Приглашение
О том, что удалось сделать в этот период, Скотти сообщал искусствоведу Василию Ивановичу Григоровичу: «Написал в театре у Шепелева плафон клеевыми красками и ложи, писал также и декорации для оперы Цампы, вылепил статую мраморной невесты, устроил к этой опере Везувий в последнем акте, который вышел довольно удачно, по крайней мере Шепелевы и граф Кутайсов чрезвычайно довольны, само собою разумеется, что это нехотя заставило меня заняться перспективой, в которой я аза в глаза не знал, а теперь занимаюсь окончанием декораций и разной чертовщины для оперы Волшебный стрелок. Театр у Шепелевых чудесный можно сказать, оркестр из 60 человек, есть много хороших артистов. Написал также фамильный образ и пожертвовал его в Выксунскую церковь».
В имении Шепелева он знакомится с его зятем — любителем искусства, графом Иваном Павловичем Кутайсовым, который пригласил Скотти сопровождать его семейство во время путешествия в Италию.
Итальянский дебют
5 января 1839 года в мастерской профессора Фёдора Бруни вниманию Великого князя Александра Николаевича, посетившего Италию, была представлена экспозиция из тридцати девяти непохожих друг на друга картин. Здесь были акварельные виды достопримечательностей Рима, живописные копии с оригиналов Рафаэля, Корреджо и Гвидо Рени… Наряду с архитектурными и реставрационными проектами были выставлены исполненные с натуры работы Михаила Скотти.
Кроме того, он преподнес великому князю рисунок «Уличная сцена в Риме» («Игроки-итальянцы»). На листе изображена старинная народная игра «на пальцах». Два игрока азартно соревнуются, а окружающие их «болельщики» напряжённо следят за борьбой, делая ставки. Взгляды и мимика участников нехитрого развлечения, а также присутствие двух наблюдателей в глубине, заставляет однако предположить и некий скрытый смысл происходящего.
Ещё упоминается графический лист Скотти «Духовная процессия в Риме во время карнавала» (настоящее местонахождение неизвестно, а рисунок находится в Третьяковке — авт.) и картина «Три неаполитанца» (Государственный Русский музей). На полотне, исполненном в жанре группового романтического портрета, выполнены три крупномасштабные поясные фигуры на фоне каменной стены.
Один из изображённых с выразительным профилем, активно жестикулирует и что-то пытается доказать товарищу справа, скрестившему руки на груди и упрямо сдвинувшему брови. Центральный персонаж в красном головном уборе меланхолически задумался. Как и в графическом листе «Уличная сцена в Риме», Скотти удалось передать характер и темперамент итальянцев.
Итальянская жизнь
Судя по альбому рисунков Скотти, путешествие началось с Германии. В Любеке был нарисован портрет четырёхлетнего графа Александра Кутайсова, затем сделаны жанровые зарисовки в Гамбурге. Путь Скотти и его покровителей лежал в Баварию, о чем красноречиво свидетельствуют акварельные виды Мюнхена и Нюрнберга. Маршрут путешествия завершился в Италии. Во Флоренции Скотти начал работать над репрезентативным «Портретом графа И.П. Кутайсова с детьми». Кисти Скотти также принадлежит костюмированное изображение двоюродного брата И.П. Кутайсова, графа А.В. Васильева («На карнавале в Венеции», ГТГ).
Молодой Скотти с головой окунается с итальянскую жизнь, жадно изучает страну, её природу, древнюю архитектуру. Вместе со своим другом, архитектором Николам Леонтьевичем Бенуа он наслаждался «красотами благодатного края и с энтузиазмом изучал разбросанные по нём создания человеческого гения, мечтая о великих делах, которые и он надеялся совершить по возвращении на родину».
Художник побывал в Венеции, Флоренции, Неаполе, познакомился с известными мастерами. Работы Михаила Скотти того периода не могут не восхитить. Потом он честно признается своему благодетелю Шепелеву: «Здесь как-то страшно – такое множество артистов своего дела, так строго оценивается искусство. Могу сказать, что всю Италию искрестил, увидел, кроме Сицилии. Свои картины частью здесь на выставке сбываю – итальянцы покупают. Чем я и жил в продолжение пяти лет»…
Живопись
Желание быть поближе к искусству снова привело Михаила Шемякина в Эрмитаж, где он устроился разнорабочим. Трудился в бригаде, где две трети коллег были такими же непризнанными художниками.
Михаил Шемякин и Юрий Любимов
В 1962-м состоялась первая выставка картин Шемякина, которую организовал ленинградский журнал «Звезда». С творчеством мастера познакомились Юрий Любимов, Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, питерская интеллигенция. Спустя 2 года выставку произведений рабочих Эрмитажа устроил директор, за что поплатились все – и руководство, и сами непризнанные художники.
Михаил Шемякин снова остался без работы, пережил несколько обысков, во время которых конфисковали репродукции религиозной тематики, запрещенные книги, письма матери. Безработного грозились выслать из города за тунеядство.
Михаил Шемякин и Владимир Высоцкий
В 1967 году Шемякин организовал художественную группу «Петербург». В тандеме с философом Владимиром Ивановым взялся за поиск новых форм иконописи. 2 года был послушником в мужском Псково-Печерском монастыре. Выставки картин Михаила в стиле андеграунда раздражали и власть, и коллег, творивших в традиционных, дозволенных рамках.
Работами Михаила Шемякина заинтересовались на Западе. Дочь эмигрантов, галеристка Дина Верни, помогла эмигрировать супруге художника, с которой он предварительно развелся. Вскоре за женой и дочерью последовал Шемякин. Его отправили в эмиграцию, не позволив взять даже маленького чемодана с вещами.
Скульптора Михаила Шемякина «Дети — жертвы пороков взрослых»
В Париже Михаила встретили родные и Верни. Во Франции началась новая жизнь художника, поначалу трудная и на грани нищеты. Друзья помогли найти угол в покинутом бильярдном клубе. Зато Шемякин наслаждался свободой, запоем читал запрещенные книги, изучал западное искусство и рисовал.
Серии работ «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа» принесли Михаилу Шемякину славу. С картинами российского мастера европейцы познакомились на выставке, организованной дизайнером Жан-Клодом Гобером в середине 1970-х. Заказы, контракты посыпались на мастера как из рога изобилия. Желающие купить его картины выстраивались в очередь.
Альманах Михаила Шемякина «Аполлон»
Вскоре культурная среда Парижа показалась Михаилу Шемякину скучной. Он работал без устали – рисовал, ваял скульптуры, издавал альманах «Аполлон», открывая Западу имена русских авангардистов и импрессионистов. Но Франция все больше «давила» художника мелкобуржуазностью и сытым покоем. Побывав в Нью-Йорке, Шемякин попал в родную стихию: ощутил бешеный темп жизни и попал в гущу мировой творческой мастерской.
В начале 1980-х Михаил Шемякин переехал в США и принял гражданство. Семья предпочла теплую и спокойную Грецию. Первые годы мастер обитал в Сохо, в середине 80-х превратившегося в мекку художественной богемы Нью-Йорка.
Дом Михаила Шемякина в Шато де Шамуссо, Франция
Через 8 лет Шемякин приобрел заброшенный замок в двух часах езды от бушующего города, в Клавераке. Разместил в просторных комнатах скульптурную и художественную мастерские. Вскоре он стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы. В России с многогранным творчеством Михаила Шемякина познакомились в конце 1980-х.
Карнавал
Римская жизнь российских колонистов была соткана не только из творческого труда в мастерских и организации выставок, но и из всякого рода празднеств, в том числе знаменитого карнавала. «Что это за веселие, что за рай, — восторженно писал Скотти, — тут видно, что всякий веселится за себя. В толпе Вы видите, например, как я одет, на шляпу ленты, в корзинах цветы, карманы набиты конфетами, тут не зевай только, гляди на все окна, на экипажи, где завидел хорошенькую, катай в неё цветами, лови знай букеты и это надо видеть, с каким вкусом кидают римлянки цветы, с какой грацией».
Особенно любим художниками был «Немецкий карнавал», который отмечался 1 мая. В древней каменоломне Чербаро, где по римской мифологии жила нимфа Эгерия, собиралось пёстрое общество молодых творцов. Инициаторами праздника были немецкие художники. Этот «мальчишник» сопровождался обязательной пирушкой, шутливыми соревнованиями, наградами, пародирующими академические церемонии. Начиная с 1832 года на традиционно «немецкий праздник» стали приглашаться представители других наций.
Возвращение на родину
По возвращении в Россию художник, приобретший связи и художественный опыт, был возведён в звание академика как художник, заслуживший известность итальянскими и турецкими работами. Однако тема Востока не нашла продолжения в живописи мастера. Во второй половине 1840-х годов художник работает в основном в жанре портрета. На смену костюмированным изображениям итальянского периода приходят камерные формы. Это — групповой портрет представителей семейства Бенуа («Пять братьев Бенуа»), «Портрет архитектора Р.И. Кузьмина».
По-видимому в это время он задумал историческую картину «Христос перед народом», которая так и осталась незавершённой (хранится в ГТГ). Но тема религии начинает явственно проступать в его живописи. В 1847 году Скотти приступил к работе над изготовлением «двух малых иконостасов в приделы церкви в Конногвардейском полку» в Петербурге. Через два года «академик Скотти поставил на место 34 образа». В 1852–1855 годах писал образа для церкви Святого Мученика Мирония лейб-гвардии Егерского полка в Петербурге. За этот религиозный цикл в 1855 году художник был удостоен звания профессора.
Благодетель
Всё изменилось в 1838 году. Богач Иван Дмитриевич Шепелев, который «баловался живописью» в мастерской его учителя Егорова, предложил Скотти выгодный заказ. Художник отправляется в имение Шепелевых при Выксунском металлургическом заводе (Нижегородской губернии).
Усадебный ансамбль включал в себя богатый дом, большую церковь с родовой усыпальницей, огромный парк, оранжерею и даже зверинец. Владелец увлекался восточной культурой, к своему дому он пристроил «турецкий флигель». Но самой большой страстью Ивана Дмитриевича, которого друзья называли «Нерон Ардатовского уезда», был крепостной театр с труппой в сто человек. Театральное здание было уменьшенной копией Мариинского театра в Петербурге. Вот для этого богача Скотти начал писать картины, образа и рисовать театральные декорации.
Русский до мозга костей
Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.
После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу
Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи
И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 годМестонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия
В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.
В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.
К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».
Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.
– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.
Семья и образование: детство и юность
Константин Егорович родился в семье, где было 5 детей, и каждый из них явился впоследствии известным деятелем искусства. Его братья Николай и Владимир также стали живописцами, сестра Александра — художницей-пейзажисткой, а младшая сестра Мария — актрисой.
Такая редкостная удача, способствовавшая развитию творческих дарований каждого из детей, была связана с тем, что их отец — Егор Иванович — также был художником-любителем, играл на гитаре, благодаря чему и познакомился со своей супругой — одной из признанных красавиц, дочери изготовителя музыкальных инструментов.
Любовь Корнеевна Молленгауэр не только унаследовала от своего отца музыкальность — ее даже приглашал Николай Рубинштейн преподавать вокал в только что открывшейся Консерватории. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у таких родителей родились одаренные дети, прославившие свое семейство творчеством.
Автопортрет К. Маковского
Влияние на художественную культуру
Константин Егорович Маковский был талантливым художником, мастером портрета и исторической живописи. Его работы, посвященные архаической Руси, допетровскому быту и крестьянским жанровым образам, являются, возможно, идеализированными, но они пробудили интерес живописцев и любителей изобразительного искусства к прежним эпохам.
Нарядные кокошники, жемчуга и парча на картинах Маковского отражали весьма тонкий слой допетровского русского общества, при этом богатые идеализированные образы благодаря своей нарядности во многом стали символами русской живописи в глазах европейских и американских зрителей.
Русский римлянин
«Он был родом римлянин, — вспоминал о Михаиле Скотти один из его коллег по преподаванию в Московском училище живописи и ваяния Николая Берг, — но очутился в России довольно рано и стал по языку и некоторым ухваткам совершенно русским человеком. Впрочем, хорошо говорил и по-итальянски. В сущности, он был всё-таки итальянец, а не русский. Он был… красивый стройный парень высокого роста с хорошими приёмами, несколько замкнутый в себе».
В католической церкви Святой Екатерины, великомученицы и девы «Северной столицы», сохранилась запись: «Тысяча восемьсот четырнадцатого года октября двадцатого дня я иезуитского ордена священник Игнатий Петробони окрестил младенца именем Михайла Ангела Петра Карла, родившегося в семнадцатый день сего же месяца, сына господина Иоанна Крестителя Скотти и госпожи Алоизии Тарди, законных супругов». До конца дней художник оставался приверженцем католического вероисповедания.
На аукционе
Скотти продавал свои произведения в Италии. Некоторые посылал через доверенных лиц в Петербург «для реализации». К примеру, 8 июля 1842 года первый секретарь российского посольства в Риме Павел Иванович Кривцов получил уведомление из Общества поддержки художников: «Обе картины художника Скотти, одна, изображающая сцену гадания, а другая девушек и мальчика с цветами, были доставлены в ОПХ через члена — секретаря В.И. Григоровича, который до отъезда своего за границу сообщил Комитету, что за оба произведения назначена цена 1300 рублей и не менее 1200».
Комитет ОПХ, который намеревался разыграть полотна кисти Скотти на ближайшей художественной лотерее, принял их по договорной цене (1300 рублей за обе картины). Однако вскоре от Кривцова было получено письмо, в котором говорилось, что Скотти увеличил цену и просил уже 2500 рублей. Комитет обратился к П.И. Кривцову с просьбой переговорить с художником и убедить его оставить первоначальную цену. При этом Комитет обязывался выслать незамедлительно требуемую сумму. Если же Скотти пожелал бы получить картины обратно, то ему следовало поторопиться, так как «лотерею предполагают разыграть ещё в нынешнем году».
Как художник поступил и по какой цене «ушли» картины, осталось неизвестно. Однако установлено, что работы Михаила Скотти попали в частные петербургские собрания, переходили из рук в руки, а недавно появились на международном антикварном рынке. В июне 2008 года на аукционе «Сотбис» в Лондоне была продана картина «Итальянская сцена». На обороте подрамника сохранилась красная сургучная печать ОПХ, свидетельствующая о том, что это та самая картина, которая предназначалась для розыгрыша в лотерее.
Почти одновременно, на другом аукционе — Кристи, предлагались сразу две работы Михаила Скотти: «Аллегория любви» и «Гадание».
В 1844 году Павел Кривцов возвращается в Санкт-Петербург. Вместе с ним в одной карете едет и Михаил Скотти. Его итальянская поездка подошла к концу.
«Портрет Е.А. Карлгоф»
Представители русской колонии в Италии полюбили молодого и красивого Скотти. Более того, он пользовался в их среде заслуженной любовью и авторитетом. Художники-пенсионеры охотно распахивали перед ним двери своих мастерских. К Михаилу Скотти приходит слава. Весной 1842 года Рим посетил конференц-секретарь Императорской академии художеств Василий Иванович Григорович. Он составляет подробный «Алфавитный список русских художников и описание их работ» и отправляет его в Петербург президенту академии Алексею Николаевичу Оленину. В этом списке есть и работы Михаила Скотти. В их числе «Портрет Е.А. Карлгоф», обозначенный в фондах Русского музея как «Портрет неизвестной в чёрном платье».
На фоне тёмно-красных узорочных обоев представлена молодая дама в сильно декольтированном платье. Казалось бы, покрой бального платья и дорогие браслеты на руках свидетельствуют о том, что перед нами светская красавица. Вместе с тем чёрная прозрачная накидка и характер головного убора указывают на траур, который носит изображённая. По мнению многих искусствоведов, это Елизавета Алексеевна Ашанина, по мужу Карлгоф.
Сам Вильгельм Иванович скончался в 1841 году и вдова, дабы заглушить горе потери, решила уехать за границу. Вместе с семьей князя Васильчикова она побывала в Италии, Франции, Германии, Голландии и Бельгии. В путешествии постоянно вела дневник, в котором сохранились её воспоминания о встрече с Михаилом Скотти.
Считается, что именно этот портрет был показан в марте 1843 года на выставке работ русских пенсионеров, организованной в Риме в честь приезда великой княгини Марии Николаевны. Кроме этой картины, Михаил Скотти показал ещё три произведения: «Внутренний вид храма Святого Франциска в Ассизи», «Внутренний вид церкви», «Архитектурный вид Золотого дворца в Венеции».
Талантлив более других
В академии преподаватели замечают, что молодой человек самобытен, имеет свой особый почерк в живописи. Он рисовал больше и лучше своих сокурсников, преподаватели отмечали его и ставили в пример. Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Кривонденченков говорит о Шишкине:
Перед тем как поехать в Петербург, Иван пообещал родителям, что, если по окончании академии художеств медаль не получит, то вернется домой и продолжит дело отца. Стремление молодого художника было сильно, а талант открылся очень рано, и большая золотая медаль досталась Шишкину.
И.И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы»,1869 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
В ту пору Ивану уже исполнилось 28-мь лет. Для медалистов открывалась возможность стажировки заграницей. Иван отправляется сначала в Германию, а потом в Швейцарию. В Германии он получил много знаний, но стремился на родину – писать русскую природу. Сам он говорил:
Светлана Степанова – доктор искусствоведения про шишкинскую стажировку отзывается так:
Европейская практика длилась в течение трех лет. Несмотря на то, что немецкие пейзажи Шишкин не очень-то и жаловал, германские выставки охотно покупали его картины. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла художнику звание академика художеств, которое он получил, вернувшись в Россию. Изучив в Швейцарии анималистику – технику изображения животных, Шишкин с нетерпением возвращается на родину.
И.И.Шишкин «Лесная глушь», 1872 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Вольнослушатель
Уроки в Академии художеств молодой Скотти посещает в качестве вольнослушателя, однако все преподаватели отмечают его талант. Работы Михаила Скотти того периода были отмечены малой и большой серебряной медалью за рисование с натуры. В 1835 году, например, за портрет скульптора Николая Степановича Пименова, который находится в Третьяковской галерее, он получил малую серебряную медаль.
Увлечение историей семнадцатого века повлияло на выбор сюжетов для полотен
Были неудачные эскизы, но были и те, на которые все обратили внимание. Как на эскиз будущей работы о Минине
Вот как о нём в дневнике от 24 декабря 1835 года написал художник-портретист Аполлон Мокрицкий: «Много было хороших вещей; эскиз Скотти, изображающий Минина и граждан московских, приносящих свои имущества на жертву Отечеству».
В итоге оконченное полотно «Патриотизм нижегородских граждан в 1612 году» удостоилось малой золотой медали. Скотти окончил академию, получив звание художника XIV класса и рисовального учителя, но вожделенной поездки за границу удостоен не был. Не заслужил… А его манила Италия, родина предков. Но Михаилу приходится, да и то при помощи одного из друзей-благодетелей, давать уроки рисования в богатых домах Всеволожских, Орловых и многих других…
Первые уроки
Дом декоратора был гостеприимным и хлебосольным, что называется «полная чаша». Весёлый и лёгкий по характеру Скотти-старший не был склонен к накопительству. Всё, что приобреталось, тут же тратилось. Свободная творческая обстановка, царившая в семействе, повлияла на формирование характера маленького Микеле. Даже строгое воспитание, полученное позднее в школе доминиканцев (при католической церкви на Невском проспекте), не могло серьезно изменить его жизнерадостный нрав…
Когда Михаилу Скотти исполнилось шестнадцать лет, умирает отец. На семейном совете было решено не возвращаться в Италию, а остаться в Петербурге. В декабре 1831 года вдова декоратора приняла российское подданство вместе с дочерью и двумя сыновьями.
Что же до Михаила, который свои первые уроки живописи получил у отца, то он поступает в «домашние ученики» к историческому живописцу и профессору Императорской академии художеств Алексею Егоровичу Егорову и переезжает к нему жить. Между наставником и учеником сложились почти родственные отношения.
Личная жизнь
Константин Егорович был трижды женат, а до первого официального брака у него родилась дочь Наталья. С 1866 до 1871 года художник состоял в браке с актрисой Натальей Черкасовой, после чего овдовел, детей от этого брака не было.
В 1875 году Маковский женился повторно, на признанной красавице Юлии Летковой, которая неоднократно служила моделью для работ своего супруга. В браке родились сын Сергей, ставший поэтом, критиком и издателем, и дочь Елена — художница, эмигрировавшая в Германию.
Портрет жены Юлии с детьми
Брак закончился разводом в 1898 году, и художник сразу же женился в третий раз на Марии Матавтиной — от этого брака родилось три ребенка, но об их судьбе известно не так много, и видными деятелями искусства им стать точно не довелось.
С Марией Матавтиной
Знакомые художника рассказывали, что юная супруга изводила Константина Егоровича и дурно воспитывала детей, и он не был счастлив в этом браке.
Второй итальянский период
В 1848 году Скотти сблизился с одним из видных организаторов Московского училища живописи, ваяния и зодчества Иваном Григорьевичем Сенявиным, который предложил художнику заняться преподавательской деятельностью. Художник принял предложение, переехал в Москву и в течение почти десяти лет служил преподавателем живописи и инспектором классов. По отзывам современников, Скотти-педагог обладал «даром передавать свои познания» и был любим всеми учениками.
Но всё рано или поздно заканчивается. В 1856 году он покидает Москву и снова уезжает в Италию. Второй итальянский период не отмечен какими-либо значительными произведениями. Сохранились лишь многочисленные рисунки живописных уголков Тиволи, Виллы д’Эсте. В эти же годы Скотти посетил Испанию и Францию. В 1859 году живописец ненадолго приезжал в Россию. Художник уже страдал тяжёлой болезнью и скончался 22 февраля 1861 года в Париже.
В Отделе рисунков Государственной Третьяковской галереи сохранилось духовное завещание художника в конверте с французской надписью: «Данный запечатанный конверт был найден по адресу улица Шатобриан № 16, у Мишеля Скотти, профессора русской живописи, скончавшегося по этому адресу 22 февраля 1861 года, судьей 8-го округа Парижа, в присутствии сторон и приказчика».
В литературе прочно закрепилось ошибочное мнение, что художник был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Однако предпринятые учеными из России поиски и ответ французской канцелярии кладбища убедили, что захоронения Скотти там нет. Могилу художника удалось найти на кладбище Монмартра.
Аллегория любви Богоматерь На карнавале в Венеции Итальянка с розаном в руках Итальянка Минин и Пожарский Портрет неизвестной в черном платье Сатир и вахканка Три неаполитанца