Эдуард Николаевич Дробицкий родился в 24031941 — Биография художника, известные произведения, выставки

Книги Эдуарда Веркина в Национальной электронной детской библиотеке

  • Веркин, Э. Н. Краткая история тьмы : фантастический роман / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.7 MB). — Москва : Эксмо, 2013 (Москва : ЛитРес, 20160801185444.0). — 668175 зн.
  • Веркин, Э. Н. Снежные псы / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.6 MB). — Москва : Эксмо, 2013 (Москва : ЛитРес, 20160802140711.0). — 608992 зн.
  • Веркин, Э. Н. Герда / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.6 MB). — Москва : Эксмо, 2014 (Москва : ЛитРес, 20160802133623.0). — 530786 зн.
  • Веркин, Э. Н. Кошки ходят поперек / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.5 MB). — Москва : Эксмо, 2014 (Москва : ЛитРес, 20160802140805.0). — 690957 зн.
  • Веркин, Э. Н. Кусатель ворон / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.6 MB). — Москва : Эксмо, 2014 (Москва : ЛитРес, 20160802133708.0). — 582616 зн. — (Эдуард Веркин. Современная проза для подростков).
  • Веркин, Э. Н. Облачный полк / Эдуард Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.4 MB). — 2-е издание, стереотипное. — Москва : ИД «КомпасГид», 2014 (Москва : ЛитРес, 20150131152728.0). — 414342 зн.
  • Веркин, Э. Н. Через сто лет / Э. Веркин. — Текст : электронный. — Электрон. текст. дан. (0.4 MB). — Москва : Эксмо, 2014 (Москва : ЛитРес, 20160802133533.0). — 397161 зн.

Происхождение и детство

Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.

Последние годы

Нестеров жил в эпоху исторических потрясений, выпавших на долю его горячо любимой России, без которой он себя не мыслил. Задела гроза и художника, и его семью. В 1938 году был обвинён в шпионаже и расстрелян зять живописца, муж его первой дочери. Ольгу сослали в Джамбул, откуда она вернулась с началом войны. Был арестован, к счастью, только на две недели, и Михаил Васильевич.

Прощальной картиной художника стала «Осень в деревне», написанная в 1942 году, в тревожное и полуголодное военное время. Пушкинские стихи звали старого и больного живописца к мольберту и любимой работе, а сирена о фашистском налёте – в бомбоубежище.

Писал художник и воспоминания – ведь в богатой на события жизни ему встречалось так много замечательных и известных людей. Книга «Давние дни» была издана в начале 1942 года и имела успех.

Художника не стало 18 октября 1942 года, причиной смерти был инсульт. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь в период учёбы

Автопортрет 1915 г.

Летом 1883 года, приехав домой на каникулы, Михаил познакомился с Марией Мартыновской, просто влюбился, встретив девушку на улице. Молодость и чувства привели к тому, что через год Мария и Михаил стали женихом и невестой, а в 1885 году молодые обвенчались, хотя родители были против. Молодые Нестеровы были счастливы: Михаил много работал – любовь окрылила и вдохновила его, Маша занималась нехитрым хозяйством и ждала ребёнка. В мае 1886 года родилась дочь Ольга, но на следующий день родильная горячка унесла жизнь Марии, верной Музы художника. От отчаяния Михаила спасла необходимость заботиться о малышке – он отвёз её к своим родителям в Уфу. Пока не подрастёт. Сам вернулся в Москву, надо было работать.

Фильмы

Впервые музыку для кино Артемьев начал писать к фильму «Мечте навстречу». В СССР на тот момент был пик космической тематики в искусстве, навеянный первым полетом Гагарина. Режиссерам этой картины требовалось электронное звучание для передачи космической атмосферы. Им посоветовали обратиться к Эдуарду.

После первого появления в титрах ныне знаменитой фамилии к композитору потянулись создатели кино. В молодости Эдуард Николаевич познакомился с тогда еще начинающим режиссером Никитой Михалковым, с которым дружит и работает в течение долгих лет. Все картины Михалкова сопровождены музыкой Артемьева.

С кинофильма «Солярис» в 1972 году началось длительное партнерство композитора и Андрея Тарковского. Именитый режиссер был требователен к саундтрекам, но Артемьеву всегда удавалось точно выполнять его пожелания.

К этому времени его имя знала уже вся кинотусовка. В списке друзей и коллег появились Карен Шахназаров, Андрей Кончаловский, Самсон Самсонов и другие. Именно Кончаловский помог Эдуарду Николаевичу уехать в Америку, чтобы создавать там музыку к его фильму. В Голливуде музыкант стал писать и для зарубежных картин. Возвращение в Россию состоялось только в 1995 году по просьбе друга Михалкова.

Кроме мелодий для кино Артемьев написал немало инструментальных произведений в стиле электронной музыки. Симфония «Пилигримы», цикл «Тепло земли», «Три взгляда на революцию» и другие композиции производили фурор в мире и получали высокие оценки критиков. Песни «Полет на дельтаплане» и «Ностальгия» были написаны совместно с поэтом Николаем Зиновьевым.

Произведение Эдуарда Николаевича прозвучало в связи с проведением важного для страны мероприятия — домашней Олимпиады в Сочи. Тема из трека «Поход» (фильм «Сибириада») появилась в музыкальном сопровождении церемонии открытия, а на закрытии были использованы отрывки из саундтреков к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» в аранжировке Игоря Матвиенко и драме «Сталкер»

Это не первое сотрудничество композитора с олимпийским комитетом страны. В 1980 году он по госзаказу написал кантату к памятной дате проведения Игр в Москве.

На официальном сайте Артемьева сегодня размещены фото и видео с выступлений, там же выложено расписание концертов и других мероприятий. К последним крупным работам автора в кино относится музыка к спортивной драме «Легенда № 17» и к проекту Кончаловского «Грех». Музыкант работает над всеми произведениями в своей домашней студии, под которую переоборудовал соседнюю квартиру в высотке на Войковской.

Преподобный

В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.

«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

«Видение отроку Варфоломею»

«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».

Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».

Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».

Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:

На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

«Юность преподобного Сергия»

Учёба, первые заработки и профессиональные звания

В 1881 году Нестеров отправился в Петербург и поступил в Академию художеств. Через год, разочаровавшись, возвращается в Москву, надеясь продолжить обучение у любимого педагога. Но застал Перова тяжело больным и едва успел закончить портрет умирающего наставника.

В 1882 году – Нестеров вновь студент Училища живописи, на этот раз он ученик Саврасова А.К., позже Маковского В.Е.

В 1884 году художник зарабатывает первые деньги, иллюстрируя издания, в том числе сборники сказок Пушкина, произведения Гоголя и Достоевского. В это же время увлекается исторической тематикой допетровской эпохи. В этом амплуа и получил известность, а за работу «Призвание М.Ф. Романова на царство» квалифицирован как свободный художник. В 1886 году Нестеров получил Большую серебряную медаль – на конкурс выставлялась картина «До государя челобитчики». Теперь Нестеров классный художник третьей степени.

О жизни и творчестве

  • Арзамасцева, И. Возвращение строгого юноши : / Ирина Арзамасцева // Октябрь. — 2014. — № 11. — С. 171–176. — (Публицистика и критика) (Предчувствие героя).
  • Бондарева А. Суровое детство Аксёна. : // Читаем вместе. — 2011. — № 7. — С. 39.
  • Бондарева, А. Без особых примет : / Анна Бондарева // Октябрь. — 2014. — № 11. — С. 166–171. — (Публицистика и критика) (Предчувствие героя).
  • Валиев, С. Друг-апрель : / С. Валиев // Путеводная звезда. — № 10/11, 2013. — С. 3. — (Книжный клуб).
  • Веркин, Э. «Кто не любит своих героев — полюбит чужих» : / Э. Веркин ; беседу вела Т. Шабаева // Литературная газета. — 2013. — 28 авг. – 3 сент. — С. 4.
  • Веркин, Э. «Мне хотелось вспомнить Героя..» : / Э. Веркин ; беседу вела В. Бройде // Книжное обозрение. — 2013. — № 7. — С. 3.
  • Веркин, Э. Н. О том, как Эдуард Веркин спас «Мёртвые души» / Э. Веркин ; беседу вела А. Бондарева // Читаем вместе. — 2013. — № 4. — С. 8–9. — (Персона).
  • Веркин, Э. Чёрно-белый мир : мужской разговор о войне и литературе / Э. Веркин ; беседовал А. Олейников // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2013. — № 5. — С. 12–16. — (Диалоги).
  • Эдуард Веркин // Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : биобиблиографический справочник. Вып.1 / сост. Т. Говенько. — Москва : Беринга, 2014. — С. 65–73.
  • Веркин, Э. Н. Он «штопает порвавшуюся ткань времён» : на одном языке с молодыми / Эдуард Веркин ; беседовали Т. Бабич, Н. Тютюнник // Библиотека. — 2018. — № 6. — С. 75–77. — (Литературная гостиная) (Встреча с писателем).
  • Веркин, Э. Н. «Увлечение виртуальностью — эрзац покорения космоса» / Эдуард Веркин ; беседу вела А. Бабяшкина // Читаем вместе. — 2018. — № 11. — С.40–41. — (Правила жизни).
  • Жвалевский, А. В. Детские книги, которых боятся родители / А. Жвалевский, Е. Пастернак // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2017. — № 11/12. — С. 48–56. — (Книжные палаты).
  • Кутейникова, Н. Е. Чтение литературы о Великой Отечественной войне современными школьниками: размышления в процессе изучения прозы на уроках и вне их / Н. Кутейникова // Литература в школе. — 2014. — № 5. — С. 21–27. — (Поиск. Опыт. Мастерство).
  • Лебёдушкина, О. Вспомнить героя : // Октябрь. — 2013. — № 9. — С. 183–186.
  • Маркова, Д. Детская литература во «взрослых» литературно-художественных журналах в 2013 году / Д. Маркова // Знамя. — 2014. — № 2. — С. 207–212.
  • Маршакова, М. А. Привет, давай почитаем… : современная детская литература глазами учителя-словесника : / М. Маршакова // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2016. — № 3. — С. 20–27. — (Работа с читателями).
  • Молчанова, М. Подросткам посвящается : // Книжное обозрение. — 2011. — № 9. — С. 19.
  • Невский, Б. Новая, новая сказка. Отечественное детско-юношеское фэнтези XXI века / Б. Невский // Мир фантастики. — 2016. — № 10. — С. 30–32. — (Книжный ряд).
  • Порядина, М. Выход из аномальной зоны / М. Порядина : / М. Порядина // Читаем вместе. — 2013. — № 8-9. — С. 38. — (Читаем без родителей).
  • Порядина М. Честнее правды : / М. Порядина // Читаем вместе. — 2015. — № 5. –— С. 36.
  • Хомич, Э. П. Подросток в литературе нового типа / Э. Хомич // Литература в школе. — 2016. — № 7. — С. 17–19. — (Филологическая и педагогическая науки — школе).
  • Юрова, Е. Рецензии : // Мир фантастики. — 2019. — № 8. — С. 19. — (Книжный ряд) (Книги месяца).
  • Борода, Е. В. Курс выживания для подростков. Эдуард Веркин / Е. Борода // Вопросы литературы. — 2017. — № 1. — С. 123–136. — (дата обращения: 09.04.20).
  • Веркин, Э. Н. Наша детская литература — здоровый организм / Эдуард Веркин // Октябрь. — 2018. — № 11. — С. 149. — (Публицистика и критика) (Круглый стол). — (дата обращения: 13.04.20).
  • Зверева, Т. В. «Облачный полк» Эдуарда Веркина: между фотографией и картиной / Т. Зверева // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения, 2016. — № 3. — С. 216–222. — (дата обращения: 09.04.20).
  • Сафронова, Е. «Настоящие приключения» Эдуарда Веркина / Е. Сафронова // Урал. — 2016. — № 5. — С. 201–209. — (дата обращения: 13.04.20).

Иллюстрации к книгам — Мэрген, Амурские сказки, Дерсу Узала

В 1965 году Павлишин начал активное сотрудничество с Хабаровским книжным издательством. Первой книгой, проиллюстрированной молодым художником, была нанайская сказка «Мэрген и его друзья».

Но настоящую популярность приобрели блестяще выполненные иллюстрации к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник пристально изучал культурное наследие дальневосточных народов. Он наблюдал за тем, как трудятся резчики по кости, как швея вплетает бисер в вышитый узор на одежде, как появляется резное кружево на нанайском туеске. Высокую оценку работе Павлишина дал академик А. П. Окладников, отметивший его индивидуальный стиль, объединяющий глубокие знания культуры Приамурских народов, оригинальные композиции и мастерски выполненный рисунок, который составляет с текстом единое целое.

Книга «Амурские сказки», великолепная во всех отношениях, была удостоена главного приза на Братиславской международной биеннале детских книг — «Золотое яблоко». Первое издание было в 1975 году, переиздания — в 1977 и 1980 годах. В 2014 году издательство «Речь» к 75-летию художника выпустило «Амурские сказки», дополненные новыми рисунками. В 2016 году вышло подарочное издание, вызвавшее настоящий восторг у ценителей Дальневосточной культуры.

Всего было оформлено более 100 книг. Иллюстрации к изданиям «Огненные листья», «Таежные родники», «Серебряный кубок» В. Комарова, «Таежные зори», «Поклон тайги» и другие были удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов. Книги, проиллюстрированные Павлишиным, выходили в США, Франции, Японии, Греции и других странах.

В Японии была издана книга проводника К. П. Арсеньева о жизни Дерсу Узала. Японские искусствоведы высоко оценили мастерство хабаровского художника, изображающего дальневосточную природу настолько живо, что по его рисункам можно получить полное представление о растительном и животном мире Дальнего Востока. За иллюстрации к книге Т. Кандзава «О, мой брат олень» ему была вручена Серебряная медаль.

Детство и юность

Чета Артемьевых находилась в Новосибирске из-за командировки Николая Васильевича, химика-технолога. 30 ноября 1937 года Нина Алексеевна родила в этом городе сына, которого назвали Эдуардом. Спустя 2 месяца после появления на свет малыш тяжело заболел, и местный врач сказал, что мальчик не выживет.

Отец прервал командировку и вернулся в родную Москву, где сына смогли вылечить. Необычным фактом стало то, что Эдуард запомнил эту поездку и потом в деталях рассказывал о ней родителям.

Работа отца была тесно связана со сменой места жительства, и все детство мальчик переезжал из города в город вместе с семьей. В 1953 году подросток перебрался в Москву к своему родственнику — профессору консерватории. Почти 3 года Эдуард обучался в хоровом училище, где и начал писать свои первые произведения.

В 1960-м юноша окончил консерваторию и познакомился с создателем синтезатора, который предложил ему исследовать новый инструмент в лаборатории НИИ. Так молодой человек познакомился с электронной музыкой. С этого момента началась его творческая биография.

Интересные факты

  • Родные и близкие в тесном кругу называют композитора Алексеем. Это имя дала ему бабушка при крещении, так как она была не согласна с выбором родителей, которые подверглись влиянию моды на имена.
  • Вместе с Артемьевым в консерватории на тот момент учились Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов.
  • Композитор трижды снимался в кино. Он сыграл в эпизодах фильмов «Арена», «Без свидетелей» и «Солнечный удар».
  • На одном из обедов, устраиваемых Никитой Михалковым, Эдуард Николаевич лично познакомился с Владимиром Путиным и Джеком Николсоном.
  • Музыкант верит в инопланетный разум и утверждает, что дважды в жизни видел летающую тарелку.

Тоска по светлой тишине

«Портрет дочери»

Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.

В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».

В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна  была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.

В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:

«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».

Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Портрет академика Павлова.

Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.

До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.

Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

*******

«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.

На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов

Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».

В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.

Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.

Там же

Там же

Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php

Там же

Там же

Там же

Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php

Там же

Там же

Там же

Русский Север в творчестве Нестерова

Задумав изучить православную жизнь севера России, в 1901 году Нестеров, по примеру многих художников того периода, отправляется в Архангельскую губернию. Точнее, в Соловецкий монастырь на одноимённом острове, суровые места на Белом море. Здесь родились великолепные полотна «Тихая жизнь», «Молчание», «Мечтатели» и другие. Чтобы подвести итог циклу, Нестеров задумал грандиозное полотно «Святая Русь». Закончил его только в 1906 году. Оно вызвало горячие споры критиков: художников и писателей, искусствоведов и просто неравнодушных людей. Всё было в нём прекрасно и одухотворённо: пейзаж, фигуры героев, их лица. Но русская критика сошлась в недопустимой пропасти между образом Спасителя и странниками, олицетворяющими народ России. Художественное исполнение было на высоте, но решение живописца относительно образа Христа сочли неудачным. Лишь на склоне лет Нестеров согласится с этим выводом.

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Серьёзное творчество

Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу.  Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.

Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.

Награды, премии

  • 2007 — лауреат Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» в номинации «За лучшее произведение в жанре научной фантастики или фэнтэзи» (за роман «Место Снов»).
  • 2008 — лауреат (Большая премия, первое место) Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (за роман «Кошки ходят поперёк»).
  • 2009 — лауреат (Большая премия, второе место) Национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (за роман «Мертвец»).
  • 2010 — лауреат (вторая премия) II Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков (за повесть «Друг-апрель»).
  • 2012 — повесть «Друг-апрель» (Эксмо, 2010) включена в список выдающихся книг мира «Белые вороны», составляемый экспертами Международной мюнхенской юношеской библиотеки.
  • 2012 — лауреат (первое место) II сезона Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» в номинации «Художественная литература» (за повесть «Облачный полк»).
  • 2012 — лауреат (четвёртое место) Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина (за повесть «Облачный полк»).
  • 2012 — лауреат премии Ивана Петровича Белкина в номинации «Учительский Белкин» (специальная премия учителей словесности) (за повесть «Облачный полк»).
  • 2012 — лауреат Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», проходившего в рамках Славянского форума искусств «Золотой Витязь» (Золотой диплом) в номинации «Детско-юношеская литература» (за повесть «Друг-апрель).
  • 2013 — лауреат Всероссийской литературной премии имени П. П. Бажова (XIV вручение, за 2012 год) в номинации «Мастер. Проза» (за повесть «Облачный полк»).
  • 2017 — лауреат премии «Планета Крым» (имени Леонида Панасенко) «за лучшее фантастическое произведение гуманистического плана» (повесть «Звездолёт с перебитым крылом»).
  • 2017 — лауреат литературной премии в области фантастики «Новые горизонты» (за повесть «ЧЯП»).
  • 2019 — лауреат (первое место) X сезона Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков «Книгуру» в номинации «Художественная литература» (за повесть «Осеннее солнце»).
  • 2019 — литературная премия «Час быка» за «самое социально ориентированное произведение» (вручена на 19 международной литературной конференции по вопросам фантастики «РосКон» (за роман «Остров Сахалин»).
  • 2019 — лауреат (Большая Филигрань) премии «Филигрань» (вручена на Двадцатых Чтениях памяти братьев Стругацких) (за роман «Остров Сахалин»).

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

«Стены храмов не подвластны»

Церковным росписям и иконам художник отдал свыше 22 лет своей жизни.

В 1890 году профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный «Отроком Варфоломеем», пригласил Нестерова на работу в собор.

Роспись Владимирского собора в Киеве

В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

По-настоящему Нестеров увлекся работой в Марфо-Мариинской обители. На стене трапезной им была написана картина «Путь ко Христу». Вразрез с традициями русской православной живописи  вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, здесь изображены  простые люди, ищущие свой путь ко спасению.

«Путь ко Христу» (фрагмент)

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах, которую художник впоследствии считал весьма удачной.

Книги Эдуарда Веркина, изданные вне серий

  • Веркин, Э. Н. Друг-апрель / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2010. — 350 с. : ил. — (Первый опыт любви).
  • Веркин, Э. Н. Облачный полк : повесть / Эдуард Веркин ; предисл. К. Молдавской. — Москва : КомпасГид, 2012. — 296 с.
  • Веркин, Э.Н. Мертвец / Эдуард Веркин ; ил. Е. Волжиной. — Москва : ИД Мещерякова, 2013. — 464 с. : ил.
  • Веркин, Э. Н. Остров Сахалин : роман / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2018. — 478 с. — (Эдуард Веркин. Взрослая проза). — .
  • Веркин, Э. Н. Звездолёт с перебитым крылом / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2019. — 350 с. — .
  • Веркин, Э. Н. Мертвец / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2019. — 416 с.
  • Веркин, Э. Н. Облачный полк : повесть / Эдуард Веркин ; предисл. К. Молдавской. — 5-е изд., стер. — Москва : КомпасГид, 2019. — 295 с.
  • Веркин, Э. Н. Пепел Анны / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2019. — 318 с. : ил.
  • Веркин, Э. Н. Кусатель ворон : роман / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2020. — 478 с.
  • Веркин, Э. Н. Страж водопоя / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2020. — 446 с.
  • Веркин, Э. Н. Чудовище с улицы Розы : повесть / Эдуард Веркин. — Москва : Эксмо, 2020. — 414 с.

Как все начиналось…годы военного детства

Геннадий Дмитриевич родился в городе Хабаровск в 1938 году. Рисованием он увлекся с раннего детства. Во время Великой Отечественной войны мальчик рисовал военные машины и сидящих на них солдат на полях газет так точно, что солдаты просили эти рисунки у ребенка, чтобы отправить их домой. После войны Павлишин пришел в кружок юных художников при Дворце пионеров, где написал первую «взрослую» картину маслом «На Амуре».

Получать профессиональные знания Павлишин отправился во Владивостокское худучилище. Днем он учился, а вечерами подрабатывал, загружая уголь в вагоны. 3 года проработал пожарным в 9ВПЧ Дальзавода. При проведении сварочных работ на кораблях должен был присутствовать представитель пожарной части, и молодой художник с удовольствием ходил на эти дежурства, во время которых, как он говорит: «Перерисовал весь Тихоокеанский флот от клепки до клепки».

После окончания учебы в 1964 году Павлишин остался во Владивостоке, где в течение 5 лет работал в лаборатории Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Это были годы частых поездок по Дальневосточному краю, в которых он знакомился с культурным наследием малых народов, делал наброски, позже ставшие основой его полотен, акварелей, панно-мозаик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: