Бидермейер

Особенности

В интерьере добротный романтизм по-немецки можно узнать по следующим чертам:

  • Общее впечатление. Помещение просторное, пропорции, характерные для ампира, отсутствуют. Классические формы упростились в угоду практичности; интерьер воспринимается светлым, романтичным и одновременно психологически комфортным.
  • Заимствования. От ампира бидермейер унаследовал принципы композиции интерьера, однако отказался от его театральности. Обстановка потеряла симметричность, но сохранила стремление к сбалансированности.
  • Наполнение. Помещение наполняется разнообразной мебелью и текстилем по принципу «чем больше, тем лучше», главное — исключить пустоты.


СпальняИсточник liversal.com

  • Мебель. Предметы мебели характеризуются простотой форм и минимальным декором (если сравнивать с предыдущими стилями); на первое место выходит практичность и удобство. Как правило, используются светлые сорта древесины.
  • Цветовая палитра. Она достаточно разнообразна, цвета, скорее, природные и теплые. Популярны оттенки коричневого, зеленого, различные вариации красного (от оранжевого до бардового). Фон — светлый с преобладанием бежевого и молочного.
  • Текстиль с сентиментальными мотивами. Тканей много, и они яркие и жизнерадостные, с изображениями цветочных орнаментов и птиц.


Шкаф-витрина с семейным фарфоромИсточник homedrawdenver.com

  • Оформление окон. Оно многослойное: под тяжелыми портьерами с бахромой прячутся легкие занавески из муслина или органзы.
  • Обилие декора. Бидермейер — это любовь к мелочам. Стены украшены многочисленными картинами и миниатюрами.  Пространство заполнено растениями, фарфоровой посудой, светильниками, шкатулками. Органично смотрятся пейзажные изображения (например, сцен охоты) на вазах. Орнаменты присутствуют на всех возможных поверхностях, включая ковры, обивку и обои.
  • В стиле бидермайер появляется понятие «чистой комнаты». Ее предназначение — служить витриной вкуса хозяев дома.


«Чистая» комнатаИсточник dekorolab.ru

Зарождение

Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.

Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.

Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.

Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера

Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы

Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.

театр

В период бидермейера театр также пережил подъем, но вместо обучения требовались развлечения, то есть отход от идеалов Просвещения . Из Национальных театров снова были придворные театры в Берлине, где определенно прежде всего прусский король, который был показан в Шаушпильхаусе. В то же время в Кенигштадтском театре, основанном в 1824 году по образцу венского пригородного театра, зародилась культура частных развлечений . Немецкоязычными театральными мегаполисами того времени были Вена и Берлин. Между 1815 и 1830 годами в Берлинском Шаушпильхаусе было показано почти 300  премьер комедий , но только 56 трагедий. Большой популярностью у публики пользовались и пародии, не щадили даже Гете и Шекспира. В 1857 году Иоганну Нестрою удалось исполнить пародию на Тангейзер Вагнера в Вене еще до премьеры оригинала.

Конечно, подвергались цензуре и пьесы, и оперы. В Австрии цензоры даже сидели в зале на спектаклях Alt-Wiener Volkstheater . Драматурги по-разному относились к цензуре: многие адаптировались, как Раймунд; Грилпарцер, который также был государственным служащим, писал некоторые вещи только для ящика, в то время как Нестрой был несколько раз оштрафован и должен был отбыть тюремный срок.

Отделка помещения

Материалы для отделки могут быть самые обычные: интерьерные краски, обои и различные штукатурные смеси.

Стены

Главное, чтобы стены были однотонными, можно даже без узоров и аппликаций. Ровные и гладкие стены смотрятся просто, но при этом стильно. Цвет должен быть выполнен в теплых оттенках. Для гостиной или спальни больше подойдут обои, для прихожей и коридора – штукатурка, а стены на кухне можно просто покрасить. К слову раньше использовали тисненные полосатые обои, и они актуальны по сей день.

Пол

Лучшим вариантом для напольного покрытия считается паркет. Но из-за его дороговизны и небольшой износостойкости его можно заменить более современным материалом. Можно уложить ламинат или изысканную плитку. Главным условием является то, чтобы эти материалы своим видом создавали имитацию дерева.

Потолок

При оформлении потолка необходимо также придерживаться правила ровных и гладких поверхностей. Потолок окрашивают в белые и светлые тона. Для украшения и оживления интерьера можно приклеить неброский карниз или создать лепнину. Еще одним вариантом отделки потолочной поверхности является натяжной потолок. Этот современный вид потолочного покрытия очень хорошо подойдет к данной стилистике из-за гладкой текстуры и однотонности цвета. Только выбирать нужно светлые тона.

Чешские земли

В Бидермейер период совпал с движением чешского национального возрождения в Чешскоязычные районы. Самыми известными писателями того периода были Божена Немцова, Карел Хайнек Маха, Франтишек Ладислав Челаковски, Вацлав Климент Клицпера, и Йозеф Каетан Тил. Ключевые художники Чехии Бидермейер мы Йозеф Навратил, Антонин Мачек, и Антонин Манес. Большой популярностью пользовались пейзажи, натюрморты, дворы, семейные сцены, портреты. Вацлав Томашек сочинял лирические фортепианные пьесы и песни на патриотические стихи чешских авторов. Бидермейер нашло отражение и в прикладном искусстве: стекле и фарфоре, моде, ювелирных украшениях и мебели.

Описание стиля

Есть два искусствоведческих подхода к рассмотрению неоклассицизма. В первом варианте этим термином объединяют направления, возникшие в конце XVIII – начале XIX века. Эпоха неоклассицизма совпала с творчеством Жак-Луи Давида.

В России под этим термином подразумевают объединение стилей, доминировавших в период XIX-XX веков. Представители неоклассицизма взяли за основу каноны античного искусства, стиля Ренессанса, классицизма. В музыке обратились к истокам барокко. Также в России и Германии этим термином называют ретроспективный стиль первой половины XX века.

Одна из причин, почему возникло два разных подхода к изучению неоклассического стиля — позднее развитие классицизма в России. В русском искусстве он появился в конце XVIII века. В это время во Франции наступила эпоха рококо. Поэтому русский классицизм считают частью мирового неоклассицизма. Чтобы не возникло путаницы, искусствоведы советуют использовать термин неоклассика.

Последователи нового стиля старались соблюсти классические пропорции, следовать законам логики, сохранив богатство художественных средств выразительности. Неоклассицизм возник как противопоставление перегруженному модерну. Его можно назвать попыткой живописцев и архитекторов найти баланс в искусстве.

Происхождение термина

Портрет вымышленного персонажа Готлиба Бидермейера из мюнхенского Fliegende Blatter , реальный внешний вид Самуэля Фридриха Заутера смоделирован

Номер фото по Эдуард Гертнер (1849): Живописание бидермейера интерьеров в буржуазном квартире в Берлине

Термин бидермейер восходит к вымышленной фигуре лояльного, но буржуазного Готлиба Бидермайера , который был изобретен юристом и писателем Людвигом Эйхродтом и доктором Адольфом Куссмаулем и под чьим именем различные стихи были опубликованы в Münchner Fliegende Blätter, некоторые из которых были с 1855 года. пародии на стихи настоящего учителя деревенской школы Самуэля Фридриха Заутера .

Название возникло из двух стихотворений с названиями Biedermanns Abendgemütlichkeit и Bummelmaier’s Lament , которые Йозеф Виктор фон Шеффель опубликовал на этом листе в 1848 году. Бидермайер был написан до 1869 года , только после этого появилось написание с ei . Вымышленный мистер Бидермайер был поэтическим швабским деревенским учителем с простым умом, которому, по словам Эйхродта, помогли его маленькая комната, его узкий сад, его неприглядные пятна и бедная участь презираемого деревенского учителя к земному счастью. В публикациях карикатурно и высмеиваются честность, мелкий дух и аполитичность значительной части буржуазии.

Однако революционный поэт Людвиг Пфау еще в 1847 году написал стихотворение под названием « Мистер Бидермайер» , осуждающее ограниченность взглядов и двойные стандарты. Он начинается со строк:

Якобы Эйхродт узнал об этом стихотворении гораздо позже, после того, как уже давно опубликовал свои стихи в стиле бидермейер. Утверждение Эйхродта невозможно проверить.

После 1900 года термин « бидермейер» , изначально имевший негативный оттенок , стал интерпретироваться как нейтральный с точки зрения ценности; он обозначал мелкобуржуазную культуру домашнего уюта и упор на частную жизнь.

Использование в качестве обозначения эпохи появилось с конца 19 века — первоначально в истории искусства и архитектуры, но также и в моде. Первые книжные публикации с таким термином в названии появляются примерно на рубеже 20-го века. В то же время стиль бидермейер снова стал современным — после щедрого декора историзма в эпоху Вильгельма простая мебель и формы бидермейера снова стали популярными. Поэтому мебель была переработана в формах бидермейера; здесь, особенно в торговле предметами искусства и антиквариата, говорят о стиле второго периода бидермейера.

Сегодняшний бидермейер также можно свести к уютной жилой культуре и уединенному уюту того времени, как к фазе социального спокойствия перед социальными потрясениями середины XIX века и как реакция на государственный контроль и цензуру .

Стилевая мебель

Предметы обстановки отличаются добротностью. Выполнены из массива дерева светлых пород (черешни, клена, ясеня, березы, груши). Центральный элемент комнаты – большой стол. По стенам располагают шкафы для посуды или серванты, комоды, бюро. Дополняют обстановку этажерки, витрины, трюмо, угловые шкафчики.

Места отдыха – широкие диваны, низкие мягкие кресла с удобными подлокотниками, стулья с мягкой набивкой. Также используют создающие комфорт мелочи: скамеечки для ног, мягкие пуфы, кресла-качалки.

Основные признаки мебели в стиле бидермейер:

  • мягкие линии;
  • плавные изгибы спинки кресел и диванов;
  • гнутые ножки;
  • обивка выполнена из яркого ситца или репса с растительным или полосатым узором.

Кровати из гладкого дерева, без украшений; балдахины отходят в прошлое, их почти не используют.

Спальная комната в стиле бидермейер

Детали и декор

Декор в стиле бидермейер

Основные декоративные элементы для стен – гравюры, настенные тарелки, вышивки ручной работы, старинные акварели. В деревянных рамках развешивают семейные фотографии.

Фарфоровую посуду выставляют на всеобщее обозрение, размещая ее в посудных шкафах и сервантах. На полки этажерок ставят книги, статуэтки, изящные шкатулки. Столики покрывают скатертями с вышивкой ручной работы, ажурными салфетками, на них ставят вазы с живыми цветами, настольные лампы.

Кстати украшение живыми цветами в стиле бидермейер – распространенная практика; их размещают повсюду: на этажерках, столиках, на полу в кадках.

Текстиль

Скромность обстановки компенсируется декором. Уют привносят с помощью текстиля – его в интерьере бидермейер используют активно.

Ковер – обязательный элемент. Мягкий, с длинным ворсом, он не должен занимать всю поверхность пола – его устилают в центре комнаты.

Для штор используют дорогие качественные ткани – бархат или муслин, украшают кисточками, благодаря чему декор окна приобретает черты сентиментального романтизма.

На мебель набрасывают накидки, украшенные ручной вышивкой, пестрые покрывала, скатерти.

Бидермейер представляет собой сплав множества стилей, от которых он взял самое лучшее. Здесь можно заметить элементы классицизма, минимализма, романтизма, деревенского и стиля ампир.

литература

  • Иоахим Барк: Бидермейер и Вормарц / Буржуазный реализм . История немецкой литературы, издание 3. Клетт, Штутгарт 2001. ISBN 3-12-347441-0 .
  • Марианна Бернхард: Бидермейер: Культура между Венским конгрессом и мартовской революцией . Econ, Дюссельдорф / Вена, 1983. ISBN 3-430-11313-X .
  • Вильгельм Блик : Vormärz. Уход Германии в современность 1815–1848 гг. К. Х. Бек, Мюнхен, 2019 г., ISBN 978-3-406-73533-2 .
  • Гельмут Бок : Уход в буржуазный мир. Фотографии из жизни Формарца и Бидермейера . Мюнстер 1994. ISBN 3-929586-37-1 .
  • Ульрих Конрад : Еще раз: музыкальный бидермейер? В кн .: Звуки сцены. Festschrift для Зигарта Деринга в день его 65-летия. Под редакцией Томаса Бецвизера и др., Мюнхен, 2005 г., стр. 105–116.
  • Вольфганг Л. Эллер: Мебель в стиле бидермейер . Battenberg, Regenstauf 2008. ISBN 978-3-86646-018-8 .
  • Манфред Энгель : Предмартовский, ранний реализм, период бидермейера, период реставрации? Сравнительные попытки очерчивания для бесконтурной эпохи. В: Oxford German Studies 40/2011, pp. 210–220.
  • Клаус Д. Фюллер: Успешные авторы детских книг в стиле бидермейер. Кристоф фон Шмид, Леопольд Чимани, Густав Ниериц, Кристиан Готтлоб Барт . Франкфурт-на-Майне 2005. ISBN 3-631-54516-9 .
  • Ирмтрауд Джо Химмельтрегер: Жизнь в стиле бидермейер . Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург, 2019. ISBN 978-3-8260-6867-6 .
  • Иоганн Крефтнер: Бидермейер в доме Лихтенштейна, Вена . Престел, Вена, 2005. ISBN 3-7913-3496-4 .
  • Ренате Крюгер: Бидермейер. Образ жизни между 1815 и 1848 годами . Вена 1979.
  • Констанце Миттендорфер: Бидермейер или счастье в доме. Строительство и проживание в Вене и Берлине 1800-1850 гг . Вена 1991.
  • Ганс Оттомейер : Удача и конец бидермейера. Нарушенная идиллия 1815–1848 гг . Hugendubel, Мюнхен, 1987 г.
  • Ганс Оттомейер, Клаус Альбрехт Шредер , Лори Винтерс (ред.): Бидермейер. Изобретение простоты . Hatje Cantz, Штутгарт 2006. ISBN 978-3-7757-1795-3 .
  • Герхард Шильдт: Отъезд с комфортом. Германия в период бидермейера 1815–1847 гг . Брауншвейг 1989.
  • Фридрих Зенгле : период бидермейера. Немецкая литература в области противоречия между реставрацией и революцией, 1815–1848 гг . 3 тома. Метцлер, Штутгарт, 1971; 1972; 1980. ISBN 3-476-00182-2 ; ISBN 3-476-00242-X .
  • Михаэль Тицманн (ред.): Между временем Гете и реализмом. Изменения и особенности фазы бидермейера . Нимейер, Тюбинген 2002. В: Исследования и тексты по социальной истории литературы, Том 92 . ISBN 3-484-35092-X .
  • Ганс Петер Трайхлер : Мобильная пустыня. Бидермейер и дальний запад . Schweizer Verlaghaus, Цюрих, 1990. ISBN 3-7263-6523-0 .
  • Ангус Уилки: Бидермейер. Элегантность и изящество нового домашнего декора начала 19 века . Дюмон, Кельн, 1987.
  • Георг Химмельштайгер : Искусство периода бидермейера 1815-1835 гг . Престел, Мюнхен, 1988. ISBN 3-7913-0885-8 .
  • Стефан Почанке: Приморский курорт Херингсдорф в период бидермейера на рисунках Вильгельмины фон Шак, Бад-Ольдесло 2020. ISBN 978-3-9818526-8-4 .

Характерные черты стиля бидермейер

Особенности:

  • нежелание воспринимать действительность, тяга к романтическим, сентиментальным образам и сюжетам;
  • стремление существовать в замкнутом мире вещей, в уютном интерьере;
  • пропорции становятся более сбалансированными, выбор делался в пользу простых форм и светлых цветов;
  • помещения светлые и просторные, стремление сделать интерьер не только красивым, но и комфортным.

Орнаменты:

  • обилие цветных элементов и рисунков с изображением цветов;
  • рисунок на оконных занавесках должен быть одинаковым (или по крайней мере сочетаться) с  мебельной обивкой.

Элементы интерьера:

  • округлые формы, плавные, изогнутые силуэты, балки, плоские стены;
  • мебель светлых естественных тонов дерева;
  • довольно пёстрая обивка;
  • полы застилаются однотонными коврами;
  • дверь чаще всего разделена надвое по центру (горизонтально);
  • использование витрин, этажерок, угловых шкафчиков и трюмо;
  • стены обязательно оклеены обоями с ненавязчивым, но характерным рисунком;
  • очень желательно наличие камина,  каминная полка чаще всего широкая и мраморная;
  • занавески, сшитые из бархата или муслина;
  • предметы искусства: картины, миниатюры и пр.
  • В связи с наличием ностальгических мотивов для оформления интерьера в стиле Бидермейер также свойственно наличие фотографий. Чаще всего они размещались в тяжелых деревянных рамках и располагались в случайном порядке.
  • Как и во многих других стилях, в интерьере бидермейера старались располагать зелёные растения и предметы рукоделия.

Происхождение бидермейера

Термин бидермейер не обозначал эпоху примерно до 1900 года . Он происходит от псевдонима Готтлиб Бидермайер, который юрист и писатель Людвиг Эйхродт  (де) и доктор Адольф Кусмауль использовали с 1855 года для публикации различных стихотворений в мюнхенской Fliegende Blätter , частично пародируя стихи настоящего деревенского учителя Самуэля Фридриха Заутера. Название происходит от двух стихотворений, Biedermanns Abendgemütlichkeit ( Le Bonheur vespéral de Biedermann ) и Bummelmaiers Klage ( La Complainte de Bummelmaier ), опубликованных в 1848 году Йозефом Виктором фон Шеффелем  (де) в том же журнале. До 1869 года было написано «Бидермайер», употребление «ei» появилось позже. Это слово состоит из двух терминов: Bieder ( «простой, неприхотливый» ) и Meier , одна из самых распространенных фамилий в Германии. Вымышленный месье Бидермейер был школьным учителем из Швабии, который писал стихи с простой душой, и которого, по словам Эйхродта, «его маленькая комнатка, его узкий сад, его ничтожная деревня и несчастная судьба презираемого школьного учителя привели к смерти. Земное счастье». В публикациях карикатурно и издевается над честностью, мелочностью и аполитичностью значительной части буржуазии.

Верно, что революционный поэт Людвиг Пфау  (де) написал в году стихотворение под названием « Герр Бидермейер» , осуждающее ханжество и моральное двуличие. Он начинается с этих строк:

«  Schau, spaziert Herr Biedermeier
und seine Frau, den Sohn am Arm;
грудка Tritt ist sachte wie auf Eier,
грудка Wahlspruch: Weder kalt noch warm.  »

«Посмотри, идут г-н Бидермайер
и его жена, сын на его руке;
его шаг осторожен, как на яйцах,
его девиз: ни холодно, ни жарко. »

Эйхродт узнал бы об этом стихотворении только после публикации его собственных стихотворений в стиле бидермейер. Это утверждение действительно невозможно проверить.

После 1900 года термин «бидермейер» стал практически нейтральным, синонимом новой буржуазной культуры, сосредоточенной на домашней и частной жизни, которая ознаменовала период мира перед великими потрясениями. Он пришел к описанию искусства, литературы и моды этого периода в широком смысле.

Появление стиля бидермейер

Бидермейер считается одним из направлений романтизма, и в то же время он обладает некоторыми чертами ампира – он вобрал в себя некоторые свойства обоих этих стилей. В нём отразились некоторые явления буржуазной среды (бюргерства), а стиль ампир выразился в более мягких, «домашних» и «уютных» формах

Стилю бидермейер свойственно большое внимание к изображению интерьера, природы, а также бытовых предметов и деталей. Стиль бидермейер нашёл своё выражение в первую очередь в живописи

Также нередко он применялся и в оформлении интерьеров.

Появлению данного стиля способствовало нестабильная политическая ситуация в Германии и Австрии, где царили реакция и застой, тревога и меланхолия. У многих возникала потребность в том, чтобы скрыться от реальности. Выходом из такого состояния стало погружение в  семейную и дружескую атмосферу, поиск романтики и простых жизненных радостей. Идеализм – основная характерная черта бидермейера. В искусстве всё чаще встречаются бытовые сценки, в которых прослеживается стремление найти привлекательные черты в обыденном мире. 

Со временем понятие «бидермейер» нашло своё отражение во многих сферах: графике, оформлении интерьера, мебельной промышленности. Активно развивается роспись – появились новые орнаменты для фарфора и стекла. К началу XX века это понятие стало отождествляться с ностальгией по прежним временам. Официально в тот период бидермейер признан не был, однако это не помешало ему распространиться практически по всей Европе. Проник бидермейер и в Россию – случилось это в пушкинские времена, когда предпочтение отдавалось простым вещам, сочетающих в себе черты классицизма и ампира.

В начале XX века бидермейер получил негативную оценку, этот стиль воспринимали как мещанский, так как он обладал такими чертами, как сентиментальность и поэтизация вещей, что и послужило причиной для такой оценки.

Текстиль

Согласитесь, ни о каком уюте не могло бы идти и речи, если бы комнату заполняла исключительно деревянная (пусть и такая роскошная, пусть и с обивкой) мебель

Поэтому крайне важно «укрыть» комнату: ковры с высоким ворсом, покрывала, балдахины, легкие занавески в обрамлении тяжелых штор с кистями, подушки и пледы на диванах и креслах, кружевные салфетки и скатерти с вышивкой. Здесь уже можно дать волю фантазии и выбрать менее строгие принты: цветы, фрукты, растения

Позволительно даже сочетать различные фактуры: матовые и блестящие ткани, бархат и атлас.

Посмотреть на стиль бидермейер в органичном обрамлении, то есть на родине, можно, к примеру, в замке Хоэншвангау (Германия), также вы обнаружите его в одном из замков Цесисского комплекса (Латвия) и в Национальном музее Финляндии.

Впрочем, чтобы полюбоваться бидермейером необязательно отправляться в путешествие, можно посмотреть картины художников, и наших отечественных в том числе. Да-да, до России этот стиль тоже добрался, аккурат в пушкинскую пору. 

Рудольф фон Альт, «Интерьер дома князя Лихтенштейна в Егерцелле в Вене» 

Русская мебель Бидермейера

Бидермейер, зародившийся в Германии, Австрии и Англии, не обошел стороной и Россию. Бидермейер в России– это пушкинское время. С бидермейером связана и живопись П.А. Федотова. Распространение в европейских странах стиля Бидермейер вместо величественного ампира свидетельствовало о возросшей силе буржуазии и всего среднего класса, которые навязали свои вкусы всему обществу. В искусстве интерьера этот стиль поначалу был своеобразной попыткой приспособить ампир к масштабам весьма скромных помещений кабинетов, гостиных, спален небогатых городских частных домов и помещичьих усадеб.

Интерьеры в стиле бидермейер – живопись

К.А. Зеленцов. «В комнатах», акварель, 1820-е гг.

К.А. Зеленцов. «Гостиная в городском доме», 1820-е гг.

Ф.П. Толстой. «Семейный портрет», холст, масло, 1830-е гг.

Н.И. Тихобразов. «Интерьер в имении Лопухиных», акварель, 1844 г. Гос. Третьяковская галерея

Русский интерьер в стиле Бидермейер в полной мере отвечал желаниям хозяев иметь уютное, недорогое, но комфортабельное жилье. Комнаты в таком доме делаются просторными, светлыми, с хорошо выдержанными пропорциями, как правило, анфиладные и проходные. Потолки часто выполняются сводчатыми и окрашиваются в белый цвет, а оконные проёмы – глубокие. Белой краской окрашиваются также наличники дверных коробок, а иногда и двери, рамы окон, потолочные карнизы. Полы, как правило, настилаются паркетом простого рисунка, а иногда простой доской. В углу гостиной помещается, как правило, белая изразцовая печь. Стены оклеиваются обоями с растительным орнаментом или в полоску. Обивка мягкой мебели обязательно должна была гармонировать с цветом обоев. Начиная со времени Бидермейера, комнатные цветы являются неотъемлемым элементом русского жилого интерьера и находятся практически во всех помещениях. В гостиных и кабинетах развешиваются портреты родственников и близких друзей хозяев, гравюры с картин известных художников, пейзажи, часто выполненные в технике акварели, миниатюры, плакетки и т.д. Именно в это время кабинет хозяина дома становится его своеобразной визитной карточкой. Это место для уединения, работы, деловых встреч и встреч с близкими друзьями. Интерьеры других помещений не служат целям репрезентации и обозначения достатка, роли и места в обществе проживающей в доме семьи, а дают представление об уюте, комфорте и целесообразности той среды, в которой удобно жить, принимать гостей, читать книги, писать, заниматься рукоделием и т.д. В произведениях живописи и графики художников Бидермейера запечатлены эти уютные интерьеры, сцены семейной жизни, сентиментальные и семейные портреты на фоне обстановки своего дома, сельские пейзажи в романтическом духе и т.п.

Русская мебель Бидермейер – это уютные мягкие стулья, кресла, банкетки и диваны с немного изгибающимися ножками, спинками и локотниками, небольшие письменные столы и столы-бюро, застекленные секретеры, книжные шкафы, угловые шкафчики, горки для домашних коллекций, этажерки, жардиньерки, трюмо и консоли, обеденные и игровые столы, комоды, буфеты и т.д. Мебель, как правило, фанерована деревом светлых пород. Для декора используется резьба слабого рельефа или небольшие вставки инкрустации.

Одной из лучших в эту эпоху была мебель фирмы г. Гамбса, который был поставщиком императорского двора.

Стиль Бидермейер пришел в Россию на смену ампира в период правления Николая I (1825– 1855 гг.), развивался не столь ярко как в Германии и Австрии и продержался до середины 50-х гг. XIX в. – почти до конца николаевского правления, хотя в это время уже существовали параллельно иные стилевые предпочтения.

Этот поздний русский Бидермейер служил как бы фоном, на котором весьма импозантно выглядели романтические попытки создания интерьера и мебели в стиле высокой готики, помпеянском стиле и стиле рококо. Уже в 20–30 гг. XIX в. увлечение романтизмом сказывается и на мебели, которая делается в неоготическом стиле с массой элементов готического декора. В мебели Бидермейер можно отметить весьма изысканную столярную и фанерованную работу по красному дереву. Сравнение этой мебели с неоготической мебелью второй половины XIX в., тоже сделанной в России, но из ореха с наклеенным резным орнаментом, весьма формальным по рисунку и композиции, идет явно не на пользу последней.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.

Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.

Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.

«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.

Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.

Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».

Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.

Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons

История возникновения

Стиль бидермейер является одним из направлений романтизма, который начал зарождаться после ампира. Его иногда также называют смешанным направлением, в которое входят черты романтизма и ампира. Это направление отражало формы ампира, отобразившиеся в идеях домашнего уюта и интимности. Кроме того, оно преобразовывало черты «бюргерской» (мещанской, обывательской) среды. Бидермейер характеризуется детальным, тщательным и тонким изображением интерьера, бытовых элементов и природы.

Среди основных предпосылок к появлению нового направления стала нестабильная обстановка в политической сфере Австрии и Германии. В те времена господствовал застой и реакция, что вызывало меланхолическую тревогу и необходимость «сбежать» от реальной жизни. Для такого состояния единственным выходом становился поиск романтики и маленьких радостей, а также погружение в круг дружеских и семейных отношений.

Приблизительно с 1830-го года параллельно с этим стилем начинает развиваться историзм, что отразилось на бидермейере в виде интереса к восточным традициям. В интерьере появляются японские и китайские декоративные предметы, а также турецкие и курительные комнаты.

Буржуазное направление традиционного классицизма пользовалось высокой популярностью в прикладном и декоративном искусстве до середины 19-го века. После этого периода наблюдалось появление романтических и барочных элементов, что привело к образованию неорококо.

Политическая ситуация

Меттерних около 1820-1825, Томас Лоуренс .

После падения Наполеона в битве при Ватерлоо и его изгнания резолюции, согласованные на Венском конгрессе, были выполнены. Венский орден был учрежден в Европе в соответствии с руководящими идеями Реставрации. С этой целью, Консервативная монарх Франциск I — й Австрии , император Александр I — й России и король Фридрих Вильгельм III Пруссии заключили Священный союз . Последними их подтолкнул призрак Французской революции , повторения которой они хотели избежать любой ценой.

Принц Клеменс Венцель фон Меттерних , рейнец по происхождению и работавший на службе у австрийского императора , играл видную политическую роль. Он издал «  Карлсбадские указы  » 1819 года , жестко ограничивавшие политическую деятельность. Введена строгая цензура всех публикаций, в том числе музыкальных произведений. Писатели, такие как Генрих Гейне и Георг Бюхнер, эмигрировали, как и Карл Маркс , тогдашний главный редактор Rheinische Zeitung в Кельне.

Без Карлсбадских указов эпоха бидермейера немыслима. Следовательно, за пределами Центральной Европы и Скандинавии термин бидермейер не существует, потому что развитие обществ шло по другим путям в других местах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: