Лемох, кирилл викентьевич

Долой академиков! Да здравствуют академики!

Кто в молодости не был революционером — у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов. Эта мысль, приписываемая Уинстону Черчиллю, возможно, была озвучена и раньше — еще кем-то, поскольку в ней много справедливого. Судьба Кирилла Лемоха — очередное тому подтверждение. Восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. И в этом тоже нет никакого противоречия.

Карл Лемох учился в Императорской Академии художеств, и учился весьма успешно. Ему была присуждена даже Золотая медаль (малая) за картину «Моисей источает воду из скалы». Но 19 век — это эпоха становления национальных школ во всей Европе, не только российской школы. И своя школа состоялась по всем направлениям: в музыке — «Могучая кучка», в живописи — Передвижники.

Бунт против «академизма» в живописи состоялся в 1863 году. 14 лучших выпускников Академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, а затем покинули стены родного учебного заведения. Причин такому поступку было несколько, но суть одна: назревало новое явление в искусстве.

Главный повод — требование следования определенным сюжетам и темам. Для конкурса предлагалась тема картины: «Пир в Валгалле» по мотивам скандинавских саг. Но художники больше не хотели писать на мифологические сюжеты, будь то античные или иные. Не хотели они писать и умильные жанровые картинки из серии «пастух и пастушка на лугу». Художники хотели писать саму жизнь, которая «круче самой крутой мифологии», ту, которую они видели вокруг себя — и без прикрас.

Эти 14 студентов, среди которых был и Карл Лемох, конечно, рисковали. Большой скандал, неизвестность в будущем. Вместо Италии, куда обычно посылали лучших студентов за счет казны — негласный надзор полиции в России. Тем не менее, эти 14 человек совершили поступок, который так теперь и называется — «бунт четырнадцати».

Дело «бунтом» не ограничилось, под руководством Крамского была организована «Санкт-Петербургская артель художников», впоследствии — Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда выросла вся русская реалистическая живопись, отсюда Васнецовы (Виктор, в основном), Репин, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан, Маковские и другие.

Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной: 8 человек из 14 стали академиками живописи, а Карла Лемоха пригласили во дворец — учить детей императора.

Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято при дворе. Он давал уроки царским детям — в том числе Николаю Второму, последнему императору Российской империи. К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.

Ольга Александровна (1882−1960) — одна из выживших Романовых, младшая дочь Александра III. За всю свою долгую жизнь в Дании и в Канаде она нарисовала более 2000 картин, это позволяло ее семье жить. Младшая сестра Николая II оказалась самой талантливой ученицей Кирилла Лемоха, он мог бы ею гордиться. Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы».

Он мог бы писать парадные портреты царствующих особ — и писал бы их хорошо и добросовестно, как делал все в своей жизни. Но писал Лемох русский крестьянский быт. Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.

Кирилл Лемох часто рисовал детей, в английских газетах его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Писал тоже — с любовью и сопереживанием. Была у художника и своя большая личная трагедия. Единственный внук умер в младенчестве. Так прервалась линия не только Лемоха. Дочь Кирилла Лемоха была замужем за одним из сыновей великого химика Дмитрия Менделеева. Художника и химика связывала многолетняя дружба, но пришлось пережить и совместное горе. В память о внуке в подмосковном селе Ховрино Лемох построил школу при храме.

Умер Кирилл Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Его картины висят и в Третьяковке, и в Русском музее, в музеях других городов. Скромный, честный, порядочный человек — таким он остался в памяти современников. Художник-бытописец второй половины 19 века — таким он остался в истории отечественной культуры.

Русский живописец Лемох Кирилл Викентьевич (1841-1910)

Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох — русский жанровый живописец,академик и действительный член Императорской Академии художеств,Участник «бунта четырнадцати»,один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.Родился в Москве в семье преподавателя музыки немецкого происхождения. С 1851 по 1856 г.г. учился в Московском училище живописи и ваяния. С 1856 по 1863 — в Академии художеств.Мастер бытового жанра.Писал преимущественно сцены из крестьянской жизни,часто изображал детей,порой с налетом сентиментальности.В 1898-1909 г.г. — хранитель художественного отдела Русского музея в Петербурге.Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее и музеях многих городов России.

«Варька» 1893 

«Выздоравливающая» 1889

«Где болтались» 1897

«Девочка, кормящая кур»

«Девочка с цветами» 1883

«Девочки»

«Девушка на гумне»

«Дети»

«Крестьянские дети»

«Крестьянский мальчик» 1897

«Лето.  С поздравлениями» 1890

«Мальчик» 1900

«Мальчик с собакой» 1873

«Нищенка»

«Новое знакомство» 1985

«Новый член семьи» 1890

«Первое предложение»

«Родительская радость»

Галерея

«Утро в швейцарской», (1874) — Муниципальная Третьяковская галерея

«Девочка с цветами», (1883) — Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

«Новое знакомство», (1885) — Муниципальный Российский музей

«Дети за пианино», (1886) — Архангельский областной музей изобразительных искусств

«Лето (С поздравлениями)», (1890) — Государственный музей искусств Азербайджана

«Новый член семьи», (ранее 1890) — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

«Выздоравливающая», (1889) — Приморская краевая картинная галерея

«Двое крестьянских девочек», (1892) — личное собрание

«Варька», (1893) — Государственное музейное объединение «Художественная культура Российского Севера»

«На лавке. Варька», (1893-1894) — Вологодская областная картинная галерея

«Крестьянский мальчик», (1897) — личное собрание

«Без кормильца», (1898) — Муниципальный Российский музей

«Девочка», (1901) — Чувашский муниципальный художественный музей

«Родительская радость», (ранее 1910) — Калужский Областной Художественный Музей

«Молодые картёжники», (ранее 1910) — Муниципальный Российский музей

«Бабушка и внучка», (ранее 1910) — Муниципальная Третьяковская галерея

«Дети», (ранее 1910)

«Девочка, кормящая кур», (ранее 1910) — личное собрание

Биография

Карл Лемох — 3-ий ребёнок в семье столичного педагога музыки германского происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. C 1851 по 1856 год обучался в Столичном училище живописи и ваяния в мастерской доктора Е. Я. Васильева.

В 1858 году поступает в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. За этюды и картинки награждён Советом Академии 2-мя малыми и 2-мя большенными серебряными медалями «За фуррор в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».

В числе других 14-ти академистов, демонстративно отказавшихся от роли в конкурсе на Огромную золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом потрясающего художника 2-ой степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель живописцев, основанную И. Н. Крамским. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание потрясающего художника первой степени.

Жил в большей степени в Санкт-Петербурге, зарабатывая личными уроками рисования в аристократических семьях. Лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где Лемох выстроил для себя художественную мастерскую. Обитатели Ховрина изображены на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.

Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох, получивший при дворе православное имя Кирилл, воспринимает приглашение давать личные уроки рисования детям грядущего правителя Александра III, в том числе и Его Императорскому Высочеству Сударю Наследнику Цесаревичу и Величавому Князю Николаю Александровичу, старшему отпрыску Александра III, последнему императору Рф Николаю II. Но более профессиональной ученицей Лемоха стала младшая сестра Николая Величавая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.

В 1870 году Лемох соглашается на предложение Г. Г. Мясоедова и становится учредителем Приятельства передвижных художественных выставок. Но практически на последующий год Лемоха исключают из Приятельства за нарушение устава, а конкретно за непредставление произведения к открытию выставки. В 1878 году Лемох вновь вступает в члены Приятельства, с 1879 года — член правления, а с 1880 года становится бессменным казначеем Приятельства, отличавшимся идеальной честностью и щепетильностью в денежных делах.

В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императорской Академии художеств, с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на 5 лет.

За обучение королевской семьи Лемоху была назначена бессрочная пенсия. C 1897 и практически до самой погибели (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Российского музея Правителя Александра III.

В память единственного внука, погибшего в 3-х летнем возрасте, (дочь Карла Лемоха Варвара рано овдовела, выйдя замуж за отпрыска Д. И. Менделеева Владимира) пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Столичного уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Мамы «Знамение».

Кирилл Викентьевич Лемох погиб 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.

«Варька», знакомая с детства

Дарья Эрдман, старший научный сотрудник ГМО «Художественная культура Русского Севера»

Эту босоногую девчушку с детства знает едва ли не каждый архангелогородец. Работа Карла Лемоха «Варька» – замечательный детский портрет, ставший ярким акцентом зала передвижников экспозиции русского классического искусства, – пользуется неизменной любовью больших и маленьких посетителей нашего музея.

Немца по происхождению, Карла Викентьевича Лемоха считают одним из лучших русских живописцев-жанристов конца XIX – начала XX века. Главной в его творчестве стала тема жизни и быта русской деревни. Лемох был одним из четырнадцати бунтовщиков, а позже бессменным казначеем Товарищества передвижных художественных выставок и их постоянным участником. Он был лично знаком с семьей Александра III и по распоряжению императора даже изменил свое имя на более близкое для россиян – Кирилл.

Жизнь художника была тесно связана с двумя русскими столицами: Петербургом и Москвой. В Петербурге Кирилл Викентьевич давал уроки детям императора, немало работ мастера находило своих покупателей среди членов царской семьи. Не менее тесные связи Лемох сохранил и с Москвой, купив небольшую дачу в подмосковном селе Ховрино. Именно в подмосковной мастерской художника родились такие его замечательные картины, как «Нищенка», «Весеннее солнышко», «Новый член семьи», «Что случилось?».

Приобретение дачи совпало по времени с рождением у Лемохов дочери Вареньки. Вероятно, сильная любовь художника к дочери распространилась и на ее многочисленных друзей – ховринских ребятишек, в окружении которых она проводила летние месяцы. Там, в Ховрино, Лемох неожиданно нашел одну из тем своего творчества – дети и детство. Произведения, изображавшие детей, принесли художнику наибольшую славу. В свое время в Англии художника Лемоха называли «лучшим выразителем детского мира».

Появившуюся на XXII выставке передвижников «Варьку» К. В. Лемоха можно считать одним из лучших образов крестьянских детей в русской живописи XIX века. Эта симпатичная девчушка-непоседа, написанная искренне и с любовью, с метко схваченным выражением смышленого личика, – несомненная удача художника, не раз обращавшегося к изображению крестьянских детей. Образ девочки созвучен времени. Серовское «хочу отрадного» задело и этого приверженца передвижничества, светлым, радостным чувством наполнено его полотно.

Работает

Некоторые работы, которые можно увидеть в государственных музеях.

  • 1873: Мальчик с собакой . Масло на холсте.  Музей изобразительных искусств Республики Карелия  (ru) в Петрозаводске .
  • 1874: Le Matin в домике консьержа в Швейцарии . Масло на холсте. 52 × 40  см . Третьяковская галерея в Москве .
  • 1874: Крестьянский двор . Масло на холсте. 42 × 52  см . Дагестанский художественный музей им. П.С. Гамзатой  (ru) в Махачкале .
  • 1878: Сирота . Третьяковская галерея в Москве.
  • 1880: Девушка в эфире . Масло на холсте. 71,2 × 46,2  см . Гатчинский государственный дворцово- парковый музей-заповедник.
  • 1881: Нищий . Масло на холсте. 52 × 25  см . Государственная картинная галерея Александра Дейнеки  (ru) в Курске .
  • 1882: Портрет Андрея Игельстрёма  (фи) . 16 × 10,5  см . Национальная галерея Финляндии в Хельсинки
  • 1883: Девушка с цветами . Масло на холсте. 55,8 × 30,4  см . Радищева в Саратове .
  • 1885: Новое знание . Масло на холсте. Русский музей в Санкт-Петербурге .
  • 1885: Ученица средней школы . Масло на холсте. 17.6 × 11,3  см . Третьяковская галерея в Москве.
  • 1886: Ребенок за фортепиано . Масло на холсте. 34 × 40  см . Музей в Архангельске .
  • 1886: Портрет великого князя Сергея Александровича Русского за чтением в Ильинском . Московский Государственный Исторический музей .
  • 1887: Смерть отца на исбе . Музей Орсе в Париже .
  • 1888: Хлеба больше нет . Масло на холсте. 41 × 62,5  см . Музей изобразительных искусств в Симферополе .
  • 1889: Выздоровление . Масло на холсте. 67,5 × 83  см . Приморская краевая картинная галерея во  Владивостоке . 
  • 1890: Лето. Привет . Масло на холсте. 84 × 67  см . Азербайджанский национальный художественный музей Рустама Мустафаева в Баку . (Русский музей по другому источнику).
  • 1890: Новый член семьи . Масло на холсте. Государственная картинная галерея Павла Догадина  (ru) в Астрахани .
  • 1890: Крестьянка . Масло на холсте. 21,5 × 10  см . Гатчинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник.
  • 1893: Девушки . Масло на холсте. 58 × 48  см . Областная картинная галерея Константина Савицкого в Пензе .
  • 1893: Варка . Масло на холсте. 67 × 53  см . Объединение государственных музеев «Художественная культура Севера России .
  • 1893–1894: На скамейке. Варка . Масло на дереве, холст по другому источнику. Вологодская областная картинная галерея в Вологде .
  • 1894: Пьяный муж . Масло на холсте. Таганрогский художественный музей в Таганроге .
  • 1897: Где они болтались? . Масло на холсте. 37,5 × 46,3  см . Белорусский национальный музей изобразительных искусств в Минске .
  • 1898: Без кормильца . Масло на холсте. Русский музей в Санкт-Петербурге.
  • 1900; Будущий слесарь . Картон, масло. Белорусский национальный музей изобразительных искусств в Минске.
  • 1901: Девушка . Бумага, акварель. 22 × 14  см . Чувашский национальный музей в Чебоксарах .
  • Начало 1910 года: Родительская радость . Масло на холсте. 40 × 51  см . Областной художественный музей в Калуге .
  • Начало 1910: Молодые игроки . Масло на холсте. Русский музей в Санкт-Петербурге.
  • Начало 1910 года: бабушка и девочка . Масло на холсте. Третьяковская галерея в Москве.

Девочка, пишущая письмо — Лемох Кирилл (Карл) Кирилл (Карл)

художник

В жизни Лемоха имелось своего рода противоречие – при  рождении был назван Карлом, но всю жизнь его звали Кириллом. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856), художник продолжает его в Академии художеств и становиться участником «Бунта четырнадцати», когда он, в силу своих прогрессивных, демократических убеждений, оказался в составе художников-«протестантов», отказавшихся писать дипломные программы на мифологическую тему и  вышедших из Академии в ноябре 1863 года. 

Служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Русский художник, современник К.В. Лемоха, Яков Минченков в своих воспоминаниях отмечает: «Более деликатного человека, чем Лемох, я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли. Была ли у него врожденной эта черта, или она явилась следствием долгого его пребывания при дворе, где он преподавал рисование князьям, — сказать трудно.  Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III» . Художник зарекомендовал себя на службе при императорском дворе только с положительной стороны, поэтому к открытию Музея русского искусства в Санкт-Петербурге К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела. На этом ответственном посту художник  оставался практически до своей кончины.

 Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Издание пятое – Ленинград: «Художник РСФСР», 1965.

произведение

Биография

Кирилл Викентьевич Лемох — русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок.

Карл Лемох — третий ребёнок в семье московского преподавателя музыки немецкого происхождения Викентия Лемоха и Елизаветы Карловны Шильдбах. C 1851 по 1856 год учился в Московском училище живописи и ваяния в мастерской профессора Е. Я. Васильева.

В 1858 году поступает в Императорскую Академию художеств в класс исторической живописи П. В. Басина и А. Т. Маркова. За этюды и рисунки награждён Советом Академии двумя малыми и двумя большими серебряными медалями «За успех в рисовании». В 1863 году удостоен Малой золотой медали Академии за картину «Моисей источает воду из скалы».

В числе других четырнадцати академистов («Бунт четырнадцати»), демонстративно отказавшихся от участия в конкурсе на Большую золотую медаль, в 1863 году подал прошение о выходе из Академии, получив диплом классного художника второй степени. Покинув Академию, вступает в Санкт-Петербургскую артель художников, основанную И. Н. Крамским. В 1868 году за выставленную на академической выставке картину «Семейное горе» получает звание классного художника первой степени.

Лето проводил в подмосковном селе Ховрино, где построил себе художественную мастерскую. Жители Ховрина изображены на многих картинах Лемоха, изображавших русскую крестьянскую жизнь.

Ещё будучи членом Артели, Карл Лемох, получивший при дворе православное имя Кирилл, принимает приглашение давать частные уроки рисования детям будущего императора Александра III, в том числе и Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Николаю Александровичу, старшему сыну Александра III, последнему императору России Николаю II. Однако наиболее талантливой ученицей Лемоха стала младшая сестра Николая Великая княгиня Ольга Александровна, серьёзно увлекавшаяся живописью всю оставшуюся жизнь.

« Когда ко двору понадобился учитель, то в силу своего немецкого происхождения, своей аккуратности и деликатности и направления в искусстве он, как никто из художников, ближе подошел к этой роли. При дворе его переименовали из Карла в Кирилла и приставили учить детей царя Александра III. Лемох застал ещё Александра II, который приходил на уроки внука Николая, будущего царя Николая II и удостаивал учителя своими разговорами. Александр II, обращавшийся на «ты» даже с высшими чинами, говорил почему-то Лемоху «Вы».

В 1870 году Лемох соглашается на предложение Г. Г. Мясоедова и становится учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Однако буквально на следующий год Лемоха исключают из Товарищества за нарушение устава, а именно за непредставление произведения к открытию выставки. В 1878 году Лемох вновь вступает в члены Товарищества, с 1879 года — член правления, а с 1880 года становится бессменным казначеем Товарищества, отличавшимся безупречной честностью и щепетильностью в финансовых делах.

В 1875 году за семь выставленных на академической выставке картин Лемоху присваивается звание академика Императорской Академии художеств, с 1893 года действительный член Академии, избран членом Совета Академии в 1895 году сроком на пять лет.

За обучение царской семьи Лемоху была назначена пожизненная пенсия. C 1897 и почти до самой смерти (по 1909 год), Лемох занимает должность хранителя художественного отдела Русского музея Императора Александра III.

В память единственного внука, умершего в трехлетнем возрасте, (дочь Карла Лемоха Варвара рано овдовела, выйдя замуж за сына Д. И. Менделеева Владимира) пожертвовал значительную сумму на открытие в селе Ховрине Московского уезда церковно-приходской школы при Храме иконы Божией Матери «Знамение».

Кирилл Викентьевич Лемох умер 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После отпевания в церкви Императорской Академии художеств был похоронен на кладбище Казанского Головинского общежитейского монастыря в Москве.

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Примечания

  1. Лемох Кирилл Викентьевич — slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Лемох Кирилл Викентьевич/ / Гл. ред. А.М. Прохоров. — Большая советская энциклопедия (В 30 томах). Изд. 3-е. — М: «Советская Энциклопедия», 1973. — Т. 14: «Куна — Ломами». — С. 288. — 624 с. — 629000 экз.
  2. 123456Корнилаева Ирина Кирилл Викентьевич Лемох — www.znamenie-hovrino.ru/UserFiles/Image/lampada/pdf/lampada_43_6-2005.pdf   // Приходская газета «Лампада». — М: Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, 2005. — № октябрь 6 (43). — С. 6-7.
  3. 123Минченков Я. Д. Лемох Кирилл Викентьевич // Воспоминания о передвижниках — az.lib.ru/m/minchenkow_j_d/text_0090.shtml. — Издание пятое. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1964. — 68-76 с.
  4. 1234Лемохъ // — dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003924000/rsl01003924226/rsl01003924226.pdf#page53Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. = Энциклопедическiй словарь / под редакцией К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского.. — СПб: Ф.А. Брокгауз (Лейпциг), И.А. Ефрон (Санкт-Петербург), 1896. — Т. XVIIA (34) «Ледье – Лопаревъ». — С. 523. — 960 с.
  5. Корнилаева Ирина Лампадка. Кирилл Лемох «В лето. С поздравлением» — znamenie-hovrino.ru/UserFiles/Image/lampada/pdf/lampada_61_4-2008.pdf   // Приходская газета «Лампада». — М: Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине, 2008. — № июль-август 4 (61). — С. 13.
  6. Минченков Я. Д. Беггров Александр Карлович // Воспоминания о передвижниках — az.lib.ru/m/minchenkow_j_d/text_0130.shtml. — Издание пятое. — Ленинград: «Художник РСФСР», 1964.
  7. В Третьяковской галерее открывается выставка работ Великой Княгини Ольги Александровны — www.pravoslavie.ru/news/22656.htm  . Интернет журнал «ПРАВОСЛАВИЕ.RU». Московский ставропигиальный Сретенский монастырь (2007-06-14).
  8. Канцелярия Генерального секретаря Всероссийского Монархического Центра К 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны — www.monarchruss.org/index.php?option=com_content&task=view&id=667&Itemid=27  . Всероссийский Монархический Центр (2007-06-16).
  9. Трегуб Н. От невестки — свекрови, Великой княгине Ольге Александровне — www.museum.ru/N31628  . Электронное издание «Культурное Наследие». Портал «Музеи России» (2007-09-28).

Лемох Карл Викентьевич (1841-1910)

Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич — неизменный член правления и кассир Товарищества передвижных художественных выставок относится к числу почти забытых живописцев-жанристов. Исключительная честность и аккуратность, обостренное чувство товарищества, готовность прийти на помощь каждому — снискали Лемоху авторитет среди коллег. «Более деликатного человека, — вспоминал пейзажист и литератор Я.Д. Минченков, — я не встречал за всю свою жизнь. Ни одного резкого слова, ни одной враждебной к кому бы то ни было мысли… Он требовал только личного совершенствования и «неосуждения брата своего».Лемох Кирилл (Карл) Викентьевич родился 07.06.1841 в Москве. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-1856) у Е.А. Васильева, он заканчивает его в Академии художеств участником «Бунта четырнадцати» (1863), когда названное количество выпускников Академии заявили о желании самим выбирать темы дипломных работ. Затем следует участие в организации Артели художников и Товариществе передвижных художественных выставок.В 1859 получил 2 серебряную медаль.В 1861 получил 1 серебряную и 2 серебряную медали.В 1862 получил 1 серебряную медаль.В 1863 получил 2 золотую медаль и звание художника 2-й степени за программу «Моисей источает воду из камня» .В 1865 г. — получил свидетельство на право преподавания рисования в высших учебных заведениях.Став членом Художественной Артели, Лемох представил в 1868 г. в Академию Художеств картину «Семейное горе», за которую получил звание художника 1-й степени.В 1875 получил звание академика за семь новых выставленных им в академии картин.С 1878 Член Товарищества передвижных художественных выставок.С 1893 действительный член Академии ХудожествВ 1894 избран членом Хоз. комитета Академии ХудожествВ 1895-1900 член Совета Академии Художеств.С 1897-1909 Хранитель художественного отдела Русского музея Императора Александра III.

Материально Лемох не нуждался. Будучи одним из любимейших художников Императорской семьи, он был приглашен обучать рисованию детей Александра III, великих князей, в том числе будущего царя Николая II, и получал пенсию. А произведения его, преимущественно трогательные сценки крестьянского быта, изображения детей и сирот, находили сбыт у представителей царской фамилии и лиц, близких ко двору.Недалеко от Москвы, в селе Ховрине Лемох специально соорудил себе под мастерскую сруб, нечто вроде крестьянской избы-непряхи. В ее интерьерах Лемох создавал многие картины с повторяющимися персонажами и деталями обстановки, неизменно демонстрируя при этом безукоризненную академическую выучку.Добрая натура Лемоха и в общении с деревенскими жителями проявлялась в полной мере. Всех крестьян в деревне он знал и почти всем помогал деньгами или подарками. Вырыл для деревни колодец, чтобы не пили из грязного ручья, строил избы погорельцам, давал деньги на разные семейные нужды. Искусствовед Я.Д. Минченков вспоминал: «Пишет Лемох с девочки этюд и спрашивает свою натурщицу, что в ее доме едят, и пьют ли молоко. Девочка отвечает, что молока не пьют, так как нет коровы. Кирилл Викентьевич идет на воскресную ярмарку в ближайшее село, выбирает корову, платит за нее, велит отвести корову в деревню и передать матери девочки, с которой вел разговор».

Умер 24.02.1910 в Санкт-Петербурге

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: