Эдвард мунк: 😱 как смотреть его картины

Роковая любовь

Однако самым болезненным для Эдварда стал бурный роман, завязавшийся с Матильдой (Туллой) Ларсен. Девушке исполнилось 29, когда общий приятель познакомил ее 35-летним успешным художником Эдвардом Мунком. Тулла настолько была очарована новым знакомым, что тут же для себя решила непременно выйти за него замуж. И это оказалась одной из самых больших ошибок в её жизни.

Эдвард Мунк и Матильда (Тулла) Ларсен.

Тулла Ларсен, родившаяся в обеспеченный семье, была одиннадцатым ребенком торговца вином, который с лихвой сумел пожизненно обеспечить своих двенадцать детей. Тулла получила прекрасное образование в частной школе для девочек. Позже изучала графическое искусство в Берлине. А вернувшись домой, в Норвегию, все свои знания применяла, как большинство обеспеченных образованных женщин той эпохи — украшала умными разговорами шумные богемные артистические собрания Христиании.

Эдвард Мунк с Матильдой (Туллой) Ларсен. Фото 1899 года.

Но, как не пыталась девушка высечь искру страсти и нежности в своем возлюбленном, наш герой даже в разгар их отношений пылким и страстным не был. Он так прямо и говорил: «Ты ждешь от меня земного счастья, но я этой земле не принадлежу — и счастьем таким никогда тебя не обеспечу.»Не давая никаких обещаний и надежд, художник пренебрежительно, грубо, а временами и по-хамски вел себя с Туллой. Отталкивал, демонстрируя безразличие, и постоянно пытаясь выскользнуть из этих отношений. Однако неистовому упрямству Туллы можно было позавидовать. Что же так удерживало ее рядом с этим человеком — сейчас сказать сложно.

На картине «Голова к голове» (1905) художник изобразил Туллу Ларсен и себя самого.

Скорее всего это была одержимость. Страстная и импульсивная, взбалмошная и неудержимая Тулла держалась за эти отношения мертвой хваткой. Они с Эдвардом некоторое время много путешествовали вдвоем, много пили, много разговаривали, спорили, ссорились. Во время ссор Мунк выскальзывал из рук Туллы и уезжал надолго один, к примеру, поучаствовать в выставках или же в санаторий, поправить здоровье.

К первой годовщине их отношений Мунк напишет возлюбленной в письме: «На протяжении всего времени, что мы были вместе — во все эти моменты — когда мы лежали так близко друг к другу — когда мы смотрели на великолепие Флоренции — когда мы шли вместе по освещенной солнцем дороге — когда мы сидели рядом — и даже в те мгновения, которые должны были быть самыми счастливыми в моей жизни — даже тогда счастье сияло для меня как сквозь приоткрытую дверь — ту самую дверь, которая отделяет мою темную келью от сияющего бального зала жизни».Романтическим признанием в любви, как видите, здесь и не пахло.

А с каждым последующим годом тучи над их отношениями все больше и больше сгущались. Упрекая, угрожая, уговаривая и шантажируя друг друга, Эдвард и Тулла накалили обстановку до такой степени, что грянула буря. Так, во время очередной встречи, которую шантажом спровоцировала отчаявшаяся любовница, в комнате, где были они наедине грянул выстрел. Мунк получил огнестрельное ранение в палец левой руки. То ли художник пытался покончить с собой, да промахнулся, то ли стреляться собралась Тулла, а он ей помешал. Ни Тулла, ни сам Мунк так и не смогли вразумительно объяснить случившееся, и кто был виноват, так и осталось неизвестным.Как бы там ни было, но этот инцидент поставил жирную точку на их злополучном романе, и больше жизненные дороги этой парочки никогда не пересекались. Скандальная же сцена разрыва стала практически легендарной в жизнеописаниях Мунка. А он сам всю оставшуюся жизнь писал картины, обходясь без крайней фаланги среднего пальца.

Хотя отношения Эдварда Мунка и Туллы Ларсен и продлились всего-навсего четыре года, они были настолько мучительно-болезненными и губительными, что разрушили психику обоих. Художник несколько лет пытался бороться с последствиями этих отношений, пока не попал в психиатрическую лечебницу. Произошло это спустя 6 лет после разрыва.

Богема Христиании. Ранний период творчества. Против реализма

В 1881 Эдвард поступил в Королевскую школу рисования, где в
полной мере проявился его яркий и самобытный талант. Мунк был любимым учеником
скульптора Юлиуса Миддельтуна, старшего преподавателя и главного вдохновителя
всей творческой деятельности школы. Но опытному педагогу и художнику-академисту
так и не удалось удержать юного гения в русле традиционной живописи.

Как только Эдвард почувствовал в себе силы сказать что-то
свое, он резко отвернулся от академического пути и встал на тропу
контр-культуры, выступающей против официального искусства.

Эдвард Мунк «За журнальным столиком» 1883

Еще в школе рисования Мунк познакомился с художником-натуралистом Кристианом Крогом и даже посещал курс последнего. Крог ввел молодого гения в «Богему Христиании». Эта группа объединяла непримиримых бунтарей от искусства, проповедующих свободную любовь, нигилизм и отход от традиций. Идейным вдохновителем «Богемы» был яркий писатель и убежденный анархист Ханс Егер, оказавший на Мунка сильное влияние.

Эдвард Мунк «Писатель Ханс Егер» 1889

В живописи, тем временем, намечался революционный переворот.
В начале 1880-х годов импрессионизм громко заявил о себе и стал самой
обсуждаемой темой в кругах художников. Мунк живо присоединился к дискуссии – он
рассматривал новое направление как основу для поиска собственного стиля.

Картина Мунка «Больная девочка», написанная под
влиянием импрессионизма и выставленная на Осенней выставке 1886 года, принесла
первый успех и вызвала неоднозначную реакцию. Критикам не понравилась именно
манера письма – непроработка деталей, незавершенность композиции, грубая, почти
неряшливая, фактурность.

Эдвард Мунк «Больная девочка» 1885

Но художник не обращал внимания на подобные замечания. Его
внутреннее устроение, философские раздумья и эмоциональный опыт нуждались в
таком резком и незавершенном выплеске. Мунк сначала долго вынашивал в себе
нечто, проникался этим и уже потом неожиданно воплощал. Выкрикивал осмысленное
на холст.

В сюжете «Больной девочки»,  Мунк вновь вернулся к смерти своей любимой
сестры Софии. Долго мучаясь над картиной (ему никак не удавалось передать
бледную, почти прозрачную кожу) Мунк, как будто проходил ритуал очищения. Он
мучительно вытравливал из себя стойкое присутствие смерти.

История создания картин «Вампир» и «Пепел»Эдварда Мунка

Осенью 1892 года Мунк был приглашен с выставкой в Берлин. Он сам привез картины, сам вешал их, придавая этой выставке большое значение. Выставка вызвала скандал, и ее пришлось закрыть. Но имя Мунка с этого момента стало известным в среде интеллигенции, художников, и художник остался в Германии, где прожил до 1909 года.

В Германии Мунк сошелся с кружком прогрессивной интеллигенции, в основном состоявшим из таких же, как он, иностранцев.

Среди них были Август Стриндберг, Станислав Пшибышевский. Именно в Берлине, в этой среде, у Мунка родилась идея «Фриза жизни» .

Более тридцати лет художник работал над этой «симфонией» (по собственному его выражению) .

О количестве и точном составе «Фриза» исследователи творчества Мунка спорят до сих пор. Но несомненно, в эту работу входили «Звездная ночь» , «Голос» , «Вампир» , «Мадонна» , «Крик» , «Страх» , «Смерть в комнате больного» , «Пепел» , «Ревность» и некоторые другие.

Заклейменная нацистами как «дегенеративная», картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Любовь и боль» («Вампир»).

Мунк написал «Любовь и боль» в 1894 году для большой серии «Фриз жизни», в которую входило и самое знаменитое его полотно — «Крик». У картины с двумя названиями существуют четыре варианта.

С раннего возраста, Мунк боролся с плохим состоянием здоровья, сильные эмоции, депрессии и суицидальные наклонности, хотя он в конце концов прошел терапию, перестал пить и дожил до своего восьмидесятилетия.

Вампир 1895 Мунка — попеременно под названием Любовь и Боль — фокусируется на концепции женского пола, как кровососущего.

Женщина наклоняется над человеком, который, кажется беспомощным и пассивным, ее рот, возможно, готов укусить в шею. Ее красные волосы длинные и свободные, и выглядит, как кровь капает на них обоих, это не единственный яркий цвет, темная и полная клаустрофобии сцена.

И хотя нет никаких видимых клыков вампира или традиционно запекшейся крови, Мунк, безусловно, создал впечатление, что любовь может иногда превращатся в ужас.

Пепел является примером попытки производить наиболее убедительные образы состояний сознания и психологических условиях. На картине изображено прощание после любви, мужчина в отчаянии, женщина равнодушна.

Название Пепел относится к дыму сгоревшего журнала, который проходит вдоль края картины, означающий смерть любви. (?)

Экелю. Последние годы

В 1916 году Эдвард Мунк приобрел недалеко от Христиании
небольшое поместье Экелю, где прожил около 30 лет, до своей кончины. Годы в
Экелю оказались самыми плодотворными в его творчестве. Сад и окрестная природа
стали для художника бесконечным источником вдохновения.

Мунк увлеченно пишет крестьян, лошадей, бескрайние поля,
деревья и цветы. Он находит неожиданное успокоение и наслаждение в сельской
жизни. Картины того периода отличает реалистический и прагматичный настрой.
Умиротворенное воспевание обыкновенного и нарочито банального среза бытия.

Эдвард Мунк «Женщины на мосту» 1940

Но его эксперименты продолжаются. Мунк переосмыслил
некоторые свои старые картины, дал им второе, подчас более тревожное, дыхание.
Продолжил писать автопортреты, где предчувствие смерти и бренности
человеческого существования перемежаются с усталостью пожилого человека.

На последнем автопортрете, найденном только после смерти
художника, Мунк изобразил себя в комнате рядом с обыкновенными вещами,
окружающими человека. Он показал себя вещью среди вещей. Частью того хлама,
который выкидывается при смене хозяина. Художник – прах, и в прах возвратится.
Только искусство имеет непреходящую ценность, только оно вечно. Любопытно, что
над кроватью Мунка, на этом автопортрете, изображена его собственная и самая
любимая картина «Кроткая».

Эдвард Мунк «Автопортрет между часами и кроватью» 1943

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года в полном одиночестве. На
столике, рядом с кроватью лежал потертый томик датского перевода «Бесов»
Достоевского.

Эдвард Мунк «Голгофа» 1900

Поздние годы

Мунка привлекали живописные природные просторы, но не только для рисования, ещё для сельского хозяйства. В 1916-м он обзавёлся обширным землевладением, где с удовольствием занимался выращиванием фруктов, зелени, овощей, разведением домашней птицы.

В 1918 году пережил «испанку», что было удивительно, учитывая слабость здоровья художника. Может, благотворно повлияла жизнь на свежем воздухе, в трудах не только профессиональных, но и крестьянских.

В 1930-м начались проблемы с глазами. Писать мастер стал гораздо меньше, но картины теперь отражают степень нарушения его зрения.

Последние годы прошли в тревоге: оккупация Норвегии нацистской Германией в 1940 году заставила художника вспомнить, что такое страх – настроения нацистов по отношению к представителям искусства и их произведениям менялись непредсказуемо. Так он и пережил войну.

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года. Все хранившиеся у него работы 80-летний мастер завещал городу.

Первая любовь и роковая муза художника

В 1885 году Эдвард Мунк страстно влюбился в замужнюю дочь своего учителя живописи Фрица Таулова — Милли. Юноша, мечась между необузданной страстью и религиозным воспитанием, чуть с ума не сошел от переживаний. Но сердцу не прикажешь, да и сама Милли не отвергала ухаживаний Эдварда. Их тайная связь продолжалась около шести лет. И все это время Мунк места себе не находил от мучавших его противоречий. Однако их роман быстро угас, как только художник узнал, что его пассия завела еще одного любовника. Постигшее Мунка первое разочарование в дальнейшем негативно повлияло на его отношения и с другими женщинами.

Милли Таулова. / Дагни Юль Пшибышевская.

Роковой музой исследователи жизни Мунка считают жену его друга по берлинскому литературно-философскому кружку — Дагни Юль-Пшибышевскую. Пианистка, писательница, переводчик. Феминистка. «Свободнейшая из свободнейших». Муза многих художников и писателей. В 33-летнем возрасте была застрелена любовником в отеле на глазах у сына. Опомнившись, следом застрелился и любовник. Дагни Юль была музой и для Мунка, он неоднократно использовал ее образ в своих картинах. Биографы допускают возможность, что между ними была любовная связь.

Юность

Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Христиании, так в
те годы назывался город Осло, столица Норвегии. Его отец, Кристиан Мунк, был
военным врачом, семья жила небогато и часто переезжала с места на место. Мать,
Лаура Мунк, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было всего пять лет, всё
хозяйство и попечение о детях взяла на себя тетя Карен, сестра матери. Отец так
и не смог примириться со смертью любимой супруги, он погрузился в религию и
отстранился от детей.

Эдвард был вторым ребенком в многодетной семье. Старшую
сестру звали София, брата – Андреас, а младших сестер – Ингер и Лаура.

Смерть матери сильно повлияла на будущего художника, мальчик
лишился самого близкого человека и впервые в жизни почувствовал себя предельно
одиноким. Тема одиночества так и будет преследовать мастера всю его жизнь и
найдет воплощение в десятках картин и набросков. Через 25 лет, в память о последней
прогулке с матерью, Мунк напишет трогательную акварель о любви матери и сына.

Первый рисунок Эдвард нарисовал в возрасте 7 лет. Он сам описал
этот случай в дневнике: «Я взял кусок угля, лег на пол и нарисовал
слепцов. Я почувствовал, как рука слушается меня».

Тетя Карен знала толк в живописи и сама неплохо рисовала.
Именно она первая заметила дар мальчика и помогала ему раскрыться в творчестве.
Она же сохранила юношеские акварели и рисунки Мунка – это были ученические
этюды и зарисовки на историческую тему, наполненные экспрессией и пафосом.

Эдвард Мунк «Тетя Карен в кресле-качалке»

Когда Эдварду было 14 лет, умерла его старшая сестра София.
Перед самой кончиной она попросила, чтобы ее перенесли из кровати в кресло, в
котором спустя некоторое время отошла в мир иной. Всю жизнь не отпускала Мунка
эта сцена. Страшная и одновременно обыкновенная трагедия обычной небогатой
семьи. На картине «Комната умирающего» Мунк изобразил горечь
расставания с близким человеком и печаль, накрывшую всю семью. При этом он
дотошно воспроизвел события того страшного дня. На картине изображена вся семья
Мунков – в кресле сидит умирающая София, рядом несчастный отец и тетя Карен. На
переднем плане сам Мунк, смотрящий на Софию, и две его сестры. Слева изображен
брат Андреас, выходящий из комнаты.

Эдвард Мунк «Комната умирающего» 1893

Смерть, а потом и безумие (младшая сестра художника долгое
время лечилась в психбольнице) с раннего детства стали частыми гостями в доме
будущего гения. Юноша сумел полноценно ощутить их присутствие, и именно под
таким мрачным впечатлением он формировался как мыслитель и художник.

Как позже писал Мунк, мать передала ему зачатки смертельной
болезни, а отец посеял в нем семена безумия. Тревога и беспокойство на всю
жизнь стали его постоянными попутчиками.

В 1879 году юный Мунк начал обучение в техническом колледже,
где продемонстрировал прекрасные успехи в различных дисциплинах. Однако через
год он оставил колледж и, к большому неудовольствию отца, принял решение стать
художником. Только тетя Карен поддержала выбор юноши.

Эдвард Мунк «Автопортрет» 1892

След в живописи и культуре

Эдвард Мунк считается самым главным художником Норвегии. Его еще называют протоэкспрессионистом, потому что он обозначил в своем творчестве основные черты экспрессионистической живописи, которая позднее, в 1910-е, начала развиваться в Австрии.

Влияние живописи Мунка испытали Густав Климт, Оскар Кокошка, Эгон Шиле. «Крик» – символ мироощущения человека, живущего в XX веке (последняя из четырех версий картины была написана в 1902 году), главный узнаваемый образ экспрессионистической живописи. Ее настроение – отчаяние, ожидание катастрофы.

Картина «Крик»

Произведение, впрочем, не раз становилось объектом пародий и издевательств, а также было использовано в одноименной серии фильмов ужасов. Вероятно, это попытка осмыслить картину в реалиях нового века и снизить тревогу, которую «Крик» вызывает у зрителя.

Живопись

В последующие годы Мунк неоднократно участвовал в выставках, но его работы терялись среди яркости оттенков и громкости имен художников. В 1886 году Эдвард презентовал дорогую сердцу «Больную девочку» и получил шквал негативных отзывов. В одной из местных газет появилась такая рецензия:

Поводом для критики стала видимая незавершенность работы и бесформенность. Молодого художника обвинили в нежелании совершенствовать технику и развиваться.

А Мунк считал «Больную девочку» своим прорывом. В качестве модели ему позировала 11-летняя Бетси Нильсен. Однажды она обратилась к отцу Эдварда за помощью — ее младший брат сломал ногу. Девочка была так взволнована и красива с раскрасневшимися заплаканными глазами, что юный живописец попросил ее стать натурщицей.

После жесткой критики Эдвард перестал быть искренним, его живопись неинтересна и чопорна. Спустя год, в 1889-м, он попробовал еще раз рассказать о сестре в картине «Весна». Создавая ее, Мунк выступил как импрессионист: можно увидеть, как колышутся занавески, и ощутить солнечный свет, льющийся из окна.

На полотне летнему дню противопоставлена тяжелая атмосфера, которая царит в комнате. Рыжеволосая девушка, откинувшись на подушку, с тоской смотрит на пожилую женщину, в ее руках лекарство. В одежде нет ярких тонов, скорее похоже на траурный саван. Чувствуется, что скоро к ним в двери постучит смерть.

В конце 1889 года, когда Мунк уехал на обучение в Париж, пришло известие о смерти отца. Художник впал в депрессию, оборвал связи с друзьями. Это событие стало одним из ключевых в творчестве экспрессиониста. Он написал тогда в дневнике:

В память об отце Эдвард написал картину «Ночь в Сан-Клу». В квартире, залитой ночным светом, у окна сидит человек. Современные искусствоведы видят в этом образе как самого Мунка, так и его отца, ожидающего смерть.

Картина Эдварда Мунка «Меланхолия»

Вернувшись на родину, художник начал работу над циклом работ, который позже получил название «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В нем Мунк хотел отразить стадии становления человека — от рождения до кончины. В цикл вошли ключевые произведения: «Мадонна», «Крик», «Танец жизни», «Пепел». Всего 22 картины, разделенные на четыре группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть».

Входит во «Фриз жизни» и картина «Меланхолия» 1881 года. Критики не приняли ее с восторгом, однако отметили, что Мунк обрел собственный стиль — яркие очертания, простые формы и полумрак, царящий во всех работах. Полностью цикл впервые был представлен в 1902 году.

Картина Эдварда Мунка «Крик»

В творчестве Эдварда Мунка насчитывается не одна сотня картин, но самой известной из них стал «Крик». В привычном издании на ней изображено человекоподобное существо, небо окрашено яркими оранжево-красными оттенками. Крик, вырывающийся из безгубого рта гуманоида, словно плавит пейзаж вокруг. Позади видны еще две фигуры. В своем дневнике Мунк писал:

Под впечатлением от увиденного в 1892 году художник написал картину «Отчаяние». На нем вместо распространенного существа изображен мужчина в шляпе. Спустя год Мунк набросал пастелью гуманоида, затем нарисовал его же маслом. Позже к этим версиям добавились еще две. Особо популярной является изображение 1893 года, которое хранится в Национальном музее в Осло.

Картина Эдварда Мунка «Отчаяние»

Искусствоведы нашли место, где Эдвард мог увидеть картину. Интересен факт, что раньше вблизи этого места располагалась крупнейшая в Осло скотобойня и психбольница. Исследовательница творчества Мунка отметила:

Отсюда, вероятно, и взялся «бесконечный крик, пронзающий природу».

Картина Эдварда Мунка «Созревание»

1894 год ознаменовался появлением двух работ — «Созревание» и «Девушка и смерть». Обе картины совмещают в себе контрастные явления. Так, в «Созревании» над юной, хрупкой, испугавшейся своей наготы девочкой нависла черная, пугающая тень.

Картина Эдварда Мунка «Девушка и смерть»

В произведении «Девушка и смерть» пышнотелая красавица целует скелетообразную смерть, принимая ее как лучшего друга. Такое противопоставление характерно для модерна.

Мунк создавал картины в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт. В поздний период его творчество стало грубым, а сюжеты — простыми. Чаще на его полотнах появлялись крестьяне и поля.

Критика

На Осенней художественной выставке 1886 года Мунк представил картину «Больная девочка». В этой работе художник воплотил болезненный образ умирающей сестры Софи. Юная девушка с осунувшимся бледным лицом опирается на высоко поднятую подушку. Рядом с ней сидит женщина с опущенной головой, тетя художника Карен. Она сливается с темным фоном картины, символизирующим скорбь всего дома. Фигура девушки выделяется в этом полумраке, словно она — источник света.

Больная девочка, 1885—1886

Художнику позировала 11-летняя Бетти Нильсен. Она обратилась к отцу Эдварда за помощью, когда ее брат сломал ногу. Красивое взволнованное лицо и красные от слез глаза так восхитили Эдварда, что он попросил девочку стать натурщицей. Мунк написал полотно, проникнувшись философией Йегера и его призывом «писать свою жизнь». Для художника этот холст был личным. На нем юноша отразил воспоминания о болезни и смерти любимой сестры: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление — прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки».

Критики были возмущены работой 23-летнего молодого человека.  Картину назвали «выкидышем», «намалеванным» этюдом, а Мунка обвинили в отсутствии техники и нежелании развиваться:

«Ради самого Мунка мне хочется, чтобы его картина ««Больная девочка»» была снята с выставки. Не потому, что она менее свидетельствует о его даровании, чем его предыдущие работы, но потому, что показывает его лень в области саморазвития. ««Больная девочка»» в ее теперешнем виде — это испорченный, наполовину уже стертый набросок. Это неудача»;

После шквала критики художник закрылся и последовал более консервативным направлениям. Он пишет портреты и пейзажи в стиле импрессионизма. Например, серию работ «комнат умирающего» и картину «Весна» 1889 года, в сюжете которой прослеживаются не только детские воспоминания о последних днях сестры, но и собственные ощущения живописца. В тот год художник тяжело болел.

Весна, 1889

В полотне сочетаются два направления. Большое количество деталей интерьера приближают его к реализму, а небрежность мазков — к импрессионизму. Как и в «Больной девочке», произведение с помощью цвета разделено на две части. Темные тона, олицетворяющие болезнь и смерть, постепенно перетекают в светлые. Градация цвета показывает переход от страданиям к белому небытию.

Становление Эдварда Мунка как художника

Его путь как живописца начался с презентации «Больной девочки». Несмотря на то, что критики считали полотно бездарным, выполненным небрежно, сам Мунк считал ее своим прорывом. После прохладной встречи обществом его творения, Эдвард перестал быть искренним в своих работах.

Была еще одна попытка увековечить память о своей сестре в полотне «Весна». Но выполнена она была больше в стиле импрессионизма. В 1889 г. происходит переосмысление творчества и Мунк создает одно из своих самых известных полотен — «Ночь в Сен-Клу», посвященную его отцу. Искусствоведы видят в картине как самого художника, так и его отца.

Он хотел показать становление человека: от рождения до его кончины. В этот цикл входят самые известные полотна Мунка:

  • «Мадонна»;
  • «Крик»;
  • «Танец жизни»;
  • «Пепел»;
  • «Меланхолия».

Всего цикл состоит из 22 картин, поделенных на четыре большие группы: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Полностью работа над «Фризой» была завершена в 1902 г. Эта работа передает жизненное восприятие Мунка, эти картины являются отражением его внутреннего мира. За время их создания у художника окончательно сформировался его собственный стиль, который будет известен как экспрессионизм.

Эдвард Мунк создал большое количество картин, вызывающих яркие, иногда противоречивые эмоции. Но самой известной его работой является «Крик», которая была представлена в 1893 г. на Берлинской выставке. Закат кроваво-рубинового цвета вызвал у художника чувство страха и отчаяния. Картина получилась настолько яркой, эмоциональной, поэтому она стала венцом его творческого пути.

Еще одни самые известные работы—«Созревание» и «Девушка и смерть», созданные в 1894 г. В картине «Созревание»изображена юная нагая девушка над которой нависла тень. В понимании Мунка любовь, женственность—это опасные силы, которые могут нанести вред человеку. В эскизе «Девушка и смерть» полная девушка обнимает скелет, олицетворяющий Смерть, как своего друга.

Женщины в творчестве Мунка выступали не как нежные вдохновляющие создания. Это были искусительницы, губящие мужчин. Такое восприятие прослеживается в ряде его работ: «Вампир», «Ревность», «Пепел».

Но некоторые специалисты и исследователи полагают, что таким образом Мунк хотел добиться интересных эффектов. Например, создать выцветшую матовую поверхность. Например, как в «Ножной ванне».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: