Введение
Косми́зм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma[прояснить] — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о космосе и о человеке как «гражданине мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу. В философии понятие космизма связано с учением древних греков[каким?] о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта—Лапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (XX век), теории относительности А. Эйнштейна и другие.
Космос
Космос — это порядок. Греки космисты. Они приспосабливали себя к жизни в космосе. Как греки отвечали на вопрос о том, кто устанавливает порядок? Их ответ на этот вопрос является решающим. Если сказать, что порядок устанавливается богами, то тогда никакое прилагательное к слову «космос» не прикладывается, кроме, конечно, слова «божественный». Но греки отвечали на поставленный вопрос иначе. Они придумали субстанцию, которую назвали «фюзис». В чем особенность этой субстанции? В том, что она отсылает только к тому, что находится в ней, и не отсылает к тому, что вне ее. А если она содержит в себе причину всего сущего, то тогда она является не только субстанцией, но и субъектом.
Первый этап философии Циолковского
Три основных этапа можно выделить в концепции Циолковского. Первый — с 1898 по 1914 год. На этом этапе у Циолковского космизм в философии — это направление с опорой на главный принцип, который Константин Эдуардович сформулировал в 1934 году как зависимость судьбы существа от судьбы Вселенной. Не только человек подразумевается под «существом». Масштабные обобщения делает философия русского космизма. Циолковский считает, что «простейшее существо» — «атом-дух». Их совокупность составляет субстанциональную основу мира. По Циолковскому, космос — это иерархия различных существ, в которую включается и человек. Космос также является «живым существом», «воля» и «причина» которого определяет в строгих рамках поведение как человека, так и других «существ».
Космос Николая Федорова
Русский космизм — это решительная попытка реформировать космизм греков с тем, чтобы присоединить к четырем стихиям природы недостающую пятую стихию: разумную. Русский космизм уже не устраивает естествознание. Русскому космизму нужна единая наука и управляемый человеком космос.
Вот как об этом говорит сам Федоров:
Слепой «фюзис» нужно сделать зрячим. Сама природа не прозреет. «Природа, — говорит Федоров, — нам не мать, а мачеха». Кто ее сделает управляемой разумом? Человек. Каким образом? Об этом Федоров рассказывает в работе «Конец сиротства: безграничное родство». Земля, говорит родоначальник русского космизма, поглотила много поколений людей. Они никуда не делись, они здесь, на земле. Рядом с нами. Только в «разобранном» виде. Нужно научиться их собирать.
В результате наука, полагал Федоров, научится из праха собирать умерших. Людей воссозданных будет так много, что их придется расселять по всему звездному миру.
Бесконечность Вселенной и эволюция
Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности «эфирных островов». Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.
Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. «Все живо», то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.
Человек — не вершина эволюции
Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм — программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.
Подробное описание стиля
Супрематизм в искусстве – это новое направление абстракционизма, основоположником которого стал Казимир Малевич. Считается высшей степенью беспредметного и абстрактного искусства, которое выражено в идеальных конструкциях, четких геометрических фигурах, а также объемах и плоскостях.
В традиционном понимании стиль не имеет сюжета, рисунка, пространственной перспективы. Определяющий фактор – открытый цвет и геометрические фигуры.
В работах художников-супрематистов пространство возникает за счет размеров, наклонов и поворотов. Супрематизм Казимира Малевича – это выявление беспредметного в качестве сущности любого из искусств.
Персоналии
Файл:Pasternak fedorov.jpg
Николай Фёдоров
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
Файл:Tsiolkovsky.jpg
К. Э. Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
Файл:Vernadsky.jpg
В. И. Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его концепция Точки Омега.
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) — биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) — палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик.
Вселенная
Афанасий Щапов, историк церкви, сетуя на бедность русского языка и рассуждая о том, что ему (языку) не хватает абстрактных понятий, сослался на слово «вселенная». Это слово — калька с древнегреческого «ойкумена». То есть обитаемый мир. Но ни немцам, ни грекам оно не было знакомо. В словаре этих народов Щапов не смог обнаружить ничего похожего на слово «вселенная». Космос у них есть, экология есть, а вселенной нет. Но «космос» — довольно абстрактный термин, а «вселенная» уж слишком антропоморфна. Из этого слова, как ни смотри, торчат «уши» человека, то бишь русского мужика, занятого привычным делом. Каким? Вселением в дом.
Рождение и смерть
Циолковский рассуждает о «воле Вселенной». Так как она является началом всех вещей, все вокруг порождено ею, то и человек зависит от нее. Его воля — это лишь проявление воли Вселенной. Метафизика судьбы человека в контексте так называемой живой Вселенной заключается в том, что смерти не существует. Она «сливается с рождением» в процессе распада и возникновения «атомов-духов». Новая жизнь разрушима, однако разрушение это сливается с новым рождением. Бесчисленное количество раз будут повторяться разрушения и смерти, однако все они являются не просто исчезновениями, но одновременно и возникновениями. Души, согласно этой философии, не существует, однако в ритмах вселенской эволюции жизнь непрерывна, могущественна, счастлива, не прекращалась никогда и никогда не прекратится, ведь субъективного ощущения времени не существует во временно мертвом веществе.
Важнейшее в философии космизма
Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.
Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений — тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск «общего дела». И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.
Русский космизм и современная цивилизация
Вышеперечисленные мыслители — это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм — философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.
ссылки
- Византийское искусство, Британская энциклопедия, 2018. Взято с britannica.com
- Диптих, Британская энциклопедия, 2016. Взято с сайта britannica.com
- Византийская архитектура, Британская энциклопедия, 2009. Взято с сайта britannica.com
- Византийское искусство, история искусств онлайн, (н.д.). Взято с arthistory.net
- Крах Рима и восстание византийского искусства (ок. 500-1450), Энциклопедия визуальных искусств (н.д.). Взято с visual-arts-cork.com
- Византийское искусство, Средневековые хроники, (н.д.). Взято с средневековья.com
- Византийская живопись, История художников, (н.д.). Взято с historyofpainters.com
- Иконоборчество, Википедия на английском языке, 2018. Взято с wikipedia.org
мозаика
Мозаики являются наиболее выдающимися художественными произведениями византийского периода. Этот художественный стиль был развит из христианских верований позднеримского искусства; Это считалось визуальным языком, который значительно выражал союз между Христом и Его Церковью.
Великие церковные конгломераты нанимали художников византийской сцены для посещения районов, удаленных от их мегаполиса, и создания мозаик, связанных с религией..
Как и в живописи, стиль мозаики был установлен в Константинополе, но он распространился по всему византийскому и другим европейским регионам..
Было два религиозных центра, где византийское мозаичное искусство выделялось больше всего. Первым и, по-видимому, самым внушительным, был Софийский собор. Несмотря на то, что этот собор сохранился до наших дней, многие из его оригинальных мозаичных работ со временем утрачены..
Вторым местом, где мозаики выделялись больше всего, был Кафедральный собор Равенны. Этот собор, расположенный в Италии, сохранил до наших дней самые важные мозаики, созданные в византийский период..
Византийские мозаики вошли в историю как одно из самых красивых художественных произведений, созданных человечеством.
Иконоборчество и эволюция
Одним из периодов, которые больше всего повлияли на сохранение мозаики, был иконоборчество, которое распространилось по всей Европе. Это было общественное убеждение, которое придавало значение уничтожению символов и других знаковых элементов в религиозных или политических целях..
Иконоборческий период повлиял на византийское искусство и был представлен массовым уничтожением произведений искусства (в частности, росписей и мозаик), произошедшим в восьмом веке. На этом этапе власти плохо видели мозаику фигур.
Некоторые мозаики со значительными золотыми иконами были заменены различными изображениями. Однако после конца 18-го века мозаики всплыли на поверхность и вновь обрели свое значение в византийском искусстве..
В последующие периоды был разработан новый стиль мозаики, который отличался миниатюрными работами. Их было довольно сложно создать, и их главной целью была личная преданность. То есть они принадлежали конкретному человеку.
Упадок мозаики в Византии
Отойдя от эпохи иконоборчества, в истории Византии было два момента, когда мозаичное искусство переживало упадок. Первый был в начале 13-го века, когда Константинополь был разграблен захватчиками.
Это заставило мозаичное искусство прекратить производство в течение почти 50 лет. Когда город был восстановлен в 1261 году, собор Святой Софии был восстановлен, и мозаика снова засияла.
Второй упадок этого искусства был окончательным. В последние годы Византийской империи, в пятнадцатом веке, Империя больше не имела экономических возможностей для производства дорогостоящих произведений, таких как мозаика. С этого периода и после турецкого завоевания церкви были украшены только фресками и фресками.
Общие характеристики
причины
Хотя византийское искусство на протяжении своего существования имело некоторые вариации, почти все художественные произведения были связаны с религиозными темами и выражением религии во всех ее формах. Это было представлено в переходе от церковного богословия к изображениям, через живопись и мозаику.
Эта концептуальная однородность привела к тому, что живопись и византийская архитектура развивались очень схожим образом за время существования империи..
Кроме того, факт производства предметов одного и того же стиля привел к развитию гораздо более сложного стиля по сравнению с другими конкретными стилями того времени..
Скульптура не была подвержена значительному росту в этот период. На самом деле, в византийском искусстве очень мало скульптурных произведений, что затрудняет поиск значения скульптуры для этого художественного движения..
Предпочитаемые стили
Средневековое византийское искусство началось с росписи фресок в больших фресках, а также с реализации мозаики в религиозных зданиях, таких как церкви.
Эти работы оказали такое большое влияние на художников того времени, что византийский художественный стиль был быстро принят художниками в наиболее влиятельных художественных регионах Италии. Среди этих регионов выделяются Равенна и Рим.
В дополнение к традиционным стилям фресок и мозаик в монастырях Константинополя широко использовался другой художественный стиль: икона. Эти иконы были религиозными деятелями, которые были нарисованы на панелях, созданных в монастырях, расположенных в восточной части империи..
Иконы были написаны на переносных деревянных панелях, и для их качества использовался воск. Это послужило византийскому представлению библейского искусства.
Классические особенности
Одной из основных характеристик византийского искусства было влияние на классическое искусство его произведений. Считается, что византийский период знаменует собой новое открытие классической эстетики, которая сыграла фундаментальную роль в искусстве эпохи Возрождения несколько лет спустя..
Однако одной из этих классических характеристик, которой не следовало византийское искусство, была способность художников представлять реальность или, по крайней мере, пытаться сделать это..
Для византийских художников самым важным было представить абстрактные идеи и, во многих случаях, идеи, противоречащие принципам природы. Это изменение идей произошло в конце старости и оказало глубокое влияние на художественную среду Византии..
Венецианское влияние и влияние в эпоху Возрождения
В начале 11-го века ряд различий между Византийской империей и возрождающимся городом Римом вызвал изменение художественной тенденции времени.
Многие крупные итальянские города стали превращаться в важнейшие торговые центры в Европе, что делало их очень привлекательными для жизни. Многие художники покинули Константинополь, чтобы переехать в такие города, как Венеция.
Художественные тенденции византийского искусства эмигрировали в то, что позже станет Италией, вместе с ее художниками. Там они были объединены с местными идеями и продвигали новое движение, которое он позже назвал «прото-ренессансом». Это был первый этап искусства эпохи Возрождения, который начался именно в Италии.
1. Русский космизм
Разные исследователи включают в список русских космистов большой круг имён, среди которых несколько встречаются относительно постоянно. Это течение мысли В России связывают с именами выдающихся учёных и философов, таких как Н. Фёдоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский, и другими, а также с Серебряным веком в русском искусстве, представленном такими именами как А. Блок, А. Белый, М. Врубель, А. Скрябин и ряд других.
Русский космизм — мировоззрение с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
2. Персоналии
Николай Фёдоров
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.
К. Э. Циолковский
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.
В. И. Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне это общее место экологии, но тогда это учение только зарождалось. Биосфера постепенно эволюционирует к ноосфере («сфере разума») — к такому состоянию, когда человечество овладеет силами природы, научится контролировать погоду, изменять ландшафт и управлять самой эволюцией живых существ. Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды, но Вернадский был оптимистом. Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Впоследствии космизм был удачно интегрирован в советскую философию.
П. Тейяр де Шарден
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и теологию; создал своего рода синтез христианского учения и теории космической эволюции. Основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его концепция Точки Омега.
А. Л. Чижевский
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы.
И. А. Ефремов
Иван Антонович Eфремов (1908—1972) палеонтолог с мировым именем, писатель-фантаст, социальный мыслитель. Создатель тафономии, внёс огромный вклад в развитие отечественной научной фантастики, оказал влияние на жизненные судьбы многих людей — учёных, писателей, космонавтов. Рассматривал эволюцию жизни от примитивных форм к человеку и эволюцию социума от первых проблесков разума до создания гуманистического коммунистического общества и неизбежного выхода человечества в межзвёздный космос как единый процесс восхождения, подчиняющийся универсальным диалектическим законам.
Кузнецов, Побиск Георгиевич (1924—2000) — советский кибернетик
История импрессионизма
Давайте узнаем про возникновение импрессионизма. У истоков движения стояли Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Фредерик Базиль. Свое название течение получило от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (в оригинале – «Impression, soleil levant»). Это полотно, написанное в 1872 году, ценители прекрасного увидели не сразу. Работа была выставлена с апреля по май 1874 года в мастерской художника Надара.
Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»
Выставку посетил журналист Луи Леруа. Картина произвела на него неприятное впечатление. С легкой руки Луи новый стиль получил название «импрессионизм». Критик опубликовал в журнале «Le Charivari» язвительный фельетон, посвященный Салону Отверженных. Свое пренебрежительное отношение автор передал даже в заголовке. «Выставкой импрессионистов» публикацию он назвал из-за небрежной манеры последователей направления. Художники не растерялись и решили использовать название, которое спустя годы утратило свой отрицательный смысл.
Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”
Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.
Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”
Философия общего дела Федорова
В главном своем философском труде под названием «Философия общего дела» Николай Федоров провозглашает общепланетарные, общечеловеческие задачи эпохи, носящей название «ноосферного выбора». Внесение в природу разума и воли, то есть управление ей, является для этого мыслителя исполнением заповеди об обладании землей, данной в Библии. Управление природой — это победа над различными стихийными силами, над смертью, болезнями и голодом, перевод в мирное и созидательное русло военной мощи. Николай Федоров хорошо понимал, что цивилизация современности движется в катастрофическом направлении, поскольку основана на эксплуатации, а не на восстановлении. Он утверждал, что люди виноваты не только в зле, которое совершают, но и в зле, происходящем по бездействию, которое содействует приближению Конца. Проект «регуляции природы», разработанный в главном труде этого философа, ставит задачу внести гармонию в хаос, порядок в беспорядок, — цель, которую преследует философия русского космизма. Федоров делает конкретные предположения, включая регуляцию погоды с помощью взрыва в облаках, применяющуюся до сих пор. Он также рассматривает некоторые более глобальные проекты: как управлять движением земного шара, магнитными силами, использовать новые источники энергии и др.
Развитие этого направления в России
Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции
Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее
Импрессионизм в России отличается этюдностью. Работы как будто не до конца завершены, но от этого они лишь приобретают особый «трепет жизни». Под влиянием стиля оказались следующие русские импрессионисты:
- Исаак Левитан;
- Константин Коровин;
- Валентин Серов;
- Станислав Жуковский;
- Зинаида Серебрякова;
- Леонид Пастернак.
Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.
Картина Бато Дугаржапова
Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.
картина
Многие из произведений, созданных в византийской живописи, были фигурами Девы Марии с Младенцем Иисусом в руках. Это был самый повторяющийся религиозный мотив за все время существования этого искусства, подчеркивая религиозное влияние на художников того времени..
Рисованные фигуры были очень стилизованы, но они были неестественными и даже абстрактными. По мнению историков, это могло быть связано со снижением реалистичных стандартов периода. Тем не менее, это также может означать просто изменение стиля искусства, которое поддерживалось в течение нескольких веков.
Кроме того, церковь и монастыри диктовали стиль искусства, которым должны были пользоваться художники, что не позволяло византийской живописи процветать свободно, как это было в других художественных движениях..
Картины во многих случаях даже не были «творениями» художника. Это были просто изображения, запрошенные католической церковью, и художники должны были придерживаться запросов, сделанных им их религиозными руководителями.
Эти влияния высшего командования Церкви частично помогли, что византийская живопись была однородна в течение всего этого художественного периода. Для членов высшего командования Церкви художники были лишь средством для осуществления разработанных ими образов..
Основные методы
У периода византийского искусства было два стиля живописи, которые выделялись как главные: те картины, созданные в фресках, и картины, созданные в мольбертах.
Большая часть росписей византийского искусства была сделана из дерева с использованием масляной краски или темперы для создания изображений. Эти фрески были сделаны, более всего, в церквях и храмах.
Они были только религиозными композициями, носили символический характер и соответствовали абстрактным характеристикам византийского стиля. Художники не стремились четко представлять образ человека, а скорее создавали рациональное представление того, что считалось их природой..
Поскольку византийское искусство развивалось в разные периоды, менялись позы людей и их выражения. Эти изменения отражают эволюцию византийского художественного стиля за более чем тысячу лет существования..
Наиболее распространенными темами, написанными на фресках, были: Дева Мария, Младенец Иисус, Воскресение, Страшный Суд и Слава Божья.
Среди самых выдающихся византийских картин: иконы Святой Екатерины де Синай, Муралес монастырей Метеоры и фрески монастырей Монтес-Альтос..
скульптура
Очень мало скульптурных произведений было создано в византийский период. Тем не менее, скульптура использовалась в меньших масштабах в некоторых значительных небольших творениях эпохи.
Например, раньше он лепил небольшие художественные рельефы из таких материалов, как слоновая кость. Это в основном использовалось для украшения обложек книг, коробок с реликвиями и других подобных работ меньшего масштаба.
В то время как не было никаких значительных крупномасштабных скульптур (мозаика была предпочтительна для архитектурного украшения), более богатые люди Византии действительно просили создание скульптурных элементов.
Это произошло больше всего в Константинополе, столице империи. Там, в высшем обществе, были маленькие золотые произведения с некоторыми орнаментами для вышивания. Скульптурные произведения большего масштаба существовали на этом этапе истории человечества, но не в основном в византийский художественный период.
Резные фигурки из слоновой кости, которые чаще всего использовались для создания, были диптихами и триптихами с религиозной темой, представляющими библейские события, такие как распятие Христа..
Одним из наиболее ярких примеров византийской скульптуры является диптих Асклепия, созданный в 5 веке и в настоящее время находящийся в Городском музее Ливерпуля..