биография
Андреа дель Верроккьо родился в 1435 году во Флоренции. Его отец был каменщиком (форнацио), а затем сборщиком налогов. О годах его становления известно немного. Своим прозвищем Il Verrocchio он обязан своему первому мастеру, ювелиру Джулиано Веррочи. Анонимный Гаддиано в рукописи, написанной около 1530 года , представляет его как ученика Донателло, информацию, которую Вазари не включает . Он стал членом гильдии скульпторов в 1469 году и членом гильдии художников в 1472 году . После смерти Донателло он стал титульным скульптором Медичи, для которого он сделал бронзовую и порфировую гробницу Петра и Иоанна Медичи ( базилика Сан-Лоренцо во Флоренции , 1472 г.), бронзового Давида ( Национальный музей Барджелло , Флоренция) , « Крылатый гений» ( 1479 г. ) фонтана Палаццо Веккьо , расписная терракотовая скульптура « Воскресение» ( музей Барджелло , первоначально на вилле Кареджи ) и другие работы (фонтаны, антикварные реставрации, сценографические аксессуары )
Его мастерская, наряду с мастерской братьев Поллайоло , является самой важной во Флоренции. Согласно рассказу Антона Франческо Граццини, написанному около 1550 года , он расположен на Виа дель Гарбо.
Он написал несколько важных работ, таких как «Крещение Христа», которое было завершено за десять лет с помощью его ученика Леонардо да Винчи . Часто утверждают, что эта работа была его последней картиной. Видя, что его ученик несомненно превосходит его в этом искусстве, он решил впредь заниматься только скульптурой. Леонардо, подавленный, не будет после этого закончить ни одну из своих скульптур, как будто наказывая себя за то, что он ранил своего хозяина.
Верроккьо получает заказ (вероятно, от Пьера Медичи ) от Давида, который сейчас находится в Барджелло . Это дань уважения Давиду Донателло. В году Лоран де Медичи продал его (за 150 флоринов) лордству Флоренции.
Орден, который Верроккьо получает за церковь Орсанмикеле, свидетельствует о том уважении, с которым его почитают. Это должно заменить статую Донателло, Святого Людовика Тулузского , убранную в 1460 году из ниши, которая до этого была зарезервирована для партии гвельфов. Сюжет — Неверие святого Фомы . Первый платеж датирован27 апреля 1468 г.. Верроккьо удается вылепить группу из двух фигур, несмотря на узость ниши. «Он находит решение, — пишет Чарльз Эйвери , — уменьшив масштаб фигур и оставив в нише только Христа, святого Фому, стоящего немного ниже подиума и обращенного к Христу».
В году Верроккьо было поручено расплавить и поднять огромную золотую сферу (шесть метров в диаметре и почти две тонны веса), которую Брунеллески планировал увенчать фонарь купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был установлен в 1472 году.
Верроккьо участвует в конкурсе, организованном городом Пистойя, на мемориал, который будет установлен в соборе Сан-Зено в честь кардинала Фортегуэрри, умершего в 1473 году . Наконец, мы полагаемся на решение Лорана де Медичи, который принимает решение в пользу Верроккьо за счет Пьеро Поллайуоло . Верроккьо работал над памятником с 1476 по 1483 год. Когда он уехал в Венецию, было казнено лишь несколько статуй. Лоренцетто Лотти изготовил статую Милосердия, а Джованни Франческо Рустичи — статую молящегося кардинала. Трудно получить точное представление о проекте Верроккьо, поскольку весь памятник был реконструирован в 1753 году скульптором в стиле барокко Гаэтано Масони, даже если терракотовая модель в Музее Виктории и Альберта в Лондоне дает представление о нем. «Однако мы воспринимаем, — пишет Андре Шастель , — в образе Христа, в образах добродетелей, веры и надежды, в оживленных силуэтах ангелов (…) поиск плавности и движения, которые имеют тенденцию увеличиваться в максимально деликатное выражение: главной темой, как и в шедевре Росселлино в « Сан-Миниато» , но в более мужественном стиле, было вознесение и беатификация души, ее доступ к ангельскому миру ».
В 1483 году Верроккьо уехал в Венецию. Он работал там до своей смерти над статуей Коллеоне , конным памятником, воздвигнутым в честь кондотьера Бартоломео Коллеони на площади Санти-Джованни-э-Паоло напротив Скуолы Сан-Марко .
Вопросы по теме
У людей, впервые познакомившихся с работами знаменитого художника, невольно всплывают вопросы, касающихся начала творческой деятельности да Винчи и стоимости его шедевров.
Какая самая дорогая картина у Леонардо да Винчи? Одно из величайших творений итальянского гения – «Спаситель мира» было выставлено на торги в аукционном зале «Рокфеллер-центр» (Нью-Йорк) в 2017 г. Более 1 тыс. известных коллекционеров, ценителей творчества да Винчи и богатейших людей планеты соревновались за право обладать картиной. Спустя несколько часов, работа была продана за 450 млн. долларов. Имя счастливца не разглашалось, но, из неофициальных источников, владельцем стал наследный принц Саудовской Аравиии.
Сколько всего картин написал художник? На счету Леонардо да Винчи около 30 работ. Из них законченных картин. Дошедшие до наших дней всего 14. Авторство шедевров не вызывает сомнения, и доказано самыми знаменитыми искусствоведами разных эпох.
Точно известно, что художником были написаны еще 2 картины. Об этом свидетельствуют найденные наброски. Эскизы, сделанные Леонардо да Винчи, а также копии картин его учеников: «Леда и лебедь» и «Лобзания святых Младенцев» считаются утраченными — об их судьбе так и не сказано ни одной записи.
Какой была первая картина Леонардо да Винчи? Художник написал «Благовещение», проходя обучение в мастерской Верроккьо. Предположительно картина создавалась в период с 1472 г. по 1475 г. До 1867 г. она считалась работой Гирландайо и только после того, как оказалась в музее Уффици, было установлено авторство Леонардо да Винчи. Неопровержимым доказательством стал набросок руки ангела, который долгое время хранился в запасниках Картинной галереи Крайст-Черч.
Ранние годы и обучение
Верроккьо родился во Флоренции в 1435 году в семье Микеле ди Франческо Чиони, который работал плиточником и изготовителем плитки, а затем сборщиком налогов. Верроккьо никогда не был женат, и ему приходилось оказывать финансовую поддержку некоторым членам своей семьи. Слава Андреа ди Микеле выросла, когда он присоединился ко двору Медичи , где он оставался до тех пор, пока его мастерская не переехала в Венецию .
Андреа начал работать ювелиром в мастерской Джулио Веррокки, от которого, кажется, и взял свое прозвище. Возможность того, что он был учеником Донателло , остается неподтвержденной. Кажется, что его работы вдохновляли его на темы, которые нужно было решать больше, чем с точки зрения стилистических направлений, и с ювелиром, от которого он унаследовал мастерство, применяемое к обработке его скульптурных произведений.
Его первые попытки рисовать , вероятно, относятся к -м годам , когда он работал в Прато с Филиппо Липпи .
Характеризующие личность да Винчи особенности
Леонардо да Винчи всегда носил с собой записную книжку – для мыслей, рисунков, чертежей, эскизов, рассуждений, изречений, которые внезапно и в любом месте могли прийти в его светлую голову. Одна книжка по заполнении сменялась другой – всего их было 120. Это были записи для личного пользования, стремления их опубликовать у да Винчи не было. Сегодня известно примерно о 7 тысячах бесценных страниц дневников, они находятся у разных владельцев.
В любом деле большое значение придавал знаниям и теории, которые, по убеждению да Винчи, всегда должны предшествовать практике.
Леонардо умел отлично писать обеими руками. Левой писал справа налево – остались свидетельства, что этот способ был художнику удобнее.
Скорее всего, был вегетарианцем. По крайней мере, именно да Винчи приписываются фразы о недопустимости жестокого истребления животных с целью добычи пищи.
Спал мало – только для полноценного восстановления сил. Был атлетически сложён и физически силён, имел глубокий багаж знаний и умений в рыцарских искусствах, фехтовании, верховой езде и танцах. Хорошо играл на лире, старинном щипковом инструменте.
Скульптура
Самая ранняя скульптура мастера — бронзовая статуя Давида (1473–1475). Статую, которая была заказана семьей Медичи, часто сравнивают с более известной версией Донателло. Хотя «Давид» Донателло более чувственный, эмоциональный и элегантный, чем в скульптуре Верроккьо, невозможно отрицать ценность и изысканность последней.
Скульптура «Давид»
Также важной работой из бронзы является «Путто с Дельфином» (1479) — восхитительная скульптура, изображающая балансирующего на одной ноге Амура. Вероятно, первоначально она была установлена на фонтан, где поворачивалась под давлением струй воды
Путто с Дельфином
После 1475 года Верроккьо акцентировал внимание на скульптуре, что характеризовалось художественным ростом, начавшимся в то время, когда мастер начал работать на семью Медичи. В конце 1470-х он создал весьма реалистичный терракотовый бюст Лоренцо де Медичи
За ним последовал мраморный бюст, известный как «Леди с первоцветом». Благодаря последним произведениям Верроккьо формирует новый стиль классицизма эпохи Возрождения, работы мастера начинают напоминать древние римские скульптуры.
Леди с букетом
Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.
Первые успехи
С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.
независимая работа
Христос и святой Фома , Орсанмикеле, Флоренция.
Единственная подписанная картина Верроккьо — « Мадонна с детьми и святыми » в соборе Пистойи.
Около года он работал над уборной в старой ризнице Сан-Лоренцо во Флоренции . Между 1465 и 1467 годами он выполнил надгробный памятник Козимо Медичи для склепа под алтарем той же церкви, а в 1472 году завершил памятник Петру и Иоанну Медичи в старой ризнице. Он считался самым влиятельным флорентийским художником своего периода.
В году гильдия флорентийских купцов заказала бронзовую группу под названием « Христос и святой Фома » для внешней ниши в церкви Орсанмикеле. Работа была помещена туда в 1483 году. Он разработал двухфигурную композицию с Христом в центре ниши и вытянутым святым, чтобы избежать жесткой фронтальной перспективы и помочь зрителю лучше идентифицировать персонажей.
В году Верроккьо сделал несколько знаменитых люстр , которые сегодня находятся в Амстердаме , для коридора ратуши во Флоренции. В начале 1470-х годов он отправился в Рим , а в году выполнил памятник Фортегерри для собора Пистойи , который оставил незавершенным.
У него была действующая и известная мастерская во Флоренции , из которой выходили и скульптуры, и картины, и ювелирные изделия; однако в настоящее время единственным хорошо задокументированным аспектом творчества Иль Верроккьо является скульптура.
С 1474-1475 гг . находится Крещение Христа , в настоящее время хранящееся в Уффици . В этой работе ему помогал Леонардо да Винчи , тогда еще молодой человек, который закончил пейзаж и нарисовал слева ангела, превосходящего по качеству остальную картину. Согласно Вазари ,
Это «Крещение Христа» — единственная живописная работа, приписываемая ему с абсолютной уверенностью.
Последние годы, смерть и наследники
В 1516 году по приглашению короля Леонардо переехал в замок Кло-Люсе, расположенный неподалеку от королевского замка Амбуаз. Помимо ренты на проживание гость получил звание первого королевского художника, архитектора и инженера. В эти годы Леонардо практически не рисовал: он занимался организацией придворных празднеств и проектами канала между реками Луарой и Соной, главной лестницы замка Шамбор, планированием нового дворца в Роморантане, для которого требовалось изменить русло реки.
В 1517 году у да Винчи онемела правая рука, ему стало сложно передвигаться без помощи. Последний год он провел в постели. 23 апреля 1519 года Леонардо составил завещание, а 2 мая умер в окружении учеников в возрасте 67 лет. Прах мастера был погребен в замке Амбуаз.
Наследником гения стал Франческо Мельци — его ученик и близкий друг, который в 15 лет поступил в мастерскую в 1506 году. Он всюду сопровождал учителя, даже в Риме (1513) и Париже (1516). Франческо стал главным распорядителем творческим наследием живописца — картинами, библиотекой, инструментами и разнообразными документами. Другой ученик — Салаи — и слуга разделили виноградники мастера.
Да Винчи и науки
Тайная вечеря
К наукам Леонардо относился с большим интересом и жаждой познаний. Он считал: «Кто знает всё, тот может всё». Его кипучая инженерная и исследовательская мысль кидала его в разные области жизни: он усовершенствовал пистолет, сформировал идею аэроплана, описал речное течение, точно до мелочей знал строение скелета, оставил чертежи первого парашюта, велосипеда, танка, прожектора, телескопа, катапульты…
Математика его занимала только наглядная, имеющая очевидную пользу в работе и творчестве – геометрия и правила пропорции. Кроме того, да Винчи увлекали геология и картография, ботаника и гидравлика, акустика и механика, астрономия и оптика – для такого человека было мало одной жизни. Во многих областях науки он обогнал своё время на сотни лет. Сам себя он считал прежде всего инженером, потом учёным.
Военные машины
Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.
Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.
Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.
Работает
Скульптуры
- Давид (около 1465 г.), высота бронзы 126 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Томба ди Козимо иль Веккьо ( Козимо Старший ), 1467, белый мрамор, красный и зеленый порфир, бронза, кирпичная кладка и теголи (изразцы), 265 × 318 см , колонна склепа базилики Сан-Лоренцо во Флоренции
- Томба ди Джованни и Пьеро Медичи (1469-1472), белый мрамор, красный порфир и литье, бронза, кирпичная кладка и пьетра серена , Базилика Сан-Лоренцо во Флоренции
-
Putto con delfino ( Херувим с дельфином, около 1470 г.), бронза, 67 см , Флоренция, Палаццо Веккьо
- Джулиано Медичи , атрибуция (1475-1478), терракота, 61 × 66 × 28,3 см , Вашингтон, Национальная художественная галерея
- Дама дель Маццолино (1475-1480), мрамор, 61 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Кристо-э-Сан-Томмазо (1476-1483), бронза, высота 230 см , Флоренция, Орсанмикеле
- Decollazione del Battista (1477-1480), серебро и эмаль на деревянной основе, 31,5 × 42 см , (Музей фабрики собора, Флоренция)
- Бусто ди Лоренцо иль Магнифико (1480 г.), расписная терракота, Вашингтон, Национальная художественная галерея.
- Анджело (Ангел), терракота, 36,5 × 32,8 см , Париж , Лувр
- Кампана детта «Ла Пьяньона» , бронза, Флоренция, Национальный музей в монастыре Сан-Марко.
- Бусто ди Пьеро ди Лоренцо де Медичи , терракота, Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Crocifisso (Распятие), мастиковое дерево и расписной пропитанный льняной холст, 87 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Busto di ragazza (Бюст девушки), мрамор, 48 × 50,8 × 23,8 см , Нью-Йорк , Frick Collection
- Resurrezione di Cristo , полихромная терракота, 135 × 150 см , Флоренция, Национальный музей Барджелло
- Fanciullo dormiente (Спящий ребенок), терракота, 36 × 58 см , Берлин, Государственные музеи
- Васка Медичи (приписывается Верроккьо или мастерской Донателло) (около 1440-1460), цоколь 167 см и 34 см , Флоренция, Сан-Лоренцо, Старая ризница
- Monumento equestre a Bartolomeo Colleoni (1483-1488), 400 × 380 см , Венеция , кампо деи Санти Джованни и Паоло
Картины
- Святой Иероним , ок. 1465, бумага по дереву, 41 × 27 см , Палатинская галерея , Флоренция
- Мадонна коль Бамбино (около 1466-1470), темпера на панели, 75,5 × 54,8 см , Берлин , Государственный музей, Gemäldegalerie
-
Кормящая девственница , 1467-69, Национальная галерея (Лондон)
- Богородица, поклоняющаяся младенцу или Мадонна Раскин, ок. 1470 г., Национальная галерея Шотландии.
- Положение Девы с Младенцем , Институт Курто , Лондон
-
Тобиас и ангел ( Тобиас и ангел ) (1470-1475), темпера на тополе, 84 × 66 см , Национальная галерея , Лондон
- Мадонна и два ангела , 1476, Национальная галерея (Лондон) , с Лоренцо ди Креди
- Мадонна с младенцем , 1470-1480, Национальная художественная галерея , Вашингтон.
- Мадонна col Bambino e due angeli ( Мадонна с младенцем и двумя ангелами , 1473-1478 гг., 51 × 159 см , Детройтский институт искусств
- Битва при Пидне , ок. 1475 г., темпера на панели, 51 × 159 см , музей Жакемара-Андре , Париж
- Крещение Христа с Леонардо да Винчи (около 1475-1478), масло на дереве, 180 × 152 см , Флоренция, Музей Уффици
- Мадонна col bambino с Сан-Джованни Баттиста и Сан-Донато (1475-1483), панель, 189 × 191 см , Купол Пистойи
Рисунки
- Testa di bambino , рисунок белым материалом на картоне, 28,3 × 20 см , Флоренция, Галерея Уффици
- Testa muliebre ( Голова женщины ), рисунок на картоне с использованием белых и черных материалов, перенесенный со стены, 40,8 × 32,7 см , Оксфорд , Церковь Христа
- Testa muliebre , рисунок, 26,7 × 22,5 см , Париж, Лувр
- Studio per putti che giocano (Этюд для херувимов / играющих детей), рисунок тушью, 15,8 × 20,9 см , Париж, Musée du Louvre
- Venere e Cupido (Венера и Амур), с Леонардо да Винчи, металлическим острием и черным материалом на бумаге цвета слоновой кости, 14,8 × 25,9 см , Флоренция, Галерея Уффици
цех
- Анджело ( Ангел ) (мастерская), 37 × 34 см , Париж, Лувр
- Мадонна с младенцем (мастерская), (1470-1475), Музей Метрополитен , Нью-Йорк
- Мадонна коль Бамбино ( Мадонна с младенцем ), приписываемая Верроккьо или Антонио Поллайуоло , расписное панно, Санкт-Петербург , Эрмитаж
- Сан-Джироламо ( Святой Иероним ), относящийся к кругу Верроккьо, фреска , Пистойя , Chiesa e convento di San Domenico (церковь и монастырь Святого Доминика)
- Мадонна с младенцем , картина 1470 года, приписываемая окружению Веррокьо, коллекция Alana
Опередивший время
Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.
Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.
Самые известные картины Леонардо да Винчи
Иоанн креститель
Живописное наследие великого да Винчи не так велико, и музеи, его хранители, настоящие счастливцы.
Наиболее известные картины:
- «Мадонна в скалах» (1483-1486) – 2 одинаковых картины на холсте, одна в Лувре, другая в Лондоне;
- «Тайная вечеря» (1495-1498) – роспись на стене Санта-Мария-делле-Грацие, доминиканского монастыря в Милане;
- «Спаситель мира» (ок.1500) – на дереве, Лувр Абу-Даби;
- «Мона Лиза» (1503-1519) – картина на доске из тополя, в Лувре;
- «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» (1508-1510) – на дереве, Лувр;
- «Дама с горностаем» (1489-1490) – на ореховом дереве, Краков.
А также рисунки:
- «Витрувианский человек» (1490) – канонические пропорции тела человека;
- «Автопортрет» (1512-1515) – сангиной.
множество чертежей, набросков, этюдов к инженерным и архитектурным разработкам.
Отъезд из Флоренции в Милан
В 1482 году молодого, но уже заработавшего отличную репутацию, художника пригласил на работу в качестве устроителя придворных торжеств правитель Миланского герцогства Лодовико Сфорца. Леонардо эта идея пришлась по душе, к тому же правящие во Флоренции Медичи были настроены скептически к молодому таланту. При дворе Сфорца Леонардо развернулся: костюмы и декорации, гидротехнические и прочие инженерные выдумки, картины и архитектурные сооружения. Слава и власть Сфорца росли, в отличие от доходов мастера – правитель явно недооценивал разносторонние дарования своего придворного художника.
Чума в Милане
Мона Лиза
В 1484 году Милан накрыла эпидемия чумы, которая за два года унесла не менее 50 тысяч жизней. Леонардо да Винчи уже достаточно образован, чтобы понимать губительность страшной грязи, царящей на тесных улочках густонаселённого города. Он предложил герцогу план строительства нового города, разбитого на 10 районов, каждый из которых рассчитан на 30-тысячное население. Наличие канализации и оптимальная ширина улиц в проекте являлись гигантским шагом вперёд, опережающим время, детально продуманным и идеальным, признанным несколько столетий спустя в Европе. Но герцог отмёл этот замысел да Винчи, как обычно поступал со всеми его техническими идеями.
Художественная школа, ученики
Леонардо да Винчи является основателем собственной школы живописи в Милане, организацию которой Сфорца всё-таки одобрил. Здесь художник уже преподаватель, он разрабатывает свою методику, составляет трактаты, которые посвящает живописи, тени, человеческому телу в движении, его пропорциям, свету, перспективе. Это была уже эпоха Высокого Возрождения (кватроченто) и да Винчи продвигался к её пику, а его ученики (Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис, Бернардино Луини, Франческо Мельци и прочие) постигали умение наделять свои произведения созерцательно-сентиментальным посылом.
Отъезд из Милана
В 1499 году начался военный конфликт Сфорца с французами, правитель Милана потерпел поражение. Проведя в городе почти 20 лет, да Винчи покинул Милан. Следующие 17 лет он жил и работал в разных итальянских городах: Венеции, Флоренции, Мантуе, Риме, снова возвращался в Милан. В 1516 году король Франции Франциск I предложил авторитетному художнику много интересной работы в Париже. Мастер дал согласие. Король в знак высочайшего уважения поселил его в Кло-Люсе, замке своего детства, расположенном неподалёку от замка Амбуаз, королевской резиденции. Да Винчи стал не только первым королевским художником и архитектором, но и инженером, чего не было на родине. Но творить мастеру оставалось всего три года. Он занимался организацией придворных торжеств, планировал изменение русла реки и постройку нового дворца, но для короля Леонардо был больше почётным гостем – Франциск не торопил мастера и вообще предоставил ему право работать непринуждённо и в своё удовольствие. Да Винчи живописью почти не занимался, в основном редактировал свои исследования и научные труды. К тому же начало подводить здоровье, уже через год после переезда во Францию перестала слушаться правая рука. Затем стало трудно и просто двигаться, он перестал вставать с постели. Умер 2 мая 1519 года. Около него были самые близкие: верные ученики, король Франциск I и “Мона Лиза».
Идеальный город
Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний — для высших слоев общества, низший — для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.
Тайна напоследок
Благовещение
По завещанию да Винчи он был похоронен в церкви Святого Флорентина, последнем пристанище знатных граждан. Неспокойные события во Франции во второй половине XVI века привели к разграблению церкви, осквернению захоронений и значительным повреждениям самого здания. В начале XIX века наполеоновский третий консул отдал приказ снести то, что осталось от строения. В конце XIX века в результате раскопок на месте бывшей церкви был извлечён прах, предположительно Леонардо да Винчи. Он впоследствии перезахоронен в часовне Святого Губерта (Сен-Юбер), построенной в 1496 году на территории королевского замка Амбуаз для личного пользования королём и членами его семьи.
Наука, которую так любил гений, пока не может дать однозначного и решительного ответа, его ли прах был извлечён и перенесён. Когда-нибудь это будет известно точно – родится подобный уникум и ответит на вопрос, ведь заглянул же гений да Винчи на века вперёд и предсказал появление телефона, телевидения, прочих чудес. Будет раскрыта и эта тайна.
Зрелость как скульптор
Конный портрет кондотьера Коллеони, разработанный Верроккьо и отлитый Алессандро Леопарди .
После середины 1970-х годов Верроккьо посвятил себя в основном скульптуре , поначалу следуя стандартным флорентийским канонам. Это видно в бронзовой статуе Давида , заказанной Лоренцо Медичи и Джулиано Медичи около года (сейчас в Барджелло ). Давид Верроккьо несовершеннолетний и скромно одетый, в отличие от провокационного Давида Донателло , надменного в своей победе. Несколько готическая, идеалистическая красота черт по духу ближе Гиберти .чем новаторский Донателло. Благодаря своей возвышенной элегантности, это одна из его самых ценных скульптур, наряду с «Конным портретом» Коллеони.
Около 1478 года он закончил « Крылатого херувима с дельфином », который сейчас находится в Палаццо Веккьо и первоначально предназначался для фонтана на вилле Медичи в Кареджи: на эту работу повлиял динамический натурализм, которому Верроккьо научился у Дезидерио да Сеттиньяно . К тому же периоду относится Dama col mazzolino и рельеф надгробного памятника Франчески Торнабуони для Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме (сегодня в Барджелло).
В 1478 году Верроккьо начал свою самую известную работу — конную статую кондотьера Бартоломео , умершего тремя годами ранее. Работа была заказана Венецианской республикой . Это была первая попытка создать такую группу с поднятой в воздух одной ногой лошади. Статуя также примечательна выражением лица Коллеони, вызванным тщательным наблюдением и отражающим строгий приказ. Великолепное выражение движения также выделяется из этой статуи.
В 1480 году Верроккьо отправил своим клиентам восковую модель , а в 1488 году, наконец, переехал в Венецию, чтобы присутствовать на отливке группы. Однако он умер в том же году, не успев закончить работу.
Ссылки [ править ]
- ^ «Верроккьо» . Словарь английского языка Коллинза . HarperCollins . Дата обращения 31 мая 2019 .
- ^ «Верроккьо» . Словарь английского языка американского наследия (5-е изд.). Бостон: Houghton Mifflin Harcourt . Дата обращения 31 мая 2019 .
- ^ «Верроккьо» . Словарь Мерриама-Вебстера . Дата обращения 31 мая 2019 .
- ^ Syson & Dunkerton p. 378.
- ^ Пассавент стр. 45.
- ^ Becherucci, Luisa (1969). Полное собрание сочинений Рафаэля . Нью-Йорк: Рейнал и компания, Уильям Морроу и компания . п. 11.
- ^ https://brooklynrail.org/2019/11/artseen/Andrea-del-Verrocchio-Sculptor-and-Painter-of-Renaissance-Florence
- ^ О жизни см. Passavent, стр. 5–9. Папа-Хеннесси р. 310.
- ^ Covi р. 174.
- ^ Passavent стр. 45-48.
- ^ Syson & Dunkerton p. 378.
- ^ Passavent стр. 48-51 и 188. Covi стр. 201-3.
- ^ Lavabo не всегда был приняткачестве его работы. Кови подробно рассматривает различные полученные им атрибуции, но он предпочитает думать, что это было выполнено Верроккьо и его мастерской в период 1464–1469 гг. (Кови, стр. 50–56)
- ^ Co стр. 71-87.
- ^ Co стр. 56-60.
- ^ Co стр. 63-9.
- ^ Cruttwell, Моды (1904). Верроккьо . Дакворт и компания. стр. 173 -176.
- ^ Баттерфилд стр. 18-31.
- ^ Passavent стр. 173-4.
- ^ Хорошие фотографии можно найти в Интернет-галерее искусств по адресу www.wga.hu/index1.html.
- ^ Passavent стр. 174-6.
- ^ Пассавент стр. 174.
- ^ Passavent стр. 180-1.
- ^ Passavent стр. 62-3.
- ↑ Папа-Хеннесси, с. 65 и 315.
- ^ Пассавент стр. 65.
- ^ Пассавент стр. 62.
- ^ Пассавент стр. 64.
- ^ Питер и Линда Мюррей : Словарь искусства и художников Penguin под заголовком ‘Verrocchio’
Происхождение и детство
Детство как важнейшую часть биографии Леонардо да Винчи кратко можно назвать беспроблемным, хотя он незаконнорождённый сын знатного господина, юриста по профессии, Пьеро и простой девушки по имени Катерина. Леонардо появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье городка Винчи близ Флоренции. Дети вне брака в Италии того периода были нормальным явлением, общество к ним относилось благосклонно, они признавались семьями. Первые годы Леонардо жил с матерью. Его отец женился на девушке из аристократической семьи, но по причине отсутствия детей в браке Пьеро забрал у Катерины своего сына, когда тому было 3 года. Разлука ребёнка с матерью стала болезненным событием, психологической травмой, в будущем нашедшей отражение в живописи Леонардо да Винчи, который всегда искал в женской натуре особой одухотворённости и материнских черт. Леонардо рос баловнем в доме отца и деда. Мачехи сменяли одна другую – они умирали, отец снова женился (четырежды), только последняя жена смогла нарожать Пьеро долгожданных детей, 11 единокровных братьев и сестёр Леонардо.
Учёба ему давалась легко. Попытки Пьеро приобщить подрастающего сына к своему делу не увенчались успехом, тогда отец решил – пусть Леонардо попробует себя как художник. Ведь Флоренция в те времена была столицей искусств, занятия творчеством поощрялись правителями и хорошо оплачивались.