Прекрасное в искусстве
Искусство явилось в мир с определённой целью — противостоять хаосу, беспорядочности, безобразному. Даже природа, внешне прекрасно устроенная, содержит в себе это зло, которое выражено в несовершенстве бытия всего живого, в его прерывности. Страху перед смертью, скоротечностью бытия, неустроенности этого мира, как показывает вся история человеческой культуры, может противостоять искусство, которое в любом своём сюжете может содержать оптимистическое начало. И это жизнеутверждающее свойство даёт художественному произведению красота, в своём вечном стремлении упорядочить, гармонизировать, дать надежду.
Человек, устроенный как целостность, всегда искал целого и эту целостность мог обретать в искусстве. Красота как основа любого искусства, конечно, содержится и в сознании художника. Но ей невозможно научить, как учат основам живописи или скульптуры. Как сущность, как живая энергия, она содержится в самом мироздании. С. Франк писал, что не человек вкладывает что-то новое в реальность, навязывая ей своё, а напротив, реальность навязывает нам себя, «заражает нас». «Прекрасное (в природе и в искусстве) “говорит” нам что-то, “даёт нам знать”, подаёт знак о некой тайной, скрытой, живой глубине реальности» (Франк, 1990:428). Он утверждал, что в любом прекрасном предмете нет ничего такого, что предназначалось бы только для внешнего. Внешнее всегда связано с внутренним. Мыслитель подводит нас к тому, что в данной нам красоте уже существует выразительность. Задача искусства дать выражение предмету, то есть представить в своей полноте, законченности.
В искусстве красивое — это пережитое и одухотворённое художником. Оно предстоит нам как художественное. Это художественная форма, художественный образ. А.Ф. Лосев называл художественную форму полной одухотворённостью. Художественная форма не должна идти в разрез со смыслом, сочетание их делает произведение гармоничным. «Художественный смысл произведения отличается от простого, обычного познавательно-коммуникативного своей концентрированностью, обобщённостью, инновационностью и многозначностью» (Басин и Крутоус, 2016:139). Художник отделяет эстетический элемент от случайностей, изображая характерные черты. «Красота, разлитая в природе, в её формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущённою, подчёркнутою» (Соловьёв, 1991:74). Для подчёркивания идеи о красоте художником могут быть использованы и противопоставления: комические, сатирические и трагические элементы. В арсенале художника все его знания, которые он использует, чтобы произведение обрело выразительность и художественную завершённость. В живописи этой цели служит сама творческая манера мастера.
Полные «Венеры» древности
40 000—10 000 гг. до н. э.
Венера Виллендорфская — доисторический идеал красоты / Wikimedia Commons
В древние времена красоту связывали со способностью вы́носить ребёнка. Пример эталона красоты древности — статуэтки «Венеры палеолита». Им около 30 тысяч лет — это полные женщины с большой грудью, внушительными бёдрами и животом. «Венер» создали скульпторы, которые жили в холодном климате. Так что полнота вполне отражала идеал красоты — жир обеспечивал теплоизоляцию и был источником энергии при беременности. По одной из версий, тучность фигурок связана с культом фертильности и символизирует стремление к плодородию и безопасности.
Искусство в жизни человека
Роль искусства в обществе трудно переоценить. Эта форма культуры издавна была той силой, которая объединяла народ, сплачивала его вокруг общей цели, идеи или переживания. Музыка, живопись, поэзия поддерживали людей, помогали находить общий язык в тех случаях, когда другие способы общения были невозможны.
В наши дни искусство выполняет в обществе несколько важных функций:
- развлекательную;
- интеграционную (или, иначе, объединяющую);
- информационную (ведь не только литература, но и музыка, и даже танец служат способом передачи знаний о событиях и отношении к ним автора);
- и воспитательную – достаточно вспомнить детские сказки, ненавязчиво прививающие детям представления о морали.
Литература, музыка, кинематограф, живопись, скульптура, танец, «народные промыслы» — все эти виды искусства несут в себе отпечаток души народа, его создавшего. Так, матрешка или Хохломская роспись во всем мире известны как символ России, а звуки волынки сразу заставляют вспомнить о Шотландии.
Средневековье (V–XIV века)
Во времена Средневековья опасно было быть красоткой, так как за это могли сжечь на костре. Человечество напрочь забыло о гигиене, так что мужчинам только и оставалось мечтать о том, чтобы женщины пахли чистотой, уксусом или хотя бы жиром. Аскетизм проявлялся во всем — “в цене” были девушки худощавого телосложения, с нулевым размером груди и ниточками вместо губ. Особенно ответственные мамаши бинтовали девочкам грудь, чтобы та, предательница, не росла. У замужних женщин в моде была беременность и между заходами на роды они носили специальные накладки, которые имитировали живот. Одежда была скромной, макияж и парики не приветствовались — одним словом, индустрия красоты была в полной стагнации.
Международная культурная интеграция
Ярким примером того, как искусство способствует сближению народа, могут служить:
- книги и фильмы, переводящиеся на десятки языков;
- заграничные турне знаменитых музыкальных групп;
- знаменитые картины, взывающие к общечеловеческим ценностям и известные практически любому человеку, вне зависимости от национальности;
- песни и инструментальные композиции, получающие популярность не только в родной стране, но и за рубежом;
- и многое другое.
Особенно примечательно то, что многие образцы искусства не просто находят отклик в сердцах людей разных культур, но и становятся толчком к более глубокому изучению чужого языка, традиций, религии.
Например, знакомство с японским языком, все больше завоевывающим популярность среди российской молодежи, часто начинается с мультфильмов в жанре «аниме».
Древний Египет
@nbeyin.com.t
Египтянки одни из первых стали уделять огромное внимание своей красоте. Они мылись с мылом в реках, обязательно пользовались косметикой и умасливали тела
Египтянки были стройными, но не худыми, а с развитой мускулатурой и небольшой грудью. Они часто носили полупрозрачные наряды и делали восковую эпиляцию всего тела.
Большое внимание уделялось волосам — ценились густые темные волосы, которые укладывались в высокую прическу. Идеальными чертами лица считались миндалевидные глаза, прямой нос и крупные губы
Египтянки красили брови и губы, увеличивали ресницы и вызвали румянец на щеках соком ириса.
Вся косметика была сделана из натуральных ингредиентов, в том числе и специальная краска для тела, чтобы придать ей бронзовый загар. Гигиена стояла для них на первом месте, кроме того, женщины часто пользовались маслами и ароматическими смесями, чтобы благоухать.
Античность (VIII век до н. э. — V век н. э.)
Красоткой по тем временам считалась девушка со светлой кожей и нежным румянцем, пухлыми губами, рыжими волосами. Фишка в том, что гречанки и римлянки от природы были смуглыми, а рыжие — все сплошь в веснушках, так что за белоснежную фарфоровую кожу им приходилось сражаться не на жизнь, а насмерть. Что только не делали красавицы, чтобы избавиться от веснушек и загара — использовали мед, уксус и даже лебединый жир. По слухам, мужчинам эти косметические процедуры не больно нравились, так как от их возлюбленных постоянном чем-то разило пахло — то ли жиром, то ли уксусом. А еще на женском теле не должно было быть ни единой волосинки, зато, если брови, то монобровь, сросшаяся на переносице от уха до уха.
Роль музыки в национальной интеграции
Музыкальное искусство издавна славится именно своей способностью объединять людей. Причем как представителей одной культуры, так и людей совершенно разных национальностей.
Стихотворение, сколь угодно гениальное, вряд ли будет оценено человеком, не знающим языка. Наполненная глубоким смыслом и символизмом картина может оставить равнодушным человека иной национальности – ведь давно доказано, что разные народы в одни и те же знаки и «культурные коды» вкладывают разные значения.
Но музыкальное искусство не имеет таких ограничений: в отличие от всех других жанров, оно обращается к тем глубинным чувствам, которые едины для всех людей. Музыка воздействует напрямую на эмоции, вызывает у людей совершенно разных национальностей схожие мысли и ощущения.
Отличной иллюстрации объединяющей силы музыки может служить знаменитая «Марсельеза», долгое время остававшаяся песней революционеров. Причем исполняли ее как французы – жители страны, где и родилась эта мелодия – так и борцы за свободу в Италии, Испании, царской России и других странах. Для всех, кто слышал ее, она была символом революции; а для многих – еще и призывом к сопротивлению.
Болезни толстого тела
Внезапно оказалось, что избыточный вес равно как и низкие физические нагрузки очень вредят здоровью, существенно сокращая жизнь! Быть «умирающей» обеспеченной толстушкой оказалось не столь привлекательно, как многим казалось. Отсюда, научное сообщество извлекло свою выгоду, объявив целый список возможных проблем, сопровождающих избыточный вес.
В этот список попали такие неприятные для тщеславия женщины симптомы как:
- Повышенная потливость;
- Одышка;
- Проблемы с артериальным давлением, взывающие головные боли и нарушения женского гормонального цикла;
- Болезни суставов.
И, если в те далекие времена подагра считалась болезнью аристократов, то в современном мире вообще чем-то болеть не считается больше ни аристократичным, ни привлекательным!
В XX веке на пьедестал красоты возвели в культ тело здоровой женщины, избавив их от излишней полноты и, соответственно, от необходимость носить корсеты. Известно, что постоянное ношение корсета в те далекие времена также приводило к множеству проблем со здоровьем.
Но, не прошло и столетия, корсеты снова вернулись. Теперь, правда, корсет – не каждодневная обязательная одежда, а лишь редкий аксессуар, например, для интимного костюма или в качестве лечебно-профилактического аксессуара.
История искусства
Искусство появилось с первых дней жизни человека. Оно служило решением насущных проблем. Люди оставляли наскальные рисунки, повествующие о своем быте, обрядах. Самыми распространенными видами первобытного творчества были танцы, музыка.
Оно появилось благодаря следующим цивилизациям:
- Египетской.
- Греческой.
- Римской.
- Китайской.
- Аравийской.
- Персидской
- Месопотамской.
- Индийской.
Древнегреческие творцы подчеркивали грациозность и красоту человека. Покровителем искусства у греков был Аполлон, бог красоты. Музы символизировали различные направления.
Это была эпоха развития литературы, театра, музыки, танца. Музыка обозначала гармонию звуков и объединение с наукой. Позднее муза считалась источником вдохновения.
Широкие бёдра и небольшой животик — стандарт в Индии
7000—300 г. до н. э.
Идеал женской красоты в Индии. Скульптура из храма в Бхубанесваре / Индийский музей
В Индии красавицами считались полные женщины — с широкими бёдрами, большой грудью и плавными линиями тела. Признаком привлекательности был небольшой животик
При этом важно было быть ещё и грациозной. Идеальная индийская женщина должна была обладать золотистой, светлой или умеренно смуглой кожей, узкой талией и полными бёдрами, пухлыми губами и длинными волосами
Один из возможных источников такого стандарта красоты — терракотовые статуэтки Маурьев, символ плодородия. У фигурок большая грудь и широкие бёдра, они символизируют женское начало.
Внешность была не единственным показателем привлекательности. Согласно статье, опубликованной в журнале «Известия Восточного института», идеал красоты подразумевал единство духовного и телесного. Например, среди атрибутов красоты называли «огромные чёрные глаза, тонкую талию, мягкий живот». Но также при этом «её мелодичный голос напоминает птичье пение, она ходит лебёдушкой, сон её лёгок, а обращение учтиво».
Тендеции: гендер, андрогинность и бодипозитив
Главная тема последних лет модной индустрии – это гендер. Все чаще дизайнеры экспериментируют с андрогинным стилем, надевая на мужчин платья, а женщинами в смокинге уже никого не удивишь. Впрочем, андрогинность как субкультура появилась ещё раньше. Дэвид Боуи, Принс, Энни Леннокс, Кейт Мосс, Тильда Суинтон подчёркивали свою внегендерность задолго до того, как стали популярными андрогинные модели начала 2010-х: Андреа Пежич, Саския де Брау, Агнесс Дейн.
Тильда Суинтон / Фото с сайта Hollywoodreporter.com
В 2018 году транс-женщина, актриса и модель с андрогинной внешностью Хари Неф стала лицом L’Oréal, H&M и сыграла в сериале Netflix «You» не транс-персону, а цисгендерную женщину.
Несмотря на это, подчёркнуто женственный образ остается ещё актуальным. Тонкая талия, пышный бюст, пухлые губы – эти идеалы были заданы голливудскими актрисами в 1930-1950 годах. Именно тогда в Голливуде сложилось существующее сейчас кинопроизводство, и кино стало по-настоящему массовым искусством.
Кинокритик Олег Борецкий отмечает особый статус актрис той эпохи. Их красота оценивалась как нечто элитарное и недостижимое.
«Это были настоящие кинобогини, они являли собой самые разные стороны женской красоты: романтическая звезда Одри Хёпберн, Вивьен Ли – «красавица с лицом феи», так её называли современники, та же Мерилин Монро и её сексапильный образ, – говорит Олег Борецкий. – Тогда не было интернета и пресловутых айфонов, люди ходили в кинотеатры и смотрели на звёзд снизу вверх. Это были богини, которые были выше тебя, законодательницы моды и красоты».
Вивьен Ли / Фото с сайта Mentalfloss.com
В 1980-1990-ые годы эта эпоха кино закончилась, и по словам Борецкого, произошёл радикальный крен в культуру постмодерна. Оказалось, что можно смотреть на звёзд не только снизу вверх
В кино появилось понятие «девушка, живущая по соседству»: неважно, красива героиня или нет, её образ устроен таким образом, чтобы зрительница могла идентифицировать себя с ней
«А ведь ни Грета Гарбо, ни Вивьен Ли, ни даже Одри Хёпберн никогда не были актрисами, с которыми себя ассоциировала зрительница», –говорит Борецкий.
По словам кинокритика, кино является отражением того, что происходит в обществе. Телесные каноны в истории культуры особенно интенсивно менялись в последние десятилетия. Поэтому пышные формы, распущенные волосы, которые по словам кинокритика, являлись волшебным символом женского очарования, уходят с экранов. Один из признаков нового времени – начавшийся в своё время бум на одежду от Кельвина Кляйна, придумавшего джинсы унисекс. Джинсы стёрли границы между мужчинами и женщинами.
«Если в прошлом одежда женщины, её макияж были противоположны брутальному образу мужчины, то сейчас всё изменилось», – говорит Борецкий,
Также в фильмах стала подниматься тема трансгендерности, это данность и отражение процессов, которые происходят в обществе, отмечает критик. Кроме того, сегодня кино реабилитировало нестандартное телосложение, став таким образом своеобразной терапией и носителем идеи боди-позитива.
Характеристики искусства
Определяющей характеристикой искусства является то, что оно символически отображает вещи, существа, явления конкретной действительности, соединённые с определёнными обобщёнными смыслами. Такие знаки называются художественными образами. Каждый художественный образ сочетает тот или иной фрагмент действительности с универсальными значениями.
Таким образом, искусство никогда не копирует действительность целиком, а лишь в большей или меньшей степени следует за ней, добавляя человеческих характеристик. Хосе Ортега-и-Гассет утверждал, что «ремесло художника именно в том и состоит, чтобы, взяв крошечный кусочек реальности: какой-нибудь пейзаж, какую-нибудь фигуру, какие-либо звуки и слова – заставить их выражать весь остальной мир».
Через искусство происходит коммуникация сквозь время и пространство, воспроизведение мировоззрения различных культур и эпох. Произведения искусства могут не только не терять своей художественной ценности с годами, но и напротив, в ещё большей степени, поскольку они наполнены символами, способны приобретать новые значения. В связи с этим Михаил Бахтин писал, что художественные произведения «живут в веках, то есть, в течение значительного времени, и часто (а выдающиеся произведения – всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем в своей современности».
Искусство во всех своих формах так или иначе создаётся человеком для человека, а художественно-творческая деятельность конкретного лица имеет основания в историко-культурном опыте человечества.
По словам Юрия Лотмана, искусство создаёт дополнительный слой реальности, в котором даёт человеку больше свободы. Искусство позволяет экспериментировать, изображать несуществующее или невозможное.
Область искусства из-за своей знаково-символической природы всегда включает чувство отстранённости, а это неизбежно вводит механизм этической оценки.
Некоторые исследователи сближают искусство с деятельностью животных, таких как пчёлы, термиты или птицы, когда те создают геометрически правильные объекты вроде сот, гнёзд, или выдают красивое для человека пение, подражают звукам, движениям. Однако, такая деятельность обусловлена инстинктом, тогда как искусство создаётся как проявление свободы. Поэтому искусство присуще только лишь человеку.
В основе произведения искусства – судьба личности, социальные отношения и действия людей, взятые в определённом историческом контексте. Они обработаны воображением художника и представлены в виде художественных образов. Способ описания произведения, структурный облик, материальная основа художественного образа определяют особенности искусства.
Споры по поводу определения функции искусства, специфики общественного сознания как особой формы человеческого познания или определения его смысла и значения в жизни человека не прекратились в истории культуры.
Искусство называют «подражанием природы», «познанием Бога», «изображением истины», «языком чувств» и др. Многие теоретики, ввиду сложности искусства, считали его сущность только познавательной, или идеалистической, или эстетической. Неудовлетворённые такими взглядами искусствоведы говорят, что искусство – это символ знания, умения видеть правду, творчества, искусства и символизма. Многие вопросы, например, гармония, находятся в тесном контакте с понятием «искусства».
Опыт медиков и ученых в 16-19 столетиях
16-19 столетия – одни из наиболее значимых в медицине, ведь именно в этот период произошло много важных открытий, ставших настоящим прорывом в развитии врачевания и возможности спасать людей более комфортными и безопасными методами.
Анестезия: в 1846 году во время операции по удалению опухоли в нижней челюсти первый в мире эфирный наркоз использовал хирург Джон Уоррен. Ассистировал ему анестезиолог Уильям Мортон. Исторические данные свидетельствуют, что это была не первая попытка использования анестезии, но ни одна из них не получила столь широкого распространения. Благодаря этому опыту врачи получили возможность проводить операции без боли.
Антисептика: лавры ее внедрения в медицину приписывают сразу двум врачам – венгерскому Земельвейсу и британскому Листеру. Первый в 1847-ом году попытался проанализировать причину сепсиса у рожениц, сделал вывод, что в этом виноваты сами врачи, которые осматривают беременных и родивших ребенка, просто обтерев руки носовым платком после посещения инфекционного и патологоанатомического отделения. С его подачи всему персоналу, работавшему в родильном отделении, приказано обеззараживать руки в хлорной извести. Это сократило смертность среди рожениц и новорожденных в целых семь раз. Тогда статистика не смогла кардинально изменить ситуацию. Над врачом насмехались, его критиковали, а сами врачи – ненавидели профессора. В конечном итоге Земельвейс умер в психиатрической больнице от сепсиса после сильного избиения. Добиться успеха смог Джозеф Листер, который спустя 20 лет таки внедрил антисептику в медицину. За данное достижение он был удостоен титула лорда.
Вакцинация: появилась в медицине в конце 18-го столетия. До этого от оспы погибали и дети, и взрослые. И лишь случайно обнаружив связь между заражением коровьей оспой и формированием иммунитета к более серьезным формам, Э.Дженнер начал экспериментировать. На основании своих исследований он смог разработать вакцину, благодаря которой удалось побороть заболевание навсегда. Именно вакцинация дала надежду защитить человечество от пандемии, что успешно используется и сейчас.
Не менее значимыми открытиями для медицины в 15-19 веках стало изобретение рентген-аппарата (1895 г), эндоскопа (1806 г), резинового презерватива (1855 г).
«Спекуляции на внешности – это медленный яд»
Клинический психолог и психоаналитик Маргарита Спасская рассказывает, что давление на женщин в том, что касается внешности, за последние десятилетия увеличилось в разы.
«Многие женщины испытывают сложности с принятием своего тела. И обычно им об этом трудно говорить. Причем, условно объективные данные вообще не имеют значения, – говорит Маргарита Спасская. – Внешность и возраст часто становятся способом манипуляции со стороны партнёра или окружающих, что зачастую полностью не осознаётся женщиной. То есть это полностью бессознательный процесс. И когда ко мне приходит женщина, которой около тридцати, и говорит, что чувствует себя старой – я в первую очередь предполагаю наличие отношений с партнёром-мучителем. Спекуляции на внешности – это медленный яд, который сильно влияет на самооценку и самовосприятие, забирает у человека массу психической энергии, времени и денег, и способствует тому, что после определённого возраста женщины становятся невидимыми».
Маргарита Спасская / Фото Facebook
Специалистка отмечает, что люди, считающие себя достаточно красивыми, встречаются очень редко. Психолог считает, что не последнюю роль в существующих стандартах красоты играют реклама и индустрия красоты:
«Фото и видео показывают нам «совершенных» людей, не имеющих изъянов во внешности. Каждая из этих ловушек – трудная борьба, которую большинство женщин ведут в одиночестве».
При этом, даже понимая процессы формирования сверхценности внешности, женщина всё равно является заложницей среды, говорит психолог.
Медицина Древней Индии
Медицина Древней Индии (см. интересные факты об Индии) основывалась на системе под названием аюрведа, положения которой были впервые записаны более 3000 лет назад.
Выслушав жалобы пациента, индийский врач стремился помочь ему выздороветь с помощью растительных препаратов и продуманной диеты. Врачи аюрведы лечат человека, а не болезнь.
Древняя Греция и Рим
В медицине Греции впервые была принята практика наблюдения за пациентом. Изучая древнюю медицину Греции, тяжело не заметь влияние на нее древнеегипетской медицины. Большинство используемых лекарственных средств давно было описано в папирусах египетских врачевателей. В Древней Греции выделяли две школы – в Кирине и Родосе. Первая школа делала акцент на то, что болезнь является общей патологией. Соответственно она лечилась, делая акцент на особенности пациента, к примеру, на телосложении. Школа из Родоса работала сразу с очагом заболевания. С другой стороны медициной занимались философы, они распространяли свои знания среди публики. Именно они изучали медицину с научной точки зрения. Отдельно от всей медицины выделили гимнастику, как способ лечить вывихи и развивать свое тело.
Чем глубже проникали познания в древней медицине египтян, тем больше появлялось опытных врачей с новыми методами. Одним из таких отцов медицины стал Гиппократ. У него более глубоко разработаны хирургические практики. Он мог проводить трепанацию черепа, удаление гноя, прокол грудной клетки, брюшной полости. Единственной проблемой были операции с большим количеством крови – не умея работать с сосудами, Гиппократ отказывался от таких своих пациентов.
Вся медицина древнего Рима строилась на достижениях, ранее заимствованных у греческих врачей. Ситуация повторяется – как японская медицина была построена на основе китайской. Изначально вся медицина Рима строилась на приятных и доставляющих удовольствие методах: прогулки, ванны. Далее, основываясь на учениях Гиппократа, методическая школа, школа пневматиков пытались их усовершенствовать, но уже в научном плане. Лучшим медиком Рима был Гален. Он подробно изучил анатомию, написал о медицине более 500 трактатов. Более тщательно изучил работу мышц.