Жизненный путь
21 мая 1471 года в Нюрнберге, расположенном в Священной Римской империи германской нации, родился Альбрехт Дюрер. Краткая биография его отца, также Альбрехта, гласит, что тот родился в Венгрии, но потом решил переехать в Германию. Он открыл в Нюрнберге свой ювелирный цех. Детей в семье ювелира было восемнадцать, но выжили только трое. Они связали свою жизнь с искусством: Альбрехт и Ханс стали художниками, а младший Эндрес пошёл по стопам отца и получил профессию ювелира.
После окончания учёбы Дюрера ждало путешествие по другим европейским мастерским длиной в 4 года, обязательное для всех выпускников цехов. Он побывал во многих городах Германии, Швейцарии и Нидерландов. Во время этой поездки он знакомится с гравировкой на меди и создаёт свои первые работы.
По возвращении молодой художник женился на Агнессе, дочери нюрнбергского музыканта и механика Ганса Фрея. Известно, что до 1506 года он совершил путешествие в Италию, которое длилось два года. Там живописец воочию увидел работы классиков эпохи Ренессанса. Он создаёт свои многочисленные зарисовки акварелью, фиксируя красоту Италии.
Позже Дюрер пробует себя в иконографии, а потом для нескольких церквей вырезает из дерева алтари. Но Дюрер в автобиографии писал, что ему интересны идеи иконоборцев. Для него икона — это просто форма искусства, а не святой образ. Тогда же он создаёт целую серию гравюр на религиозные темы.
В 1512 году живописец поступил на службу к немецкому императору Максимилиану I, который за вклад в немецкое искусство выписал ему пожизненную пенсию. С 1517 г. стал увлекаться идеями протестантов. Он даже писал письмо Мартину Лютеру с предложением нарисовать его портрет. Но познакомиться им так и не удалось. Часть окружения Дюрера начинает называть его лютеранином, что говорит о смене его веры где-то после 1518 года.
Михаил Шемякин: Как гений русского авангарда лечился от алкоголизма и дружил с Высоцким
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Детство Михаила Шемякина прошло в ГДР, где служил его отец, а вот юность, пришедшаяся на 60-70-е – в Ленинграде. Первые же опыты начинающего художника в стиле андеграунд привели его к исключению из средней художественной школы им. Репина «за несоответствие нормам соцреализма». Молодому дарованию пришлось поработать и почтальоном, и вахтером, и такелажником в Эрмитаже. Однако искусство остается для Михаила главным, и в 1962 году проходит его первая персональная выставка. Сам он описывает это время так:
Как известно, за «интересную духовную подпольную жизнь» в Советском Союзе можно было получить еще больше, чем за творчество в стиле «неофициального авангарда», тем более что такие отклонения от соцреализма часто сопровождались и неумеренными возлияниями. В случае Михаила Шемякина распространенная болезнь русской интеллигенции принимала настолько угрожающие формы, что некоторые издания до сих пор называют его «алкогением». В конце концов, это дало повод Союзу художников СССР инициировать его принудительное лечение в психиатрической клинике.
После полугодового лечения пить Михаил не перестал, да и художественный стиль не поменял, но зато обратился к Богу и два года жил послушником в Псково-Печерском монастыре. С тех пор мастер авангарда понял и полюбил русскую иконопись. Именно ее он считает первым явлением в русском искусстве. А с алкоголизмом он справился тоже, но гораздо позднее и самостоятельно:
«Однажды я понял, что доставляю слишком много хлопот тем людям, которых люблю, вспомнил об ответственности перед искусством. И бросил — без помощи всяких химических средств.»
В 1971 году будущий лауреат Государственной премии РФ под угрозой уголовного преследования был выслан из Советского Союза. Правда, этот жизненный поворот оказался очень близок к русской пословице про то, что «Не было бы счастья…». Западный мир был готов в полной мере воспринять творчество опального художника, поэтому вдали от родины его творческая судьба складывалась весьма удачно.
«Все мы, родившиеся при советской власти, остались советскими людьми с определенным взглядом на жизнь. Как бы мы не хотели от этого избавиться, мы все равно несем эту сложное клеймо. Я не считаю его позорным. Мы привыкли к иному мышлению, к иному взгляду на жизнь, научились приспосабливаться и выживать при любых условиях. Советская власть нас ко многому приучила. И лично я многому ей обязан и за многое остаюсь благодарным.»
Уже в эмиграции он познакомился с Владимиром Высоцким. Дружба с поэтом стала отдельной страницей в жизни и творчестве Михаила Шемякина:
«Высоцкий был в завязке, выпивки ни на столе, ни под столом не было. Но был ошеломляющий и опьяняющий концерт – спектакль одного актера, певца, поэта Владимира Высоцкого. Трагизм текста и нечеловеческая энергетика, исходящая от исполнителя, покорили и захватили меня. На улицу мы с Володей вышли вместе и до рассвета бродили вдоль Сены. Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. Наша дружба состоялась.»
Высоцкий посвятил авангардному художнику около 12 песен и стихов, а тот рисовал иллюстрации к его произведениям и после смерти поэта создал его памятник. Кроме того, в личной студии Михаила Шемякина в Париже Высоцкий записал для друга целый ряд песен. Это собрание сегодня является уникальным и включает в себя 7 виниловых пластинок.
Михаил Шемякин никогда не ограничивал свою творческую натуру одной живописью. Сегодня он известен и как скульптор, оформитель и постановщик балетов и спектаклей, организатор шествий, маскарадов и представлений.
Советский период, несмотря на жесткую цензуру, подарил нам ряд замечательных поэтов, художников и певцов, создававших новое искусство. В 80-е года XX века Борис Гребенщиков исполнил одну из лучших песен XX века «Под небом голубым»
Стремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры
Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».
Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.
Итальянские мотивы
«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».
Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.
«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.
Ксилография
Майкл Вольгемут, Danse Macabre , 1493
Две большие и богато иллюстрированные книги имеют гравюры на дереве, предоставленные Вольгемутом и его пасынком Вильгельмом Плейденвурффом; оба были напечатаны и изданы крупнейшим издателем Германии, нюрнбергским Антоном Кобергером , который также был крестным отцом Дюрера. Первый — это Schatzbehalter der wahren Reichthumer des Heils (1491 г.); другой являются Мундите Historia , по Шеделя (1493), обычно известный как Нюрнбергскую летопись , которая высоко ценится, а не для текста, но и для его замечательной коллекции 1809 упорных иллюстраций. Вольгемут и Вильгельм Плейденвурфф были впервые уполномочены предоставить иллюстрации в 1487 и 1488 годах, а еще один контракт от 29 декабря 1491 года поручил макеты рукописей текста и иллюстраций. Дальнейший контакт 1492 года предусматривал, что Кобергер должен предоставить запираемую комнату для безопасного хранения блоков. Рисунок Вольгемута для сложного фронтисписа, датированный 1490 годом, находится в Британском музее . Как и в других книгах того времени, многие гравюры на дереве, изображающие города, битвы или королей, использовались в книге более одного раза, а текстовые надписи были просто изменены. Книга большая, с двухстраничной ксилографией размером примерно 342×500 мм.
Архитектура
Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.
Базилика Святого Лаврентия
В “Базилике Святого Лаврентия” (“Basilica di San Lorenzo”) Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).
Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.
Ворота Пиа
“Порта Пиа” (“Porta Pia”) – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.
Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.
Три наиболее важных человека в жизни
Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта складывалось и развивалось под влиянием трёх авторитетов: отца, крёстного и друга.
Альбрехт Дюрер-отец (1427-1502), по воспоминаниям сына, провёл жизнь «в великом старании и тяжком труде», был заботливым, добрым и честным человеком, признанным и уважаемым в Нюрнберге мастером золотых дел.
Крёстный отец Антон Кобергер (ок.1440-1513) был основателем типографской мастерской, со временем ставшей самой большой в Европе.
Семья ювелира Дюрера жила по соседству с семьёй юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Принадлежность к разным городским сословиям не мешала тесному общению: Альбрехт-сын, из ремесленников, на всю жизнь подружился со своим ровесником, сыном патрициев Пиркгеймеров Виллибальдом, который впоследствии станет одним из лидеров европейских гуманистов, будет поддерживать друга в просвещении и продвижении.
Картины
Самая ранняя известная работа Вольгемута — это ретабль состоящий из четырех панелей, датированных 1465 годом, ныне находящихся в Мюнхен галерея, очень красивое декоративное произведение. В 1479 году он расписал ретабл главного алтаря в церкви Святой Марии в Цвикау, который существует до сих пор, получив за это крупную сумму в 1400 гульденов. Одна из его лучших и самых крупных работ — это величественный стол, написанный для церкви Августинец монахи в Нюрнберге, теперь перемещенные в музей; Он состоит из множества панелей с фигурами местных святых.
В 1501 году Вольгемут был нанят для украшения ратуши в Гослар с большой серией картин; некоторые на потолке на панно, а другие на стенах тонко окрашены в темпера на холсте. Как портретист, он пользовался большой репутацией, и некоторые из его работ этого класса достойны восхищения своей реалистической энергией и тщательной отделкой.
За пределами Германии картин Вольгемута мало: Королевский институт в Ливерпуль есть два хороших примера:Пилат умывает руки, и Снятие с креста, вероятно, части большого алтаря. В течение последних десяти лет своей жизни Вольгемут, кажется, мало что произвел собственными руками. Одна из его последних картин — витрина в Швабах, исполненная в 1508 году, договор на которую существует до сих пор. Он умер в Нюрнберге в 1519 году.
Мадонна с младенцем перед аркой
Эта картина маслом была найдена после Второй мировой войны в женском монастыре капуцинов в итальянском городе Баньякавалло. В 1961 году итальянский искусствовед Роберто Лонги признал картину работой Дюрера.
Ребенок на руках у Мадонны скопирован с младенца Иисуса с одной из картин итальянского художника Лоренцо ди Креди (возможно, Дюрер встречался с ним в Венеции). А лицо Мадонны напоминает черты персонажей на полотнах Джованни Беллини, который написал несколько Мадонн с младенцами.
У растения, которое держит в руках ребенок, есть только два листа и две ягоды клубники. Отсутствующий лист на растении указывает на последнего участника Пресвятой Троицы.
Гонки
Профессиональная карьера Михаэля Шумахера стартовала в 1984 году. По 1987-й парень выигрывает ряд европейских и немецких чемпионатов серии «Формула Кениг». С этого времени ему начали предлагать контракты многие крупные компании.
Михаэль Шумахер в молодости
Что касается знаменитой «Формулы-1», то здесь пилот появился благодаря неприятному случаю с основным гонщиком команды Team Jordan Бертраном Гашо. Молодой человек из-за взрывного характера угодил за решетку после драки с таксистом. Владелец команды Эдди Джордан был вынужден в авральном порядке искать замену Гашо. Тут то и появился на горизонте менеджер Михаэля, сумевший убедить Джордана, что Шумахер – тот, кто ему нужен. При этом менеджер соврал, что пилот отлично знает трассу, хотя на самом деле он ее в первый раз видел.
Дебютный заезд спортсмена оказался успешным: он пришел к финишу 7-м, что для новичка было отличным результатом
Кроме того, Михаэль Шумахер привлек внимание своим фирменным стилем вождения болида. Перспективного автогонщика заметил директор «Беннетона» Флавио Бриаторе
И тут же переманил парня в свою «конюшню».
Автогонщик Михаэль Шумахер
В 1992 году немецкий пилот пришел 3-м в «Формуле-1» на Гран-при Бельгии. Для столь молодого гонщика такой результат – это несомненный успех. В это время он получает прозвище «Солнечный мальчик» за лучезарную улыбку и ярко-желтый комбинезон.
С 1993 по 1995 год Шумахер одерживает несколько побед. Специалисты уверенны, что он добился бы более высоких результатов, если бы не технические проблемы с автомобилями.
В 1996 году Михаэль Шумахер соглашается сотрудничать с Ferrari и подписывает контракт на участие в гонках на их автомобилях. А спустя 2 года пилот завоевал вторую позицию на гоночных машинах McLaren.
Пилот «Формулы-1» Михаэль Шумахер
В 1999 году Михаэль попал в первую крупную аварию на трассе. Произошла она на Гран-при «Формулы-1» в Великобритании. Во время обгона Эдди Ирвайна Шумахер потерял управление, и его авто врезался в защитную стену. Тогда пилот получил перелом ноги в двух местах и выбыл на 6 гонок.
Спустя 2 года на соревнованиях в Австралии еще на этапе тренировок машина гонщика вылетела с трека и, сделав сальто в воздухе, приземлилась на колеса. Гораздо страшнее выглядела авария во время состязаний в Сингапуре. Тогда автомобиль Михаэля восстановлению не подлежал, но сам спортсмен не пострадал.
Кумир миллионов Михаэль Шумахер
В 2000 году гонщик становится обладателем 3-го чемпионского титула. В 2001-ом ему присуждают 4-й, а летом 2004 года немецкий обладатель нескольких титулов становится чемпионом в 7-й раз. В истории гонок «Формулы-1» это рекорд.
В 2005 году «Солнечный мальчик» впервые пережил провал. Лидерство в чемпионате получила команда «Рено», уверенно обогнавшая «Феррари». Чемпионский титул завоевал пилот «Рено» Фернандо Алонсо. Михаэлю Шумахеру неожиданно досталось только 3 место.
В 2005 году Михаэль Шумахер проиграл Фернандо Алонсо
В 2006 году Алонсо снова победил. Шумахер объявил, что уходит из спорта по окончании сезона. Но он остался работать в «Феррари» в качестве эксперта.
А в июле 2009-го команда «Феррари» объявила о том, что звезда возвращается и примет участие в мотогонках. На Гран-при Европы Михаэль должен был заменить травмированного Фелипе Массу. Но во время тестирования мотоцикла получил травму шеи и отказался от гонок.
В конце 2009 года спортсмен подписал 3-летний контракт с командой «Мерседес-Бенц». Но в 2010 году уступил напарнику Нико Росбергу, впервые за историю карьеры в «Формуле-1» заняв только 9-ю ступеньку.
В 2012 году Михаэль Шумахер объявил о завершении карьеры
В октябре 2012-го Михаэль Шумахер собрал пресс-конференцию, на которой официально объявил об уходе и окончании карьеры.
Интересные факты
О знаменитых великих людях всегда приятно узнать что-то интересное, любопытное. Ниже представлена подборка занимательных фактов из биографии Альбрехта Дюрера:
- У Альбрехта было 17 братьев и сестер, но большинство из них не дожили до 1524 г. Скорее всего, это связано с тем, что мать родила их в довольно раннем возрасте, а также очень часто болела. До зрелых лет дожили только трое: Эндрес, Ханс и сам Альбрехт.
- Альбрехт стал первопроходцем в написании автобиографии среди соотечественников.
- Род Дюреров не продолжился – ни у Альбрехта, ни у его выживших братьев не было детей.
- Альбрехт был довольно богобоязненным человеком, поэтому воспринимал идеи Мартина Лютера с искренним сочувствием.
- Фамилия «Дюрер» означает «дверь». Это связано с тем, что отец, будучи иммигрантом из Венгрии, перевел свою фамилию на немецкий язык.
- Многие исследователи считают, что картина «Заяц» является автопортретом Альбрехта. Они предполагают, что художник решил изобразить себя в облике зайца, ссылаясь на то, что изначально на картине была надпись: «Автопортрет в меховом кафтане».
- Альбрехт Дюрер стал первым немецким художником, которому воздвигли памятник. Сейчас он стоит в Германии на площади, названной в честь гравера.
- Одна из самых знаменитых картин мастера – это «Руки молящегося». Эта работа была эскизом для очередного алтарного полотна. Но эта картина была уничтожена в пожаре в 1729 г. Все, что осталось – этот эскиз.
- Гравюра «Носорог» была создана при любопытных обстоятельствах: сам Альбрехт никогда в жизни не видел настоящего носорога, потому решил создать своего собственного. Он расспрашивал о том, как выглядит животное, у разных людей. Возможно, это даже сыграло на руку художнику, ведь изображение получилось невероятно красивым и немного сказочным.
- Альбрехт был похоронен на семейном кладбище, принадлежащем супруге Агнесс Фрей.
Альбрехт Дюрер был невероятно талантливым человеком. Возможно, многие из тайн биографии так и останутся неразгаданными. Единственное, что можно сказать о нем, как о личности – он был до ужаса скрупулезным, даже дотошным, и самовлюбленным. Об этом можно узнать, прочитав личные записи из дневника. Он также не относился всерьез к жене, хоть и прожил с ней до самой смерти.
А как вы оцениваете творческие и личные качества Дюрера. Расскажите о том, какая из его работ нравится вам больше всего. Делитесь познавательной статьей в соцсетях и сохраняйте ее в закладках.
Видео рассказ Оксаны Санжаровой о творчестве Альбрехта Дюрера:
О других величайших художниках можно почитать в одной из наших статей:
- Поль Гоген — интересные факты из жизни;
- Импрессионист Винсент Ван Гог.
- https://timenote.info/ru/Albreht-Djurer
- https://artprojekt.ru/gallery/durer/Dur22.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D1%80%D0%B5%D1%85%D1%82
- https://fantlab.ru/art4817
Семейная жизнь
В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.
Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.
Ранние портреты
Без портретов сложно себе представить творчество Альбрехта Дюрера. Картины его в этом жанре многочисленны и весьма интересны. Альбрехт уже в ранней работе, выполненной около 1499 года (портрет Освальда Креля) предстает сложившимся мастером. Он отлично передает внутреннюю энергию модели, своеобразие характера. Уникальность Альбрехта Дюрера состоит и в том, что автопортрет занимает ведущее место в ранний период его портретного творчества. Еще в 1484 году он создал рисунок серебряным штифтом, представленный в начале статьи. Здесь Альбрехт изображен 13-летним ребенком. Уже в то время рукой Дюрера руководила тяга к самопознанию, которая получила дальнейшее развитие в первых трех его живописных автопортретах. Речь идет о работах 1493, 1498 и 1500 годов. В последней работе (фото ее представлено выше) Альбрехт изображен строго в фас. Обрамленное небольшой бородкой и длинными волосами его правильное лицо напоминает нам изображения Христа-Пантократора.
Автопортрет Дюрера
Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.
На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.
Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.
Научные трактаты и иные письменные источники
Будучи человеком Возрождения, Дюрер оставил нам не только огромное художественное наследие. Обладая научным складом ума, он интересовался математикой, геометрией, архитектурой. Мы знаем, что он был знаком с работами Евклида, Витрувия, Архимеда.
В 1515 году художник сделал гравюры с изображением звездного неба и географической карты.
1515 Карта Северного неба
В 1507 г. Дюрер начал свои работы по теории живописи. Это были первые письменные трактаты на эту тему. Нам известны «Руководство по измерению циркулем и линейкой», «Четыре книги о пропорциях». К сожалению, мастер не смог довести до конца работу по созданию полного руководства для начинающих художников.
Пропорции человека
Также им в 1527 г. было создано «Руководство к укреплению городов, замков и теснин». Развитие огнестрельного оружия, по мнению художника, привело к необходимости сооружения новых фортификаций.
Кроме научных работ, Дюрером были оставлены дневники и письма, из которых мы многое знаем о его жизни и современниках.
Эпоха Возрождения подарила человечеству нескольких титанов духа ‒ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля. В Северной Европе к таким масштабным личностям несомненно можно отнести Альбрехта Дюрера. Наследие, оставленное им, поражает воображение. Во многих направлениях своей деятельности он стал новатором. Ему удалось совместить в своем творчестве гуманизм итальянского Ренессанса с мощью и духовной силой немецкой готики.
Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 26.12.2016 17:45 Альбрехт Дюрер – многогранный мастер, настоящий универсальный человек, которого считают «северным Леонардо да Винчи».
Он проявил себя в живописи, рисунке, гравюре, экслибрисе, витраже. Дюрер получил известность как математик (прежде всего, геометр). Он выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Создал труд «Руководство к измерению циркулем и линейкой», предназначенный в первую очередь для художников. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделял много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В области печатной графики Дюрер также не знал себе равных – он был признан мастером европейского уровня в области ксилографии. А́льбрехт Дю́рер (1471-1528) – немецкий живописец и график, один из величайших мастеров Северного Возрождения.
Альбрехт Дюрер. Автопортрет (1500). Старая Пинакотека (Мюнхен)
Портреты 1520-х годов
Портрет в 1520-е годы становится основным жанром в творчестве Дюрера. В это время создал изображения в гравюре на меди виднейших гуманистов своего времени Альбрехт Дюрер. Основные произведения следующие: в 1526 году – портрет Филиппа Меланхтона, в 1524 – Виллибальда Пиркхейма, в 1526 – Эразма Роттердамского. В живописи в 1521 году появляется “Портрет молодого человека”, в 1524 – “Мужской портрет”, в 1526 – “Иероним Хольцшуэр” и другие работы. Эти небольшие произведения отличаются безупречной композицией, классической завершенностью, чеканностью силуэтов. Они эффектно усложнены очертаниями огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Композиционный центр данных работ – лицо, данное крупным планом, созданное тонкими переходам теней и света. В едва заметной мимике, во взгляде широко раскрытых глаз, в очертаниях слегка изогнутых в улыбке или полуоткрытых губ, в энергичном рисунке скул и движении нахмуренных бровей можно рассмотреть следы напряженной духовной жизни. Открытая Альбрехтом в его современниках сила духа обретает большой масштаб в диптихе “Четыре апостола” (на фото ниже), последней живописной работе мастера (1525 год). Она была написана Дюрером для нюрнбергской ратуши. Представлены огромные фигуры евангелиста Марка, апостолов Павла, Петра и Иоанна, которые олицетворяют, по свидетельству современников мастера, 4 темперамента.
Библиография
- Бартрум Д. Дюрер / Пер. с англ. — М.: Ниола-Пресс, 2010. — 96 с. — (Из собрания Британского музея). — 3000 экз. — ISBN 978-5-366-00421-3.
- Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002. — Т. 1. — С. 297—314. — 544 с. — ISBN 5-7654-1889-9.
- Бергер Я. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-88896-097-4.
- Альбрехт Дюрер. Гравюры / Пред. А. Боре, прим. А. Боре и С. Бон, пер. с фр. А. Золотовой. — М.: ООО «Магма», 2008. — 560 с. — 2000 экз. — ISBN 978-593428-054-4.
- Брион М. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замечательных людей).
- Дзуффи С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / Научный редактор С. И. Козлова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 106—107. — ISBN 5-224-03922-3.
- Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и три «безбожных художника» // Искусство : журнал. — 1937. — № 1.
- Зарницкий С. Дюрер. — М.: Молодая гвардия, 1984. — (Жизнь замечательных людей).
- Немировский Е. Мир книги. С древнейших времён до начала XX века / Рецензенты А. А. Говоров, Е. А. Динерштейн, В. Г. Утков. — М.: Книга, 1986. — 50 000 экз.
- Львов С. Альбрехт Дюрер. — М.: Искусство, 1984. — (Жизнь в искусстве).
- Либман М. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972.
- Королёва А. Дюрер. — М.: Олма Пресс, 2007. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 5-373-00880-X.
- Матвиевская Г. Альбрехт Дюрер — учёный. 1471—1528 / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Ю. А. Белый; Рецензенты: акад. АН УзССР В. П. Щеглов, д-р физ.-мат. наук Б. А.
- Розенфельд; Академия наук СССР. — М.: Наука, 1987. — 240, с. — (Научно-биографическая литература). — 34 000 экз. (в пер.)
- Невежина В. Нюрнбергские граверы XVI в. — М., 1929.
- Нессельштраус Ц. Литературное наследие Дюрера // Дюрер А. Трактаты. Дневники. Письма / Перевод Нессельштраус Ц.. — М.: Искусство, 1957. — Т. 1.
- Нессельштраус Ц. Рисунки Дюрера. — М.: Искусство, 1966. — 160 с. — 12 000 экз.
- Нессельштраус Ц. Дюрер. — М.: Искусство, 1961.
- Норберт В. Дюрер. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9794-0107-2.
- Сидоров А. Дюрер. — Изогиз, 1937.
- Черниенко И. Германия на рубеже XV-XVI веков: эпоха и её видение в творчестве Альбрехта Дюрера: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук: 07.00.03. — Пермь, 2004.