Как это было
В 1661-1667 годах, предшествовавших началу работы над «Милоном Кротонским», уже замеченный как скульптор, художник и архитектор, сорокалетний Пюже обосновывается в Генуе, в первый год занимается подборкой мрамора в Карраре, что недалеко от Генуи. Посещает в 1662 Рим (это его второе посещение Рима, где он учился у Пьетро да Кортона в конце 1630-ых и в 1640-ых), видит, как Бернини строит знаменитую колоннаду собора Св. Петра и т.п. Это были времена расцвета итальянского барокко и в Риме было на кого и на что посмотреть.
В 1668 Кольбер по просьбе интенданта порта Тулона принимает Пюже на службу короля Людовика XIV. Пюже становится директором скульптурной мастерской на верфи Тулона, причем Жирардон должен контролировать работу Пюже с точки зрения квалификации и умения. Пюже параллельно с работой над разработкой декора кораблей, работает над частными заказами, благо, генуэзцы оценили его творчество гораздо благосклонней, нежели в самой Франции.
Наконец, в 1670 Пюже находит в порту Тулона два огромных блока мрамора и обращается к Кольберу за разрешением работать над ними. Кольбер дает разрешение. Пюже посылает Кольберу рисунки проектов. Это будущий «Милон Кротонский» и самый большой барельеф Пюже «Александр Македонский и Диоген». В итоге Пюже работает над тремя главными своими работами для Версаля, — к перечисленным добавляется еще композиция «Персей и Андромеда». Рассказ о них — позднее. Заметим, что Людовик XIV окончательно перебрался в Версаль в 1672.
В приоритетном порядке Пюже работает над «Милоном Кротонским». Уже в 1674 статуя была сильно продвинута, а в 1679 оставалось окончить левую ногу и зажатую в стволе руку. Но только в 1682 Пюже закончил свою главную скульптуру и подписал ее, подчеркнув свое марсельское происхождение (родом был из Марселя). В 1683 мраморный «Милон Кротонский» доставлен морем из Марселя в Тулон, оттуда на корабле «Bien Chargé» он доставлен в Гавр. Посмотрите на карту – судно обогнуло пол-Европы и прибыло в северный порт Франции, в место, где Сена впадает в море. А оттуда до Парижа уже недалеко. Летом 1883 «Милон Кротонский» занял свое почетнейшее место на Зеленом ковре в парке Версаля.
Зеленый ковер Королевской аллеи. Газон. Версаль
Сады Версаля были расположены по обе стороны от центральной оси, называемой Королевской аллеей или Осью Солнца длиной почти 2 км. Потом эту планировку будут повторять в других странах. На фотографии представлен вид на Зеленый ковер в сторону дворца, причем визуально сильно уменьшающий расстояние до дворца. Длина Зеленого ковра 330 м, ширина 45 м, это одна из главных центральных частей вдоль главной оси парка Версаля перед дворцом.
НАШИ ЛЮДИ
Янсонс, Карлис Скульптура
латвийский скульптор
Янкелевич, Идель Скульптура
бельгийский и французский скульптор и график
Янделл, Энид Скульптура
американский скульптор
Якопо делла Кверча Скульптура
итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения
Яковлев, Борис Иванович Скульптура
русский и советский скульптор, работал большей частью в области станковой скульптуры
Якерсон, Давид Аронович Скульптура
советский скульптор, график, оформитель
Яворский, Игорь Теодорович Скульптура
советский и российский скульптор
Юрьевич, Сергей Александрович Скульптура
французский скульптор русского происхождения; камергер при дворе Николая II
Продолжительность жизни
Фальконе родился в бедной парижской семье родом из Бюже
Сначала он был учеником плотника, но некоторые фигурки, которыми он развлекался в свободное время, привлекли внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана , который сделал его своим учеником. Таким образом, Фальконе смог развить свои таланты, привлекая внимание маркизы де Помпадур , которая заказала ему множество работ
Одной из его самых успешных ранних скульптур была работа Милона Кротонского , которая обеспечила ему поступление в Академию изящных искусств в году .
Он привлек внимание публики в салонах 1755 и 1757 годов со своими мраморами L’Amour и потомком Nymphe au bain (также называемым «Купальщица»), который сейчас находится в Лувре. В 1757 году Фальконе был назначен директором скульптурной мастерской новой Королевской мануфактуры фарфора в Севре , где он вдохнул новую жизнь в производство небольших скульптур из неглазурованного фарфора с мягкой пастой , которое было специальностью предшественника Севрской мануфактуры, Венсена .. Влияние художника Франсуа Буше и современного театра и балета одинаково очевидно в темах Фальконе и его милом, элегантно-эротическом, несколько застенчивом стиле
Для начала Фальконе создал для Севра набор столовых фигурок из белого печенья путти (неглазурованный фарфор) ( Enfants de Falconet), иллюстрирующих искусство, которые должны были дополнить посуду для торжественного приема мануфактуры. Мода на эти орнаментальные скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.
Влияние художника Франсуа Буше и современного театра и балета одинаково очевидно в темах Фальконе и его милом, элегантно-эротическом, несколько застенчивом стиле. Для начала Фальконе создал для Севра набор столовых фигурок из белого печенья путти (неглазурованный фарфор) ( Enfants de Falconet), иллюстрирующих искусство, которые должны были дополнить посуду для торжественного приема мануфактуры. Мода на эти орнаментальные скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.
Он оставался на своем посту в Севре, пока не был приглашен в Россию Екатериной Великой в сентябре года по рекомендации Мельхиора Гримма и Дидро . В Санкт-Петербурге он выполнил в течение 12 лет колоссальную бронзовую статую Петра Великого , известную как Бронзовый рыцарь , вместе со своей ученицей и падчерицей Марией-Анной Колло . В 1788 году, вернувшись в Париж, он стал директором Академии изящных искусств и создал множество работ: Moïse et David («Моисей и Давид») для церкви Сен-Рош (Saint-Roch) в Париже ,Pygmalion («Пигмалион»), Alexandre («Александр»), l’Hiver («Зима»), la Mélancolie («Меланхолия»), l’Amour menaçant («Грозный Купидон») и др. Многие религиозные произведения Фальконе, заказанные различными церквями, были уничтожены во время Французской революции . Его частные заказы сохранились лучше.
Угрожающая любовь («Cupido amenazador»), Лувр.
Он нашел время для изучения греческого и латыни , а также написал несколько брошюр об искусстве: Дени Дидро поручил ему написать главу «Скульптура» Энциклопедии , опубликованной Фальконе отдельно как « Размышления о скульптуре » в 1768 году. Три года спустя он опубликовал Наблюдения над статуей Марка-Ореля , которые можно интерпретировать как художественную программу его скульптуры Петра Великого. Сочинения Фальконе об искусстве, его Oeuvres littéraires , достигли шести томов, когда они были впервые опубликованы в Лозанне в 1781–1782 годах.
Несколько приукрашенное и слишком легкое очарование рококо вызвало критику со стороны Британской энциклопедии 1911
года: «Его художественные произведения характеризуются теми же недостатками, что и его сочинения, поскольку, хотя они демонстрируют значительный интеллект и значительную силу воображения, они во многих случаях демонстрируют ложное и фантастический вкус, результат, скорее всего, чрезмерного стремления к оригинальности».
В 2001–2002 годах, когда Севрский керамический музей организовал выставку продукции Фальконе для севрской мануфактуры с 1757 по 1766 год, она носила подзаголовок «l’art de plaire» («искусство дегустации») .
Он был учителем и отчимом скульптора Мари-Анн Колло , которая создала его портрет, в настоящее время находящийся в Музее изящных искусств Нанси .
Спортивная карьера
Майло был шестикратным победителем Олимпийских игр . Он выиграл борьбу среди мальчиков (вероятно, в 540 г. до н.э.), а затем получил пять титулов в борьбе среди мужчин между 536 и 520 г. до н.э. Он также выиграл семь корон на Пифийских играх в Дельфах (одну в детстве), десять на Истмийских играх и девять на Немейских играх . Майло был пятикратным участником Periodonikēs , своего рода титула «большого шлема», присуждаемого победителю всех четырех фестивалей в одном и том же цикле. Карьера Майло на высшем уровне соревнований должна была длиться 24 года.
Чтобы запугать своих противников, Майло Кротонский употреблял сырое мясо быка на глазах у своего противника и пил сырую кровь быка для энергии и жизненных сил.
Майло был разбит (или связаны) в своей попытке на седьмой олимпийский титул в 516 году до нашей эры молодой борец из Кротона , который практиковал технику akrocheirismos -literally «своеволие» или борьба на руки длины, и, таким образом, избежать Сокрушительные объятия Майло. Простая усталость сказалась на Майло.
Родной город Майло имел репутацию прекрасных спортсменов. В олимпиаде 576 г. до н.э., например, первые семь финишеры в Штаде -a 200 ярдов (180 м) спринтерских-были все мужчины Кротона. После карьеры Майло Кротон, по-видимому, не произвел на свет других известных спортсменов.
«Милон Кротонский» – скульптура барочная
Вся условность стилевых квалификаций может быть оставлена в стороне, это точно барокко. И вот почему.
Можно ли представить себе «классициста», изображающего как лев кусает и царапает человека? Можно, но из этой затеи непременно получится барокко, в противном случае тема будет не раскрыта, очень уж плавненько получится. Истинный классицист это должен понимать и с таким сюжетом не связываться (шутка с долей правды).
Первое, что бросается в глаза, это резкий поворот головы и ее резкое запрокидывание. У Бернини такое случалось не только в результате причинения нестерпимой боли, но, например, во время экстаза (Св. Терезы, в частности). Он со своим властным характером и непревзойденным мастерством стал по сути определять художественную жизнь Рима, а, следовательно, и всей Италии, насаждал барокко. А Пюже там учился, видел, каких высот в обществе может достичь талантливый «художник, скульптор и архитектор» в одном лице.
Мастерская Бернини. Модель для фонтана Мавра. Сам фонтан или его копия находится в Риме на площади Навона
У Бернини как раз трудно найти не повернутую голову. Это явный скульптурный мотив с напряженными шейными мышцами и смачной вздувшейся веной, пересекающей шею по диагонали. Лакомый фрагмент для скульптора.
Пюже. Голова Милона Кротонского. Фрагмент
Бернини любил изображать «живую» плоть, Пюже старался не отставать.
Справа: Милон Кротонский. 1682. Фрагмент. Слева: Бернини. Похищение Прозерпины. 1621-1622. Галерея Боргезе. Рим. Фрагмент
Подобные сопоставления, и не только с Бернини, можно было бы без труда продолжить.
Фальконе «Памятник Петру I»
Фальконе “Памятник Петру I”
И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидел на бронзовом коне.
(А.С. Пушкин).
Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Эскиз из воска был сделан ещё в Париже, а после приезда мастера в Россию в 1766 г. началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
Он отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря, в окружении аллегорических фигур. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя, как сам писал в письме к Дидро: «Мой монумент будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем, и другим. Гораздо выше личность Созидателя, Законодателя, Благодетеля своей страны и вот ее-то и надо показать людям». В качестве аллегории он оставил лишь змею, имеющую не только смысловое, но и композиционное, конструктивное значение: усиление статуи.
Памятник этот стал пластическим образом целой эпохи. Конь, вставший на дыбы, смиряется твердой рукой могучего всадника. Голова всадника — это также совершенно новый образ в иконографии Петра – это торжество ясного разума и действенной воли.
Фальконе “Памятник Петру I” (фрагмент)
В качестве постамента был использован так называемый «Гром-камень», на который при поисках в окрестностях Петербурга (8-12 км) указал крестьянин Семен Григорьевич Вишняков. Первоначально камень весил около 2 тыс. тонн.
Этот памятник больше известен под названием «Медный всадник», хотя поэма Пушкина была написана намного позже, в 1833 г., а памятник отлит из бронзы. Его отлил артиллерийский литейщик Емельян Хайлов, тогда как привезенный из Франции литейщик отказался от этой работы в силу особой ее сложности: скульптура была со стенками разной толщины – передняя часть должна была быть тоньше, а задняя – толще, чтобы вздыбленный конь имел большую устойчивость.
Голова бронзового императора была отлита по проекту ученицы и невестки Фальконе Мари-Анны Колло.
Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Фальконе не дождался открытия памятника, он уехал в Париж в 1778 г. Работы по завершению монумента были поручены Юрию Матвеевичу (Георгу Фридриху) Фельтену – архитектору, работавшему с уже знаменитым тогда Растрелли. Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему художника к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.
Фальконе “Памятник Петру I” (фрагмент)
Змея под копытами коня, по замыслу Фальконе играющая роль дополнительной опоры и символизирующая «побеждённую зависть», выполнена русским скульптором Федором Гордеевичем Гордеевым.
Увенчала постамент памятника надпись царицы: «Екатерина II Петру I».
«Санкт-Петербургские ведомости» (август 1782 г.) писали об открытии памятника: «В 2 часа стали собираться гвардейские полки… Строй войска простирался до 15 000… На месте памятника взорам людей представилась дикая каменная гора, вышиной в 5, а в окружении в 32 сажени… Сигнал открытия был дан ракетою… Вдруг видению всех предстал изумленным очам зрителей Петр на коне, как будто бы из недр он внезапно въехал на поверхность огромного камня… Ему отдали честь ружьем и уклонением знамен, а суда на Неве поднятием флагов и пальбою с обеих крепостей и беглым огнем».
По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного.
Жизнь
Фальконе родился в бедной парижской семье родом из Бюже
Сначала он был учеником плотника, но некоторые фигурки, которыми он развлекался в свободное время, привлекли внимание скульптора Жана-Батиста Лемуана , который сделал его своим учеником. Таким образом, Фальконе смог развить свои таланты, привлекая внимание маркизы де Помпадур , которая заказала ему множество работ
Одной из его самых успешных ранних скульптур была работа Милона Кротонского , которая обеспечила ему поступление в Академию изящных искусств в году .
Он привлек внимание публики в салонах 1755 и 1757 годов со своими мраморами L’Amour и потомком Nymphe au bain (также называемым «Купальщица»), который сейчас находится в Лувре. В 1757 году Фальконе был назначен директором скульптурной мастерской новой Королевской мануфактуры фарфора в Севре , где он вдохнул новую жизнь в производство небольших скульптур из неглазурованного фарфора с мягкой пастой , которое было специальностью предшественника Севрской мануфактуры, Венсена .. Влияние художника Франсуа Буше и современного театра и балета одинаково очевидно в темах Фальконе и его милом, элегантно-эротическом, несколько застенчивом стиле
Для начала Фальконе создал для Севра набор столовых фигурок из белого путти ( неглазурованный фарфор) ( Enfants de Falconet), иллюстрирующих искусство, которые должны были дополнить изысканную посуду мануфактуры. Мода на эти орнаментальные скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.
Влияние художника Франсуа Буше и современного театра и балета одинаково очевидно в темах Фальконе и его милом, элегантно-эротическом, несколько застенчивом стиле. Для начала Фальконе создал для Севра набор столовых фигурок из белого путти ( неглазурованный фарфор) ( Enfants de Falconet), иллюстрирующих искусство, которые должны были дополнить изысканную посуду мануфактуры. Мода на эти орнаментальные скульптуры распространилась на большинство фарфоровых мануфактур Европы.
Он оставался на своем посту в Севре, пока не был приглашен в Россию Екатериной Великой в сентябре года по рекомендации Мельхиора Гримма и Дидро . В Санкт-Петербурге он выполнил в течение 12 лет колоссальную бронзовую статую Петра Великого , известную как Бронзовый рыцарь , вместе со своей ученицей и падчерицей Марией-Анной Колло . В 1788 году, вернувшись в Париж, он стал директором Академии изящных искусств и создал множество работ: Moïse et David («Моисей и Давид») для церкви Сен-Рош (Saint-Roch) в Париже ,Pygmalion («Пигмалион»), Alexandre («Александр»), l’Hiver («Зима»), la Mélancolie («Меланхолия»), l’Amour menaçant («Грозный Купидон») и др. Многие религиозные произведения Фальконе, заказанные различными церквями, были уничтожены во время Французской революции . Его частные заказы сохранились лучше.
Угрожающая любовь («Cupido amenazador»), Лувр.
Он нашел время для изучения греческого и латыни , а также написал несколько брошюр об искусстве: Дени Дидро поручил ему написать главу «Скульптура» Энциклопедии , опубликованной Фальконе отдельно как « Размышления о скульптуре » в 1768 году. Три года спустя он опубликовал Наблюдения над статуей Марка-Ореля , которые можно интерпретировать как художественную программу его скульптуры Петра Великого. Сочинения Фальконе об искусстве, его Oeuvres littéraires , достигли шести томов, когда они были впервые опубликованы в Лозанне в 1781–1782 годах.
Несколько приукрашенное и слишком легкое очарование рококо вызвало критику со стороны Британской энциклопедии 1911
года: «Его художественные произведения характеризуются теми же недостатками, что и его сочинения, поскольку, хотя они демонстрируют значительный интеллект и значительную силу воображения, они во многих случаях демонстрируют ложное и фантастический вкус, результат, скорее всего, чрезмерного стремления к оригинальности».
В 2001–2002 годах, когда Севрский керамический музей организовал выставку продукции Фальконе для севрской мануфактуры с 1757 по 1766 год, она носила подзаголовок «l’art de plaire» («искусство дегустации») .
Он был учителем и отчимом скульптора Мари-Анн Колло , которая создала его портрет, в настоящее время находящийся в Музее изящных искусств Нанси .