«Две Фриды»
Художница жила в Мехико, Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже. Она последовала за Риверой в Сан-Франциско и Нью-Йорк, куда он уехал по работе. В 1939 году Кало переехала в Париж и жила там в течение некоторого времени, там же она подружилась с Марселем Дюшаном и Пабло Пикассо. В свое время в Париже она нарисовала автопортрет «Две Фриды» (1939) — один из ее самых известных автопортретов, где изображены две версии художницы, держащиеся за руки, сидя бок о бок. В этой картине Фрида попыталась передать чувства, которые испытывала во время развода и семейного кризиса. Одна ее индивидуальность, которую любил и уважал Ривера, — это Фрида справа в национальном мексиканском наряде. Слева — европейский вариант Фриды, одетой по западной моде. Сердца двух женщин открыты, между собой они соединяются лишь тонкой артерией. Европейская Фрида отвергнута, поэтому она истекает кровью.
«Две Фриды». 1939
Последние годы
В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской
После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.
Две Фриды, 1947 год
В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.
Фрида и Сталин, 1954
Марксизм подарит больным здоровье, 1954
В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.
Фрида и «лос Фридос»
У Фриды был свой взгляд на вещи, своя, очень личная, философия, и в 1943 году она начала преподавать ее ученикам в государственной школе живописи и скульптуры Ла-Эсмеральда. Фрида работала три дня в неделю по 12 часов и получала зарплату 252 песо. Но она давала намного больше тем, кто скоро станет именовать себя «лос Фридос».
В манере преподавания Фриды не было ничего академического. Она проводила занятия в импровизированных мастерских (у себя дома, в саду), брала студентов на рынок, отводила в трущобы, они посещали археологические раскопки и даже пулькерии (бары, в которых подают мексиканский напиток пульке). Ей хотелось показать жизнь такой, какая она есть, научить видеть ее в самых разных проявлениях.
Сверху — картина «Четыре жителя Мексики», ниже — Фрида Кало на выставке Артуро Эстрады с одним из своих любимых учеников
Мексиканская художница
В 18 лет девочка стала жертвой страшной аварии: автобус столкнулся с трамваем. Ее последствия для Фриды Кало были ужасными: вывих стопы и плеча, 11 переломов правой ноги, тройной перелом таза, тройной перелом позвоночника, перелом ключицы и ребер, пронзенный насквозь металлическими перилами живот и матка.
Ей пришлось перенести 32 операции и целый год провести в постели в ортопедическом корсете. После чего инвалидная коляска и гипс надолго стали ее привычными спутниками. Именно в этот период Фрида впервые попросила у отца кисти и краски. К кровати прикрепили специальный подрамник, и девушка училась рисовать лежа.
Будущая художница Фрида Кало чувствовала адскую физическую боль и испытывала душевные страдания. Они трансформировались в такую же насыщенную силой переживаний и столь же нездоровую живопись.
У Фриды Кало было непреодолимое желание жить. Она разрисовывала свой гипс и пробовала вальсировать в инвалидном кресле. «Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…» — говорила эта неординарная личность.
Художница Фрида стала культурным символом Мексики. С 1944 по 1954 годы, в самый творчески плодотворный период своей жизни, она вела дневник, который после ее смерти сорок лет прятало мексиканское правительство в закрытом архиве. А после публикации текст сразу стал бестселлером.
170 страниц заполнены воспоминаниями о детстве, акварельными зарисовками и откровенными записями о мучительной любви к мужу. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».
С супругом, известным мексиканским художником Диего Риверой, ее сближало не только искусство, но и политические идеи — страстная приверженность к коммунистической партии.
Диего был старше Фриды на 20 лет: толстый, безобразный, бескультурный, но при этом обожаемый женщинами.
А сама Фрида была хромой женщиной со сросшимися бровями. При первой же встрече со своим кумиром — Диего Риверой —
она поклялась себе, что выйдет за него замуж. И таки покорила его, но не внешней красотой, а скорее своей бешеной энергетикой. «Диего-начало, Диего — мой ребенок, Диего — мой друг, Диего-художник, Диего — мой отец, Диего — мой возлюбленный, Диего — мой супруг, Диего — моя мать, Диего — я сама, Диего — это всё», — писала она в дневнике.
Детей у пары не было. Последствия аварии и частые депрессии, к которым приводили непрекращающиеся измены Диего, стали причиной трех выкидышей у Кало: «Я пыталась утопить свои печали, но эти ублюдки научились плавать…»
Ривера осознавал свою неправоту, но меняться не хотел: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать». На картинах он изображал себя в виде пузатой жабы с чьим-то окровавленным сердцем в руках.
В конце концов он изменил Фриде с ее младшей сестрой, совратив девочку. Супруги развелись, но уже через год возобновили брак, жить без Диего художница не могла.
Примерной женой и сама Фрида никогда не была. Ее экстраверсивная раскрепощенная натура давала о себе знать, никакая боль не способна была укротить буйный нрав художницы. Она сквернословила, много курила, злоупотребляла текилой, распевала неприличные песни, рассказывала непристойные шутки, устраивала дикие вечеринки и не скрывала своих бисексуальных связей.
Ее связь с Троцким сейчас известна всему миру. Какое-то время советский нарком гостил в доме мексиканских художников-коммунистов. Приютил его сам Ривера, а объединяло мужчин увлечение марксистскими идеями.
Когда проявляемое Троцким внимание к Фриде Кало стало заметно всем, он вынужден был покинуть Мексику, чтобы избежать смерти от тяжелой руки снедаемого ревностью Диего. «Ты вернула мне молодость и отняла рассудок
С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой», — так признавался беглый марксист в своих чувствах в одном из любовных писем к мексиканской художнице.
Болезнь, которую Фрида Кало получила вследствие аварии, прогрессировала и доставляла страшную боль, которая глушилась наркотическими обезболивающими вперемешку со спиртным. В 1953 году у художницы состоялась первая в родной стране персональная выставка. На нее она приехала уже на каталке, улыбаясь и поправляя приколотый к волосам цветок.
За восемь дней до своей смерти Фрида Кало создала картину с жизнеутверждающей надписью Viva la vida («Да здравствует жизнь»). Солнечные арбузы она рисовала уже с ампутированной ногой.
Последняя запись в ее дневнике гласит: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь».
И всё-таки самыми яркими в нём были другие слова: «Дерево надежды, стой прямо!»
Расскажи подругам историю этой неординарной талантливой личности и поделись статьей в соцсетях.
published on
according to the materials
Фрида и Диего
«В моей жизни было две страшных катастрофы. Первая – это автомобильная авария, которая навсегда искалечила меня. Вторая – это Диего», — так Фрида отзывалась об отношениях со своим первым и вторым мужем художником-муралистом Диего Риверой. Жизнь с Риверой была наполнена бурными страстями, изменами и взаимными упреками. После того как Диего изменил Фриде с ее сестрой, они развелись, но вновь поженились через год и были вместе до конца жизни Фриды.
«Фрида и Диего Ривера», или «Фрида Кало и Диего Ривера». 1931
Непростые отношения художников отражает и «Автопортрет с обезьянкой» 1945 года, которую можно было видеть в Эрмитаже до 20 января 2016 года. Как и все работы Фриды, эта картина наполнена символами. Обезьяна – частый мотив в творчестве Кало, а в мексиканской мифологии это животное символизирует похоть. Однако Фрида изображает обезьянку и собаку как нежные и защитные символы. Гвоздь, вбитый в стену, возможно, отсылает к мексиканскому выражению estarclavado – «быть обманутым» (clavo – гвоздь, исп.). Шолоитцкуинтли (науатль: Xolotl «Шолотль» и itzcuīntli «собака») — собаки, которые были в мифологии ацтеков земным воплощением Бога грозы и смерти Шолотля. На картину так же помещена скульптура, принадлежащая к доколумбову времени, это отражает интерес и уважение Фриды к древней культуре Мексики — история родной страны являлась частью личной судьбы художницы. Фрида оставила здесь личное послание: она не доверяет мужу, но черпает силы в прошлом и в отношениях с близкими людьми.
Автопортрет с обезьянкой. 1945
Американский период
В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.
Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом
В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике
Фрида и Диего Ривера, 1931
После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.
Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.
В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».
Больница Генри Форда, 1932 год
Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год
Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.
Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.
И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».
Фрида Кало хотела быть врачом
В детстве Кало мечтала стать врачом, а искусство было просто хобби, взращенное ее отцом, фотографом. Эта мечта закончилась в 18 лет, когда Кало и ее парень попали в ужасную аварию. Деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем, в результате чего железные перила пронзили Кало через таз. Смертельные травмы удерживали Кало в течение нескольких месяцев в постели. Именно в это время отец Кало создал специальный мольберт, который позволял ей рисовать лежа.
Фрида за мольбертом, который ей создал отец
В результате несчастного случая Кало пришлось жить с хронической болью, и ей часто требовались операции, чтобы справиться с травмами позвоночника.
Биография Фриды Кало
Фрида Кало (Kahlo Frida, 1907—1954) – всемирноизвестная мексиканская художница, жена художника Диего Риверы.
Сюрреализм
Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон, в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке, и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало, не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром. Тем не менее, Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность,» – сказала художница.
Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что «такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини».
Искусство Латинской Америки и картины Фриды
Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.
Специалисты полагают, что 1940-е — это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.
Из биографии Фриды Кало
В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» – говорила Фрида Кало.
Фрида Кало и Диего Ривера
В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы. Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».
Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели — Сикейрос, Эмма Уртадо, Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.
Интересные факты о Фриде
Характер
Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощённую экстраверсивную натуру, и её ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало изрядно курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки.
Стоимость картин
В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценён экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе — 4 млн фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5,6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ.
Коммерциализация имени
В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало.
,
«Извинимся перед Пушкиным»
— Хорошо известна судьба коллекций русских меценатов, разделённых между Пушкинским музеем и Эрмитажем после того, как был закрыт Государственный музей нового западного искусства. Но что стало с мексиканскими работами?
— Их получило ВОКС — Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. Но сотрудники этой организации не понимали, что произошло: они получили ящик с мексиканскими картинами, в котором не было никакой документации. И при этом они увидели двухметровое полотно Фриды, которое сложно было не заметить. В Москве 1948 год, ты открываешь ящик и видишь картину Фриды Кало — без рук, окровавленный стол, а ты уже давно ничего подобного не видел.
Все были в растерянности. Началась бешеная переписка внутри организации. Все пытались понять, что это такое. Пишут в Мексику с просьбой прислать список этих произведений, кто авторы, характеристики на них. Нужна была справка о том, что это благонадёжные люди. Два года шла эта переписка.
В итоге в 1949-м назначили заседание специальной комиссии, выделили экспертов. Возглавлял его уважаемый живописец Александр Герасимов, автор известной картины «Иосиф Виссарионович Сталин и Климент Ефремович Ворошилов на прогулке в Кремле». Как можно догадаться, заседание прошло не очень удачно для мексиканских художников. Резолюция была следующая: представленная мексиканская живопись формалистическая и сюрреалистическая по методу исполнения, использовать её для широкого обозрения не представляется возможным.
— «Раненый стол» до поездки в Варшаву хранился в ГМИИ им. А.С. Пушкина?
— Музей имени Пушкина эти картины не получил. У музеев очень чёткая система хранения. У советских музеев — тем более. Если что-то поступало на хранение — мы всегда можем это проследить по книгам поступления. В Пушкинский музей эти работы так никогда и не вошли. К тому же «Раненый стол» невозможно было снять с холста — он написан на деревянной поверхности, похожей на ДСП.
Картины продолжали храниться в ВОКСе, когда в 1953 году Диего Ривера попросил, чтобы единственная работа Фриды, подаренная Советскому Союзу, побывала на одной из больших мексиканских выставок, которые регулярно проходили в Европе в 1950-е. Мексиканские культурные деятели тогда очень активизировались на европейском пространстве.
Диего хотел показать «Раненый стол» ещё в 1953 году на выставке в Париже. И ВОКС не возражал, но оплатить транспортировку должно было мексиканское посольство, которое не смогло этого сделать.
— Но картина всё же как-то оказалась в Варшаве?
— Да, следующая выставка была в Польше. В 1954 году Диего снова написал письмо с просьбой отправить «Раненый стол» в Варшаву. И снова никто не возражал.
Картину отправили дипломатической почтой в Польшу с припиской «Представителю ВОКС в Польше». На этом документальный след картины обрывается. Мы знаем, что она благополучно прибыла в Польшу, была выставлена в главной галерее Варшавы — Zachęta. У картины было чудесное место на выставке. Я ездила туда. Планировка залов в галерее сохранилась прежней. Это чудесный большой зал. Работа висела на центральном месте, её было очень хорошо видно. Несколько газет опубликовали статьи о ней. Но на этом всё — «Раненый стол» исчез.
Творчество Фриды Кало
В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нём заметно и влияние европейской живописи — в ранних работах отчётливо проявилась увлечённость Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал её муж, художник Диего Ривера.
Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932, частное собрание, Мехико; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937, Национальный музей «Женщины в искусстве», Вашингтон; «Две Фриды», 1939, Музей современного искусства, Мехико; «Марксизм исцеляет больную», 1954, Дом-музей Фриды Кало, Мехико).
Выставки
В 2003 выставка работ Фриды Кало и её фотографий прошла в Москве.
Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи — её посетили около 370 тысяч человек.
Дом-музей
Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор, — почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти.
Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Ривэры лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда её дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребёнком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией.
Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934—1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривэра разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они — часть легенды о Фриде.
Биография Фриды Кало
6 июля исполнится 108 лет со дня рождения самой прославленной мексиканской женщины 20 столетия — Фриды Кало / Frida Kahlo.
Известная мексиканская художница Фрида Кало, прославившаяся своей эксцентричностью и уникальным талантом, родилась в 1907 году в столице Мексики. Родителями девочки были еврейский художник, переехавший из Германии, и испанка, рожденная в Америке. Такое необычное сочетание генов не могло не сказаться на характере Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон.
Фото Фриды Кало в детстве
К сожалению, очень рано, еще в шесть лет, она тяжело переболела полиомиелитом. Болезнь сказалась на развитии ребенка, правая нога у девочки перестала расти и впоследствии стала короче и тоньше левой.
Через двенадцать лет с будущей художницей случилась еще одна беда – она попадает в автокатастрофу, во время которой железная арматура трамвая пробивает насквозь ее тело, проходит через живот и тазобедренную кость. Каким будет результат оперативного лечения пострадавшей, врачи сразу не могли предположить, ведь они определили травму позвоночника в трех местах. Травма привела к неподвижности, которая надолго приковала юную девушку к постели.
Фрида Кало прикована к постели
Трагическое событие все же имело и положительный результат, ведь бездействие быстро стало невыносимым для Кало – она взялась за кисть. Сначала девушка писала автопортреты. Над ее кроватью было повешено зеркало, так, чтобы Фрида могла видеть в нем себя.
Спустя время Кало решает учиться, она поступает в 1929 году в Национальный институт Мексики. Энергичная, полная любви к жизни мексиканка все силы приложила, чтобы снова начать ходить. Но, даже избавившись от клетки-кровати, снова почувствовав свободу движения, Фрида не бросает любимое занятие – живопись. Она посещает уроки в художественной школе, совершенствуя свой неповторимый стиль.
В 1928 году Кало поступает в коммунистическую партию, и вскоре ее работы были высоко оценены Диего Ривера, известным в латинской Америке художником с коммунистическими взглядами. Знакомство имело продолжение, и талантливая пара становится мужем и женой.
Фрида Кало и её муж Диего Ривера фото
Между Диего и Фридой были страстные, экспрессивные отношения, овеянные ореолом романтики. Супруги любили жизнь, всегда имели активную жизненную позицию, были в центре общественной жизни. Даже многочисленные измены Диего не смогли изменить к нему отношение влюбленной жены.
Пережитые травмы позвоночника не прошли бесследно, часто Фрида испытывала сильные и мучительные боли
Но это не мешало ей активно общаться с людьми, развлекаться, притягивать к себе внимание многих мужчин. Периодически ей нужно были ложиться в госпиталь, чтобы немного улучшить свое состояние
Также сильно затрудняло жизнь ношение специального корсета, с ним Фрида расставалась очень редко. А в 1952 году, к несчастью, ей из-за осложнений пришлось ампутировать ногу, до колена.
Фрида Кало на обложке журнала Vogue (1937 год)
Но проблемы со здоровьем не стали причиной для того, чтобы бросить живопись. Наоборот, в 1953 году Фрида Кало предложила к вниманию ценителей живописи свою первую персональную выставку. Ее картины, в основном – автопортреты, позволили многим увидеть уникальную красоту художницы. Пускай на ее лице не было улыбки, но оно притягивает, заставляет остановиться и не спеша рассмотреть каждую черту.
Еще одна страсть известной художницы – история ее любимой Мексики. Она, как и ее муж Диего Ривера, собирала различные памятники культуры, искусства. Собранные экспонаты на данное время хранятся в «Голубом доме».
Фрида Кало с мужем фото
Яркая жизнь эксцентричной художницы, к сожалению, оборвалась раньше времени. Когда Фриде было всего лишь 47 лет, она заболела воспалением легких. Ослабленный организм не смог перенести еще и эту болезнь, и Фрида в таком еще молодом возрасте умерла. Это стало большой потерей для Мексики, для поклонников таланта Кало во всем мире. Стоит отметить, что на похоронах художницы были не только ее друзья, но и многие известные писатели, художники, президент Мексики, Ласаро Карденас.