести «Золотой алтарь» работы византийских мастеров X-XII века, хранящийся ныне в соборе Святого Марка в Венеции, или «Корону Константина IX Мономаха» (XI век) — это сейчас одна из жемчужин Венгерского национального музея в Будапеште.

Популярно было в Византии искусство резьбы. Так, в Лувре находится вырезанное из слоновой кости изображение в технике высокого рельефа, известное как «Диптих Барберини» — по имени одного из предыдущих владельцев — итальянского кардинала Франческо Барберини. Произведение состоит из прямоугольных пластин, скрепленных между собой, на которых изображен триумф императора (предположительно, Анастасия I или Юстиниана I). Правителя окружают аллегорические фигуры Победы, ангелов и побежденных врагов. Подобные предметы когда-то служили табличками для записей.

«Диптих Барберини»

Автор этого изображения неизвестен, а создано оно, скорее всего, в первой трети VI столетия. Первоначально, судя по всему, диптих украшали драгоценные камни, но до наших дней сохранились лишь несколько небольших жемчужин. На оборотной стороне сохранились записи, которые позволяют причислить диптих к древнейшим дошедшим до наших дней христианским поминальным спискам. Что же касается собственно изображения, то «Диптих Барберини» — пример слияния античной и раннехристианской традиций.

Мозаики и фрески монастыря Хора (Кахрие-Джами)

Около 1315 — 1321 годы. Стамбул

1 / 5

Фасад церкви Христа Спасителя в Полях. Фотография 1990-х годов Wikimedia Commons

2 / 5

Успение Богородицы. Мозаика в монастыре Хора De Agostini Picture Library / Getty Images

3 / 5

Купол парекклесиона в церкви Христа Спасителя в Полях Wikimedia Commons

4 / 5

Южный купол эзонартекса. Генеалогия Иисуса Христа и Христос Пантократор. Фреска монастыря Хора Wikimedia Commons

5 / 5

Деталь фрески «Страшный суд» в Хоре Wikimedia Commons / Vladimir Lukic

Хора — пожалуй, самый изученный памятник Византии — последний грандиозный ансамбль византийской столицы, созданный стараниями великого логофета  Великий логофет — высший чиновник царской канцелярии, глава византийской дипломатии, фактически — премьер-министр империи.  Феодора Метохита. На средства этого вельможи был реставрирован купол главного здания, а также возведены нартекс  Нартекс — помещение при входе в храм, примыкающее к его западной стене., экзонартекс  Экзонатрекс — примыкающая к нартексу внешняя открытая паперть. и парекклесион  Парекклесион — пристроенная к храму часовня.. Его портрет с точной моделью постройки в руках находится перед входом в храм — коленопреклоненный, одетый в восточный костюм по моде того времени, заказчик предстоит образу Христа, сопровождаемому эпитетом «Хора тон зонтон» (то есть «Земля живых»).

Мозаики Хоры сохранились лишь частично, но и они красноречиво свидетельствуют о богословской образованности и утонченности составителя их программы. Основной объем росписей представлен в нартексе, где рассказана история Богоматери, и экзонартексе — там изображена история рождения Христа. В сводах этих же помещений располагается третий цикл мозаик, изображающий земное служение Спасителя — чудеса и притчи (например, Чудо в Кане Галилейской и Умножение хлебов). Наконец, главной темой парекклесиона, сохранившего фресковый цикл со знаменитым образом Сошествия во ад в виме  Вима — восточная часть храма, в которой находится алтарь., является образ Воскресения и Страшного суда: здесь должны были разместиться саркофаги самого Феодора Метохита и его современников — коноставла  Коноставл — командующий войсками. Михаила Торника с супругой.

Мозаики и фрески Хоры являются блестящим примером искусства эпохи так называемого Палеологовского ренессанса — культурного взлета, случившегося при последней династии византийских императоров, правившей в середине XIII — середине XIV века. Каждую сцену оформляют изысканные архитектурные кулисы с портиками, колоннами, перекинутыми через них велумами и воздушными балдахинами и пейзажные мотивы типа одиноко стоящего дерева. Композиции изобилуют подвижными, туго задрапированными фигурами, часто в контрапостных позах и смелых разворотах, и стаффажными элементами, разнообразие которых привносит в сцены элемент жанровости

Вместе с тем каждая деталь служит особой организации композиции, установлению внутри нее ритма, немедленно фиксирующего внимание зрителя на узловом моменте сюжета

Например, сцена, в которой Мария и Иосиф предстали перед царем Иродом в момент переписи. Ее главные действующие лица очевидны благодаря архитектурным вертикалям фона. Вместе с тем взгляд немедленно схватывает образ Марии, ведь именно к ней обращены персонажи слева, расставленные с искусно подобранными интервалами; дополнительный акцент привносит деревце на заднем плане, своими очертаниями повторяющее наклон корпуса Марии.

Особенности византийского стиля

Главная особенность картин, выполненных в этом стиле – золотистый фон. Именно эта отличительная черта присуща многим картинам из византийской мозаики. Что касается техники укладки, то обычно применяется прямой набор. Второй особенностью любого панно, выполненного в византийском стиле, являются четкие контуры любого образа или объекта, который представлен в композиции. Чтобы этого достичь, необходимо выкладывать фрагменты мозаики в ряд. Стоит отметить, что при рассмотрении картин с большого расстояния создается впечатление, что образ оживает. Именно техника прямого набора позволяет выделить образна мерцающем золотистом фоне.

При создании панно отдельные фрагменты мозаики выкладываются очень плотно друг к другу. При этом прослеживается четкость их контуров. Еще одна отличительная черта византийского стиля – правильные пропорции объектов композиции. И это совсем не зависит от того, в каком положении передается образ: он может быть неподвижным либо находится в движении. Это позволяет создать иллюзию объема. Однако наличие контуров каждого фрагмента делает панно немного сухим.

Если вы решили создать в своем жилье картины в византийском стиле, то лучше пригласите мастеров нашей компании, так как они смогут выполнить укладку мозаики с соблюдением всех правил и техники.

Вы не пожалеете о своем выборе.

Наши телефоны:

+7 (909) 902-51-74 Максим

Мы будем рады помочь Вам!

Copyright Укладка мозаики. Затирка для швов плитки www.mozaichnik.ru 2008

О компании

Наши работы

Услуги

Цены

Вакансии

Контакты

Поиск

Палитра цветов затирки

Расчет расхода затирки

Рассчить расход затирки →

Выкрасы

Затирка кардинально меняет внешний вид мозаики. Как не испортить Вашу мозаику неправильно подобранной затиркой? Как посмотреть конечный результат Вашей мозаики с уже нанесенной затиркой? – Сделать выкрас листа мозаики. Подробнее…

Наши работы

Фотоотчеты авторских работ компании Мозаичник по укладке мозаики, затирке, реставрации, работ с мозаичным панно… Подробнее…

Не наши работы

В галерее представлены работы, которые нам приходилось переделывать после неопытных мастеров. Плиточник не сможет выложить мозаику так, как мозаичист. Большинство испорченных объектов не подлежит реставрации…. Подробнее…

Прозрачная затирка

Прозрачная затирка идеально подходит для мозаичных панно, стеклянной, каменной, керамической, деревянной, железной мозаики, керамической плитки, бесшовных мраморных плит, керамогранита, стеклоблокам и, главное, для… Подробнее…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: