• Как монтируют искусство в Эрмитаже
Надо признаться в том, что в Эрмитаже впервые побывал совсем недавно. Я попал сюда не просто так, а по случаю открытия большой выставки современного фламандского художника Яна Фабра, который привез в Россию множество своих работ и даже специально создал ряд новых. Произведения художника разбросаны по Зимнему дворцу, занимая часть постоянно экспозиции, частично находятся в Новом Эрмитаже и Главном штабе.
Сама выставка откроется буквально на днях — 22 октября, а мне показали, как ведется процесс монтажа произведений. Работа важная и кропотливая, это не мешки с песком таскать, а спокойно и внимательно развешивать картины, не повредив соседние, вешать большое полотно и даже собирать дом.
Все произведения в Эрмитаж приезжают в деревянных ящиках, на которых наклеена фотография содержимого и описание. Ящики сначала помещаются в хранилище, а потом на монтаж подаются к запасному входу специальной техникой.
Суровые эрмитажные грузчики перетаскивают ящик с погрузчика на платформу с колесиками и вкатывают внутрь здания. Вот эти ящики немного не проходили в двери с Атлантами, пришлось аккуратно вкатывать по диагонали.
Внутри Эрмитажа ящики поднимают на нужный этаж с помощью грузового лифта и прикатывают в зал, где будет происходить установка произведений, спрятанных внутри контейнера.
Сама установка произведений проходит довольно хаотично так, как удобнее и практичнее рабочим Эрмитажа, ведь именно они фактически руководят развеской. Лучше доверять профессионалам своего дела, многие из которых работают в музее давно.
А на фотографии выше совсем не работник Эрмитажа, а сам художник Ян Фабр тащит тяжелый ящик с собственным произведением. Фабр лично присутствует на установке, контролируя процесс и внося некоторые корректировки, но и потаскать тяжести не ленится.
Диалоги между Фабром и рабочими периодически происходили:
— Turn left! Left!
— Да, да, сейчас. Вась, прикати тележку!
— …
Отец Яна Фабра был знаменитым энтомологом, поэтому художник широко использует эстетику животного мира. Он работает с панцирями жуков, скелетами, рогами, чучелами и изображениями животных в различных материалах.
На время монтажа произведений закрываются для посетителей только конкретные залы Эрмитажа, остальные действуют в штатном режиме. Причем есть график открытия занятых развеской залов, рабочие стараются его строго придерживаться.
Как подчеркивает сам художник, и это признают исследователи и критики, его искусство уходит корнями в традиции классической фламандской живописи, которой он восхищается.
В просторных светлых залах Главного штаба располагается еще одна часть выставки Яна Фабра. Здесь уже совсем, лично для меня, абстрактные вещи. Например, видите огромное синее полотно? Думаете, как оно создано?
Это обычная шариковая ручка. Огромное полотно исписано шариковой ручкой. Интересно, сколько времени на это было затрачено? И сколько шариковых ручек?
Рядом с полотном ребята собирали некий дом со ступеньками внутри, тоже покрашенный в синий цвет шариковыми ручками.
В сборке этого дома самое ответственное, это правильно найти нужные элементы и собрать их вместе, иначе общий рисунок не сложится. Для этого процесса есть специально обученные люди.
Мне разрешили не просто прикоснуться к искусству, а в прямом смысле постоять внутри.
К выставке подготовлена большая образовательная программа, включающая демонстрацию фильмов, цикл лекций, мастер-классов и серию публичных дискуссий.
Фабр говорит, что «с помощью своих произведений он пытается громко и осязаемо рассуждать о жизни и смерти, физических и социальных метаморфозах, о природе жестокости, присущей как животному, так и человеческому миру».
Рыцарь тоже часть выставки, в других залах уже стояли полностью собранные разные рыцари, доспехи, рыцарские шлемы. Все они созданы с тематикой насекомых, а некоторые непосредственно из насекомых. Приходите и посмотрите сами.
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». А в офисе отдела современного искусства нашелся эскиз Фабра, который художник специально прислал в Эрмитаж. Обратите снимание на жуков.
Выставка «Ян Фабр: Рыцарь отчаяния – воин красоты» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». А в офисе отдела современного искусства нашелся эскиз Фабра, который художник специально прислал в Эрмитаж. Обратите снимание на жуков.
Нравится? Жми:
• Разделы: искусство
Рубенс и насекомые
Два факта биографии Фабра важны для понимания его искусства. Он внук известного энтомолога Жан-Анри Фабра
, автора знаменитой книги Жизнь насекомых
про самых распространенных и самых безжалостных друг к другу живых существ. Самка, пожирающая беззащитного самца сразу после исполнения им супружеского долга, для них дело обычное.
Второе обстоятельство упоминается реже, но оно важнее. Двенадцатилетним мальчиком Ян посетил дом Рубенса
в родном для обоих Антверпене и увидел, что мастерская самого знаменитого в мире фламандца была серьезным предприятием, где сотня живописцев и граверов денно и нощно писала картины и резала доски. И понял, что художник — это еще и дипломат, придворный, определяющий культурную политику своей страны. Именно тогда Фабр выбрал стратегию полифункционального художника, создающего картины, рисунки, спектакли и телесные перформансы. Но для этого он использует модель художника Возрождения, знатока наук и искусств, — и в этом уникальность Фабра на современной художественной сцене.
Сегодня намного больше профессионалов, которые что-то хорошо умеют в узкой области. И даже выход «за рамки» обычно рассматривается в контексте специализации. Какие бы остроумные шелкографии с лекарственными таблетками ни делал Дэмиен Херст
, он прежде всего автор формалиновых коров и акул. Какие бы брутальные видео ни снимал Ай Вэйвэй
, он воспринимается в первую очередь как «конструктор», придумывающий огромные объекты. Это подтвердила недавняя блестящая персональная выставка китайского художника в Художественном музее Хельсинки.
Иное дело — Фабр. Он тщательно, десятилетиями лепит свой образ старого мастера, волею судьбы, рока, пророка и так далее живущего сегодня. Именно поэтому Фабр абсолютно гармоничен проекту «Эрмитаж 20/21», который показывает современное искусство в диалоге со старым. Художник находился в шорт-листе тех, кого надо обязательно показать, с момента появления проекта десять лет назад. Первое «летописное упоминание» о Фабре относится к 1978 году, когда он провел выставку Мое тело, моя кровь, мой пейзаж
, где были показаны рисунки кровью — твердое убеждение в своей исключительной миссии.
Всемирную славу художнику принесли созданная по заказу бельгийского правящего дома инсталляция Небо восхищения
из полутора миллионов таиландских жуков, которыми были декорированы потолок и люстра в королевском дворце, и Пьета
из каррарского мрамора. В первом случае Фабр отсылает к росписи Сикстинской капеллы, во втором — к скульптуре того же Микеланджело
.
Инсталляцию можно рассматривать как кризис цивилизации консюмеризма, а признав этот факт, — как восхищение трудолюбием древних насекомых. Сложнее с Пьетой
, выполненной в натуральную микеланджеловскую величину. Фигура с черепом вместо лица держит тело художника, на лице которого примостилась бабочка, а в руке у него человеческий мозг. Можно говорить про memento mori
или про хрупкость бытия, но для Фабра смерть не является чем-то фатальным, расплатой за грехи и ошибки. Идет, как у насекомых, рабочий процесс смены одних поколений другими.
В 2009 году на 53-й Венецианской биеннале выставкой Фабра С ног до головы
открывался для искусства Новый Арсенал. В гигантской инсталляции Мозг
фигура, похожая на автора, пыталась с помощью лопаты буквально залезть в серое вещество. Расширению физического пространства биеннале Фабр противопоставил поиск пространства смыслов.