Картины Джексона Поллока
После Второй мировой войны появился новый художественный авангард. Война и ее последствия были подкреплены движением, которое стало известно как абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, с тревогой осознавая человеческую иррациональность и уязвимость, выразил свою озабоченность абстрактным искусством, в котором рассказывается о пытках и страданиях. К середине 1940-х годов он представил свои знаменитые «капельные картины», которые представляют собой одни из самых оригинальных произведений.
Джексон разбрызгивал и лил краску на холст. Он не любил мольберты и кисти, а предпочитал палочки и лопатки. Сам художник назвал свой метод льющейся техникой, за которую получил прозвище Джек Разбрызгиватель. Эта форма живописи имела связь с сюрреалистическим движением, поскольку она напрямую относилась к выражению эмоций и настроения создателя.
1 of 2
Во многом Поллоку помогала его жена Ли Краснер. Вместе они купили домик в Спрингсе, где новатор основал свою мастерскую. Есть несколько самых важных работ, которые позволяют проследить годы творчества и жизни художника.
«На Запад» 1934-35 года характеризуется темным, почти мистическим качеством. Закрученные формы, которые структурируют изображение, вызывают эмоциональную напряженность, как у Эль Греко и Ван Гога.
На запад
«Хранители тайн» 1943 года часто интерпретируется, как метафора возникновения бессознательных импульсов в сознательную мысль, представляя собой синтез источников вдохновения Поллока. Образы привлекают африканцев, коренных американцев, а также доисторическое искусство. Абстрактные мужские и женские «хранители» были интерпретированы множеством способов: как тотемы северо-западных индейцев, египетские боги, даже как сочетания игральных карт и шахматных фигур в африканских масках.
«Фреска» 1943 года отражает переход Джексона к «капельному искусству». Техника «all over» представляла собой вдохновение из различных источников, включая Пикассо, Бентона и Сикейроса. Картина стала первой крупномасштабной работой, которая была заказана для квартиры известной галеристки и коллекционера Пегги Гуггенхайм. Среди культовых работ также значатся картина «Мерцающая субстанция», «№ 5, 1948», «Свободная форма» и многие другие.
№ 5, 1948
В 1951 году, в разгар карьеры художника, журнал Vogue опубликовал фотографии моделей, созданные Сесил Битон на фоне картин Поллока. Хотя это общественное признание и было симптомом неизбежной популяризации культуры авангарда, художник постоянно сомневался в направлении своего искусства. На вершине своей славы он внезапно отказался от фирменного стиля. Работа Джексона после 1951 года была более темной по цвету, включая коллекцию, окрашенную в черный цвет на несвязанных полотнах. Эти картины были названы «Черной заливкой», и на выставке в галерее Бетти Парсонс в Нью-Йорке их никто не купил. Однако позже Поллок перешел в более коммерческую галерею, вернувшись к использованию цветных элементов.
Жанры живописи
Живопись бывает различных жанров. Их различают по изображенному на полотне сюжету.
- Пейзаж. Жанр используют для изображения живой природы.
- Марина. Предполагает написания морских пейзажей.
- Портрет. Жанр предназначен для рисования одного или нескольких человек с детальной точностью.
- Бытовой. Задача направления показать особенности личной и общественной жизни человека, социальные проблемы, быт.
- Натюрморт. Предназначен для изображения неживых предметов. На полотнах рисуют фрукты, цветы, посуду и другие предметы обихода.
- Исторический. На холсте пишут события, которые происходят в настоящем или были в прошлом и имеют социальную значимость.
- Батальный. Позволяет запечатлеть на полотне сражения на суше или в море.
- Архитектурный. Жанр используют для изображения архитектуры (городские пейзажи, отдельные здания и сооружения, интерьеры дворцов).
- Анималистика. Основные герои полотен – домашние или дикие животные, птицы, ящерицы, насекомые.
- Ню. Предназначен для восхваления красоты обнаженного тела.
картина
-Василий Кандинский
Для многих критиков абстрактное искусство начинается с работ Василия Кандинского; Однако следует отметить, что в 1910 году французские мраморные мраморы стали известными, что можно считать началом абстракции..
Однако, по мнению экспертов, значение Кандинского в истории искусства неоспоримо. У этого художника было наследие восточной крови, которое он использовал как вдохновение для своих работ.
Кроме того, тот же художник признался, что был вдохновлен мифическими соборами Москвы; По его словам, красочная архитектура города складывалась из художественных столкновений во внешнем облике, которые отражали гармоничный эстетический и культурный интерьер.
Во время своей художественной работы Кандинский отстаивал поиск первичной сущности формы. По этой причине его работа может быть обобщена в трех словах: цвет, восприятие и ощущение.
Следовательно, можно установить, что абстрактное искусство — это уступка, которая предполагает мистическое состояние абсолюта; то есть он делает ставку на непрерывную идеологическую и философскую эволюцию.
Первая абстрактная акварель
Чтобы достичь эстетической совокупности этих трех допущений, автор продвигал использование базовых пластиковых элементов, таких как точечный первичный элемент в графической работе, линия, плоскость и цвет.
Благодаря ассоциациям и связям между этими элементами я получил новые и различные ощущения или ощущения для человеческого глаза..
Имея это в виду, можно сказать, что абстрактное искусство родилось в 1910 году с первым Абстрактная акварель Кандинского. На этой картине вы можете видеть цветные формы, линии и пластические ценности без связи с реальностью; то есть это произведение, состоящее из нефигуративных элементов.
Кроме того, если зритель внимательно наблюдает за этой работой, вы можете почувствовать, что картина состоит в основном из первичных и вторичных цветов, выделяя в основном цвета синий и красный. Они также выделяют несколько штрихов сероватых тонов, что вызывает контраст с живостью других цветов..
-Пит Мондриан
Этот известный голландский художник не специализировался на своих начинаниях в абстракционизме, но сначала работал с другими стилями, такими как натурализм и символизм. Несмотря на множество стилей, его пластические искусства оставались под влиянием его философских и духовных исследований.
В поисках жизненной сущности вещей Мондриан играл определенным образом с геометрической абстракцией, чтобы найти базовую структуру вселенной в своих картинах..
По этой причине его работы в основном обозначаются белым цветом — который считается «нецветным» из-за общего присутствия света и всех цветов — и черным цветом, также считающимся «нецветным». цвет »из-за полного отсутствия света и наличия всех цветов.
Одна из его самых известных работ, также связанных с абстрактной архитектурой, — картина под названием Композиция в красном, желтом, синем и черном, который он сделал в 1921 году.
В этом вы можете увидеть серию прямоугольных фигур разных размеров и цветов; однако палитра довольно проста и первична: как следует из названия, это цвета красного, желтого, синего и черного, которые могут напоминать картины экспрессиониста Марка Ротко.
Жоан Миро
Годы жизни: 1893-1983
Испанский художник – один из самых выдающихся сюрреалистов. Жоан Миро был человеком счастливым, он ощущал себя создателем в любой момент своей жизни: когда делал наброски, рисовал, рассказывал что-то или напевал песню. Каждое произведение мастера – это оживленный, танцующий сад, поющая опера.
В 1939-1944 гг. по Европе растекается фашизм, и, обеспокоенный за жизнь своей семьи, Миро переехал в Варанживиль (маленькая деревушка на побережье Нормандии), где отрешился от войны и внешнего мира.
Замкнувшись в себе, мастер начал свою работу над красивой серией «Созвездия», они чисты и прекрасны. В 1945 году «Созвездия» были выставлены в галерею, выставка имела огромный успех, и это время стало началом успеха художника, он получил мировое признание.
Известные произведения: «Созвездия», «Голубая звезда», «Синий II».
Абстрактное искусство
Абстрактное искусство подразделяется на два разных типа, также называемые пряди: геометрический абстракционизм и неформальный абстракционизм
Геометрическая абстракция
Геометрическое абстрактное искусство оказало большое влияние на кубистское и футуристическое движение, с использованием геометрических форм и с более рациональными и жесткими характеристиками в представлениях. Линии и цвета используются для представления и формирования геометрических фигур.
Пит Мондриан Композиция красного, синего и желтого (1930)
Неформальный абстракционизм
Неформальное абстрактное искусство имеет разные характеристики. Информирование абстракционизма находилось под сильным влиянием экспрессионистского движения.
Искусство, произведенное в этой нити, имеет в качестве характеристик наличие более сентиментальных элементов, а также большую свободу в форме художественного выражения.
В неформальном абстрактном искусстве, в отличие от геометрического, используемые цвета и формы представляют собой внутреннюю вселенную эмоций, чувств или ощущений.
Пит Мондриан
Продолжительность жизни: 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк
Национальность: нидерландец
Пит Модриан
Геометрическая абстракция — это форма абстрактного искусства, основанная на использовании геометрических форм. Пит Мондриан ввел термин неопластизм для своих абстрактных геометрических картин, в которых он использовал только прямую линию, три основных цвета и нейтральные оттенки черного, белого и серого . Последняя полная картина Мондриана, Broadway Boogie Woogie , вдохновлена городской сеткой Манхэттена и бродвейской музыкой буги-вуги , которую Мондриан любил. Картина считается вершиной представления Мондриана, используя его живописный словарь линий, квадратов и основных цветов. Это знаменует собой кульминацию его стилистического новаторства и являетсяодна из самых влиятельных работ в школе абстрактной геометрической живописи .
Шедевр: Бродвейские Буги-Вуги
Год: 1942–43
Жанр Геометрическая абстракция
Бродвейские буги-вуги (1943) — Пит Мондриан
Новые направления в живописи с X по XX века
Одним из первых направлений, получивших широкое распространение, стал романский стиль. Возник он в начале 10 века и был популярен до 13-го. Этот стиль представляет собой олицетворение простоты, на холстах в большом количестве находятся здания, причем довольно массивные, к примеру, замки или крепости и большое скопление людей, обычно простых крестьян. Цвета, используемые на холстах, неяркие и приглушенные, популярными являются зеленый, белый или коричневый. Все линии правильные и строгие. На картинах этого стиля распространен повторяющийся орнамент.
В середине 13 века возник готический стиль, который был популярен до конца 16 века. Сам он довольно мрачный, основными цветами его являются черный и оттенки серого. Все персонажи, выполненные в этом стиле, довольно реалистично изображены. Проработаны все эмоции и выражения лица персонажей. Здания чаще мрачные с высокими и острыми пиками, башнями и красивыми яркими витражами.
С 16 по 18 вв. господствовал новый стиль, называемый барокко. Характерными чертами его являются роскошь и богатство. На полотнах обычно все громоздкое и ярких цветов, контрастное. Все, что есть на картине, роскошное и дорогое. Популярным художником, работавшим в этом стиле, был Рубенс. Самый распространенный жанр барокко — портрет.
С 17 по 19 век господствовало несколько стилей: классицизм и романтизм. Полотна, написанные в первом стиле, логичные и лаконичные. Цвета неяркие, линии строгие. Для романтизма характерны воздушные образы, иногда гиперболизированные. Картины, выполненные в пастельных тонах, вызывают чувство спокойствия.
Как создать шедевр, не умея рисовать
На самом деле самому сделать что-то очень оригинальное несложно. Для этого необходимо купить холст, покрасить его обычной акриловой грунтовкой, дождаться, когда она полностью высохнет, а потом выдавить из тюбиков несколько горизонтально расположенных дорожек разного цвета.
Пока они не высохли, их нужно шпателем распределить по поверхности холста в поперечном направлении. И все, картина готова. Осталось найти для нее подходящее место, повесить и любоваться своим шедевром.
В видео показан мастер-класс по созданию абстрактной картины:
Абстрактное и конкретное
Это классификации, которые указывают, имеет ли обсуждаемый предмет физические характеристики. Конкретные предметы имеют физические характеристики (их можно потрогать, взвесить, купить и продать), а абстрактные — нет.
Абстрактный предмет — это тот, который не существует в каком-то конкретном времени или месте, это идея или абстракция. Эта классификация, абстрактное и конкретное, часто используется в философии. Абстрактные предметы иногда называются абстракт, а конкретные — конкретность.
Примером абстрактному могут быть дружба, философия, мир. А примером конкретному — философ Платон, дерево, планета Земля.
Живопись современных художников 21 века. Популярные направления художников в 21 веке
Самым развивающимся искусством в 21 веке является живопись. Из-за стремительного изменения окружающего мира художники тоже используют различные направления и создают новые школы. Можно выделить три самых модных и развивающихся направления данного столетия, а именно:
- Фэнтези;
- Стрит-арт;
- Фотореализм.
Фэнтези начинало своё развитие с литературными произведениями в этом стиле, которые были основаны на мифических и сказочных героях. Полностью сформировался данный стиль изобразительного искусства в начале 21 века. Отличие фэнтези от фантастического реализма в том, что работы художников выглядят очень правдоподобно и реально. Мир воображения по максимуму приближен к окружающей среде. Одними из самых популярных живописцев являются Джулия Белл, Борис Вальеха и Фрэнк Фразетта.
Стрит-арт очень похож на граффити, который даёт великолепную возможность мастеру реализовать свой талант. Полотнами являются уличные объекты, благодаря чему окружающий мир становиться ярче и интереснее. Главная цель художника — это создание произведения искусства, которое будет привлекать общество, чтобы улучшить настроение. Сегодня очень модны работы в стрит-арте, за счет которых создается на улицах иллюзии.
Множество современных мастеров искусства используют в своей работе фотореализм, который возник во второй половине прошлого века. В основе которого лежит фотографическое отображение окружающей среды. Художник должен показать действительную современность. Регулярно мастера берут за пример именно фотографию. Чаще всего это направление рисуется на крупных полотнах и поэтому его ещё называют суперрализм. Сейчас работы живописных мастеров очень разнообразны сюжетными линиями и способами изображения, поэтому любой художник имеет уникальную возможность не только работать в понравившемся стиле, но и развивать его.
Исторические вехи
Родоначальником абстракционизма принято считать Василия Кандинского. В 1910 г. он написал в Германии свою первую картину в новой на тот момент технике. Более того, в 1911 г. в Мюнхене вышла в свет книга Кандинского «О духовном искусстве».
В ней он изложил свою эстетическую философию, сложившуюся под влиянием трудов Р. Штайнера и Е. Блаватской. Книга имела огромный успех, а новое течении в живописи получило название «абстракционизм». Это стало отправной точкой: теперь беспредметный подход в творчестве приобрел популярность в различных видах изобразительного искусства.
Несмотря на то что у истоков абстракционизма стояли русские художники, такие как Кандинский В. и Малевич К., в Советском Союзе 30-х годов новое направление было предано остракизму. В годы Второй мировой войны центром абстрактного искусства становится Америка, куда из Европы иммигрировали многие его представители. Здесь еще в 1937 г. был открыт Музей беспредметной живописи.
Послевоенный абстракционизм прошел несколько стадий развития, включая возрождение нефигуративного искусства в России с началом перестройки. Художники наконец получили возможность создавать живописные полотна в разных направлениях. Личные субъективные переживания переносились ими на полотна с помощью цвета, особенно белого, который стал одним из главных слагаемых современного беспредметного искусства.
Определение понятия
Латинское слово abstractio переводится на русский язык как «отвлечение». Его использовали для определения нового стиля в живописи, возникшего в начале XX века. Использовали не случайно, поскольку художники-абстракционисты, не придавая большого значения уровню исполнения, на первый план ставили особое видение автора и новые средства выражения.
Другими словами, абстракционизм – это специфический вид изобразительного творчества, отказавшийся от передачи реальных форм и предметов. Поэтому зачастую его характеризуют как нефигуративное или беспредметное искусство.
Вместо передачи визуальных образов абстракционисты сосредотачивают внимание на отображении внутренних, интуитивных закономерностей постижения мира, которые скрыты за видимыми предметами. По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами
Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты
По этой причине в их произведениях невозможно найти ассоциации с привычными вещами. Главную роль здесь играет соотношение цветов, пятен, геометрических фигур и линий. Кроме художников, искусством абстракции увлеклись некоторые скульпторы, архитекторы, дизайнеры, музыканты, фотографы и даже поэты.
Умение воспринимать, анализироваться и восхищаться увиденным
Реально оценивать ценность такой живописи сложно, но если нужна абстракция в интерьере, нужно научиться понимать смысл написанного полотна. Для этого искусствоведы рекомендуют отбросить лишние мысли, отключить логическое мышление и просто прислушаться к своим ощущениям
Важно постараться увидеть в картине линии, формы, посмотреть, есть ли глубина у изображения. Если это настоящее произведение, у него должно прослеживаться наличие главных и фоновых элементов
У абстрактной картины есть глубина, есть эмоции, есть фон и дополнительные элементыИсточник www.dustinpeckphoto.com
Вся абстрактная живопись для интерьера делится на две большие группы. Есть картины лирические, есть геометрические произведения. В сюжете первых легко может читаться грусть или разочарование, эйфория или умиротворение. Если такие эмоции угадываются сразу, значит, художник хороший. Он настоящий профессионал, способный установить контакт со зрителями через свое произведение. Как правило, у таких мастеров есть классическое художественное образование, и они в совершенстве владеют другими техниками рисования. При создании абстрактных картин они используют все свои профессиональные навыки, поэтому их работы позволяют зрителям сразу погружаться в созданное красками эмоциональное состояние.
Это не мазня маленького ребенка или слона, который лихо размахивает кисточкой. В таких произведениях нет души, нет страсти, внутреннего обаяния. Но и они могут появиться в интерьере в качестве акцентного украшения. Выбор художественных произведений оправдан при создании статусного оформления, выбор репродукций и печатных версий тогда, когда реализуется бюджетная версия какого-нибудь современного стиля.
Даже простые репродукции смотрятся выигрышно в современном интерьереИсточник vash-vybor.info
Правила выбора картин
Чтобы любое произведение удачно вписалось в оформления жилого пространства, оно должно выступить в роли поддерживающего аксессуара. На фото видно, как дизайнеры хорошо подбирают цвета элементов декора поменьше к основному цвету абстрактной картины.
Рифма к другим аксессуарам – не единственная функция живописи. Правильно подобранная картина абстракция в интерьере может работать как полноправный солист. Большие крупные полосы придают ему динамики, мягкие цвета сочных фруктов смягчают минимализм. Повесьте в холодном пространстве, оформленном в современном стиле, полотно с отвлеченным сюжетом, и оно будет менее пустым, более теплым.
Рифма к другим аксессуарамИсточник elizaveta.dotart.info
Картина с абстрактным сюжетом издает сильный заряд энергии. Она по любому будет яркой, поэтому такие полотна сразу бросаются в глаза. Дизайнеры любят ими заполнять пустые стены, делать акцентные пятна и менять полностью настроение комнаты.
Есть стили, для которых идеально подходит интерьерная живопись – абстракция хороша для хай-тека, кубизма, авангарда. Но она чужеродна для классики. Чтобы такое украшение не конфликтовало с отделкой, нужно вешать его на стены, покрашенные в очень светлые цвета
На них не должно быть никакого узора, орнамента, всего того, что могло бы отвлекать внимание от картины. Рядом с таким полотном не должно быть других очень мелких элементов декора
Если есть желание повесить большое полотно, путь оно будет единственным украшением комнаты.
Абстрактные полотна сразу бросаются в глазаИсточник sdelaipotolok.ru
Важно помнить о том, что любая абстракция притягивает к себе взор человека. Всего остального он просто не замечает и начинает рассматривать комнату лишь тогда, когда глаза устают от красок настенного украшения
Такой эффект плохо вписывается туда, где главный герой интерьера отделка или мебельное наполнение.
Разнообразие техник
Если верить Леонардо Да Винчи, то техники живописи неисчерпаемы. Они – это все, что создает природа, время и человек. Существуют десятки направлений, но говорить следует только про основные виды:
- Масляная. Для произведений используют масляную краску. Особенность техники – многослойность. В качестве основы художники чаще выбирают холст, покрытый грунтом.
- Темпера. Это сухой порошковый пигмент, смешиваемый на основе эмульсии. Технику применяют в иконописи. Темпера позволяет наносить как тонкие полупрозрачные мазки, так и густые, пастозные.
- Акварельная. Акварельную технику отличает использование красок, не содержащих белил. Они создают на бумаге легкий слой, через который просвечивает основное полотно. Акварель использовали для создания воздушных картин.
- Тушь. Тушь – материал черного цвета на основе сажи. Художники использовали его для зарисовок и эскизов. Преимущество туши в высокой стойкости к размытию, даже спиртом.
- Пастель. Пастель – это техника рисования масляными или пастообразными карандашами.
- Акрил. Акриловые краски были разработаны в середине XX века. Особенность материала – стойкость и высокая скорость высыхания.
- Аэрография. Современная техника. Предполагает нанесение жидкой или порошкообразной краски распылением из баллончика или аэрографа.
Модернизм: конец классической эпохи
Классическое искусство пало, когда появилась фотография. Мир больше не нуждался в детальной точности на картинах, потому что за это теперь отвечала фотография. Художники это отлично понимали, поэтому стали экспериментировать с сюжетами и формами.
В 1872 году Клод Моне пишет картину «Впечатление. Восходящее солнце». Работа поражает — картина слишком сильно отличается от того, что было прежде. Примерно так и зародилось первое модернистское направление импрессионизм.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце»
Импрессионисты первыми стали отходить от детальной точности, их главная задача — «увидеть мгновение» жизни и отразить своё настроение на полотне.
Импрессионизм — это легкость, блики, тёпло-холодные отношения света и тени, которые помогают запечатлеть само пространство и время.
Художников, которые старались совсем иначе создавать свои работы, становится больше. Они объединяются друг с другом в сообщества — зарождаются новые модернистские направления: кубизм, фовизм, супрематизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, концептуализм.
Художники модернизма в прямом смысле видели, как мир меняется — появляются электричество, радио и телевидение. Эпоха сменяет другую буквально на глазах. Все эти изменения художники фиксируют на своих полотнах. Технологический прогресс сменяется двумя мировыми войнами, которые тоже «влияют» на тематическую повестку искусства.
Например, художники-кубисты старались передать эмоции через форму. Кубизм — это воплощение геометрических форм, узких сюжетов, угловатость и полное отсутствие реалистичности. В таком направлении центром выступает форма, она на холсте важнее цвета. Пабло Пикассо — главный представитель кубизма. Он говорил так: «Надо писать не то, что вижу, а то, что знаю». Острыми и где-то даже странными формами Пикассо показывал жизнь.
В 60-годы двадцатого века появляется новое направление — концептуализм. В этом течение смысл возвышается над формой. По оценкам многих критиков, в это время и началось развитие современного искусства. Часть арт-сообщества придерживается версии, что современное искусство зародилось в 80-х годах, когда многие страны начали вступать в эпоху изменений и перемен.
Как Кандинский записал себя в историю живописи
Кандинский сделал невероятное открытие. При этом он не просто начал создавать абстрактные картины. Он обосновал свою позицию в знаменитом трактате «О духовном в искусстве».
В нем он и пояснил, что живопись ничем не хуже музыки. А значит, вполне может обходиться без образов и лишь с помощью «нот», то есть формы и цвета, создавать у слушателя зрителя ощущение гармонии.
Кстати, именно по этому признаку Вы можете отличить хорошую абстрактную работу от плохой. Талантливая работа вызовет у Вас ощущение гармонии. Вы почувствуете некий баланс в работе.
Так же, как и в музыке. Если звуки подобраны кое-как, получится какофония. Если же звуки соединены между собой с целью создания гармоничной мелодии, Вы сразу это почувствуете, даже не имея музыкального образования.
Попробуйте сами. Вот в этой работе есть гармония?
Пауль Клее. Статично-динамичная градация, 1923 г. Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Abstractcritical.com
Ещё какая! Мы чувствуем ритм: от темного к светлому, от периферии к центру. Пауль Клее тоже любил сравнивать свои работы с музыкой. Конечно, под влиянием Кандинского. Мы словно видим последовательность звуков: то низких, то высоких в зависимости от насыщенности цвета.
А вот в этой работе есть гармония?
Ближе к какофонии, согласитесь. Это всего лишь рисунок ребёнка.
Нельзя сказать, что он напрочь лишён внутренней гармонии. Но с таким же успехом дитя может нажимать на клавиши пианино. Может, даже что-то и выйдет, отдаленно напоминающее «Жили у бабуси два веселых гуся». Но до «Лунной сонаты» Бетховена ему будет явно далеко.
Вот такое сравнение с музыкой Кандинский продолжил использовать и в названиях картин. Так появились его композиции и импровизации.
Сначала лирические, где цвет преобладает над формой. Возникает ощущение плавной мелодии.
Василий Кандинский. Композиция VI. 1913 г. Эрмитаж
Потом и такие, которые больше похожи на марши. Формы стали чётче, острее. И главное — подчинили себе цвет. Что ж, художник экспериментировал. Не одной же лирикой обходиться!
Василий Кандинский. Композиция 8. 1923 г. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк.