«Примарное искусство» нового времени
04. Кугач Юрий Петрович
Как всегда бывает, в рамках определенного времени или художественных концепций существует борьба за приоритеты. Нередко эта борьба носит принципиальный характер, но так же часто незначительные различия в пределах одного и того же направления разбухают до принципиальных разногласий. Художником, взявшим на себя добровольный труд быть судьей для более молодого поколения, стал Юрий Петрович Кугач (род. 1917).
В его представлении хорошим живописцем был тот, кто разделял последовательно проводившееся суждение о натурной живописи, отступление от которой на сантиметр влево и полсантиметра вправо могло служить основанием для отлучения от искусства за формализм.
Между тем живопись не могла быть единообразной. В большинстве своем художники выбирали свой вариант живописного решения, что в совокупности составляло широкую панораму вариаций на тему живописи, которые и составили столь интересное и выразительное многообразие искусства этого времени.
Широко известные полотна Кугача «Перед танцами» (1961), «В субботу» (1964), «Свадьба» (1966) являются, в сущности, произведениями бытового жанра, по форме вознесенными к монументальному масштабу. Большой формат в данном случае – следствие небольшой хитрости художника. Государственные расценки на картины основывались не на значительности произведения, а на его размерах, рассчитывавшихся вплоть до сантиметров. Поэтому нередко картины оказывались пустыми, малозначительный сюжет претендовал на многозначительность. Тем не менее все названные картины метко схватывают деревенский типаж, специфические черты быта. В них в натурную величину изображены реальные фрагменты жизни, живые характеры персонажей. Критики относили работы Кугача к натурализму, исходя из его точности следования натуре. В действительности такая оценка несправедлива. Это один из вариантов реалистического письма, поскольку художник верно передает деревенскую жизнь, внося в ее пластическую трактовку свои особенности. Фигуры в картинах Кугача кажутся помещенными в тесное пространство, из которого словно бы выкачан воздух. Его живопись не учитывает влияния воздушной среды и рефлексов, обязательно присутствующих в реальности. По этой причине фигуры в «Свадьбе» напоминают манекены, застывшие без движения. Но главное даже не в этом. И такой подход возможен, лишь бы он подразумевал некую идею, важную интерпретацию жизни, открытие существенных сторон бытия. Банальный сюжет с расчесыванием волос в «Субботнем вечере» не слишком ценен для познания жизни, и живопись не добавляет к нему трепетного переживания.
Упрямство Кугача, проведшее границу между его художественным творчеством и изобразительным искусством, заключалось в том, что искусство предполагает интерпретацию действительности, а Кугач отвергал ее, изображал эту действительность прямо в лоб, что тоже возможно, но в ущерб ценному для искусства переживанию натуры
Материально-предметная зависимость его изображения поглощала духовную материю или не видела ее, обращая внимание на другие стороны человеческого быта, на авторские «интересы без запросов». Применительно к творчеству Кугача можно говорить о повторении в условиях ХХ века проблем русского «бидермейера»
«Памяти наставника»
В залах выставки в Академии художеств «Памяти наставника» представлены картины супруги художника — О.Г.Светличной — это лирический пейзажи, обычно пастельных тонов, с мягким светом. Выделяются картины сына художника — Михаила Юрьевича Кугача, близкие по живописи картинам его отца Ю.П. Кугача, с особенно внимательным отношением в картинах к происходящему вокруг художника и особой психологией отношений между людьми. Михаил Юрьевич знаменит своей военной серией картин «У братской могилы», «Возвращение», «После войны», «У родного дома», «Несчастье уходит». Его интересует и трогает внутренний мир каждого человека: рыбаки, сидящие у костра ночью: «Вечер.Рыбаки», «Почта едет», деревенский почтальон объезжающий лужи на велосипеде. «В гости к бабушке», — девочка с косой изображена в деревенской избе возле русской печи, она внимательно рассматривает утварь деревенской избы, что ещё нового появилось в доме после последнего посещения бабушки.
Произведения внука художника, – Ивана Кугача, это потрясающе-профессиональные живописные картины-натюрморты о рыбалке, охоте или праздничном столе. Дичь на столе, фазаны и перепела, «Натюрморт с форелью», всё, как у лучших голландских живописцев XVII века на натюрмортах изобилия.
Одновременно представлены на выставке в залах Академии художеств на Пречистенке в Москве произведения художника Ивана Кугача, созданные в жанре бытового натюрморта с осязаемой предметностью: «Утварь», «Антикварная лавка», «В мастерской художника». Не менее интересна жанровая картина Ивана Кугача «Собиратель» (антиквар), а также картина-натюрморт «Старая дача» Екатерины Кугач.
Одна из самых лиричных и сокровенных, среди представленных в залах Академии художеств, живопись художницы Виктории Витальевны Самсоновой. Картины художницы Самсоновой о детях, семье и особом мировосприятии окружающей жизни через любовь к детям. Девочка, играющая в своей детской комнате: «Аня», терраса в доме, в лесу во время грозы: «Летний дождь», мальчик, играющий деревянной лошадкой в гостиной комнате старого дома и другие.
Отличительная особенность реалистической живописи учеников Юрия Кугача – любовь к людям и бережное отношение к жизни.
Картины мэтра русской реалистической живописи Юрия Петровича Кугача находятся в собраниях Государственной Третьяковской галерее, в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее, в Киевском музее русского искусства, в художественных музеях Нижнего Новгорода, Ростова, Таганрога, Саратова, Харькова, Львова и других собраниях.
В памяти почитателей таланта живописца, Юрий Кугач навсегда останется патриотом своей Родины и художником, определившим пути развития отечественной реалистической школы живописи.
Марина Удальцова, искусствовед