Альбрехт дюрер

«Рыцарь, смерть и дьявол»

Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год Public Domain 

При первом взгляде на гравюру кажется, что это обычная иллюстрация к средневековой балладе. Но все не так просто. На заднем фоне мы видим скалу, которая символизирует сложный путь, а замок на вершине считается Царствием Небесным — концом  пути любого человека. Самого рыцаря характеризуют две детали: собака у его ног — символ верности, и дубовые листья в гриве лошади — символ силы духа.

Позади рыцаря виднеется Смерть. Она держит песочные часы — символ скоротечности времени. Идея гравюры в том, что человек, который верен своему пути, не остановится ни перед смертью, ни перед своими пороками в лице дьявола.

«Рыцарь, Смерть и Дьявол»

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол. 1513. Городские музеи Брешии, Брешиа, Италия

Исследователи считают, что на создание образа рыцаря Дюрера вдохновила статуя кондотьера — командира наемной дружины в средневековой Италии — Бартоломео Коллеони. Эту работу скульптора Андреа дель Верроккьо художник видел во время своего путешествия по Венеции. Другим возможным прототипом считается эскиз Леонардо да Винчи к конному памятнику Франческо Сфорци в Милане — он так и не был возведен.

Образ рыцаря, изображенного Дюрером, ассоциируется с христианским воином, которого в 1501 году описал философ Эразм Роттердамский в сочинении «Руководство воина Христова». В нем автор призывал юношей не бояться опасностей и с верой в сердце идти вперед.

В своем «Дневнике путешествия в Нидерланды» Дюрер в марте 1521 года обращался к философу с просьбой выступить в защиту Реформации: «О, Эразм Роттердамский, где ты?.. Слушай ты, рыцарь Христов, выезжай вперед рядом с господом Христом, защити правду, заслужи мученический венец». Это доказывает связь сюжета гравюры с «Руководством воина Христова».

Крепость на вершине горы в верхней части гравюры символизирует Царствие Небесное, то есть конечную цели пути христианина. В гриву и хвост рыцарской лошади вплетены дубовые листья — знак силы духа. Справа за спиной всадника крадется Дьявол с мордой кабана и тремя рогами. Слева едет Смерть, оживший мертвец в короне и саване. Она поднимает перед рыцарем песочные часы — напоминание о неизбежности конца и бренности всего земного. Единственный положительный герой-сопровождающий — пес, символизирующий верность.

Главная идея этой гравюры — величие человека, способного победить и собственные пороки, и страх смерти.

Руки Молящегося

Руки Молящегося. Еще одна очень известная картина Дюрера была много раз скопирована, напечатана на открытках, марках и даже монетах. История картины поражает своей символичностью. На холсте изображена, не просто рука набожного человека, а родного брата Дюрера. Еще в детстве братья договорились заниматься живописью по очереди, так как известность и богатство от этого ремесла приходит не сразу и не всем, один из братьев должен был обеспечивать существование другого. Первым за живопись взялся Альбрехт, и когда пришла очередь брата его руки уже отвыкли от живописи, он не мог писать. Но брат Альбрехта был набожным и смиренным человеком, он не огорчился на брата. Эти руки и отражены в картине.

6. Святой Иероним в пустыне

Святой Иероним Стридонский изображен во время своего скита в Халкидской пустыне. Он окружен всеми символами, традиционно приписываемыми ему: прирученный лев, кардинальские шляпа и одежды на земле (символ отказа от земных почестей), книга (он перевел на латинский Ветхий и Новый Заветы), камень, который он использовал, чтобы бить себя в грудь, и распятие.

Кстати, Иероним считается покровителем переводчиков.

На обратной стороне картины тоже есть изображение — интригующий образ, напоминающий метеор или комету. Возможно, при его создании Дюрер вдохновлялся  изображением комет в Нюрнбергской хронике 1493 года.

1. Четыре всадника Апокалипсиса

Даже если вы путаете «Дюрер» и «фюрер», то, возможно видели «Четырех всадников Апокалипсиса» хотя бы однажды. Не буквально, конечно же. Однако это самая знаменитая из гравюр Дюрера на тему библейского Апокалипсиса.

Всадники — это Завоевание, Война, Голод и Смерть. Причем последний всадник изображен не в виде скелета с косой, а в виде тощего бородатого мужчины с трезубцем. И Ад (в виде чудовища внизу слева) следовал за ними.

Всего Дюрер в период с в 1496 по 1498 годы создал 15 «апокалиптических» гравюр, которые пользовались большой популярностью. Дело в том, что люди боялись, что в 1500 году наступит конец света, и мрачные гравюры Дюрера оказались, что называется в тренде. Прошло уже несколько веков, а люди по-прежнему ожидают конца света, разве что теперь гравюры сменили картинки в Интернете.

Творчество

После Альбрехта Дюрера осталось более 900 произведений. Он посвящал свое творчество гравюре, живописи и рисункам. Эксперты этой сферы считают, что работы были такие же разноплановые, как у Леонардо да Винчи. Производительности деятеля тоже многие завидовали.

Рисунок всегда становился лишь одним из этапов создания композиции. Он выполнял его пером, карандашом, акварелью, даже углем. В творчестве Дюрера преобладала библейская тематика, для той эпохи это была актуальная тема.

Талант, постоянная тяга к экспериментам и нестандартный тип мышления заставлял художника развиваться на протяжении всей жизни, даже после получения признания. Когда графика Альбрехта стала популярна, князья и другие известные личности начали заказывать у него портреты. Художник всегда прорабатывал такие картины, он изображал людей согласно европейским традициям, в небольшом развороте.

На протяжении всей жизни художник занимался гравюрой, он выполнял работы в разной технике. Такие произведения хорошо продавались, периодически ему поступали заказы.

После поездки в Италию художник внес коррективы, стал иначе изображать человеческие тела в движении, перешел к сложным ракурсам, убрал готическую угловатость и добавил плавности всем линиям.

8. Мадонна с младенцем перед аркой

Эта картина маслом была найдена после Второй мировой войны в женском монастыре капуцинов в итальянском городе Баньякавалло. В 1961 году итальянский искусствовед Роберто Лонги признал картину работой Дюрера.

Ребенок на руках у Мадонны скопирован с младенца Иисуса с одной из картин итальянского художника Лоренцо ди Креди (возможно, Дюрер встречался с ним в Венеции). А лицо Мадонны напоминает черты персонажей на полотнах Джованни Беллини, который написал несколько Мадонн с младенцами.

У растения, которое держит в руках ребенок, есть только два листа и две ягоды клубники. Отсутствующий лист на растении указывает на последнего участника Пресвятой Троицы.

На что они фотографируют…

«Все, что меня волнует, я буду фотографировать; не ища необычного объекта, но делая необычным обычное» — Эдвард Уэстон

«Раньше я думал, что никогда никого не потеряю, если сфотографирую достаточно много. На самом деле, мои фотографии показывают мне, сколько я потерял» — Нан Голдин

«У меня есть видение жизни, и я пытаюсь найти для него эквиваленты в виде фотографий» — Альфред Штиглиц

«Когда я говорю, что хочу кого-то сфотографировать, на самом деле это означает, что я хотела бы знать это. Всех, кого я знаю, я фотографирую» — Энни Лейбовиц

«Я действительно верю, что есть вещи, которые никто не увидит, если я их не сфотографирую» — Диана Арбус

«Я был свидетелем, и эти фотографии – мое свидетельство. События, которые я записал, не должны быть забыты и не должны повторяться» — Джеймс Нахтвей

«Большинство моих кадров основаны на людях. Я смотрю на незащищенный момент, на сущность души, выглядывающую наружу, опыт, запечатленный на лице человека» — Стив МакКарри

«Мои картины — это мои глаза. Я фотографирую то, что вижу и то, что хочу видеть» — Марио Тестино

«Мне нравится создавать образы, которые издалека кажутся соблазнительными, красочными, сочными и привлекательными, и тогда вы понимаете, что смотрите на что-то совершенно противоположное. Мне кажется скучным следовать типичной идее красоты, потому что это самый простой и очевидный способ увидеть мир. Сложнее смотреть на другую сторону» — Синди Шерман

Walker Evans

«Адам и Ева»

Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева», 1504 год Public Domain

Взгляд зрителя чаще всего концентрируется на фигурах людей, но самое интересное следует искать в их окружении, а точнее — в животных. Кошка, кролик, бык и лось — это четыре типа темперамента. Каждый из них отвечает за предрасположенность к определенным грехам. 

Кошка символизирует холериков. Они подвержены гневу и гордыне. Кролик — это сангвиники, их грех — похоть. Бык — флегматизм, а значит — уныние и чревоугодие. Лось же отвечает за меланхолию, которая влечет за собой жадность и отчаяние.

Змей и попугай противопоставляются друг другу. Змей — традиционно зло и искушение, он обвивает ветви Древа познания. Попугай сидит на Древе жизни и символизирует благожелательность и мудрость. Последнее животное — мышь у ног Адама, которая говорит о его наивности. 

Остекленевшая память

Среди ученых, экспериментирующих с замораживанием организмов с целью продления жизни, немало известных имен: чего стоят только Антони ван Левенгук и Роберт Бойль. Однако до первой половины прошлого века эти попытки оставались безуспешными. К сожалению, холод разрушает клетки.

Основная опасность возникает в момент замерзания внеклеточной воды, которое приводит к обезвоживанию клеток. С образованием льда уменьшается количество свободной воды, поэтому концентрация растворенных в этой воде веществ повышается. Образуется осмотическое давление, которое выводит воду из клеток через мембрану, приводя в конечном итоге к нарушению структуры белков.

Висящие под потолком флаги представляют часть стран, пациенты из которых доверили свою судьбу «КриоРусу». Среди них Нидерланды, Италия, Япония, США, Израиль, Эстония, Украина.

Также возможно образование внутриклеточного льда. В воде, содержащейся внутри клетки, растворены соли, которые препятствуют полному превращению воды в лед вплоть до температур, близких к -40°С. Благодаря этому защитному свойству цитоплазма остается жидкой даже в серьезные морозы. Однако при приближении к критической температуре вода все же кристаллизуется, разрушая клетку.

В начале XX века швед Линдфорсс и русский ботаник Максимов провели успешные эксперименты по замораживанию фрагментов живых тканей с применением глицерина. Были открыты криопротекторы — вещества, препятствующие образованию льда и защищающие клетку от разрушения при охлаждении. К проникающим криопротекторам, способным проходить через клеточную мембрану, относятся глицерин, диметилсульфоксид, этиленгликоль и ряд других веществ. В современные составы входят дополнительные компоненты, позволяющие им проникать сквозь гемато-энцефалический барьер, разделяющий кровеносную и центральную нервную системы и препятствующий попаданию токсинов из крови в мозг.

Контейнер, заполненный сухим льдом, служит временным пристанищем для криопациентов перед помещением в дьюар.

Криопротекторы замещают собой внутриклеточную воду, а также связывают оставшуюся воду, препятствуя образованию центров кристаллизации. При температуре ниже -130°С происходит витрификация, или стеклообразование: переход раствора в аморфное состояние

В этом «стекле» застывают пространственные структуры макромолекул белков, что важно для сохранения памяти

2.


При всем многообразии символичных предметов, героиня бездействует. Она сосредоточенно обдумывает некие задачи. Столярные инструменты разбросаны по земле. Ее творческое разочарование делает ее неспособной выполнить простейшие задачи, такие как кормление истощенной собаки, которая похудела от пренебрежения. Рука придерживает щеку, а локоть упирается в колено. За глубокой задумчивостью героини скрывается сильнейшее напряжение. Объяснение всему дает летучая мышь, а точнее картуш, который она несет. Летучая мыль посланница ночи усиливает драматизм сюжета. На картуше написано МЕЛАНХОЛИЯ (женщина, неспособная к действию).

Второстепенные герои и предметы гравюры
Тощая борзая собака – символ меланхолического темперамента. Еще один важный персонаж мальчик с крыльями (путто) являлся предвестником земного или ангельского духа. Этот образ часто появляется в живописи Ренессанса и Барокко и восходит к античным фигурам амуров и купидонов (поэтому еще этот образ называют Аморетто). Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (Сатурн — бог земли). Рубанок и пила перед женщиной, мельничный жернов с сидящим на нем ангелом, молоток за собакой олицетворение труда физического. Лестница прислоняется к зданию, которое поддерживает баланс, песочные часы и колокол. Магический квадрат вписан в стену. Цифры в каждом ряду, столбце и диагонали в сумме составляют 34. Магический квадрат 44 считается самым ранним в европейском искусстве, и создал его именно Дюрер. На заднем плане сверкающая звезда или комета освещает морской пейзаж, увенчанный радугой. Подобные тела появлялись в сочинениях о магии, а в астрологии были символом мира и вселенной. Песочные часы и колокол всегда означали у Дюрера: «Помни о смерти».

4. Семь печалей девы

Этот полиптих включает в себя центральное изображение размером 108 х 43 см и семь прилегающих панелей (размером около 60 х 46 см). В их число входят:

  1. «Обрезание Христа».
  2. «Бегство в Египет».
  3. «Двенадцатилетний Христос в храме».
  4. «Несение креста».
  5. «Прибивание Христа к кресту».
  6. «Христос на кресте».
  7. «Оплакивание Христа».

Работа была заказана Фридрихом III, курфюрстом Саксонии.

Современные ученые склонны приписывать Дюреру только центральную панель, другие, вероятно, были сделаны его учениками по рисункам мастера. Центральная панель, изображает скорбящую Богоматерь, тогда как остальные части полиптиха изображают Иисуса в разные моменты его земной жизни.

10. Адам и Ева

В одной из самых известных работ Дюрера — диптихе «Адам и Ева» — показано совершенство первой пары мира перед Грехопадением. На двух досках, написанных маслом, художник демонстрирует Адама и Еву в идеализированных, почти симметричных позах по обе стороны Древа познания.

Фигура Адама была вдохновлена  эллинистической скульптурой Аполлона Бельведерского. Характерной чертой картины является беспрецедентная детальность и тонкость линий — включая человеческую кожу и кору дерева.

Нашлось на картине место и Змею, который придерживает за черенок злосчастное яблоко, послужившее причиной изгнания пары из Райского сада.

Горацио Нельсон — вице-адмирал, любитель авантюр

Командующий английским флотом, вице-адмирал Нельсон был не только хорошим стратегом и лихим мореплавателем, но и настоящим сердцеедом. Будучи уже женатым человеком он увел супругу у английского посла в Неаполитанском королевстве — небезызвестную Эмму Гамильтон. Получилась довольно-таки порочная история, но в духе того романтического времени. В переписке с Гамильтон Нельсон предстает во всей красе:

Гамильтон была очаровательной женщиной, но имела мутное прошлое. Она позировала голой в каких-то кабаках, родила в шестнадцать лет и оставила ребенка бабушке, после чего ушла из дома и сожительствовала с разными уважаемыми и не очень людьми.

Однако в чем ей нельзя отказать — так это в шарме и красоте, благодаря которым Гамильтон дошла до самых высших английских кругов. Ну и как, скажите на милость, бравый Нельсон мог не влюбиться в нее без памяти?

3.

Темперамент меланхолика
По мнению средневековых ученых, темперамент меланхолика определяется избыточным содержанием черной желчи в организме, а также сковывающим влиянием Сатурна, владыки холода и тьмы. Самым печальным и опасным темпераментом считался именно меланхолик (от греч. melas chole — черная желчь), которому соответствовали холодный и сухой элемент «земля», осень, суровый северный ветер и вечер. Во все времена меланхолия считалась наименее желанной из четырех видов темпераментов, управляющих человеческим поведением. Считается, что меланхолики особенно подвержены безумию. Ренессанс, однако, переосмыслил мнение о меланхолии. В ту эпоху считалось, что меланхолики творческие гении.

Человек под влиянием этой планеты в худшем случае бездельник, в лучшем случае слабовольное существо. Типичная меланхоличка героиня Дюрера, которая бесконечно размышляет вместо того, чтобы наконец взяться за свои инструменты и начать действовать. Героиня не весела, не предается сладкой лени и праздным грезам. Она поглощена напряженной внутренней работой, она одержима извечными сомнениями (это подчеркивают не по-женски нахмуренные брови).

Научные трактаты и иные письменные источники

Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.

В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.

1515 Карта Северного неба

В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.

Пропорции человека

Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.

Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.

Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.

Стихи, берущие за душу о жизни со смыслом

***

«Вся жизнь – игра и люди в ней актеры» — Известна фраза каждому из нас. Мы все играем те иль иные роли И забываем, кто мы есть сейчас…

Мы примеряем миллионы масок. Хотим казаться лучше, чем мы есть. И забываем, что казаться мало. И забываем в чем же смысл весь…

Сорвать все маски, отыскать себя И становиться лучше, не казаться! Стараться жить по-доброму, любя – Вот жизни суть, что стала забываться!

Ирина Артлис

***

Смотрит в зеркало женщина зрелая. Отраженье смеётся с издевкою: Что ж ты стала такою несмелою Иль забыла, какой была девкою!

Русы волосы падали волнами, А глаза были синие-синие; Годы птицей промчались за окнами Смотрит в зеркало женщина сильная.

Улыбаясь, прошла через трудности, Не сгибая колен; не унизилась. Тело пусть не такое, как в юности, Но душа ещё больше возвысилась.

Седина в волосах пробивается Ты как вишня в саду переспелая. Но ведь жизнь ещё не кончается — Смотрит в зеркало женщина зрелая.

Татьяна Тройно

***

Привыкайте счастливыми быть! Просыпаться с улыбкой лучистой… И со взглядом по детскому чистым, Привыкайте друг друга любить…

Научитесь плохое не звать, Предвещая заранее беды… Вы ведите другие беседы… Научитесь душой расцветать…

Привыкайте добро замечать И ценить то, что жизнью даётся… И за счастьем бежать не придётся… Будет счастье за вами бежать!

Научитесь подвоха не ждать От людей незнакомых и близких… Ведь у всех, у высоких, и низких Есть желание – счастье познать…

Привыкайте не злиться на зло, А рискните помочь, разобраться… Если кто-то вдруг начал кусаться, Значит, в чём-то ему не везло…

Научитесь прощенья просить И прощать… Вам судьба улыбнётся. И весна в вашу душу вернётся! Привыкайте счастливыми быть…

Ирина Самарина

***

Прошу вас, люди — берегите ЖИЗНЬ, Цените каждое прошедшее мгновенье! Она хрупка… И как осенний лист Сорвется, вдруг, и улетит в кружении!!!

Прошу вас, люди, берегите ДЕНЬ, Ведь,каждый день-последним стать он может! Оставьте праздность, укротите лень — Пусть новый день достойно будет прожит!

Прошу вас, люди, берегите МИР В сердцах своих, и в помыслах, и в чувствах! Простите тех, кто вас оговорил, Кто вам завидовал, и кто вредил искусно…

Прошу вас, люди, берегите СВЕТ В своей душе, в душе подруги, друга — Других путей для счастья в жизни нет, Как нет пути из замкнутого круга!

Прошу вас, люди, как просил сам БОГ- Не растеряйте ВЕРУ в ваших душах! В конце пути всех пройденных дорог Сомненья, пусть, покой ваш не нарушат!!

Мари Ротарь

***

ЛЮДИ ПРИВЫКАЮТ КО ВСЕМУ Может быть не сразу, постепенно. Только непонятно почему Привыкают к боли и изменам.

И к тому, что предают друзья, И к тому, что близкие уходят… Говорите, привыкать нельзя? Мы и сами понимаем, вроде.

Но устроен странно этот мир – То, что раньше было невозможно, Незаметно принимаем мы, Так логично, мудро, осторожно. Ничего не поменялось тут

Просто всем нам далеко не двадцать

Ничего не поменялось тут. Просто всем нам далеко не двадцать.

Люди привыкают и живут. А куда прикажете деваться?

Петр Давыдов

***

Порой, бывает, незнакомый человек Живущий «по ту сторону планеты» Вдруг остановит твой безумный бег Простым вопросом: Солнышко, ну где ты?

И сразу, в миг, становится теплей От слов простых, пронизанных участьем И в череде уныло-серых дней Мелькнет луч солнца, разогнав ненастье

И тише боль. И легче на душе И хочется дарить тепло другому, Живущему в реальном мираже Так далеко, но близкому такому…

И чувствуешь уверенность свою И веришь в то, что нужен ты кому-то А ведь стоял почти, что на краю Отчаянья. Спасла тепла минута.

Давайте не скупиться на тепло: Нам всем важны минуты пониманья Пусть другу станет на душе светло От нашего участья и вниманья…

Остановить хочу безумный бег Слова мои улыбкою согреты Родной мой, незнакомый человек Грустить не надо…Солнышко…Ну где ты?

Людмила Шкилева

***

Относись ко мне проще. Я — ангел. Только крылья мои обгорели. Я ведь долго летала над адом, А в аду очень жарко, поверь мне!

Мне пришлось очень много увидеть, оттого и глаза не святые. Я умею теперь ненавидеть и слова знаю колкие, злые.

А душа моя — огненный факел, страсти сердце в куски разрывают.. Относись ко мне проще. Я — Ангел. Правда, ведьмой меня называют…

«Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513)

Рыцарь, Смерть и Дьявол. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1513 год

Эту работу вместе с гравюрой «Святой Иероним в своей келье» и «Меланхолия I» исследователи объединяют в единый цикл «Мастерских гравюр» Альбрехта Дюрера и считают апогеем его творчества. И хотя у нас нет документальных свидетельств, подтверждающих то, что автор сам считал эти работы единой серией, мы можем догадываться об этом благодаря их практически одинако­вому размеру и времени создания: все они сделаны в 1513–1514годах. Кроме того, многие современники Дюрера приобретали сразу все три работы. 

Сюжеты гравюр связывают с тремя типами добродетельной жизни: созерца­тельным («Святой Иероним»), творческим («Меланхолия I») и деятельным («Рыцарь, Смерть и Дьявол»). «Рыцарь, Смерть и Дьявол» — самая ранняя из трех гравюр. Главный герой — облаченный в доспехи воин, которого окружают силы тьмы. По правую руку от него едет Смерть — истощенная фигура на бледном коне, а позади идет Дьявол. 

Эту гравюру часто связывают с книгой «Enchiridion militis christiani»  «Руководство христианского воина» (лат.). писателя и гуманиста Эразма Роттердамского, который был близким знакомым Дюрера. Согласно этому тексту, жизнь христианина — это постоянная борьба, цель кото­рой — достичь Царства Небесного. Его образ тоже можно найти на гра­вюре — в виде далекого замка в левом верхнем углу. Вокруг рыцаря мы видим символы добродетелей, которые могут помочь ему в борьбе. Пес — это вер­ность и преданность, а дубовые листья, вплетенные в гриву и хвост коня, — сила духа. И хотя путь рыцаря труден, Дюрер, как человек новой эпохи, делает основной акцент не на торжестве смерти, как это было принято в средневе­ковой культуре, а на мощи и величии человеческого духа.

как смотреть картины

Марка Ротко

Эдварда Мунка

Валентина Серова

Ильи Репина

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

«Сон»

Альбрехт Дюрер. «Сон», 1498 год Public Domain 

Эта гравюра — аллегория на тему лени, что подчеркивает ее второе название — «Искушение лентяя». Во времена Дюрера считалось, что дневной сон распаляет похоть и ведет ко греху. 

Мы видим дьявола, похожего на крылатого дракона — он готов вдохнуть в спящего человека искушение. Амур на ходулях говорит о том, что происходящее здесь только кажется невинной игрой, а на самом деле приводит человека в объятия дьявола.

Обнаженная женщина — это одновременно Афродита и Ева. У Дюрера эти два образа тесно сплетены: у них один и тот же атрибут — яблоко, которое лежит на печке и напоминает об искушении. Тело тоже считалось греховным, поэтому изображали так, чтобы не вызывать ассоциаций с чувственной красотой. Дюрер первым начинает изображать тело натуралистично: мы видим не мраморную статую, а настоящее женское тело.

Описание

Женщина, изображающая алчность и эфемерный характер юной красоты, изображена в  бюсте , раскрашенном густой пастой. У нее светлые волосы, пустые глаза, длинный нос, подергивающаяся челюсть и рот с двумя оставшимися зубами, и она корчится от презрительного смеха. Его правая рука мускулистая и непропорциональна остальному телу. Только ее волосы и ровные, почти благородные очертания лица намекают на ее древнюю красоту. Абсолютно темный фон контрастирует с персонажем.

Историки искусства сравнили эту работу с работой Джорджоне Ла Вьей (или « С возрастом» ), с которой он имеет очевидное тематическое сходство: колорит и богатая палитра, а также темный фон. Историк искусства Т. Стердж Мур предполагает, что Дюрер, возможно, хотел показать, что он может рисовать, как Джорджоне. Другие аналитики рассматривают это как сатиру на комиссара, который не заплатил бы ему столько, сколько он хотел бы, за более раннюю версию портрета. Однако, учитывая финансовое положение художника в то время, маловероятно, что он намеренно оскорбил клиентов или потенциальных клиентов. Писатель Джесси Аллен склоняется к этой теории и считает, что работа, вероятно, не способная привлечь покупателя, заставила Дюрера использовать другую сторону Интернета в целях экономии, чтобы создать коммерчески жизнеспособную работу. Работу часто считают незаконченной, а иногда и эскизной.

Джорджоне , La Vieille (или С возрастом ), 1500-1510 гг., Изображение редких прядей волос, обвисшей груди и неоднозначность выражения лица напоминают о выразительности живописи Дюрера.

Праздник четок

Праздник четок. Самая узнаваемая картина Дюрера была написана для Сан-Бартоломейской церкви в Италии. Художник в течение нескольких лет писал эту картину. Картина насыщена яркими красками, так как такая тенденция становилась популярной в ту пору. Названа картина так из-за отраженного в ней сюжета, доминиканских монахов, использовавших в своих молитвах четки. В центре картины Дева Мария с младенцем Христом на руках. В окружении, молящиеся, среди которых папа Юлиан второй и император Максимилиан первый. Младенец – Иисус раздает всем венки роз. Доминиканские монахи использовали четки строго белого и красного цветов. Белые символизируют радость Богородицы, красные кровь Христа при распятии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: