• Как монтируют искусство в Эрмитаже
Надо признаться в том, что в Эрмитаже впервые побывал совсем недавно. Я попал сюда не просто так, а по случаю открытия большой выставки современного фламандского художника Яна Фабра, который привез в Россию множество своих работ и даже специально создал ряд новых. Произведения художника разбросаны по Зимнему дворцу, занимая часть постоянно экспозиции, частично находятся в Новом Эрмитаже и Главном штабе.
Сама выставка откроется буквально на днях — 22 октября, а мне показали, как ведется процесс монтажа произведений. Работа важная и кропотливая, это не мешки с песком таскать, а спокойно и внимательно развешивать картины, не повредив соседние, вешать большое полотно и даже собирать дом.
![]()
Все произведения в Эрмитаж приезжают в деревянных ящиках, на которых наклеена фотография содержимого и описание. Ящики сначала помещаются в хранилище, а потом на монтаж подаются к запасному входу специальной техникой.
![]()
Суровые эрмитажные грузчики перетаскивают ящик с погрузчика на платформу с колесиками и вкатывают внутрь здания. Вот эти ящики немного не проходили в двери с Атлантами, пришлось аккуратно вкатывать по диагонали.
![]()
Внутри Эрмитажа ящики поднимают на нужный этаж с помощью грузового лифта и прикатывают в зал, где будет происходить установка произведений, спрятанных внутри контейнера.
![]()
Сама установка произведений проходит довольно хаотично так, как удобнее и практичнее рабочим Эрмитажа, ведь именно они фактически руководят развеской. Лучше доверять профессионалам своего дела, многие из которых работают в музее давно.
![]()
А на фотографии выше совсем не работник Эрмитажа, а сам художник Ян Фабр тащит тяжелый ящик с собственным произведением. Фабр лично присутствует на установке, контролируя процесс и внося некоторые корректировки, но и потаскать тяжести не ленится.
![]()
Диалоги между Фабром и рабочими периодически происходили:
— Turn left! Left!
— Да, да, сейчас. Вась, прикати тележку!
— …
![]()
Отец Яна Фабра был знаменитым энтомологом, поэтому художник широко использует эстетику животного мира. Он работает с панцирями жуков, скелетами, рогами, чучелами и изображениями животных в различных материалах.
![]()
На время монтажа произведений закрываются для посетителей только конкретные залы Эрмитажа, остальные действуют в штатном режиме. Причем есть график открытия занятых развеской залов, рабочие стараются его строго придерживаться.
![]()
Как подчеркивает сам художник, и это признают исследователи и критики, его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи, которой он восхищается.
![]()
![]()
В просторных светлых залах Главного штаба располагается еще одна часть выставки Яна Фабра. Здесь уже совсем, лично для меня, абстрактные вещи. Например, видите огромное синее полотно? Думаете, как оно создано?
![]()
Это обычная шариковая ручка. Огромное полотно исписано шариковой ручкой. Интересно, сколько времени на это было затрачено? И сколько шариковых ручек?
![]()
Рядом с полотном ребята собирали некий дом со ступеньками внутри, тоже покрашенный в синий цвет шариковыми ручками.
![]()
В сборке этого дома самое ответственное, это правильно найти нужные элементы и собрать их вместе, иначе общий рисунок не сложится. Для этого процесса есть специально обученные люди.
![]()
Мне разрешили не просто прикоснуться к искусству, а в прямом смысле постоять внутри.
![]()
К выставке подготовлена большая образовательная программа, включающая демонстрацию фильмов, цикл лекций, мастер-классов и серию публичных дискуссий.
![]()
![]()
Фабр говорит, что «с помощью своих произведений он пытается громко и осязаемо рассуждать о жизни и смерти, физических и социальных метаморфозах, о природе жестокости, присущей как животному, так и человеческому миру».
![]()
Рыцарь тоже часть выставки, в других залах уже стояли полностью собранные разные рыцари, доспехи, рыцарские шлемы. Все они созданы с тематикой насекомых, а некоторые непосредственно из насекомых. Приходите и посмотрите сами.
![]()
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». А в офисе отдела современного искусства нашелся эскиз Фабра, который художник специально прислал в Эрмитаж. Обратите снимание на жуков.
![]()
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». А в офисе отдела современного искусства нашелся эскиз Фабра, который художник специально прислал в Эрмитаж. Обратите снимание на жуков.
![]()
Нравится? Жми:
• Разделы: искусство
Рубенс и насекомые
Два факта биографии Фабра важны для понимания его искусства. Он внук известного энтомолога Жан-Анри Фабра
, автора знаменитой книги Жизнь насекомых
про самых распространенных и самых безжалостных друг к другу живых существ. Самка, пожирающая беззащитного самца сразу после исполнения им супружеского долга, для них дело обычное.
Второе обстоятельство упоминается реже, но оно важнее. Двенадцатилетним мальчиком Ян посетил дом Рубенса
в родном для обоих Антверпене и увидел, что мастерская самого знаменитого в мире фламандца была серьезным предприятием, где сотня живописцев и граверов денно и нощно писала картины и резала доски. И понял, что художник — это еще и дипломат, придворный, определяющий культурную политику своей страны. Именно тогда Фабр выбрал стратегию полифункционального художника, создающего картины, рисунки, спектакли и телесные перформансы. Но для этого он использует модель художника Возрождения, знатока наук и искусств, — и в этом уникальность Фабра на современной художественной сцене.
Сегодня намного больше профессионалов, которые что-то хорошо умеют в узкой области. И даже выход «за рамки» обычно рассматривается в контексте специализации. Какие бы остроумные шелкографии с лекарственными таблетками ни делал Дэмиен Херст
, он прежде всего автор формалиновых коров и акул. Какие бы брутальные видео ни снимал Ай Вэйвэй
, он воспринимается в первую очередь как «конструктор», придумывающий огромные объекты. Это подтвердила недавняя блестящая персональная выставка китайского художника в Художественном музее Хельсинки.
Иное дело — Фабр. Он тщательно, десятилетиями лепит свой образ старого мастера, волею судьбы, рока, пророка и так далее живущего сегодня. Именно поэтому Фабр абсолютно гармоничен проекту «Эрмитаж 20/21», который показывает современное искусство в диалоге со старым. Художник находился в шорт-листе тех, кого надо обязательно показать, с момента появления проекта десять лет назад. Первое «летописное упоминание» о Фабре относится к 1978 году, когда он провел выставку Мое тело, моя кровь, мой пейзаж
, где были показаны рисунки кровью — твердое убеждение в своей исключительной миссии.
Всемирную славу художнику принесли созданная по заказу бельгийского правящего дома инсталляция Небо восхищения
из полутора миллионов таиландских жуков, которыми были декорированы потолок и люстра в королевском дворце, и Пьета
из каррарского мрамора. В первом случае Фабр отсылает к росписи Сикстинской капеллы, во втором — к скульптуре того же Микеланджело
.
Инсталляцию можно рассматривать как кризис цивилизации консюмеризма, а признав этот факт, — как восхищение трудолюбием древних насекомых. Сложнее с Пьетой
, выполненной в натуральную микеланджеловскую величину. Фигура с черепом вместо лица держит тело художника, на лице которого примостилась бабочка, а в руке у него человеческий мозг. Можно говорить про memento mori
или про хрупкость бытия, но для Фабра смерть не является чем-то фатальным, расплатой за грехи и ошибки. Идет, как у насекомых, рабочий процесс смены одних поколений другими.
В 2009 году на 53-й Венецианской биеннале выставкой Фабра С ног до головы
открывался для искусства Новый Арсенал. В гигантской инсталляции Мозг
фигура, похожая на автора, пыталась с помощью лопаты буквально залезть в серое вещество. Расширению физического пространства биеннале Фабр противопоставил поиск пространства смыслов.






























