«Московский дворик» родился почти случайно и вопреки обстоятельствам
Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии». Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву? Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.
Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (, , , , , ), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной. Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер. Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны. На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины
А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия. И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий
Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу. Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд. Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.
Сочинение по картине В.Д.Поленова «Московский дворик» план-конспект урока по чтению по теме
Сочинение по картине Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик».
Учитель: сегодня вы познакомитесь с картиной известного художника В.Д. Поленова «Московский дворик»
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — один из самых популярных художников второй половины XIX века. Его пейзажные работы «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Осень в Абрамцеве», «Золотая осень», «Ранний снег» принесли ему широкую известность и всеобщее признание.
«Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит,» — писал художник. И он сумел доказать это своим творчеством.
Поленов был не только художником—пейзажистом, он писал картины и исторические картины, и картины на бытовые сюжеты. Он был и театральным декоратором, и графиком, и архитектором.
В конце своего творческого пути он стал педагогом.
С детства проявились у Поленова художественные наклонности, этому способствовало семейное воспитание. Его отец и мать страстно любили искусство. В семье увлекались музыкой, пением, живописью. Именно поэтому профессиональными художниками стали не только Василий Дмитриевич, но и его сестра.
О его картине «Московский дворик» известный собиратель произведений искусства П.М. Третьяков писал: «Поленов поставил очень милую вещь, не пейзаж и не жанр, а вроде того и другого: московский или провинциальный барский дворик, заросший травой. Типично и красиво написано.» Третьяков купил картину в свое собрание. У всех и везде картина встречала теплый прием.
Но сам художник был недоволен, считал: что-то в картине не так. Но что? И через год, с согласия Третьякова, Поленов дописывает картину. Делает он это не в мастерской, а прямо под открытым небом на пленэре. И картина изменилась. Она наполнилась светом и воздухом, в ней отразились не только живое впечатление от природы, но и настроение, чувства художника.
Стремясь к совершенству, к тому, чтобы делать все как можно лучше, Поленов через год после окончания работы над картиной вновь «переписал» в ней воздух, сделав его более естественным.
II. Работа над картиной
— Что вы видите?
— Что можно сказать о жизни за двориком?
— Что можно сказать о жизни во дворе?
— А можно ли путешествовать внутри картины?
— Предлагает ли нам это сделать автор?
(Тропинки: от широкой дорожки налево к колодцу, потом, вернувшись, можно пойти прямо к двухэтажному домику, можно вместе с бабой пойти к курам и сарайчику, а можно прямо от колодца мимо детишек—между детишками—пройти к лошадке, а от нее на задворки, к забору, туда, где сушится белье и т.д.)
— Кто из вас может нас провести по этому дворику?
— Какие звуки можно услышать в этом дворике этим ясным летним днем?
(кудахчут куры, плачет ребенок, колокольный звон, жужжат стрекозы, шмели и мухи, скрипит ведро в руках у бабы, перебирает ногами или жует траву лошадка и т.д.)
— А есть ли в этом дворике какие-то запахи?
— Если есть представьте эти летние запахи.
(трава, цветы: мальвы, ромашки, прогретые доски колодца и забора, пахнет лошадкой, курами, навозом и т.д.)
— А что же делает дворик таким уютным?
(маленький чудесный мир: летний ясный солнечный день; нежное голубое небо, сверкающий на солнце купол, ослепительно белые стены церкви и колокольни, прогретую траву и то, что художник изображает уголок Москвы, который (хотя и находится совсем рядом с шумными улицами, большими храмами) сохранил прелесть деревенской жизни (колодец, лошадка, куры, выгоревшие на солнце детские головки, большое пространство, поросшее травой).
— Чем вас привлекает эта картина?
(чистотой и звучностью цвета, создает настроение покоя и тишины).
III. Устное составление описания картины.
Попробуйте устно составить свой рассказ.
IV. Написание сочинения учащимися.
Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»
Пейзаж В.Д. Паленова «Московский дворик», написанный в 1878 году, является самой известной его работой. На картине изображен городской пейзаж, яркий и сочный, который показывает жизнь в обычном московском дворике. На первом плане мы видим деревенского мальчугана, стоящего у перекрёстка тропинок. Слева от него бревенчатый колодец, за которым ровный деревянный забор, сдерживающий нависшие над ним деревья. Справа две собачки и маленькая девочка, уютно устроившаяся на зеленой лужайке с белыми цветочками, едва выглядывающими из травы, которые сочетаются с одеждой жителей двора
Она плачет, пытается обратить на себя внимание, но ее никто не замечает. Также мы видим запряженную лошадью повозку, ожидающую отправку в город
Животное пригрелось на солнышке и склонило голову от наслаждения такой природой.
На заднем плане женщина в белом одеянии с ведром в руках гоняет кур. Как же интересна деревенская жизнь! Каждая минута наполнена действием.
Подальше мы видим светлый дом с голубой крышей, напоминающей усадебку, со старой деревянной пристройкой. Там хранят всё необходимое для домашнего хозяйства. Кажется, что этот сарай старый и ветхий, и скоро завалится.
Особую благодать этому месту добавляет церковь, золотые купола которой сияют на солнце. Остроконечная фигурная башенка добавляет праздничности; ощущение защищённости присутствует у местных жителей. Можно представить, как тишину этого места нарушает звон колоколов, наполняя сердце людей верой в себя и завтрашний день.
На уровне горизонта, полупрозрачным тоном нарисована ещё одна церковь, половину которой скрывают деревья и покосившееся доски забора. Перед ними растянуты веревки, на которых сушится свежевыстиранное белье.
Краски подобраны светлые и приятные для глаза. Радуют смотрящего красотой природы и быта этого дворика. Картина получилась живописной и динамичной. Жизнь есть в каждом уголке: в ясном небе, свежей травке, детях и животных.
Небо ясное, день выдался солнечным, хотя невозможно представить себе это место пасмурным. Лишь легкие белые облачка плывут по небу.
Художник хотел передать простую красоту деревенской жизни, такой, какая она есть, сделав картину максимально реалистичной. Пейзаж наполнен светом и воздухом летнего дня, вызывает чувство радости и тепла.
Сочинение-описание по картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона «Новая планета» Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Витя-подпасок» Сочинение-описание по картине В.Г. Перова «Тройка»
[править] Описание
Картина объединила сразу два вида живописи — это пейзаж и жанровая сценка. Она представляет собой зарисовку московского городского пейзажа второй половины XIX столетия. Погожий летний день. Голубое небо в светлых облачках создает атмосферу воздушности. Двор зарос травой — она передана художником во всевозможных оттенках, от светлых солнечных бликов до темной тени; кое-где — цветы, но не яркие, не выращенные садовником благоухающие красавцы, а неброские, полевые, взошедшие нежными и робкими вкраплениями. Среди невысокой, но еще не пожухлой травы расположились дети, чуть дальше — куры, тоже выпущенные на дворик. Прясо — покосившаяся избенка-сарайчик с проваленной крышей — надо бы починить, да пока пусть так постоит; чай, не фасад, не на улицу выходит, во двор… Поодаль слева — женщина несет ведро воды. Справа телега с запряженной лошадью, но еще не готовая к выезду; а пока лошадь может спокойно пожевать травку…
На заднем плане видна каменная церковь. Это московский Храм Спаса Преображения на Песках. Церковь сохранилась по сию пору. К тому времени, когда Поленов запечатлевал ее на своем полотне, она насчитывала более полутора лет — была возведена в 1711 году на месте сгоревшей деревянной.
Всё обыденно на этом полотне, вроде ничего особенного. Но эта обыденность завораживает — она трепетна и лирична, а безмятежность и теплота летнего утра переданы с такой любовью, с такой гармоничной проникновенностью, что вырастают до самых высоких нот обобщения русской пейзажной живописи и обращены прямо к сердцу зрителя.
Чуть позже, в том же 1878 году Поленов создал картину «Бабушкин сад», где изобразил тот же дворянский дом, выходящий в этот двор, с другого ракурса.
Популярные сочинения
- Мои лучшие каникулы сочинение Больше всего на свете мне нравится лето. И я считаю, что это самое лучшее время года. Именно летом всем хочется брать не только выходные, но и отпуск для того чтобы в полной мере ощутить лето
- Сочинение Тема ума в комедии Горе от ума Каждый здравомыслящий человек ставит знания превыше всего. Но как мы помним из истории «слишком умных», отличающихся от общей массы людей, всегда высмеивали, унижали
- Сочинение на тему Старый Новый год Один из самый популярных праздников в России, является такой праздник, как Новый Год. Его ждут все с нетерпением, готовят подарки для близких и родственников. Вся страна встречает его с залпами салютов
Описание картины Василия Поленова «Московский дворик»
Мелкие уколы немногочисленных озадаченных критиков, обвиняющих Поленова в фотографичности и поверхностности, не оставили царапин на этом свежем взгляде на природу. Третьяков купил все выставленные восточные этюды. Молодые художники, толпясь у этюдов Поленова, заряжались от них солнечной энергией и размышляли: где же мастер черпает эти яркие, чистые, смелые цвета, в то же время трогательно нежные, необычные для русской живописи. Где же он брал эти звонкие краски?
Московский дворик. Этюд
Впервые они зазвучали в лучезарном «Московском дворике». В 1877 году в Трубниковском переулке (на Арбате) художник снял квартиру и сделал этюд со Спаса-на-Песках, видного из окна мастерской. После Санкт-Петербурга Москва кажется Поленову душевной и живой. Работается весело. В девять утра он уже за работой, откладывает кисти только в девять вечера. Такого упоения и радостного волнения — все получается! — он не испытывал, возможно, с самого детства. Сарай пусть стоит здесь же. Старый дом на первоначальном этюде вырастает в барский ветхий особняк. Вид сверху? Нет, давайте зайдем в этот двор, пусть он будет таким, каким видят его обитатели. На уже прогретую траву высыпали дети. Женщина, полная сил, бодро несет тяжелое ведро. Лошадка, готовая к работе, дожидается хозяина. Еще не полдень, но солнца уже немного больше, чем в этюде. Оно ласковое, и воздух свеж. Тянутся к небу золотые купола окутанных дымкой церквей. К Спасу-на-Песках добавляется Никола в Плотниках. Ничего не выделено, не подчеркнуто. Нет ни натурализма, ни риторики. Праздничный свет окутывает все вокруг. Что за праздник? Откуда? Самый обычный день, даже не воскресенье. Сверкающие купола и ласковое солнце, нарядные полупрозрачные стены и мирная жизнь обитателей дворика создают такое настроение. Настроение, которое было свойственно художнику при работе над картиной «Московский дворик» в 1878 году, которая экспонируется на выставке Товарищества передвижных художественных выставок.
Поленов не то чтобы не ценит свое творение, сделанное без особого труда, без мук и пота — на вдохновении. Он немного стесняется того непосредственного детского взгляда на окружающий мир, воспринимающего все с доверием, легкостью и счастьем, с любовью к этому захолустью, где каждая деталь — родная и близкая — является частью гармоничного целого мира. Поленов знает, что все ждут от него серьезной, исторической картины, а он в это время наслаждается уголком старой Москвы. «Когда «Московский дворик» был впервые выставлен, рядом с ним все этюды и пейзажи других художников казались черными, как клеенка, настолько много света, воздуха, жизнерадостности и правды было в этой небольшой по размеру, но глубокой по содержанию картине…» — вспоминал ученик Поленова В.Н. Бакшеев.
Мастер, писавший «Московский дворик», уже прекрасно владел пленэром. Передавая свет, он довольствуется только самыми необходимыми цветами: зеленая трава, светло-голубые, слегка зеленоватые крыши, голубое небо, серовато-палевые постройки и забор, — благодаря чему добивается общей гармонии.
Год написания картины: 1878.
Размеры картины: 64.5 x 80.1 см.
Материал: холст.
Техника написания: масло.
Жанр: городской пейзаж.
Стиль: реализм.
Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
Популярные сочинения
- Сочинение Письмо маме Здравствуй, моя драгоценная мамочка! В этот яркий и солнечный день я решила написать тебе письмо. И таким способом передать свои искренние и теплые чувства к тебе.
- Сочинение Как учились в школе родители Наверное, если спросить у каждого человека про их лучшие годы, то практически каждый из них скажет, что все самое лучшее было в школе. И забыть об этих моментах невозможно. Конечно же, ученики были разными, как и сегодня
- Сочинение-описание по картине Летний день. Цветет сирень Копытцевой (8 класс) Чувствуете этот непередаваемый аромат? А я чувствую! Первое что так явно бросается в глаза на картине Копытцевой это конечно же огромные кусты сирени. Майя Кузьминична Копытцова — это очень известный русский художник
Популярные сочинения
- Сочинение Главные герои произведения Горе от ума (характеристика) Один из самых главных героев. Относится к положительным персонажам. Молодой, красивый и образованный человек. Благороден, проницателен, имеет высокие стандарты. Очень активен
- Краткая характеристика главных героев романа Война и мир Одним из главных героев в романе является Андрей Болконский. Князь красивой внешности, который мечтает о военной славе. Для Андрея самым главным в жизни является долг перед Родиной.
- Красота человека — сочинение Если осмотреться вокруг, то не сложно сделать вывод, что в мире не найти двух одинаковых людей. Возможно, вы не согласитесь и скажите, что близнецы имеют абсолютно одинаковое лицо, но это не так
Популярные сочинения
- Культура поведения — сочинение рассуждение Культура поведения бывает очень разной – зависит от страны и эпохи. И даже в одно время в одном месте она тоже может разниться – от человека к человеку.
- Сочинение на тему Кем я хочу стать в будущем В наше время существует множество различных профессий. Но для того что бы выбрать ту единственную, необходимо в первую очередь разобраться в себе. Ведь не каждая высокооплачиваемая профессия может подходить вам.
- Современному школьнику компьютер не заменит друзей — сочинение (рассуждение) Все мы сегодня очень легко подключаемся к компьютерам. Почему это так? С одной стороны, потому что через них мы разгружаемся, отдыхаем, а с другой — избегаем неудобств живого общения.
Популярные сочинения
- Сочинение Самсон Вырин в повести Станционный смотритель (Образ и характеристика) Самсон Вырин – это образ маленького скромного человека. Вначале повести – это бодрый и свежий мужчина лет пятидесяти. Он служит на станции смотрителем. Труд его тяжёлый и неблагодарный, но Вырин честно и добросовестно выполняет свои обязанности
- Описание картины Иней Бакшеева сочинение для 5 класс Творческая жизнь известного художника Василия Николаевича Бакшеева – это погружение любителей искусства в мир природы родного края, проникновение в жизнь простых людей с их повседневными заботами.
- Сочинение Бабушка и дедушка Бабуля и дедуля. По-другому я не могу называть этих замечательных людей. Я испытываю к ним непреодолимую нежность и уважение, так как всё детство я провела у них. Поэтому сейчас я бы хотела поподробнее рассказать про них и их жизнь.
Сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик»
Поленов — художник, который создавал картины разной тематики. Часто это были картины на историческую тему, его привлекали жанровые картины, а также он увлекался написанием портретов. Любил Поленов создавать и пейзажи. И вот в 1877 году художник создает, как оказалось, настоящий шедевр, что принес ему огромную славу став его визитной карточкой. Это была картина Поленова Московский дворик, которую он в 1878 году представил на выставке, назвав работу наброском, картинкой.
Поленов Московский дворик описание картины
Картина Василия Поленова Московский дворик переносит нас в далекое прошлое, ведь сегодня сложно в Москве отыскать подобные места. Сегодня столица далеко не провинциальная, она суетливая, шумная, поражает своим могуществом и архитектурой. И вот нам попадается такая теплая, светлая картина под названием Московский дворик.
Смотришь, и трудно поверить что когда-то Москва с ее современными дворами была именно такой. А ведь была же и данный дворик действительно существовал. Его автор увидел из окон квартиры, что хотел снимать, когда приехал из-за рубежа.
Московский дворик словно свидетельство зарождения современной столицы, как начало истории, начало той самой монументальной грациозности, которую мы видим сегодня. А когда-то столица была провинциальной, о чем свидетельствует изображенный дворик. И такие дворики были не единичными. Они были повсюду.
Что же изображает художник? Когда работаешь над описанием полотна Поленова Московский дворик, то видишь целый мир, где царит провинциальный уклад жизни, изображенный в начале лета.
Глядя на работу Василия Дмитриевича Поленова кажется, что он изображает утро. День обещает быть жарким и солнечным. С каждой минутой дворик оживает, поэтому мы видим запряженную лошадь, что ожидает своего хозяина, кур, которые что-то ищут в траве, женщину, направляющуюся к колодцу с ведром.
На переднем плане автор изображает детей. Они проснулись, возможно уже и позавтракали после чего сразу же бросились играть во дворе. Вот один ребенок направляется к закрытому погребу, двое других малышей легли на травку и наблюдают за пролетающими облаками. А недалеко сидит малышка, которая почему-то без настроения
Может она плачет, чтобы и на нее обратили внимание, а может что-то не получается сделать
По левую сторону на картине изображен старый деревянный забор, за которым растут густые деревья и кустарники. Забор перетекает плавно в особняк, за которым стоит сарай и иные постройки.
На заднем плане мы видим изображенную святыню — пятиглавую церковь, а рядом с ней, стремящаяся ввысь к голубому бескрайнему небу колокольня.
Картина яркая, светлая, даже скажу, солнечная, добрая и живая. Когда смотришь на полотно Поленова, то появляются только прекрасные чувства, чувство радости и хорошего настроения.
История появления картины
В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев. Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках. Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».
Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.
Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.
Популярные сочинения
- Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина Чуть ли не каждый пятый в мире знает великого русского поэта и драматурга Александра Сергеевича Пушкина. После себя он оставил тысячи лучших произведений, которые в школах изучают по сей день.
- Сочинение Любовь Раневская в пьесе Вишнёвый сад (образ и характеристика) Раневская Любовь Андреевна ─ главная героиня произведения, разорившаяся помещица, обладающая эффектной внешностью и великодушием. Она считается собирательным образом русского дворянства
- Старый друг лучше новых двух — сочинение-рассуждение Старый друг лучше новых двух — это не просто известная пословица, это – истина, проверенная веками. Сколько бы нам не было лет, какой бы статус мы не занимали в жизни нам всегда необходим надежный друг,
История появления картины
Критик Стасов, на просьбу Поленова оценить его творчество, сказал что пишет он хорошо, но отстранено, в картинах нет любви к России… И предложил уехать в творческое путешествие по Европе. Василий Дмитриевич так и поступил, вернувшись домой лишь через 6 лет, в 1877 году. Всё это время он знакомился с работами величайших западноевропейских живописцев.
Но забыть слова Стасова Поленов не мог. Мнение критика сильно огорчало художника, всей душой любящего Родину. По возвращению из поездки он решает написать картину на русский исторический сюжет — насильственное пострижение в монахи боярышни, не прошедшей по «конкурсу» в жены царя Алексея Михайловича. Для создания соответствующего настроения решил писать картину не в Петербурге, где жил в то время, а в Москве. По приезду сюда он снимает квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках (дом Баумгартен (вл. 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков).
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его», — так Поленов описывал историю создания пейзажа «Московский дворик». Но изначально картина была безлюдной, лишь через год Василий Дмитриевич переписал этюд на холсте заново, немного изменив ракурс и расширив вид, а также добавив людей. В итоге, Поленов так и не осуществил свой первоначальный план по написанию исторической картины. Более того, он «остыл» к картинам на исторические темы, а продолжил писать «бытовые» сюжеты с московскими пейзажами.