Михаил ларионов, 9 основных фактов о создателе лучизма

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

Примечания[ | ]

  1. Store norske leksikon (бук.) — 1978.
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Michail Fiodorovich Larionov
  4. Mikhail Fedorovich Larionov (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  5. 1234567 Грачёва, 2010, с. 721.
  6. ЛАРИОНОВ • Большая российская энциклопедия — электронная версия (неопр.) . bigenc.ru. Дата обращения 9 августа 2020.
  7. Выставка Михаила Ларионова (неопр.) .
  8. Наталья Гончарова является двоюродной правнучкой жены А. С. Пушкина Натальи Гончаровой
  9. 12 Ларионов Михаил Федорович(неопр.) .
  10. Два новых почтовых выпуска презентовала «Марка Приднестровья» (неопр.) . tv.pgtrk.ru (6 декабря 2016). Дата обращения 6 декабря 2016.
  11. Новым улицам на ЗИЛе присвоили наименования (неопр.) . Москва 24. Дата обращения 24 декабря 2020.

Историческое значение русского художественного авангарда

Авангард в России имел недолгую, но достаточно насыщенную жизнь:

  • образовывались новые художественные объединения,
  • каждый художник стремился создать новое течение,
  • и все эти направления сосуществовали одновременно.

Значение данного течения заключается в следующем — он:

 открыл относительность форм, средства и способов художественного мышления
выработал огромное количество новых форм, приемов, подходов к решению художественных проблем и задач
привел к возникновению новых видов искусства (кино, фотографии и др)
показал важность экспериментальной работы в художественном творчестве
показал исчерпанность основных видов новоевропейского искусства

Многие идеи, наработки, находки этого художественного направления российского искусства до сих пор находят свое применение в художественной жизни современной России.

И еще у нас есть кроссворд по этой теме — здесь

История

В 1906 г. на выставке в Лондоне М. Ларионов увидел картины английского художника Уильяма Тёрнера, мастера романтического пейзажа. Эти картины поразили Ларионова необычной передачей воздушной среды и побудили к размышлениям о значении цвета в живописи. Именно тогда он задумался о цветовых лучах и их отражениях. Так был дан толчок к созданию нового направления в живописи – «лучизму».

В 1913 г. в Москве М. Ларионов организовал выставку работ художников группы «Мишень», на которой демонстрировались, кроме картин самого М. Ларионова, также полотна Н. Гончаровой, К. Малевича, М. Шагала, С. Романовича, М. Лё-Дантю и др. В каталоге выставки М. Ларионов сформулировал основные положения  группы художников-единомышленников (Манифест «Лучисты и будущники») и провозгласил собственный стиль «лучизм» новым направлением в современной живописи. Лучисты не отвергали другие новые направления и стили в живописи (кубизм, орфизм и футуризм), но вершиной художественного искусства считали лучистую живопись, признавая её синтезом этих направлений. Этот Манифест подписали Т. Богомазов, Н. Гончарова, К. Зданевич, И. Ларионов, М. Ларионов, М. Лё-Дантю, В. Левкиевский, С. Романович, В. Оболенский, М. Фабри, А. Шевченко.

Ретроспективу Михаила Ларионова открывает Третьяковская галерея

В Третьяковской галерее 19 сентября открывается выставка Михаила Ларионова, одного из титанов русского авангарда. Это самая полная ретроспектива художника за всё время, куда войдут живопись, графика, театральные работы, а также личный архив, его библиотека и коллекция лубков. Все эти сокровища истории искусства привезены из ведущих музеев мира — помимо коллекции Третьяковской галереи, в организации выставки участвуют галерея Тейт, Центр Помпиду, Музей Виктории и Альберта, а также провинциальные музеи и частные коллекционеры. Михаил Ларионов — художник, для которого не существовало правил. Как настоящий авангардист, он постоянно расширял границы искусства, скидывая классику с пьедестала современности. Как и многие художники авангарда, он начинал с реализма, пройдя через увлечение импрессионизмом и футуризмом, изобрел свое собственное направление — лучизм. На выставке можно увидеть наиболее полное собрание его картин — от ранних опытов освоения современной живописи до поздних работ периода эмиграции.

Ларионов был одним их первых художников, которые ввели народную культуру в лексикон высокого искусства. Героями его работ становятся солдаты — расцвет русского авангарда пришелся на период Первой мировой войны, да и сам он побывал на службе. Прототипов для героев своего времени Ларионов находил на провинциальных вывесках и в русских лубках.

Еще один эпический персонаж Ларионова — Венера, народная красавица, чья природная крестьянская красота также эпатировала почтенную публику, привыкшую к совсем другому образу богини любви; для Венер на выставке отведут целый зал.

Как бы ни были хороши ларионовские Венеры и солдаты, его главным прорывом стало изобретение лучизма. В лучах, пронизывающих картину, изображение появлялось в движении, как будто проносясь на бешеной скорости мимо зрителя. Движение было главной приметой ХХ века, когда жизнь менялась на глазах и все кругом бежали, летели и скакали, как в стихотворении Хармса. Впрочем, и лучизм Ларионова был полон иронии: «Лучистая колбаса и скумбрия» из Кельнского музея — лучший тому пример.

В 1915 году Ларионов уезжает вместе со своей супругой Наталией Гончаровой в Париж по приглашению Дягилева и больше в Россию не вернется. С этого момента начинается другая страница в его биографии — увлечение театром, в частности балетом, где Ларионов находит более широкое поле для экспериментов. Он занимается не только сценографией, но и пробует себя в качестве хореографа, пишет либретто. Среди его постановок — «Шут», «Полуночное солнце», «Русские сказки», «Байка про лису». Из Музея Виктории и Альберта на выставку привезут оригинальный костюм шута. Впервые будет показан и макет инсталляции «История балета всех времен».

Часть выставки посвящена личному архиву художника, там можно увидеть фотографии, афиши, зарисовки на полях писем и даже личную библиотеку Ларионова и Гончаровой. Впервые широкой публике покажут и источник вдохновения художника — его коллекцию лубков, куда вошли более 600 экспонатов.


Михаил Ларионов «Автопортрет в тюрбане» около 1907 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Прогулка в провинциальном городе» около 1909 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Утро в казармах» 1910 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Отдыхающий солдат» 1911 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Зима. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Весна. Времена года» новый примитив 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов «Петух / Лучистый этюд» 1912 Государственная Третьяковская галерея


Михаил Ларионов Афиша выставки в галерее Sauvage «Exposition d’oeuvres de Gontcharove et Larionow «L’Art decoratif Theatral moderne» 1918 Государственная Третьяковская галерея

Особенности футуризма Маяковского

  1. Самое яркое отличие произведений Маяковского от других представителей футуризма заключается в преувеличении личности поэта, ему часто посвящаются хвалебные строки, он ставится выше других.
  2. Помимо отрицания и презрения ко всему, что было раньше, в работах Владимира Владимировича яро выражен протест к настоящему, он противопоставляет себя обществу и сложившемуся государственному строю. Взгляды и мысли поэта обращены к будущему.
  3. Красота заключена в городских пейзажах, бурной урбанистической жизни.
  4. Очень часто в своих произведениях Маяковский использовал метафоры (скрытое сравнение) для своих противопоставлений и звукопись (повторение одинаковых гласных или согласных).
  5. Ну и, конечно, не стоит забывать про его знаменитую “лесенку”, которая использовалась для выделения самых важных отрезков стихотворения.

Художник Михаил Ларионов: биография и творчество

Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе, Херсонской губернии в семье военного врача. Здесь он провел детские годы и неоднократно возвращался на родину в зрелом возрасте для написания летних этюдов. Когда мальчик подрос, семья переехала в Москву, и в 1898 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За конфликты с преподавателями и «аморальные» изображения голых женщин был исключен из училища и смог восстановиться только спустя несколько лет, закончив обучение лишь в 1910 году.

Начало творческого пути Ларионова — это великолепные импрессионистские пейзажи родных просторов Бессарабии, уютные уголки деревенских садов и покосившиеся домики на узких улочках. Эти картины наполнены светом и жизнью, они демонстрируют высокое мастерство и истинное чувство цвета мастера.

В 1906 году художник отправился в Париж, выставлять работы на русской экспозиции Осеннего Салона. Картины были приняты публикой благосклонно, но для Ларионова это уже не имело значения — он был поражен Парижем, а еще больше — новыми направлениями в живописи, навсегда повлиявшими на его стиль. Мастер любовался работами современных авторов, в частности, фовистов, а вернувшись в Россию начал писать в кардинально новом для себя жанре, который назвали неопримитивизмом.

Ларионов утверждал, что вдохновляться нужно у детей, писал искренне и честно, изображал сцены из обычной жизни, в частности, солдатской. Многих зрителей шокировала прямота, даже вульгарность работ, но мастера это не останавливало. Впрочем, удивляться примитивности картин Ларионова оставалось недолго — уже в 1912 он подарил миру лучизм.

«Для фиксации того, что уже есть, существует фотоаппарат» — утверждал автор и смело покрывал холсты яркими пересекающимися линиями. В некоторых его произведениях предметы вполне узнаваемы — вот петух, там колбаса, а это явно желто-зеленый осенний пейзаж. В других — о происхождении объектов и вообще их наличии остается только догадываться. Эти работы динамичны, наполнены жизнью, цветом и светом, стирается грань между холстом и смотрящим на него, будто линии живут вне пространства.

В России Михаил Ларионов проживал до 1914 года. Отправившись в Париж рисовать декорации для балетной антрепризы «Русские сезоны» по приглашению Сергея Дягилева, остался здесь навсегда. Декорации, впрочем, оформить успел, и даже поработал сопостановщиком-хореографом и сценаристом. В 1914, после начала Первой мировой войны, отправился на фронт, где получил ранение. Хотел вернуться в Россию в 1918 году, но посчитал, что это слишком опасно.

С первой женой, художницей Натальей Гончаровой, приходившейся двоюродной правнучкой супруге Пушкина, живописец познакомился еще в училище. Она сопровождала мастера всю свою жизнь, активно поддерживала его творческие идеи. Пара придерживалась свободных взглядов на отношения. Художники прожили более 45 лет вне брака, скрепив союз штампом только в 1955 году ради наследства. В 1962 г., после смерти Натальи, Ларионов женился на Александре Томилиной, которая была его любовницей более 30 лет. Наталья об их отношениях знала и также неоднократно встречалась с другими мужчинами.

Живописец умер своей смертью в 1964 году 10 мая. Михаил Ларионов, Наталья и Александра похоронены в одной могиле.

1912 – 1913 гг. Лучизм

Выставкой «Мишень» в 1913 году закончился примитивистский
период творчества Ларионова и начался период лучизма. Об этом художник заявил в
каталоге к выставке. Дальнейшее развитие новая концепция получила в манифесте
«Лучисты и будущники», который подписали кроме Михаила Федоровича еще десять
человек – бывшие «ослинохвостовцы» и молодая поросль авангардистов.

В манифесте присутствует два определения лучизма:

В лучизме Ларионов видел не только уход от стандартного
изображения предметов, но и от новых течений, таких как кубизм, фовизм и
постимпрессионизм. Он смотрел в глубь природы зрения. Ведь если глаз человека
видит не предметы, а отраженные от них лучи, то и изображать нужно лучи, а не
предметы. Задача же художника состоит в том, чтобы выделить желаемые лучи из
хаоса отраженных.

Ларионов говорил, что всякая картина представляет собой
цветную поверхность, фактуру и ощущение, возникающее при слиянии этих
составляющих. Предметы или их отсутствие не имеют никакого значения при таком
подходе. Наличие предметов – просто дань устоявшимся привычкам, и если они
исчезнут, ничто не будет отвлекать зрителя от созерцания чистой живописи.

Самой зрелой лучистской работой Ларионова было «Стекло».
Расходящиеся лучи, смазывающие очертания предметов составляют содержание
картины. Ларионов называл это суммой отраженных от предмета лучей. Стекло
представлено зрителю в своем универсальном виде – изображена сама хрупкость,
острота, прозрачность и звонкость. То, что составляло суть стекла, обрело
бытие.

«Стекло» 1912

Лучистские картины Ларионова и его соратников получили
большое признание на выставке в Париже. Благодаря этому Михаил Федорович стал
известным в среде европейской творческой элиты и близко познакомился с Жаном
Кокто, Пабло Пикассо и Гийомом Аполлинером. Это было время расцвета творческого
потенциала Ларионова, но Первая Мировая война внесла свои коррективы в жизнь
мастера.

«Лучизм. Абстрактная композиция» 1910-е
«Лучистые линии» 1911

Театральные работы[ | ]

«Русские балеты» Дягилева

  • 1915 — «Полуночное солнце» хореограф Л. Мясин, музыка Н. Римского-Корсакова
  • 1916 — «Кикимора» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова
  • 1917 — «Русские сказки» хореограф Л. Мясин, музыка А. К. Лядова (совместно с Н. Гончаровой)
  • 1921 — «Шут», музыка С. С. Прокофьева. Ларионов также выступил в качестве хореографа совместно с Тадеушем Славинским
  • 1922 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф Б. Нижинская, музыка И. Стравинского
  • 1929 — «Байка про лису, петуха, кота да барана», хореограф С. Лифарь

В других театрах

  • 1931 — «Классическая симфония», хореограф Т. Славинский, музыка С. Прокофьева («Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж)
  • 1932 — балет Сергея Прокофьева «На Днепре», хореография Сержа Лифаря.

Рекомендации

  1. Валентин Маркаде , Возрождение русского изобразительного искусства 1863-1914 гг., Издание «Возраст человека», Лозанна, 1971 г., стр.  236 и стр.  237
  2. Камилла Грей, Русский авангард в современном искусстве 1863-1922, Thames and Hudson edition 2003, стр.  136 к стр.  142 ( ISBN  2-87811-218-0 )
  3. Камилла Грей, op. соч. п.  143

Русские художественные движения и коллективы

Русские художественные направления Строгановская школа  · Школа Венецианова  · Артель художников  · Ястребы  · Абрамцево  · Обериу  · Русский символизм  · Лучизм  · Супрематизм  · Русский конструктивизм  · Авангардный русский язык  · Советский социалистический реализм  · Советское нонконформистское искусство  · Концептуализм Москва  · Соц-арт  · zaum
Российские коллективы художников Осел Хвост  · Бубновый валет  · Молодежный Союз  · Мир искусства  · Aveniristes  · Gileia  · Blue Rose  · Четыре искусства
Ассоциации Союз художников России  · Ассоциация художников революционной России  · Общество художников Архипа Куинджи  · Общество художников исторической живописи  · Сообщество художников
Школы Школа Бакста и Добужинского  · Школа красок Киммерия  · Школа Ярославль (архитектура)
См. Также: Русская культура  · Современное искусство  · Русское кино.

Авангард

Изобразительное искусство Абстрактный экспрессионизм  • Art Nouveau  • Искусство и Language  • концептуальное искусство  • Противоречивые Искусство  • Лирическая абстракция  • Почтовый Art  • Конструктивизм  • Кубизм  • Precubism  • кубофутуризмом  • De Stijl  • Devětsil  • дивизионизм  • фовизм  • Импрессионизм  • Неоимпрессионизм  • Сообщение -Impressionism  • Цветовое поле  • Минимализм  (in)  • Мир искусства  • Neue Kunst Slowenische  • Нонконформизм  • Поп-арт  • Лучизм  • Супрематизм  • Вихрь  • Новый реализм
Литература и поэзия Акмеизм  • Сердитые пингвины  • Киберпанк  • Асемическое письмо  • Эго-футуризм  • Экспериментальная литература  • Поэзия Фларфа  • Голодное поколение  • Воображение  • Языковые поэты  • Неоавангардия  • Поэты нови  • Новый роман  • Обериу  • Улипо  • Поэзия шлема  • Ультраизм  • Визуальная поэзия  • Заум
Музыка (по стилю) До фанка  • Авангардный джаз  • Новаторский металл  • До-поп  • Экспериментальный рок ( авангард-прог — до-панк  (in) )
Музыка (другие) Случайная музыка  • Ars subtilior  • Атональная музыка  • Электроакустическая музыка  • Электронная музыка ( индастриал )  • Экспериментальная поп-музыка  • Свободный джаз ( Бесплатная импровизация )  • Футуризм  • Микротональная музыка  • Минимальная музыка ( Drone )  • Конкретная музыка  • Новая сложность  • Без волны  • Музыка шумный  • Пост-рок  • Рок в оппозиции  • Вторая венская школа  • Сериализм  • спектральная музыка  •  • текстурная музыка  • тотализм  • -тон
Кино и театр Pure Cinema  • Догма 95  • Drop Art  • Эпический театр  • Экспериментальный фильм  • Ремодернизм фильма  • Структурное кино  • Театр абсурда  • Театр жестокости
Общий Bauhaus  • Конструктивизм  • Dada  • Экспрессионизм  • Флуксус  • футуризм  • леттризм  • Модернизм  • Минимализм  • постминимализм  • Neo-минимализм  • неодада  • Neoism  • Постмодернизм  • Поздний модернизм  • Примитивизм  • Русский футуризм  • Русский символизм  • Situationist Международный  • Социальный реализм  • Реализм социалистический  • Сюрреализм  • Символизм
  • Портал русской культуры
  • Портал живописи

Михаил Ларионов. Муж Натальи Гончаровой

Светало. Бледнел на западе узкий лунный серп, вдоль улицы по своим собачьим делам вялой иноходью полусонно и озабочено бежала первая утренняя собака. Уже пропели петухи, зябко похлопывая крыльями на плетне, заголосила им вслед мелкая птичья фигота, в нестройном хоре которой выделялись энергичные трели феснянки белохвостой (Lumbricus terrestris). День 3 июня 1881 года обещал быть хорошим. Тирасполь просыпался. Вдруг – чу! – в доме военного фельдшера Федора Ларионова раздался утробный женский вой. Минут через сорок он затих, и вместо него послышался детский писк. «Ребенок! Мальчик! Сын! Мишаня!», — разнесся по притихшей округе счастливый отцовский крик. На свет появился Михаил Ларионов (1881-1964), будущий муж Натальи Гончаровой.

Прошло тринадцать дней. Смеркалось. Село Нагаево в далеком Чернском уезде Тульской губернии отходило ко сну после долгого дня, заполненного пахотой, бороньбой, севом, жатвой, обмолотом, утруской и усушкой. В лесу тяжело ухнул филин (Pulex irritans), недовольный предстоящей охотой на мышей – в темноте ему их плохо видно. Лишь в усадьбе дворян Гончаровых горел свет и было оживленно. С последним лучом солнца сонная округа огласилась сдержанным дамским стоном и зубовным скрежетом, из-под которых незаметно возник, а потом усилился отчаянный детский писк. «Доча! Натусик!», — радостно заворковал архитектор и математик Сергей Гончаров. Так родилась Наталья Гончарова (1881-1962), будущая жена Михаила Ларионова*.

Особенности

Основная идея абстракции – формальные качества живописи также важны, как форма, цвет и изобразительные качества объекта.

Условно выделяют несколько типов абстрактной живописи:

Криволинейная

Ассоциируется с кельтским искусством, в котором использовали ряд абстрактных мотивов: узоры, линии, спирали, символы с определенной смысловой нагрузкой. Многие ранние культуры использовали кельтский орнамент на протяжении многих веков. Мотивы были отмечены в культурах стран Западной Европы. В 19-20 веках зародилось движение за возрождение кельтской культуры в рамках стиля модерн. Абстрактные узоры криволинейного типа свойственны исламскому традиционному искусству.

Цветовая

Встречается в работах Тернера и Моне, которые используют цвет для отделения искусства от реального мира. Яркие цвета играют большую роль, чем реалистичность изображенного объекта. Пример цветовой абстракции – стиль пэчворк. Некоторые картины А.Матисса, К.Моне, Ф.Купки, В.Кандинского – репрезентативные образцы цветовой абстракции. Направление сформировалось в 40-50-х годах 20 века, благодаря М.Ротко.

Геометрическая

Тип интеллектуального абстрактного искусства появился примерно в 1908 году. Ранний формой считается кубизм аналитического типа, который отверг линейную перспективу и иллюзию пространственной глубины в живописи, сосредоточился на плоском изображении объектов. Геометрическая абстракция известна как беспредметное искусство – именно этот тип ассоциируется с абстрактным искусством.

Эмоциональная

Эмоциональная или интуитивная абстракция – смесь стилей с общим уклоном в натурализм. Стремление к натуральной, реалистичной передаче выражается в цветах и игре света, отображенной на полотнах. В отличие от геометрической абстракции, которая против природности и академизма, интуитивное направление часто обращается к натурализму. Источниками направления являются сюрреализм и органическая абстракция. Художники: М.Ротко, И.Танги, некоторые картины В.Кандинского.

Жестикуляционная

Форма абстрактного экспрессионизма. Представители направления придавали значение не сути изображения, а процессу написания картины. Работы характеризуются специфическим способом использования краски – нанесение быстрыми, прерывистыми мазками. Репрезентативны картины Дж.Поллока, В. Де Кунинга, К.Аппеля, Р.Мазервелла.

Минималистская

Тип абстракции, ставший попыткой возврата к основам авангардного искусства. Основа творчества – передача цвета и формы, без попытки отобразить внутреннее содержание.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

https://youtube.com/watch?v=ysYEnuPvGFY

Самые известные картины Михаила Ларионова

Картины Михаила Ларионова хранятся в галереях и частных коллекциях по всему миру, но большая их часть была подарена Третьяковской галерее, как и завещал мастер. На его холстах — буйство красок, энергия и жизнь, удивительное сочетание четких форм и ярких эмоций:

  • «Верхушки акаций» (1904) — одна из картин, написанных во время летних визитов Ларионова в родной Тирасполь;
  • «Петух» (1912) — яркий пример реалистичного лучизма. На картине можно рассмотреть очертания петуха в многообразии желто-оранжевых лучей;
  • «Стекло» (1912) — нереалистичный лучизм, одна из первых картин мастера в этом жанре, впервые представленная публике на выставке в Московском обществе свободной эстетики;
  • «Лучистый пейзаж» (1912) — лучи будто пронизывают холст во всех направлениях сразу, создавая объемное пересечение плоскостей на выходе;
  • «Портрет Натальи Гончаровой» (1915) — один из многочисленных портретов спутницы жизни художника.

Михаил Ларионов был личностью неординарной, самобытной, его не интересовали правила и рамки создания живописи. Мастер мечтал, что когда-нибудь ученые изобретут прибор, улавливающий лучи, и тогда мы увидим количество любви, которое испытывает к нам человек…

Онлайн-портал Very Important Lot предоставляет возможность недорого купить картины известных художников и предметы антиквариата, приобрести произведения молодых талантливых авторов. Здесь можно узнать даты и сроки проведения актуальных аукционов и прочитать много интересной информации об искусстве в арт-журнале.

Примеры из поэзии Маяковского

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Парижский период

Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.

Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм

Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.

Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:

Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.

«Две девушки на берегу ручья» 1920-е

На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.

Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.

Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.

Автопортрет 1910

Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: