Мы трое

Романтизм как литературное направление

Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений. Определение 1

Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.

Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является романтизм.

Определение 2

Романтизм (фр. romantisme) — литературное направление, наивысшими ценностями считавшее духовно-творческую жизнь личности и её независимость и свободу.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Романтизм впервые появился во Франции в эпоху Великой Французской революции (1789 — 1799 гг.) и мировой промышленной революции. Это направление господствовало в европейской и русской литературе в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Романтизму предшествовали классицизм и эпоха Просвещения. Многие ценности этих идеологий романтизм отрицал. Например, если классицизм отдавал предпочтение разуму (рацио), то романтизм ориентировался на чувства (эмоцио)

Классицизм говорил о цивилизации, романтизм — о природе; для классицистов было важно общество и государство, для романистов — свобода, чувства и стремления отдельной личности

Описание

Рунге известен тем, что пытался выразить в своем творчестве представления о гармонии мироздания через символику цвета, формы и чисел, которую можно увидеть в « Трое из нас» . Одетый в темно-синее, художник справа от картины смотрит на зрителя. Его голова слегка склонена. Рядом с ним его жена Полина в золотисто-желтом платье. Она обнимает его за плечо и наклоняет к нему голову. Слева вы можете увидеть Даниэля Рунге, брата художника, судовладельца и поэта, опирающегося на дуб, символ верности, защиты и стабильности, который расстилает свои защитные листы над художником и его женой. Отец Рунге дал свое согласие на профессию сына в качестве художника в 1798 году через заступничество Даниэля , который также стал главной материальной опорой художника на протяжении всей его жизни. Брат, живший неженатым, считался высокообразованным, идеалистичным человеком со своими художественными наклонностями. Рунге писал своему брату в конце 1802 г.: «Я всегда полагался на тебя в отношении самого высокого, что есть во мне, и я благодарю тебя».

Рука Полины, переплетенная с рукой ее зятя, действует как связующее звено между двумя братьями. Плющ , обвивающий дуб, символизирует вечность этой связи. Растение в правом нижнем углу похоже на зверобой ( Geranium robertianum ), который по-немецки иногда называют «божьей милостью» ( Gottesgnad ).

Рунге и цвет

Рунге Фарбенкугель (цветная сфера)

Интерес Рунге к цвету был естественным результатом его работы как художника и его пытливого ума. Среди его принятых положений было то, что «как известно, есть только три цвета: желтый, красный и синий» (письмо Гете от 3 июля 1806 г.). Его цель состояла в том, чтобы создать законченный мир цветов, полученный в результате смешения трех цветов между собой и вместе с белым и черным. В том же длинном письме Рунге довольно подробно обсудил свои взгляды на порядок цветов и включил набросок смешанного круга, в котором три основных цвета образуют равносторонний треугольник и, вместе с их попарными смесями, шестиугольник.

Он пришел к концепции цветовой сферы где-то в 1807 году, как указано в его письме к Гете от 21 ноября того же года, расширив круг оттенков в сферу, причем белый и черный образуют два противоположных полюса. А цветная смесь твердый двутреугольной пирамиды был предложен Тобиас Майер в 1758 году, факт, известный Рунге. Его расширение этого твердого тела в сферу, похоже, имело идеалистическую основу, а не логическую необходимость. В своих экспериментах по смешиванию цветов на дисках в 1807 году он надеялся предоставить научную поддержку сферической форме. Вдохновленный Гете и другими друзьями, он написал в 1808 году рукопись с описанием цветной сферы, опубликованную в Гамбурге в начале 1810 года. В дополнение к описанию цветной сферы она содержит иллюстрированное эссе о правилах цветовой гармонии и одно о цвете в природа написана другом Рунге Хенрик Стеффенс. На прилагаемой раскрашенной вручную пластине показаны два разных вида поверхности сферы, а также горизонтальные и вертикальные срезы, показывающие организацию ее внутренней части (см. Рисунок слева).

Преждевременная смерть Рунге ограничила влияние этой работы. Гете, который читал рукопись перед публикацией, упомянул ее в своем Farbenlehre 1810 г. как «успешное завершение такого рода усилий». Вскоре это было омрачено Мишель Эжен Шеврёльполусферическая система 1839 года. Сферическая система порядка цветов была запатентована в 1900 году Альберт Генри Манселл, вскоре заменяется твердым телом неправильной формы.

Определение и значение термина

Сам термин вырос из созвучия трех слов на разных языках: romantisme (с фр.), romance (с исп.), romantic (с англ.). Он определяется, как идейно-художественное движение Европы начала 18 – первой половины 19 века. В истории культуры романтизм отличался своим невероятно сложным и внутренне противоречивым наполнением, сочетающим в себе одновременно пессимистическое умонастроение и рвение к идеальному миропорядку. Медленно, но верно проникая в искусство и культуру европейских стран, новое направление привносило иные краски и оттенки в художественный мир, удивляя всех смелыми идеями и обнажённой натурой психологизма – новаторством романтизма.

Сменив эпоху Просвещения, Романтизм сыграл огромную роль не только в развитии европейских стран, но и в мировоззрении человека в целом. В этот период оформились такие понятия как туризм, альпинизм и пикник. Они призывали к единению людей с природой, и многие читатели и зрители даже сменили образ жизни в погоне за новыми тенденциями. Красота пейзажей, нарисованных художниками этой волны, вдохновила даже элиту царапать дорогие корсажи о негостеприимные кустарники лесов.

Поклонники новой моды, идущие против идеи прогрессивной цивилизации, старались показать особенного человека в особый момент и поставить на высшую ступень образ благородного дикаря, неиспорченного цивилизацией. Он, разумеется, один и противостоит обществу на фоне исторических декораций, экзотических долин или других интересных локаций. Словом, особенным должно было быть все, зритель хотел разнообразия.

Основные черты и принципы

Главная особенность романтизма — это многоликость и разноплановость направления, то есть в зависимости от страны изменялось и его выражение, связанное с национальными чертами. Цель у романтиков была одна (разрушение культа разума, раскрепощение личности в искусстве, томление по идеалу), но способы достижения разные. У каждого был свой идеал и определённая политическая позиция по отношению к общественным проблемам. Несмотря на многоликость направления, общие признаки и характеристики остаются неизменными:

В центре внимание человек и его внутренний мир;
Образ благородного дикаря в исключительных обстоятельствах – маст хэв культурного сезона;
Идея единения человека и природы – основная черта многих книг и картин;
Поклонение идеальному порядку, тяга к мечтательности и оторванности от реальности;
Демократизация: появляются герои из бедных слоев;
Баланс на грани фантастики: мистика становится модной специей к творчеству и разбавляет даже серьезные произведения;
Своеобразие символики: иносказание в тексте или на полотне – хороший тон, а прямота вульгарна;
Активный интерес к национальным мотивам.

В эпоху романтизма античные мотивы начали постепенно заменяться новыми «фишками», хотя общие черты, безусловно, сохранялись.

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Основные жанры романтизма:

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

  • «Бременские музыканты»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Горшочек каши» и др.

Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

История работы

В письме к родителям, написанном на Рождество 1804 года, художник извинился за то, что не смог отправить подарок, и сообщил им о своем намерении написать для них картину. Подготовительный рисунок, датированный вскоре после этого (7 февраля 1805 г.), уже показывает идею художника для картины, хотя и с некоторыми вариациями в отношении того, что было окончательной работой. Закончив работу, художник, как и обещал, отдал картину своим родителям.

Картина оставалась собственностью семьи до тех пор, пока в 1892 году не была подарена художественному музею Гамбургского Кунстхалле , где с тех пор она экспонировалась и была частью коллекции, пока летом 1931 года не была временно отправлена в Мюнхен для участия в выставке «Произведения немецких романтиков от Каспара Давида Фридриха до Морица фон Швинда». Выставка открылась 1 июня 1931 года в Хрустальном дворце (Glaspalast) в Мюнхене , но 6 июня вместе со 110 работами, входившими в экспозицию, и более чем 3000, составлявшими постоянное искусство. коллекция Стеклопаласта.

В настоящее время сохранились только фотографии картины до пожара, в дополнение к вышеупомянутому подготовительному рисунку , рисунок картины, сделанный одним из братьев художника , и копия работы, сделанная художником Юлием. фон Эрена , которая хранится в Кунстхалле в Гамбурге.

« Трое из нас» была первой из великих портретных композиций, прославивших Рунге в более позднем возрасте , и имела огромное значение для его относительно скудного творчества, поскольку он поздно начал свою художественную карьеру и умер, когда ему было всего 33 года. . . . Несмотря на эти обстоятельства, он считается самым выдающимся из немецких художников-романтиков после Каспара Давида Фридриха .

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Романтизм в живописи

Глубина собственных личных переживаний и мыслей — вот что передают живописцы через свой художественный образ, который сделан с помощью цвета, композиции и акцентов. В различных европейских странах существовали свои особенности в трактовке романтического образа. Всё это связано с философским течением, а также общественно-политической обстановкой, на которое единственным живым откликом было искусство. Не была исключением и живопись.

Германия того времени была раздроблена на маленькие герцогства и княжества и переживала суровые публичные потрясения. Живописцы не изображали героев-титанов, не делали монументальных полотен, в данном случае энтузиазм вызывал глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и красоту. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.

Традиционный эталон этого жанра — это Работы Отто Рунге. В портретах этого живописца, через обработку черт лица и глаз, через контраст тени и света передаётся рвение художника продемонстрировать противоречивость личности, ее глубину и мощь чувствования. Благодаря пейзажу гиперболизированное и в меньшей степени умопомрачительное изображение деревьев, птиц и цветов. Отто Рунге также пытался открывать многоплановость человеческой личности, её схожесть с природой, неопознанной и различной. Автопортрет «Ми втроем», 1805, Филипп Отто Рунге Во Франции романтизм в живописи развивался по иным принципам. Бурная общественная жизнь, а также революционные потрясения проявляются в живописи тяготением живописцев к изображению умопомрачительных и исторических сюжетов, также, с «нервным» возбуждением и патетикой, которые достигались ослепительным цветовым контрастом, некоторой хаотичностью, экспрессией движений, а также стихийностью композиций.

В творчестве Т.Жерико наиболее ярко представлены романтические идеи. Живописец создавал пульсирующую глубину эмоций, профессионально воспользовавшись светом и цветом, изображал возвышенный порыв к свободе и борьбе.

«Дерби в Эпсоме», 1821, Теодор Жерико «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812

Свое отражение эпоха Романтизма также нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма,картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского — вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Кошмар, 1781, Иоганн Генрих Фюсли Свобода, ведущая народ, 1830, Эжен Делакруа Радуга, Иван Айвазовский

Если живопись XIII и XIV веков была скупа на эмоции, а в последующее трехсотлетие становления искусства Раннего и Высокого Возрождения, с его преодолением религиозности и слепой веры в иное или периода Просвещения, положившего конец «охоте на ведьм», то художественное отображение на полотнах Романтизма позволило заглянуть в мир отличный от реального.

Для передачи страстей художники прибегали к использованию сочных красок, ярких мазков и насыщению картин «спецэффектами».

Толпы страдальцев — жертв войны, революции, стихийных бедствий и так далее

На картинах романтиков в массовых сценах чаще всего нет главного героя, вместо него — сама стихия толпы. Страдающие люди пассивны, они бегут от несчастий и бед, их преследуют, судят, наказывают, а им не остается ничего, кроме как взывать к небу.

1 / 5

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе
1824 год
Musée du Louvre

2 / 5

Франсиско Гойя. Третье мая 1808 года в Мадриде (Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года)
1814 год
Museo Nacional del Prado

3 / 5

Уильям Блейк. Вихрь любовников. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте
1824–1827 годы
Birmingham Museum and Art Gallery

4 / 5

Карл Брюллов. Последний день Помпеи
1833 год
Государственный Русский музей

5 / 5

Франсиско Гойя. Пожар в ночи
Около 1793 года
Colección Abelló

Особенности романтизма

Романтизм выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе. Романтиков определяет неприятие окружающего мира, потому что их идеалы расходятся с окружающей действительностью.

Романтизм соединял индивидуализм с тяготением к безличному, коллективному; индивидуальный бунт сочетался в нем с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возникает от несовпадения земных условий и стремлений человека с безусловным абсолютом как целью.

К особенностям романтического мировоззрения можно отнести обостренное внимание ко всему необычному и нестандартному, обращение к внутреннему миру человека, интерес к мифологии, символическое истолкование мира, идеализацию прошлого, обращение к фольклору. Именно интересом к народному творчеству, к фольклору объясняется появление в то время сборников народных сказок, собранных учеными (сказки братьев Гримм), и обращение писателей к жанру литературной сказки (сказки Андерсена, Гофмана и др.)

Именно интересом к народному творчеству, к фольклору объясняется появление в то время сборников народных сказок, собранных учеными (сказки братьев Гримм), и обращение писателей к жанру литературной сказки (сказки Андерсена, Гофмана и др.).

Взволнованные, тревожные или вопросительные выражения лиц

Часто в портретах — и особенно автопортретах! — романтиков лица выглядят напряженно, эмоционально

Внимание перемещается с внешнего антуража на внутреннюю жизнь и на то, как лицо может ее отражать. Чаще всего это встречается на неофициальных поретах, особенно мужских

1 / 5

Сэмюэл Палмер. Автопортрет
1826 год
Ashmolean Museum

2 / 5

Франсиско Гойя. Сеньора Сабаса Гарсиа
Около 1806–1811 годов
National Gallery of Art, Washington

3 / 5

Каспар Давид Фридрих. Автопортрет
Около 1810 года
Kupferstichkabinett der Staatlichen Museen zu Berlin

4 / 5

Орест Кипренский. Автопортрет
1820 год
Galleria degli Uffizi

5 / 5

Карл Брюллов. Портрет Александра Брюллова
Середина 1820-х годов
Государственный Русский музей

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

фабрики

Три важные работы Рунге были уничтожены в результате крупного пожара в Стеклянном дворце в Мюнхене в 1931 году . Почти все работы Рунге находятся в Hamburger Kunsthalle , где в 1977/78 году проходила выставка Runge und seine Zeit . Некоторые из его работ также находятся в музее истории культуры города Штральзунд и в Поморском государственном музее в Грайфсвальде. К 200-летию со дня его смерти 2 декабря 2010 года состоялась выставка « Космос Рунге. Утро романтики открывается. Затем выставка отправилась в художественную галерею Hypo-Kulturstiftung в Мюнхене .

Портрет Вильгельмины Софьи Хельвиг (1807 г.) (племянница художника, умерла в 1820 г.)

  • несколько автопортретов (1799, 1802, 1806, 1810)
  • Четыре раза в день
  • Триумф Амура (1800)
  • Возвращение сыновей (1800)
  • Гравюра на меди, иллюстрации к произведению Людвига Тика « Миннелирик Эддиция Миннелидер из Швабской эпохи» (1803 г.)
  • Источник и поэт , (1805)
  • The Times (Четыре гравюры на меди, 1803 г.)
  • Урок соловья на основе оды Клопштока (1-я версия 1803 г. ( сожжена в Стеклянном дворце в 1931 г. ); 2-я версия 1805 г.)
  • Мать и дитя у источника (сожжены в 1804 г., 1931 г.)
  • Полина в зеленом платье (1805)
  • Мы Трое (1805; изображает художника, его жену и брата Даниэля , сожженных в 1931 году)
  • Литтл Пертес (1805)
  • Дети Хюльзенбека (1805/1806)
  • Остальные в бегах (1805/1808)
  • Петр на море (1806/1807 с семьей в Вольгасте)
  • Маленькое утро (1808; часть картины появилась намарке, выпущенной Deutsche Bundespost в1977 году в честь 200-летия Рунге)
  • Большое утро (с 1808 г., незаконченный)
  • Морское путешествие Ариона (1809)
  • Гусиная
  • многочисленные вырезки из бумаги
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: