Небольшая историческая справка
Мало кто знает, но изначально стиль применяли только для оформления садовых гротов. Ведь название дизайна обыгрывает французское слово rocaille, которое имеет одно из значений, как украшение из ракушек и камней. Позже этим выражением стали обозначать альпинарий.
Некоторые рокайльщики настолько преуспели в своей деятельности, что особо удачные элементы оформления перекочевали из садов в интерьеры комнат. Это случилось при короле Людовике XIV. Но официальное признание для стиля рококо пришло намного позже и вдохновителем направления считают Жана Мейссонье. Именно в его картинах начали появляться асимметричные формы.
Один из элементов орнамента для оформления в рококоИсточник Pinterest
На самом деле прологом к стилю послужило творчество Антуана Ватто, рисовавшего свои картины в самом начале восемнадцатого века. И хотя уже с середины столетия Францию захлестнула мода на классицизм с его античными симметричными орнаментами, рококо уверенно продержался в некоторых гостиных до начала нового века.
Это объясняется тем, что его не считали отдельным стилем вплоть до середины девятнадцатого века. В то время многие были уверены, что рококо – это логическая эволюция тяжеловесного барокко. Хотя по сути монументальность последнего просто смягчалась более легким и светлым направлением. И чтобы не говорили впоследствии, период рококо во Франции недаром называли временем Купидона и Венеры.
Холст Буше, написанный в эпоху рококоИсточник gallart.by
Стиль рококо в интерьере
Живопись, конечно напрямую связана с интерьером. И рококо нашло своё развитие в декоративных и в станковых камерных формах. Художники расписывали пастушеские сцены (пасторальный жанр), жизнь аристократов и идеализированные портреты людей в образе мифологических героев.
Творчество их рождалось росписью плафонов и наддверных витражей (дессюдепорт). На стенах, на гобеленах (шпалеры) присутствовали преимущественно пейзажи, современные и мифологические светские темы. Образ человека терял самостоятельность и превращался в деталь украшения интерьера.
Вместе с процветанием живописи рококо укреплялась и значимость реалистического направления: достигли процветания натюрморт, пейзаж, портрет и бытовой жанр.
Художникам было характерно умение создавать свои произведения неотделимыми живописными пятнами. Общей грации они добивались использованием светлой палитры, отдавая своё предпочтение блёклым, золотистым тонам, серебристо-голубоватым, а также розовым.
Лепной или резной узор, замысловатая асимметрия, витиеватые завитки внутреннего убранства, составляли контраст со строением, которое внешне выглядело довольно серьёзно. Примером этому можно назвать небольшой дворец Малый Трианон, что находится в Версале, был построен архитектором по имени Анж-Жак Габриэль, по приказу Людовика XV для маркизы де Помпадур.
Малый Трианон в Версале, архитектор Анж-Жак Габриэль
В Англии рококо вдохновил больше прикладные искусства. Например, инкрустацию мебели, изготовление и обработку серебряных изделий. Рококо оказало некоторое влияние на творчество мастеров, таких как художник Уильям Хогарт и живописец Томас Гейнсборо.
Рокайльному декоративно-прикладному искусству характерна своенравная изысканность отделки и подражание диковинным темам китайского искусства.
Рококо в архитектуре
Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.
Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.
Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад
Уделялось внимание и удобствам
Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.
Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.
Ландшафт в стиле рококо
После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.
Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.
Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.
Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.
Трансформация стиля
Примечательно, что мода на стиль рококо в архитектуре продолжалась значительный промежуток времени. Постоянно в стиль вносились новые элементы, которые после этапа апробации, становились классикой, дошедшей до нас сейчас. Пик рококо приходится на моду в России при отделке дворянских домов в крупных городах Москве и Петербурге. Рококо в этом случае характеризуется пышными гостиными с наличием дорогих художественных полотен известных авторов. Во второй половине XIX века в России формируется собственный рококо – сам владелец особняка придумывал орнаменты и оформлял дом в своем собственном стиле, не прибегая к консультациям архитекторов и прочих специалистов. Так, черты рококо начинают постепенно сглаживаться, привносятся новые, не похожие на другие. Однако некая перегруженность декоративными элементами привела к так называемому кризису стиля и его постепенному сглаживанию и перерастанию в другой стиль.
История возникновения «скального» стиля
Рококо как стиль в искусстве зародился во второй четверти XVIII века во Франции, и его возникновение совпало с периодом правления регентского совета, возглавляемого Филиппом Орлеанским по причине малолетства Короля Людовика ХV.
Вступив на престол, Людовик ХV правил Францией 58 лет. Это при нем рококо дало развитие всем направления искусств и стало своеобразным образом жизни.
Этот период правления короля по прозвищу Влюбленный, назвали эпохой рококо. Людовику XV принадлежат слова, ставшие пророческими: «после нас хоть потоп». Пока король и его приближенные предавались наслаждениям и чувственным радостям, экономика страны дряхлела, а сама страна нищала и приходила в упадок.
Сменивший Людовика Влюбленного, следующий король Людовик XVI, получил вместе с троном недовольное население в экономически ослабленном государстве.
Так получилось, что Людовик ХV в многочисленном семействе оказался единственным претендентом на трон, и потому его драгоценную жизнь оберегали, а его самого баловали, не озадачивая государственными делами. Он, по сути, не занимался управлением государством.
Сначала это делал за него герцог Орлеанский, потом кардинал Флери. В 1745 году он всецело подпал под влияние маркизы де Помпадур, которая по своему усмотрению назначала военачальников и своей расточительностью разоряла страну. Обнищавшие парижане начали с враждебностью относиться к своему королю.
Однако обнищание страны не мешало аристократии строить и обустраивать замки, шить дорогостоящие наряды, которые порой надевались всего один раз, и щеголять друг перед другом своей роскошью, порой эфемерной эфемерной.
После смерти маркизы де Помпадур, у короля появилась новая фаворитка – мадам дю Барри. Эти две дамы и супруга короля Мария Лещинская и стали законодательницами мод и стиля во Франции, из которой рококо перекочевал в соседние страны. Наивысшего расцвета в архитектуре рококо приобрел в Баварии.
Отдельным ответвлением стиля стало китайское направление, или шинуазри. В этом направлении присутствуют китайские мотивы и элементы. Так, в моду вошли чайные домики; тип женщин, похожий на китайские фарфоровые статуэтки и восточные элементы декорирования.
Основателем рококо в живописи принято считать французского художника Жана Антуана Ватто (1684-1721). Это член королевской академии живописи и скульптуры с 1712 года. Кисти Антуана Ватто принадлежат следующие творения:
- «Затруднительное предложение»;
- «Урок любви»;
- «Общество в парке»;
- «Любовная песня»;
- «Капризница» и др.
Творческая жизнь Антуана Ватто была короткой – всего лет 12, но у него появились последователи. Его картины стали образцом для творчества Франсуа Буше, который достиг совершенства в этом направлении.
Рококо и барокко
Легкомысленность рококо заменила громоздкость барокко. Однако стиль рококо превратился одновременно и развитием барокко и его такой тогда необходимой эстетической противоположностью.
Рококо и барочный стиль оба любят завершённость форм. Но если барокко не может существовать без грандиозной торжественности, то рококо всё-таки ставит превыше всего изящность, грацию и невесомость.
Рококо свойственно множество белых деталей, светлые тона, равно как и розовые, голубые, зелёные. В то время как барочному декору присущи намного более тёмные оттенки, тяжёлая, роскошная, но и громоздкая позолота.
У рококо, главным образом, орнаментальная тенденция. Термин произошёл от сочетания «барокко» и «рокайль».
Барокко и Рококо: сравнение
Архитектура может выражать силу и драму или легкость и воздушность. Барокко и Рококо демонстрируют эти качества. Хоть Рококо и считают истончившимся барокко, многие искусствоведы выделяют его в отдельный стиль. Давайте рассмотрим сходства и различия между ними.
Причины появления архитектуры барокко и рококо
Барочная архитектура появилась в Италии 16-го века как стиль, разработанный для усиления влияния католической церкви. Вы когда-нибудь стояли перед церковным храмом в восхищении? Или чувствовали свет и праздник? Такие реакции происходят не случайно. Архитектура влияет на психику человека.
Барокко появилось во время рождения протестантства, когда реформаторы уходили из лона католицизма. Реакцией на это было желание Ватикана укреплять статус в обществе. Архитектуру раннего барокко, ориентированную на храмы, принято рассматривать как визуальную форму религиозной пропаганды.
Рококо представлял собой отход от тяжелой эмоции и драмы к более беззаботному, но очень декоративному стилю. Он отверг чрезмерно эмоциональные элементы. Если Барокко пропагандировало силу церкви, то Рококо — светскую высокую моду. Однако, помимо дворцов и усадеб, рококо тоже использовался в некоторых церквях.
Влияние архитектурных стилей
усиливают взаимодействие света и тени, создавая иллюзию драматичности. Массовые группы элементов, такие как колонны и пилястры (квадратные колонны, которые не являются полностью автономными), делают структуры более впечатляющими и значительными. Барокко часто повторяет архитектурные элементы на разных поверхностях. Интерьеры полны смелых цветов и украшений, много позолоты или очень тонких слоёв золота.
Обратите внимание, как стены, выгибаются на передней части этой барочной церкви в Италии
Архитектура барокко была глубоко эмоциональной. Все эти тени и кривые создают ощущение движения и производят сильное впечатление.
Переход в рококо
Рококо — это другая сторона «причудливой» архитектуры: лёгкая и беззаботная. Стиль появился для дворцов, вилл, мест развлечения гостей и разнообразных вечеринок с интеллигенцией. Рококо был принят аристократами и распространился там, где растущие аристократические классы хотели демонстрировать свою светскость. Он стал популярным в Европе в 18 веке, особенно в Германии, Польше и России.
Рококо в архитектуре оставил много оригинальных, роскошных, красивых памятников, несмотря на отсутствие рациональности, капризность и обременённость форм.
http://arch-proect.com/arxitekturnyj-stil-rokoko.phphttp://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnyj_stil_rokoko/http://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/rokoko
История стиля «рококо»
Стиль Рококо, возникший во Франции в начале XVIII века, был
своего рода ответной реакцией на монументальный классицизм и
парадно-официальный стиль барокко, выразившийся в архитектуре и внутреннем
убранстве Версальского дворца Людовика XIV и господствовавший во французской
архитектуре на протяжении почти всего периода правления короля-Солнца (1643-1715).
Термин «рококо» происходит от франц. rocaille,
что означает декоративные раковины и камни. Основные черты этого стиля — динамичные
асимметричные формы (раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки
(S — и С-образные), натуралистично выполненные побеги
цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические
китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Цветовая
гамма — золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные
оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо — своего
рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие
стенных зеркал (прием, использованный в Версале, в конце строительства которого
уже проявились элементы рококо) придало интерьерам воздушную легкость.
От Швеции, на севере, и до Португалии, на юге, декоративное
убранство в стиле рококо ассимилировалось с традиционной архитектурой
европейских стран. Например, в 1730-х годах стиль рококо распространился в
католических немецкоязычных государствах и французская элегантность прекрасно
ужилась с театральной напыщенностью национальной архитектуры. Самым ярким
образцом германского рококо можно считать церковь Вискирхе близ Мюнхена,
построенную в 1745 году Доминикусом Циммерманом. Важнейшие элементы рококо
присутствуют (наряду с элементами барокко) и в розово-белом дворце Сан-Суси 1745
года в Потсдаме Георгом фон Кнобельсдорффом. Его проект набросал сам Фридрих
Великий. Красочность барокко XVII века не утратилась в немецком рококо XVIII
века, выразившись в цветовом богатстве и утонченности орнамента. В это время
устанавливается оживленная торговля со странами Дальнего Востока. На
европейский рынок попадают изделия из лака, фарфора, шелка, что формирует вкус
к экзотике. Товар этот дорог и доступен немногим, но пользуется большим спросом.
Это приводит к появлению дешевых подделок лаковых изделий и бело-синего
китайского фарфора династии Мин в европейских странах. Вначале они достаточно
близки к восточным прототипам, но постепенно все больше отходят от оригинала и
создают стиль шинуазри.
Философию стиля Рококо определяли женщины — фаворитки короля:
маркиза де Помпадур, мадам Дюбарри, Мария Лещинскя. Рококо считает главным в
жизни праздник. Скрытые павильоны, китайские домики, укромные гроты. Камерность
и уютность помещений рококо создавалась за счет гораздо меньших размеров и
особого декорирования.
Стиль рококо — это скорее оформление интерьеров, чем
архитектура зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка,
металлическая утварь. Ведущими творцами этого направления были такие известные
французские художники-оформители, как Жан Берэн, Жермен Боффран, Жиль-Мари
Оппенор, Жюст-Орель Мейсонье, Жан Пильман и Николя Пино. Вершиной рококо можно,
пожалуй, назвать залы отеля «Субиз» в Париже, оформленные Боффраном. Орнаменты
в этом стиле были запечатлены на многих гравюрах, что способствовало быстрому
распространению рококо не только во Франции, но и за ее пределами.
В некоторых регионах Франции рококо оставался в моде до
конца 1780-х, однако в Англии и Северной Америке он с самого начала не
прижился, а с середины XVIII столетия и вся Европа стала подвергать его критике.
Если по началу рококо считался стилем легким, радостным, то впоследствии его
объявили фривольным и претенциозным, в итоге рококо, сменивший в свое время
барокко, уступил место неоклассицизму. Однако присущие ему тонкий орнамент и
пастельная, непременно с золотым компонентом, палитра продолжали вдохновлять
следующие поколения оформителей. В XIX веке рококо пережил второе рождение (причем
даже в Соединенных Штатах). Более того — он послужил почвой для направления
«ар нуво», расцвет которого приходится на конец XIX — начало ХХ века.
Рококо в России вошло в моду при отделке дворянских
особняков середины и конца 19 века. Роскошь гостиных, изобилующих
дорогостоящими коллекциями произведений искусств. Вторая половина 19 века
интересна Российским вариантом формирования рококо, а именно отказом от услуг
архитекторов в оформлении интерьера. Сам владелец оформлял помещение в своем
вкусе. Перегруженность декором, количеством предметов и, как следствие,
замкнутость пространства — типичные признаки кризиса стиля этого времени.
Интерьер в стиле рококо
Рококо можно с уверенностью назвать одним из самых роскошных и сложных стилей. Чтобы оформить интерьер в стиле рококо, лучше всего выбирать помещение овальной либо ассиметричной формы.
Основная идея интерьера рококо – показать все богатство помещения, так что неотъемлемым элементом стиля стала позолоченная мебель и мебель из ценных пород дерева, а также лепнина и дорогие ткани. Несмотря на то, что функция стиля рококо в основном декоративная, все элементы декора предназначены для комфортного отдыха.
Рассмотрим некоторые особенности рококо в интерьере.
Цветовая гамма. Одним из наиболее заметных отличий от предшествующего стиля стала смена палитры: вместо сочетания золотого и голубого стали применяться пастельные оттенки. В комнатах преобладают насыщенные цвета – как по отдельности, так и в комбинациях: белый цвет часто сочетается с золотым, красным, салатовым. Стали применяться перламутровый, жемчужный и лиловый оттенки.
Несмотря на то, что от строгих канонов рококо отошёл, гармония элементов всё же соблюдается. Стены и потолок отделываются одним и тем же материалом. Часто для оформления интерьера помимо лепнины применяют резные деревянные панели, настенную живопись и драпировку тканями. В качестве напольного покрытия используют паркет и керамическую плитку, а пол застилают дорогими коврами.
Одним из неотъемлемых атрибутов рококо является камин из природного камня. Не обойтись без больших окон слегка закругленной формы и украшенных шторами.
Аксессуары очень важны для оформления интерьера: часто можно увидеть статуэтки из керамики, подсвечники, античные статуи и ширмы. Приветствуется большое количество зеркал – чаще в резных рамах, также для лучшей освещённости используются многочисленные осветительные приборы: от люстр до подсвечников. Характерными атрибутами являются скульптуры, статуэтки и прочие предметы декора, стилизованные под античность.
Что касается мебели, то она фактически создаёт стиль помещения. Мебель эпохи рококо очень изящна, она украшена сложной резьбой и позолотой. Ножки мебели изящно выгнуты.
Стиль рококо нашёл применение во многих художественных и промышленных отраслях – в частности, в изготовлении изделий из фарфора, который довольно быстро вошёл в моду. Кроме того, большой популярностью стало пользоваться серебро – из этих материалов было изготовлено большое количество посуды. Стало развиваться искусство сервировки.
Мода в стиле рококо
В том же 18-м веке, когда на смену одежды в стиле помпезного барокко пришли не менее великолепные, но более спокойные наряды. В цветовой гамме нарядов присутствовало то же самое «спокойствие».
Стиль рококо в гардеробе — это обычно предметы сдержанных, пастельных тонов.
Одежда рококо лёгкая и элегантная. Это шикарный дворцовый стиль, женственность и элегантность, со своими особенностями:
Идеальная талия
Тонкая талия издавна была эталоном красоты, однако не каждая дама могла такой похвастаться. В таких случаях у женщин эпохи рококо был свой маленький трюк — корсет!
Ведь непрерывное использование корсета являлось причиной не только дискомфортных ощущений, но и сильно деформировало скелет.
Перчатки, веер и чулки
Веер был украшен по-разному: кружевом, бахромой или же рюшами, и считался факультативным атрибутом всего образа. А обязательными предметами наряда стиля рококо были перчатки, сшитые из светлого шёлка и чулки.
Цветы
Сначала шёлком вышивали искусственные цветы. Наравне с ними причёски и платья дам были декорированы настоящими цветами. Со временем дам начали украшать и ювелирные изделия в виде цветов или разные диадемы в виде букетов, созданных с применением драгоценных камней и металлов.
Платья и юбки
К пышным рококо платьям одевали ещё и не менее пышные юбки. Они, также как и платья, были декорированы всеми характерными для рококо элементами: цветами, рюшами, бантами и лентами. А обручи в платье пришли во второй половине 18-го века. С ними юбка начала принимать овальную форму вместо привычной круглой.
Искажение фигуры
Для рококо характерно некоторое искажение естественности фигуры. Это видно по затянутой в корсет тонкой талии, субтильным плечам, круглому лицу и резкому переходу от тонкой талии к широким бёдрам (от пышной юбки).
Нижнее бельё
Нижнее бельё той эпохи делалось очень роскошным. Платье того времени позволяло белью «виднеться» из-под одеяния, из-за этого вышито оно было роскошно: золото и серебро, шёлк, кружева… А лиф был вытянутой треугольной формы.