Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Болезнь и смерть
В последние годы жизни Одоевский становится большим другом о. Дмитрия Разумовского, известного московского писателя и исследователя церковной древнерусской музыки. По рекомендации Владимира тот стал руководителем новой кафедры при Московской консерватории. Перед смертью батюшка исповедовал и причастил писателя.
Одоевский ушёл из жизни после продолжительной болезни 11 марта 1869 г., когда ему было 64 года. Похоронен в Донском монастыре. После его смерти не осталось какого-либо состояния. В последние дни его особенно сильно поддерживала заботливая и верная супруга. Когда Владимир скончался, она передала его книжный архив в Императорскую публичную библиотеку. Всё, что было связано с музыкой (рукописи, ноты, энгармонический клавицин), отправлено ею в Московскую консерваторию. Переданные предметы стали основой для создания музея при этом заведении. Жена пережила Одоевского всего на пять лет.
Парижский период
Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.
Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм
Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.
Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:
Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.
«Две девушки на берегу ручья» 1920-е
На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.
Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.
Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.
Автопортрет 1910
Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.
Личная жизнь
В 1826 году, вскоре после переезда в Санкт-Петербург, Владимир женится на 29-летней Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Она была старше супруга на 7 лет, но это не стало помехой для любви. Их брак был устроен при помощи тётушки Одоевского. Она была фрейлиной при императрице Елизавете Алексеевне и сумела привить окружающим привязанность к избраннику
Это было важно, поскольку будущий писатель, будучи братом декабриста, считался не лучшей партией, да и в семье невесты его не слишком жаловали.
Супруга смогла одарить своего мужа материнской нежной любовью, которой ему так сильно недоставало в детские годы. Художник Соколов написал её портрет, сохранившийся до наших дней. По нему можно судить, что Ольга Степановна была красавицей. При этом девушка имела типичный темперамент светской дамы, что не совпадало с характером Одоевского.
Постепенно тщеславие и забота жены стали обузой для писателя. При этом она помогала ему содержать литературный салон при квартире. Со временем он разделился на две части: светский, где заведовала Ольга Степановна, и музыкально-литературный, главой которого был сам Владимир Фёдорович.
Италия
Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Шубин живет в Италии до весны 1773 г. сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова. В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Живший в Риме И.И. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.
Основные идеи творческого объединения
Вдохновитель и теоретик передвижников – Иван Крамской. Концепция искусства Крамского основана на идеях Николая Чернышевского: картина должна не просто изображать действительность, а «интерпретировать для зрителя, способствуя просвещению и счастью человека». Идея объединения художников на базе передвижных выставок изложена в письме группы московских художников коллегам из Санкт-Петербурга.
В основе идеи передвижников лежат 5 принципов:
- отказ от эстетического реализма;
- отказ от академической рутины;
- невосприимчивость к иностранным влияниям;
- миссионерская роль искусства;
- реализм.
В уставе общества говорится, что цель объединения – организация передвижных художественных выставок во всех городах империи для того, чтобы:
- предоставить жителям провинции возможность ознакомиться с русским искусством;
- развивать у людей любовь к искусству.
Также общество планировало помочь участникам, продающим свои работы, донести творчество до широкого круга зрителей.
Первая выставка состоялась в Петербурге 11 декабря (по старому стилю – 29 ноября) 1871 года в здании Академии художеств. На выставке представили полотна 16 живописцев. Затем картины экспонировались в Москве, Киеве, Харькове. Всего показали 82 произведения от 20 художников.
Особенной популярностью у аудитории пользовалась и до сих пор пользуется картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Живописец Иван Крамской писал другу Федору Васильеву о том, что выставка пользуется успехом у посетителей. Отмечая при этом, что среди массы представленных полотен особенно гости выделяют именно «Грачей».
Выставка передвижников стала ежегодной и демонстрировалась в 12 городах России. Кроме нее, проводились показы и в городах, до которых главные выставки не добирались. В таких случаях экспозиции комплектовали из полотен, которые не выставлялись на продажу при проведении основных выставочных мероприятий.
Запахло осенью
Стоят последние дивные деньки первоначальной осени. Покрыты сусальным золотом леса. Они сверкают на солнце и радуются тишине. Нет ни одного дуновения ветерка, ни один лист еще не опал. Вода в речушке синяя-синяя, небо и то светлей. С чем сравнить красоту увядающей природы? Она дает особенные, ни с чем не сравнимые ощущения. Утром и вечером ложатся росы, вечером слышны крики улетающих стай. В этом времени года можно найти грустное и приветливое, печальное и радостное. Повторяясь из года в год, осень каждый раз несет новое. Это мы видим на картинах художника.
Осень – время философов, когда подводятся итоги прошедшего лета. А потом все замирает в ожидании зимы, но все наполнено радостью, что к зиме с ее морозами деревенька готова. Осень – это и цветные туманы, и мелкий дождик, и колеи, заполненные водой. Владимир Жданов подмечает все изменения, которые происходят, и переносит их на полотно, чтобы и зритель насладился этими упоительными видениями.
Биография Одоевского для детей 3, 4 класса
В.Ф.Одоевский родился в августе 1803 года в Москве, в семье князя Одоевского и являлся последним представителем рода Рюриковичей. Владимир Федорович считается одним из известных писателей-мыслителей, философом и публицистом. Вообще Одоевский был великим человеком, во время своей жизни он не только писал книги, но и занимался меценатством, был изобретателем музыкальных инструментов, работал с бедными, помогал строить детские дома, больницы.
Свое образование Владимир Одоевский получил в Московском институтском благородном пансионе. Уже во время учебы он занялся вплотную литературой. Первыми его работами были переводы с немецкого языка писем известных философов.
По окончанию учебного заведения Одоевский начал работать в Московском архиве Коллегии иностранных дел, одновременно он стал посещать собрание №Общество любомудрия», где познакомился с такими известными людьми, как Грибоедов, Киреевский, Кюхельбекер.
В 1824-1825 годах совместно с друзьями выпустил альманах «Мнемозина», в который вошли не только работы Одоевского, но и Пушкина, Грибоедова. В те же года Одоевский начал писать роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретина», но к сожалению так этот роман и не был закончен.
В 1826 году Владимир Федорович Одоевский переезжает в Санкт-Петербург и устраивается на службу помощником директора Петербургской императорской канцелярии, а впоследствии становится директором «Румянцевской библиотеки». Во времена жизни в Петербурге Одоевский увлекся алхимией и кулинарией, что сказалось на его творчестве. В это время из-под его пера выходят сказки для детей, утопический роман «4338год», где предсказал появление таких современных технологий как интернет, мобильные телефоны.
В 1840 году Владимир Федорович кардинально меняет свои взгляды на европейскую философию и начинает продвигать в массы знание русской словесности. В это же время он ближе познает законы русской церкви, становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.
В 1861 году Одоевский вернулся в Москву и продолжил свою работу по укоренению русских обычаев в высшем обществе, он был против французского языка в общении, и ввозу иностранных философских книг в Россию.
До конца своей жизни Владимир Федорович Одоевский занимался самосовершенствованием. Его интересы охватывали различные стороны жизни.
Умер Одоевский в Москве 11 марта 1869 года и похоронен на Донском кладбище.
Биография Одоевского 3 класс, 4 класс для детей
Биография по датам и интересные факты. Самое главное.
Владимир Жданов: биография
Мы можем представить только скупые анкетные данные. Личная жизнь художника от нас скрыта, так как интервью он не дает.
Рождение – 1959 год, г. Омск.
Учеба:
- 1980–1983 годы, Омский университет, художественно-графическое отделение.
- 1986 год – институт им. Репина в Ленинграде.
- 1988-й – окончание обучения в Красноярском институте. Специальность – академическая живопись.
Работа:
- До 1999 года писал в сибирских городах (Красноярск, Тара, Омск, Тобольск) и деревнях, которые находятся в тайге. На пленэре температуры низкие, доходят до минус 40 ⁰C. Владимир Жданов выработал особую технику письма маслом и акварелью при таких низких температурах. Это его личное ноу-хау.
- 1995 год – пишет иконы для иконостаса в г. Тара (Спасский собор).
- С 1999 живет и работает в Петербурге, который стал «меккой» для наших современных художников. Тематика творчества меняется. На полотнах появляются дворцово-парковые ансамбли, монастыри и крепости.
- 2000-й – серия картин на Ладожском озере («Северный пейзаж»).
- 2001 год – серия полотен с изображением старинных северных городов Руси (Изборск, Великий Новгород, Псков, Псково-Печерский монастырь).
- 2000-2002 годы – пейзажи пригородов Петербурга (Царское село, Ораниенбаум, Петергоф, Павловск).
Работы В. Ю. Жданова ценятся на родине и за ее пределами. Они находятся во многих частных коллекциях, например, у мэра Нью-Йорка, у министра иностранных дел Германии, в американском посольстве в Москве, у консула США в Петербурге.
Творчество В. Жданова заинтересовало кинематографистов. Было снято два документальных фильма, один из которых 1998 году принял участие в фестивале телефильмов в Петербурге.
Долгожданное лето
Как прекрасно таежное лето, когда оно в полном разгаре. Владимир Жданов, а вслед за ним и зрители, восхищаются красотой налившихся всеми красками горячего солнца лугов, речек, могучих деревьев и легкого прозрачного кружевного подлеска. Небольшие стожки и колосящиеся поля окружают затерянные деревеньки. Пейзажи часто украшают посеревшие от времени старинные ветряные мельницы.
Как часто художник показывает нам, что стадо вечером идет домой, куры копошатся в травке, лошадей, запряженных в телеги, – это все, от чего городской человек совершенно отвык. А как хорошо бывают написаны подмытые водой во время половодья мощные корни деревьев, которые упорно хватаются за землю и не дают стволам упасть.
Хорош и костерок, который развел охотник, когда день уже клонится к закату, и набросал в него побольше шишек, чтобы они дали дым, который отгонит таежных насекомых.
История Товарищества передвижников
В начале 1860-х Россию постигла череда социокультурных изменений. В 1861 году отменили крепостное право. Последовавший за этим экономический сдвиг радикализировал взгляды молодежи.
В 1863 году группа из 14 студентов покинула Императорскую Академию художеств. Студенты сочли действующие правила консервативными и «сдерживающими» творчество. По правилам Академии художникам как представителям «высокого искусства» полагалось писать картины на библейские или мифологические сюжеты. Зрителям полагалось восхищаться. К 100-летию со дня основания Академии организовали конкурс. Студентам предложили написать картину «Пир Одина в Валгалле».
14 лучших студентов Академии отказались писать на «несовременную» мифологическую тему и обратились с просьбой позволить автору писать на вольную. В ответ на отказ бунтари покинули учебное заведение, организовав независимое художественное общество – «Санкт-Петербургскую артель художников».
7 лет спустя часть из них создадут «Товарищество передвижных художественных выставок». Художников, вошедших в общество, назовут передвижниками. Всего за время существования общества передвижников в списке участников насчитывалось около 100 фамилий российских художников.
С 1871-го по 1923 год передвижники организовали 48 выставок в Москве и Санкт-Петербурге. После чего включили в программу выставки в Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и ряде других городов.
Карьера литератора
В 1833 году Одоевский выпускает свои «Пёстрые сказки», которые понравились и читателям, и коллегам (в частности, Гоголю). Через год отдельной книгой издан «Городок в табакерке». Его произведения сравнивают со сказками Андерсена. Классикой считаются «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в форме сборника в 1838 г.
В незаконченном романе-утопии «4338 год», работа над которым велась в 1837, писатель предсказывает появление принтеров, телефонов, интернета и блогов. Подводя черту под своими литературными трудами, в 1844 году Одоевский выпускает сборник философских рассказов и эссе «Русские ночи» с нетипичным для писателя содержанием. Наиболее известными произведениями из этого списка являются:
- «Город без имени»;
- «Последнее самоубийство».
Там описываются последствия, ставшие результатом реализации закона Мальтуса о росте населения в геометрической прогрессии, а природных произведений — в арифметической, а также теоремы Иеремии Бентама, которая считала полезное начало целью всех действий человека.
Писателя вдохновляла музыка, он стал автором произведений «Последний квартет Бетховена» и «Себастиян Бах». Одоевский Владимир Фёдорович, книги которого были известны по всей стране, был сторонником просвещения. Он регулярно публикуется в сборнике «Сельское чтение» и становится одним из его издателей. В рамках этого издания выпускались интересные статьи на общеобразовательную тематику. Есть мнение, что Одоевский ещё писал стихи и поэмы, но это не так.
Литература и музыка
Первую писательскую славу Одоевскому принесли его «Пестрые сказки», опубликованные в 1833 году. Ими восхищался Н. В. Гоголь, произведение очень тепло приняли и простые читатели.
Спустя год вышла книга Владимира Федоровича «Город в табакерке», следом за ней – «Сказки и повести для детей дедушки Иринея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, чье творчество сравнивали с Гансом Христианом Андерсеном.
Весьма интересен и роман В. Ф. Одоевского «4338 год: Петербургские письма», в котором писатель предсказал такие блага современной цивилизации как мобильные телефоны, принтеры и прочие технические устройства.
В краткой биографии Одоевского большое место занимает и музыка, которой он увлекался с ранних лет, особенно ее теоретической частью. Изучив огромное количество материала, он пришел к мнению, что музыка базируется на математических законах. Его перу принадлежат книги «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.
Натюрморты
Этот отдельный, можно сказать, цикл явно складывался годами.
Тут нет хрусталя и фарфора, но зато как сияют пузатые бока самовара, как ломится стол от угощенья с ароматной покрытой золотистой корочкой выпечкой. Краснеют ягоды в лукошке, поставленном в высокую зеленую траву, и чья-то рука положила рядом нехитрый букетик полевых цветов из ромашек и колокольчиков. Пышный букет из веток сирени в круглой прозрачной вазе также рассказывает нам о людях, которые вносят в свой дом простую, естественную прелесть природы. Они не проходят мимо нее, не глядя.
Художник В. Жданов любит свою страну во всех ее проявлениях и умеет донести свою любовь до зрителя. Говоря о России с любовью, он не скрывает своего восхищения и невольно учит нас беречь ее красу в большом и малом.
Флорентийская живописная мозаика
Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.
Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.
Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»
Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018:
Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.
Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.
Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.
Личная жизнь Владимира Одоевского
Жена писателя Ольга Степановна Ланская, фрейлина императрицы Елизаветы Алексеевны и дочь тайного советника Александра I, была старше супруга на 7 лет. Семья невесты невзлюбила Владимира Федоровича. Его, кузена декабриста Александра Одоевского, считали плохой партией для «прекрасной креолки», как ее звали за смуглый цвет кожи. Сам Одоевский не одобрял светского образа жизни супруги. Из-за этого у них часто бывали разногласия.
Ольга Степановна Ланская
Несмотря на это, Ольга Степановна смогла одарить Одоевского любовью, о которой он так мечтал в детстве, и, по мнению биографов, заменила ему мать. Супруги вместе управляли салоном: Одоевский отвечал за творческую часть, жена налаживала светские связи.
К сожалению, они так и не смогли завести детей, и род Одоевских прервался со смертью Владимира.
Во Франции
Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.
Признание и препоны
Совет Академии присвоил Федотову звание академика. Сам художник стал очень популярным в обществе, его имя буквально «гремело по городу», а к картинам на выставке невозможно было пробиться – такая всегда собиралась толпа. Симпатию публики усиливал тот факт, что художник сочинил стихотворение-объяснение картины «Сватовство майора», которое не печаталось, а распространялось как рукописное.
Незначительно улучшилось материальное положение художника (на 300 рублей в год)
Оборотной стороной медали стало внимание цензуры – было запрещено делать литографии с работы «Свежий кавалер». Тогда эту картину вместе со «Сватовством майора» живописец решил продать
Покупатель, меценат Прянишников, вместо оговорённых двух тысяч заплатил лишь половину. Нужда заставила художника довольствоваться и этим. Попытки сотрудничать с изданиями тоже не увенчались успехом – иллюстраций собственных басен и рассказов Достоевского широкая публика не увидела – издания не были допущены к выпуску цензурой.
Академия художеств
Ф.И. Шубин. Автопортрет
Как и Ломоносов, юный Шубной после смерти отца с обозом рыбы отправился в Петербург. Зарабатывал тем, что резал табакерки, веера и др. бытовые предметы, охотно раскупавшиеся в городе. В Академию художеств юноша поступил не сразу, а только через 2 года, отработав ещё истопником при царском дворе. В ноябре 1761 г. по Высочайшему повелению Федот Шубной вносится в списки учеников Академии под именем Федота Шубина. Куратором академии был в то время И.И. Шувалов, который способных учеников отбирал в учебное заведение без всяких проволочек. Так в Академию попали Василий Баженов, Иван Старов, Федор Рокотов, Федот Шубин и др. И.И. Шувалов считал, что принимать в это учебное заведение следует только тех, кто уже проявил какие-то наклонности к определённому виду творчества. Вступившая на престол в 1762 г. Екатерина II объявила Академию Шувалова частной, куратора отправила за границу, а Академию художеств открыла вторично на новых основаниях. При Академии было организовано Воспитательное училище, в которое набирались 5-6-летние дети. Учителем Шубина в Академии был француз Николя-Франсуа Жилле, почти 20 лет своей жизни отдавший скульптурному классу петербургской Академии художеств. Он разработал собственную методику обучения, и результатом было воспитание замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского, Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса и др. Он сумел сохранить индивидуальность каждого, при этом дав им общее понимание сути скульптуры как вида художественного творчества. 7 мая 1767 г. Федоту Ивановичу Шубину в числе других выпускников был вручен «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. За хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение трёх учеников Академии, в том числе и Шубина, отправили на 3 года во Францию и Италию «для достижения совершенства» в художествах.
Художник Виктор Васнецов: биография и творчество
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.