Картины голландской школы живописи — картины в картинах
Голландский золотой век живописи уступает, пожалуй, только итальянскому Возрождению. Как и в другие эпохи, в это время также были свои собственные причуды в моде и в живописи, одной из которых стало то, что художники рисовали «картины в картинах».
Эти «картины в картинах» рисовали не только Вермеер и его товарищи по кисти. Некоторые считают, что такие картины содержат специальный символьный код. Одним из примеров такого стиля является картина «Тапочки» Самуэля ван Хугстратена.
На первый взгляд, на картине показан пустой зал с двумя парами тапочек, которые лежат посреди него. На стене зала висит картина Каспара Нетшера «Отец отчитывает свою дочь».
На первый взгляд, ничего необычного. Но современным ценителям голландского искусства известно, что картина Нетшера была нарисована в борделе. По-видимому, эти тапочки принадлежат мужчине и женщине, но так как зал пуст — возможно, они ушли заниматься сексом.
В других случаях код был тоньше. На картинах «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, читающая письмо» (на фото) Габриэль Метсю изобразил молодого человека, пишущего письмо своей возлюбленной, и его прочтение.
На второй картине изображение корабля в бушующем море символизирует бурную природу их дальнейшей связи. На картине «Любовное письмо» Вермеера корабль под зловещими тучами внушает мысль о возможных плохих новостях.
Вы можете найти сотни примеров таких голландских картин «внутри картины», которые тонко изменяют смысл основного изображения.
Синдром Аспергера и аутизм
СА относят к расстройствам аутистического спектра. Его сравнивают с высокофункциональным аутизмом, поскольку симптомы их очень схожи.
Сходство расстройства с аутизмом заключается в своеобразном восприятии мира. Обычных людей аспергеры называют нейротипиками, утверждают, что никогда не увидят мир их глазами. В тяжелых ситуациях аспи, так же, как и аутисты, способны впадать в истерику. Уходят в себя, не реагируют на внешние воздействия и долгое время проводят в одной позе, монотонно раскачиваясь или уставившись в одну точку.
Представителям обоих диагнозов сложно находить общий язык с людьми и устанавливать контакт глаза в глаза.
Отличает их от аутистов полная сохранность интеллекта, порой даже сверхразвитого. Речь у аспергеров формируется в срок и даже раньше, в отличие от аутистов. Эта характеристика считается показательной в дифференциальном диагнозе: аутизм устанавливают только в том случае, если наблюдалась задержка речевого развития. Правда, речевой фон при СА изменяет свое оформление в плане интонации, тона, высоты, тембра. Многие из людей с Аспергером очень словоохотливы.
Схожесть симптомов при аутизме и синдроме Аспергера часто вызывает сложности с постановкой диагноза. Многие ученые сходятся во мнении, что не стоит разграничивать эти два понятия.
Считается, что данное расстройство в большей степени распространено среди мужского населения. Однако такая тенденция может быть связана с проблемой диагностики.
Женский Аспергер распознать сложнее, нежели мужской. Это связывают с тем, что девушки лучше приспосабливаются к обществу и придерживаются общесоциальных норм. Они больше склонны вступать в ролевые игры в детском возрасте и учиться правилам поведения. Речь у них не такая тяжелая, как у мужчин, не настолько насыщена терминами, сложными выражениями и тяжелой структурой.
«Женщина дождя»
«Женщина дождя», Светлана Телец,Кадр YouTube
Автор картины Светлана Телец рассказывает, что задолго до того, как она приступила к работе над этим полотном, в ее доме слышались непонятные звуки, а ей самой казалось, что за ней кто-то следит. В день, когда она стояла перед пустым холстом в поисках сюжета для картины, на полотне вдруг проступил неясный, но совершенно понятный для художницы силуэт женщины. Девушка схватила кисти и приступила к работе.
Весь процесс написания картины занял у нее всего лишь пять часов. Все это время она будто пребывала в трансе, а ее кистью водил кто-то другой. Картина сразу же была продана, но новая хозяйка позвонила среди ночи и попросила ее забрать. Женщине казалось, что в доме находится кто-то еще. Она уже и сняла картину, и убрала ее за шкаф, но эффект присутствия никуда так и не делся. Так повторялось еще дважды. Молодой человек, который купил картину вторым, даже не взял назад денег. Просто принес и отдал художнице, рассказав, что женщина тенью ходит вокруг него. Третий покупатель только посмеялся над дурной славой картины, сказав, мол, уживемся. Ужиться не удалось, мужчина принес картину и рассказал, что его преследуют белые глаза женщины с портрета. Бонусом пришли беспричинные тревоги и головные боли.
Сейчас картина находится в одном из художественных салонов-магазинов города Винница, ее так никто и не купил. Светлана хоть и не рада тому, что ее картина вызывает такую жуть, но она уверена, что каждое полотно пишется для кого-то конкретного. Она думает, этот «кто-то» обязательно найдет «Женщину», и картина «успокоится».
Приставка «нейро»
Еще в XVIII веке был введен термин «эстетика». То есть наука о чувственном познании действительности. Впрочем, отсутствие подходящего названия не мешало и античным мыслителям задаваться вопросами красоты и гармонии.
С развитием точных наук и изучением человеческого организма стало понятно, что даже такое чувственное явление, как искусство, начинается отнюдь не с сердца (а тем более – души). Все пути ведут в мозг.
Раньше считали, что красота изображения зависит, например, от пропорций золотого сечения. Теперь выясняется, что этого мало, что мозг устроен сложнее – а вместе с тем и механизмы восприятия человека. Эстетическое чувство возникает как совокупность психофизиологических, нейрофизиологических и нейрохимических процессов головного мозга.
Итак, к эстетике прибавили приставку «нейро». Нейроэстетика – это наука на стыке когнитивной психологии, нейробиологии и эстетики. Главная ее задача – понять, как мозг воспринимает произведения искусства, что такое красота с научной точки зрения. Термин ввел профессор Университетского колледжа Лондона, британский нейробиолог Семир Зеки. Случилось это только в 2002-м году. Получается, наука в самом деле совсем молодая.
Дайте Раскольникову прозак
Медицине уже не спасти Чингисхана; его диагноз лишь открывает дорогу «если-бы-истории» и рефлексии над ее кошмарами и фантазиями. Не спасем мы и Ван Гога, пусть и поможем похожим на него пациентам. Зато литературные персонажи в некотором смысле бессмертны — и помощь уже в пути.
Учитывая роль болезни и смерти в сюжетах, область литературной ретродиагностики огромна.
Статья в медицинском журнале «Ланцет» рассматривает случай синдрома Алисы в Стране чудес, при котором у пациентов с мигренью было искажено восприятие размеров собственного тела. Может, у Алисы (или Льюиса Кэрролла) просто разболелась голова? В пьесе Шекспира «Всё хорошо, что хорошо кончается» важный элемент сюжета — лечение напасти короля, фистулы. В журнале «Болезни толстой и прямой кишки» убедительно уточнили местонахождение судьбоносной фистулы, лечение которой позволило простолюдинке выйти замуж за дворянина.
А Раскольников оказывается на кушетке психоанализа. Видите ли, Пульхерия Александровна Раскольникова из-за собственного нарциссизма не в состоянии допустить сепарацию сына Родиона. В результате эмоциональные нужды и личные границы Родиона Романовича игнорируются, что способствует развитию агрессии. Неспособный отделить себя от матери, Раскольников развивает чувство ненависти к себе, депрессию и суицидальные наклонности.
Чернильный тест Роршаха
4. Картинка четвертая
На четвертом рисунке пациенту предлагается изображение, заштрихованное черными чернилами.
Ассоциации с этим рисунком связаны с воспитанием человека и его восприятием авторитета.
Как правило, люди видят крупную мужскую фигуру, чудовище или же животное, его шкуру.
-Крупное животное или чудовище является символом сильного страха перед авторитетами, представителями власти или людьми, которые превышают вас в физической или моральной силе.
-Шкура животного говорит о том, что пациент испытывает чувство дискомфорта, когда речь заходит о авторитарных людях.
В этой кляксе большинство опрашиваемых, как правило, видит что-то страшное, неприятное и мужеподобное.
Психологи также обращают внимание на то, как человек описывает эту картинку и какие прилагательные, при этом, он употребляет.
Это помогает понять специалистам, каково отношение человека к авторитетным людям, в частности лицам мужского пола.
5. Картинка пятая
Пятая карточка представляет собой черное чернильное пятно. Ассоциации с этой картинкой схожи с теми, которые вызывает просмотр первой карточки.
То, что видит человек на картинке, описывает его внутренний мир и отношение к возникающим проблемам. Как правило, пациент способен разглядеть в этой кляксе летучую мышь, бабочку или моль.
В отличие от предыдущих карточек люди не видят тут чего-то страшного и угрожающего.
Если ассоциации человека с этим рисунком расходятся с ассоциациями, возникающими при просмотре первой кляксы, это может свидетельствовать об отсутствии напряжения и дискомфорта.
Если же пациент разглядел в кляксе движущиеся фигурки, это может быть признаком паранойи или шизофрении.
6. Картинка шестая
Ассоциации с кляксой на этой картинке связаны с восприятием сексуального характера.
Наиболее распространенные варианты ответа следующие: нора, шкура животного, корабль или черты лица человека.
-Животное символизирует любовь к прикосновениям. Чаще всего животное видят ценители тактильного контакта.
-Если человек увидел корабль или же черты лица, это означает то, что тестируемый человек склонен к превосходству над партнером. Как правило, в отношениях он доминирует.
-Ковер символизирует определенный уровень зависимости от мнения окружающих, а также боязнь остаться одному. Он сильно привязан к своему партнеру и боится выпускать его из виду даже на короткий срок.
— Шкура животного говорит о том, что, скорее всего, человек боится вступать в близкие отношения и не стремиться к общению с окружающими людьми. Как правило, такому человеку свойственно ощущение пустоты и одиночества.
-Если человек разглядел в пятне гениталии человека, это означает повышенную сексуальность.
Очерк социальной медицины. Из блога Иосифа Раскина
В одном довольно большом городе на самом юге Соединенных Штатов жил был бездомный. Прямо из стихотворения Джанни Родари.
Жил на свете Джонни, знаете его?Не было у Джонни ровно ничего.Нечего бояться, нечего терять.Весело живется, нечего сказать.
Имущество Джонни действительно ограничивалось старым армейским рюкзаком и спальником.
Надо сказать, что в этом городе бездомным было таки неплохо. Там лето долгое, спать по ночам в парках и на стоянках у универмагов можно 9–10 месяцев в году без риска замерзнуть насмерть, дождь идет всего три недели в году, и на это и остальное время есть приюты, дружественные полицейские участки и даже особая поликлиника, где бездомных принимают бесплатно.
Так вот, Джонни жил себе безбедно на большой автомобильной стоянке у универсального магазина Волмарт. В один из немногих дождливых вечеров он поленился тащиться в приют, залез в контейнер для мусора (такая металлическая вагонетка на колесиках), закрыл за собой крышку, выпил бутылочку бурбона — того самого, который пьет Ален Делон — и заснул сном младенца. Хотя возможно, что он сначала расправился с бурбоном, а потом сделал все остальное.
Под дождь, барабанящий по крыше мусорного контейнера, спится особенно крепко.
В четыре утра по своему обыкновению приехал мусоровоз эвакуировать мусор. Эта такая огромная машина, она цепляет крюками уличный контейнер , поднимает в воздух и опрокидывает в свое чрево. А потом утрамбовывает содержимое там у себя внутри.
Я не знаю, что снилось моему герою, когда машина поднимала его спальню в воздух и опрокидывала, входил ли он в вираж сидя на спине крылатого ящера, или вываливался из бомболюка навстречу ощерившейся зенитками земле, но он продолжал себе спать — пока машина не начала утрамбовывать добычу. И тут он проснулся, закричал и стал брыкаться. И глас вопиющего в чреве рычащей машины был услышан! Что на самом деле не так тривиально, как вам может показаться.
По счастливой случайности. мусорщики не занимались в это время чтением Иммануила Канта или журнала «Нью Йоркер». Они сразу вырубили свое смертоносное чудовище и позвонили куда следует.
И в мгновение ока мирная ночная парковка наполнилась мигающими красно синими огнями и сиренами; понаехали полицейские, скорые помощи и даже пожарники прикатили на своей длиннющей красной фуре. Джонни извлекли, отделили от мусора и отвезли в приемное отделение. Он отделался несколькими царапинами и трещиной в одной из мелких костей стопы.
«Привозят алкоголиков, бездомных – но нервная система у всех одинакова». Будущий нейрохирург – о выборе, пациентах и борьбе с характером
Прожил он в приемном отделении три дня, отъелся и отоспался. И причиной тому, что обычно безостановочный больничный конвейер споткнулся об Джонни, была профессиональная деформация врачей — деформации чувства юмора. Врачи видят смешное в том, от чего люди с нормальной психикой хватаются за сердце или по крайней мере печалятся. Это такой вот механизм защиты, уродливая броня с рогами и шипами для сохранения здравости рассудка … Но я отвлекся. Не принимайте меня всерьез.
Врачи, лечившие Джонни и передававшие его со смены на смену (а этот процесс сопровождается подробным рассказом о каждом пациенте), начинали хрюкать уже во первых словах этого печального повествования, и к тому моменту, когда следует сформулировать диагноз и дальнейшие планы, оба врача — сдающий и принимающий смену — уже валялись под столами и ни к каким осмысленным действиям были не способны, так что к концу второго дня весь приемник знал, кто такой Джонни, но никто не имел понятия, что с ним делать дальше.
К концу третьего дня Джонни попал в лапы ко мне. Мои резиденты и студенты, стоически сохраняя серьезное выражение на лице, выслушали ему легкие и прощупали животик, а я сам дрожащими руками отменил все бессмысленные анализы, для которых из него сосали кровь три дня подряд, и отменил все антибиотики, которыми его травили от несуществующей инфекции.
Завтра мы снабдим его палочкой и жестким сапогом на сломанную стопу и отправим его домой. На стоянку у Волмарта. Тем более что дождя до будущего года уже не предвидится.
Смерть скупца: Иероним Босх, 1490
Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.
Смерть скупцаИероним Босх
Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.
Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.
Технология сочувствия
— В современном мире и в самом деле все стандартизовано и подчинено протоколам. Но мы, пациенты, находимся под обаянием мифа о «старом профессоре», который давно закончил практику, сидит дома, принимает по знакомству. И вот он поговорил с тобой, пощупал — и понял то, чего другие понять не могли. Искусство врачевания — это архаика?
— Искусство врачевания существует. Даже в самой технологически продвинутой медицинской системе имеет значение, как ты ведешь себя рядом с пациентом
«Хороший врач» — это внимание и сочувствие, с которыми доктор к вам отнесся.
На Западе врачей и медсестер начали учить этому лет 30 назад, когда выяснилось, что, если человек видит себя просто винтиком в бездушном конвейере, у него хуже прогноз. «Старенький профессор» дорог вам не только тем, что много знает, но и тем, что демонстрирует внимательность. Compassion — это тоже технология, которой можно научиться. И она действительно отличает высокого профессионала.
— Мне кажется, что самое трудное в профессии врача — видеть в человеке не объект, а субъект. Особенно если пациент лежит в интенсивной терапии голый и в трубках.
— В нашей профессии часто происходит именно такая дегуманизация
Поэтому важно соблюдать правильную дистанцию. С одной стороны, нельзя лечить своих близких, это затуманивает суждение
Но при этом к любому пациенту нужно относиться как к личности.
У меня это, наверное, вошло в привычку.
Я вижу перед собой не сердечно-легочный аппарат, а человека, который имеет социальную историю, у которого есть семья, который хочет скорее вернуться на работу, а работает он полицейским и так далее.
Он не может быть для меня без роду, без племени. В Америке врач всегда обязан разговаривать с семьей.
— Это то, что в России не особо принято.
— Это очень тяжелая часть работы. Но она не дает вам абстрагироваться от пациента. Он — член общества, у него есть близкие, любимые, родные. И, если он умирает, вы общаетесь с этими людьми, встречаете их с сочувствием и пониманием. Вы говорите: «Мы боремся, делаем все, что в наших силах, но увы, надежды мало». От такого разговора в конечном счете всем становится легче.
Не вечер, а полдень
1 / 2
Клод Моне. Руанский собор вечером. 1892–1894 годыГосударственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
2 / 2
Клод Моне. Руанский собор в полдень (портал и башня д’Альбана). 1893–1894 годыГосударственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Большая серия картин «Руанский собор» Клода Моне включает в себя изображения западного фасада собора в разное время суток. В ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве с 1948 года находятся две работы из серии: «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». Еще до революции, когда картины находились в собрании Сергея Щукина, критики путали их местами (в каталогах советского времени эта ошибка продолжает жить): это было связано, вероятно, с привычными ожиданиями и стереотипами, ведь собор в полдень изображен в холодных тонах, а в вечернее время — в теплых. Известный физик и исследователь живописи Борис Раушенбах в 1986 году помог музейным сотрудникам, подсказав, что фасад собора западный и днем солнечные лучи не могут на него попадать напрямую. С тех пор таблички под картинами находятся на правильных местах.
Статистика как оружие пролетариата. Из блога Иосифа Раскина
Когда я учился в мединституте во второй половине 70-х, распространенность коронарной болезни сердца была мерилом цивилизованности страны. Наши учебники, все устаревшие лет на двадцать, и наши лекторы с гордостью говорили нам, что в советской стране статистика стенокардии и инфарктов приближается к статистике передовых стран Запада, и возможно нам удастся их догнать и перегнать.
«Самое трудное — звонить семье пациента в последний раз». Врач из Нью-Йорка — о хаосе, пациентах на ИВЛ и надежде
Потом в начале 80-х упала бомба. Появилось исследование (в Америке), которое показало, что в Штатах за 20 лет, с 60-х годов, заболеваемость коронарной болезнью упала на десятки процентов, и смертность тоже, хотя и не так значительно (не помню цифру, но она была ошеломляющей). Произошло это из-за снижения распространенности курения, из-за появления блоков кардиологической реанимации, чего-то еще. Советская страна опять по сравнению оказалась .
Я тогда уже работал врачом. Начмед собрал нас и сказал: «Ребята, что же вы свою страну гнобите? Немедленно перестаньте писать в свидетельствах о смерти “атеросклеротическая болезнь сердца”. Найдите какую нибудь другую болячку!»
И почему я это сейчас вспомнил?
Существующее станет несмываемым клеймом
«По всей вероятности, через пару-тройку месяцев сложнейшей проблемой россии станет подбор нового названия для страны. Это будет непросто. Но существующее станет настолько страшным клеймом, что потребует, вероятно, замены», — заявил известный российский журналист Александр Невзоров. «Ни один диктатор мира не охранялся еще так мощно, как путин. Тем не менее достаточно пару-тройку лет пожить в россии, чтобы понять, что возможно все. И ничто не может быть полностью исключено. Самые безумные идеи материализуются, а самое немыслимое – свершается. Что будет дальше? А дальше выяснится, что происходит в Украине. Что это и кому это все вообще нужно. Будет ли Шойгу и дальше маниакально удобрять украинскую землю мальчишками и захламлять горелой техникой, или вся машина бойни заглохнет, сдуется, выпустит через щели и дыры весь патриотический пар, все стихнет, пройдут десятки минут, начнут откидываться люки еще целых танков и оттуда полезут головы и высоко поднятые руки незваных гостей? По всей вероятности, это война всего одного-единственного человека, каким-то чертом переселившаяся из его головы в реальность.»
Фарш из «мяса» российских фашистов
Это Буча. Мирный город в Киевской области Украины. Мирные люди. Особенно опасная колонна с террористами, обозначенная буквами V. Точнее фарш из этой колонны. Это была рашистская морская пехота. Очень ярко и с треском горела. Спасибо ВСУ, что зап*здили этих ублюдков!
И так будет с каждым, кто рыпнется в Украину! Генералы путина пытаются скрыть свои потери в Украине и сжигают тела погибших в передвижных крематориях.
3 апреля 2022 г. стало одним из самых страшных дней войны, которую россия ведет против Украины. Украинские войска находят в оставленных российской армией населенных пунктах в Киевской области десятки трупов безоружных мирных жителей.
На фотографиях, снятых мировыми агентствами, видны лежащие на земле люди со связанными за спиной руками. Они были расстреляны в упор. Мировое сообщество называет произошедшее геноцидом и обсуждает ужесточение санкций в отношении москвы.
Бойтесь, немытые свино-орки-олигофрены!!! В Украину прибыла новая партия Javelin и беспилотников Bayraktar!
СЛАВА УКРАИНЕ!!! ГЕРОЯМ СЛАВА!!!
Роль зрения в восприятии искусства
Начнем с того, что на восприятие искусства сильно повлияла эволюция. Зрение помогало людям распознавать три важных объекта: угрозу, добычу и партнера. Кроме того, мозг ищет целое, а при необходимости сам это целое собирает из отдельных кусочков. Он получает удовольствие, когда удается решить «задачку» и собрать единую картинку из разрозненных элементов. И это ключевой момент. Многие законы нейроэстетики построены на механизме «самовознаграждения» мозга за решение загадок.
Что касается зрения, то вот почему оно играет важную роль. Есть такой тип нервных клеток – зеркальные нейроны. Они связывают увиденное с моторным ответом мозга. Эти нейроны активируются и тогда, когда мы сами совершаем действие, и когда это делает кто-то другой. Мы перенимаем чужой опыт на мозговом уровне. До конца функции зеркальных нейронов науке еще неизвестны. Но есть вероятность, что именно они отвечают за способность к эмпатии и к получению навыков путем имитации. Получается, искусство – это в какой-то степени форма визуализации фантазий. Оно активирует те же участки мозга, что и реальные события. Только в воображении нет рисков и опасностей – как, впрочем, и настоящего удовольствия.
Техника пуантель
Christophel Fine Art
Механизм человеческого зрения очень напоминает принтер, а работа мозга – компьютер. На уровне сетчатки глаза у людей есть четыре точки, четыре цвета – красный, синий, зеленый и серый. Впоследствии зрительный образ воспринимается как совокупность этих точек. Сетчатка отправляет мозгу информацию об увиденном «попиксельно». Наш головной «компьютер» потом собирает все это воедино, формируя целое изображение. Тут следует искать секрет успеха техники пуантель – написание картин с помощью множества мелких точек. Ее высоко ценят в живописи.
Орда россия — страна лжецов, воров и убийц
Именно власть Орды, приведшая к синтезу традиций, породили «русский мир» как отдельную цивилизацию Есть такое мерзкое понятие — деспотизм, то есть неограниченная власть самодержцев, которые присвоили себе право безгранично распоряжаться судьбой своих подданных. Как правило, это монстры истории, настоящие бандиты и живодеры на тронах. И хотя это явление древнее, средневековое, но, увы, его черное наследие кое-где дожило до наших дней — Ордынская федерация ************* Государство абсолютной мрази, Слепленное из кровавой грязи, Оскорбляющее мирозданье Фактом своего существованья. *** Подлость, воплощенная в граните, Лжи всеоплетающие нити, Хамство, закрепленное в законах, Упыри и воры на иконах. *** Царство безысходности и мрака, Душный пафос рабского барака, Наглые раскормленные морды, Злобные завистливые орды. *** Кровь и плесень, цепи и затворы, Сверху — нравы шелудивой своры, Снизу — тупо блеющее стадо, Коему другого и не надо… *** Зря вздымают дряхлые химеры Липкие знамена тухлой веры — Нет тебе ни веры, ни прощенья, Только ужас, стыд и отвращенье. *** Я благословляю все напасти — Те, что разорвут тебя на части!
Если-бы-история
Пациент — Александр Македонский. Погубило его воспаление тонкого кишечника, вызванное сальмонеллой. Но, может, и малярия. По последней версии, это был острый панкреонекроз. То есть его поджелудочная железа пала смертью храбрых после ночи чревоугодия. Умирая, поджелудочная устроила сепсис и утащила царя из династии Аргеадов в мир иной.
А если бы Александр не умер? Если бы его лечили иначе, чем окунанием в холодные ванные да вызыванием рвоты? Если бы у врачей Вавилона были противомалярийные препараты, развитая хирургия, антибиотики? Оправившись от болезни, Александр осуществил бы морскую экспедицию в Египет, вдоволь навоевался бы в Средиземноморье, примирился бы с финикийцами…
Запоздалые диагнозы нужны нам, так как они позволяют вдоволь поупражняться в сослагательном наклонении истории. Если бы мор не опустошил Афины, были бы они захвачены в 404 году до н. э.? Если бы в армии Наполеона не возникла вспышка тифа и дизентерии, постигла бы ее такая катастрофа в России? Если бы Петру III дали антипсихотики? А если бы Чингисхана не скосила бубонная чума?
Фантазии о прошлом восходят к глубокой древности, когда греческий историк Геродот рассуждал над исходами Персидской и Пелопоннесской войн. В Средние века летописцы представляли себе альтернативные исходы крестовых походов. Французские писатели XIX века воображали неслучившиеся последствия революции и наполеоновских войн. В последние десятилетия «аллоисторические» повествования переживают расцвет в романах, фильмах, сериалах, комиксах, исторических монографиях и эссе. Просто включите телевизор или откройте ноутбук: сериал от BBC — SS-GB — рассказывает о жизни в оккупированной нацистами Великобритании; перелистните канал — и наткнетесь на инсценировку романа «Заговор против Америки» о фашистских Соединенных Штатах при президенте Чарльзе Линдберге. Книга «Исра-Исл» Навы Семель описывает, что было бы, если бы еврейское государство основали в штате Нью-Йорк, а не на Ближнем Востоке.
Украинский виолончелист играет сюиту Баха на заброшенных разбомбленных улицах Харькова
Спустя 300 лет после того, как Бах написал свою Сюиту для виолончели № 5 до минор, узнаваемая сольная мелодия без аккомпанемента заполняет зону боевых действий.
Виолончелист Денис Карачевцев сидит на табурете на дороге в Харькове. С момента начала вторжения город подвергается непрекращающимся артиллерийским обстрелам со стороны русских.
Пока Карачевцев играет, единственный другой звук, который можно услышать, — это душераздирающий порыв ветра, проносящийся сквозь разрушенные здания позади музыканта.
********************
Денис, эти русские орки-фашисты ответят за всё то горе, которое они своими грязными немытыми ногами и безмозглыми головами принесли в нашу страну. Пусть все эти твари и их потомки будут прокляты во веки веков.
Пусть на их глазах горят их дети, жены и матери. Пусть разрушатся их дома. Пусть их всех разорвёт на куски…
Пусть вымрет весь этот гнилой, развращенный, бесчеловечный вид, который не относится к человеческому роду.
Нет им прощения. Они твари… Пусть им всё наше горе вернётся в 1000-кратном размере. Прямо сейчас.
**********************
Мы ненавидим вас.
КАЖДОГО, кто пришёл войной на нашу землю, кто поддержал войну и кто трусливо промолчал.
(Louiza Smith)