Главные черты футуризма
- Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
- Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
- Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
- Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
- Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.
Примечания[ | ]
- Store norske leksikon (бук.) — 1978.
- идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
- Michail Fiodorovich Larionov
- Mikhail Fedorovich Larionov (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
- ↑ 1234567 Грачёва, 2010, с. 721.
- ЛАРИОНОВ • Большая российская энциклопедия — электронная версия (неопр.) . bigenc.ru. Дата обращения 9 августа 2020.
- Выставка Михаила Ларионова (неопр.) .
- Наталья Гончарова является двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина Натальи Гончаровой
- ↑ 12 Ларионов Михаил Федорович(неопр.) .
- Два новых почтовых выпуска презентовала «Марка Приднестровья» (неопр.) . tv.pgtrk.ru (6 декабря 2016). Дата обращения 6 декабря 2016.
- Новым улицам на ЗИЛе присвоили наименования (неопр.) . Москва 24. Дата обращения 24 декабря 2020.
Историческое значение русского художественного авангарда
Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:
- образовывались новые художественные объединения,
- каждый художник стремился создать новое течение,
- и все эти направления сосуществовали одновременно.
Значение данного течения заключается в следующем — он:
открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства
Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.
И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь
История
В 1906 г. на выставке в Лондоне М. Ларионов увидел картины английского художника Уильяма Тёрнера, мастера романтического пейзажа. Эти картины поразили Ларионова необычной передачей воздушной среды и побудили к размышлениям о значении цвета в живописи. Именно тогда он задумался о цветовых лучах и их отражениях. Так был дан толчок к созданию нового направления в живописи – «лучизму».
В 1913 г. в Москве М. Ларионов организовал выставку работ художников группы «Мишень», на которой демонстрировались, кроме картин самого М. Ларионова, также полотна Н. Гончаровой, К. Малевича, М. Шагала, С. Романовича, М. Лё-Дантю и др. В каталоге выставки М. Ларионов сформулировал основные положения группы художников-единомышленников (Манифест «Лучисты и будущники») и провозгласил собственный стиль «лучизм» новым направлением в современной живописи. Лучисты не отвергали другие новые направления и стили в живописи (кубизм, орфизм и футуризм), но вершиной художественного искусства считали лучистую живопись, признавая её синтезом этих направлений. Этот Манифест подписали Т. Богомазов, Н. Гончарова, К. Зданевич, И. Ларионов, М. Ларионов, М. Лё-Дантю, В. Левкиевский, С. Романович, В. Оболенский, М. Фабри, А. Шевченко.
Ретроспективу Михаила Ларионова открывает Третьяковская галерея
В Третьяковской галерее 19 сентября открывается выставка Михаила Ларионова, одного из титанов русского авангарда. Это самая полная ретроспектива художника за всё время, куда войдут живопись, графика, театральные работы, а также личный архив, его библиотека и коллекция лубков. Все эти сокровища истории искусства привезены из ведущих музеев мира — помимо коллекции Третьяковской галереи, в организации выставки участвуют галерея Тейт, Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта, а также провинциальные музеи и частные коллекционеры. Михаил Ларионов — художник, для которого не существовало правил. Как настоящий авангардист, он постоянно расширял границы искусства, скидывая классику с пьедестала современности. Как и многие художники авангарда, он начинал с реализма, пройдя через увлечение импрессионизмом и футуризмом, изобрел свое собственное направление — лучизм. На выставке можно увидеть наиболее полное собрание его картин — от ранних опытов освоения современной живописи до поздних работ периода эмиграции.
Ларионов был одним их первых художников, которые ввели народную культуру в лексикон высокого искусства. Героями его работ становятся солдаты — расцвет русского авангарда пришелся на период Первой мировой войны, да и сам он побывал на службе. Прототипов для героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.
Еще один эпический персонаж Ларионова — Венера, народная красавица, чья природная крестьянская красота также эпатировала почтенную публику, привыкшую к совсем другому образу богини любви; для Венер на выставке отведут целый зал.
Как бы ни были хороши ларионовские Венеры и солдаты, его главным прорывом стало изобретение лучизма. В лучах, пронизывающих картину, изображение появлялось в движении, как будто проносясь на бешеной скорости мимо зрителя. Движение было главной приметой ХХ века, когда жизнь менялась на глазах и все кругом бежали, летели и скакали, как в стихотворении Хармса. Впрочем, и лучизм Ларионова был полон иронии: «Лучистая колбаса и скумбрия» из Кельнского музея — лучший тому пример.
В 1915 году Ларионов уезжает вместе со своей супругой Наталией Гончаровой в Париж по приглашению Дягилева и больше в Россию не вернется. С этого момента начинается другая страница в его биографии — увлечение театром, в частности балетом, где Ларионов находит более широкое поле для экспериментов. Он занимается не только сценографией, но и пробует себя в качестве хореографа, пишет либретто. Среди его постановок — «Шут», «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Байка про лису». Из Музея Виктории и Альберта на выставку привезут оригинальный костюм шута. Впервые будет показан и макет инсталляции «История балета всех времен».
Часть выставки посвящена личному архиву художника, там можно увидеть фотографии, афиши, зарисовки на полях писем и даже личную библиотеку Ларионова и Гончаровой. Впервые широкой публике покажут и источник вдохновения художника — его коллекцию лубков, куда вошли более 600 экспонатов.
![]()
Михаил Ларионов «Автопортрет в тюрбане» около 1907 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Прогулка в провинциальном городе» около 1909 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Утро в казармах» 1910 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Отдыхающий солдат» 1911 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Зима. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Весна. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов «Петух / Лучистый этюд» 1912 Государственная Третьяковская галерея
![]()
Михаил Ларионов Афиша выставки в галерее Sauvage «Exposition d’oeuvres de Gontcharove et Larionow «L’Art decoratif Theatral moderne» 1918 Государственная Третьяковская галерея
Особенности футуризма Маяковского
- Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
- Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
- Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
- Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
- Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.
Художник Михаил Ларионов: биография и творчество
Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе, Херсонской губернии в семье военного врача. Здесь он провел детские годы и неоднократно возвращался на родину в зрелом возрасте для написания летних этюдов. Когда мальчик подрос, семья переехала в Москву, и в 1898 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За конфликты с преподавателями и «аморальные» изображения голых женщин был исключен из училища и смог восстановиться только спустя несколько лет, закончив обучение лишь в 1910 году.
Начало творческого пути Ларионова — это великолепные импрессионистские пейзажи родных просторов Бессарабии, уютные уголки деревенских садов и покосившиеся домики на узких улочках. Эти картины наполнены светом и жизнью, они демонстрируют высокое мастерство и истинное чувство цвета мастера.
В 1906 году художник отправился в Париж, выставлять работы на русской экспозиции Осеннего Салона. Картины были приняты публикой благосклонно, но для Ларионова это уже не имело значения — он был поражен Парижем, а еще больше — новыми направлениями в живописи, навсегда повлиявшими на его стиль. Мастер любовался работами современных авторов, в частности, фовистов, а вернувшись в Россию начал писать в кардинально новом для себя жанре, который назвали неопримитивизмом.
Ларионов утверждал, что вдохновляться нужно у детей, писал искренне и честно, изображал сцены из обычной жизни, в частности, солдатской. Многих зрителей шокировала прямота, даже вульгарность работ, но мастера это не останавливало. Впрочем, удивляться примитивности картин Ларионова оставалось недолго — уже в 1912 он подарил миру лучизм.
«Для фиксации того, что уже есть, существует фотоаппарат» — утверждал автор и смело покрывал холсты яркими пересекающимися линиями. В некоторых его произведениях предметы вполне узнаваемы — вот петух, там колбаса, а это явно желто-зеленый осенний пейзаж. В других — о происхождении объектов и вообще их наличии остается только догадываться. Эти работы динамичны, наполнены жизнью, цветом и светом, стирается грань между холстом и смотрящим на него, будто линии живут вне пространства.
В России Михаил Ларионов проживал до 1914 года. Отправившись в Париж рисовать декорации для балетной антрепризы «Русские сезоны» по приглашению Сергея Дягилева, остался здесь навсегда. Декорации, впрочем, оформить успел, и даже поработал сопостановщиком-хореографом и сценаристом. В 1914, после начала Первой мировой войны, отправился на фронт, где получил ранение. Хотел вернуться в Россию в 1918 году, но посчитал, что это слишком опасно.
С первой женой, художницей Натальей Гончаровой, приходившейся двоюродной правнучкой супруге Пушкина, живописец познакомился еще в училище. Она сопровождала мастера всю свою жизнь, активно поддерживала его творческие идеи. Пара придерживалась свободных взглядов на отношения. Художники прожили более 45 лет вне брака, скрепив союз штампом только в 1955 году ради наследства. В 1962 г., после смерти Натальи, Ларионов женился на Александре Томилиной, которая была его любовницей более 30 лет. Наталья об их отношениях знала и также неоднократно встречалась с другими мужчинами.
Живописец умер своей смертью в 1964 году 10 мая. Михаил Ларионов, Наталья и Александра похоронены в одной могиле.
1912 – 1913 гг. Лучизм
Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.
В манифесте присутствует два определения лучизма:
![]()
![]()
В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.
Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.
![]()
Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.
«Стекло» 1912
Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.
«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911
Театральные работы[ | ]
«Русские балеты» Дягилева
- 1915 — «Полуночное солнце» хореограф Л. Мясин, музыка Н. Римского-Корсакова
- 1916 — «Кикимора» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова
- 1917 — «Русские сказки» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова (совместно с Н. Гончаровой)
- 1921 — «Шут», музыка С. С. Прокофьева. Ларионов также выступил в качестве хореографа совместно с Тадеушем Славинским
- 1922 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф Б. Нижинская, музыка И. Стравинского
- 1929 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф С. Лифарь
В других театрах
- 1931 — «Классическая симфония», хореограф Т. Славинский, музыка С. Прокофьева («Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж)
- 1932 — балет Сергея Прокофьева «На Днепре», хореография Сержа Лифаря.
Рекомендации
- Валентин Маркаде , Возрождение русского изобразительного искусства 1863-1914 гг., Издание «Возраст человека», Лозанна, 1971 г., стр. 236 и стр. 237
- Камилла Грей, Русский авангард в современном искусстве 1863-1922, Thames and Hudson edition 2003, стр. 136 к стр. 142 ( ISBN 2-87811-218-0 )
- Камилла Грей, op. соч. п. 143
|
Русские художественные движения и коллективы |
|
|---|---|
| Русские художественные направления | Строгановская школа · Школа Венецианова · Артель художников · Ястребы · Абрамцево · Обериу · Русский символизм · Лучизм · Супрематизм · Русский конструктивизм · Авангардный русский язык · Советский социалистический реализм · Советское нонконформистское искусство · Концептуализм Москва · Соц-арт · zaum |
| Российские коллективы художников | Осел Хвост · Бубновый валет · Молодежный Союз · Мир искусства · Aveniristes · Gileia · Blue Rose · Четыре искусства |
| Ассоциации | Союз художников России · Ассоциация художников революционной России · Общество художников Архипа Куинджи · Общество художников исторической живописи · Сообщество художников |
| Школы | Школа Бакста и Добужинского · Школа красок Киммерия · Школа Ярославль (архитектура) |
| См. Также: Русская культура · Современное искусство · Русское кино. |
|
Авангард |
|
|---|---|
| Изобразительное искусство |
Абстрактный экспрессионизм • Art Nouveau • Искусство и Language • концептуальное искусство • Противоречивые Искусство • Лирическая абстракция • Почтовый Art • Конструктивизм • Кубизм • Precubism • кубофутуризмом • De Stijl • Devětsil • дивизионизм • фовизм • Импрессионизм • Неоимпрессионизм • Сообщение -Impressionism • Цветовое поле • Минимализм (in) • Мир искусства • Neue Kunst Slowenische • Нонконформизм • Поп-арт • Лучизм • Супрематизм • Вихрь • Новый реализм |
| Литература и поэзия | Акмеизм • Сердитые пингвины • Киберпанк • Асемическое письмо • Эго-футуризм • Экспериментальная литература • Поэзия Фларфа • Голодное поколение • Воображение • Языковые поэты • Неоавангардия • Поэты нови • Новый роман • Обериу • Улипо • Поэзия шлема • Ультраизм • Визуальная поэзия • Заум |
| Музыка (по стилю) | До фанка • Авангардный джаз • Новаторский металл • До-поп • Экспериментальный рок ( авангард-прог — до-панк (in) ) |
| Музыка (другие) |
Случайная музыка • Ars subtilior • Атональная музыка • Электроакустическая музыка • Электронная музыка ( индастриал ) • Экспериментальная поп-музыка • Свободный джаз ( Бесплатная импровизация ) • Футуризм • Микротональная музыка • Минимальная музыка ( Drone ) • Конкретная музыка • Новая сложность • Без волны • Музыка шумный • Пост-рок • Рок в оппозиции • Вторая венская школа • Сериализм • спектральная музыка • • текстурная музыка • тотализм • -тон |
| Кино и театр | Pure Cinema • Догма 95 • Drop Art • Эпический театр • Экспериментальный фильм • Ремодернизм фильма • Структурное кино • Театр абсурда • Театр жестокости |
| Общий |
Bauhaus • Конструктивизм • Dada • Экспрессионизм • Флуксус • футуризм • леттризм • Модернизм • Минимализм • постминимализм • Neo-минимализм • неодада • Neoism • Постмодернизм • Поздний модернизм • Примитивизм • Русский футуризм • Русский символизм • Situationist Международный • Социальный реализм • Реализм социалистический • Сюрреализм • Символизм |
- Портал русской культуры
- Портал живописи
Михаил Ларионов. Муж Натальи Гончаровой
Светало. Бледнел на западе узкий лунный серп, вдоль улицы по своим собачьим делам вялой иноходью полусонно и озабочено бежала первая утренняя собака. Уже пропели петухи, зябко похлопывая крыльями на плетне, заголосила им вслед мелкая птичья фигота, в нестройном хоре которой выделялись энергичные трели феснянки белохвостой (Lumbricus terrestris). День 3 июня 1881 года обещал быть хорошим. Тирасполь просыпался. Вдруг – чу! – в доме военного фельдшера Федора Ларионова раздался утробный женский вой. Минут через сорок он затих, и вместо него послышался детский писк. «Ребенок! Мальчик! Сын! Мишаня!», — разнесся по притихшей округе счастливый отцовский крик. На свет появился Михаил Ларионов (1881-1964), будущий муж Натальи Гончаровой.
Прошло тринадцать дней. Смеркалось. Село Нагаево в далеком Чернском уезде Тульской губернии отходило ко сну после долгого дня, заполненного пахотой, бороньбой, севом, жатвой, обмолотом, утруской и усушкой. В лесу тяжело ухнул филин (Pulex irritans), недовольный предстоящей охотой на мышей – в темноте ему их плохо видно. Лишь в усадьбе дворян Гончаровых горел свет и было оживленно. С последним лучом солнца сонная округа огласилась сдержанным дамским стоном и зубовным скрежетом, из-под которых незаметно возник, а потом усилился отчаянный детский писк. «Доча! Натусик!», — радостно заворковал архитектор и математик Сергей Гончаров. Так родилась Наталья Гончарова (1881-1962), будущая жена Михаила Ларионова*.
Особенности
Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.
Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:
Криволинейная
Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой. Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн. Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.
Цветовая
Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта. Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции. Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.
Геометрическая
Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.
Эмоциональная
Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах. В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И.Танги, некоторые картины В.Кандинского.
Жестикуляционная
Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.
Минималистская
Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.
Главные черты
Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.
Главные признаки романтизма:
![]()
- Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
- Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
- Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
- Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
- Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.
https://youtube.com/watch?v=ysYEnuPvGFY
Самые известные картины Михаила Ларионова
Картины Михаила Ларионова хранятся в галереях и частных коллекциях по всему миру, но большая их часть была подарена Третьяковской галерее, как и завещал мастер. На его холстах — буйство красок, энергия и жизнь, удивительное сочетание четких форм и ярких эмоций:
- «Верхушки акаций» (1904) — одна из картин, написанных во время летних визитов Ларионова в родной Тирасполь;
- «Петух» (1912) — яркий пример реалистичного лучизма. На картине можно рассмотреть очертания петуха в многообразии желто-оранжевых лучей;
- «Стекло» (1912) — нереалистичный лучизм, одна из первых картин мастера в этом жанре, впервые представленная публике на выставке в Московском обществе свободной эстетики;
- «Лучистый пейзаж» (1912) — лучи будто пронизывают холст во всех направлениях сразу, создавая объемное пересечение плоскостей на выходе;
- «Портрет Натальи Гончаровой» (1915) — один из многочисленных портретов спутницы жизни художника.
Михаил Ларионов был личностью неординарной, самобытной, его не интересовали правила и рамки создания живописи. Мастер мечтал, что когда-нибудь ученые изобретут прибор, улавливающий лучи, и тогда мы увидим количество любви, которое испытывает к нам человек…
Онлайн-портал Very Important Lot предоставляет возможность недорого купить картины известных художников и предметы антиквариата, приобрести произведения молодых талантливых авторов. Здесь можно узнать даты и сроки проведения актуальных аукционов и прочитать много интересной информации об искусстве в арт-журнале.
Примеры из поэзии Маяковского
Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.
Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.
В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.
Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.
Парижский период
Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.
Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм
Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.
Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:
![]()
Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.
Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.
Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.
Автопортрет 1910
Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.




























