Стать богачом за ночь. 10 картинок, которые продали как nft за сотни миллионов долларов

Совсем немного истории

Художники долго оставались не самыми богатыми ремесленниками — в Средневековье хорошо жил тот, кто выращивал еду или делал что-то полезное для хозяйства. Редкие исключения составляли мастера, служащие при дворе королей, царей и императоров.

С началом эпохи Возрождения у художников появились спонсоры из элит: аристократы, банкиры, промышленники и другие успешные дельцы. Для меценатов это был вопрос престижа — показать сообществу свое богатство, щедрость и любовь к высокому. Кроме платы за работу художник получал известность в кругу состоятельных друзей заказчика и иногда деньги «просто так» — на краски, студию и вообще достойную жизнь.

Особенности ценообразования картин и организации продаж

Чтобы понять, как продать картину в Интернете дорого, необходимо разобраться, каким образом составляются цены, что влияет на них и как сделать так, чтобы стоимость работы взлетела максимально высоко. Сегодня продажа произведений современного искусства схожа с продажей любого другого товара/услуги.

Кто-то представляет свои произведения как результат мучительного творчества, кто-то сначала привлекает внимание к собственной персоне, а потом продает предметы искусства, другие же стараются завоевать благосклонность критиков и покупателей талантом и усердной работой, что далеко не всегда дает нужный результат. В среднем себестоимость картины составляет 2000-3000 рублей, а вот ее рыночная цена может быть какой угодно

Молодым художникам лучше начинать с 300-400 у.е., выставляться в галереях, привлекать внимание, найти свою собственную уникальную технику и быть равно как талантливым, так и предприимчивым

В среднем себестоимость картины составляет 2000-3000 рублей, а вот ее рыночная цена может быть какой угодно

Молодым художникам лучше начинать с 300-400 у.е., выставляться в галереях, привлекать внимание, найти свою собственную уникальную технику и быть равно как талантливым, так и предприимчивым

Многое зависит от целевой аудитории – если выставлять полотна на сайте для мам, вряд ли они будут приобретать шедевры за 100 тысяч, а вот ресурс, где часто владельцы галерей и частных коллекций занимаются скупкой картин и готовы платить дорого, станет лучшим выбором для презентации работ.

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Тео-провидец

Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.

Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.

Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.

Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.

«Завораживало, какую власть отец имеет над холстом»

«Время», 2021. Холст, масло

— Вы сразу захотели идти по стопам отца или не планировали связывать жизнь с искусством? Кем мечтали стать в детстве?

— Насколько себя помню, я всегда рисовал. Много детских рисунков утеряно, но по тем, что сохранились, можно предположить, что сначала хотел стать моряком. Огромное количество парусников, морских сражений и карт воображаемых островов. В 12 лет написал книгу и сам же ее издал, снабдив иллюстрациями. В одном экземпляре. Но писателем я точно не хотел быть.

Важнее отметить зарождавшуюся уже, видимо, тогда проектность мышления. Ведь книга — это большой проект, растянутый во времени. Нужно создать осмысленный и законченный текст, перевести его на бумагу, желательно без ошибок, нарисовать обложку и картинки, собрать все это вместе и не бросить на полдороги!

При этом я всегда был активным соучастником творчества. Помню, его дипломной работой была многофигурная композиция с детьми у костра на берегу Волги. Для всех мальчишеских персонажей позировал я. А было их человек пять или шесть. Видя, сколько отец работает, как увлеченно ищет, открывает что-то новое, бездельничать рядом было немыслимым.

Меня завораживало, какую власть он имеет над листом бумаги или холстом, как под хлесткими, быстрыми движениями рук из отдельных, несвязанных мазков вырастает новый мир, вселенная, живущая по его законам и правилам.

— Нужно ли художнику образование или главное — иметь талант?

— Талант — это подарок, счастливый билет, потенциальная возможность что-то сделать в жизни. Но это еще и ответственность. Без развития любой талант зачахнет.

В моей жизни было и то, и другое, и третье. Мне повезло родиться в семье художника, и многие секреты открывались сами собой, без особых усилий. Знания, за которыми люди охотятся, отец передавал запросто, по-свойски. Потом была изостудия, та самая, в которой когда-то занимался отец. Потом художественное училище, архитектурно-строительный университет. Это был длинный путь, на котором посчастливилось повстречать множество щедрых и увлеченных учителей. А еще были мои сокурсники, такие разные и такие талантливые. Многие их них оказали на меня большое влияние. Это понимаешь со временем.

— Что лучше выбрать: художественный факультет или смежную специальность вроде дизайнера?

— Базовое образование необходимо. Нужен фундамент, с которого можно начинать строить себя. А вот где и как его получить — это вопрос действительно сложный и неоднозначный. После окончания архитектурно-строительного университета я более 15 лет в нем преподавал, поэтому знаю систему изнутри. И, конечно, у меня к ней было очень много вопросов.

Главное — научиться учиться. Не только добывать знания, информацию, но и систематизировать, использовать. Мы начинали учиться еще в Советском Союзе, и у нас был постоянный дефицит информации. Ее нужно было собирать по крохам, выискивая в этих крохах хоть что-нибудь полезное для себя. Сейчас же мы плаваем просто в океане информации, ее явный переизбыток, нужны совсем другие навыки — умение фильтровать, отсеивать и отбрасывать информационный мусор.

Кто использует NFT?

Анимация с радужным котом была продана за 690 тысяч долларов (Изображение предоставлено: Nyan Cat)

NFT искусство сейчас на пике, так же как и его создатели, включая художников, дизайнеров и бренды. И действительно, на NFT площадках, каждый день появляются новые таланты.

С появлением NFT образовалось отдельное пространство и формат для создания и распространения искусства. Это могут быть простенькие гифки, как например радужный кот (который был продан за 690 тысяч долларов), так и более амбициозные и сложные работы. Покупая NFT искусство, вы не только поддерживаете творческих людей, но и можете на этом заработать.

Мы ранее упоминали про NFT в видеоиграх, так вот, это явление перевернуло привычную концепцию покупки внутриигровых ассетов. Ведь ранее все цифровые ассеты покупались внутри игры и принадлежали компании разработчику. Получается игрок имел право использовать их только во время игры, на этом все и заканчивалось. Но владение NFT ассетом означает, что покупатель является единственным владельцем до того момента, пока он его не продаст другому игроку. Таким образом ценность ассета может зависеть от того, кто им владел и использовал в игре.

Картины знаменитых художников могут стоить огромных денег и это не удивительно. С таким расчетом, группа анонимных энтузиастов сожгла картину Бэнкси и превратила видео процесса сожжения в NFT. Но бывают и более неожиданные случаи, как например с коллажем Beeple. Это было первое появление художника на площадке и вряд ли он рассчитывал на такой прибыльный дебют.

Taco Bell один из брендов, которые максимально используют маркетинговый потенциал NFT (Изображение предоставлено: Taco Bell)

Для брендов NTF стал развлекательным каналом, с которого можно получать прибыль. О чем свидетельствуют действия многих компаний последовавшим примеру Taco Bell. Коллекция из 25 gif-анимаций на тематику Taco Bell была продана всего за 30 минут. Каждый NFT содержал подарочный сертификат на сумму 500 долларов, которую можно было потратить на их продукцию. Собственно, это свойство и подняло продажи на такой уровень. Сейчас карты перепродаются на вторичном рынке, самая дорогая из них стоит 3 тысячи 500 долларов.

NBA дополняют свой ассортимент цифровой одеждой, украшениями и не только (Изображение предоставлено: NBA)

У NBA есть платформа NBA Top Shot, где бренд продает коллекционные карточки с видео легендарных моментов игры. Сейчас они планируют пополнить свои лоты виртуальными украшениями, аксессуарами и одеждой, которые можно было бы использовать в соцсетях. NBA стремятся получить максимум прибыли и всеми возможными способами заинтересовать коллекционеров.

Твит, который стал первым в истории, продали почти за 3 миллиона долларов (Изображение взято со страницы Джека Дорси в Twitter)

Даже твиты можно продавать, как это показал на практике сооснователь Twitter Джек Дорси. Он продал первый в истории твит за целых 2,915,835.47 миллиона долларов.

Музыканты тоже продают права на свои песни и короткие фрагменты видеоклипов. Более того, существует цифровая недвижимость и мебель, которую также можно купить.

Так называемый «Дом на Марсе», спроектированный дизайнером из Торонто Кристой Ким, был продан за 500 тысяч долларов. Этот проект считается первым NFT домом в мире. Владелец может перемещаться в нем с помощью шлема виртуальной реальности и даже загорать у себя во дворе с видом на Марс.

Десять самых дорогостоящих полотен

Чтобы понять особенности ценообразования, можно рассмотреть список самых дорогих картин:

«Игроки в карты» Поля Сезанна – 250 миллионов долларов за одну из картин (это серия): четыре хранятся в музеях Европы, одну выкупила за четверть миллиарда долларов у частного коллекционера семья эмира Катара.

«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» — триптих Бэкона, который продали за 142 с лишним миллиона долларов США. Все части триптиха одинаковы по размеру, демонстрируют сидящего на стуле живописца Люсьена Фрейда.

«№ 5, 1948» — полотно Джексона Поллока, созданное в 1948 году и выполненное в формате разбрызганной по холсту краски. Фиброкартон, размер чуть больше двух метров на чуть больше метра и 140 миллионов стоимость.

«Женщина III» — работа абстрактного импрессиониста Виллема де Кунинга, которую он завершил в 1953 году, а в 2006 ее купил Стивен Коэн за 137 с половиной миллионов.

«Портрет Адели Блох-Бауэр I» Густава Климта – один из самых значимых холстов автора, в 2006 году был куплен за 135 миллионов

Говоря о том, какая самая дорогая картина в мире, нельзя обойти вниманием этот шедевр

«Крик» — серия картин норвежского экпрессиониста Эдварда Мунка, на которых нарисована человеческая фигура на фоне красного неба и общего пейзажа. Продали почти за 120 млн. американских долларов.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» — одно из полотен известной серии сюрреалистических холстов, созданных Пабло Пикассо, которое было куплено за 106 с половиной миллионов.

«Двойная авария (Серебряная автокатастрофа)» — одна из четырех двухчастных работ Уорхолла, датированная 1963 годом, которая изображает автокатастрофы. В работе использованы кадры аварий из газет, многократно отпечатанные на холсте с использованием серебристой краски. Цена – 105 млн. 400 тысяч американских долларов.

«Мальчик с трубкой» — одна из самых дорогих современных картин (проданных в наше время) Пабло Пикассо, которую он создал в 1905 году, а продали в 2004 году за 104 млн. долларов, держа рекорд самой дорогостоящей работы до 2010 года.

«Восемь Элвисов» — еще один холст Уорхолла размером в 3.7 метров, выполненный в серебряном цвете и отображающий монотонное повторение одного и того же образа. Стоимость составила 100 млн.

Что помогло мне продать картины

Я поняла, что картины, которые я выставляла, непонятны широкой публике и нужно выбрать что-то попроще. В итоге выложила две работы художницы Насти Франц. Обе были в жанре графики, то есть это были черно-белые рисунки. Одна называлась «Нефть»: на ней были руки, запачканные черным. А вторая — «Сила», там был кулак. Мы решили продавать их по цене от 1500 Р. Плюс я выставила пару пейзажей своего друга Андрея Сагайдачного по 2000 Р.

Еще я просмотрела стену группы и поняла, что посты с объявлениями быстро уходят вниз и над ними появляются новые, в итоге покупатели их не видят. Чтобы пост всегда был вверху, художники постоянно обновляют комментарии: пишут, что картина еще в продаже, выкладывают ее фото в разных рамах или снимки, как она создавалась. Иногда добавляют фото других своих работ, а еще отвечают на все комментарии. Я решила делать так же.

В комментариях я периодически писала, что картина в продаже, и пост поднимался выше Еще я выкладывала фото картин в разных интерьерах

Через несколько часов у меня появилась первая ставка на графику «Нефть». Женщина хотела купить ее за 1500 Р. Мы с автором очень обрадовались, но нужно было ждать сутки, пока закончатся торги. За это время новых ставок никто не сделал, и администраторша добавила комментарий, что картина продана.

Я написала покупательнице, и оказалось, что она хочет купить и вторую картину моей знакомой — графику «Сила», тоже за 1500 Р. Я выкладывала ее фото в комментариях. Мы договорились, что художница отправит ей картины обычной бандеролью через «Почту России». Просто хорошо упакует в картон, чтобы не сломались углы. А покупательница переведет ей на карту деньги, включая стоимость пересылки.

Когда художница получила деньги, то заплатила группе комиссию только за первую картину — 225 Р. Ведь вторую я продала не через аукцион. Реквизиты нам скинула администраторша.

Так я помогла знакомой художнице немного разгрузить мастерскую и заработать на двух картинах 2775 Р.

Когда покупательница сделала ставку, администраторша объявила о начале торгов. А через сутки — что картина продана

Кто и почем покупает авторские картины

Мои картины стали покупать люди 30−50 лет, 80% из них — предприниматели, руководители компаний из Беларуси, России, Украины. Например, директор по построению группы компаний Black Star и бизнес-тренер Илья Кусакин. Почему предприниматели? Наверное, потому, что мы с ними на одной волне. Я тоже изучаю маркетинг, продажи, бегаю полумарафоны, хожу на конференции и не стесняюсь знакомиться, спрашивать о трендах и о том, что людей волнует.

Чаще всего покупают минималистичные картины — например, серия The Boss, абстрактные музыкальные картины из серии Miles Davis.

Одна из картин Жасмины. Фото из личного архива

Чаще приходят за работами, которые есть в наличии. Бывших клиентов не бывает, в среднем заказчик возвращается за новой картиной 3−4 раза. А бывает, стоят в очереди на 1−2 месяца. Или я не успеваю выложить картину в интернет, как ее уже покупают. Потенциальный заказчик просто говорит мне — как только будет что-то новенькое, сразу звоните, хочу увидеть ее первым. Но я берусь не за каждый заказ. Ни за какие деньги не буду работать с неадекватными людьми и теми, кто ведет себя высокомерно по отношению ко мне.

70% продаж происходит через соцсети, остальные — через «сарафан». Я проставляю хэштеги (#Минск, #художник, #картиныминск и т.п. + мои собственные хэштеги, которые помогают найти нужные работы), геолокации. Иногда настраиваю таргет на посты. В качестве целевой аудитории выбираю мужчин и женщин от 35 лет, менеджеров либо собственников бизнеса, любящих активный отдых (бег, горы).

Еще мне часто пишут галереи. Если понравившаяся работа не продана, чего практически не случается, я отправляю им картину на выставку. Если же ее купили, мы договариваемся об авторском повторе, при условии, что они готовы ждать 2−3 месяца.

Почему картины не надо объяснять

«Пришествие», 2020. Холст, масло

— Продвижение молодого художника — это про его работы или все-таки про личный бренд?

— В моем понимании художник должен максимально проявляться в своих работах, этим и создается его имя, все остальное — от лукавого. Художник изначально ограничен в средствах своего выражения, он должен донести свою мысль, эмоцию, посыл, принципиально не пользуясь словами. Более того, он ограничен рамками холста, его плоскостью, ограничен интенсивностью пигмента в красках. И его цель — преодолеть эти ограничения, вырваться из их плена. Я глубоко уверен, что не нужно вешать рядом с картиной листок с поясняющим текстом. Закончив работу, ты все сказал, и не надо больше ничего объяснять. Надо предоставить зрителю возможность и даже труд рассмотреть, понять, по-своему осмыслить.

— Как пробивались вы, какие способы сработали и какие нет?

— Мне кажется, продвижение — это особый талант и совершенно отдельная работа. Наверное, есть универсалы, которые успевают и работать, и крутиться в артистической тусовке, возможно, какие-то гении пиара делают это даже одновременно. Я умею и люблю работать, все остальное делаю по мере сил, как получается. В идеале, я думаю, нужно нанимать специалиста, который возьмет на себя работу по продвижению. Это огромный комплекс задач, который требует полной включенности.

— Чтобы попасть на выставку, нужно знать людей или же со своими работами можно прийти куда угодно?

— Я никого никогда не искал. У булгаковского Воланда были правильные слова на этот счет:

Надо просто работать, искать то, что взволнует тебя прежде всего, а уж потом это затронет и еще кого-то. Главное — научиться видеть то, чего не замечают остальные, научиться удивляться простым вещам. Или, точнее, вспомнить, как удивлялся им в детстве. Это похоже на то, как охотник идет по лесу. Он ведь не просто праздно гуляет, он настроен на определенную волну, он сосредоточен и внимателен. Он весь — ожидание. Только так, замедляя ритм своих ощущений, растворяясь в своем созерцании и подчиняя ему всего себя, можно научиться видеть как художник.

Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!

Что я поняла про продажу картин

Я продолжу продавать картины друзей в группе «Картины по дружеским ценам» и в других аналогичных. Еще я присматриваюсь к маркетплейсу «Ярмарка мастеров»: там тоже продается много картин. А если я получу статус самозанятой, то попробую продавать картины через «Вайлдберриз».

Но пока вот что я советую художникам, которые хотят зарабатывать на искусстве:

  1. Быстрее всего продавать картины на онлайн-аукционах для широких масс. Там, где низкие цены и за день продается много лотов. В такие группы легко попасть, потому что модераторы не эксперты. Но попробовать пробиться в более элитные группы тоже стоит: вдруг вам повезет.
  2. Проще всего продать картины, которые создают хорошее настроение и которые приятно повесить дома. Это пейзажи, абстракции, портреты, натюрморты и относительно позитивная графика. Кровь, боль и слезы лучше не предлагать.
  3. Сделайте фото картины в раме, без нее, в разных интерьерах и ракурсах. К посту можно приложить один снимок, а в комментарии добавить остальные.
  4. Несколько раз в день пишите комментарии к посту, чтобы на стене группы он поднимался выше.
  5. Не стесняйтесь предлагать покупателям другие свои картины. Мой опыт показал, что если кому-то понравилась одна ваша работа, то могут приглянуться и остальные.
  6. Общайтесь в комментариях с другими художниками и покупателями. Всегда есть шанс, что вас заметит известный галерист и предложит выставку. Или кто-то закажет вам дорогую работу. С художниками, чьи картины я продаю, такого пока не случилось, но, возможно, это еще впереди.

Брендинг в искусстве и наши когнитивные искажения

Теперь для успеха не обязательно виртуозно владеть техникой или делать что-то прорывное, главное — создать привлекательный имидж и сделать так, чтобы о вас говорили все и всюду. Можно как угодно к этому относиться, но стоит признать, что реклама и пиар работают. И всё благодаря нашим ошибкам восприятия — когнитивным искажениям.

Рассуждения, логика и аналитика требуют очень много энергии, поэтому для экономии мозг иногда переключается в расслабленный режим, и тогда решения нам подсказывают когнитивные искажения. Они могут быть очень полезными: мы не задумываясь обойдем компанию подвыпивших парней на темной улице, потому что стереотипно считаем их опасными. Но иногда из-за когнитивных искажений мы ошибаемся, верим манипуляторам и покупаем ненужные вещи. Вот как это происходит в мире искусства.

Гало-эффект

Привлекательным людям мы приписываем и другие добродетели. Например, он красивый — значит, наверняка добрый и веселый. Пришел в дорогом костюме — профессионал и ответственный человек (вспомните советы о том, как одеваться на собеседования).

Это работает не только с внешностью: мы можем идеализировать вежливых, начитанных, талантливых или безрассудных в зависимости от того, что нам нравится в людях.

Хорошее впечатление о человеке часто переносится на его работу и вообще на всё, с чем он ассоциируется.

Джефф Кунс — человек-инфоповод. В конце 1980-х он выпустил серию скульптур и шелкографий, изображающих, как он занимается сексом с женой, порноактрисой Чиччолиной. Затем были скульптуры позолоченного Майкла Джексона с обезьянкой, 13-метровый цветочный щенок и надувная балерина на площади у Рокфеллер-центра. Что ни проект, то резонанс в СМИ.

Кунс провернул рекордное количество коллабораций: создал обложку для альбома Леди Гага и декорации для концерта Jay-Z, «раскрасил» арт-мобиль BMW, сотрудничал с H&M, Стеллой Маккартни, Louis Vuitton и даже Google. Специалисты по современному искусству стараются заполучить хотя бы одну его работу для крупных аукционов, потому что где Кунс, там пресса. К тому же рядом с его произведениями остальные кажутся не такими дорогими.

Джефф Кунс и «Кролик». В 2019 году скульптура из нержавеющей стали была продана за 91 млн долларов. Источник

Эффект гало так же работает с музеями, дилерами и даже с прежними владельцами произведения. Картина, которая год висела в гостиной знаменитости, будет стоить дороже аналогичной, простоявшей в художественной мастерской: дилеры понимают, что картина «с историей» приобретает дополнительную психологическую ценность для покупателя, поэтому поднимают цену.

Эффект иллюзии правды

Чем чаще мы слышим информацию, тем правдивей она нам кажется. Например, многие уверены, что левое полушарие отвечает за аналитические способности, а правое — за творческие (это неправда). Интересно, что при этом мы часто не можем вспомнить, откуда мы взяли это убеждение — вроде как «где-то читали» и «это общеизвестный факт».

Дело в том, что знакомую информацию воспринимать легче, чем новую, и достоверность в данном случае вообще не имеет значения. Классический опыт на эту тему провели в 1970-х. Студентов попросили отметить, какое из 60 утверждений истинно, а какое ложно. Через неделю опыт повторили с теми же участниками: 20 утверждений оставили, остальные 40 заменили на новые. Еще через неделю фокус проделали снова. То, что казалось сомнительным в первый раз, студенты сочли куда более вероятным в третий.

Существуют свои правила и для портретистов, работающих на улицах, и они таковы:

15. Помните, что люди, решившие заказать у вас портрет, оплачивают вашу работу не по качеству, а по таким критериям, как схожесть портрета с тем, какими они сами видят себя, и по времени, которое вы потратили на работу над ним.

16. Но схожесть должна быть не 100%-ной. Обязательно постарайтесь польстить заказчику, нарисовав его мужественней и решительней, а заказчицу – моложе и симпатичней, чем она есть. Но при этом соблюдайте меру, чтобы портрет в итоге не превратился в карикатуру или шарж. И не стесняйтесь уточнять, что хочет увидеть клиент на готовом портрете. А многие любят, чтоб их переодевали в другую одежду, или изображали в дорогих ювелирных украшениях, или меняли прически, т.п.

17. Что до времени, то подсчитано, что оптимальное время одного «сеанса» должно составлять 25-30 минут. Также обязательно позаботьтесь о том, чтобы вашему клиенту во время позирования было не просто где сидеть, а он мог сидеть удобно. Важен также и душевный комфорт. Многих от заказа портрета останавливает неловкость, испытываемая при мысли, что за ними будут наблюдать. Потому клиента следует всегда усаживать спиной к толпе любопытных, которая обязательно соберется, стоит вам начать работать.

18. Касательно востребованности, то на первом месте стоят портреты, сделанные простым карандашом, на втором – мелками и пастелью, третьем – цветными карандашами, и далее – тушью, углем, нестандартными материалами. Но оригинальность может работать и вам на пользу. Так на любом морском курорте отлично продаются портреты, сделанные на гальке или подходящих для этого раковинах. Осенью можно хорошо заработать, рисуя небольшие портеры на красивых опавших листьях, и вклеивая их в симпатичные паспарту.

19. Если вы зарабатываете на дружеских шаржах, то помните, что они должны быть именно ДРУЖЕСКИМИ, т.к. если вы хотите хорошо зарабатывать, то не должны никого оскорблять или обижать. Так не нужно подчеркивать, что у клиентки три подбородка, а у клиента – лысина и огромный нос. Выделите, рисуя шарж, то, чем человек мог бы гордиться! Польстите ему! А чтоб сделать это правильно, еще раз самым внимательным образом перечитайте пункт 16 нашего списка.

20. Обязательно позаботьтесь о прозрачных файлах или картонных тубусах, в которых нарисованные вами портреты клиенты могли бы унести с собой. Многих (до 95%) от заказа портретов у уличных художников останавливает именно то, что они не могут гарантировать, что сделанный для них портрет они привезут домой в целости.

21. И обязательно позаботьтесь о выставочном стенде, на котором просто обязаны быть вывешены примеры ваших работ. А вот нащелкивать в уголке каждого портрета фото того или той, кто позировали при его создании, не нужно. Куда важнее хорошая техника, чтобы увидев ее, любой прохожий подумал: «Я тоже хочу такой!».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: