Ссылки [ править ]
- Kleeblatt, Norman L .; Кеннет Э. Сильвер (1998). Экспрессионист в Париже: Картины Хаима Сутина . Нью-Йорк: Престел. ISBN 3-7913-1932-9.
- Маллин, Рик (2012). Сутин: Поэма . Лавленд, Огайо: Dos Madres Press . ISBN 978-1-933675-68-8.
- Тухман, Морис; Хаим Сутин (1893–1943) , Музей искусств округа Лос-Анджелес, 1968 г.
- Тухман, Морис; Эсти Дунов (1993) Хаим Сутин (1893–1943): краткий каталог . Кёльн: Бенедикт Ташен Верлаг.
- Сутин: Сила и ярость эксцентричного гения Стэнли Мейслера
- Ifkovic, Ed. Сутин в изгнании: Роман. Createspace, 2017.
- Хаим Сутин , документальный фильм Валери Фирла, сценарий Валери Фирла и Мюриэль Леви, 52 мин, Les Productions du Golem, Ed. Реюньон национальных музеев, транслировавшаяся во Франции в 2008 году .
Карьера
Какое-то время он и его друзья жили в La Ruche , резиденции борющихся художников на Монпарнасе, где он подружился с Амедео Модильяни . Модильяни писал портрет Сутина несколько раз, самый известный из которых — в 1917 году, на двери квартиры, принадлежащей Леопольду Зборовски , торговцу произведениями искусства. Зборовский поддерживал Сутина во время Первой мировой войны, взяв с собой борющегося художника в Ниццу, чтобы избежать возможного немецкого вторжения в Париж .
После войны Поль Гийом , очень влиятельный торговец произведениями искусства, начал отстаивать творчество Сутина. В 1923 году на выставке, устроенной Гийомом, выдающийся американский коллекционер Альберт Барнс на месте купил 60 картин Сутина. Сутин, который за годы своего пребывания в Париже был практически без гроша, немедленно взял деньги, выбежал на улицу, поймал парижское такси и приказал водителю отвезти его в Ниццу на Французской Ривьере , находящейся на расстоянии более 400 миль.
Каркасные картины
Сутин однажды напугал своих соседей, оставив тушу животного в своей студии, чтобы он мог ее нарисовать ( Говяжья туша )
Вонь вынудила их послать за полицией, которой Сутин тут же прочитал лекцию об относительной важности искусства над гигиеной. Есть история, что Марк Шагал увидел, как кровь из туши вытекла в коридор за пределами комнаты Сутина, и выбежал с криком: «Кто-то убил Сутина»
Сутин написал 10 работ из этой серии, которые с тех пор стали его самыми известными. На создание его каркасных картин вдохновил натюрморт Рембрандта на ту же тему, « Забитый бык» , который он обнаружил, изучая работы старых мастеров в Лувре . Сутин создал большинство своих работ с 1920 по 1929 год. С 1930 по 1935 год дизайнер интерьеров Мадлен Кастен и ее муж приветствовали его в своем летнем доме, особняке Левов , став его покровителями , чтобы Сутин мог провести свою первую выставку в Чикаго в 1935 году. Он редко показывал свои работы, но все же принял участие в важной выставке «Истоки и развитие международного независимого искусства», проходившей в Galerie nationale du Jeu de Paume в 1937 году в Париже, где его, наконец, провозгласили великим человеком. художник.
Живопись
В портретах, пейзажах и даже натюрмортах Сутина сквозит отчаяние. Рыбы и зайцы на картинах Хаима не просто мертвы, а садистки убиты, что видно по застывшему выражению страдания на их мордах. Если Владимир Путин поцеловал пойманную щуку, перед тем как отправить добычу в уху, то Сутин до того, как съесть селедку, обязательно ее зарисовывал.
К рисованию Хаим относился как к единственно возможной форме существования. Рисовал зачастую набело — без набросков. При создании полотен для каждой краски из палитры Сутин использовал отдельную кисть.
Однако свои картины художник нередко уничтожал — разрывал в клочья или сжигал. В дни достатка Хаим скупал свои ранние произведения, чтобы растерзать их.
Интерес к работам уроженца Смиловичей и цены на них постоянно растут. Полотно Сутина «Ева», приобретенное в 2012 году «Белгазпромбанком» на аукционе «Сотбис» за $ 1,8 млн, стало самой дорогой картиной, хранящейся в Республике Беларусь. Банкиры-меценаты также вернули в эту страну ряд работ Марка Шагала и Льва Бакста. На рубеже 2017 и 2018 годов в Москве в Государственном музее изобразительных искусств состоялась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива».
Личная жизнь
Большую часть жизни Хаим прожил в нищете. Появлявшиеся средства от продажи картин быстро тратились как Сутиным, так и его приятелями, и голодные времена возвращались. Он был неопрятен, страдал нервным тиком, имел плохие зубы и несоразмерно маленькие руки.
По воспоминаниям современников, художник обычно сторонился женщин и стеснялся разговаривать с девушками и дамами. Тем не менее отдельные сведения о личной жизни Сутина сохранились.
Первой любовью парня стала Дебора Мельник, мечтавшая о карьере певицы в оперном театре Вильно. Однако попытка познакомиться с девушкой не увенчалась успехом.
Удачнее для Хаима закончилось общение с дочерью виленского врача Рафелкеса, приглашавшего бедных прихожан синагоги к себе в дом обедать. Сутин сделал предложение девушке, она возмущенно отказалась. Чтобы загладить сердечную рану Хаима, отец красавицы оплатил художнику билеты в Париж.
Натурщицы, которых находил для Сутина Модильяни, скрашивали в Париже одиночество уроженца Смиловичей. Амедео пристрастил Хаима к выпивке: однажды парижане обнаружили в мусорном баке тело парня и приняли его за труп. Художник был жив, но мертвецки пьян.
Уже став известным, Хаим встретил в Париже Дебору Мельник и закрутил с ней роман. В 1925 году женщина родила дочь Эми. Сутин не признал отцовство — утверждал, что Дебора переспала со всем Монпарнасом, а детей иметь вообще не может из-за венерической болезни. Когда Эми выросла, стала художницей и работы подписывала фамилией Сутин.
В 1930 году в пародийном варианте повторилась история из юности Хаима. Художник влюбился в Мари-Зелин — дочь искусствоведа Эли Фора, относившегося к Сутину как к сыну и считавшего художника гением. Из-за отказа девушки отношения живописца с Фором разладились.
После смерти Зборовского мужчине покровительствовали супруги Мадлен и Марселен Кастен. Хаим 5 раз с мая по сентябрь жил в поместье обеспеченной четы.
В 1937 году Сутин познакомился с главной любовью своей жизни — немецкой рыжеволосой еврейкой Гердой Грот, бежавшей во Францию, чтобы избежать преследования нацистов. К моменту их встречи Хаим походил на скелет, любой прием пищи вызывал у живописца спазм в желудке. Герда 3 года совмещала для художника роли жены, матери и опекуна — отпаивала Сутина отварами и водила по врачам.
Американцы приглашали Хаима переехать в страну свободы, однако мужчина отказался. По мнению художника, в США не было интересных для рисования деревьев.
В 1940 году Герду отправили в спецлагерь на Пиренеях. Пока подруга Хаима находилась в заключении, Мадлен Кастен свела Сутина с аристократкой Мари-Бертой Оранш, которая стала последней женщиной в жизни живописца.
…Узнать биографию всемирно известного художника в его родном местечке
Хаим Сутин родился в Смиловичах в 1893 году и был десятым ребенком в бедной еврейской семье. Мальчик с детства увлекался рисованием, но родители не поддерживали его увлечение. В 14 лет Хаим сбежал в Минск и поступил в рисовальную школу, а позже продолжил образование в Вильне.
В 1913-м Сутин переехал в Париж. Он нашел прибежище в «Улье» – доме, где селились многие художники-эмигранты. Там можно было умереть от холода, но зато в компании друзей. Через «Улей» также прошли Шагал, Модильяни и другие художники, ставшие известными на весь мир.
Сутин не примкнул к какому-то одному направлению, писал в присущем ему одному стиле. В основном это были натюрморты, пейзажи и портреты. Он изображал знакомых женщин, зарисовывал селедку, купленную на обед, бычьи туши, увиденные на соседней скотобойне. Примерно через 80 лет его картину «Бычья туша» (таких, кстати, было несколько) продадут на аукционе за 13,8 миллиона долларов.
Но Сутин еще этого не знал и получал за свои творения небольшие гонорары. Правда, недолго. В отличие от многих других художников Хаиму Сутину удалось избежать голодной жизни.
В 1927 году в Париже прошла его первая персональная выставка. Цены на картины художника взлетели, со временем появились коллекционеры, заинтересовавшиеся его творчеством. В 37 лет он купил дом, машину, обзавелся водителем и продолжал писать и делать себе имя.
В Смиловичи Сутин так и не вернулся. В начале войны в гетто погибли его родители. Он сам жил в постоянном страхе, хотел бежать в Америку, но умер от язвы в 1943 году.
Во второй половине XX века интерес к картинам Сутина проявлялся еще не слишком активно. Возможно, из-за влияния абстрактного искусства. Например, в 1977 году его работа «Маленький кондитер» стоила 18 тысяч долларов, но в новом тысячелетии спрос на его полотна взлетел. В 2013 году та же картина стоила уже в сто раз больше и ушла с молотка за 18 миллионов долларов. Это можно объяснить интересом к живописи начала XX века, в которой Сутин определенно был одним из гигантов, любовью к экспрессионизму или увлеченностью творчеством и личностью художника.
В Смиловичском музее нет подлинников Сутина. До недавнего времени его картин в Беларуси не было вообще. Лишь в 2012-м Белгазпромбанк купил «Большие луга в Шартре», а позже на аукционе за 1,8 млн долларов приобрел его полотно «Ева».
Тем не менее даже французские искусствоведы иногда приезжают целыми делегациями в Смиловичи, чтобы посмотреть на малую родину Сутина, где он вырос и где похоронены его родители. В поселке сохранились старые дома, глядя на которые, можно приблизительно представить, как рос Сутин. Первый зал «Пространства Хаима Сутина» в музее посвящен именно его детству, семье, историям первых лет его жизни, школам, где он учился рисовать. И хоть для того чтобы стать известным художником, Сутину пришлось бежать в Минск, потом в Вильню, а потом в Париж, его творчество и стиль сформировались во многом под влиянием детского окружения и обстановки, в которой он вырос.
Сноски [ править ]
- ^ Исследовательский институт Гетти: Союзный список имён исполнителей в Интернете . Проверено 20 июня 2020.
- ^ Kleeblatt, 13
- ^ Нормана Kleeblatt, 14 сентября 2018 года, Hyperallergic
- ^ «Сара Сутина» . geni_family_tree . Проверено 19 октября 2020 .
- ^ «Саломон Сутин» . geni_family_tree . Проверено 19 октября 2020 .
- ^ Giraudon, Колетт (2003). «Сутин, Хаим». Grove Art Online.
- ^ Kleeblatt et al., 101
- ^ Wullschlager, Джеки (2008). Шагал — Любовь и изгнание . Аллен Лейн. п. 154. ISBN 978-0-7139-9652-4.
- ^ Митчелл Мартин (1 июня 2009 г.). «Сутинский костюм устроился из-за дешевой говядины» . АртИнфо . Архивировано из оригинального 19 сентября 2018 года.
- ^ «Кожа» . 30 ноября 2015 г.
- ^ «Экспрессионист в Париже: Картины Хаима Сутина» . Еврейский музей . Проверено 1 мая 2018 .
- ^ «Хаим Сутин: Плоть» . Еврейский музей . Проверено 1 мая 2018 .
- ^ «Ева. Как самая дорогая картина в Беларуси стала символом протеста» . БеларусьФид . 2020-07-09 . Проверено 1 марта 2021 .
- ^ «Как Ева, портрет стоимостью 1,8 миллиона долларов, стал символом протеста» . Bloomberg.com . 2020-06-29 . Проверено 1 марта 2021 .
Галерея [ править ]
Портреты и фигуры
-
Автопортрет (1918 г.) холст, масло, 21,5 x 18 дюймов, Коллекция Генри и Роуз Перлман, в долгосрочную ссуду Художественному музею Принстонского университета
-
Идиот (ок. 1920) холст, масло, 36,2 x 25,5 дюйма, Музей Кальве, Авиньон
-
Девушка с фермы (1922) холст, масло, 31,5 x 17,5 дюйма, собрание неизвестно
-
Маленький кондитер (1922–23) холст, масло, 73 x 54 см, Musée de l’Orangerie, Париж
-
Женщина в розовом (ок. 1924) холст, масло, 73 x 54,3 см, Художественный музей Сент-Луиса
-
Портрет мужчины в фетровой шляпе (1924) холст, масло, 36 x 28 дюймов, собрание неизвестно
-
Девушка с куклой (1926–1927) холст, масло, 25,5 × 19,5 дюйма, Музей изящных искусств, Хьюстон
-
Портрет Мадлен Кастен (ок. 1929) холст, масло, 100 × 73 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Обнаженная женщина (1933) холст, масло, 18 x 10,5 дюймов, собрание неизвестно
Натюрморты
-
Стол (ок. 1923 г.) холст, масло, 35,8 x 39,3 дюйма, Musée de l’Orangerie, Париж
-
Натюрморт с луком (ок. 1924 г.) холст, масло, 32 x 39,5 дюйма , Метрополитен-музей, Нью-Йорк
-
Натюрморт с фазаном (ок. 1924) холст, масло, размеры неизвестны, Musée de l’Orangerie, Париж
-
Цыпленок, подвешенный перед кирпичной стеной (1925) холст, масло, размеры неизвестны, Художественный музей Берн, Швейцария
-
Сорванный цыпленок (ок. 1925), холст, масло, размеры неизвестны, Musée de l’Orangerie, Париж
-
Висячая индейка (ок. 1925 г.), масло на толстом картоне, размеры неизвестны,
-
Туша говядины (ок. 1925), холст, масло, 53 x 32 дюйма, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало, Нью-Йорк
Пейзажи
-
Chemin de la Fontaine des Tins в Сере , ок. 1920, Коллекция Генри и Роуз Перлман в долгосрочном кредитовании Художественному музею Принстонского университета
-
Chemin de la Fontaine Fils à Céret (1920) подробности неизвестны
-
Вид на Серет (ок. 1921–1922) холст, масло, Фонд Генри и Роуз Перлман в долгосрочную ссуду Художественному музею Принстонского университета
-
Шпиль Сен-Пьер в Сере , ок. 1922, Фонд Генри и Роуз Перлман в долгосрочную ссуду Художественному музею Принстонского университета.
-
Пейзаж с фигурами-Céret (1922) холст, масло, размеры неизвестны, High Museum of Art, Атланта
-
Вид на Кань (ок. 1924-1925) холст, масло, 23,7 x 28,8 дюйма, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
-
Возвращение из школы (ок. 1939) холст, масло, 18 x 19,75 дюйма, Коллизия Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия
Карьера [ править ]
Какое-то время он и его друзья жили в Ла Руше , резиденции борющихся художников на Монпарнасе, где он подружился с Амедео Модильяни . Модильяни писал портрет Сутина несколько раз, самый известный из которых — в 1917 году, на двери квартиры, принадлежащей Леопольду Зборовскому , торговцу произведениями искусства. Зборовский поддерживал Сутина во время Первой мировой войны, взяв с собой борющегося художника в Ниццу, чтобы избежать возможного немецкого вторжения в Париж .
После войны Поль Гийом , очень влиятельный торговец произведениями искусства, начал отстаивать творчество Сутина. В 1923 году на выставке, устроенной Гийомом, выдающийся американский коллекционер Альберт К. Барнс на месте купил 60 картин Сутина. Сутин, который за годы своего пребывания в Париже был практически без гроша в кармане, немедленно взял деньги, выбежал на улицу, поймал парижское такси и приказал водителю отвезти его в Ниццу на Французской Ривьере , находящейся на расстоянии более 400 миль.
Картины туш править
Сутин однажды напугал своих соседей, оставив тушу животного в своей студии, чтобы он мог ее нарисовать ( Говяжья туша )
Вонь вынудила их послать за полицией, которой Сутин тут же прочитал лекцию об относительной важности искусства над гигиеной. Рассказывают, что Марк Шагал увидел, как кровь из туши вытекла в коридор за пределами комнаты Сутина, и выбежал наружу с криком: «Кто-то убил Сутина»
Сутин написал 10 работ из этой серии, которые с тех пор стали его самыми известными. Его каркасные картины были вдохновлены натюрмортами Рембрандта на ту же тему, « Забитый бык» , которые он обнаружил, изучая старых мастеров в Лувре.. Сутин создал большинство своих работ с 1920 по 1929 год. С 1930 по 1935 год дизайнер интерьеров Мадлен Кастен и ее муж приветствовали его в своем летнем доме, особняке Левов , став его покровителями , чтобы Сутин мог провести свою первую выставку в Чикаго в 1935 году. Он редко показывал свои работы, но все же принял участие в важной выставке «Истоки и развитие международного независимого искусства», проходившей в Galerie nationale du Jeu de Paume в 1937 году в Париже, где его, наконец, провозгласили великим человеком. художник.
Об Авторе
Подробная информация:
Биография
13.01.1893 — Хаим Сутин родился в Смиловичах Минской губернии, в бедной еврейской семье, и был десятым из одиннадцати детей. Отец будущего художника работал портным (по другим сведениям, синагогальным служкой). С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи.
1907 — чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убегает из дома в Минск. Там он посещает рисовальную школу Я. М. Кругера.
1909 — Сутин и его друг Михаил Кикоин едут в Вильно, где записываются в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтают увидеть Париж.
Июнь 1913 — Сутин приезжает в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт. Первые годы в Париже художник живет в нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 скульптором Альфредом Буше. Здесь Сутин знакомится с Леже Емилом, Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Липшицем и Александром Архипенко. Он встретит, прежде всего, Модильяни, с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего).
1918 — переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три года работает в бешеном темпе.
1922 — привозит в Париж около двухсот написанных работ. Американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти произведений. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает.
1925 — после лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.
1927 — первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей; знакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником
1929 — знакомится с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
1935 — произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго.
1937 — выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается от нацистского режима; она будет его подругой три года.
1939 — Сутин уезжает в Йонн.
1941 — Родители художника гибнут в Смиловичском гетто. Сам Сутин после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи.
9 августа 1943 — Хаим Сутин умирает в Париже.
Похоронен на кладбище Монпарнас.
Творческое наследие:
До 2012 года на родине Сутина в Белоруссии не было ни одной его картины. Картина «Большие луга в Шартре» (предположительно 1934 год) была приобретена 8 февраля 2012 года на аукционе Кристис за 400 тысяч долларов Белгазпромбанком.. В 2013 году Белгазпромбанк приобрел на аукционе Сотбис картину Сутина «Ева» (продажная цена 1.805.000 долларов), признанную «самой дорогой картиной в Беларуси».
Рейтинги
…Познакомиться с творчеством Шраги Царфина
Сутин был не единственным прославившимся художником из Смиловичей. В 1900 году в том же поселке родился Шрага Царфин. Он был на 7 лет младше Хаима, но мальчики были знакомы, иногда Шрага даже учился у Сутина рисовать. Царфин вспоминал, что в детстве Сутин разрисовывал стены дома, а он сам – конторские книги отца.
Отучившись в Вильне, Царфин в отличие от Сутина отправился не во Францию, а в Израиль, где и начал свою карьеру художника, в основном он увлекался экспрессионизмом. В 1924-м два художника из Смиловичей встретились в Париже, в этот период Царфин увлекся живописью на ткани и эскизами для домов высокой моды. Царфин прожил до 75 лет и успел написать множество картин, организовать несколько выставок.
Долгое время Царфин оставался в тени и не был известен в Беларуси. В 2011 году Белгазпромбанк приобрел 12 работ Шарги Царфина, они стали базой корпоративной коллекции. В Смиловичском музее открылся зал, посвященный творчеству этого художника. В поселок даже приезжали его родственники, которые рассказали, как нежно вспоминал о родном местечке Царфин. В экспозиции музея представлены документы и фотографии, связанные с биографией художника, а также его палитра и образцы тканей, выполненных по его эскизам.
Наследие [ править ]
В феврале 2006 года картина маслом из его скандальной и культовой серии Le Bœuf Écorché (1924) была продана анонимному покупателю за рекордную сумму в 7,8 миллиона фунтов стерлингов (13,8 миллиона долларов) на аукционе Christie’s, проведенном в Лондоне, после того, как была оценена выручка в 4,8 фунта стерлингов. миллион. В феврале 2007 года портрет неизвестного мужчины в красном шарфе (L’Homme au Foulard Rouge) 1921 года был продан за 17,2 миллиона долларов — новый рекорд — на лондонском аукционном доме Sotheby’s. В мае 2015 года картина Le Bœuf , около 1923 года, холст, масло, достигла рекордной цены для художника в 28 165 000 долларов на аукционе Christie’s. Заглядывая в прошлое .
Одна из картин с говядиной, известная как Le boeuf , была продана за 1 миллион долларов в 2004 году и перепродана шесть месяцев спустя за вдвое большую цену Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Наследники первого продавца подали в суд с требованием вернуть картину, утверждая, что цена была неоправданно низкой, а сложное урегулирование в 2009 году потребовало передачи им картины.
Роальд Даль поместил его как персонажа в свой рассказ 1952 года « Кожа ».
Еврейский музей в Нью-Йорке представил крупные выставки работ Сутина в картинах «Экспрессионист в Париже: картины Хаима Сутина» (1998 г.) и « Хаим Сутин: плоть» (2018 г.).
В 2020 году картина Сутина « Ева» стала символом продемократических протестов в Беларуси.
Ранняя жизнь [ править ]
Амедео Модильяни , Хаим Сутин , 1917, Национальная художественная галерея
Сутин родился Хаим-Иче Соломонович Сутин , в Смиловичи в Минской губернии в Российской империи (ныне Беларусь ). Он был евреем и был десятым из одиннадцати детей, рожденных от родителей Залмана (также известных как Соломон и Саломон) Моисеевича Сутина (1858-1932) и Сары Сутиной (урожденной Хламовна) (умерла в 1938 году). С 1910 по 1913 год учился в Вильнюсе в небольшой художественной академии. В 1913 году он вместе со своими друзьями Пинхусом Кременем и Мишелем Кикоином эмигрировал в Париж, где учился вШкола изящных искусств под руководством Фернана Кормона . Вскоре он развил сугубо личное видение и технику рисования.
Творчество
Сутин был одним из создателей французского экспрессионизма. Как художник он сложился очень рано. В композиции ранних парижских работ, особенно в натюрмортах, чувствуется влияние П. Сезанна («Натюрморт с трубкой», 1914–15, Труа, коллекция П. Леви; «Натюрморт с лимоном», 1916, Нью-Йорк, коллекция И. Левик).
К началу 1920-х гг. стиль Сутина окончательно определился, и это проявилось в первую очередь в пейзажах юга Франции: извивающиеся пастозные мазки его живописи создают разорванную форму; появляется вздыбленная композиция с высоким, как правило, горизонтом и крупным, приближенным к первому плану изображением («Пейзаж Сере», 1920–21, Гарвардский университет, Фогг-Арт Музей; «Пейзаж с кипарисами», 1922–23, Нью-Йорк, коллекция А. А. Лист).
В 1927 в одной из парижских галерей состоялась первая персональная выставка Сутина. Он познакомился с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником. Через пару лет Хаим познакомился с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
С этого времени и на протяжении всей жизни экспрессионистское начало в творчестве Сутина, присущее ему с самых ранних работ и особенно проявлявшееся в экспрессивности цвета, только усиливалось: он шел от неистовой живописи к еще более неистовой. При этом Сутин никогда не отказывался от натуры: все свои сюжеты он находил в окружающей жизни, трансформируя обыденное в трагедию, в апокалипсические видения, созданные только живописными средствами — мучительным противоречием цвета, яростным движением кисти («Гладиолусы», 1921–22, Нью-Йорк, коллекция Р. Колина; «Слуга», 1928, Вашингтон, Национальная галерея искусства; «Маленькая городская площадь», 1930, Чикаго, Институт искусств). Трагическое восприятие жизни уходит корнями в воспоминания о детстве, о еврейской среде, от которой Сутин всю жизнь отказывался, преодолевая в себе ее влияние, но не смог его преодолеть.
Помимо пейзажа, излюбленными жанрами Сутина были портрет и натюрморт. В портрете Сутин находился под некоторым влиянием Модильяни: их работы близки композиционно — как и Модильяни, Сутин предпочитает поколенное или погрудное изображение анфас, приближенное к первому плану и несколько уплощенное, с минимальным количеством деталей. Портреты Сутина отличаются контрастным цветом и контрастом между резкой, экзальтированной живописью и незначительностью или уродством лиц портретируемых.
К натюрмортам Сутина больше всего подходит именно французское определение этого жанра — «мертвая природа»; в большинстве из них присутствует смерть в ее жестоком, неприглядном виде («Мясная туша», 1925, Нью-Йорк, Галерея искусств Олбрайт-Нокс; «Заяц на зеленой ставне», 1924–25, Труа, коллекция П. Леви; «Висящий индюк», 1926, Нью-Йорк, коллекция Р. Цейслера). Композиционно натюрморты организованы гораздо более строго, чем пейзажи, подчиняясь, в основном, вертикально-горизонтальному, а не диагональному ритму.
Наибольшие изменения в творчестве Сутина претерпел колорит: в 1920-х гг. это хаотическое переплетение зеленого, желтого, красного, коричневого, фиолетового, затем пятна укрупняются, доминантным становится кроваво-красный, с которым контрастирует яркий синий, иногда фиолетовый; в конце 1930-х гг. ведущим становится зеленый, в который вкраплены все остальные цвета палитры, напряженные до предела и оттеняемые резкими ударами белил («Зеленые деревья», 1936, частная коллекция; «Большое дерево», 1942, частная коллекция).
В 1935 году произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго. А ещё через 2 года состоится выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Там он знакомится с немкой Гердой Грот, которая скрывается от нацистского режима — она будет его подругой три года.
1. Биография
- 13.01.1893 — Хаим Сутин родился в Смиловичах Минской губернии, в бедной еврейской семье, и был десятым из одиннадцати детей. Отец будущего художника работал портным (по другим сведениям, синагогальным служкой). С раннего детства Хаим проявлял любовь к рисунку и живописи.
- 1907 — чтобы освободиться от влияния семьи (родители не разделяли точку зрения сына относительно будущей карьеры художника) и не изменить своему призванию, Хаим убегает из дома в Минск. Там он посещает лекции рисунка у Крегера — художника, известного только в узких кругах.
- 1910 — Сутин и его друг Михаил Кикоин едут в Вильно, где записываются в Школу изящных искусств. Будущие художники мечтают увидеть Париж.
- Июнь 1913 — Сутин приезжает в Париж, где записывается в ателье Кормона в академии изящных искусств. Однако Сутин очень быстро меняет слишком «академическую» Академию на посещения Лувра, который становится его настоящим университетом. Здесь он изучает признанные произведения классиков живописи, греческую и египетскую скульптуру, картины Гойи, Эль Греко, Тинторетто, Жана Фуке, Рембрандта, Коро и Шардена. Из современников Сутин больше всего ценит Курбе и Сезанна. Сутин интересовался музыкой и литературой. Среди его любимых авторов были Монтень, Расин, Сенека, Достоевский, Пушкин, Бальзак и Рембо, среди композиторов — Бах и Моцарт. Первые годы в Париже художник живет в нищете. Перед тем, как переехать на Сите Фальгьер в пятнадцатом округе Парижа, Сутин живет и работает в «Ла Рюш», «Улье», международном общежитии бедных художников на левом берегу Сены, которое было создано в 1902 скульптором Альфредом Буше. Здесь Сутин знакомится с Марком Шагалом, Фернаном Леже, Робером Делоне, скульпторами Константином Брынкуши, Осипом Цадкиным, Анри Лораном, Липшицем и Александром Архипенко. Он встретит, прежде всего, Модильяни, с которым его соединит крепкая, но непродолжительная дружба (из-за преждевременной смерти последнего).
- 1918 — переезжает на юг Франции (Ванс, Кан-сюр-Мер и Сере), где остается почти на семь лет. Его впечатляет красота местных пейзажей; три года работает в бешеном темпе.
- 1922 — привозит в Париж около двухсот написанных работ. Американский коллекционер Альберт Барнс покупает у художника около пятидесяти произведений. В следующем году торговец произведениями искусства Леопольд Зборовски продает много полотен Сутина. Через 10 лет после прибытия в Париж он выбирается из нищеты и тратит все, что зарабатывает.
- 1925 — после лет, проведенных на юге Франции, Сутин возвращается в Париж, где въезжает в просторное ателье на улице Мон Сен-Готар, недалеко от площади Данфер-Рошро. Именно здесь он выполнит серию бычьих туш и многочисленные натюрморты с рыбой и птицей.
- 1927 — первая персональная выставка Сутина в одной из парижских галерей; знакомится с Марселеном и Мадлен Кастен, которые вслед за Зборовски возьмут опеку над художником
- 1929 — знакомится с историком искусств Эли Фором, который напишет первую монографию, посвященную его творчеству.
- 1935 — произведения художника впервые выставляются в США в рамках коллективной экспозиции в Чикаго.
- 1937 — выставка 12 картин художника в Государственном музее Пти Пале в Париже в рамках коллективной выставки «Мастера независимого искусства 1895—1937». Знакомится с Гердой Грот, немкой, которая скрывается от нацистского режима; она будет его подругой три года.
- 1939 — Сутин уезжает в Йонн.
- 1941 — после неудачных попыток получить право на въезд в США укрывается в Шампиньи.
- 9 августа 1943 — Хаим Сутин умирает в Париже.