Теодор руссо

Зов природы

В год, когда наполеоновская Франция вела войну с Россией, в Париже в семье зажиточного портного из Юры родился мальчик, которого назвали Пьером Этьеном Теодором. Хотя отец к живописи никакого отношения не имел, у сына был хороший шанс унаследовать артистичность натуры от материнской родни, среди которой были и художники, и скульпторы. И он этот шанс не упустил.

Одной из первых поездок по стране для будущего основателя барбизонской школы стало небольшое путешествие в гористую провинцию Франш-Конте. Дикая природа, столь радикально отличавшаяся от родного Парижа, просто ошеломила Теодора. Именно там, среди лесов и пологих, но величественных горных склонов, он и принял решение стать художником.

Первые уроки живописи Теодор получил от одного из двоюродных братьев — Филиппа Руссо, учившегося у Антуана

Жана Гро и Жана Виктора Бертена. Их пути разошлись, и довольно быстро. Филипп оставил пейзаж ради анималистики, работал с натюрмортом, но особой известности так и не обрел.

Теодор начал брать уроки у По де Сен-Мартена в Компьене, в пятнадцать лет перешел к Жану Шарлю Ремону, у которого проучился два года. Кроме того, юноша посещал школу изящных искусств, в Париже, где его наставником стал Гийом Гийон-Летьер. Прилежный ученик, Руссо старался усвоить все, чему его могли научить. Но все яснее понимал, как чужд ему классический пейзаж. В 1828 году Руссо начал работать самостоятельно, все чаще выезжая на пленэр в Фонтенбло и Компьень.

Работа

Картины Руссо всегда серьезны, наполнены тонкой меланхолией. Они хорошо закончены, когда претендуют на то, чтобы быть законченными картинами, но Руссо потратил так много времени на разработку своих предметов, что его полностью завершенных работ сравнительно мало. Он оставил много холстов с детально реализованными частями картины, а с остальными — несколько расплывчатыми; а также большое количество эскизов и акварельных рисунков. Его монохромная работа пером на бумаге — редкость. В Лувре хранится ряд его хороших картин, а в коллекции Уоллеса есть одна из его самых важных картин Барбизона. Есть также образец в коллекции Ионида в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз». На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства. На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А. Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Безжалостное время

Чего же искал в окружающем мире основоположник, вдохновитель и лидер барбизонской школы? Что хотел он отразить в своих картинах?

Руссо видел свою задачу в разрушении отжившего, по его мнению, классического канона и создании пейзажа, свободного от рамок академизма. Мощь и красота природы — вот объекты его картин. Один из критиков говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы. трепещет с бурей, сияет вместе с солнцем». Он писал суровые отроги гор и ледники, но любимым мотивом для него стали «портреты» дубов. Каждую картину художник создавал во множестве вариантов, стремясь идеально передать игру света и воздуха. Сначала Руссо делал зарисовку углем на холсте, затем прописывал картину одним цветом, работая над точной передачей света и тени, и лишь потом вводил различные краски, причем в процессе работы мог не раз изменить колорит полотна.

Увы, именно эта манера работы и стала причиной сильного потемнения картин. И если мы сейчас можем оценить его композицию, светотень или выбор мотива, то полноценно судить о колористике работ Руссо вряд ли возможно. Но это нисколько не уменьшает творческих заслуг первого из барбизонцев, ставшего одним из примеров для Клода Моне, первого из импрессионистов.

Источник

Рекомендации

  1. ^ .

Атрибуция:

  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Томсон, Дэвид Кроул (1911). «Руссо, Пьер Этьен Теодор». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия. 23 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 779. Сноски:
  • Альфред Сенсье, Сувениры на че. Руссо (Париж, 1872 г.).
  • Э. Мишель, Les Artistes célébres: Th. Руссо (Париж, 1891).
  • Дж. В. Моллетт, Руссо и Диас (Лондон, 1890).
  • Дэвид Кроал Томсон, Барбизонская школа художников: Th. Руссо (Лондон, 1892 г.).
  • Альберт Вольф, La Capitale de l’art: Th. Руссо (Париж, 1886 г.).
  • Э. Шено, Peintres romantiques: Th. Руссо (Париж, 1880 г.).
  • П. Бурты, Maîtres et petit-maîtres: Th. Руссо (Париж, 1877 г.).

Период становления

В возрасте 16 лет Жан-Жак решил покинуть Женеву и начать взрослую самостоятельную жизнь. Пустившись в странствие по Швейцарии и Франции, Руссо успел поработать наставником, секретарем, учителем, однако нигде не мог найти по-настоящему достойное место. Жизненная неустроенность не мешала юноше сочинять музыку, которую он очень любил.

В этот период большое влияние на становление личности молодого Руссо оказала богатая аристократка Франсуаза Луиза де Варан. Она помогла юноше устроиться в Туринский монастырь, где он принял католицизм. В дальнейшем Варан лично занялась образованием своего подопечного: обучила его грамотной речи, правописанию, светским манерам.

Судьба Руссо сложилась весьма удачно именно благодаря покровительству мадам де Варан: перед будущим философом открылись двери в новый мир, который ранее был для него недоступен.

Анри Руссо «Спящая цыганка»

Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену). Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает. Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).

Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения. Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой. В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.

За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.

Произведение искусства

Публичные коллекции

Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце (1850-1851), Париж , Лувр .

Указанные работы выполнены маслом на холсте, если не указано иное:

Испания

Мадрид , музей Тиссена-Борнемисы , угольная хижина в лесу Фонтенбло , ок. 1855 г., 34,2 × 42,1  см .

Соединенные Штаты

Художественный музей Далласа  : La Hutte du charbonnier , 1850, 80 × 100  см .

Франция
  • Шантильи , музей Конде  :
    • Сумерки в Солони  ;
    • Нормандские фермы  ;
    • Пейзаж .
  • Клермон-Ферран , Художественный музей Роджера-Кийо .
  • Дижон , Музей изящных искусств  :
    • Пейзаж в большом небе , ок. 1830-1835, дерево, масло, 8,5 × 14,4  см  ;
    • Вид на Монблан с холма Фосиль , 1834 г., бумага, масло, холст, 19,5 × 40  см  ;
    • Пейзаж в Барбизоне , кв. 1850 г., дерево, масло, 6,5 × 12,5  см  ;
    • Закат , около 1860 г., дерево, масло, 14 × 9  см .
  • Фонтенбло  : Сумерки на равнине Шайи , около 1845 года.
  • Гренобль , Музей Гренобля  : пруд и опушка леса , 1860-1865 гг.
  • Париж  :
    • Лувр  :
      • Каштановый переулок , 1849;
      • Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце , 1850–1851, 142 × 197  см  ;
      • Болото в Ландах , 1852 г .;
      • Весна 1852 г., 41,5 × 53,5  см  ;
      • Les Chênes d’Apremont , 1850-1852, 64 × 100  см .
      • Ле Ражер , без даты, перо и коричневые туши, тушь, акварель, гуашь на пергаменте, 19,8 × 28  см .
    • Музей Орсе  : Маршрут в лесу Фонтенбло , 1860-1865 гг.
  • Страсбург , Музей изящных искусств  :
    • Этюд «Камни и деревья» , 1829, 53 × 70  см  ;
    • Этюд стволов деревьев , 1833, 46 × 61  см .
Россия
  • Санкт-Петербург , Эрмитаж  :
    • Рынок в Нормандии , 1845-1848 гг., 29 × 38  см  ;
    • Пейзаж с Картманом , 1860-1862 гг., 38 × 52  см .

Гравюры

Le Cerisier de la Plante a Biau (1855), клише-верр , Вашингтон , Национальная художественная галерея .

Руссо создавал оригинальные офорты и клише-верр . Он попробовал себя в акватинты в 1831 году , по совету Селестена Нантей , а затем три попытки между 1836 и 1842. воодушевлена Hédouin , новая попытка породила в 1861 году к изданию в печати , Le Chêne — де — рок (отказался в the Salon), укушенный кислотой Феликсом Бракмондом и несомненно предназначенный для Gazette des beaux-arts . В 1862 году он вырезал на стекле клише по просьбе зятя владельца гостиницы «Ганн» .

Руссо в глазах общественности

Знакомство с Альфредом Джерри позволило Руссо установить связь с литературным и художественным авангардом Парижа, в том числе Пабло Пикассо и Максом Джейкобом, которые впоследствии стали искренними любителями его работ. Руссо был в какой-то степени героем для Пикассо, он был убежден, что именно наивность Анри позволяет ему раскрыть суть человека и выйти за рамки классического изображения природы.

К сожалению, настойчивость и художественное видение Анри Руссо со временем так и не очаровали общественность. Повсюду он был поводом для насмешек, люди отказывались принимать его и признавать в качестве художника и мастера примитивизма. Но это вовсе не мешало Руссо: ему было присуще довольно легкое восприятие вещей, поэтому зачастую он попросту пропускал весь негатив мимо себя. В какой-то момент ему даже удалось найти свой путь в богемное общество: Анри устраивал «вечера у Таможенника», на которых показывал молодежи свои картины и развлекал гостей музыкой.

Один из таких вечеров посетил Ван Гог и решил сам познакомиться с Руссо, оставшись с ним наедине: «Снимите маску, Руссо. Поймите, я тоже крестьянин и художник».

В конце концов Руссо все же удостоился своей минуты славы благодаря стараниям Пикассо и его подруги Фернанды Оливье, которые решили организовать банкет в честь художника. Готовясь к мероприятию, Пикассо полностью освободил одну из стен своей мастерской, временно убрав коллекцию африканских масок, и повесил на нее «Портрет женщины» Руссо.

Портрет женщины, 1895

Помимо прочего, друзья установили во главе стола трон, предназначенный для виновника торжества. Все это было для Руссо сюрпризом. Он также не ожидал увидеть за столом 30 приглашенных представителей модной парижской публики, которые встретили его бурными овациями. Этот вечер вошел в историю как «Знаменитый прием у Пикассо».

Руссо Пьер Этьен Теодор (Rousseau Theodore)

Пьер Этьен Теодор Руссо(1812—1867)-французский художник-пейзажист, основатель Барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр.

Теодор Руссо — один из наиболее видных представителей так называемой барбизонской школы во французской живописи. Барбизонцами называли группу художников, преимущест­венно пейзажистов, работавших в окрестностях деревни Барбизон неподалеку от Парижа.Теодор Руссо родился 15 апреля 1812 года в Париже. Как художник формировался в основном самостоятельно.Первые уроки живописи Теодор Руссо получил у своего двоюродного брата-художника. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон. Т. Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве.В 1831 г. девятнадцатилетний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г.Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832-33 гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836—1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.Умер Теодор Руссо 22 декабря 1867 года в Барбизоне, департамент Сена и Марна в возрасте 55 лет от разрыва сердца.Избранные Музейные коллекции:Лувр и Музей Орсе, Париж; Национальная галерея и Wallace Collection, Лондон, Музей Метрополитен и Коллекция Фрика, Нью-Йорк; Национальная галерея искусств, Вашингтон; Государственный музей, Амстердам; Музей изобразительных искусств, Бостон; Институт искусств Чикаго; Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес; Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Музей искусств Филадельфии; Эрмитаж, Санкт-Петербург; Музей изобразительных искусств Сан-Франциско; Кларк художественный институт, Уильямстаун, Массачусетс;

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

«Столетие независимости» (Le Centenaire de l’indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

«Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Первый барбизонец

Природа родной Франции вдохновляла Руссо. Он пускался в долгие путешествия по стране. Нетребовательный к пище и удобству ночлега, довольствуясь самым малым, художник проходил пешком десятки километров, изучая и наблюдая небо, землю, леса, поля и реки. Поначалу он еще интересовался людьми, писал их, известная ранняя картина — «Рынок в Нормандии» (начало 1830-х годов). Но даже здесь уже проглядывала четкая направленность: если город, то не столичный, шумный, а тихий провинциальный. Как и все его последователи, Руссо был искренним певцом обыденности

Позже всем его вниманием завладела природа, и только природа, человек стал почти случайным гостем на его полотнах. Природа стала практически единственной музой Теодора, о ней он говорил: «Сила, и прежде всего сила»

В природе он искал мощь, стихию.

Одна из картин, которые можно назвать манифестом творчества Руссо, — «Вид в окрестностях Гранвилля» (1833). Отказавшись от кулис, обрамлявших классические пейзажи, живописец словно открыл картину для зрителя, дав ей глубину и перспективу, словно приглашая не смотреть со стороны, а погрузиться, зайти в картину, чтобы дотронуться рукой до земли и деревьев.

Руссо пробовал выставляться в Парижском салоне. Но если первая попытка была успешной — его пейзаж, изображавший природу Оверни, получил признание, — то затем его картины одна за другой были отвергнуты. Так, например, «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) назвали примитивным по сюжету и недостойным выставки. И Теодор погрузился в творчество, уже не ища общественного признания. В 1848 году он окончательно переехал в Барбизон, где купил дом, двери которого всегда были открыты для его товарищей по искусству.

Примитивизм и влияние народного искусства на художника

Анри Руссо вошел в историю как один из самых известных представителей примитивного искусства. Примитивизм, или наивное искусство — это течение в живописи и скульптуре, берущее начало в изображениях и предметах древних культур. Зачастую примитивистами называли профессиональных художников, которые намеренно отходили от академических догм ради нового, более искреннего искусства. Также примитивистами считаются художники, не имеющие какого-либо образования в сфере живописи. Отсутствие у них навыков восполняется талантом. Главная разница между профессионалами и самоучками состоит в том, что для последних этот стиль был естественным и искренним, в то время как образованные художники сознательно стремились прийти к наивному искусству.

К своим работам Анри Руссо писал пояснительные авторские поэмы. Их часто называли «Рисованными поэмами Руссо». Эти произведения отсылают нас к традиции французского народного искусства. Подобно надписям на крестьянских произведениях, слова Анри сообщали дополнительный смысл содержанию картины.

Пример такого комментария — поэма к «Спящей цыганке»: «Бродячая цыганка, играющая на мандолине, поставив рядом свой кувшин, спит глубоким сном при поэтическом свете луны. Случайно мимо проходит лев, обнюхивает ее и не причиняет ей зла». Руссо считал «Спящую цыганку» одной из лучших своих работ и предлагал купить ее мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков, что тогда было целым состоянием.

С народным искусством Анри впервые столкнулся в детстве. Стены дома их семьи  украшали портреты отца и матери — типичные образцы крестьянского творчества. Но еще большее влияние на Руссо, вероятно, оказали картинки из Эпиналя, ставшие популярными среди жителей Лаваля в начале и середине XIX века.

Примечания и ссылки

  1. , стр.  8
  2. , стр.  12
  3. , стр.  15–16
  4. ↑ и .
  5. , стр.  18-19
  6. , стр.  26–27
  7. , стр.  28-29, 45.
  8. , стр.  37
  9. , стр.  49,53
  10. , стр.  55-76
  11. Томас Шлессер, Вселенная без человека , Париж, Хазан, 2016, стр.  54-55 .
  12. , Курбе и импрессионизм , Милан, Музей Орнана / Silvana Editoriale, 2016, с.  110 .
  13. (в) , в музее Метрополитен (доступ на 4 июня 2021 ) .
  14. «Руссо, пропавший зять», В: Мишель Перро , Жорж Санд в Ноане. Дом художника , Париж, Ле Сёй, 2018.
  15. ↑ и Эмиль Мишель , «  Теодор Руссо и художники Барбисона  », Revue des Deux Mondes ,1905 г., стр.  152–184 ( читать онлайн , консультация 2 февраля 2020 г. ).
  16. Его дело исчезло из Большой канцелярии, несомненно, уничтожено в 1871 году (см. ).
  17. (in) на Frick Collection (доступ 4 июня 2021 г. ) .
  18. .
  19. .
  20. проверено 8 ноября 2016 г. ) .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. «Руссо, Теодор», В: Жанин Байи-Херцберг , Словарь гравюры во Франции 1830-1950 , Париж, AMG-Flammarion, 1985, с.  292 .

Выставки в салонах

В 1886 году в возрасте 42 лет Руссо впервые подал заявку на участие в «Салоне независимых» — выставке, где любой желающий художник мог поделиться своей работой. Анри представил картину «Карнавальный вечер». На полотне изображена молодая пара в карнавальных костюмах, идущая зимней ночью через поле.

Карнавальный вечер, 1886, Анри Руссо

Несмотря на неугасающую уверенность Руссо в собственном успехе, неподготовленная публика восприняла дебют художника с презрением и насмешками: она ругала его за особую «детскую» манеру, обвиняла в отсутствии правильной перспективы и композиции. Из толпы все чаще доносилось: «Мой пятилетний ребенок нарисовал бы не хуже». Но, несмотря на нападки со стороны обывателей и парижской богемы, работа Руссо все-таки нашла отклик у некоторых импрессионистов. Например, Камиль Писсарро отметил в «Карнавальном вечере» особые тона, подчеркивающие взаимоотношения света и тени.

Спустя почти 20 лет художник, которому на тот момент был 61 год, решил снова принять участие в «Салоне независимых». Там он представил картину «Голодный лев набрасывается на антилопу», которая стала началом целого цикла работ с похожей тематикой и манерой исполнения: яркие и опасные джунгли, голубое небо и солнце без света и тени, а в центре — хищник, прижавший к земле свою жертву. Эта картина, безусловно, отражала развитие, которое произошло с Руссо за 20 лет, но его техника все так же оставалась неумелой, что, очевидно, не нравилось публике.

Голодный лев набрасывается на антилопу, 1905

Джунгли Руссо

Изображения джунглей Руссо часто называют ботаническим Эдемом. Его цветы, напоминающие лотосы, и невероятное лиственное разнообразие выглядят удивительно живо и в то же время абстрактно. Анри привлекал метод работы по фотографиям, ему нравились пластически четкие объемы, неестественность поз и выражений лиц. Все это, по его мнению, привносило в будничные сцены мотивы вечности. В его картинах часто будто бы совмещены взгляды с разных точек. Художник изображает растения большими, величественными и одновременно плоскими

Не важно, кто обитает в джунглях: сбивает ли лев антилопу или горилла набрасывается на индейца — в работах Руссо мы всегда видим джунгли спокойными

У Руссо было собственное необычное видение природы, но он черпал вдохновение не только из своего воображения. Например, чтобы точнее рисовать животных, художник проводил много времени в зоопарках и коллекциях естествознания в Париже. Одним из вдохновителей Руссо был Эжен Делакруа, известный изображениями львов и тигров.

Американский индеец борется с гориллой, 1910 Водопад, 1910

Отрывок, характеризующий Руссо, Теодор

Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться. «И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось». – К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой. Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки. – Легли? – спросил князь. Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном. – Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство. – Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал. Несмотря на то, что между Анатолем и m lle Bourienne ничего не было сказано, они совершенно поняли друг друга в отношении первой части романа, до появления pauvre mere, поняли, что им нужно много сказать друг другу тайно, и потому с утра они искали случая увидаться наедине. В то время как княжна прошла в обычный час к отцу, m lle Bourienne сошлась с Анатолем в зимнем саду. Княжна Марья подходила в этот день с особенным трепетом к двери кабинета. Ей казалось, что не только все знают, что нынче совершится решение ее судьбы, но что и знают то, что она об этом думает. Она читала это выражение в лице Тихона и в лице камердинера князя Василья, который с горячей водой встретился в коридоре и низко поклонился ей. Старый князь в это утро был чрезвычайно ласков и старателен в своем обращении с дочерью. Это выражение старательности хорошо знала княжна Марья. Это было то выражение, которое бывало на его лице в те минуты, когда сухие руки его сжимались в кулак от досады за то, что княжна Марья не понимала арифметической задачи, и он, вставая, отходил от нее и тихим голосом повторял несколько раз одни и те же слова. Он тотчас же приступил к делу и начал разговор, говоря «вы». – Мне сделали пропозицию насчет вас, – сказал он, неестественно улыбаясь. – Вы, я думаю, догадались, – продолжал он, – что князь Василий приехал сюда и привез с собой своего воспитанника (почему то князь Николай Андреич называл Анатоля воспитанником) не для моих прекрасных глаз. Мне вчера сделали пропозицию насчет вас. А так как вы знаете мои правила, я отнесся к вам. – Как мне вас понимать, mon pere? – проговорила княжна, бледнея и краснея. – Как понимать! – сердито крикнул отец. – Князь Василий находит тебя по своему вкусу для невестки и делает тебе пропозицию за своего воспитанника. Вот как понимать. Как понимать?!… А я у тебя спрашиваю. – Я не знаю, как вы, mon pere, – шопотом проговорила княжна. – Я? я? что ж я то? меня то оставьте в стороне. Не я пойду замуж. Что вы? вот это желательно знать. Княжна видела, что отец недоброжелательно смотрел на это дело, но ей в ту же минуту пришла мысль, что теперь или никогда решится судьба ее жизни. Она опустила глаза, чтобы не видеть взгляда, под влиянием которого она чувствовала, что не могла думать, а могла по привычке только повиноваться, и сказала: – Я желаю только одного – исполнить вашу волю, – сказала она, – но ежели бы мое желание нужно было выразить…

Анализ картин теодора руссо

15 апреля исполняется 205 лет со дня рождения выдающегося французского пейзажиста Теодора Руссо, основателя барбизонской школы в живописи Теодор Руссо. Закат.Будущий знаменитый художник Теодор Руссо начинал учиться живописи у своего брата — менее известного Филиппа. Когда Руссо было 15, он стал учеником малоизвестного пейзажиста Жана Шарля Ремона. Вскоре Теодор подал заявку на участие в Парижском салоне — одной из наиболее престижных художественных выставок Франции, ‑ и получил позитивные отклики, но в следующие несколько лет Парижский салон не был для него удачным, и он вернулся к выставкам сильно позже — почти через 20 лет.

В 1836 году Руссо вместе с друзьями приехал на зиму в небольшую деревню Барбизон. Эта местность настолько впечатлила его, что он стал приезжать туда постоянно, а вскоре и вовсе переехал в эту деревню. Постепенно за ним последовали его друзья-художники, тоже работавшие на природе, — Дюпре, Добиньи, Диас де ла Пенья. Это и послужило началом барбизонской школы. А через несколько лет сформировалось целое поселение пейзажистов, насчитывавшее порядка двух десятков человек.

Забавно, что недоброжелатель барбизонцев Ньюверкерк презрительно называл их творчество «искусством демократов». Можно даже предположить, что назвав их социал-демократами, он еще ближе подошел бы к истине. Действительно, дико смотрелся бы на барбизонских пейзажах некий господин промышленник в цилиндре или хозяйка модного салона под руку с парадным мундиром. «Кроткие наследуют землю», и земля в работах барбизонцев — это как раз такое место, из которого сбежали в городскую духоту люди, нацеленные владеть чем бы то ни было только в денежном эквиваленте. А когда художников этой школы называли «скотоводами» и «Рафаэлями овечьих стад», они не видели в этом оскорбления. Оскорбительным они считали изображать недостоверное и неуместное, а увидеть и полюбить неприкрашенную природу считали вполне достойным. Высшим падением для художника они, наверное, сочли бы не изображение сельского скота, а воспевание общественных пороков, превращающих человека в скотину.

Источник

Ранние годы

Анри Жюльен Феликс Руссо родился 21 мая 1844 года в небольшом французском городке Лаваль. Его отец был потомственным жестянщиком, а мать — дочерью офицера Великой армии Наполеона. Семья никогда не отличалась большими доходами. К моменту, когда Анри исполнилось 8 лет, его родители окончательно обанкротились и потеряли дом, поэтому маленькому Руссо пришлось отправиться в школу-интернат. Именно там он полюбил рисование. Анри Руссо также отличался большим потенциалом в музыке и даже получил несколько школьных наград.

Закончив школу в 1861 году, 17-летний Анри переехал с семьей в Анже, где нашел работу помощника судебного пристава в адвокатском бюро. Однако его карьера продлилась недолго из-за скандального инцидента. В 1863 году Руссо обвинили в мелкой краже, и, чтобы избежать тюремного заключения, он согласился на 7 лет военной службы. Он встречал солдат, которые пережили французскую экспедицию в Мексику (1862-1865 гг.) в поддержку императора Максимилиана I. Руссо жадно слушал их воспоминания о прелестях этой субтропической страны, восхищался ими. В будущем эти рассказы оказали большое влияние на его стиль изображения джунглей, а яркость красок и реалистичность картин вызвали слухи о том, что художник рисует обрывки своих воспоминаний о тех местах. Примечательно, что сам Руссо никогда не покидал Франции, хоть и не опровергал популярные легенды о своих путешествиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: