Файл:ян миенсе моленар 004.jpg

Глобальное использование файлов

Следующие вики используют этот файл:

  • Использование на ast.wikipedia.org

    Целлочелу

  • Использование на de.wikipedia.org

    Ян Миенсе Моленар

  • Использование на el.wikipedia.org

    Ян Минс Мольнер

  • Использование на en.wikipedia.org
    • Ян Миенсе Моленар
    • Пользователь:Jane023/Картины в музее Франса Хальса
    • Пользователь:Jane023/Харлем: Колыбель Золотого Века
  • Использование на fr.wikipedia.org

    Ян Миенсе Моленар

  • Использование на gl.wikipedia.org

    Виолончель

  • Использование на he.wikipedia.org

    Цитрусовые

  • Использование на hu.wikipedia.org

    Ян Миенсе Моленар

  • Использование на it.wikipedia.org

    Проект: Музыка / Музыкальные инструменты / Песочница

  • Использование на pl.wikipedia.org

    Ян Миенсе Моленар

  • Использование на ro.wiktionary.org

    музыкант

  • Использование на ru.wikipedia.org
    • Моленар, Ян Минсе
    • Тульден, Теодор ван
  • Использование на tr.wikipedia.org

    Ян Миенсе Моленар

  • Использование на www.wikidata.org
    • Q17524324
    • Викиданные: Сумма всех картин WikiProject / Коллекция / Фонд художественной собственности Нидерландов
    • Викиданные: Сумма всех картин WikiProject/Коллекция/Музей Франса Хальса
    • Викиданные: Сумма всех картин WikiProject/Создатель/Ян Миенсе Моленар
    • Wikidata:WikiProject сумма всех картин/Каталог/Харлем: Колыбель Золотого Века
    • Викиданные: Сумма всех картин WikiProject/Коллекция/Институтская коллекция Нидерландов
    • Викиданные: Сумма всех картин WikiProject / Коллекция / Распределенные национальные коллекции Dienst
    • Wikidata:WikiProject сумма всех картин/Коллекция/Rijksdienst Beeldende Kunst
    • Wikidata:WikiProject сумма всех картин/Каталог/Сатира и шутка: голландская жанровая живопись в Харлеме в эпоху Франса Хальса

Произведение искусства

Живописный стиль Яна Минсе Моленаера и его жены Джудит Лейстер часто путают, так что иногда бывает трудно различить их работы. В начале своей карьеры Моленаер рисовал в стиле, вдохновленном Франсом Халсом, но позже превратился в манеру, более близкую к манере Адриана Ван Остаде.

Моленаер в основном создавал жанровые сцены, портреты и несколько картин на религиозную тематику. Его жанровые картины часто изображают музыкантов, как, например, « Музыканты» (Magyar Szépmüvészeti Múzeum, Будапешт), « Дуэт» (Художественный музей Сиэтла) или « Семья музыкантов» ( Музей Франса Хальса , Харлем), или даже сцены из таверн и таверн. игры ( The Hot Hand ). Моленаер также любил помещать библейские сцены в обстановку своего времени, например « Отречение от Святого Петра», перенесенное в контекст голландской таверны (Magyar Szépmüvészeti Múzeum, Будапешт).

  • La Joueuse де девственная , +1630 — , масло на панели, 38 × 29  см , Rijksmuseum , Амстердам
  • Мастерская художника , , холст, масло, 91 × 127  см , Gemäldegalerie (Берлин)
  • Семья музыкантов , ок. 1635, масло, панель, 62 × 81  см , Музей Франса Хальса , Харлем
  • L’Auberge , около , масло на дереве, 69 × 112  см , Музей Уффици , Флоренция

Детство и юность

Ян Вермеер был крещён 31 октября 1632 г. в нидерландском городе Делфте. Эту же дату принято считать датой рождения художника.

Мальчик был вторым ребёнком супругов Рейнира Янса и Дигны Балтенс. Рейнир Янс приехал в Делфт из Антверпена. Он был ткачом и изготовлял тонкую атласную ткань. Также Рейнир занимался торговлей произведениями искусства, арендуя для этих целей постоялый двор, и входил в городскую гильдию Святого Луки.

Данных о том, где учился Вермеер, не сохранилось.

В 1641 г. отец Яна смог купить собственный дом «Мехелен» с постоялым двором, расположенный на Рыночной площади. Там Рейнир продолжил деятельность по купле-продаже картин. В 1652 г. глава семейства скончался, и дело унаследовал сын, к тому моменту уже избравший карьеру живописца.

Ян Вермеер (предполагаемый портрет)

Плакучая ива

Один из самых известных экспериментов ван Гельмонта заключался в том, чтобы посадить плакучую иву и наблюдать за ее поведением в течение пяти лет. Он записал вес растения в первый день и сравнил его с весом в конце эксперимента. Он сделал то же самое с почвой, в которой был куст.

Он смог указать, что дерево увеличилось в весе более чем в 50 раз, в то время как земля потеряла несколько граммов между двумя измерениями.

Он пришел к выводу, что четыре элемента (земля, вода, воздух и огонь) должны быть сведены только к воде, поскольку она представляет собой большую часть всех элементов. Эта теория действовала среди ученых почти сто лет.

Умереть на сцене

Мольер не особо верил в медицину. С годами его стал мучить сильный кашель, который он пытался замаскировать и выдать за актерский прием. Когда на сцене его одолевали приступы, он притворялся, что делает это специально, пытаясь рассмешить публику. Состояние стало ухудшаться.

Как правило, в биографии Жана Мольера кратко пишут о его смерти: «Умер на сцене своего театра, когда играл, пожалуй, в самой жизнерадостной своей пьесе «Мнимый больной». Это весьма распространенное мнение. Однако не совсем верное.

Во время спектакля, когда Мольер изображал больного, сидящего на стуле, он начал кашлять кровью. Думая, что это часть представления, зрители начали хвалить мастерство актера. Однако один человек из театральной труппы, понимая реальную ситуацию, опустил занавес, чтобы спасти Мольера. Его немедленно отвезли домой, а спустя несколько часов он умер.

Спустя столетия многие все еще верят в миф о смерти Мольера на сцене. Французский Театр, один из самых важных и престижных в Париже, до сих пор выставляет печально известный стул, на котором Мольер сыграл свою последнюю роль.

Мольера не смогли похоронить согласно обряду, потому что первые два священника отказались его проводить. Архиепископ Парижа вообще запретил хоронить его. Только после того как жена Мольера обратилась лично к королю, было разрешено похоронить тело на кладбище, предназначенном для некрещеных младенцев. В 1972 году его останки были перевезены во Французский музей, а затем — на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Со смертью Мольера связана еще одна легенда. Считается, суеверие о том, что зеленый цвет приносит несчастье актерам, происходит от цвета одежды, в которую он был одет, когда играл последний спектакль.

Пневматическая химия

Этот исследователь посвятил много времени изучению и наблюдению за поведением элементов воздуха. В принципе, он взял дрова и поместил их в контролируемую среду, прежде чем поджечь.

При этом он смог наблюдать за выбросами, производимыми при сгорании, и различать, среди прочего, угольную и серную кислоты. Ван Гельмонту приписывают открытие диоксида углерода и оксида азота.

Точно так же он обработал кислотой некоторые материалы, такие как известняк, уголь и дерево, среди прочего, имея возможность получить в первом приближении различные элементы, которые присутствуют в таких процессах, как горение и химические реакции.

Эти анализы позволили ему определить, что воздух состоит из газов, которые отличаются друг от друга, что разрушило парадигму, согласно которой воздух был полностью однородным. Ван Гельмонт оценил свойства газа и пара, чтобы иметь возможность классифицировать различные элементы.

метаданные

Этот файл содержит дополнительную информацию, вероятно, добавленную цифровой камерой или сканером, которые использовались для его создания или оцифровки.


Если файл был изменен по сравнению с исходным состоянием, некоторые детали могут быть потеряны.

Ориентация Обычный
горизонтальное разрешение 62 485 ппс
вертикальное разрешение 62 485 ппс
используемое программное обеспечение Adobe Photoshop CS2 Windows
Дата и время изменения файла 23:25 13 вс 2014
Автор Ян Миенсе Моленар
цветовое пространство sRGB
ширина изображения 2000 пикселей
высота изображения 1517 пикселей
Дата и время сканирования 00:25 14 вс 2014
Дата последнего изменения метаданных 00:25 14 вс 2014
название изображения
короткое название
Заголовок Семейный портрет
IIM-версия 2

Брак и религиозность

В начале 17 века он встретил Маргариту Ван Ранст, на которой женился в 1609 году. Это сделало его лордом Мерод, Ройенборх, Оршот и Пеллин.

Он поселился в Вилворде, на окраине Брюсселя, и от союза с Маргаритой у него было шестеро детей. После создания союза его жена унаследовала значительное состояние, что позволило ему уйти от медицины и проводить большую часть своего времени, экспериментируя в области химии.

Ван Гельмонт был католиком, который всегда был связан с религией. Однако известно, что он сомневался в некоторых чудесах и отказывался использовать вмешательство высших сил для объяснения природных явлений и исцеления болезней. Это принесло ему несколько домашних арестов.

биография

Ян Минсе Моленар родился в Харлеме между 1609 и 1610 годами. В мастерской Франса Хальса он обучался живописи вместе с Адрианом Брауэром и Адрианом Ван Остаде .

В 1 — й Июнь +1636, он женился на художнице Джудит Лейстер . В том же году пара переехала в Амстердам , где у них родилось четверо детей: Йоханнес (1637 г.), Якобус (1639 г.), Елена (1643 г.) и Ева (1646 г.).

В 1648 году они переехали в Харлем, где в 1650 году должен был родиться их пятый и последний ребенок: Константин. Ян Минсе Моленар открывает мастерскую, в которой работает несколько учеников. Он также занимается торговлей произведениями искусства и недвижимостью — в Хемстеде супруги владели фермой стоимостью 8 200 гульденов.

В 1659 году заболели Ян и его жена. Ян Минсе Моленар выздоровела, но Джудит Лейстер умерла через три месяца. Перед смертью Лейстера они включили в свое завещание принадлежащую им ферму.

Моленар умер в Харлеме в 1668 году и был похоронен на 19 сентября.

Ян ван Эйк Eyck, Jan van (1385/90-1441)

Каноны существуют для того, чтобы однажды быть нарушенными и пусть средневековые живописцы по традиции используют краску, которая предает полотнам матовость, пускай еще не принято изображать людей в повседневной обстановке и без всякой связи с религиозным сюжетом. Фламандский живописец Ян Ван Эйк бросает вызов устоявшемся традициям и с помощью новой техники масляной живописи создает уникальный для европейского искусства 15-го века портрет супругов Арнольфини. На первый взгляд это просто бытовая сцена: обыкновенные люди в скромной обстановке бюргерского дома, но почему так торжественно неподвижны их позы? Так серьезны лица? Почему правая рука мужчины застыла словно в клятвенном жесте? Вроде бы заурядная жанровая сцена оказывается задачей со многими неизвестными. Чтобы её решить начнем с предыстории. В 1420 году представитель торгового дома «Медичи» купец Джованни Арнольфини приехал в Брюгге. При дворе герцога Филиппа «доброго» он познакомился с художником Яном Ван Эйком. Возможно, Ван Эйк написал эту картину в качестве свадебного подарка Арнольфини и его невесте Джованне.

Что же мы видим на полотне? В эту минуту в доме Арнольфини, вероятно, совершается торжественная церемония бракосочетания

Засвидетельствовать это важное событие и пригласили Ван Эйка. Возможно, впервые в истории живописное полотно выступило в роли юридического документа

Но вот парадокс – в комнате двое, а в зеркале четверо. В чем же дело? Объяснение находим в надписи на стене: «Ян Ван Эйк был здесь». Художник и еще кто-то неизвестный отражается в зеркале, потому что наблюдают за происходящим, а мы как будто стоим рядом с ними на пороге дома Арнольфини.

Чтобы достичь полной иллюзии реальности Ван Эйк хотел использовать мягкие цветовые переходы, но традиционная темпера, матовая краска на основе яичного белка, не позволяла этого сделать. Тогда живописец применил в качестве растворителя ореховое масло и получил потрясающий результат. Масляные краски ложились тонким прозрачным слоем и позволяли тщательно проработать детали. А если нанести краски кончиком тонкой кисти, создавался эффект мерцающих бликов. Открыв секрет масляных красок, Ван Эйк мог творить чудеса.

На портрете супругов Арнольфини, как в магическом зеркале, запечатлелось реальное мгновение, и каждая вещь имеет символический смысл. На люстре, несмотря на ясный день, горит свеча – символ всевидящего Божьего ока. Собачка означает верность. Зеленый цвет платья – весну и любовь. Четки говорят о благочестии, домашние туфли об уюте, метелка о порядке в доме и духовной чистоте. Постель – место появления на свет и ухода из жизни, а так же брачное ложе. Резная фигурка может символизировать святую Маргариту или святую Марфу, и та, и другая покровительствовали роженицам. Яблоко напоминает о грехопадении. Экзотические, для тогдашней Европы, апельсины говорят о том, что греховные влечения очищаются в христианском браке. Итак, сцена, разворачивающаяся в доме Арнольфини, теперь становится совершенно ясной, а символы абсолютно понятными.

Тем не менее, у нас нет полной уверенности в том, что Ван Эйк изобразил именно церемонию бракосочетания. Существуют и другие версии. Поскольку мужчина подает женщине левую, а не правую руку, можно предположить, что перед нами не новобрачные, а супруги и это не бракосочетание, а семейный портрет. Существует еще одна версия. Под именем Арнольфини живописец мог изобразить себя и свою жену, ведь в чертах женского лица можно уловить некоторое сходство с Маргарет Ван Эйк. Есть и более смелое предположение. Художник изобразил не супружескую чету, а хироманта и беременную. По её раскрытой ладони он предсказывает судьбу будущего ребенка. Эта версия может показаться наиболее убедительной. Мы ясно видим, что женщина ждет прибавления семейства и снова рискуем ошибиться. Оказывается, что выпирающий живот – это чудовищная средневековая мода, даже у Евы в «Гентском алтаре» та же С-образная фигура. Считалось, что большой живот свидетельствует о благополучии и богатстве. Так все же, кто изображен на картине, известной как «Портрет четы Арнольфини»? До сих пор этот вопрос остается открытым.

Неоспоримо одно – один из первооткрывателей техники масляной живописи фламандский художник Ян Ван Эйк с помощью новых красок создал изумительный яркий мир, изящное и точное отражение действительности.

история файлов

Щелкните дату и время, чтобы просмотреть файл в том виде, в котором он был в то время.

Дата и время Миниатюрный Габаритные размеры Пользователь Комментарий
действительный 22:27 13 вс 2014 2000 × 1517 (2,37 МБ) Ян Аркестейн более высокое разрешение
11:35 26 Дек 2009 1554 × 1200 (2,07 МБ) Ян Аркестейн привет-разрешение
06:48 20 мая 2005 1256 × 973 (163 КБ) Бот для загрузки файлов (Eloquence) {{Живопись| |Title=<br /> ** »de:» Familienporträt |Technique=<br /> ** »de:» Holz |Dimensions=<br /> ** »de:» 61,5 × 80 см |Местоположение=<br /> ** »de:» Харлем |Страна=<br /> ** »de:» Нидерланде (Голландия) |Галерея=<br /> ** »de :» Франс-Халс-

Прочие вклады и последствия

— Во многих областях науки ван Гельмонт считается пионером. Титул «первооткрывателя газов» ему приписывают не только за определение их существования, но и за то, что он впервые использовал слово «газ» для их названия.

— Его также называли отцом биохимии за его исследования пищеварения и химических процессов в организме человека.

— Это внесло значительный вклад в изучение принципа сохранения вещества, не только определив, что газообразные продукты сгорания отличаются от атмосферных газов, но и что эти продукты имеют массу, которая во всех случаях была равна потере вес сгоревшего предмета.

— Он внес важный вклад в фармацевтику, не только в работе с химическими веществами, но и в открытии лечебных вод с высоким содержанием угольной кислоты и щелочей.

— Ему приписывают открытие астмы как респираторного заболевания, при котором сокращаются второстепенные бронхи и усвоение кислорода затруднено.

— Один из сыновей ван Гельмонта составил и отредактировал его тексты, опубликовав их под названием Истоки медицины (Ortusmedicinaeid estinitiaphisicae inaudita) в 1648 году. Книга состояла в основном из теорий алхимии и медицины и послужила основой для расширения консервативного видения многих ученых того времени.

— В 1682 г. с титулом Опера Омния во Франкфурте снова был напечатан сборник его произведений.

Ссылки

  1. «Химическая философия» (1977) в Google Книгах. Получено 11 июня 2019 г. в Google Книгах: books.google.co.ve.
  2. «Ян Баптиста ван Гельмонт» в Ecured. Получено 11 июня 2019 г. из Ecured: ecured.cu.
  3. «Ян Баптист ван Гельмонт» в Британской энциклопедии. Получено 11 июня 2019 г. из Британской энциклопедии: britannica.com.
  4. «Ван Гельмонт, Ян Баптиста» в Меднатурисе. Получено 11 июня 2019 г. из Mednaturis: mednaturis.com
  5. Томе К. «Ян ван Гельмонт, философ у огня (1)» в «Записке научной культуры». Получено 11 июня 2019 г. из Записной книжки научной культуры: culturacientifica.com.
  6. «Ван Гельмонт, Ян Баптист» в «Науке для современного мира». Получено 11 июня 2019 г. с сайта Наука для современного мира: Gobiernodecanarias.org.

биография

Ян Баптиста ван Гельмонт (или Иоганнес Баптиста Ван дер Гельмонт на его родном языке) родился в Брюсселе, Испанские Нидерланды, в 1579 году.В отношении даты его рождения нет ясности, поскольку в литературе чаще всего встречается, что это было 12 января, но некоторые источники защищают 6 августа днем ​​его рождения.

Его мать, Мария ван Стассарт, приняла его в дворянскую семью как младшего из пяти братьев и сестер; Ян был вторым мужчиной в династии.

Его отцом был Кристиан ван Гельмонт, занимавший политическую должность статского советника Брабанта, что позволило ему сделать себе имя и содержать семью из семи человек. Он умер в том же году, когда родился Ян.

Немного истории

Появление голландской школы живописи в начале XVII века является одним из самых необычайных явлений в истории изобразительного искусства. Нидерланды к тому времени уже стали политическим образованием, но все еще страдали от последствий долгой и тяжелой войны против Испании. И все же успех маленькой республики в обретении независимости от могущественного противника привел к огромному чувству собственного достоинства.

Голландцы гордились своими достижениями, своей землей и намеревались создать форму правления, которая обеспечила бы прочную основу для будущего. Безусловно, они были горды и своим культурным наследием. Произведения голландских художников XVII века составили одну из ярчайших страниц мировой живописи. В течение XVII века в голландском искусстве было создано от 5 до 10 миллионов произведений искусства. И только 1% из них дошли до наших дней. Произведения искусства, от простых печатных изданий и копий до оригиналов, висели почти во всех голландских домах. Например, 2/3 картин были найдены в частных домах Делфта. Нидерланды производили бесчисленные шедевры в каждом жанре живописи. Особенно изумительны были работы «малых голландцев».

Дело Мольера

Из всех легенд о Мольере эта, пожалуй, самая громкая. Серьезный спор относительно авторства его произведений начался в 1919 году. Французский поэт Пьер Луис утверждал, что настоящим автором пьес был не Мольер, а другие люди, в числе которых был и Пьер Корнель. До сих пор некоторые авторы считают, что эта теория вполне может быть правдой. В качестве главного аргумента они приводят тот факт, что отсутствуют рукописи, кроме того подчеркивается, что у Жана-Батиста попросту не хватило бы времени на драматургию в связи с сильной занятостью в театре в качестве актера.

Согласно этой теории, Пьер Корнель использовал Мольера для продвижения сатирических комедийных пьес, которые он не хотел публиковать под своим собственным именем, будучи известным драматургом и признанным «отцом французской трагедии».

И все же, несмотря ни на что, Мольер остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую ​​важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени, которая является французским эквивалентом премии «Оливье» в Великобритании или премии «Тони» в США.

Мольер для франкоязычного театра — то же, что Шекспир для англоязычного. Его пьесы переведены на все основные живые языки и исполняются на сцене Французского Театра чаще, чем любые другие.

Безусловно, информация о творчестве и биография Мольера, кратко представленные в этой статье, дают лишь общее представление о нем. Лучше всего самостоятельно изучить его произведения. Поверьте, они и сегодня весьма актуальны.

Живопись

Когда отец Яна умер, молодому человеку пришлось заняться делами трактира, оставшегося главным источником заработка семьи. Хотя Вермеер к тому времени уже занимал почетную должность в художественной гильдии Святого Луки (а по факту руководил ею), дохода это практически не приносило.

Картина Яна Вермеера «Вид Делфта»

В то же время картины художника полюбились знатокам искусства и быстро находили покупателей. Вскоре Вермеер обрел постоянных покровителей-меценатов: Хендрика ван Буйтена, местного пекаря, и Якоба Диссиуса, владельца печатной мастерской.

В коллекциях этих людей, по разной информации, хранилось больше двух десятков работ художника. Однако так и осталось невыясненным, писал ли Вермеер на заказанные темы, или же просто предоставил ван Буйтену и Диссиусу право первыми приобретать новые творения.

Примечательно, что Ян Вермеер славился не только как талантливый художник, но и как эксперт и знаток предметов искусства. К нему обращались, чтобы выяснить или подтвердить подлинность тех или иных полотен. Однако собственный талант художник не передал никому — историки и искусствоведы сходятся на версии, что учеников у Вермеера никогда не было.

Отличительной чертой работ Яна Вермеера считаются тщательно прописанные интерьеры и детали городских пейзажей. А вот человеческие образы художник предпочитал прописывать только на портретах, если же фигура человека появлялась в пейзаже, то была, как правило, довольно незначительной.

Картины Яна Вермеера «Мастерская художника» и «Молочница»

Одним из ярких примеров «интерьерной» живописи принято считать картину «Мастерская художника», написанную мастером в 1666 году. Это поздняя работа, на которой Вермееру удалось передать атмосферу рабочего места мастера. Считается, что образ художника Ян Вермеер писал с себя. Также примером отлично переданной атмосферы интерьера считаются картины «Девушка, читающая письмо у окна» и «Молочница».

Кроме того, Вермеер был мастером так называемой «любовной» живописи. Это чувство стало основным мотивом многих картин художника. Простые бытовые сцены отлично передают умиротворенность и гармонию персонажей и обстановки. Часто моделью и музой для Яна Вермеера становилась его супруга, пример тому – картина «Офицер и смеющаяся девушка».

Картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» и «Портрет молодой девушки»

Рисовал художник и своих детей: предположительно картина «Девушка с жемчужной сережкой» — это портрет дочери художника. Также работа под названием «Портрет молодой девушки» считается еще одним изображением дочери Вермеера. Примечательно, что оба портрета (также исключительно по догадкам современных ученых) художник писал при помощи камеры-обскуры.

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с на Викискладе?

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеДжудит Лейстер
Картины
  • Список картин
  • Копия лютниста Франса Хальса (ок. 1624 г.)
  • Веселый Топер (1629)
  • Веселое трио (1629)
  • Серенада (1629)
  • Игра Tric-Trac (1630)
  • Постоянный кавалер (1630)
  • Предложение (1631 г.)
  • Неравная любовь (ок. 1631)
  • Юноша с кувшином (1633)
  • Автопортрет (ок. 1633)
  • Мальчик и девочка с кошкой и угрем (1635)
  • Последняя капля (ок. 1639)
Возможная атрибуция
Связанный
Авторитетный контроль
  • AGSA :
  • BPN :
  • GND :
  • KulturNav :
  • LCCN :
  • РКД :
  • SNAC :
  • SUDOC :
  • УЛАН :
  • VIAF :

Гентский алтарь

Самая
знаменитая работа братьев Ван Эйк и одно из наиболее значительных произведений
в истории европейской живописи — Гентский алтарь — находится в соборе св.
Бавона в Генте. Его размер — 3,6?4,5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж,
переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой. На раме алтаря
есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо
живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил
по заказу Йоса Вейда». Среди букв надписи находится хронограмма,
написанная красной краской, в которой зашифрована дата 1432. Исследователи
долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса,
пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря
(не сохранилось). Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший
художник», следует читать «величайший скульптор». Таким образом,
Ян является главным создателем этого произведения.

В настоящее
время алтарь представляет собой складной полиптих, состоящий из двадцати
картин. Когда алтарь закрыт, на его лицевой стороне в нижней части расположены
изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, выполненные в технике
гризайль и имитирующие статуи, а по сторонам от них — фигуры коленопреклоненных
заказчиков, Йоса Вейда и его жены. Над ними в центре — сцена Благовещения. На
меньших досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со
свитками, возвещающие о грядущем спасении. В открытом виде алтарь поражает
небывалым богатством цвета и деталей. В нижнем ярусе на пяти досках на фоне
пейзажа представлена большая композиция Поклонение Агнцу: пророки, праотцы,
апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец,
символизирующий Христа. По бокам от центральной композиции на четырех досках
продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная
копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево — отшельники и
паломники. Верхний ярус алтаря состоит из семи досок с бльшими по масштабу
фигурами, чем в нижней зоне. В центре изображен Христос на престоле, в царских
одеждах; по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Креститель, музицирующие
ангелы, на двух крайних досках — обнаженные Адам и Ева.

Смысл
иконографической программы алтаря остается неясным. Разные масштабы изображений
и соотношение композиций по вертикали дают возможность предположить, что
первоначальная форма алтаря была другой. Была выдвинута гипотеза, что алтарь в
его настоящем виде объединяет фрагменты двух разных алтарей. Вероятно, эти
части входили в состав гораздо большего по размерам ансамбля, имевшего каменную
надстройку, которая не сохранилась.

Несмотря на то,
что до сих пор ведутся споры о роли Губерта и Яна в создании алтаря, он
обладает единством стиля. В этом произведении мир показан во всем его
многообразии, чего не знала живопись позднего Средневековья. Цветы, трава и
кустарники изображены с точностью ботанического атласа, а готические постройки
стоят на фоне неба с правильно переданными атмосферными эффектами. Стремление
братьев Ван Эйк к точной передаче особенностей фактуры предметов лучше всего
проявилась в той почти физической осязаемости, с которой написаны драгоценные
камни, вышивки и роскошные ткани. Идеалом этого искусства является
достоверность: образы Адама и Евы написаны очень тщательно, без каких-либо
попыток придать изящество их фигурам и элегантность позам, что было характерно
для итальянского искусства, часто прибегавшего к приемам идеализации. Важную
роль в сложении реалистической манеры живописи братьев Ван Эйк сыграло
использование масла в качестве связующего материала для красок. Хотя братья и не
были изобретателями техники масляной живописи, именно они первыми обнаружили в
полной мере ту свободу и гибкость, которую она предоставляет художнику.

Поздние годы

Мольер был в фаворе у короля, но это не спасло его от мирских забот: болезней, семейных проблем и депрессии. Тем не менее в самый сложный период он написал и представил публике работу, которая подтверждает его мастерство и гениальность. Театральная комедия «Мизантроп», поставленная на сцене в июне 1666 года, порадовала его поклонников, но, увы, не стала популярной.

Два года спустя новая комедия «Скупой, или Школа лжи» с треском провалилась, и Мольер столкнулся с серьезными финансовыми проблемами

Ситуацию спас комедийный балет «Мещанин во дворянстве» (1670), он помог вновь привлечь внимание публики

Что необыкновенного в Вермеере

В плане сюжета Вермеер создавал довольно типичные для своего времени картины. Тщательно выписанный интерьер. Одна, две или три фигуры — зажиточные горожане. Часто его героини читают или пишут письма.

Это называется бытовой жанр, в котором работало немало художников в Голландии XVII века. Вермеер на первый взгляд ничем не выделялся.

Иногда сюжеты разных художников были очень похожи. Например, «Женщина с весами» Вермеера.

Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662—1663. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А это «Женщина с весами» другого голландского художника —Питера де Хоха, который также специализировался на бытовом жанре.

Питер де Хох. Женщина, взвешивающая золото. 1664. Старая национальная галерея, Берлин.

В чем разница? Вроде картина Хоха более красочная, жизнерадостная. Но если приглядеться, она больше похожа на раскрашенную фотографию.

У Вермеера со светом и цветом все тоньше. Он настолько филигранно выписывает освещение, что его картина насыщается сверхъестественным правдоподобием.

Свет падает неравномерно, из небольшого окна у потолка. Художник расставляет тонкие акценты, насыщая цветом одни предметы и высветляя другие. Появляется лиричность и даже некоторая таинственность. И как-то уже сложно это назвать бытовым жанром. Да ещё и весы у женщины почему-то пустые…

Или вот ещё две работы для сравнения. Опять один и тот же сюжет. Девушка читает письмо. Это работа другого современника Вермеера, Герарда Терборха.

Герард Терборх. Письмо. 1660—1662. Королевская коллекция, Лондон.

Максимальная фотографичность. Диву даёшься, как искусно художник написал ткань платья.

А вот для сравнения «Девушка с письмом» Вермеера.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

И вновь поэтизация. Опять хочется додумывать. Ведь это целая трагическая история. Вот девушка держит в руках письмо, озарённая светом, будто некой надеждой.

Кроткая, красивая героиня в нетерпении скользит глаза по странице. Но опущенные глаза говорят нам о крахе всех чаяний.

Но главный герой здесь опять же свет. Посмотрите фрагмент.

Ян Вермеер. Девушка, читающая письмо у открытого окна. Фрагмент. 1657. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Свет мягко льётся в окно. Но ведёт себя необычно, разбиваясь на мерцающие крупинки. Как будто волосы девушки, рукава платья, занавес покрыла роса…

Что мы можем сказать о характере Вермеера, анализируя его картины? Кажется, что он был человеком добродушным, мягким. Возможно, скромным и осторожным… Но не все так просто.

Он не боялся использовать яркие краски. Порой применял чистейший ультрамарин и краплак, став примером в смелости цветовых решений для многих художников XIX—XX веков.

Взять хотя бы его знаменитую «Молочницу».

Ян Вермеер. Молочница. 1658-1660. Государственный музей, Амстердам.

Ее фартук и полотенце на столе написаны чистым ультрамарином. Женщина изображена на фоне почти белой стены, что особенно смело подчёркивает насыщенный цвет.

А вот шляпу этой героини Вермеер написал чистым краплаком.

Ян Вермеер. Девушка в красной шляпе. 1667. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: