«Недоросль»
Самая краткая биография Фонвизина будет неполной, если хотя бы в двух словах не рассказать о комедии «Недоросль». Так называли сыновей дворян в возрасте до 21 года. Согласно постановлению Петра I, они должны были начинать обучение с семилетнего возраста, чтобы к 21 году овладеть науками: географией, грамотой, арифметикой, языками и другими. Но герой пьесы Митрофанушка к 16 годам еле выучился азбуке, поэтому слово «недоросль» после фонвизинской комедии приобрело насмешливый смысл.
В своем произведении автор использовал немало оригинальных и новаторских приемов:
- Раньше комедийными героями могли быть только те, кто относился к низшим слоям общества. У Фонвизина выведены представители почти всех сословий – дворяне, чиновники, сироты, слуги, учителя.
- До этого каждый герой олицетворял один порок или добродетель, но у Фонвизина показаны многогранные характеры (госпожа Простакова жестокая и злая хозяйка, но любящая мать, Софья – одинокая и робкая сирота, но отстаивает свое мнение).
- В комедии принцип единства действия, времени и места частично нарушается, так как действие происходит в течение нескольких дней.
Согласно канонам классической комедии, у персонажей «говорящие» имена – Скотинин, Софья (в переводе с греческого «мудрость»), Стародум, Правдин, Кутейкин, Цыфиркин, Вральман.
Домашняя жизнь простоватой и необразованной семьи русского провинциального помещика стала яркой сатирой на общество России. Современникам понравились монологи Стародума, высказывающего мысли автора.
Чуть позднее комедию оценили с точки зрения юмора, живости диалогов, а комедийные выражения разошлись на цитаты. Считается, что пьеса была написана Фонвизиным в упрек Екатерине II. Автор стремился показать, что традиционное дворянское воспитание ведет к злонравию и дикости. Императрица увидела в этом посягательство на государственные устои общества.
Интересные факты о Фонвизине
В биографии Фонвизина было много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них.
Любимым писателем Дениса Фонвизина был Руссо.
Когда состоялась премьера пьесы «Недоросль», ее успех был столь огромен, что зрители закидали сцену кошельками с деньгами.
Интересен факт, что Денис Фонвизин был настоящим франтом
Он, в отличие от своего неряшливого современника Ивана Крылова, уделял большое внимание внешнему виду. Его одежда всегда была чиста и выглажена, а обувь украшена большими пряжками.
Впервые побывав в Санкт-Петербурге, Фонвизин увидел театральное представление – постановку пьесы датского писателя Людвига Хольберга «Генрих и Пернилл»
Это произвело на него столь глубокое впечатление, что он сохранил любовь к театру на всю жизнь.
- Пушкин очень любил Фонвизина и высоко ценил веселость его комедий. Он крайне сожалел, что в русской литературе «так мало истинно весёлых сочинений». Он с любовью отмечал особенность дарования Фонвизина, указывая на прямую преемственность драматургии Фонвизина и Гоголя.
- Говоря о творчестве Фонвизина, известный литературный критик Белинский писал: «Вообще для меня Кантемир и Фонвизин, особенно последний, самые интересные писатели первых периодов нашей литературы».
Теперь вы знаете все главные события биографии и творчества Дениса Фонвизина.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Артур Владимирович Фонвизин — Старый Петербург
Творчество Артура Владимировича Фонвизина
Артур Владимирович Фонвизин – художник, обладавший талантом изображать безмятежность беспокойно – настолько подлинно его переживание. Акварели этого мастера можно приравнять к станковым полотнам, в них соответствует и исполнение, и видение автора. Умение чувствовать человека, природу, образное мышление, не лишённое поэтики, при наличии точно подобранных выразительных средств – вот что делает работы Фонвизина акварелями-картинами. Старинные картины этого художника можно приравнять к стихотворной импровизации. В них есть и нечаянная радость, и добрый юмор, и лёгкая грусть. Посредством цвета превосходно и точно передаётся настроение картины. Акварелью Фонвизин увлёкся в конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века. Именно в то время художник словно обрёл себя в творчестве, формируя собственный, самобытный стиль.
Творец живописной музыки
Ведущие темы творчества Фонвизина – портреты, пейзажи, «песни и романсы» и цирк видны уже в ранних работах художника. Наиболее любима Артуром Владимировичем тема цирка как ощущения праздника, яркого, многоцветного представления. Всю жизнь художник оставался под впечатлением циркового представления, которое впервые посетил в семилетнем возрасте – в 1889 году в Туле. Наездница-балерина – основной образ, появляющийся в серии цирковых акварелей, созданных в тридцатые и сороковые годы. Несмотря на живое восприятие натуры художником, прослеживающееся в изображениях его персонажей – наездниц, актёров и гимнастов, многие работы Фонвизина сходны с миражами. Будто бы растворённые в белизне листа краски, их пульсация и мерцание делают картины нереальными. Тем не менее, в этих акварелях отображены настоящие впечатления, переживания и мысли автора.
Личное переживание, впечатление от созерцания – вот что искал художник в каждом предмете, и старался воплотить на бумаге. В основу творчества Фонвизин положил процесс перехода зрительной формы от реальной к живописной. Особое место в творчестве Фонвизина занимают «Песни и романсы». Ещё молодым Артур Владимирович любил слушать романсы, слушал их именно в той обстановке, в которой они рождались. Действие романса, вызывая определённое настроение, развивается не только в пространстве, но и во времени. А художник, располагая плоским листом бумаги, вынужден изобразить лишь одно мгновение. Фонвизин обладал редкой силой воображения и особой ассоциативностью мышления, что позволяло ему воплотить на ограниченной плоскости листа настоящую живописную музыку. Отталкиваясь от событийного ряда романса, поэтическое воображение мастера отправляется в полёт, рождая призрачную и вместе с тем необычайно осязаемую обстановку. Роковые страсти, кипящие в музыке, оживают на полотне.
В тридцатые годы прошлого века Фонвизин начал работать в качестве иллюстратора. На первых порах он получал помощь и поддержку В.В. Лебедева, который и привлёк художника к этой деятельности. Фонвизин прекрасно иллюстрировал сказки Пушкина, Жуковского, Андерсена и Гофмана. Некоторые произведения этого жанра были созданы под впечатлением от прочитанных книг. Художник настолько глубоко умел чувствовать авторский текст и замысел, обладал потрясающей способностью проследить развитие сюжета и погрузиться в ход повествования, насколько это было необходимо для создания великолепных иллюстраций. В то же время художник работал в портретном жанре, создавая целую серию портретов деятелей искусства (30е – 40е годы). В каждом портрете Фонвизина заметна неподдельная увлечённость мастера тем, кого он изображал. Воплощённые на картинах образы весьма поэтичны, фотографическое сходство с моделью стоит здесь не на первом плане. Многоплановость работ Фонвизина привлекает многих коллекционеров, занимающихся покупкой и продажей антиквариата для формирования различных собраний живописи начала 20 века.
Основной творческий период жизни Дениса Ивановича
Начальным этапом уже зрелого и глубокого творчества литератора считается 1778 год, когда Фонвизин приступает к созданию известнейшей комедии «Недоросль». На ее написание литератор вдохновился поездкой во Францию, которая помогла Денису Ивановичу на сравнительном примере оценить актуальное социальное положение родины.
Над «Недорослем» драматург трудился 4 с лишним года. Сюжет книги основан на описании дворянского общества и одну из важнейших проблем любого времени – безграмотность. Пьеса получилась очень реалистичной. В ней раскрылось множество проблем, а все пороки были описаны автором прямо. Именно такая прямолинейность, а также красочность образов главных героев принесли произведению сумасшедшую (для того времени) популярность.
Еще одним произведением, которое стало очередной ступенью становления Фонвизина как известнейшего публициста, стало «Рассуждение о непременных государственных законах». Написана книга была для будущего императора России Павла.
В 1783 году писатель вновь отправляется заграницу. На этот раз – в путешествие по Европе. Однако, данной поездке не суждено было затянуться надолго. Уже через 2 года после прибытия драматург получает апоплексический удар. А еще через 2 – возвращается на родину. Паралич заставил Фонвизина покинуть государственную службу. Однако, он никоим образом не повлиял на тягу Дениса Ивановича к творчеству.
После первого приступа публицист также продолжает свою творческую деятельность. Он публиковался в журналах и издавал небольшие (по сравнению с предыдущими) комедии: «Разговор у княгини Халдиной», «Выбор гувернера». Но не вся творческая биография Фонвизина так безмятежна. Последнее 5-ти томное издание писателя было критично воспринято Екатериной Великой. Она посчитала книгу недостойной выхода в свет и запретила ее публикацию.
Последним произведением, над которым трудился писатель, стала его автобиография «Чистосердечное признание». В ней драматург подробно описал свой творческий путь и жизнь в целом.
В память о Денисе Ивановиче
Память о Фонвизине сохраняется сегодня благодаря не только школьной литературе (в программу которой в обязательном порядке включена комедия «Недоросль»), но и памятным местам, посвященным драматургу. Имеются такие в различных городах России:
- Станция Фонвизинская (Московский метрополитен);
- Скульптура «Писатели и художники» (Великий Новгород);
- Улицы имения Дениса Фонвизина (по всей России – 17 улиц, 1 переулок).
Проспекты и улицы называются в честь русского писателя и за пределами России – в Алматы, Запорожье, Херсоне, Харькове. В память о писателе организовываются как временные, так и постоянные выставки. А в библиотеках всегда представлены печатные издания знаменитых произведений.
Литературные последователи отзывались о Денисе Ивановиче исключительно в положительном ключе. Пушкин ценил в его произведениях веселость и прямолинейность. А Белинский считал Фонвизина лучшим из тех, кто не побоялся показать не заоблачные представления, а действующую реальность. Переоценить вклад писателя в развитие русской литературы невозможно.
Краткую хронику жизни и творчества Дениса Ивановича Фонвизина смотрите в следующем видео:
Возможно вам также будет интересно узнать биографию Пушкина.
Общественная деятельность
Княгиня Екатерина Дашкова, возглавлявшая Академию наук, пригласила Дениса Ивановича принять участие в издании журнала. «Собеседник российского слова» должен был стать новой литературной площадкой, где бы рассуждали о назначении власти, обязанностях и судьбе дворян. Фонвизин написал очерк «Опыт сословника», который стал ярким примером политической сатиры, направленной против порядков при царском дворе и дворянского безделья.
Вскоре на страницах журнала появились анонимные вопросы Екатерине II и «ответы» императрицы в раздраженном и злом духе. Фонвизин, вдохновленный идеями Монтескье, стремился начать дискуссию о состоянии русской политической системы, но императрица посчитала подобное произведение проявлением непозволительного свободоязычия. Она обвинила в авторстве сначала графа И. Шувалова. Когда открылось, что автор – Фонвизин, императрица была крайне рассержена. В дальнейшем она не позволила писателю и поэту издать собрание сочинений в 5 томах.
Впоследствии многие произведения Денису Фонвизину пришлось печатать анонимно.
Он серьезно отнесся к предложению княгини Дашковой и подготовил «Начертания», которые легли в основу академического словаря.
Творчество
Согласно официальной биографии Фонвизина, предположительно к 1760 г. была написана не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый ранний «Недоросль».
Однако существует версия, что ранний «Недоросль» вообще не принадлежит перу Дениса Ивановича.
Следует заметить, что Фонвизин находился под сильным влиянием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция.
Он сделался постоянным участником кружка русских вольнодумцев, собиравшихся в доме князя Козловского.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.
Когда он сделал перевод трагедии Вольтера, его назначили состоять при уже известном тогда кабинет-министре Елагине.
Также большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир». Интересен факт, что Фонвизин был даже специально приглашен в Петергоф для прочтения этого произведения самой императрице.
В результате он сблизился с воспитателем Павла Петровича (будущего российского императора), графом Никитой Ивановичем Паниным.
В 1769 г. Фонвизин перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц.
Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей».
Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
Первые шаги
Биография Фонвизина началась в Москве. Именно там 14 апреля 1745 года в семье немецкого дворянина родился мальчик, которого нарекли Денисом.
С 10 лет он начал обучаться в гимназии, открывшейся при Московском университете. Знания в этом образовательном учреждении давали блестящие, да и способности у Фонвизина имелись. Он изучал не только русский и немецкий, но и французский, латынь.
В это же время он дебютировал в качестве переводчика, работая по заказу московских книгопродавцев. Денис перевел 228 популярных басен поэта Людвига Гольберга, а также романы и повести Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе и Руссо.
Литература
Одновременно с тем, как Фонвизин переводил литературу, стали появляться первые произведения писателя, которые носили резкие сатирические тона. Уже в 1760 году одно из них выпустили в печать. А через 8 лет на суд читателей была представлена сатирическая комедия под названием «Бригадир».
Созданная пьеса вызвала общественный резонанс, и, хотя книги писателя, как и биография, еще не были известны, мужчину вызвали в Петергоф. Он лично читал комедию императрице Екатерине II. «Бригадир» возымел небывалый успех, по книге создавали сценические постановки, которые долго не сходили с афиш.
Портрет Дениса Фонвизина
После этого были и другие чтения, которые помогли писателю сблизиться с воспитателем Павла I – графом Паниным, а с 1769 года литератор стал у него служить. При этом продолжал развивать свое творчество, всегда много работал и создавал новые литературные шедевры.
В 1777 году Денис Иванович отправляется за границу и следующие полтора года живет во Франции. В 1779 году, вернувшись в Россию, мужчина становится советником канцелярии при секретной экспедиции и одновременно занимается переводом книги «Та-Гио».
Книги Дениса Фонвизина
В 1778 году, после возвращения из Франции, Фонвизин начинает работу над произведением «Недоросль» и заканчивает ее написание в 1782-м. Сегодня эта книга входит в обязательную программу современных школьников. В 18 веке словом «недоросль» называли молодых людей дворянского происхождения, не имеющих образования. Их не брали на службу и не выдавали документ, который бы разрешал вступление в брак.
Главными персонажами книги стали боярыня-крепостница, госпожа Простакова, и ее сын-недоросль Митрофанушка. Пьеса получилась прямолинейной по проблематике, но не только это стало причиной популярности книги. Произведение полюбилось читателям из-за запоминающихся ярких образов отрицательных героев, тонкого юмора, живости диалогов, которые сегодня используют как афоризмы.
Персонажи комедии Дениса Фонвизина «Недоросль»
На начало 1783 года пришелся выход книги «Рассуждение о непременных государственных законах», это произведение было признано одним из лучших в русской публицистике. Оно предназначалось будущему императору Павлу Петровичу.
В том же году писатель решает отправиться в путешествие по Европе, однако через 2 года у него случается первый апоплексический удар, а еще через 2 года мужчина возвращается на родину. Несмотря на паралич, покинув службу, мужчина до конца дней занимается любимым делом. Но последнее 5-томное собрание сочинений встречает резкое неодобрение со стороны Екатерины II, которая запрещает Фонвизину издавать книгу.
Портрет Дениса Фонвизина
В свой последний период жизни мужчина писал в основном статьи для журнала. Также его библиография пополнилась несколькими драматическими произведениями, среди которых «Разговор у княгини Халдиной», комедия «Выбор гувернера», опубликованная только в 1959 году, и автобиография «Чистосердечное признание».
Интересным фактом из биографии Дениса Ивановича является то, что при жизни мужчину считали франтом. Он тщательно следил за внешним видом, предпочитал обувь с большими пряжками, носил сюртук из соболя и украшал одежду живыми цветами.
Личная жизнь Дениса Фонвизина
О любовных чувствах Фонвизина известно немногое – только то, что он отразил в своем автобиографическом произведении. По словам самого писателя, влюблен он был единожды (еще будучи юным молодым человеком 23-х лет) – в Анну Приклонскую. Женщина была очень умна, начитана, обаятельна и хороша фигурой. Интересно, что она отвечала драматургу взаимностью. Но союз Фонвизина и Приклонской был обречен – Анна уже была замужем и не могла предать своего мужа.
Несмотря на то, что до конца своих дней Денис Иванович любил лишь Анну, он все же женился на другой женщине. Избранницей писателя стала Катерина Хлопкова, с которой они познакомились на службе. Жена стала для драматурга лучшим другом, поддержкой и опорой. Она была в него безумно влюблена (что замечали даже окружающие). А он – относился к ней с теплом, добротой и нежностью (все еще храня в сердце Анну).
Именно Катерина Хлопкова помогала Денису Ивановичу, когда его тело было скованно параличом. Сперва у драматурга отнялась речь и возможность управления рукой. После – тело было охвачено уже более серьезно. Жена при этом была для него единственной нянькой и оставалась рядом со своим возлюбленным до конца его дней. Увы, наследников у знаменитого писателя и публициста нет. У Катерины и Дениса не было детей.
Личная жизнь
О личной жизни прославленного писателя зачастую известно то, что сам он счел нужным отразить в автобиографическом произведении. В «Чистосердечном признании» рассказано, как молодой Фонвизин, будучи 23-летним юнцом, влюбился в Приклонскую Анну. Как он сам описывал в книге, женщина пленила его разум, своими достоинствами она тронула сердце мужчины и до конца дней поэта не выходила из его мыслей.
Документальный фильм о Денисе Фонвизине
Женщина была начитана, умна, склонна к литературе и прекрасно пела. Несмотря на все внутренние качества, она не отличалась красотой, но это не волновало Фонвизина, ведь он тоже имел заурядную внешность, о чем свидетельствуют портреты писателя. Он даже посвятил один из переводов этой женщине, написав в посвящении:
Анна отвечала Денису Ивановичу взаимностью, однако не могла полностью отдаться чувствам, поскольку была замужем, чувство долга не позволяло совершить ошибку. Фонвизин был вынужден смириться, что не сможет в полной мере обладать любимой женщиной.
Женился писатель немного позднее. С будущей женой познакомился на службе, когда по поручению императрицы вел одно запутанное судебное дело вдовы поручика по фамилии Хлопов.
Статуя Дениса Фонвизина на памятнике «Тысячелетие России»
В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание.
Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька. Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня. А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем.
Артур Владимирович Фонвизин — Биография художника, известные произведения, выставки
(1882/1883, Рига — 1973, Москва)
Акварелист, иллюстратор книг. С детства страдал тяжелой формой аутизма. Говорить и рисовать начал в результате сильного эмоционального потрясения от посещения цирка Чинизелли. В 1902 — 1903 годах учился в МУЖВЗе у М. П. Клодта и В. Н. Бакшеева, затем пару лет в частных академиях в Мюнхене. Был дружен с М. Ф. Ларионовым, участвовал во многих нашумевших выставках «Голубой розы» и «Бубнового валета», примыкал к «Союзу молодежи». Был членом «Маковца», «Общества московских художников» и АХРР. С конца 1920-х годов работал почти исключительно в технике акварели, изображая мир поэтических видений и грёз, зыбких феерий, сосредоточенных вокруг образов цирка, музыки и цветов. В 1937 году в пылу борьбы с инакомыслием в искусстве художник был причислен к «шайке формалистов» («три Ф»: Фальк, Фаворский, Фонвизин). Со времени эвакуации в Казахстан (1943, Караганда), куда Фонвизина отправили за его немецкое происхождение, художник всё чаще обращался к пейзажу. Выставлял же
в основном портреты, преимущественно актрис — Бабановой, Зеркаловой, Глизер, Богуславской, Левитиной, Тихомирновой, Плисецкой…
А. В. Фонвизин родился в семье лесничего. Начинал в 1901 г. учебу в МУЖВЗ, но был исключен вместе с двумя друзьями, М. Ф. Ларионовым и С. Ю. Судейкиным, за устройство не разрешенной начальством выставки. В 1904−06 гг. продолжил образование в Германии, в частных мастерских Мюнхена. В первом десятилетии века был активным и заметным участником громких выставок, таких как «Голубая роза», «Венок», Салонов «Золотого руна», «Венок-Стефанос», «Мир искусства». В 1920-х гг. стал членом объединения «Маковец», преподавал в студиях Тамбовского Пролеткульта, в нижегородском художественном техникуме. На раннем этапе своего творчества работал в русле символизма, в стиле так называемого лирического примитива. Полотна Фонвизина того времени отличаются изысканной гаммой. От них словно бы исходит какой-то мерцающий таинственный свет, создающий определенное душевное состояние. Таковы его «Невеста» (1902), «Леда», «Композиция с фигурой Христа» (оба 1904). Однако сегодня Фонвизин более известен как непревзойденный виртуоз акварельной живописи. К 1930-м гг. он окончательно избрал для себя основную и излюбленную с тех пор акварельную технику, выявил романтически-приподнятый строй своего искусства, очертил круг тем, связанных с праздничными образами театра и цирка и с погруженными в радужную дымку детскими воспоминаниями. Сразу цветом, без карандашной подготовки, он пишет с натуры воздушно-легкие цветочные натюрморты, тающие в тумане пейзажи, но главным образом портреты, отдавая предпочтение женским моделям. Любимые его героини — актрисы, часто в театральных костюмах, связанных с определенной ролью, погруженные в приподнятую эмоциональную атмосферу сцены («Портрет Д. В. Зеркаловой», «Портрет Ю. С. Глизер», оба 1940, и др.). А детская любовь к цирку диктовала ему бесчисленные, уже не натурой, а фантазией порожденные цветовые наброски нарядных наездниц (серия «Цирк», 1940−70-е). Романтической дымкой овеяны тающие в цветовом мареве образы популярных романсов (серия «Песни и романсы», 1940−60-е), детские воспоминания о провинциальном быте («Извозчики», 1940-е). Сюда же примыкают и лучшие его работы для книги. Между тем ни импровизационная, как бы небрежная свобода акварельного письма, ни романтическая мечтательность его образов не отвечали в 1930-х и 1940-х гг. официальным художественным установкам, и потому творчество Фонвизина подвергалось в ту пору нападкам в печати. А в годы войны он был на некоторое время выслан в Казахстан за немецкое происхождение. И все же художник оставался неизменно верен характеру своего дарования, до конца жизни разрабатывал и варьировал все те же любимые мотивы.
Детство и юность
Денис Иванович родился в Москве в апреле 1745 года в семье старинного немецкого дворянского рода, представители которого в середине 16 века прибыли из Германии в Россию. Отец будущего писателя покинул военную службу в звании майора, имел скромный доход. Несмотря на немецкие корни, кроме русского языка, в детстве мальчик не знал никакого другого, поэтому немецкий изучал уже в школе. В отличие от других русских дворян, французский язык учил, уже будучи взрослым.
Портрет Дениса Фонвизина
В семье Фонвизиных царила патриархальная обстановка, начальное образование Денис получал дома, как и остальные 7 детей этой семьи. В 10-летнем возрасте стал одним из первых, кто поступил на учение в дворянскую гимназию при Московском университете. Его тяга к литературе уже тогда была сильно заметна.
Отучившись 5 лет, Денис поступает на философский факультет вуза. Вместе со своим младшим братом Павлом в числе других лучших гимназистов мальчики отправляются в Петербург. В ходе этой поездки он завел знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а также Александром Сумароковым, который в то время являлся первым руководителем Русского театра. Кроме того, во время поездки Денис впервые в жизни посетил театр, где смотрел постановку пьесы «Генрих и Пернилл».
Денис Фонвизин в молодости
Во время учебы молодой человек часто переводил статьи для университетских журналов, а с 1761 года занимался этим профессионально. Московский торговец книгами заказал у Фонвизина перевод басни Хольберга, а еще через год мужчина переводит произведения Вольтера «Альзира или американцы», роман «Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского» и другие книги. В последующие годы жизни ему еще не раз приходилось заниматься переводами произведений разных писателей.
Параллельно с этим в 18 лет юноша устраивается на государственную службу к императрице Екатерине, а точнее секретарем кабинет-министра Елагина. А спустя 6 лет переходит на службу в качестве личного секретаря к графу Панину, у которого впоследствии стал доверенным лицом.
Иллюстрации к пьесе «Недоросль» Фонвизина: рисунки, картинки к пьесе |LITERATURUS: Мир русской литературы
В этой статье представлены иллюстрации к пьесе «Недоросль» Фонвизина: рисунки и картинки таких художников-иллюстраторов, как Н. Муратов, Н. И. Калита, Б. В. Власов и др.
Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
Иллюстрации к комедии «Недоросль»
Госпожа Простакова. «Недоросль» Фонвизина |
Митрофанушка. «Недоросль» Фонвизина |
Простаков. «Недоросль» Фонвизина |
Софья. «Недоросль» Фонвизина
Еремеевна. «Недоросль» Фонвизина |
Кутейкин и Цыфиркин. Учителя Митрофанушки. |
Милон. «Недоросль» Фонвизина
Тарас Скотинин. «Недоросль» Фонвизина |
Стародум. «Недоросль» Фонвизина |
Вральман. «Недоросль» Фонвизина
Иллюстрации других авторов:
Персонажи комедии «Недоросль». С гравюры Н. И. Калиты. 1958 |
«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н. И. Калиты. 1958 |
Стародум и Мирофанушка. Иллюстрация из книги «Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев». 2003. Издательство «Детская литература». Библиотека мировой литературы для детей |
Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин.»Недоросль» Фонвизин. Художник Т. Н. Кастерина |
«Недоросль». Художник Б. В. Власов. 1972 г
Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин.Обложка книги «Бригадир. Недоросль», 1972. Издательство: Художественная литература |
Простакова и Митрофанушка. Обложка книги «Бригадир. Недоросль». 1963. Государственное издательство художественной литературы |
Это были иллюстрации к комедии Фонвизина «Недоросль»: рисунки, картинки к пьесе.
Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
Творческий путь статского советника. Начало
Творческий путь Дениса Ивановича начался в годы обучения. Еще в университете литератор занимался переводом иностранных статей для университетских изданий. Первыми переведенными им произведениями были:
- Альзира или американцы;
- Геройская добродетель, или жизнь Сифа, царя египетского;
- Басни Хольберга.
Параллельно с переводческой деятельностью, Фонвизин создавал и свои произведения. Его ранние тексты обладали острой сатирической направленностью.
Творческая жизнь литератора плотно переплеталась с его работой. В 18 лет юноша был устроен на государственную службу к Екатерине II. С должности «Секретарь кабинет-министра» через 6 лет Фонвизин переходит на должность «Личный секретарь графа Панина».
Собственные произведения Дениса Ивановича были представлены миру уже в 1760 году. Известность же Фонвизина как писателя пришла к нему только через 8 лет после первой публикации. Причиной общественного резонанса стала выпущенная писателем пьеса «Бригадир».
Интересный факт: после публикации «Бригадира» Фонвизин был в срочном порядке вызван в Петергоф. Именно здесь писатель лично прочитал комедию Екатерине.
Сатирическая комедия имела небывалый успех. Ее читали все слои населения. По книге создавались постановки, которые на протяжении долгого времени не сходили со сцены.
Детство знаменитого драматурга
Родился будущий русский писатель в апреле 1745 года в Москве. Все члены его семьи были дворянами и происходили от рыцарского рода (который перебрался в Россию из Германии в середине XIV века). Отец Дениса Ивановича дослужился до звания майора и покинул службу. Несмотря на дворянский статус, семья Фонвизиных имела скромный доход.
Юный Денис Фонвизин, в отличие от своих дворянских сверстников, изучением французского не занимался. До поступления в школу будущий писатель знал только русский язык. Уже в образовательном учреждении он начал изучать немецкий.
До 1755 года Фонвизин обучался на домашней основе. После окончания начального образования он поступил в дворянскую гимназию, а затем – в Московский университет (факультет философии). Уже через 5 лет после поступления в учебное учреждение Денис Иванович отправляется в Петербург, как «избранный ученик». Именно здесь будущего писателя ожидало знакомство с такими личностями, как: Александр Сумароков и Михаил Ломоносов.