Содержание
- 1 Становление 1.1 Происхождение. Детство и отрочество
- 1.2 Гимназические годы
- 1.3 Университет
2 1880-е годы
- 2.1 Академия художеств
2.2 Киев
2.3 Первое путешествие в Италию
2.4 Киев и Одесса
3 Московский период (1890—1902)
- 3.1 Переезд в Москву
3.2 Демон
3.3 Абрамцевские мастерские
3.4 Второе путешествие в Италию
3.5 Декоративные работы
3.6 Нижегородская выставка 1896 года
3.7 Женитьба, дальнейшая работа (1896—1902)
3.8 Демон поверженный
4 Годы болезни. Угасание (1903—1910)
- 4.1 Первый кризис
4.2 Смерть сына. Второй кризис
4.3 Клиника Усольцева. Реабилитация
4.4 Последняя творческая активность
4.5 Угасание. Кончина
5 Личность
6 Наследие. Память
7 В кинематографе
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Знак судьбы
И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый. Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней?
И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак.
Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения.
Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы.
«Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот…» — скажет Врубель после похорон своего сына, Саввы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.
Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь».
Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы.
Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена.
Культивируется новый герой, свободный, мощный. Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его.
Беда в том, что возвышенная миссия нового героя часто сметает на своем «высоком» пути обыкновенных людей и, вообще все человеческое.
…И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества.
Ангел с кадилом и со свечой. Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве. 1887
Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины:
«Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».
В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Все. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны.
В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, является чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то явилось на полотне, помимо воли самого Врубеля: может быть то, что и несет за собой «освободившийся» нигилистский человек.
Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.
Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, громовым раскатом прогремит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!»
Это позже. А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности.
Живопись
В молодости Врубель прожил около 5 лет в семье сахарозаводчиков Папмелей в качестве репетитора латыни. Здесь он обучал своего сокурсника по вузу. Интересен факт, что именно члены этого семейства начали побуждать его глубже заняться живописью.
Михаил начал посещать академические вечерние классы и в итоге решил поступить в Академию художеств. Когда отец узнал, что сын отказался от карьеры юриста, он пришел в ярость. Вследствие этого, отношения между родственниками окончательно испортились.
В 1882 г. разочаровавшийся в рутинной методике преподавания Врубель оказался в мастерской Павла Чистякова. За 4 года обучения у Чистякова, он получил множество полезных навыков и овладел многими художественными приемами.
Сам Михаил называл данный период биографии «наиболее светлым в своей художественной жизни». Любопытно, что Чистяков был наставником таких мастеров, как Суриков, Васнецов и Репин. Первой победой Врубеля на художественном поприще стало получение малой серебряной медали за рисунок «Обручение Марии с Иосифом».
Отдельного внимания заслуживает работа Врубеля «Пирующие римляне», которая разительно контрастировала с канонами академизма, не смотря на соблюдение всех формальных правил.
В 1883 г. профессор Прахов пригласил Михаила в Киев для реставрации и росписи древней Кирилловской церкви. Именно здесь художнику удалось в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Спустя год его командировали в Италию, для изучения памятников византийской эпохи.
Интересен факт, что Равенна и Венеция не произвели на Врубеля особого впечатления. Тут он посетил много соборов и музеев, стараясь максимально глубоко осмыслить идеи гениев эпохи Возрождения. После возвращения на родину, окрыленный живописец написал 4 иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель».
Также Михаил Врубель стал автором таких шедевров, как «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Примечательно, что при написании святых, он часто изображал лица друзей или возлюбленных. К тому моменту биографии мастеру захотелось выйти за рамки канонизированных образов.
В результате, в 1886 г. Врубель представил портрет «Девочка на фоне персидского ковра» и полотно «Восточная сказка».
В следующем году его пригласили расписывать Владимирский собор, где он продолжил создавать фрески и полотна на библейские сюжеты.
«Демон сидящий»
Любопытно, что самостоятельные работы Михаила, в которых он впервые представил миру образ демона, подверглись жесткой критике. Более того, его демон настолько разозлил Прахова, что тот отстранил художника от работы.
Не принятые священнослужителями работы, Врубель везет в Москву. Картина «Демон сидящий» стала символом наступающей эпохи. В адрес ее автора посыпались порицания от коллег и простых соотечественников. Во время нахождения в Москве, он написал несколько портретов, а также иллюстрировал произведение Лермонтова «Демон».
Участие живописца в международных выставках принесло ему славу и европейское признание. К позднему периоду Михаила Врубеля относятся картины «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и др. Последней его работой стал портрет поэта Валерия Брюсова, который по причине недуга Врубеля так и не был завершен.
Лица киевлян, запечатлённые в работах Врубеля
М. Врубель. Сошествие Святого Духа, 1884 г.
Интересно, что в качестве моделей библейских образов, созданных художником для Кирилловской церкви, послужили киевляне. Прототипом образа Девы Марии в работе «Сошествие Святого Духа» стала Мария Ершова, фельдшер, которую живописец встречал в доме Праховых.
В лике одного из апостолов (3-й слева) можно различить черты самого профессора Прахова. В образах апостольской группы угадывается также сходство с другими горожанами того времени.
В эти годы Михаил Александрович недолго преподавал в художественной школе Николая Мурашко. Один из учеников вспоминал о впечатлении, произведённым на него Врубелем: «Белокурый, молодой, невысокого роста… одет в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Так в Киеве никто не одевался. В общем, это был молодой венецианец с картины Тинторетто или Тициана».
Техника рублевской иконописи
Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.
Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».
В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.
Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.
Работы Рублева
Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов. И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг). Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию. Она является образом утешения, надежды и радости, образом жертвенной любви Бога к людям. Византийские богословы связывали образ Троицы с понятиями веры, надежды и любви. Этим творением Рублев так же выступает глубочайшим богословом!
Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!
Заказчики Врубеля
С заказчиками у Врубеля как-то не складывалось. Мало того,что он вовсе не дорожил своими работами — писал на чем попало,не заканчивал(в семье Праховых даже прятали от него незаконченные работы), — так он мог переписать уже проданную работу,как это случилось с заказом Терещенко.
На проданной миллионеру работе«Христос в Гетсиманском саду» Врубель,увлекшись цирковой артисткой,написал ее портрет. Узнав о случившемся,коллекционер потребовал назад деньги,которых у художника уже не было и ему пришлось обратиться за ссудой.
В Киеве появился шедевр Врубеля,чудесная«Девочка на фоне персидского ковра».
Мария — старшая дочь ростовщика Дахновича,- на картине художника выглядит не просто экзотично. Знаменитая«врубелевская бездна» очей и,в целом,мистический трагизм образа,возможно,и отпугнули отца: он не купил. Однако«…в 1886 году ее купил у Врубеля племянник Федора Терещенко Иван. Вообще-то он заказал художнику другую работу — «Восточная сказка», заплатив задаток в 300 рублей. Мастер вначале вдохновился замыслом,но затем утратил интерес. Деньги потратил,и на нем повис долг. Врубель часто посещал ломбард ростовщика Дахновича,находившийся на углу Крещатика и Бибиковского бульвара(ныне бульвар Тараса Шевченко), — гению живописи нравилось любоваться выставлявшимися там драгоценностями,игрой света на алмазах,изумрудах,рубинах. У него появилась,казалось бы,беспроигрышная идея заработать: написать дочери Дахновича Мани в окружении роскоши. Рассчитывал,что отец девочки приобретет эту работу. Вот только ростовщик отказался ее покупать. И тогда картину«Девочка на фоне персидского ковра» согласился взять Иван Терещенко,» — рассказали о жемчужине своего собрания в Киевском национальном музее русского искусства. К слову,ранее каждый 5-летний юбилей художника(с 1976 г.) в музее проводили выставки«Врубель и Киев»(фото ниже — 2011 г.).
Необычное появление еще одной работы Врубеля было связано с именем Терещенко.
Художника всегда привлекали красочные сочетания в природе,старинных материях,коврах,завораживала игра переливаний драгоценных камней. И вот однажды Михаил Александрович увидел кусок старинной украинской парчи в доме Праховых и загорелся желанием написать ее.
Прямо на глазах семейства он принялся за дело. Практически закончив рисунок,он сказал: «Нет,я напишу не просто кусок материи,а лучше боярина или,еще лучше,царя,сидящего на троне. Пусть это будет,ну,хотя бы Иван Грозный… Пусть он будет похож на Ивана Николовича . Он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным…» — и,доклеив кусочек бумаги к рисунку,что довольно часто делал,Врубель нарисовал голову«царя».
Боже, Левочку храни!
Перед Врубелем вставал призрак долговой ямы. Ведь новых сколько-нибудь серьезных заказов не предвиделось, а, если и случались, Михаил не умел этим воспользоваться.
Однажды утром к нему заглянул Васнецов: Врубель спал на прорванном диванчике, а рядом, на мольберте стояла удивительная картина: «Христос в Гефсиманском саду». «Шедевр!» — понял Васнецов и побежал за собирателем живописи Терещенко. Тот согласился купить картину за 300 рублей — редкая удача! Да вот только денег при покупателе не оказалось, и сделка перенеслась на день. Когда Терещенко на другое утро вошел к Михаилу, на полотне вместо Христа красовалась … рыжая циркачка. Художник объяснил: «Вчера ходил в цирк. Захотелось написать, а холст купить не на что»…
Иной раз приходилось браться за самые пустячные заказы. В семье по соседству были именины, и Михаила попросили написать поздравительный адрес. На голубом коленкоре он вывел каллиграфическим подчерком: «Боже, Левочку храни!», — а по краям пустил причудливый орнамент. Этой работой он даже гордился — до того вышло мило и изящно.
Изящество Михаил ценил превыше всего. Не только в рисунке, но и в одежде. Если пачкались манжеты, он шел покупать новую рубашку, не печалясь, что таким образом остался без обеда. Задолжал прачке, дворнику, но по утрам умывался духами, выливая в таз по целому флакону. Отдавал свои картины за гроши, чтобы купить лишний цилиндр, галстук, пару белых перчаток или черных гамаш. Его отличало щегольство, и даже не совсем тонкое, почти офицерская молодцеватость осанки. Если уж говорить начистоту, со стороны его можно было принять за чиновника средней руки, но с большими амбициями, обычного польского шляхтича в поисках фортуны. Современники писали, что во Врубеле поражает заурядность внешности, и только пристальное настороженное выражение глаз выдает в нем художника.
Собственной нищеты Врубель словно не замечал. Писал родным: «У меня прекрасная комната». Увидев эту «прекрасную комнату», отец, навестивший Мишу в 1886 году, ужаснулся: «Вся меблировка — два простых табурета и кровать. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто. Может быть, в закладе. В кармане всего 5 копеек, буквально… Больно, горько до слез мне было все это видеть. Ведь столько блестящих надежд! Ведь уже 30 лет. И что же?».
Просветление
В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «…а сам бедный Миша теперь весь в прыщах, красных пятнах, без зубов».
Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление.
Врубель окончательно расстается со своими демонами.
В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного.
«За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины.
Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля.
Пророк. Поздняя работа Врубеля
Теперь основные его работы посвящены теме пророка: «Шестикрылый Серафим», «Голова Пророка», «Видение Иезекииля».
«Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение:
Перстами легкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы…
Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления.
Много личного для Врубеля в картине «Голова Пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный. Он смотрит на мир не с ненавистью и презрением, как некогда «Демон поверженный», а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. Поистине мукой купленное просветление.
Времена обострения психического расстройства сменяются у художника спокойными периодами. Он выходит из больницы, живет в Петербурге, пишет и рисует. Но с 1906 года Михаил Александрович почти не покидает клинику. Его последние работы: «Видение пророка Иезекииля» и портрет поэта Брюсова. Брюсов вспоминал эти сеансы в больнице. «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. “Это дьявол делает с моими картинами. Ему дана власть, за то, что я будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”».
Можно отнести эти признания к нездоровому состоянию психики Врубеля. А, может быть, здесь истинное и горькое сожаление о том, что к нему как к художнику столь поздно пришло прозрение; о том, что он тратил свой несомненный дар на возвеличивание пустоты.
Последние четыре года Врубель, слепой и безумный, доживал в петербургских психиатрических клиниках. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.
Врубель — тревожная, зрячая душа. Он пленился демоном, но демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души.
На его похоронах Блок скажет: «Врубель оставил нам своих демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи». Вряд ли как заклинателей. Это не химеры Нотр-Дам-де-Пари. Это образы тьмы, которые преследовали художника всю его жизнь.
Возможно, и в нашем сегодняшнем мире стоит задуматься над его завещанием. О том, чего стоит творческая свобода без нравственных ограничений, о том, что самовозвеличивание рано или поздно оборачивается падением, и о том, что, перестав искать свет, человек не только не находит счастья, но наполняет мир разочарованием и отчаянием.
Благодарим издательство «Белый город» за предоставленные репродукции
Данный текст доступен в формате электронной книги. Скачать здесь
Последние годы жизни
Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.
Какие театры располагаются в этих зданиях?
Вопрос 11. В Москве во второй половине XIX — начале ХХ века было несколько мест, где ночами шла карточная игра: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий клубы. Однажды в Купеческом клубе Михаил Морозов проиграл за ночь миллион рублей. До 1909 года клуб был на одной улице, после переехал на соседнюю. В обоих упомянутых зданиях сегодня располагаются театры.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Театр Вахтангова и театр «Эрмитаж» (ул. Арбат, д. 26, и ул. Новый Арбат, д. 11)
- Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
- Российский академический молодежный театр и театр имени М.Н. Ермоловой (Театральная пл., д. 2, и Тверская ул., д. 5/6)
- Московский театр на Таганке и Московский театр русской драмы под руководством М. Щепенко (ул. Земляной Вал, д. 76/21, и ул. Земляной Вал, д. 64)
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: Московский академический Музыкальный театр К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко и Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова» (ул. Большая Дмитровка, д. 17, и ул. Малая Дмитровка, д. 6)
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.
Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.
Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.
Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.
Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.
Смерть
Весной 1902 г. Михаила положили в больницу, где доктора диагностировали у него не поддающееся лечению психическое заболевание. Примерно через год случилась ремиссия, и художника выписали из больницы. В мае 1903 г. умер его сын, вследствие чего через несколько месяцев Врубель вновь оказался в клинике.
Мучительные недели забвения и бреда чередовались периодами спокойствия. В такие моменты он начинал писать картины, но по настоянию медиков только с натуры – ничего фантастического. Между тем, болезнь прогрессировала и в 1906 г. привела живописца к слепоте.
Последние 4 года мужчина провел в психиатрической больнице, страдая от того, что больше не может видеть мир и творить. Он не стремился свести счеты с жизнью, но подолгу стоя зимой возле открытой форточки, намеренно сокращал свой жизненный путь. Михаил Врубель умер 1 (14) апреля 1910 года в возрасте 54 лет. Причиной его смерти стало воспаления легких.
Личная жизнь
Первой любовью Михаила была Эмилия Львовна, которая являлась женой Прахова. Интересен факт, что именно ее лицо Врубель изобразил на иконе «Богоматерь c Младенцем». И все же, увлечение к супруге своего покровителя ему удалось побороть.
После этого Врубель начал ухаживать за оперной певицей Надеждой Забелой, что со временем привело к свадьбе влюбленных. Своими голосом и красотой девушка вдохновила мастера на написание полотна «Гензель и Гретель», на котором он изобразил Надежду вместе с Татьяной Любатович.
Этот брак оказался счастливым. Осенью 1901 г. у супругов родился мальчик Савва. Стоит отметить, что ребенок появился на свет с «заячьей губой». Рождение сына перекроило уклад жизни супругов. Ради него мать решила временно оставить сцену, вследствие чего содержание семьи полностью легло на плечи Врубеля.
Михаил Врубель с женой
Вскоре мужчина впал в депрессию, все больше и больше работая в мастерской. Он около года трудился над картиной «Демон поверженный», которая не оставляла его в покое. Порою он сидел за мольбертом до 20 часов в сутки.
Облик демона мужчина изменял, даже когда картина оказалась на выставке «Мира искусства». К тому моменту его психологическое состояние еще больше ухудшилось. Он называл себя преступником за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.
Личная жизнь
«Богоматерь c Младенцем»
Первым серьезным увлечением Врубеля оказалась жена Прахова Эмилия Львовна. Как утверждают биографы, именно ее лицо изображено на написанной после возвращения из Венеции иконе «Богоматерь c Младенцем». Порочную тягу к супруге своего покровителя Михаилу удалось побороть.
Следующая амурная заинтересованность переросла в свадьбу. С первой и единственной женой Надеждой Ивановной Забелой художника познакомил московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства художника знал лишь узкий круг ценителей живописи, а Надежда уже была примадонной Частной русской оперы. Певица своими голосом и красотой вдохновила Врубеля на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.
«Гензель и Гретель»
Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой.
Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.
Картину он писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую он взвалил на свои плечи, разрушила и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Живописец погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.