Икара прерванный полет: феномен владимира татлина

Пролетарское единство

Начнем с организации. В 1919 году по инициативе Ленина было возрождено международное объединение левых партий, движений и групп – Интернационал. У истоков этой глобальной идеи стоял К. Маркс, ставший создателем первого Интернационала (именно этой организации изначально принадлежал знаменитый девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»).

Ленинский Интернационал по счету был третьим. К его названию добавилось еще и слово «коммунистический», поскольку классические социалистические партии в то время уже считались оппортунистическими (для этого была и объективная причина – поддержка многими из них агрессивных планов своих правительств в мировой войне и шовинистический настрой).

В 1919 году в Советской России мало кто сомневался в близком торжестве мировой социалистической революции, и III Интернационал в перспективе рассматривался как нечто вроде современной ООН.

биография

Владимир Евграфович Татлин родился в Москве , Российская Империя . Его отец, Евраф Никофорвич Татлин, был потомственным дворянином из Орла , инженер-механик, окончил Технологический институт в Санкт-Петербурге и работал на Московско-Брестской железной дороге в Москве. Его мать, Надежда Николаевна Татлина (Барт), была поэтессой, симпатизировавшей революционному движению « Народная Воля ». После ее смерти в 1887 году его отец снова женился и переехал в Харьков. Его отец, у которого он жил после того, как не учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, умер в 1904 году, поэтому юному Владимиру пришлось прервать учебу в Харьковском художественном училище и уехать в Одессу, чтобы стать курсантом морского торгового флота. По его собственным воспоминаниям, море и далекие земли давали ему средства к существованию и источник вдохновения; он переплыл все Черное море, а также в Египет .

Татлин познакомился с творчеством Пабло Пикассо во время поездки в Париж в 1913 году.

Татлин прославился как архитектор, спроектировавший огромный памятник Третьему Интернационалу , также известный как Башня Татлина . Татлин начал проектировать его в 1919 году. Памятник должен был быть высокой башней из железа , стекла и стали, которая затмила бы Эйфелеву башню в Париже (памятник Третьему Интернационалу был на треть выше, на высоте 400 метров). Внутри железной конструкции из двойных спиралей проектом предусматривались три строительных блока, покрытых стеклянными окнами, которые будут вращаться с разной скоростью (первый — куб — раз в год, второй — пирамида — раз в год). в месяц; третий, цилиндр, раз в сутки). Все здание должно было разместить исполнительную и законодательную власть Коминтерна и стать центральной площадкой для создания и распространения пропаганды. Однако по финансовым и практическим причинам башня так и не была построена.

Татлин также считался родоначальником советского постреволюционного конструктивистского искусства с его дореволюционными контррельефами, трехмерными конструкциями из дерева и металла, некоторые из которых размещены по углам (угловые контррельефы), а другие — более условно. Татлин задумал эти скульптуры, чтобы поставить под сомнение традиционные идеи искусства, хотя он не считал себя конструктивистом и возражал против многих идей движения. Позднее видными конструктивистами были Варвара Степанова , Александр Родченко , Мануэль Рендон Семинарио , Хоакин Торрес Гарсия , Ласло Мохоли-Надь , Антуан Певснер и Наум Габо .

Хотя коллеги в начале своей карьеры, Татлин и Малевич яростно и публично поссорились во время выставки 0,10 в 1915 году (задолго до рождения конструктивизма), также называемой «последней футуристической выставкой», очевидно, из-за « супрематических » работ. Малевич там выставлялся. Это привело Малевича к дальнейшему развитию своих идей в городе Витебске , где он основал школу под названием УНОВИС ( Защитники нового искусства).

Татлин также посвятил себя изучению одежды, различных предметов и полетов, что привело к созданию личного летательного аппарата Летатлина.

В 1930 году он преподавал в Киеве, где одним из его учеников был Иосиф Каракис .

С 1930-х годов Татлин работал в разных театрах Москвы, а во время Великой Отечественной войны — в Горьком . Он также работал во многих советских художественных организациях, в том числе в отделе изящных искусств (ИЗО) Наркомпроса .

В 1948 году он подвергся резкой критике за якобы антикоммунистическую позицию и потерял работу, но не был репрессирован.

Татлин умер в 1953 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Технические хитрости

Но все равно проект Владимира Татлина был намного хитрее любого из прототипов. Предполагалось, что основными строительными материалами станут стекло и металл (новая эпоха все-таки, не из кирпича же строить!). При этом стекло должно было быть двойным и позволять поддерживать внутри комфортную для человека температуру при минимуме затрат на отопление.

Здание должно было иметь 3 уровня различной геометрической формы (куб, пирамида, цилиндр), где могли бы разместиться руководящие структуры трех властных веток Коммунистического Интернационала — законодательной, исполнительной, информационной. Назначение четвертого, полусферического уровня, так и осталось невыясненным. При этом внешние металлические конструкции объединяли их в единую сложную фигуру спиралевидной формы.

Предполагались и другие технические нововведения. Так, каждому уровню должно было быть придано вращение вокруг своей оси разной периодичности (соответственно, на оборот 1 год, 1 месяц, 1 день). В башне должны были также располагаться специальные прожекторы, способные проецировать разработанные информационным отделом тексты прямо на облака.

Построение нового мира

Почему футуристы благосклонно отнеслись к большевикам? Потому что большевистская идея полного обновления общественной системы хорошо соотносилась с их собственными замыслами полного обновления искусства. Их не расстраивали снесенные памятники царской эпохи – они считали это нормальным. Новаторы не сомневались в своих способностях создать представления о прекрасном заново, с чистого листа.

Вот только им не хватало большевистского единства мнений, и прекрасное они представляли очень по-разному. На этой почве и поругались Татлин с Малевичем. Автор «Черного квадрата» больше упирал на цвет, а Татлин – на конструкцию. Он стал «отцом» конструктивизма в русском искусстве и архитектуре. Это то, чем пронизана башня Татлина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: