Кабинет В. Я. Брюсова
Брюсов с супругой занимали все комнаты первого этажа особняка, самым большим помещением был его рабочий кабинет. Спальни и комната прислуги выходили окнами во двор, кабинет – на улицу.
Проходная комната перед кабинетом Брюсова прежнего предназначения, естественно, не сохранила – она приспособлена под демонстрацию документов и материалов о жизни и творческом пути именитого арендатора.
Для размещения экспонатов здесь используется несколько застекленных стендов классического музейного типа, а также высокие подставки для самых важных из них. Дополняют интерьер развешанные по стенам гравюры с видами Москвы, выполненные современниками Брюсова.
Современники Брюсова описывали его рабочий кабинет прежде всего как место работы с несколькими столами, а также как хранилище его книжного собрания. Им было собрано более 5 тысяч томов, сейчас их в библиотеке примерно тысяча, что тоже немало.
Главное, чем отличается коллекция Валерия Яковлевича – ее исключительная системность и упорядоченность. Помимо стихотворных произведений и прозы. Брюсов занимался литературной критикой и теорией литературы, а также был прекрасным переводчиком с целого ряда языков.
Поэтому книги по разным отраслям деятельности у него были на разных полках, внутри разделов также стояли по порядку.
Однако мало того, что сочинения расставлены по темам и алфавиту, Брюсов имел и картотеку своего книжного собрания по всем правилам библиотечного дела. В самом углу кабинета можно видеть шкаф с ящиками серого цвета и белыми прямоугольниками ярлыков на них – это настоящий библиотечный классификатор, позволяющий легко найти необходимый материал по отрасли знания и алфавитному порядку.
В условиях соперничества разных направлений в искусстве, занимаясь формированием устоев символизма и критикой иных течений, Брюсов внимательно изучал множество произведений. Для важных выдержек из них служило специальное хранилище – похожий на классификатор шкаф с ящиками. На них никаких ярлыков нет, поскольку цитатами пользовался только хозяин кабинета, по одному ему известной системе располагая материалы.
Письменный стол и кресло Брюсова в кабинете расположены не совсем обычным способом, так, что сидел он спиной к входной двери. Такая расстановка свидетельствует о полном погружении в работу и отсутствии желания с кем-либо общаться в ходе творческого процесса.
Стол у Валерия Яковлевича был вполне стандартный, двумя тумбами и ящиками и обтянутой сукном столешницей и стеклом поверх ткани для удобства письма. Чернильный прибор и пресс-папье для промокания чернил, настольная лампа, книги, тетрадь для заметок и записки самому себе – все довольно обыденно.
Для создания эффекта присутствия хозяина на столе размещены записные книжки поэта рядом с антологией армянской поэзии, созданной совместно с ведущими мастерами перевода.
Необычны на столе Брюсова подобие памятной фотографии, но с женским силуэтом вместо изображения, и бюст на правом дальнем углу. Скорее всего, это моменты сугубо личные, известно только, что бюст изображает донну Лауру – героиню произведений и музу великого Франческо Петрарки.
Окна рабочего кабинета Брюсова в музее Серебряного века, как и при жизни литератора, плотно зашторены и сохраняют привычную для него обстановку. Хозяин помещения не любил солнечного света, шума и суеты прилегающей улицы. В одном из оконных простенков размещены старинные часы, прежде находившиеся в родительском доме будущего литератора.
Далее можно осмотреть непривычный ныне предмет меблировки – конторку для письма стоя, ранее довольно распространенную вещь. Есть в кабинете и несколько книжных этажерок, не слишком загруженных содержимым из-за утраты или передачи в иные хранилища части библиотечных фондов Брюсова.
На дальней стене рабочего кабинета Валерия Брюсова размещены подаренные Брюсову картины известных художников, его друзей и современников.
Возле этой стены ещё один рабочий стол и диван со стульями, в этом уголке можно было проводить обсуждения насущных вопросов литературы в узком кругу. Такие совещания обычно предваряли публичные выступления поэтов, в том числе дискуссии в приверженцами иных творческих воззрений и принципов.
Здесь же полностью закрытый шкаф для рукописей, сделанный таким для предотвращения выцветания чернил. Шкафы возле камина Брюсов отвел под книги по оккультизму, который имел немалое значение в формировании мировоззрения символизма.
Изделия для храмов
Предприятие Постникова создало немало драгоценных иконных окладов, предметов убранства церквей и храмов. Многие заказы были государственными, одним из таковых был сделан фирме в начале восьмидесятых годов на изготовление отдельных деталей для интерьера храма Христа Спасителя в Москве.
Общий вид храма
Христа Спасителя в Москве
1881 г. и его интерьер в 1902 г.
Для Благовещенского храма, одного из старейших в Москве, построенном в 1397 г., Постникову был сделан государственный заказ на проект с изготовлением большой бронзовой раки для размещения в ней 28 ковчегов с храмовыми святынями, оградительной решетки к ней и двух напольных подсвечников. Проект и эскизы, сделанные сыном фабриканта Дмитрием Андреевичем, который участвовал в планировании конструкций, предоставлены в 1891 г. на Высочайшее утверждение. В 1894 г. резные предметы в древнем русском стиле были переданы храму. Великолепно сработанной ракой, в форме каменной старорусской гробницы, можно полюбоваться сегодня, находится она в диаконнике собора. Вся ее поверхность покрыта чеканными рельефными узорами, в соответствии со стилистикой XVI века.
Рака
Благовещенского
храма
1894 г.
С предприятием Постникова в 1894 г. было заключено при Высочайшем утверждении еще одно соглашение. Для воздвигнутого на Шаболовке храма Троицы Живоначальной, товариществом создавались предметы по эскизам и под личным наблюдением архитектора Чичагова. Из вызолоченной бронзы для храмовых икон были созданы 14 подсвечников, два для запрестольных икон, два паникадила с 50 свечами из посеребренной бронзы.
г. Москва,
Шаболовка,
Храм
Живоначальной
Троицы
В 1894–1896 гг. Фабрика Постникова выполнила для киевского Владимирского собора наружные западные врата, паникадила, подсвечники, другие работы на общую сумму около 70 000 р. Этот храм известен самой монументальной работой Виктора Михайловича Васнецова. Над ней художник трудился свыше десяти лет, создав на 4 000 м ² пятнадцать потрясающей красоты композиций и тридцать обособленных образов.
1890 г.
Владимирский собор в г. Киеве.
Часть современного интерьера собора.
Выставки и награды
Предприятие участвовало в выставках с 1879 г. и получило немало знаков отличий
На Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге 1870 года впервые привлекла внимание и обеспечила Постникову бронзовую медаль, произведенная фабричными мастерами церковная утварь из серебра. Спустя два года на московской Политехнической выставке, затем на Всемирной выставке 1873 г
в Вене и в Филадельфии на международной выставке 1876 г., предприятие получило высшие награды. На венской выставке Андрей Михайлович представил серебряные кабинетные вещи, столовые приборы, а также принадлежности православного богослужения. В Филадельфии были выставлены сервизы, ковши, чарки, чаши, кружки, корзина для хлеба, шкатулка, альбом, скульптурная композиция под названием «Квартет Крылова», другие мелкие предметы. Все было выполнено из серебра, золота, исключительно в богатом исполнении русского стиля.
Витрины предприятия
А. М. Постникова
на московской выставке
1882 г.
В Москве 1882 года с колоссальным размахом развернулась Всероссийская художественно-промышленная выставка, где было создано множество великолепно оформленных павильонов для каждой отрасли. Витрины Постникова экспонировали два паникадила. Одно было громадных размеров стоимостью в 10 000 р., второе с эмалью стоило 6 000 р. Представлены были кресты, евангелия, образы, сосуды, другие серебряные, золотые, бронзовые предметы: вазы, солонки, шкатулки стоимость которых составляла от 8 р. до 7 000 р. Среди предметов были вещи удивительной филигранной (скань) работы, особо выделялось четыре иконы, евангелие и пара стаканов в индийском стиле с красной эмалью на черном фоне и тончайшим сканным декором. Изделия принесли владельцу золотую медаль.
Из иллюстрированного описания всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. По центру вверху — фасад фабрики. Слева в овале — школа, справа — фабричный музей. Левое изображение в кругу — отливочная, правое — кузница. В правом и левом прямоугольниках —витрины предприятия на московской Всероссийской выставке 1882 г. Внизу отображены мастерские.
На этой же выставке демонстрировал изделия сын главы предприятия Дмитрий Андреевич Постников. То был театральный реквизит, сделанный на фабрике, впервые произведенный в России (ранее его заказывали за рубежом), и заказанный дирекцией Императорских театров на сумму 50 000 р.. Мечи, кольчуги, доспехи, шпаги, щиты были искусно и с исторической правдивостью изготовлены из тонкого металла с золочением, чеканкой, великолепной имитацией драгоценных каменьев.
Было еще много наград и грамот, выпавших на благоприятную судьбу предприятия.
Производимые изделия
В 1850–1860 годы XIX века в Москве оставалось пять производств художественной бронзы. Изделия с пятидесятых до девяностых годов не имели широкого спроса. Создавая фабрику, Андрей Михайлович Постников, знаток икон и православных культовых принадлежностей, принял дальновидное решение работать не только с серебром и золотом, но и с бронзой для изделий довольно крупных размеров. Исполнение было в русском стиле, при этом наряду с новыми приемами исследовалось и воспроизводилось искусство старых мастеров. Отличалась фирма особо виртуозной ажурной сканью, работами в византийском, русском стиле XV–XVII вв., также производством крупных бронзовых люстр. Предприятие не было обделено заказами, особенно теми, что поступали для храмовых украшений.
Оклад для иконы Николая Можайского.
Вторая половина XIX века.
Серебро, золочение, чернь,
гравировка в торцах
и углах сцен жития святого,
чеканка в технике высокого
орнамента «гречкой»,
выемчатая эмаль.
Удивительна история чайно-кофейного дорожного сервиза, заказанного в 1873 г. Андрею Михайловичу императрицей Марией Александровной для супруги американского посла в Гонконге. Когда Великий князь Алексей Александрович в 1872 г. приехал с визитом в Гонконг, леди Кеннеди радушно приняла сына императора на период его пребывания. Не известно, какие приключения претерпел сервиз, но в 1990 г. во время визита М. С. Горбачева в Италию, драгоценное произведение Постникова было подарено Итальянским миллионером и меценатом Марко Датрино президенту Советского союза. Теперь этот шедевр находится в музее Московского Кремля. Сервиз выполнен из серебра с рисунком и золочением в русском стиле. В него входят десять предметов: массивное блюдо с панорамой Кремля, сахарница, сливочник, чайник, кофейник, ложечка-ситечко, две чайные ложки, щипчики для сахара.
Дорожный сервиз
1873 г.
Серебро, золочение, перламутр,
чернь, канфарение, оброн.
Под заказ и для продаж в магазине производились сервизы, кубки, вазы, все виды столовых приборов и посуды, кабинетные принадлежности, часы, изящные настольные папки (бювары), альбомы, портсигары, скульптурные композиции, всевозможные церковные принадлежности, иконы. В изделиях сочеталась искусная серебряная скань, позолота и великолепные орнаменты. Также делались медали, наградные и форменные знаки отличия, пуговицы.
Ковш в псевдорусском стиле,
1877 г.
Серебро, золочение,
литье, гравировка.
Туалетный прибор,
состоящий из двух флаконов,
двух емкостей для пудры,
шкатулки для гребня и
зеркала в раме.
1870 г.,
Серебро, позолота, хрусталь, зеркало.
Ваза в форме ладьи.
Начало 1880 годов.
Хрусталь, серебро.
Эскиз и серебряные части
сделаны предприятием А. М. Постникова.
«Обретение: образы русской истории в пейзажной живописи Алексея Комова» (г.Орёл)
Место проведения: Орловский музей изобразительных искусств
Открытие: 30 июля 2021 года в 14:00
Автор, Алексей Валерьевич Комов – орловский живописец, художник-пленэрист, член Союза художников России, участник областных, региональных всероссийских и международных художественных выставок, а также творческиx пленэров. Его работы находятся в целом ряде музеев России: Орловском Государственном литературном музее И.С. Тургенева, Орловском музее изобразительных искусств, Белгородском художественном музее, Брянской художественной галерее, Доме-музее В. Сорокина (Елец), частных собраниях России, Чехии, Испании, Италии, США, Канады, Кыргызстана, Японии.
В начале 1990-х, обучаясь на факультете живописи в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, где на занятиях особое внимание уделялось ценностям восточнохристианской культурной традиции, он проникся русским православием и еще до завершения обучения в Академии стал священником Орловской епархии. Сейчас о
Алексей служит в Троицком соборе Троице-Оптина монастыря в Болхове, одном из древнейших храмов Орловской митрополии, федеральном объекте культурного наследия России. Несмотря на сложность работы священника, он не оставляет и профессиональных занятий изобразительным искусством. Живописные полотна Алексея Комова органично соединяют его духовный опыт, любовь к русской истории с мастерством художника-пленэриста. О. Алексей известен своими пейзажными панорамными полотнами, где раскрывается его любимая тематика – пейзаж с храмом, связанный со знаменательными вехами русской истории.
Данная выставка объединяет картины автора, выполненные за последние 10 лет в путешествиях по России. Лейтмотив выставки — православный пейзаж, передающий атмосферу одухотворённого состояния природы и актуальное состояние исторических объектов православной архитектуры. Все картины демонстрируют гармоничное сочетание природных красот с архитектурными памятниками православной России. Это архитектурные пейзажи средней полосы России, Русского Севера, Золотого кольца России, это живописные просторы полей или дебри русского леса, старинные храмы и монастыри, заброшенные сельские церквушки, полуразрушенные колокольни, православные русские святыни и возрожденные архитектурные объекты. Все изображенные объекты окружены пространством, воспринимаемым как особая связующая нить между дольним и горним мирами.
Автор акцентирует внимание зрителя на особом историко-православном содержании пейзажей, которое передается через отражение внутреннего отношения мастера к изображенному, через особый подбор сюжетов, через любовь к родным мотивам и образам, через трогательную связь с Орловщиной, его малой родиной. Момент слияния человека с родной природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда тайный «невечерний» свет становится явным, преображая сознание и окружающий мир
О. Алексей, работая в жанре реалистического пейзажа, выработал свой индивидуальный ярко выраженный стиль: невероятно пластичный, наполненный прозрачностью живописный язык, создающий на картине особое настроение. Яркие краски и крупные мазки выдают в нём поклонника импрессионистов. Большинство работ о. Алексея, в том числе крупноформатных, выполнено в стиле пленэризма на открытом воздухе с натуры. А такая работа подразумевает размышление, наблюдение и быстрый эмоциональный ответ живописца, выражаемый красками на холсте.
Работам отца Алексея характерна живая, динамичная, свободная, лиричная и образная манера исполнения. Работая в жанре пленэрного пейзажа, Алексей Комов выбрал технику алла прима (в один прием) и нон финито (незавершённости). Зачастую ряд его работ стоит на грани абстрактной живописи, где ощущения от увиденной красоты передается посредством цвета и ритма широких мазков. Его палитра яркая, с применением чистых тонов и разнообразием тончайших цветовых оттенков. Именно эта техника в его исполнении дает возможность передавать живое молитвенное состояние автора произведения, который, работая как живописец, не оставляет своего главного предназначения как священник. Именно поэтому пейзажи о. Алексея Комова настолько пропитаны цветом и светом, что зачастую кажутся прозрачными, струящимися на ветру как свеча, что сродни неустанной благодарственной молитве, обращенной к Творцу.
Выставка работает с 30 июля по 05 сентября 2021 года Часы работы: с 10:00 до 17:00, ежедневно кроме понедельника Выходной — понедельник Адрес: г. Орел, ул. Октябрьская, 29
Тел.: 76-05-86, 76-27-41
Памятники
Для церквей фабрика делала произведения как по заказанным эскизам, так и по собственным, либо для этого привлекались талантливые архитекторы и художники. Но памятники фирма Постникова создавала только по готовым проектам. Товариществом отливалось несколько памятников и бронзовых частей для них. Две работы созданы по замыслу и чертежам выдающегося русского скульптора, архитектора и живописца Владимира Осиповича Шевруда.
Статую известного русского полководца и героя Русско-турецкой войны Фёдора Фёдоровича Радецкого товарищество отливало для памятника, заказанного вдовой героя. В 1891 г. готовую статую по модели В. О. Шевруда и цепь для ограды доставили в Одессу. Там и был возведен монумент.
Памятник
Федору Федоровичу
Радецкому
в г. Одессе.
В 1895 г. в Казани состоялось торжество в честь открытия памятника Александру II. Проектом также руководил академик В.О. Шервуд, все бронзовые части, включая решетку, произведены фабрикой Постникова.
Памятник Александру II
в г. Казани. 1990 г.
Пушкинская экспозиция и центральный зал музея Серебряного века
Никакие самые яркие таланты, тем более отрицающие прошлые литературные достижения манифесты не могут умалить этих достижений. Не зря же и открытие музея Серебряного века было приурочено к юбилею Пушкина, и первая экспозиция нового музея рассказывала о влиянии нашего величайшего поэта на литературу Серебряного века.
В эркере на правой от фасада стене особняка сохранена пушкинская экспозиция, украшенная копией его самого удачного портрета кисти Ореста Кипренского. На фоне эркерного окна и крупных комнатных растений изображение смотрится великолепно.
Центральный зал второго этажа музея Серебряного века одновременно является и выставочным, и концертным. Экспозиция посвящена развитию русской литературы в хронологической последовательности. Здесь проходят вечера литературы, концерты и другие массовые мероприятия.
На стендах этого зала организована ретроспективная экспозиция истории российской литературы с прижизненными изданиями произведений и портретами Пушкина, Льва Толстого и Бунина.
В сценической нише развешены афиши различных представлений начала прошлого века, здесь же концертный рояль, подаренный Валерию Брюсову народным комиссаром просвещения Луначарским.
Брюсов принял революционные преобразования 1917 года, вступил в партию, занимался редакторской и преподавательской деятельностью. При поддержке наркома он в 1921 году основал Высший литературно – художественный институт, до самой смерти был его ректором и профессором.
Быть в Москве и не посетить музей Серебряного века в купеческом особняке было бы непростительным. Здесь и мемориальный кабинет Валерия Брюсова, и пушкинская экспозиция, и залы основных литературных течений начала прошлого века. Богатые впечатления и новые знания ждут в музее Серебряного века всех любознательных людей.