Первый раскол
В конце XIX века революционные настроения становились сильнее — не только в обществе, но и в искусстве. Реализм — господствующий стиль живописи — потерял свою актуальность, а творчество классиков перешло в разряд устаревшего. Молодое поколение авангардистов было готово потеснить художников-передвижников «с парохода истории».
Само слово «авангард» как культурный термин появилось как раз незадолго до первой выставки «Бубнового валета» в 1910 году. Художник Александр Бенуа назвал авангардистами художников, которые отошли от академических канонов и оказались впереди — «в авангарде».
Петр Кончаловский. Испанский танец (фрагмент). 1910. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Одним из тех, кто стоял у истоков направления, был Николай Рябушинский — меценат, редактор-издатель художественного журнала «Золотое руно» и организатор выставок. Однако в 1909 году он стал банкротом и не мог больше финансировать живописцев. Художники, которые принимали участие в последней выставке «Золотого руна», разделились на две группы. Те, кто подражал декадентам (например, Врубелю или Борисову-Мусатову), примкнули к Союзу русских художников или к объединению «Мир искусства». Остальные — Наталия Гончарова, Илья Машков, Павел Филонов, Роберт Фальк, Михаил Ларионов и другие — обладали более радикальными взглядами. Поэтому ни к одной из существовавших художественных групп присоединиться не могли — и захотели создать свою.
Виктор Борисов-Мусатов. Осенний мотив (фрагмент). 1899. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Реализм был уделом передвижников. Участники «Голубой розы» оказались слишком «нежны» для переломных годов начала века. Голубоватые пастельные тона, музыкальность, символизм — все это было чуждо новому поколению художников. В прошлом остался и декаданс «Золотого руна» — эклектика, настроение увядания и упадка, холодные и темные цвета.
У будущих «валетов» еще не было ни общего стиля, ни четкого понимания, как они хотят изменить искусство, — но было ясно точно: вся живописная традиция казалась им устаревшей, и они мечтали изобрести новую.
Петр Кончаловский. Автопортрет в сером. 1911. Государственная Третьяковская галерея, МоскваНаталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907. Государственная Третьяковская галерея, МоскваМихаил Ларионов. Автопортрет. 1910. Собрание Александры Томилиной-Ларионовой, Париж, Франция
Илья Машков
Машков Илья Иванович. Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.
После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске.
Но после знакомства с учителем из художественной гимназии, уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.
Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.
В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов.
С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю.
Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.
Портрет поэта. 1910 г.
Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.
Хлебы. 1912 г.
Натюрморт. Рыбы. 1910 г.
Три сестры на диване. 1911 г.
Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.
Новодевичий монастырь. 1912 — 13 гг.
Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.
1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах».
В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.
Снедь московская. Хлебы. 1924 г.
Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.
Крым. Парк в Алупке. 1923 г.
Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.
Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.
ЗАГЭС. 1927 г.
Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.
Советские хлебы. 1936 г.
В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.
По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.
Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину».
По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина.
В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.
Девушка на табачной плантации. 1930 г.
Площадь в станице Михайловской. 1933 г.
Колхозница с тыквами. 1930 г.
Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».
Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.
Малинка. 1939 г.
Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.
Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. 1939 г.
Черешня. 1939 г.
Портрет. 1943 г.
20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы
http://www.arteveryday.org/ilya-mashkov/#more-5159
Общество «Бубновый валет»
Проторенной дорогой реалистической и академической живописи не хотел идти не только Машков, у него было достаточно единомышленников, среди которых Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов и другие художники, выступающие против идейности искусства. В декабре 1910 года открылась выставка, названная «Бубновый валет», что имело особый смысл. Картины шокировали публику, выставка стала скандальной. После неё художники, представители раннего авангарда, организовали творческое объединение с тем же названием, чем знаменовали переворот в искусстве. Союз просуществовал до 1917 года.
Творческий почерк
Картины Машкова начала ХХ века – сочные, яркие, многоцветные, дающие зрителю почувствовать восторг и пыл художника, склонного к простоте и ясности форм. Налицо пристрастие к чистым интенсивным цветам и выразительной красочности изображаемого. Будь то натюрморт с преувеличенно замечательными фруктами и ягодами, или портрет человека в одежде насыщенных оттенков, который изображён на расписном фоне. Ценители живописи, современники Машкова, находили в его картинах «радость дикаря», но многие и ругали художника, не понимали. В 1910 году Машкова исключили из училища. Но после всё было с лихвой компенсировано: он выставляет 10 картин в Салоне, который демонстрирует их в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Риге. Затем везёт свои работы в Париж на Осенний салон, после которого натюрморт «Синие сливы» купил известный коллекционер И.А. Морозов.
Годы учёбы, частные уроки
Занятия приносили молодому художнику удовольствие. Его работы стали выделяться, отмечаться жюри на конкурсах. Какой Машков художник, узнали за пределами училища. В 1902 году он получил премию Сергея Третьякова (1834-1892), одного из основателей знаменитой галереи. Но в целом его очень угнетала нехватка средств, и в 1904 году он начинает давать уроки в частной школе живописи. Этот «хлеб» будет выручать художника до 1917 года, а частная студия сведёт его со многими известными личностями. Так, в 1907 году Машков познакомится с Петром Кончаловским (1876-1956), с которым его на долгие годы свяжут творчество и дружба. Частные уроки поправят материальное положение, в 1905 году Машков женился (его избранницей станет итальянка София Аренцвари), в 1908-м отправился в Европу для ознакомления со старыми и новыми направлениями живописи. Вернувшись, Илья Машков беспрестанно учится, пишет, выставляется.
Искусство, каким вы его еще не видели
#3
5d1634fe046b02692a1c9bcf-preview.jpg
Машков И.И.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского
#2
Впервые об Илье Машкове заговорили как об одном из основателей «Бубнового валета», творческого объединения ранних авангардистов. История этого художественного общества началась с одноимённой выставки, которая состоялась зимой 1910–1911 годов. Машков представил на ней 20 работ, в том числе и «Автопортрет с Петром Кончаловским».
#4
Словосочетание «бубновый валет» ассоциировалось у большинства посетителей не с искусством, а с воровским жаргоном, потому что в переводе с разговорного французского valet de carreau означало «мошенник», «плут». Таким дерзким высказыванием художники стремились противопоставить себя популярному в то время символизму с его возвышенными названиями: выставка «Голубая роза», журнал «Золотое руно».
БВ3-28.jpg
#5
«Название нравилось большинству участников этой выставки тем, что оно вызывало в тогдашнем московском сытом мещанстве, и купечестве, и дворянстве чувство удивления, изумления, брезгливости…».
#6
Шокировало не только название, но и экспонаты. Выставку назвали «пощечиной общественному вкусу». А Казимир Малевич, также участвовавший в выставке, сравнивал её открытие «с взрывом самого сильного вулкана».
#7
Не стала исключением и картина Ильи Машкова. Необычную работу огромного размера — почти три на два метра — воспринимали и как серьёзный манифест нового направления, и как пародию на традиционное искусство.
#8
В парном портрете автор изобразил себя и Петра Кончаловского, своего друга и соратника по поискам нового языка живописи. Вообще «валеты» чаще писали именно мужские образы, а позже у авангардистов сложился целый культ мужского начала.
366.jpg
Валентин Серов (1865–1911). Портрет князя Феликса Юсупова. Холст, масло. 1903. Государственный Русский музей.
#9
Картина пародировала академический жанр парадного портрета, которым прославились Валентин Серов, Константин Коровин — учителя Машкова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Оттуда будущего бубновалетовца, кстати, исключили за «художественное вольнодумство».
#10
Илья Машков и другие бунтари считали, что искусство должно быть не для аристократов и критиков, а для всех. Они вдохновлялись народными жанрами: лубочными картинками, вывесками, лепными и резными игрушками. В этих предметах художников привлекала наивность и насыщенные цвета.
fomerem.jpg
Фома да Ерёма. Русский лубок ХVIII в. Реконструкция. 20-й век. Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого.
#11
О народном творчестве Машков знал не понаслышке: он родился в глубинке, в казачьей станице между современными Воронежем и Волгоградом. Его родители, государственные крестьяне, занимались торговлей, а он с детства работал в лавках и рисовал вывески для них.
#12
Также бубновалетовцев вдохновляли и западные течения: кубизм, фовизм. Машкова особенно привлекал фовизм и самый яркий его представитель — Поль Сезанн. Динамичность, яркие и плотные цвета, упрощенные формы и нарушенная перспектива — в «Автопортрете» автор воспроизвёл все эти черты художественного направления.
Mardi_gras, _par_Paul_Cézanne, _Yorck.jpg
Поль Сезанн (1839—1906). «Пьеро и Арлекин». 1888. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
«Радость дикаря»
Именно в студии Машкова зародился будущий «Бубновый валет» – одно из самых знаменитых авангардистских сообществ тех лет. Дела пошли неплохо, и уже в 1908 году Машков путешествовал по Европе и знакомился с новыми художественными течениями в Германии, Франции, Испании, Австрии, Англии. А по возвращении он решил продолжить и собственное обучение, ради чего снова пошел в Московское училище живописи на курс к Серову и Коровину. Параллельно Машков участвовал в выставках. Успех к нему пришел быстро, но с оттенком скандала. В картинах Машкова даже на фоне «уходящих в отрыв» авангардистов поражает неукротимая дикость, страсть, неистовая радость от плоти изображаемых вещей. Кто-то из искусствоведов тех лет охарактеризовал настроение картин Машкова так: «чувствуется радость дикаря, который впервые видит вот это».
Его картины гиперболизированы, преувеличены, слишком натуральны. А с учетом исторического контекста? Если даже мы соглашаемся с их «ого-эффектом», то какую бурю они произвели во время становления «Бубнового валета», самим существованием своим бросающего вызов академической живописи, ранее безраздельно властвующей над умами? «В это время в России наибольший успех имею я, в смысле ругани», – смеялся художник.
Машков стал известным, но продолжал обучение, особо не стесняя своё видение и не пытаясь соответствовать требованиям преподавателей. В частности, его попытки изображать чистым цветом женскую натуру (что он впоследствии и сделал), понимание встречали только у Коровина. Если большинство «бубновалетцев» испытывали явное влияние кубизма, то Машков однозначно тяготел к цветовой безудержности фовизма. Серов на вопрос о том, что же вытворяет этот «дикарь от живописи», изображая красные, зеленые, желтые тела, разводил руками: «Говорит: доведу до реальной правды». Судя по тому, что вскоре на одном из эскизов Ильи Машкова появилась краткая о, таки довёл…
Машков был очень благодарен Коровину за понимание и огорчался разрыву с Серовым. Зато какой радостью для него стало последовавшее за его исключением признание учителя! Несколько картин Ильи Машкова были выставлены на Осеннем салоне в Париже в 1910 году. Художнику было очень приятно узнать, что Серов и Матисс единодушно посоветовали известному коллекционеру Морозову приобрести его «Синие сливы».
«Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» Илья Машков
Картину необычного для него формата — размером почти три на два метра — Илья Машков написал в 1910 году. Это была своеобразная пародия на академические парадные портреты, которые прославили, например, Валентина Серова, наставника Машкова из Училища живописи, ваяния и зодчества.
Художника вдохновляло понятное народу наивное искусство — простые формы, яркие цвета. Машков изобразил себя и своего друга в форме борцов с гирями у ног: спорт и физическое здоровье для него были прочно связаны с энергией живописи.
Консервативная пресса отреагировала на экспозицию эмоционально.
«Третьего дня я провел несколько часов в сумасшедшем доме, притом среди буйно помешанных. Короче — я был на выставке картин: «Бубновый валет». Газета «Новое время»
«Участники выставки «Бубновый валет» все прекрасное, ради чего стоит и нужно жить, решили повергнуть в прах, затоптать и оплевать слюной злобы и отчаяния перед своим бессилием познать истинную красоту. Как бы в корчах предсмертных мук хватались они за кисть и, не разбирая красок на палитре, судорожно бросали на холст нелепые мазки, превращая лицо и фигуру человека в безобразную мешанину язвенных пятен». Газета «Раннее утро»
«Под массой уродов, пестрящих стены, только и подписи: портрет, портрет, портрет… Хорошо, что еще полных фамилий не выставлено, а только инициалы. Смотришь и ужасаешься: рыжий войлок на голове, проваленные щеки, опухший ярко-лиловый нос, кровавое пятно вместо рта и зеленые круги вокруг мертвых глаз… И это портрет одной очень красивой в натуре барышни». Владимир Гиляровский, газета «Голос Москвы»
Казимир Малевич назвал выставку «первым бушующим вулканом на поляне векового почивания изобразительного искусства». Еще одним из немногих сторонников «бубновых валетов» оказался поэт и художник Максимилиан Волошин:
«На «Бубновом валете», конечно, есть много вещей «pour épater», много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем — много действительной талантливости и «веселого ремесла», а главное — молодости».
«Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи», — вспоминал Кончаловский. «Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир…» — говорил Машков.
Наталия Гончарова. Мытье холста (фрагмент). 1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Несмотря на ажиотаж, родственник жены Лентулова — купец Лобачёв, финансировавший выставку, — понес убытки: по платным билетам прошло всего 1836 человек. Больше быть меценатом он не хотел.
Одновременно с этим среди художников произошел раскол
Инициатором конфликта снова оказался Ларионов: его раздражало, что критики уделяли внимание в основном Машкову и Кончаловскому. И раз последние во многом вдохновлялись западным искусством, Ларионов провозгласил своим ориентиром Восток
Вскоре он собрал вокруг себя единомышленников: Наталию Гончарову, Владимира Татлина, Казимира Малевича и других — и объявил о подготовке собственной выставки под названием «Ослиный хвост».
Петр Кончаловский, «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка»
Петр Кончаловский. Натюрморт. Поднос и зеленая картонка (фрагмент). 1912. Фонд Петра Кончаловского, Москва
Петр Кончаловский был одним из ведущих художников русского авангарда и одним из основателей «Бубнового валета». В его раннем творчестве проявлялись детали, характерные для полотен Винсента Ван Гога. У мастера постимпрессионизма Кончаловский перенял экспрессию, темпераментность и некоторые художественные приемы.
В 1910-х годах живописца особенно заинтересовал натюрморт. Нередко главным героем полотна у Кончаловского становился яркий поднос. Расписной аксессуар обычно становился центром композиции, художник писал его с фруктами, овощами, посудой и даже бытовыми предметами. Например, на картине «Натюрморт. Поднос и зеленая картонка» Петр Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный поднос, который придал повседневному полотну декоративное звучание. Особую гармонию создают округлые формы предметов, на которые зритель смотрит как бы немного сверху.
После революции Петр Кончаловский стал одним из крупнейших художников советской живописи. Эксперименты ранних лет сменились ценностями социалистического реализма. В своем творчестве он оставался относительно свободным от надзора власти, однако полотна строго оценивала супруга — Ольга Сурикова, дочь мастера исторической живописи Василия Сурикова. Если она не одобряла произведение, то Кончаловский загрунтовывал холст под новую картину.