Радаков алексей александрович

Первые стихи

Первые стихи Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете» в 1918, а более зрелые, написанные в 1925–1929, вошли в его книгу «Запев» (1930). Основной художественный принцип Суркова воплощен в стихотворении «Герой». Если его предшественниками (Н. Тихоновым, М. Светловым, Э. Багрицким) боец революции рисовался в романтическом освещении, то Сурков подчеркивает будничность своего героя. Но начисто лишенный экзотики «безымянный гвардеец восставшего класса» тем не менее монументален: он «плечом подпирал боевую эпоху». «И совсем не беда, что густая романтика / Не жила в этом жестком, натруженном теле. / Он мне дорог от сердца до красного бантика, / До помятой звезды на армейской шинели».

Флорентийская живописная мозаика

Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.

Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.

Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»

Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018: 

Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.

Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.

Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.

О жизни и творчестве

  • А. Радаков, А. Юнгер : / авт.-сост. И. С. Вискова. — Москва : Советский художник, 1989. — с. : ил. — (Мастера советской карикатуры. Страницы мстории советской сатирической графики).
  • Ганкина, Э. З. Русские художники детской книги / Э. З. Ганкина. — Москва : Советский художник, 1963. — 279 с. : ил.
  • Головин, В. В. Журнал «Галчонок» (1911–1913) как литературный эксперимент / В. В. Головин // Детские чтения. — 2014. — № 2 (6). — С. 23–37.
  • Дульский, П. М. Иллюстрация в детской книге / П. Дульский и Я. Мексин. — Казань : , 1925. — 149 c: ил.
  • Радаков, Алексей Александрович. Карикатуры / . —  :  : , . — с. : ил. — (Мастера советской карикатуры).
  • Творцы советской детской книги: прозаики, поэты, художники : справочник: 1917–1932 /  ; Российская государственная детская библиотека. — Москва : Российская государственная детская библиотека. Научно-библиографический отдел : НФ «Пушкинская Библиотека», 2017. — 597 с. : 15 л. цв. ил.
  • Фомин, Д. В. Взлёт и падение журнала «Галчонок» / Д. В. Фомин // Библиотековедение. — 2012. — № 4. — С. 59–67.
  • Фомин, Д. В. Детские книги А. А. Радакова / Д. В. Фомин // Библиография. — 2019. — № 3. — С. 97–109.
  • Галчонок : // Книги старого дома : сайт. (дата обращения: 19.08.2019). — Текст : электронный.

Алексей Радаков / Книги

  • Аверченко, А. Т. Шалуны и ротозеи : рассказы для детей / Ар. Аверченко ; с рис. А. Радакова, Ре-ми. — Петроград : Журн. «Новый Сатирикон», 1916. — 116 с : ил.
  • Басов-Верхоянцев, С. А. Расея / Сергей Басов-Верхоянцев ; . —  : Гос. Тип. Им. Ивана Федорова, . — 142 с., с илл.
  • Богомазов, С. М. Три сказки: Ремесло; Золоченые лбы; Девочка Биз / С. Богомазов ; рисунки А. Радакова ; музыка А. Мосолова. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1940. — 108 с. : ил., нот. — (Наш театр).
  • Высоковский, К. И. Дудилочка / К. Высоковский ; . — Ленинград : Радуга, 1925. — (Книги для детей и юношества).
  • Жар-птица : Дет. сб. изд-ва «Шиповник». Кн. 1–. Кн. 1: /  ; . — . — 48 с. : ил.
  • Князев, В. В. Страшный сон / Василий Князев ; картинки А. Радакова. — Ленинград: Госиздат, 1925. — с. in recto : ил.
  • Насимович, А. Ф. Заплетися, плетень! : Сказки / А. Насимович С рис. А. Радакова, И. Ефимова Обл. И. Ефимова. — Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923. — 160 с. : ил.
  • Оношкович, А. И. Мышенок и луна / Ада Оношкович и Памбэ ; с 14 рис. худож. А. Радлова . — Москва ; Петроград : ГИЗ, 1924. — 20 с. : ил.
  • Полонская, Е. Зайчата / Елизавета Полонская ; картинки А. Радакова. — Петроград ; Москва : Радуга, 1923. — 14 с. : ил.
  • Преображенский, С. И. Шуточные пьесы / С. Преображенский ; рисунки А. Радакова. — Москва : Детиздат, 1940. — 67 с. : ил. — (Наш театр).
  • Прутков, И. Рак и волчок-забияка / Иван Прутков ; рис. А. Радакова. — Петроград : Л. Д. Френкель, . — 8 скл. с. : ил.
  • Радаков, А. А. О злом Пете / . — Москва ; Петроград : Радуга, 1923. — 16 с. : цв. ил.
  • Радаков, А. Карикатура / А. Радаков. — Ленинград : Благо, 1926. — 28 с. : ил.
  • Шварц, Е. Л. Война Петрушки и Степки Растрёпки / текст Е. Шварца ; рис. А. Радакова. —  : Радуга, 1925. — 23 с. : ил.

Краткая биография

Алексей Александрович Сурков (1899—1983), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1969). В лирике — героика Гражданской войны (сборник «Ровесники», 1934, и др.), чувства солдата Великой Отечественной войны, тема защиты мира (сборник «Миру — мир», 1950). Тексты популярных песен, в т. ч. «Конармейская», «Бьется в тесной печурке огонь…». Государственная премия СССР (1946, 1951).

СУРКОВ Алексей Александрович — поэт.

Вырос в крестьянской семье. Подобно отцу, став отходником, в Петрограде сменил ряд рабочих профессий. Оттуда в 1918 ушел на фронт. По окончании Гражданской войны вернулся на родину, стал селькором, избачом-политпросветчиком, работал в волисполкоме, был на партийной и комсомольской работе. Во второй половине 1920-х переезжает в Москву и развивает активную общественно-литературную деятельность. В 1928 избирается в руководство РАПП, часто выступает на литературных форумах с утверждением особого социалистического гуманизма (на I съезде писателей, на пленуме Союза писателей и др.). Сотрудничает в ЛОКАФ (Литературное объединение Красной Армии и Флота). В 1934 кончает факультет литературы Института красной профессуры. Как военный корреспондент с 1938 по 1945 участвует и в операциях на Западном фронте (Белоруссия), и в финской кампании, и в Великой Отечественной войне. Будучи членом КПСС с 1925, на этом поприще особо активизируется в 1950–1960-е. В 1952–1956 — член Центральной ревизионной комиссии КПСС, в 1956–1966 — кандидат в члены ЦК КПСС. Неоднократно был депутатом Верховного Совета СССР, был членом Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира, секретарем правления СП СССР (с 1949, в 1953–1959 первым секретарем). В 1969 удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В послевоенные годы

В послевоенные годы Сурков много путешествует в составе литературных и общественных организаций. Видит и Иран, и Англию, и Китай, и Индию… На основе впечатлений от поездок создает книги «Миру — мир!» (1950), «Восток и Запад» (1957), «Песни о человечестве» (1961). И хотя первая была удостоена премии (правда, Сталинской), нигде за рамки прикладной политической публицистики поэт не выходил. Общественный темперамент Суркова заглушил поэтический. В жанре литературной критики он написал ряд статей, составивших книгу «Голоса времени: Заметки на полях истории литературы. 1934–1965» (1965). Переводил с украинского, белорусского, венгерского, урду и других языков. Занимался и редакторской работой: он ответственный редактор «Литературной газеты» (1944–1946), журнала «Огонек» (1945–1953); с 1962 по 1975 — главный редактор «Краткой литературной энциклопедии» (8 томов). Писал вступительные статьи к поэтическим книгам, в частности Демьяна Бедного и Анны Ахматовой.

Путешествие по БАМу длиной в 10 лет

В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.

Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».

↑ Первые самостоятельные работы

Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.

Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.

В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.

Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре. 

Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока

В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.

В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона. 

После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.

И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.

Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.

Детство и юность

Алексей Сурков родился в деревне Середнево, расположенной в 16 км от Рыбинска. Это случилось 13 октября 1899 года. Его предки были крепостными крестьянами, принадлежавшими дворянской семье Михалковых. Отец, Александр Сурков, был отходником, поскольку обеднел настолько, что нужда толкала уходить работать в Москву или Санкт-Петербург. Леша был смышленым мальчиком и рано научился читать, потом пошел в школу, где навсегда пристрастился к чтению. Учеба расшевелила жажду знания, но в школе удалось поучиться только 4 класса.

Далее 12-летний паренек оказался в Санкт-Петербурге, где провел 6,5 лет. Переходя от одного хозяина к другому, осваивал разные профессии. Работал учеником столяра, мебельщика, в конторе и типографии, весовщиком в порту. Февральская революция втянула в водоворот революционной работы.

Алексей Сурков в молодости

Личная жизнь

Вернувшись с гражданской войны, в литературных кругах Алексей познакомился с Софьей Антоновной Кревс. Ее отец до революции работал садовником у какого-то князя. На гребне модных в среде продвинутой рабочей молодежи веяний, она вступила в партию, а после регистрации брака со Светловым стала хранительницей семейного очага. Энергичная и резковатая, она избавляла писателя от бытовых мелочей, вежливо, но решительно выпроваживала засидевшихся гостей.

С женой и детьми

В 1928 и 1938 году у них родились первенец Алексей и дочь Наталья.

С сыном Алексеем

Алексей, вышедший на пенсию инженером-полковником ВВС, известен как один из разработчиков атомного оружия, лауреат государственной премии. Наталья была музыковедом, работала на Гостелерадио и вошла в книгу Гиннесса как женщина, родившая в 57 лет.

↑ Портреты Антропова

Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.

Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.

Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.

Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.

Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.

Песни и стихи 1930-х

В стихах 1930-х, вошедших в сборники «Ровесники: Вторая книга стихов» (1932), «Родина мужественных: Третья книга стихов» (1935), «Путем песни: Четвертая книга стихов» (1937), «Так мы росли» (1940) и многие другие, продолжался рассказ о таких людях, но с большей конкретизацией — о кронштадтском минере Синице, напутствующем в предсмертном слове бойцов «в последний поход» (стихотворение «Смерть минера Синицы»), о комиссаре, бывшем путиловском слесаре, поднимающем матросов в ночную атаку (стихотворение «Агитатор»), о командире отряда, где «мастера войны и мира, полководцы-батраки» (стихотворение «Командир Исаев»). О роли повествователя в таких стихах точно сказал близкий Суркову по художественной манере поэт Н. Дементьев: «Он присутствует в своих стихах и как действующее лицо. Это он утешает минера Синицу. Он пишет письмо вдове убитого бойца. Путиловский парень называет его Алешей» (Дементьев Н. Об Алексее Суркове // Красная новь. 1935. № 10. С. 205). В 1930-е по «социальному заказу» создается жанр массовой песни, и Сурков принимает в этом участие. Самой известной из созданных им тогда стала «Конармейская песня» («По военной дороге…», 1935).

Конармейская песня. Слушать онлайн. Видео

https://vk.com/video_ext.php

Песня «Конармейская» («По военной дороге Шел в борьбе и тревоге») братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. Исполняет хор воспитанников Московской военно-музыкальной школы в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: