Валентин серов

Юные годы и начало творчества

В 1880 году Валентин прошел вступительные испытания в Академию художеств. Но 5 лет спустя его здоровье ухудшилось, и обучение было прекращено. Выбрав данное заведение, будущий художник намеревался оказаться в числе воспитанников Павла Чистякова – педантичного, дерзкого педагога, советам которого внимали признанные мастера живописи.

Чистяков руководствовался специфическими методами преподнесения информации. Если ученики совершали грубые ошибки, профессор не гнушался насмешек и язвительных замечаний. Малейшая деталь подвергалась нещадной критике. В сыне композитора Серова наставник разглядел недюжинные способности и охотно ознакомил его с бесценными экспонатами Эрмитажа.

Портрет Валентина Серова в молодости

Мне нравитсяНе нравится

Преданных товарищей Валентин обрел не только в период учебы. После ухода из Академии он принимал активное участие в Амбрамцевских культурных мероприятиях. Устраивались многочисленные спектакли, в которых Серову отдавались главные роли (преимущественно комические). Ему удалось завоевать интерес публики, стать всеобщим фаворитом.

Живописцы, являвшиеся членами Абрамцевского творческого объединения, особенно увлекались народным ремеслом. Врубель, ставший самым преданным приверженцем клуба, создал гончарную мастерскую. Именно там он трудился над своими известнейшими скульптурными творениями. Серов посвятил ему одну из работ – «Черт, вылезающий из корчаги».

Савва Мамонтов, меценат и давний приятель семьи Серовых, помог Валентину найти постоянных заказчиков портретных произведений. К нему обращались известные, состоятельные персоналии: оперные певцы, предприниматели, общественные деятели.

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» привлекли внимание многих востребованных критиков на выставке МОЛХ (Московское Общество любителей художеств). Они принесли невиданную славу Валентину Серову

Ему удалось «заткнуть за пояс» многих творцов того временного периода.

Жанр и история создания картины

Серов стал известен благодаря портретам, на которых он изображал актеров, певцов, знаменитых соотечественников и членов их семей. Широко известны такие работы живописца:

  • «Девочка с персиками»;
  • «Савва Мамонтов»;
  • «Мария Васильевна Якунчикова»;
  • «Летом» (Портрет Ольги Федоровны Серовой);
  • «Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Спустя годы изображенный на картине мальчик станет уважаемым человеком и яркой личностью. Михаил Михайлович Морозов прославится как литературовед, преподаватель английской литературы и переводчик. Он посвятит свою жизнь изучению творчества Шекспира и станет основателем научного шекспироведения. Морозов подготовит первое в стране издание «Гамлета» на английском языке.

Он останется в памяти как образованный человек, поражающий даже иностранцев хорошим знанием английского языка. Более подробно с биографией Михаила Морозова можно ознакомиться в Википедии.

Похищение Европы

Картина «Похищение Европы» была создана в 1910 году. Ее сюжет был взят из мифологии.

Зевс полюбил дочь царя Агенора Европу. Он явился к ней и к ее подругам в образе красивого быка. Девушки играли с ним. А когда Европа села на спину быка, он поплыл с ней на Крит. Там она стала женой Зевса.

Идея написать эту картину появилась у художника после посещения Крита в 1907 году, где он изучал остатки Кносского дворца.

У него получилось монументальное панно. Его бык – рыжий, а не белый, как до этого было принято его рисовать. Цвет выбран не случайно. На фоне сине-фиолетового моря ярко-оранжевое пятно смотрится особенно выразительно.

Модели Серова

Чему так завидовали многие художники конца 19 века? Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других? Одна из сложнейших техник Валентина Александровича — игра со светом. Для примера стоит взять всю ту же «Девушку, освещенную солнцем». Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. Здесь можно вспомнить Ван Гога, наиболее яркого представителя постимпрессионистского направления. Некая топорность, чрезмерная яркость, грубые и смелые мазки кисти — все эти черты присутствовали и в работе Серова. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности? Вопрос нерешаемый.

Картина, вышедшая в свет чуть раньше «освещенной солнцем», именовалась «Девочкой с персиками».

Среди изображенных на полотнах личностей, помимо обыкновенных знакомых художника, было множество знаменитостей, с которыми лично общался Валентин Серов. Биография творца содержит в себе множество интересных знакомств и встреч. Отдельно стоит выделить итальянского музыканта Анджело Мазини, оперного певца Франческо Таманьо, художника Константина Коровина и многих других знаменитостей.

«Похищение Европы»

В 1907 году Валентин Серов путешествовал по Греции вместе с Львом Бакстом. Художники побывали на острове Крит, изучали фрагменты древнего Кносского дворца и его фресок. У Серова родилась идея создать полотно на античный сюжет, и он выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, а после увез на Крит и женился на ней.

Первые наброски к будущему полотну художник создал еще в Греции: зарисовал быков, везущих повозки. Однако натуру для героев полотна пришлось искать еще долго — в Испании, Италии и Франции, где Серов побывал позже. В итальянской деревушке Орвиетто живописец отыскал мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицца привез эскизы с изображением морских волн.

Серов закончил картину в 1910 году. Он переписывал ее несколько раз, дорабатывая композицию и выбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизма: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна коричневые и синие оттенки — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок.

Биографические сведения

Отец Серова, Александр Николаевич (внук крещеного еврея, сенатора и естествоиспытателя К.Л. Габлица, 1752–1821) — композитор, художественный критик и теоретик музыки; мать, Валентина Семеновна (1846–1924; дочь крещеных евреев,урожденная Бергман) — пианистка (ее учителем был А. Г. Рубинштейн), композитор, автор оперы «Уриэль Акоста» (1885), написала воспоминания о Серове.

Серов был практически принят в семью великого мецената Саввы Мамонтова после смерти своего отца. В Абрамцево — колонии искусства Мамонтова — он встретил ведущих художников того времени, в том числе Репина и Марка Антокольского.

Талант Серова проявился в детстве; в 1874–75 гг. в Мюнхене он начал брать уроки живописи и рисунка, а затем в 1878–80 гг. учился у И. Репина.

В 1880 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где его педагогом стал П. Чистяков, который, по словам самого Серова, был лучшим учителем законов формы. Там он подружился с Михаилом Врубелем, которого представил Мамонтову, и Леоном Бакстом, поощрявшим его интерес к сценографии. В 1885 г. Серов ушел из Академии, считая свое академическое образование завершенным.

Портрет Николая II

К концу XIX века Валентин Серов стал знаменитым и модным в Петербурге художником. Заказчики портретов записывались к нему в очередь. Среди них были и члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II.

В 1900 году художник закончил домашний портрет Николая II, царь хотел подарить его императрице Александре Федоровне. Полотно Серов написал всего за два сеанса. Сначала работа не ладилась и живописец никак не мог сделать удачный набросок. Потом Николай, утомившись, присел за стол — этот момент и «схватил» Валентин Серов. Он сразу же создал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В один момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она вышла, а художник продолжил работать.

Парадные портреты знати в ту эпоху были полны роскошных атрибутов — изящные одеяния, знаки отличия, торжественные интерьеры. Николай же изображен в своей повседневной одежде — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет выглядит эскизом: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубоваты, фигуру императора окружает контур, а фон обозначен условно — неясная серая поверхность. В этом была задумка Валентина Серова: изобразить не возвышенный образ императора-небожителя, а человека, которому присущи обычные, «земные» качества.

Ранние работы

Наиболее выдающимися работами раннего периода были портреты: «Девушка с персиками» (1887) и «Девушка освещённая солнцем» (1888), обе находятся в Третьяковской галерее. В этих картинах Серов сосредоточился на спонтанности восприятия модели и природы. Признаки раннего русского импрессионизма появились в развитии света и цвета, комплекса гармонии отражений, чувства насыщения атмосферой и свежего живописного восприятия мира.

Портретное искусство и успех

Начиная с 1890 года портрет стал основным жанром в творчестве Серова. Именно в этом жанре его ранний стиль станет очевидным, а картины будут отличаться психологически точными характеристиками изображаемых. Любимыми моделями Серова были актёры, художники и писатели («Константин Коровин», 1891, «Исаак Левитан», 1893, «Николай Лесков», 1894, «Николай Римский-Корсаков», 1898, — все в Третьяковской галерее).

Девушка с персиками (1887) стала картиной, открывшей русский импрессионизм.

Первоначально Серов воздерживался от полихромного, яркого стиля живописи 1880-х годов, и часто предпочитал преобладающую гамму чёрно-серого или коричневого тона. Черты импрессионизма иногда появлялись в композиционном построении портрета или захвате чувств спонтанных движений. Как и в творчестве его современников, Джона Сингер Сарджента и Андерса Зорна, импрессионизм не был догматичным, но происходил от учения Халса и Веласкеса настолько же насколько и от современной теории. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам, и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). В этих правдивых, композиционно правильных и живописных исполнениях в величественной манере, Серов постоянно использовал линейно-ритмический рисунок в сочетании с декоративно-цветовыми комбинациями.

В то же время, он разработал контрастное направление: часто создавал интимные, искренние, камерные портреты, в основном женщин и детей. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Серов часто обращался к различным графическим методам — акварели, пастели, литографии и так далее. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909; многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). В 1890-1900 годах Серов написал много пейзажей страны, в которых художественное направление взял романтический поворот.

«Девушка, освещенная солнцем»

На одной из самых «отрадных» картин Серова изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица.

Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова».

Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся…» Искусствовед Игорь Грабарь, из монографии «Валентин Серов»

Юность Валентина Серова

Находясь в Москве, юный Серов решает поступить в художественную Академию. В 1880 году он успешно сдает экзамены и начинает учебу. Учителем Серова был известнейший на тот момент профессор Чистяков. Его учениками были такие гении, как Поленов, Врубель, Репин, Суриков и многие другие художники. В этом ряду оказывается и Валентин Серов.

Биография любого творца не может обойтись без упоминаний об учителях, давших азы будущим гениям. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. Он обладал авторитарным стилем обучения, постоянно насмехался над любыми, даже самыми небольшими ошибками учеников. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Профессор смог многое дать Серову: он познакомил его с экспонатами Эрмитажа, заинтересовал стилем старинных мастеров. Юный Валентин многое перенял от своего наставника: здесь стоит выделить и спокойную, «вдумчивую» манеру письма, и здоровый перфекционизм, и умение грамотно обращаться с цветовой гаммой. Вскоре Серов покидает академию. Произошло это спустя пять лет после поступления. Знаменитый художник много и сильно болел, из-за чего попросту не был способен продолжать обучение дальше.

Несмотря на то что Валентин решил покинуть стены Академии, он не растерял своих друзей-сокурсников. Так, Серов постоянно участвовал в Абрамцевских культурных мероприятиях, где исполнял роли в небольших спектаклях. Аудитория любила Серова и даже дала ему ласковое прозвище «Антоша».

Серов не был задействован в одних лишь театральных представлениях. Савва Мамонтов, давний друг Валентины Бергман, обеспечивал Серова многочисленными заказами на портреты. Этим он и смог доказать, что в первую очередь Серов Валентин — художник.

Семья и дети

В 1889 году Серов женился на Ольге Фёдоровне Трубниковой.

Девушку воспитали родственники Серова по материнской линии Симоновичи, в их семье и произошло знакомство художника с любовью всей его жизни. Яков Миронович Симонович лечил от туберкулёза маму Оли. Но женщина умерла, и тогда Симоновичи приняли решение взять Олю в свою семью и воспитали её, как родную дочь.

Долгие девять лет они ждали тот день, когда станут мужем и женой. Сотни написанных писем и сказанных тёплых слов, наполненных любовью и нежностью. Благодаря Третьякову, который купил картину «Девушка, освещённая солнцем», Серов, наконец-то, смог на заработанные деньги сыграть свадьбу с любимой женщиной.

29 января 1889 года они венчались в Санкт-Петербурге в Храме Пресвятой Богородицы, свидетелем был И. Е. Репин.

После свадьбы они вместе побывали в Париже на Всемирной художественной выставке, после чего вернулись в Россию и поселились в Москве. У Серовых родилось шестеро детей.

Старшая дочь Ольга родилась в 1890 году, после революции, когда власти конфисковали серовский домик, осталась жить в стране. Умерла в 1946 году, после смерти Ольги в 1947 году были напечатаны её воспоминания об отце.

Сын Александр, родился в 1892 году, окончил Петроградский политехнический институт. Уехал жить в Ливан, для этой страны он разработал ирригационную систему, картографию водоёмов и рек, создал первые правила уличного движения. Он прожил дольше всех детей Серовых, умер в 1959 году.

Юрий родился в 1894 году, эмигрировал во Францию, где выступал на сцене. Скончался в 1929 году в возрасте 35 лет.

В 1896 году родился сын Михаил, жил в Москве, умер в 1938 году в возрасте 42 лет.

Сын Антон, родился в 1900 году, как и брат Михаил, прожил 42 года, погиб во время блокады Ленинграда.

Самая младшенькая дочь Наталья родилась в 1908 году, она была любимицей в семье, особенно обожал её отец. Уехала из России, жила во Франции, умерла так же, как и два старших брата, в возрасте 42 лет.

Интересные факты

«Девочка с персиками» известна как самая популярная картина Валентина Серова, хотя живописец написал около двух сотен полотен. Но именно об этом творении много говорят, и с ним связаны некоторые интересные факты:

  • Сначала картина была названа «Портрет В. М.». Но автор понимал, что на ней изображена не просто Верочка. Это сборный образ юности.
  • Это произведение было создано Серовым в 22-летнем возрасте, тогда он еще не был известным. Но после написания «Девочки с персиками» он стал популярным портретистом.
  • Картину Серов писал, находясь в Абрамцево. Это место было средоточием русской культуры. Здесь гостили многие творческие люди: живописцы, композиторы, писатели.
  • Сюжет появился спонтанно: когда Серов работал в столовой, вбежала Верочка, взяла персик и села за стол. Серова впечатлил этот образ, и он уговорил девочку, чтобы она позировала ему для картины. Свое творение он много раз переделывал, поэтому работа длилась почти три месяца.
  • Девочка одета в повседневную простую блузку. Так как момент был выбран спонтанно, и художник решил ничего не менять.
  • Все предметы, изображенные на картине, существовали. Это реальная обстановка столовой Мамонтовых. За открытой дверью виднеется гостиная, где любили собираться друзья семьи.
  • Художник изобразил персики, выращенные в Абрамцево. Савва Мамонтов оборудовал оранжерею, для южных фруктов. За персиковыми деревьями ухаживал отдельный садовник.
  • В углу за плечом девочки виднеется яркая фигурка гренадера. Она была куплена в Троице-Сергиевой лавре у кустарей. Игрушку раскрашивал Серов.
  • На полотне изображены разные виды стульев: со спинками в форме лиры, в стиле жакоб, с латунными вставками. Многие достались Мамонтовым от Аксаковых и уже тогда являлись антиквариатом.
  • За окном видна Гоголевская аллея Абрамцевского парка. Автор передал реальные детали: на рамах видна облупившаяся краска. Это добавляет полотну естественности.
  • На стене висит тарелка, выполненная в технике майолика. Савва Мамонтов увлекался керамикой, создал свою гончарную мастерскую.
  • Верочку Мамонтову любили рисовать художники. Но самым известным является портрет работы В. Серова. У него девочка получилась немного старше своих лет. Но ему удалось отобразить живой, веселый характер девочки.

Картина «Девочка с персиками» стала уникальным, неповторимым шедевром В. Серова. Он вложил в нее душу. Сам художник признавался, что это его лучшее творение, и он ни разу больше не смог достигнуть такого уровня.

Крупные заказы

Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Среди них были и приближенные императора. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов. Биография творца на этом моменте пополнилась еще одним важным событием: художнику поступил крупный заказ от харьковских дворян, желавших приобрести портрет царя. В задачу Валентина Александровича входило написание как самого императора, так и его семьи. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. А где можно было брать основной материал? Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Фотографии — вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.

Валентин Александрович работал над портретом 3 года. За все это время он увидел царя всего раз, и то по чистой случайности.

Несмотря на свой высокий статус, Серов не хотел быть «придворным» художником. В его цели не входила постоянная лесть высокопоставленным лицам, а потому и поведение его было слегка вызывающим. Известен, например, случай конфликта Валентина Александровича с царицей. Последняя, указав на якобы имеющиеся ошибки в работе творца, получила резкий отпор со стороны Серова. Дело и вовсе закончилось извинениями Николая II перед художником.

Серов трудился над портретами многих князей, княгинь, актрис и прочих знаменитостей. При этом у него оставалось время и на пейзажи. О чем именно здесь можно рассказать?

А была ли мама?

Его отец – знаменитый композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820–1871) в 1863 году женился на своей семнадцатилетней ученице Валентине Семеновне Бергман. «Родная мать Валентина Александровича всегда была чрезмерно чем-либо увлечена: сочинительством очередной оперы, любовью к Немчинову, музыкальными проповедями в деревне. Так же чрезмерно она увлекалась воспитанием сына, превратив его жизнь в сплошной экзамен».

Мать ко всему была еще нигилисткой и поклонницей идей о полном равенстве мужчин и женщин. Она отрицала элементарный этикет: например, всегда презрительно усмехалась, когда Илья Ефимович Репин уступал ей место.

Несмотря на все ее усилия, а возможно, благодаря им, «мальчик развивался очень медленно. К двум годам он еще не говорил, да и позже у него случались периоды какого-то отупения, когда он не произносил ни слова, не мог понять простых вещей». Последнее обстоятельство свидетельствует о нарушении психического развития, конкретнее – о специфическом расстройстве развития речи. Ребенок долго не мог произнести ничего, кроме звуков «му» и «бу», и мать с ним изрядно помучилась. Но и позже, когда мальчик наконец-то заговорил, на него периодически нападали моменты заторможенности, «какая-то вялость, умственная неповоротливость мешала ему осиливать самые обыкновенные затруднения. Миновав такие периоды, он снова входил в норму и проявлял остроумие, понятливость, а главное – феноменальную наблюдательность».

В шестилетнем возрасте Валентин Серов потерял отца, а его мать-пианистка решила не прерывать своего музыкального образования. Она оставила сына на попечение своей приятельницы Н. Н. Друцкой-Соколинской и уехала за границу. Но нет худа без добра. Друцкая-Соколинская организовала в своем имении коммуну для совместной обработки земли, и именно там у «коммунара» Серова впервые проявился талант к рисованию. Через два года, убедившись, что пристрастие Валентина к живописи серьезно и мальчик делает определенные успехи, мать отвезла его в Париж. Там в то время жил Репин, и Валентина Александровна договорилась с художником о регулярных занятиях с сыном. Общение с великим художником и самостоятельное рисование оказались единственными развлечениями мальчика, так как мать сочла свой родительский долг полностью выполненным. К этому времени у Серова окончательно сформировался замкнутый и угрюмый характер, который на протяжении всей жизни отмечали его друзья и знакомые.

Подросток ничего не брал в руки, кроме карандашей и палитры, категорически отказывался от изучения общеобразовательных предметов. Весной 1879 года он был отчислен из гимназии за неуспеваемость. Но уже на следующий год он сдал вступительные экзамены в Императорскую академию художеств, чем осчастливил свою мать. Заметим, что Валентину в то время было меньше положенных для поступления 16 лет.

Болезненное призвание

Обучение Серова в академии проходило не менее конфликтно, чем в гимназии. Случившееся весной 1886 года официальное отчисление из-за пропуска занятий без уважительных причин юноша воспринял спокойно: внутренне он давно был готов к этому. Отсутствие прилежания в посещении уроков ни в коей степени не свидетельствовало об отсутствии у него трудолюбия. Более того, постепенно он проникся сознанием, что работа живописца – это «мучительный процесс». В письме к Ольге Трубниковой художник признался: «…каждый портрет для меня целая болезнь». И продолжал ежедневно рисовать, рисовать, рисовать… После картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) Валентин Серов стал знаменитостью.

Выразительные средства

Серову удалось написать реалистичный портрет активного ребенка в стиле импрессионизма. Для работы над полотном мастер выбрал не открытое пространство, а замкнутое помещение. Главная тема работы — сияющий образ маленького мальчика, его белая одежда и румяное, пышущее здоровьем лицо.

Картина написана в нежных пастельных тонах. С помощью нежных оттенков автор подчеркивает детскую непосредственность и готовность воспринимать все, что говорят взрослые. Цветовая палитра насыщена теплыми цветами:

  • розовым;
  • медовым;
  • оливковым;
  • светло-коричневым.

Изображение детской фигурки построено на контрастах. На темном фоне большого кресла живописец изобразил мальчика, одетого в белую рубашку. Силуэт ребенка обрамляет легкое сияние, передающее движение воздуха вокруг малыша. Так Серов хотел передать подвижность и неусидчивость маленького Мики.

Кажется, что массивные подлокотники пересекают изображение по диагонали. Такой прием позволяет расположить детскую фигуру ближе к зрителю и сделать его движения выходящими за границы полотна.

Серов делает пространство глубоким. За счет дальней перспективы у зрителя возникает впечатление, что мальчик с полотна смотрит на него. Дальнее расстояние не требует детализации изображения, создает целостность восприятия и делает портрет живым и выразительным.

Удачно подобранное освещение точно передает цвет и бархатистость кожи ребенка, кудрявые волосы, горящие глаза и стремительные движения.

Работы Серова отличаются большим разнообразием положений персонажей

С особым вниманием художник относился к выбору жестов, поз и выражению лица. Он был уверен, что портрет должен быть индивидуальным и отражать внутреннее содержание человека

Современники с восторгом восприняли картину, считая ее символом беззаботного и счастливого детства. Зрители отмечали высокое сходство изображенного на портрете мальчика с сыном Морозова.

Портрет княгини Щербатовой

В 1911 году князь Сергей Щербатов заказал Серову портрет своей супруги — Полины Щербатовой. Княгиня была статной красивой женщиной, и художник делал к портрету множество набросков в разных интерьерах, предлагая княгине позировать то стоя, то сидя. Наконец удачный ракурс был найден: Полина Щербатова стояла у старинной вазы екатерининских времен.

Как вспоминал позже князь: «…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Валентин Серов сделал набросок углем.

Однако портрет остался незаконченным. В назначенный день в княжеский особняк позвонил сын художника Антон Серов и сообщил: «Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но… он умер».

Живописец умер дома — от внезапного приступа стенокардии. Ему было всего 46 лет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: