Дегенеративное искусство

Дегенеративное искусство сегодня

К счастью, в современном мире нет понятия вырожденного искусства, а тем более сейчас не осуществляются программы по его искоренению. Если кто-то не согласен с тем или иным стилем живописи, то всё решается на уровне различия вкусов и предпочтений.

Каждый человек имеет право на самовыражение и самореализацию, какой бы непонятной и непостижимой она ни казалась

Поэтому очень важно быть толерантным и либеральным по отношению к инакомыслящим. Ведь нетерпимость и излишняя суровость могут повлечь за собой серьёзные непоправимые последствия

Пример тому – фанатичная борьба Гитлера с дегенеративным искусством.

Определение

Дегенеративное искусство – именно так именовали фашистские диктаторы все течения авангардизма. Пропагандируя своё мнение в массах, они называли направления данного вида опасным орудием в руках евреев и большевиков, направленным на всех истинных арийцев.

Откуда пошло такое название? Еще в 1892 году была издана социально-психологическая книга врача и журналиста Макса Нордау “Вырождение”. В своём труде европейский учёный еврейского происхождения раскритиковал декадентство, впервые применив к нему термин “дегенеративное искусство”.

Автор, обеспокоенный повсеместным моральным разложением и низвержением духовных ценностей, используя медицинские и социальные аспекты, старался доказать, что представители авангардизма имеют предрасположенность к психическим заболеваниям, что и отражается в их творческих произведениях и работах.

Адольф Гитлер, подхватив эту идею, реализовал её во всей своей жестокости и беспощадности.

Подготовка к выставке

Перед показом неугодных картин были отобраны тысячи работ, которые бы представляли «вырожденное искусство» во всём безобразии. Специально основанная комиссия должна была ознакомиться с экспозициями немецких музеев и отобрать из их фонда нежелательные образчики. К слову, такой придирчивый осмотр привёл к тому, что многие заведующие музеев и галерей были сняты с должности и репрессированы.

Кто входил в число германских эстетов и судей? Это были:

  1. Адольф Циглер (художник и глава палаты изобразительных искусств).
  2. Ханс Швайцер (карикатурист, политический деятель).
  3. Вольфанг Вилльрих (нацистский художник).
  4. Франц Хофман (директор Городской художественной галереи).
  5. Клаус фон Баудиссен (министр образования, заведующий Эссенским музеем).

По каким критериям проходил отбор полотен?

Прежде всего, искали картины, в которых присутствовало специальное искажение образа, саркастическое отношение к религии, пропаганда марксизма, большевизма и антивоенных настроений, увлечение эротикой и порнографией, изображение других, более «низких» народностей (темнокожих, иудеев и других).

Как проходила данная выставка?

Гитлер

Да-да, закон Годвина в действии, любая дискуссия в интернете приходит к доводу про Гитлера, вот и искусствоведческая, не удивляйтесь.

Итак, относительно какого искусства в приличном обществе можно говорить, что это «дегенеративное искусство»?

Это НЕ произведения, созданные официально нездоровыми людьми (душевнобольными, инвалидами, необученными заключенными и другими маргиналами): их работы называются термином «искусство аутсайдеров; арт брют». И, кстати, достаточно высоко ценятся. То есть, понимаете: душевное или физическое нездоровье автора не делает его произведение «плохим».

Франц Марк, «Пейзаж с лошадью», 1910

Совершенно официально «дегенеративное искусство» в истории искусства — это по большей части произведения, которые создавались в Германии в период примерно между Первой и Второй Мировыми войнами, в основном — в стиле экспрессионизм и абстракционизм. Наряду с «парижской школой» 1-й половины ХХ века и русским авангардом — оно считается одним из самых сильных образований в искусстве ХХ века. 

На аукционах цены на художников этой группы бьют рекорды, а госмузеи счастливы, если в их фонды что-то из этого попадает. Представители дегенеративного искусства были совершенно здоровые люди (ну OK, пьяницы, бабники и наркоманы, т. е. совершенно стандартные художники), многие из которых сегодня реально считаются великими художниками.

Откуда взялся этот термин? В 1937 году в Берлине нацисты открыли выставку под таким названием. На ней были собраны картины вот этих самых живописцев-экспрессионистов и проч. Их главной характерной чертой было то, что они НЕ реалистичные. Они не являлись пейзажами с водой и красивыми деревьями. Они раздражали.

Это была агитационная, пропагандистская выставка, устроенная нацистами, чтобы показать простому народу, насколько отвратительны эти самые «современные художники».

«Мы видим на стенах вокруг нас порождения безумия, дегенерации и импотенции. Все, что показывает эта выставка, вызывает у нас гнев и отвращение» (Адольф Циглер, президент Имперской палаты изобразительных искусств). Названия залов на выставке были «Откровения расовой еврейской души», «Надругательство над немецкой женщиной», «Немецкий крестьянин глазами еврея», «Упадок, поддержанный продажными критиками и галеристами». (Кроме немецких живописцев, на стенах висели Матисс, Пикассо, Ван Гог, Кандинский, Шагал и другие не-реалисты из фондов немецких госмузеев).

Гитлер и иже с ним считали вот это все нереалистичное — надувательством. То, что они высказывали в 1930-х годах об этих художниках, и то, что мне сейчас пишут в комментарии в посты про покойного Малевича и Кандинского — будто под копирку. Это просто ад, граждане, реальный капец, Волосы на голове шевелятся, когда тебе в почту падает про заговор нонешних искусствоведов, которые втюхивают «это говно» простому народу. У Гитлера, правда, было про заговор евреев-искусствоведов, но тут не далеко идти.

Гонимые художники

Ниже приводятся имена мастеров, чьи работы отражали современные веяния живописи 20 века, и которые рассматривались Гитлером как вырожденческие.

Макс Бекман. Пятьсот его картин были признаны дегенеративными. Художника-портретиста отстранили от преподавания, вскоре после выставки он эмигрировал в Амстердам, позднее – в США.

  • Ханс Беллмер. Фотохудожник и иллюстратор. Создал восемнадцать фотографий, главной фигурой которых была деформированная кукла в эротических образах. За это был причислен к дегенеративному искусству, эмигрировал во Францию.
  • Жорж Грос. График, карикатурист и живописец. Резко, в гротескном стиле критиковал участие Германии в Первой мировой войне, а также умело воссоздал в своих рисунках абсурдность и безысходность, которые царили в стране перед приходом к власти Гитлера. В графике часто использовал эротические темы.
  • Отто Дикс. Автор шокирующих, эмоционально напряженных картин. После причисления своего творчества к вырождающемуся уехал в деревню, где писал одни политически правильные пейзажи.
  • Эмиль Нольде. Более тысячи его работ были конфискованы, а художественная композиция о жизни Христа заняла центральное место в дегенеративной выставке. После того как нацисты запретили художнику писать, он переехал в провинцию и тайком рисовал акварели, в отчаянии закапывая их в землю.
  • Ловис Коринт. Несмотря на то что художник умер за двенадцать лет до экспозиции, около трёхсот его работ были признаны извращёнными, а некоторые даже выставлены на всеобщее обозрение.
  • Эрнст Кирхнер. Яркие полотна мастера с угловатыми линиями и драматическими образами были конфискованы и уничтожены (около семисот картин).

После этого художник покончил жизнь самоубийством.

Малоизвестная черта жестокого фюрера

Ни для кого не секрет, что лидер немецких национал-социалистов с юности был предрасположен к психическим отклонениям. Однако мало кто знает, что этот жестокий и неуравновешенный человек любил рисовать и за свою жизнь создал несколько сотен полотен.

Еще на заре своей юности Гитлер влюбился в живопись. Он несколько раз поступал в знаменитую Академию художеств в Вене, но так и не был принят по причине отсутствия настоящего таланта. Но всё же не забросил своё хобби. Он обожал рисовать и делал это довольно удачно. Несколько лет занимался собственным бизнесом – продавал картины, изображающие виды старой Вены.

Примечательно, что большинство покупателей будущего фюрера являлись евреями.

Даже во время Первой мировой войны, находясь на фронте, Адольф Гитлер продолжал писать, передавая на бумаге зарисовки военно-полевой жизни: домишки крестьян, полевые госпитали, взрывы снарядов и так далее.

Как видим, председатель национал-социалистов недаром считал себя компетентным в вопросах живописи, возлагая на свои плечи беспощадную миссию судить инакомыслящих.

Борьбу с так называемым дегенеративным искусством Гитлер доверил Йозефу Геббельсу – одному из своих ближайших сподвижников и верных последователей, занимающему пост министра пропаганды и президента имперской палаты культуры.

Что представляла собой борьба с авангардизмом?

Экспозиция дегенеративного искусства

Представьте себе неказистое и неуютное здание, душное и затемнённое, с низко опущенными потолками. На его парадных дверях – надпись, запрещающая входить внутрь беременным и несовершеннолетним. Что это за здание и почему на нём помещена такая вывеска?

Это – институт археологии, в котором проходила выставка дегенеративного искусства. Данное помещение было выбрано специально, чтобы настроить посетителей на брезгливое отношение к представленным картинам.

Сами полотна свисали со стен на одних шнурах, без соблюдения каких-либо пропорций и симметричности. Вперемешку с картинами были выставлены изображения реальных уродов и калек, отвратительных в своих заболеваниях. Всё это вызывало у аккуратных и чистоплотных немцев ощущение гадливости и отвращения.

Ситуацию усугубляли глумливые, карикатурные надписи и оскорбительные обращения, целью которых было дискредитировать авангардное искусство в глазах германских посетителей.

Сама выставка была размещена в нескольких экспозиционных залах. В одной аудитории были поданы картины с антирелигиозным содержанием, в другой – полотна, изображающие женщину как безнравственный плод утех, в третьей – работы художников-евреев. Всё это возбуждало в немцах чувство ярости и ненависти к “неправильным” мастерам-авангардистам.

Какие же авторы были представлены на дегенеративном показе?

Две противоречивые выставки

Для того чтобы очернить модернистские течения перед народом, были созданы две художественные выставки, контрастность которых должна была пробудить в истинных немцах ненависть к авангарду.

18 июля 1937 года в Мюнхене были представлены художественные экспозиции официального изобразительного искусства. Выставка была торжественно открыта самим Гитлером.

Здание для показа было построено специально для этих целей. Оно представляло собой красивый Дом культуры, с просторными залами из мрамора и большими светлыми окнами.

Через день в помещении напротив была открыта другая выставка – полная противоположность первой. На ней были представлены “неправильные” работы, неугодные властям по своему стилю и изложению.

Чем была примечательна та экспозиция?

Суть гонимого искусства

Модернизм – это направление в искусстве, возникшее на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, которое характеризовалось разрывом с привычным тогда классическим искусством. Авангардистские течения отличались своим нетрадиционным видением художественной мысли, а также условностью (или отвлечённостью) стиля. С помощью резких штрихов и контрастов они изображали не образ человека, а его эмоции и чувственные вспышки.

Какие именно направления модернизма считались в нацистской Германии дегенеративными?

Прежде всего, это был зародившийся во Франции импрессионизм – одно из крупнейших течений в искусстве, отличительной чертой которого являлось открытие различных методов и приёмов для передачи своих мимолётных впечатлений, а также естественного и живого изображения реального мира, учитывая его подвижность и изменчивость.

Другой гонимой ветвью авангардной живописи 20 века был дадаизм, возникший под влиянием бессмысленной жестокости Первой мировой войны. Основными принципами этого течения были отрицание признанных стандартов в живописи, бессистемность, разочарование и нигилистический цинизм.

Не признавал Гитлер и кубизм, характерными признаками которого являлась подчёркнутая геометризация условных форм и раздробление художественных образов на геометральные примитивы.

К другим преследуемым в Германии авангардным направлениям в искусстве относились:

  • Фовизм (выражающийся в динамичных стихийных мазках, контрасте цветов, ярком колорите красок, обобщении пространства и сведении форм к простым контурам).
  • Сюрреализм (проявляющийся в фантасмагорических формах и противоречиях).
  • Экспрессионизм (характеризующийся преувеличением, смещением и упрощением чувств и переживаний автора, передающий образ с помощью угловатых линий, грубых мазков, кричащего колорита, выражающий эмоции, крик, боль, разочарование).

В каких конкретно действиях проявилась фашистская пропаганда против дегенеративного искусства?

Высказывание фюрера

Чем был недоволен Гитлер и что он хотел показать, организовывая почти одновременно столь разные по стилю и содержанию художественные выставки?

Свою обвинительную речь несостоявшийся художник произнёс на открытии «Большой германской художественной выставки». Фюрер обвинял художников-модернистов в том, что они видят всё «наизнанку», так как передают в своих картинах мир не таким, каким он есть (зелёного цвета небо, синего — луга, жёлтого — облака). Гитлер называл таких мастеров «несчастными», потому что они страдали не только расстройством зрения, но и болезненным восприятием окружающей среды.

Также нацистский вождь считал, что своими безобразными картинами живописцы намеренно стараются оскорбить и унизить не только образ человека, но и всю арийскую расу. Под конец оратор призвал сограждан провести беспощадную чистку всех художников-модернистов, намекая на их политический сговор с евреями и большевиками.

Что же ожидало дегенеративные картины?

Не будь как Гитлер

Адекватный человек при столкновении с чем-либо непонятным либо пытается в этом разобраться, либо выкидывает это из головы. А не придумывает заговоры Ротшильдов-Рокфеллеров-кровавой гэбни, и не призывает это непонятное сжечь, запретить, посадить в тюрьму.

Отто Дикс. «Портрет журналистки Сильвии фон Харден», 1926

Итак, причисление художника к «дегенеративному искусству» стало своего рода почетной медалью. 

Если художник попал на ту выставку — это, скорее всего, значит, что сегодня, по прошествии 80 лет, его считают весьма крутым. (В ту эпоху это, правда, значило, что его картины сожгут, а сам он может попасть в концентрационный лагерь, если еврей, или в психушку просто так).

Так что, во-первых, не говорите о картинах, которые вам не нравятся, и которые вы не понимаете, что это дегенеративное искусство/искусство дегенератов, потому что это не ругательство, а исторический термин, и не надо его употреблять с ошибкой.

Johannes Molzahn, Neues Land, 1920

А во-вторых, просто никогда не оскорбляйте картины и художников (а также спектакли, фильмы, режиссеров и музыкантов), которые вам не нравятся, и которых вы не понимаете. 

Нормальный человек просто говорит «мне это не нравится. Я этого не понимаю». Испытываешь рвотные позывы при взгляде на картину? Зачем об этом сообщать вслух? Всем окружающим по фигу. 

Нет, на самом деле даже не пофиг. На самом деле людям неприятно узнать об этих твоих физиологических ощущениях — и это очевидно. Мы в приличном обществе живем: нельзя какать на улицах, писать посреди тротуара, блевать во время разговора. При высказывании своих ощущений от произведения искусства приличный человек тоже остается в рамках определенного словарного запаса и уровня эмоциональной напряженности. Не нравится, и негативный отзыв прямо-таки рвется из глубин души? Не будь животным, сформулируй умными словами причину своего негатива.

Ну и в-третьих. К примеру: кто такой «дегенерат»? Это существо, у которого такая мутация, что он уже не принадлежит к своему биологическому стандарту. Инвалид, грубо говоря. 

Ну и что? Предположим, что ты прав, что человек, написавший эту картину, реально дегенерат, со справкой от врача. 

Когда ты, комментатор, пишешь про его творчество какую-нибудь подобную гадость с оскорблением, то со стороны ты выглядишь как глубокий моральный ублюдок, который показывает пальцем на инвалида и орет «гы-гы-гы, он хромает!». Мы живем в обществе, мы не пещерные люди. Слава богу, уже выработан определенный свод правил, общепринятая гуманистическая мораль. И грешно смеяться над больными людьми. Потому что от этого, как показал ужасный ХХ век, так близко до того, чтобы призывать их стерилизовать, а еще лучше сжигать в газовых печах…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: