Обри бердслей (beardsley). графика стиля модерн

Библиография

  • Сидоров А.А. Искусство Бердслея, М., 1926
  • Бердслей О. Рисунки. Проза. Стихи. Афоризмы. Письма. Воспоминания и статьи о Бердслее / Вступительная статья, проект альбома, составление, подготовка текстов и примечания А. Басманова. — М.: Игра-техника, 1992. — 288 с. ISBN 5-900360-03-2
  • Шедевры графики. Обри Бердслей. — М.: Эксмо, 2007.
  • Weintraub St., Beardsley, Harmondsworth, 1972

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: peoples.ru

Обри Бёрдслей: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Обри Бёрдслей: жизнь и творчество художника
3 (60%) 3 голос(ов)

ЦЕЛЬНОСТЬ

Архитекторы модерна исповедовали принцип «изнутри наружу» – возрождалось осмысление архитектора как универсального художника, который создавал эскизы от проекта самого здания до дизайна дверных ручек и светильников.

Особняк Рябушинского, г. Москва. Архитектор: Фёдор Шехтель. Фото: travel-bug.club

Интерьеры в особняке Рябушинского. Фото: 3.bp.blogspot.com, artifex.ru

Это предопределяло появление художника-универсала, соединявшего в одном лице графика, живописца, архитектора. Именно в это время нашли свое полное выражение таланты таких ярких мастеров, как Михаил Врубель, Лев Бакст, Сергей Малютин.

Цвет простолюдинов и политика

Не меньшая драматичность была в полотнах испанского художника Франсиско Гойи. Он жил на рубеже XVIII–XIX веков, когда в стране был ужасный кризис. Как это часто бывает в истории, в такие моменты во всех сферах культуры и искусства на первый план выходит человек из народа. Гойя интересовался жизнью махо (они же мачо — щеголи из простонародья) и мах (подруг махо — таких же щеголих). Это были жители самых бедных районов Мадрида, которые не считались ни с законом, ни с мнением окружающих.

Франсиско Гойя «Махи на балконе» (1808–1814).

О том, как выглядели экстравагантные женщины из народа, можно судить по картине Гойи «Махи на балконе»: головы покрыты кружевными мантильями, на плечах короткие жакеты, расшитые золотом. Если последней деталью можно было пренебречь и не надевать без необходимости, то мантилья стала неотъемлемой частью наряда мах.

Гойя был еще и придворным художником и, посвятив героям трущоб несколько полотен, привлек внимание аристократии к этим людям. Вскоре из-под его кисти появились два портрета известных светских дам в платьях, в которых обычно расхаживали модницы-махи

Первым было изображение герцогини Каэтане Альбы (которуюдолгое время считали моделью для «Обнаженной махи»), а вторым стал портрет самой королевы Марии Луизы.

Франсиско Гойя «Портрет герцогини Марии Каэтане де Сильва Альба» (1797). ИсточникФрансиско Гойя «Портрет королевы Марии Луизы Пармской». Источник

Долгие годы в Испании, со второй половины XVI века, черный цвет был монополией придворной знати. Но во времена вторжения французов (с 1808 по 1814 годы) светская мода сильно изменилась. Женщины из испанских аристократических семей стали одеваться на французский лад в светлые платья без корсетов с завышенной талией — таким образом они проявили свою конформность. Но махи не хотели идти на уступки захватчикам: стали ходить в черном и по старой традиции продолжали покрывать головы кружевными накидками.

Роль в романе

Если задуматься о том, какой службой в произведении Михаила Афанасьевича руководит Афраний, то в качестве ассоциаций в голову сразу приходит «тайная канцелярия» императорских времен или современная ФСБ. Существует предположение, что Булгаков неспроста включил в сюжет книги не просто представителя, а должностное лицо подобных структур, сделав тем самым попытку угодить современникам в рядах этой профессии, чтобы сгладить тернистый путь своему литературному творению в условиях тогдашней власти.

Подобная точка зрения имеет право на жизнь. И хотя в действительности писатель сам часто выступал жертвой государственной власти, образ «силовика» подан в романе в качестве антагонизма бунтарству Иешуа и выглядит положительно. Исследователи и неравнодушные поклонники романа все же сходятся на том, что главная суть появления в сюжетной линии «Мастера и Маргариты» начальника тайной стражи игемона и приватная беседа между ним и прокуратором сводится к единению с фигурой Воланда.

Если обратиться к черновикам произведения Булгакова, то всплывает интересная информация о совпадении цвета двух перстней в разных главах романа — того, что носит предводитель нечистой силы, и того, что Пилат презентовал верному слуге за убийство предателя. В книге, в отличие от сериала, кольцо не было выброшено, а значит, это вполне могло быть одно и то же ювелирное изделие, почему бы и нет.

12 самых известных картин

«Юность Девы Марии» Россетти (1848-49)

Юность Девы МарииДанте Габриэль Россетти

Это произведение считают точкой отсчёта в истории прерафаэлитов. Россетти начал его ещё до знакомства с Хантом и Милле, а завершил с помощью первого. На картине есть первая монограмма Братства. В роли Марии и Святой Анны изображены сестра и мать автора.

«Офелия» Милле (1851-52)

ОфелияМилле

Самая известная картина, созданная прерафаэлитами. На полотне запечатлена лежащая в воде девушка, смотрящая вверх и ожидающая смерти. Это – Офелия, возлюбленная Гамлета. Узнав об убийстве принцем своего отца, она потеряла разум и утопилась. Специалисты отмечают, что Милле удалось мастерски запечатлеть тонкую грань между жизнью и смертью, добавив яркие тона подлинной английской природы.

«Блаженная Беатрикс» Россетти (1864-70)

Блаженная БеатриксРоссетти

Муза Данте Алигьери сложила руки в ожидании момента смерти. В образе Беатриче Россетти запечатлел свою умершую любовь Элизабет Сиддал. Так мастер в течение 6 лет оплакивал утрату, обращая это чувство в картину.

«Портрет Элизабет Сиддал» Россетти (1854)

Портрет Элизабет СиддалРоссетти

А это произведение было написано, когда возлюбленная Россетти ещё жила и здравствовала. Небольшой портрет девушки, что сложила руки у подбородка и задумчиво смотрит вниз, выполнен акварелью по бумаге.

«Свет мира» Ханта (1853-54)

Светоч мираУильям Холман Хант

В сумерках Иисус в длинном светлом одеянии стоит со светильником в руке и стучит в дверь. Луна за головой Спасителя образует нимб. Аллегория понятна: дверь – чёрствое сердце, до которого Бог пытается донести свет.

«Прощание с Англией» Брауна (1852-55)

Прощание с АнглиейФорд Мэдокс Браун

В бесконечно тоскливых лицах двух героев отражена вся боль, связанная с эмиграцией. Они сидят на борту корабля, за спиной скалы британского берега. Неизвестно что ждёт этих людей на чужбине. В качестве героев Браун запечатлел себя с женой.

«Леди из Шалот» Уотерхауса (1888)

Волшебница ШалотДжон Уильям Уотерхаус

Очаровательная рыжая девушка плывёт в лодке с гобеленом на борту и поёт невесёлую песнь. Уотерхаус пересказывает поэму, основанную на средневековых легендах об Артуре.

«Долгая помолвка» Хьюза (1854-59)

Долгая помолвкаАртур Хьюз

Парень со своей возлюбленной стоит у дерева, задумчиво устремив взор вверх. Девушка пытается приободрить его. Картина выдержана в традициях романтизма.

«Гилас и нимфы» Уотерхауса (1896)

Гилас и нимфыДжон Уильям Уотерхаус

На полотне запечатлены сцены из греческой и римской мифологии. Аргонавт Гилас склонился над озером набрать воды, но его берут в плен наяды-русалки.

«Мариана» Милле (1851)

МарианаДжон Эверетт Милле

Героиня пьесы Шекспира, тоскующая за возлюбленным, встала со стула и держится за поясницу. Окно её украшают красивые витражи. Милле вместил в эту позу Марианы, кроме печали, сексуальное желание.

«Подружка невесты» Милле (1851)

Подружка невестыДжон Эверетт Милле

Гостья с роскошными длинными волосами сидит за свадебным столом и смотрит прямо в глаза. Во взгляде её заметна одновременно робость и чувственная страсть.

«Осенние листья» Милле (1856)

Осенние листьяДжон Эверетт Милле

На фоне прекрасного осеннего заката юные девушки собирают листья в высокую кучу, чтобы развести костёр. Огня не видно, но, судя по струе дыма, он уже зажжён. Милле вложил в картину настроение ностальгии и проходящего времени.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Свобода синтеза – еще один принцип мастеров стиля. От того и стилистический диапазон модерна практически бесконечен. Архитекторы примешивали к свободной пластике и формам модерна готику, русские узоры, неоклассические мотивы.

У модерна нет единых формальных признаков. Стиль вобрал в себя разнообразные направления, течения и школы, смешивая их и выводя на новый уровень.

Гостиница «Метрополь», г. Москва. Архитектор проекта Вильяма Валькота, соавторы: Лев Кекушев и Николай Шевяков. После сильного пожара 1901 года гостиница была восстановлена по проекту С. П. Галензовского. Фото: lot.com

Дом компании “Зингер”, г. Санкт-Петербург. Архитектор: Павел Сюзор. Фото: upload.wikimedia.org

Модерн преследует идею объединения нескольких видов искусства. Благодаря этому стали больше интересоваться прикладными искусствами – дизайном, работой с керамикой, книжной графикой. К примеру, о Врубеле говорили, что он возвел в ранг высокого искусства «прикладные поделки», создавая «эмоциональную» керамику.

Майоликовый камин «Вольга и Микула», выполненный по эскизам Михаила Врубеля. 1899 г.

Мастера модерна стремились преодолеть противоречия и найти гармонию между художественной и практической составляющей своих творений. Основной мыслью было приобщение к искусству всех жизненных сфер и главным образом сделать человека частицей художественного целого.

Дом Перцовой, г. Москва. Построен архитекторами Н. К. Жуковым и Б. Н. Шнаубертом по эскизам художника С. В. Малютина. Фото: canon-fan.com

Черный цвет в религиозных сюжетах: ад — это отсутствие света

В эпоху раннего Средневековья черный цвет считался одновременно хорошим и плохим. С одной стороны, он ассоциировался с внутренним достоинством, в него облачались монахи в знак смирения и воздержания, а с другой — этот цвет напоминал о загробном мире, грехах и силах зла.

К началу Х века баланс сил сильно меняется — во многом благодаря трактатам моралистов и теологов: отныне долгие годы черный будут считать цветом дьявола. Лишь монахи-бенедиктинцы продолжали хранить верность черным рясам: надевая их, они также примеряли на себя роль отверженных и презираемых. Но они были тем редким исключением, которое подтверждало правило.

Поль де Лимбург, XIII век. Источник

Дьявол Средневековья сохранил черты античного сатира: темное тело с козлиными ногами, мохнатой головой с рогами и длинным хвостом. Его прислужники (бесы или демоны) выглядели так же, но иногда их рисовали с несколькими лицами — чаще всего второе находилось у них на уровне живота, либо в паху или на заду. Оно символизировало животное начало: похоть, уродство, множественность.

Европейские изображения дьявола в XIV–XV веках. Источник

Встретить в церкви образ искусителя и его свиты можно на сюжетах из жизни Христа. Звероподобный дьявол должен неустанно напоминать молящимся о страшных муках ада.

Сатана и демоны чаще всего изображались черными, но также могли быть коричневыми или серыми.

В русских средневековых манускриптах их еще иногда рисовали зелеными, хотя в «Повести временных лет» бесы описаны как «черни, крилаты, хвосты имуще». Темные тона подчеркивали обособление от божественного света: там, где нет света, нет Бога, а значит, это и есть ад.

Черный как способ прийти к минимализму

В начале 1950-х годов абстракция вновь стала самой популярной художественной формой. Пережив войну, многие просто не видели смысла изображать реальность — столь пугающей она им казалась. Главным художественным центром абстракции была Америка, где, начиная с абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока, активно развивалась нефигуративная живопись.

Джексон Поллок в 1950 году, фото Ханса Намута. Источник

Но уже с 1960-х годов художники стали выступать против открытой эмоциональности абстрактного экспрессионизма: они отвергали мазки и тактильные поверхности «живописи действия» (когда Поллок поливал свои холсты краской, получался слой толщиной в несколько сантиметров). Представители этого нового направления стремились избежать мистической трактовки своих произведений, а потому создавали предельно элементарную форму.

Связь с Библией

Роль сатаны в Ершалаиме во время суда над Га-Ноцри имеет символическое значение не только у Булгакова. Новозаветные тексты Священного Писания повествуют о присутствии князя тьмы в Иерусалиме на закате жизненных дней Мессии. Дьявольская сущность, согласно Евангелию от Луки, проникает в предателя: «Вошел Сатана в Иуду». В Евангелии от Матфея указано, что «Петр начал прекословить Ему», на что Христос ответил: «Отойди от Меня, Сатана! Ты Мне соблазн».

Некая демоническая сущность является Иисусу в последние дни его земного пути и пытается переманить на темную сторону. Как гласит Евангелие от Матфея: «Всё это я дам Тебе, если, пав, поклонишься мне».

Догадка о связи воплощений дьявола в Афрании и Воланде принадлежит также литератору-исследователю Михаилу Гаспарову. В своих трудах литературовед делает акцент на художественном образе комнаты «с тёмными шторами», выбранной Михаилом Афанасьевичем в качестве места переговоров между прокуратором Иудеи и начальником ее секретной службы.

Таким образом, колоссальное смысловое и символическое значение в проблематике произведения и его трактовке имеет такой незначительный на первый взгляд персонаж, как Афраний из «Мастера и Маргариты». Роман всегда был окружен спорами о том, являются ли Воланд и Афраний одним и тем же лицом в книге. Точного ответа до сих пор нет.

Вундеркинд поневоле

Элен Бердслей вполне могла бы стать эталоном для современных матерей, которые уверены, что ребенка нужно в первую очередь «развивать». Когда маленькое семейство обосновалось в Лондоне, Элен, лишенная привычного безбедного существования, вынуждена была жить с мужем и детьми в съемных квартирах и давать уроки музыки. Она быстро разочаровалась в семейной жизни и каждую свободную минуту стала посвящать детям, решив через них реализовать все свои несбывшиеся мечты и не оправдавшиеся амбиции. Обри и его сестра Мэйбл с самого раннего возраста обучались музыке и рисованию и читали совсем не детскую литературу. Отсюда и пошла легенда (тщательно поддерживаемая Элен) о том, что Обри был одаренным ребенком.

Большую часть времени Мэйбл и Обри были предоставлены сами себе. Они почти не общались со сверстниками и очень рано перестали вести себя по-детски. Мэйбл на всю жизнь осталась для Обри самым близким человеком, они большую часть жизни прожили вдвоем.

Самым счастливым временем в детстве и юношестве Обри стала его учеба в Брайтонской средней школе. Мальчик быстро обзавелся друзьями и завоевал в школе определенный авторитет, несмотря на экстравагантную внешность и немалое самомнение. Тогда же он начал развивать свой художественный талант и увлекся театром. Мальчик участвовал в большинстве школьных постановок, исполняя ведущие роли. Что же касается рисования, именно тогда в его работах появилось тесное переплетение живописи, литературы и театра

Он искусно разрисовывал поля книг, уделяя особое внимание мелким деталям (что неудивительно, учитывая, что один его дед был хирургом, а второй – ювелиром)

Печатным дебютом Бердслея в качестве художника стала публикация в 1887 году серии картинок под названием «Анализ юбилейного крикетного матча» в журнале «Прошлое и настоящее». В том же году, кстати, был впервые опубликован и его литературный труд – шутливое стихотворение «Два к одному». Школу Обри окончил с триумфом. Незадолго до выпуска он сыграл в школьной постановке «Флейтиста из Гаммельна» и нарисовал все иллюстрации для программки спектакля.

В 1895 году Обри Бердслей уже был весьма известной личностью и в Лондоне, и далеко за его пределами. За его плечами было оформление сборника рыцарских сказаний «Смерть Артура» Томаса Мэлори (1, 2, 3, 4, 5). Несмотря на прохладную реакцию критиков, именно издание с изящными и детализированными иллюстрациями Бердслея популярно в Британии до сих пор. Пиком его творчества стали иллюстрации к «Саломее» Оскара Уайльда (1, 2, 3, 4).

Художник купался в лучах славы и мог только радоваться жизни. Но тут грянул гром.

Весной этого года Оскар Уайльд отправился в тюрьму на два года по обвинению в гомосексуализме. Из-за этого скандального процесса пострадали многие, и те, у кого действительно были любовные связи с писателем, и те, кто просто имели несчастье с ним дружить. Бердслей же совсем недавно прославился благодаря иллюстрациям к «Саломее». Даже близкие знакомые стали усматривать в этом связь с сексуальными пристрастиями Уайльда. А дальше дело решил дурацкий случай. Отправляясь в заключение, писатель взял с собой роман Пьера Луиса в желтой обложке. В прессе ее назвали просто «желтой книгой».

По иронии судьбы Обри Бердслей на тот момент был художественным редактором журнала «Желтая книга». Во многих его работах тут же начали замечать «неприличный» подтекст, и, в конце концов, художника уволили. Бердслей был очень расстроен, в частности, из-за того, что это увольнение косвенно подтвердило несуществующую связь между ним и Уайльдом.

В этот период поддержкой художнику послужил новый друг – поэт и журналист Андре Раффалович. Он, к слову, будет помогать Бердслею (в том числе и материально) до конца его дней. Художник тем временем сосредотачивается на собственном литературном труде «История о Венере и Тангейзере», которая позже получила название «Под холмом», и параллельно создает для него иллюстрации (1, 2, 3). В это же время он знакомится с издателем Леонардом Смитерсом, который не только предоставлял Бердслею работу (в частности, в журнале «Савой» (1, 2), но и стал его близким другом.

Античный черный и победа красного

Если от палеолита сохранилась наскальная живопись, то следы великой греческой цивилизации остались на осколках глиняных сосудов.

В античном мире ремесленники использовали несколько методов росписи. Сначала это было изображение-знак — то есть геометрические узоры, например греческий меандр, которым закрашивали сосуд целиком. Затем — изображение-образ, в том числе чернофигурная роспись (VI век до нашей эры), в которой темные силуэты контрастно выделялись на терракотовом фоне. В это же время были выработаны классические формы греческих ваз — это амфоры, связанные с погребальными культами и ритуальными пиршествами в честь бога виноделия Диониса.

Чернофигурная амфора с изображением Диониса. Источник

Этот цветовой выбор не был случайным: противопоставление света и тьмы проходит через всю эллинскую культуру, ее философию (например, присутствует в платоновском мифе о пещере).

Черный как мрачность капитализма

Сегодня у черного цвета есть множество интерпретаций: от бунтарского и агрессивного (цвет рокеров) до стильно-аскетичного (одежда архитекторов). Черный — это одновременно анархистский, фашистский и нигилистский цвет, он выражает наиболее экстремистские убеждения.

Испанский художник Сантьяго Сьерра каждую свою акцию готовит как протест против человеческого унижения и порабощения капиталистической системой труда. Всё действие он обязательно фиксирует на пленке, причем исключительно черно-белой. По словам художника, таким образом он отдает дань двум испанским мастерам: Гойе и Пикассо с его монохромной антивоенной «Герникой».

последнее фото Обри Бердслея

Влияние на искусство

Открытие стиля Бердслея очень сильно повлияло на современное ему искусство в целом, из корешков и вензелей «выросли» множественные направления модерна и авангарда, образовались школы, не утихали и не утихают споры. Его творчество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие европейского искусства вплоть до плаката, рекламы и модных журналов. Не остались равнодушными к нему и русские художники рубежа XIX—XX вв. Наиболее крупные из них — Константин Сомов и Лев Бакст. Именно Обри Бердслею отдают должное за появление таких удивительных произведений в области архитектуры, как поздние работы Федора Шехтеля и Антонио Гауди, именно Бердслей привлек интерес всего мира к графике стиля модерн.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: