Введениевенеция ренессанса. тициан, тинторетто, веронезе. картины из собраний италии и россии

ГМИИ выставка «Венеция Ренессанса»

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им.А.С.Пушкина) летом 2017 года проходит выставка «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России». Большинство представленных картин прибыли из итальянских музеев и церквей – из Венеции, Рима, Вероны, Генуи, Флоренции, Неаполя и других городов. Некоторые из выставленных работ никогда не покидали пределов Италии до этого проекта. Вот, например, «Тайная вечеря» Якопо Тинторетто из венецианской церкви Сан Маркуоло (1547 года создания)

Выставка «Венеция Ренессанса» небольшая — всего 23 работы – и представляет нам произведения трех художников: Тициана Вечеллио, Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. Эти три мастера были современниками, творили в течение XVI века в основном в Венеции и её округе, но принадлежали к разным поколениям, имели различное социальное происхождение и образование, творили каждый в своем художественном пространстве и круге заказчиков, в своей неповторимой манере и стиле.

Якопо Тинторетто «Христос и грешница». Выставка «Венеция ренессанса» в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Творчество Тициана, Тинторетто, Веронезе во многом перевернуло представления о самом процессе живописи и оказало влияние на развитие искусства во всей Европе. На произведениях этих трех художников учились такие мастера последующих веков, как Веласкес, Рубенс, Рембрандт, Пуссен. На полотнах мы видим традиционные сюжеты – вот, например, «Похищение Европы» Паоло Кальяри, прозванного Веронезе по месту рождения (г.Верона)

А вот его же картина «Венера и Марс с амуром и лошадью», небольшая по размеру, где изображение второго плана привносит мотив человеческой обыденности в сцену из жизни героев античных мифов

А вот это полотно «Мадонна с младенцем, святыми Петром и Екатериной Александрийской» Веронезе написал в возрасте 22 лет

Одна из самых значимых картин выставки – «Саломея» Тициана. Считается, что отрубленная голова Иоанна Крестителя на блюде имеет черты самого художника — Тициана Вечеллио

На меня же самое большое впечатление произвели два произведения. Первое – это две парных картины «Святой Иоанн креститель» и «Святой Мина» Веронезе, которые находились в церкви, не сохранившейся до наших дней. Полотна были сняты и ныне хранятся в музее. Святые словно выходят к нам из ниш в стене

Второе – это картина Тинторетто «Святой Георгий, убивающий дракона». Картина, которой без малого полтысячи лет, поразила меня яркостью красок и по-современному сказочной трактовкой мифологического сюжета. Посмотрите сами, это же просто кадр из диснеевского мультфильма, даже принцесса в розовом платье есть:

Кстати, это полотно из Эрмитажа. Всего на вставке экспонируется три картины из российских музеев.

Концепция красоты венецианской школы живописи

Тициан — «Любовь земная и небесная» (ок. 1515 г.)

Важнейшей стилистической характеристикой венецианской живописи был тонализм, о котором пойдёт речь в следующем параграфе. Но различия между флорентийским и венецианским Возрождением имеют более глубокие корни, которые влияют на саму эстетику искусства. Красота может иметь две основные цели: доставить интеллектуальное удовольствие или доставить физическое, чувственное удовольствие.

В истоках флорентийского искусства лежит поиск идеальной красоты, которая является, прежде всего, идеальным совершенством, поэтому скорее имеет характер интеллектуальный, чем чувственный. Отношение к красоте в Венеции, особенно в XVI веке, сильно отличается: её природа и предназначение связаны больше с чувствами, чем с интеллектом.

Кроме того, необходимо учитывать, что Флоренция XV века была пропитана культурой неоплатонизма, которая только недавно очистила значение красоты от средневековой идеи о её прямой связи с проявлением греха и похоти. Венеция же в XVI веке была богатейшим городом, купавшемся в роскоши и благополучии, питавшим известную толерантность к плотским удовольствиям. Очевидно, что красота здесь рассматривается не как нечто идеальное, а как позитивное проявление жизни, потому что она способна пробуждать радость и наслаждение.

Такое разное отношение к красоте объясняет, почему во флорентийской живописи уделяется больше внимания рисунку, а в венецианской — цвету. Рисунок — это то, как наш мозг рационализирует формы, которые он воспринимает, это транскрипция нашего мышления о реальности. С помощью идеального рисунка мы совершенствуем наше восприятие реальности. Цвет — это эмоции глаз.  Это то, что вызывает непосредственную эмоциональную реакцию. Цвет передает нам даже тактильные ощущения, как будто изображение является чем-то реальным, а не надуманным.

Как попасть на выставку «Венеция Ренессанса» в ГМИИ им.А.С.Пушкина

Выставка проходит в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина по адресу ул.Волхонка, д.12. Ближе всего идти от станции метро Кропоткинская, из метро лучше всего выходить по указателям

Можно также дойти пешком от станции метро Боровицкая, Александровский сад, Библиотека им.В.И.Ленина

Билеты на выставку можно свободно приобрести на сайте музея

Обратите внимание: купленный через интернет электронный билет надо обменять в кассах музея на входной билет

И ещё важно заметить, что сделать это можно не только в кассах главного здания, но и в кассах Галереи искусства стран Европы и Америки (Волхонка, 14с6). Это к тому же и выгоднее: в Галерее у меня на это ушло полсекунды, а в главном здании в кассу стояла очередь

Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи

Это к тому же и выгоднее: в Галерее у меня на это ушло полсекунды, а в главном здании в кассу стояла очередь. Кроме того, если вы идете от метро Кропоткинская, то все равно проходите мимо этой Галереи.

Холл главной лестницы ГМИИ им.А.С.Пушкина

Билеты продаются по сеансам. Сеанс — это время входа на выставку. Продолжительность посещения не ограничивается. Хотя на сайте музея сказано, что билет действует только на сеанс, указанный на билете, но практика показала, что можно войти и позже указанного времени. Однако предупреждение надо иметь в виду, в случае ажиотажа оно может вступить в силу. Билет без льгот стоит 500 рублей, про льготы лучше узнать на сайте музея. Билет дает право осмотреть всю экспозицию главного здания, как постоянную, так и временно работающие в нем выставки.

Можно взять аудиогид за 350 рублей, при этом оставляется в залог либо документ, либо 2000 руб. К аудиогиду можно присоединить свои наушники. Также на выставке проводят экскурсии сотрудники музея. Расписание таких экскурсий надо смотреть на сайте музея.

Венецианская школа живописи и эпоха Возрождения

Возрождение в Венецию происходит немного позже, чем в других итальянских городах. На протяжении большей части XV века в венецианской живописи главенствует византийский стиль, в то время как единственным новшеством становится введение некоторых готических элементов, пришедших, в основном, благодаря контактам с Германией.

Во второй половине XV века, с появлением в Венеции Антонелло да Мессины и связью между семьей Беллини и Андреа Мантенья, стал проявляться стиль искусства возрождения. Андреа Мантенья женился на дочери художника Якопо Беллини и сестре Джованни и Джентиле Беллини, которые также были художниками, как и их отец. Элементы, усвоенные Джованни Беллини из живописи Мантеньи и Антонеллы да Мессина, воплотились в совершенно новом стиле, не исключавшем некоторые позднеготические отголоски. Этим новым стилем стало Возрождение, которое определяют как венецианское. Главной его особенностью было совершенно новое использование цвета, что привело к появлению тональной живописи.

В маске

«По какому-то историческому возмездию этот век неустанного «Просвещения» и веры в разум хранил в себе зерна, из которых выросли потом причудливые и необыкновенные деревья, – целый заколдованный романтический лес, полный чудес и теней», – писал об этом времени Павел Муратов, подразумевая Европу XVIII в. в целом, но прежде всего Италию. А в Италии выделял Венецию, «фантастичнейший из городов».

Тогда уже Венеция начала становиться тем, чем застали ее мы – объектом поклонения, приютом авантюристов и путешественников всех мастей, среди которых уже появлялись и русские: если Екатерина Великая своих «итальянцев» покупала из вторых и третьих рук готовыми коллекциями, то Юсупов картины Джамбаттисты Тьеполо приобретал непосредственно в его мастерской, и в Архангельском до сих пор существует зал Тьеполо. Город предстает на холстах того времени прекраснейшей витриной, театральной декорацией, местом обманов и соблазнов, где за приросшей намертво баутой скрывается драматизм настоящих мыслей и чувств.

Высокий стиль сменился романтическим барокко, и, словно усугубляя легкость и декоративность стиля, венецианскую выставку в Москве открывают гигантские цветочные натюрморты Элизабетты Маркиони – художницы, о которой не то что в России, но и в Италии мало что известно кроме того, что была она, судя по всему, женой ювелира и жила в Ровиго, на полпути от Падуи к Ферраре, на рубеже XVII–XVIII вв.

Пушкинский музей открыл выставку «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе»

Здесь снова легко поверить Муратову: «У Венеции было то преимущество, что в ней не было резонеров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников». Искусство веселой эпохи кажется здесь особенно несерьезным еще потому, возможно, что почти нет портретов. А на единственном включенном в выставку автопортрете его автор, творивший в Венето француз Луи Дориньи, в богатейшем, чуть не до локтей, парике выглядит не художником, а персонажем комедий Гольдони. По ним, как и по сказкам Гоцци и скрипичным пассажам Вивальди, мы опознаем Венецию XVIII в. скорее, чем по живописи, уступившей в тот момент первенство соседним видам искусств.

Мертвое и живое поменялись местами в этом непрерывном карнавальном пиршестве – персонажи мифов и библейских историй, от святого Франциска (в «Экстазе святого Франциска» Пьяццетты – художника, чьих работ совсем нет в России) до фигур с полотна «Эней, Анхиз и Асканий» (около 1773) младшего Тьеполо, Джандоменико, выглядят элементами декораций, а палаццо, каналы, мосты, крылатые львы, глядящие на нас с холстов, и есть одушевленные герои. Место в Венеции важнее людей. И потому самым ярким жанром оказались ведуты – подробнейшим образом выписанные городские пейзажи Франческо Гварди, огромные холсты Каналетто и Мариески – взгляд из лагуны на город, который почти не изменился с тех пор. Не плафон «Время, открывающее истину», написанный около 1745 г. старшим Тьеполо, не его «Непорочное зачатие» (1760-е), не созданное через 20 лет его сыном «Возвращение блудного сына» производят главное впечатление, а висящие в соседнем зале ведуты, написанные примерно в те же годы Пьетро Фалька, прозванным Лонги. Слон на улице, сплетничающие венецианки и их мрачные обольстители, ящик с картинками, явный предшественник волшебного фонаря, – вот что для нас действительно ново: работ Лонги в ГМИИ им. А. С. Пушкина совсем нет.

Три источника

Весь Каналетто, три из пяти работ Джамбаттисты Тьеполо и многие другие вещи на выставке – из московского музея. Джандоменико Тьеполо, Пьетро Лонги, Керкховен etc – из Виченцы: Светлейшую представляет не собственно Венеция, а один из красивейших городов «террафермы» – твердой земли, как называли расположенные на материке территории республики. От города Палладио до столицы Венето меньше часа пути.

Кураторы нынешней экспозиции – хранитель итальянской живописи Пушкинского музея Виктория Маркова и директор Музея Кьерикати в Виченце Джованни Карло Федерико Вилла собрали ее из трех мест: 25 произведений предоставил ГМИИ, 23 – Музей Кьерикати в Виченце, девять полотен – коллекция банка «Интеза Санпаоло». Джованни К. Ф. Вилла был инициатором выставки: обнаружив в Пушкинском музее впечатляющую коллекцию венецианского XVIII века, он предложил соединить пазл – и после Москвы выставка поедет в Виченцу, где среди раскинувшихся на холмах палладианских вилл (палаццо Кьерикати, в котором работает вичентинский музей, – одна из них) щедрому барокко самое место.

В Москве же это искусство рождает другие эмоции. «Туалет Вирсавии» (1730-е) Якопо Амигони – эскиз к большому полотну, написанный в нарочито небрежной манере, висит напротив ведут Лонги, но кажется видением из будущего, а дебелая Андромеда на фреске (1675–1700) Луи Дориньи – единственный сохранившийся фрагмент росписи палаццо Капра Клементи Барбьери в Виченце – выглядит не венецианкой, а Брунгильдой. Внедренные в постоянную экспозицию ГМИИ два выставочных зала заставляют задуматься о том, что было в Венеции до романтичного сеттеченто, что случилось после и сколь разные персонажи нашли здесь приют.

Какой предстает Венеция на выставке «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»

Вспоминая о золотом веке Венеции, оглядываются обычно не на время Гольдони и Казановы, а на куда более раннюю эпоху. Среди титульных героев называют мастеров Возрождения – Тициана, Тинторетто, Веронезе, Карпаччо, обоих Беллини. Первым трем и был посвящен прошлогодний выставочный проект Пушкинского музея, в котором он участвовал единичными произведениями, а итальянские музеи предоставили тогда основной корпус работ.

Теперь работ из Италии и России почти поровну, и видим мы живописцев XVIII столетия – свидетелей заката Светлейшей (титул La Serenissima, которым называли Венецианскую республику, отсылает напрямую к Византии).

Венеция перестала быть владычицей морскою, уступив сначала османам, а потом, окончательно, Наполеону. Республика, прекратившая свое существование в 1797 г., утратила земли и могущество, но одержала множество новых, уже на ниве искусств и литературы, побед.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: