биография
Ансельм Кифер родился в Донауэшингене и вырос в пограничном районе Боденского озера и Шварцвальда на границе Швейцарии, Германии и Франции, культура которых оказала на него особое влияние. Его отец был офицером вермахта .
В 1966 году он провел три недели в монастыре Сент-Мари-де-ла-Туретт в Эве, где познакомился с религиозной жизнью доминиканцев. Монастырь, построенный между 1953 и 1960 годами Ле Корбюзье, познакомил его с «духовностью бетона».
Сначала он изучал право, языки и романскую литературу, а затем обратился к искусству, посетив с 1966 года академии Фрайбурга-им-Брайсгау и Карлсруэ .
В 1969 году он прославился в художественном мире, сфотографировав себя, отдавая нацистское приветствие в крупных городах Европы. Его воля состоит в том, чтобы пробудить совесть, подтвердив, что нацизм жив и что тема остается скрытой:
— посмотреть исходную цитату
Он также заявляет: «История для меня — это такой же материал, как пейзаж или цвет. »
В Дюссельдорфской академии изящных искусств он познакомился с Йозефом Бойсом, показал ему свои работы и принял участие в его представлениях.
В 1980-х годах он работал в Бухене в Баден-Вюртемберге .
В 1987 и 1988 годах Ансельм Кифер сделал свои работы известными в Соединенных Штатах через серию выставок в Институте искусств Чикаго , Художественном музее Филадельфии , Музее современного искусства Лос-Анджелеса и Музее современного искусства в Нью-Йорке. Он приобретает бывший кирпичный завод в Хёпфингене, в Оденвальде, и превращает его в крупномасштабный завод.
В 1992 году он переехал жить и работать во Францию, сначала в Баржак в Гар , где он преобразовал промышленный пустырь , бывшую ферму тутового шелкопряда, в обширное рабочее пространство площадью 35 гектаров, которое затем в 2009 году называлось La Ribaute. Круасси-Бобур на Сене и Марне, где находится его мастерская. Для последнего участка Кифер купил у La Samaritaine склад материально-технического снабжения площадью примерно 35 000 м 2, «чтобы заниматься своей художественной деятельностью и хранить там свои монументальные произведения».
В 2010 году он отвечает за преподавание кафедры «художественного творчества» в Коллеж де Франс .
С 2014 года Кифер приглашает художников в свою мастерскую в Баржаке для создания работ. Первым гостем был Вольфганг Лайб , известный своими инсталляциями с использованием пчелиного воска и пыльцы, за ним последовали Лори Андерсон в 2018 году и Вали Экспорт в 2019 году.
Награды и признание
- : премия Ханса-Тома
- 1985: Премия Карнеги, Художественный музей Карнеги , Питтсбург, Пенсильвания, США
- : Приз Вольфа в искусстве
- : Международная премия жюри из 47 человек на Венецианской биеннале.
- : Praemium Imperiale
- 2004: иностранный почетный член Американской академии искусств и наук, Кембридж, Массачусетс, США.
- : Кавалер Ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германия.
- : Премия мира немецких книготорговцев
- : Приз де Голля-Аденауэра
- : Лео Бека медаль , Лео Бека институт, Нью — Йорк, США
- : Медаль Дж. Пола Гетти (совместно с Марио Варгасом Льоса), Фонд Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес, США
- : Премия за понимание и толерантность, Еврейский музей в Берлине , Германия
Творческая биография скульптора и художника Ансельма Кифера
Ансельм Кифер родился 8 марта 1945 года, в немецком городе Донауэшинген. Этот город был военным гарнизоном во время Второй мировой войны и для юного Кифера руины часто служили местом его игровой площадки. Что значительно повлияло на творчество художника в дальнейшем.
Его отец был учителем живописи. Это помогло Ансельму сформировать свои взгляды на художественное искусство еще с детства. После окончания школы, Ансельм Кифер поступил на филологический факультет Университета Фрайбурга, а также начал брать уроки живописи в художественной академии Дюссельдорфа.
В начале 1970-х годов, имея уже диплом о высшем образовании в области живописи, художник Ансельм Кифер поселился в городе Хорнбах. Несколько стесненный в денежных средствах, Кифер основал свою художественную студию в здании полуразрушенного кирпичного завода.
Именно там он сделал свои первые работы в духе антифашистского направления. Этот период творческой биографии Ансельма интересен тем, что он создал целую серию снимков под названием «Оккупация». На фотографиях из разных стран, таких как к примеру Швейцария, Италия или Франция, стоял Кифер в немецкой военной форме периода Третьего Рейха.
Этим поступком художник призывал всех граждан ФРГ и ГДР, помнить об уроках Второй мировой войны и преступлениях нацистов против человечества. Впоследствии некоторые свои фотографии художник Ансельм Кифер реализовал и на холсте.
Экзистенциальное искусство Ансельма Кифера
Немецкий художник Ансельм Кифер часто выражал свое экзистенциальное отношение к миру и как скульптор. Особенно внимательного рассмотрения заслуживает его работа-объект «Перепись населения», выполненная в духе абстракционизма и скульптурного неоэкспрессионизма Фрэнка Стеллы. «Перепись населения» представляет из собой два огромных шкафа со свинцовыми книгами весом в 32 тонны. К листам книг приклеены семена разных растений.
Тем самым Кифер старался донести до человечества идею так называемого «тяжелого свинца» или «темной ночи души», хорошо известно по работам средневековых алхимиков. Кроме свинца в своих работах, немецкий художник часто использует различные материалы, такие как солома, зола, глины и шеллак.
«Перепись населения» 1991
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.
Новый Эрмитаж
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
Русский художник Ансельм Кифер | The Art Newspaper Russia — новости искусства
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Работа Ансельма Кифера в Эрмитаже
Открытие выставки Ансельма Кифера в Эрмитаже
Фрагмент работы Ансельма Кифера в Эрмитаже
«Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову. Судьбы народов» — это первая в России большая и полноценная выставка мастера, завоевавшего всемирную славу в конце 1980-х годов. Благодаря Киферу и другим немецким неоэкспрессионистам в современное искусство, прервав господство чистого концептуализма, возвратилась живопись. Тридцать работ — итог девятилетних переговоров Эрмитажа и Ансельма Кифера. Первоначальный живописный цикл с таким названием был создан художником в 2004–2010 годах, демонстрировался в США и Британии, а одна из работ была продана на аукционе Phillips за $3,2 млн (при эстимейте $500–800 тыс.). Все картины, показываемые в Эрмитаже, написаны Кифером в 2016 году.
Экспозиционное решение выставки очень сдержанно и в то же время радикально. Самый большой зал Зимнего дворца — Николаевский, традиционно принимающий главные временные выставки, превращен почти что в галерейный «белый куб». Три примерно равных нейтральных объема принимают живопись Кифера, а пышный архитектурный декор спрятан под фальшстенами на всю высоту колонн, чьи капители стали едва заметны. Сверху над проемами, членящими экспозицию, художник от руки написал углем ее название. Пространство не смотрится клаустрофобическим, наоборот, в нем много воздуха, а роль окон (подтверждая известную реалистическую метафору) выполняют грандиозные холсты Кифера, висящие на стене, обращенной к Неве: «Дух над водою» размером 4х5,5 м и «Без названия» размером 5х7 м. В обеих этих работах композиционный центр занимает свинцовая книга. Эта живопись не просто трехмерна — иногда она становится почти иллюзорной. В перечислении техник и материалов на этикетках есть холст, масло, акрил, эмульсия, шеллак, свинец и продукты электролиза, все работы свидетельствуют об энергичном творческом воздействии. При этом Кифер характеризует себя как «очень старомодного художника» и говорит: «Я делаю все сам».
Проведя в Петербурге почти неделю перед открытием, Кифер уехал, не дожидаясь вернисажа. По верному замечанию куратора выставки и руководителя отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, сказав все своим искусством и сделав выставку, художник удаляется, никем не замеченный, через заднюю дверь, оставляя зрителя наедине с живописью.
Картины, показанные в Эрмитаже, можно с уверенностью отнести к пейзажному жанру. Во время публичного диалога между Ансельмом Кифером и Дмитрием Озерковым на сцене Эрмитажного театра 27 мая художник произнес: «Я посмотрел сейчас свою выставку и подумал: я же русский художник!»
В настоящее время
Музейный комплекс Эрмитаж
Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:
- Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
- Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
- Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
- Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
- Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:
- Запасной дом Зимнего дворца;
- Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Неоэкспрессионизм Ансельма Кифера и поэзия Пауля Целана
Маргарита и Суламифь
Кифер зачастую приписывал поэзии Пауля Целана основополагающую роль в формировании его интереса к прошлому Германии и жестокости Холокоста. Художник часто посвящал ему свои картины. Нужно отметить, что две из его самых известных работ, — «Твои золотистые волосы, Маргарита» (1981) и «Суламифь» (1983), взяты непосредственно из самой знаковой и символической поэмы Целана «Фуга смерти» (Todesfuge), которая выражает «свинцовую» и тяжелую атмосферу концентрационного лагеря.
В этих картинах Кифера основным смысловым полем являются две абстрактные женские фигуры, которые противоположены по сюжету в поэме и выступают в роли ее центральной метаморфозы. С одной стороны, Маргарита с ее каскадом светлых арийских волос. С другой — Суламифь, еврейская девушка, чьи черные как смоль волосы указывают на ее семитское происхождение, но которые имеют цвет пепла.
Для этих работ художник использовал масло, эмульсию, дерево, шеллак, акрил, а также солому. Обращение к женским образам в работах немецкого живописца не является случайностью. Таким образом художник придает феминный эвфемизм тому страшному наследию человечества, которое раскололо все общество на две части. И только женская красота, пускай мрачная и тяжелая, но незабытая совсем, может исцелить людей от этого адского ужаса фашистского концлагеря.
«Твои золотистые волосы, Маргарита» 1981
«Суламифь» 1983
Художник Ансельм Кифер единственный живописец и арт-скульптор, чьи работы имеют постоянную экспозицию в Лувре. Его неоэкспрессионизм послевоенной эпохи широко известен в мире авангардного искусства. Персональные выставки Кифера открыты по всему миру, включая Россию, Францию и Великобританию.
Приложения
Фильмография
Над вашими городами будет расти трава ( Трава над вашими городами ), документальный фильм режиссера Софи Файнс , 2010. Продолжительность: 1 час 40 минут, представлен в официальном отборе вне конкурса 63- го Каннского кинофестиваля .
Библиография
- Даниэль Арасс , Ансельм Кифер , Éditions du Regard, Париж, 2001 г. ( ISBN ) .
- Моше Идель , Ансельм Кифер и каббала , Издания du Regard, 2003.
- Ансельм Кифер, 20 лет одиночества , Éditions du Regard , Париж, 1998 г. ( ISBN ) .
- Микаэль Ла Шанс , «Материалы памяти», в Paroxysmes. Гиперболическая речь , VLB, сб. «Я и другой», Монреаль, 2006 г. ( ISBN 2-89005-944-8 ) .
- Андреа Лаутервейн , Ансельм Кифер, в Лувре , коллектив, Éditions du Regard, Париж, 2007 г. ( ISBN 978-2-84105-219-6 ) .
- Андреа Лаутервейн , Ансельм Кифер и поэзия Поля Целана , Éditions du Regard, Париж, 2005 г. ( ISBN ) .
- Пьер Пежу (текст), Ансельм Кифер: Unfruchtbare Landschaften — Работы 60-х годов , Дижон, Франция, Les Presses du Réel ,2010 г., 320 с. , 320 с., 324 ил. col. ( ISBN 978-2-913893-41-2 ).
- Катрин Штрассер , Шевират Ха-Келим. Разрушение ваз и Ансельм Кифер. Chapelle de la Salpêtrière , Éditions du Regard, 2000.
Внешние ссылки
-
Авторитетные записи :
- ( )
- Ресурсы изобразительного искусства :
Лауреаты Praemium Imperiale живописи |
---|
Виллем де Кунинг и Дэвид Хокни (1989) · Антони Тапиес (1990) · Балтус (1991) · Пьер Сулаж (1992) · Джаспер Джонс (1993) · Зао Ву-Ки (1994) · Роберто Матта (1995) · Сай Твомбли ( 1996) · Герхард Рихтер (1997) · Роберт Раушенберг (1998) · Ансельм Кифер (1999) · Эллсуорт Келли (2000) · Lee Уфан (2001) · Зигмар Польке (2002) · Бриджет Райли (2003) · Georg Baselitz (2004) · Роберт Райман (2005) · Яёи Кусама (2006) · Даниэль Бурен (2007) · Ричард Гамильтон (2008) · Хироши Сугимото (2009) · Энрико Кастеллани (2010) · Билл Виола (2011) · Цай Го-Цян (2012) · Микеланджело Пистолетто (2013) · Рэйсс (2014) · Таданори Йоку (2015) · Синди Шерман (2016) · Ширин Нешат (2017) · Алешинский (2018) · Уильям Кентридж (2019) |
- Портал живописи
- Портал современного искусства
- Скульптурный портал
- Портал Германии
Anselm Kiefer — Все интересное в искусстве и не только.
Хочу познакомить вас с художником, который производит сильное впечатление, которого стоит знать. В мире современного искусства он выдающаяся фигура. Один раз увидев его работы, вы сможете узнать их всегда. Неоэкспрессионизм в его работах настолько силен и выразителен, что не требует трактовки. Ансельм Кифер родился в Донауэшингене, в семье учителя. В 1965 г., после получения аттестата зрелости Кифер поступил во Фрайбургский университет, где изучал право и романистику, но уже через год перешел на факультет искусств. Он учился у Петера Дреера во Фрайбурге и Хорста Антеса в Карлсруэ, где сдал государственный экзамен. После этого его учителем был Йозеф Бойес.
Известность пришла к Киферу, когда в 1969 г. увидел свет цикл его фотографий «Оккупации», запечатлевших автора в различных уголках Франции, Италии и Швейцарии с рукой, вскинутой в гитлеровском приветствии. Лейтмотив творчества Кифера — разрушительное влияние прошлого на настоящее, критическая полемика с официальной германской историографией.
До сих пор его творчество вызывает широкие общественные дискуссии. Ансельм Кифер не просто взялся за тему нацизма, в ФРГ тогда практически табуированную, он вернул на пьедестал изваяния старых немецких богов, мистиков-романтиков, Вагнера и Ницше — тех, кого вульгарное историческое сознание обвиняло в случившейся катастрофе.
И если бы второй киферовской темой не стал холокост, сам художник вряд ли бы спасся от обвинений в симпатиях к нацизму. Кифер — филолог по образованию и книгочей по призванию. Во многих своих знаменитых инсталляциях он использовал книгу как объект. Самая известная из них — 32-тонная «Перепись населения» (1991) с огромными тяжелыми фолиантами из свинца. Эта свинцовая библиотека читается как зримое утверждение материальной вещественности книги.
В конце 1990-х гг. Кифер начал работать над циклом произведений, толчок к созданию которых дало его увлечение творчеством поэтов Пауля Целана и Ингеборга Бахмана. В 2007 г. эти произведения заняли центральное место в экспозиции Кифера «Звездопад» на выставке «Монумента» в парижском Гранд Пале.
текст