Смерть
Земной путь живописца окончился в предпоследний январский день 1993 года. Смерть наступила по естественным причинам. Не на много дольше пережила его и любимая Девика, она умерла спустя год. Как и при жизни, супруги и после кончины находились рядом — их могилы расположены бок о бок в Индии.
До конца своих дней Святослав Николаевич боролся за сохранение наследия собственной семьи. Известно, что советские спецслужбы пытались контролировать процесс возведения в Москве отцовского центра-музея, где хранились научные и биографические книги с раритетными фотографиями, рукописи и иные ценности.
Однако последний из Рерихов приложил все силы, чтобы не допустить этого. Также выступал и свидетельствовал он против охотницы за их наследством — Ираиды Богдановой, одной из прислуживавших девочек, воспитанной некогда Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной.
Статьи и выступления по вопросам литературы
Беседы с В. А. Закруткиным
- «Своих героев я вижу вокруг себя» : [беседа с писателем / записал П. Шестаков] // Дон. — 1978. — № 6. — С. 158—162.
- Поэт-солдат : // Дон. — 1980. — № 2. — С. 151—152.
- «Литература забирает человека сполна…» : // Дон. — 1980. — № 3. — С. 138—146.
- Ответственность: беседа / записал А. Обертынский // Литературное обозрение. — 1983. — № 3. — С. 12—14.
- Своя нива : [писатель о творчестве / записала А. Ласкина] // Литературная газета. — 1983. — 9 марта. — С. 6.
- Виталий Закруткин : и молодость, и мудрость лет : [беседа с писателем / записал В. Воронов] // Советская культура. — 1983. — 19 марта. — С. 6.
О М. А. Шолохове
- Цвет лазоревый // Михаил Александрович Шолохов. — М., 1966. — С. 98—116;
- Цвет лазоревый // Слово о Шолохове. — М., 1973. — С. 194—227.
- Обходя моря и земли… // Наш Шолохов. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 17—24.
- Светлая доброта : // «Тихий Дон» : уроки романа. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 86—88.
- Мир Шолохова // Могучий талант. — М., 1981. — С. 62—65.
- Наш Шолохов // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 276—280.
- На гребне великой волны // Шолоховская борозда : полвека роману «Поднятая целина». — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 26—28.
Самые знаменитые картины Рериха
Творческое наследие Н.К. Рериха составляет около семи тысяч картин, которые, повторяя образ жизни автора, находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Краткий список сделать трудно, но самые известные произведения под названиями:
- «Заморские гости» (1901);
- «Небесный бой» (1912);
- «Волокут волоком» (1915);
- «И узрим» (1922);
- «И мы трудимся» (1922);
- «Матерь мира» (1924);
- «Капли жизни» (1924);
- «Святой Сергий Радонежский» (1932);
- «Гималаи. Розовые горы» (1933);
- «Ярослав Мудрый» (1942);
- «Святые Борис и Глеб» (1942);
- «Тангла. Песнь о Шамбале» (1943) .
Творчество Рериха – это уникальное явление в мировом искусстве, живописное воплощение красоты и поэзии, любви и философии, мудрости и веры.
«Заморские гости» Николая Константиновича Рериха
Биография и творчество Николая Копейкина
Ге Николай Николаевич: особенности творчества и собственная техника написания портретов
Биография Николая Рериха
Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.
В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.
С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.
В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.
В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.
В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.
Литература
Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.
Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.
Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год
В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.
Творчество Петра Ильича Чайковского
Пётр Ильич Чайковский работал во всех известных музыкальных жанрах своего времени, но отдавал предпочтение масштабным: операм и симфониям. Его занимали глубокий внутренний мир человека, его душа и переживание драмы. Музыка Чайковского при этом очень тонкая, лирическая и певучая. Его произведения вызывают сильный эмоциональный отклик слушателя. Даже малые музыкальные жанры при этом Чайковский сопровождал симфонической масштабностью. Одной из главных тем творчества Петра Ильича Чайковского стали сострадание и любовь к людям.
Чайковский работал и в области хоровой духовной музыки. Продолжателями его музыкальных традиций считали С. Танеева, А. Глазунова, С. Рахманинова, А. Скрябина. Музыка Чайковского стала символом русской жизни и культуры XIX в. Благодаря наследию Чайковского мы смогли заново открыть для себя образы русской и мировой литературы — Пушкина и Гоголя, Шекспира и Данте, русской лирической поэзии второй половины XIX в. Чайковский заслуженно при жизни получил мировую известность и до сих пор считается одним из лучших отечественных композиторов.
- За мелодией Чайковского я услышала: «Помилуй меня». И жизнь будто перевернулась
- Сэр Джон Тавенер — православный британский композитор
https://www.youtube.com/watch?v=hz3XaozGKDM
Матерь Мира
Написана картина в 1924 году. Хранится в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке.
Полотно выполнено в синих, голубых, фиолетовых, золотых оттенках. От него невозможно оторвать взгляд.
Картина «затягивает», заставляет вдумываться в то, что находится перед глазами. Удивительный феномен, что чем дольше смотришь на нее, тем больше расширяется пространство в ней. Появляется ощущение бесконечности.
На переднем плане перед зрителем на троне восседает женщина. Царственная особа. Это образ мощной, живительной силы, космической по масштабам и по возможностям – Женской Энергии.
Те, кто развивает ее в себе, становятся более восприимчивыми к прекрасному, к любви, к постижению вечных истин и ценностей.
Те, кто разрушает ее, фактически лишает себя источника вселенской подпитки, вселенского разума, интуиции.
Обращает на себя внимание то, что лицо женщины закрыто на половину. Здесь можно мысленно дорисовать скрытые покрывалом черты лица
Искусствоведы говорят о том, что скрытая часть – это то, что еще предстоит пройти, пережить. Понять. Открытая часть лица символизирует уже достигнутые высоты, которым надо иметь смелость следовать.
Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов
Еще свежи в нашей памяти многочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Превращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечавшие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным оружием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и трудовому населению в тылу.
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».
↑ Биография Николая Рериха
Николай Когстантинович родился 27.09.(9.10.).1874г. Отец будущего художника был нотариусом, и в его жилах текла кровь древних викингов. К истории, литературе и музыке мальчик пристрастился еще дома, а также во время учебы в частной гимназии. Довелось ему принимать участие и в археологических раскопках, где он прикоснулся к древности воочию. Рерих собрал великолепную коллекцию старинных раритетов, включавшую более 30000 экспонатов. Параллельно он учился на юриста в Петербургском университете и в Академии художеств.
В формировании его личности значительную роль сыграли художники А.И.Куинджи и И.Е.Репин, а также критик и историк искусства В.В.Стасов. Первая серия картин Рериха была посвящена славянской Руси. Это и «Заморские гости», и «Город строят», и «Славяне на Днепре». Одно из полотен приобрел известный меценат П.М.Третьяков. Рерих продолжил обучение в Париже.
В начале ХХ века Рерих с супругой Еленой Ивановной предпринял большое путешествие по старинным российским городам, в результате которого создал множество живописных этюдов. На 1906 год приходится изменение художественной манеры Рериха – он принимает решение отказаться от масляной живописи в пользу темперы. Под кистью Рериха оживают герои мифов, преданий и легенд – вещий Боян из «Слова о полку Игореве», Микула Селянинович и др.
Рериху доводилось работать и на росписях иконостасов и целых церквей. Наиболее известна его Богородица, написанная для церкви в селе Талашкино. Рерих сочетал занятия живописью с преподаванием и руководящими должностями. Так, с 1910 года он возглавлял знаменитое объединение «Мир искусства». С 1918 года художник оказывается вне России, в Финляндии.
Об эмиграции он не думал, и эмигрантом себя не считал. Тем не менее, художник не опустил руки и продолжал интенсивно работать. В течение трех лет он выставляет свои работы в США. Там же в 1923-м году открывается музей его имени и несколько культурных центров. Во второй половине 20-х гг. Рериху удается реализовать давнюю детскую мечту – побывать в Гималаях и Тибете, посетить Китай и Индию. Здесь художник ощутил новый прилив сил, прикоснулся к тайнам бытия и космическим тайнам человеческой жизни.
Уже после первой экспедиции Рерихи поселились в индийской долине Кулу. Она станет их пристанищем почти на два десятилетия, вплоть до кончины Николая Константиновича. Рерих всегда был рыцарем Красоты и много делал для ее сохранения и приумножения. Его Пакт о необходимости охраны культурного наследия был подписан несколькими десятками стран мира. Специально для этого документа Рерихом была разработана особая символика – Знамя Мира. Это окружность, в которую вписаны три красных круга меньшего диаметра. Они могут быть истолкованы в различных аспектах.
Философия Рериха нашла выражение в учении Живой Этики. Соавтором многих книг Рериха выступала супруга. Разумеется, Рерих непредставим без пейзажей, на которых изображены горы. Он рисовал их без устали, в разное время суток, и очень разными. Тема России продолжает звучать в творчестве художника и в 30-е гг. В годы войны Рерихи были полностью на стороне СССР.
Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, ожидая положительного решения о возможности возвращения на Родину, но так и не дождавшись его. Сыновья художника – Святослав и Юрий – достойно продолжили дело отца.
Личная жизнь
Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.
Николай Рерих и его жена Елена
Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.
В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.
Николай Рерих с сыновьями
Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.
Рерих Николай Константинович
Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Творческое наследие Н.К. Рериха огромно – более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения – книги, очерки, статьи, дневники… О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом.
Беликов П.Ф. «РЕРИХ. Опыт духовной биографии»
К 100-летию со дня рождения Павла Федоровича Беликова
Беликов П.Ф. Рерих: опыт духовной биографии. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 432 с., ил.
П.Ф. Беликов (1911-1982) – один из первых биографов Н.К. и С.Н. Рерихов, автор многочисленных публикаций о жизни и творчестве семьи Рерихов. Над книгой «Рерих: опыт духовной биографии» он работал в 1960-1970-х годах, основываясь на материалах своего много лет собираемого архива. Книга не была им закончена. В настоящем издании публикуется ее оригинальный текст с подробными комментариями.Издание богато иллюстрировано и адресовано рериховедам, исследователям и почитателям жизни и творчества семьи Рерихов.
ISBN 978-5-86988-234-9
А.П.Беликова, Е.П.Беликова, материалы из архива П.Ф.Беликова, 2011 Международный Центр Рерихов, 2011
Шапошникова Л.В. «Ученый, мыслитель, художник»
Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. – 192 с., илл.
В книге коротко и ёмко говорится о Николае Константиновиче Рерихе, значение которого для русской и мировой культуры огромно, но до сих пор еще в полном объеме не осмыслено. Личность уникальная: великий художник, оригинальный мыслитель, разносторонний ученый, неустанный путешественник исследователь и планетарного масштаба общественный деятель, он обладал, как убедительно показано в книге, тем внутренним синтезом, при котором любая область в круге его интересов – будь то художество, наука, философия, поэзия или публицистика – оказывалась не только связанной с другими, но и находилась с ними во взаимопроникновении, была неотрывна от них…
ISBN 5-86988-172-2
Л.В.Шапошникова. Текст, составление, 2006 Международный Центр Рерихов, 2006
Рихард Рудзитис. «Николай Рерих. Мир через Культуру»
Николай Рерих. Мир через Культуру / Рихард Рудзитис; пер. с латыш. Л.Р. Цесюлевич. – Мн.: УП «Лотаць», 2002. – 160с.
Монография «Николай Рерих. Мир через Культуру» принадлежит перу известного латышского поэта и философа Рихарда Рудзитиса, долгие годы возглавлявшего Латвийское общество Рериха. Она повествует о жизни и творчестве великого художника Н.К. Рериха, о его борьбе за мир во всем мире. Значительное место в книге посвящено идее Рериха о защите культурных ценностей и объединении народов на ниве культурного сотрудничества под Знаменем Мира.
ISBN:985-6307-62-7
Рудзите Г.Р., 2002. Цесюлевич Л.Р., перевод на русский язык, 2002. УП «Лотаць», 2002.
Детство и юность
Кажется, что каждый, кому посчастливилось носить родовое имя Рерих, отмечен особым даром. Вслед за талантливыми и глубоко образованными родителями преуспели каждый в своем деле оба сына Николая Константиновича и Елены Ивановны.
Октябрь в этой семье — время особенное. В начале второго осеннего месяца праздновал день рождения отец. А затем, 23 числа (по новому стилю) 1904-го, в Северной столице России пришел в этот мир и Святослав — спустя 2 года после рождения старшего брата Юрия.
С ранних лет мальчик впитывал в себя удивительную атмосферу, располагающую к поиску новых знаний и творчеству, интересовался животным миром. По собственным воспоминаниям, его неравнодушие к биологии и орнитологии всячески поощряли родители. Мать лично выискивала и отбирала необходимые книги, приобретала птичьи чучела, коллекционировала насекомых и самоцветы.
Параллельно с этим Святослав, как и глава семейства, тяготел к живописному искусству. Взрослые и здесь поддержали ребенка, отдав его в соответствующее учебное заведение. Рерих-младший пробовал себя и как декоратор, самостоятельно мастерил все необходимое для семейных спектаклей. Также отец допускал сына до помощи ему в серьезной работе — создании театральных эскизов.
В 9 лет Святослав оказался зачисленным в гимназию, где продолжил заниматься изо уже под надзором опытных преподавателей. Параллельно с этим Николай Константинович устраивал сыну практический ликбез в области археологии: брал с собой в соответствующие поездки в Псковщину, Новгородскую и Тверскую губернии, где тот делал зарисовки с натуры.
В 1916-м вместе с семьей Рерих перебрался в Финляндию, затем в Великобританию, где продолжил образование в Королевской академии искусств. Первые его работы удостоились высокой похвалы и восторженной оценки отца-художника. Тот внимательно следил, чтобы талантливое чадо искало свой стиль письма, а не занималось слепым подражанием. Позднее в список учебных заведений добавились и три американских вуза.
Кстати, Николай Константинович в своей знаменитой «Шамбале» не забыл упомянуть и сына:
Ярлыки
1 апреля — день смеха
(1)
70 лет победы в Великой Отечественной войне
(11)
Абаза
(1)
Аверченко
(3)
актеры
(3)
Акунин
(2)
Асадов Э.
(2)
афоризмы. цитаты. крылатые выражения
(15)
Ахматова
(1)
Байрон
(1)
Белое движение
(4)
библиоклуб
(2)
библионочь
(1)
библиотека
(6)
библиотечный урок
(2)
блог
(2)
Блок
(1)
Большой этнографический диктант
(3)
Бронте
(2)
Брусилов
(2)
буктрейлер
(6)
Булгаков
(1)
Бунин
(2)
В.Распутин
(1)
Великая Отечественная война
(10)
вера
(18)
Вербное Воскресенье
(2)
Вертинский
(1)
Винничук Ю.
(1)
виртуальная выставка
(15)
виртуальное путешествие
(3)
ВМФ России
(2)
Врангель
(3)
Всемирный день здоровья
(1)
Всемирный день книги
(2)
Всемирный день кошек
(3)
Всемирный день поэзии
(2)
Всероссийский День трезвости
(1)
Гагарин
(2)
георгиевская лента
(1)
Гоголь
(3)
год литературы
(8)
Год экологии 2017
(2)
гражданская война в Испании
(2)
Гумилев
(1)
Дед Мороз
(2)
декупаж
(2)
День воинской славы России
(2)
День города
(2)
день защитника Отечества
(1)
День защиты детей
(1)
день космонавтики
(2)
День Матери
(1)
день молодого избирателя
(1)
День народного единства
(3)
День окружающей среды
(2)
день Петра и Февронии
(4)
День Победы
(5)
День России
(3)
День русского языка
(3)
день семьи любви и верности
(4)
День славянской письменности
(6)
День флага России
(2)
Джек Лондон
(1)
Достоевский
(1)
Есенин
(2)
женщина
(6)
Зощенко
(1)
И. Гаспринский
(4)
из новых поступлений
(2)
инсталляции
(1)
интересное
(22)
Иосиф Бродский
(1)
искусство
(27)
Исход Русской Армии из Крыма
(5)
Казарский
(1)
календарь знаменательных дат 2015
(2)
Карамзин
(1)
Клокачев
(2)
книги
(17)
Книжная выставка
(16)
князь Владимир
(4)
Короленко
(1)
короткие рассказики
(6)
Крещение
(3)
Крещение Руси
(5)
Крошицкий
(3)
Крым
(7)
Крымская война
(1)
крымские татары
(3)
Куприн
(1)
Курков А.
(1)
Леонардо да Винчи
(3)
Лермонтов
(3)
Лесков
(1)
Малахов курган
(1)
Мандельштам
(2)
Масленица
(4)
мастер-класс
(5)
Маяковский
(1)
медовый Спас
(2)
Международный день Земли
(3)
Международный день мира
(1)
Международный день памятников и исторических мест
(1)
мероприятия для читателей
(55)
море
(1)
Москва
(3)
Неделя детской и юношеской книги
(1)
Непорент
(2)
Нестеров
(1)
Николай Заболоцкий
(1)
Новый год
(12)
обычаи
(31)
ореховый Спас
(5)
осень
(4)
памятники
(1)
Партенит
(1)
Пасха
(14)
Первая мировая война
(1)
Первомай
(2)
писатели
(49)
поэзия
(16)
правополушарное рисование
(5)
праздник
(23)
Праздник Белых журавлей
(1)
про еду
(5)
проект «Мозаика ремесел»
(14)
Пушкин
(6)
Региональный центр межкультурных коммуникаций
(17)
реклама чтения
(1)
Ремесленная палата Севастополя
(6)
Рерих
(3)
Рождество
(9)
Россия
(6)
русская весна
(3)
русский язык
(11)
Салтыков-Щедрин
(1)
Санкт-Петербург
(1)
Санта-Клаус
(2)
Святой Николай
(1)
Севастополь
(25)
Севастопольская делегация на Международном фестивале мастеров искусств «Мир Кавказу»
(1)
Серафим Саровский
(1)
символика России
(1)
советуем прочитать
(12)
Спас
(9)
стихи о грибах
(1)
стихи о женщинах
(3)
стихи о любви
(2)
страстная неделя
(1)
Толстой Л.
(4)
Троица
(1)
Тургенев
(1)
уникальные личности
(12)
фотоискусство
(2)
цветы
(3)
Чернобыль
(3)
Черноморский флот
(6)
Чернышевский
(1)
Чехов
(3)
шоколад
(1)
экология
(7)
Ю. Рахимов
(2)
Яблочный Спас
(3)
Личная жизнь
Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.
Николай Рерих и его жена Елена
Всю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.
В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.
Николай Рерих с сыновьями
Существует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.
Книги по вопросам литературы
- Пушкин и Лермонтов : исследования и статьи. — Ростов-на-Дону : Ростовское областное книгоиздательство, 1941. — 301, c. — Библиогр. в подстроч. примеч. — Литература, использованная в статьях о Лермонтове: с. . Содерж.: Пушкин и Лермонтов (вместо предисловия) ; «Братья-разбойники» Пушкина ; Незавершенные замыслы Пушкина в Кишиневе ; Лирика Лермонтова ; Романтические поэмы Лермонтова ; Реалистические поэмы Лермонтова ; Лермонтов-драматург ; Проза Лермонтова.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1965. — 82 с., л. ил.
- Цвет лазоревый : страницы о Михаиле Шолохове. — Москва : Сов. Россия, 1975. — 79 с. : портр.
- Публикации в коллективных сборниках, журналах, газетах
- Романы, повести, рассказы, очерки
- Их слава нетленна // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Кн. 1. — Ростов-на-Дону, 1974. — С. 5—6.
- Командир донских казаков // Нам дороги эти позабыть нельзя. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 110—113.
- Страницы из дневника // День, который впереди. — Ростов-на-Дону, 1975. — С. 208—221.
- Помни, друг! // Рожденная в боях : очерки о героях-воинах 56-й армии. 1941—1943 гг. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 109—111.
- Радость пахаря // Край Отчизны моей. — Ростов-на-Дону, 1977. — С. 94—104.
- Во имя жизни // Не померкнет никогда : чему учит подвиг героев-малоземельцев. — Ростов-на-Дону, 1978. — С. 54—61.
- В бурунах // Пятый Донской : воспоминания ветеранов пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 45—48.
- Пядь-кормилица // Что с поля нажито : слово писателей Дона о жизни современного села. — Ростов-на-Дону, 1979. — С. 91—101.
- Преображение : // Ради завтрашних дней : мир современника в рассказах писателей Дона / . — Ростов-на-Дону : Книжное изд-во, 1980. — С. 16—23.
- Самый памятный день // Дон. — 1980. — № 5. — С. 32—34.
- О земле, о хлебе, о любви // Первооснова : слово о хлебе. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 226—235.
- В ожидании весны // Под отчим небом. — Ростов-на-Дону, 1982. — С. 180—195.
- Гордость и слава Дона // Люди земли донской. — Ростов-на-Дону, 1983. — С. 3—7.
- Матерь Человеческая : из повести // Светлое имя твое. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 7—15.
- Два генерала : гл. из кн. «Верность» // Плечом к плечу. — Ростов-на-Дону, 1984. — С. 30—43.
- На Золотых песках : // Дон. — 1985. — № 5. — С. 38—48.
Героическая серия полотен Николая Рериха, посвященная ратным подвигам России
“Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять”.
Н.К. Рерих. «За Родину». Рать. (1900).
«история… сурово наказывает тех, кто ее забывает».
Н.К. Рерих. «Дозор». (1903).
Н.К. Рерих. «Александр Невский поражает ярла Биргера». (1904).
Н.К. Рерих. «Стрелы неба — копья земли». (1915). Холст, темпера. 103 х 188Музей изобразительных искусств. Туркменистан.
«Стрелы неба — копья земли»
Н.К. Рерих. «Богатыри проснулись». (1940).
Н.К. Рерих. «Весть Тирону». (1940). Холст, темпера. 76 х 122. Государственный музей искусства народов Востока. Москва.
“Весть Тирону”
Н.К. Рерих. «Ковка меча». (1941).
«Ковка меча»
Н.К. Рерих. «Борис и Глеб».(1942).
Н.К. Рерих. «Святогор». (1942).
Н.К. Рерих. «Поход Игоря». (1942).
Н.К. Рерих. «Победа». (1942). Холст, темпера. 76 х 122. Дом ученых СО РАН. Россия. Новосибирск.
Н.К. Рерих. «Александр Невский». (1942).
Н.К.Рерих.«Партизаны». (1943). Холст, темпера. 46 х 80. Государственный Русский Музей. Санкт-Петербург.
Н.К. Рерих. «Настасья Микулична». (1943). Холст, темпера. 92 х 153. Новосибирский государственный художественный музей.
“Настасья Микулична”
Н.К. Рерих. «Единоборство Мстислава с Редедей». (1943). Холст, темпера. 57 х 123Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
«Единоборство Мстислава с Редедей»
Н.К. Рерих. «Весна священная». (1945).
«Мадонна Орифламма». Николай Рерих
история любви Николая и Елены Рерихов
Поморяне. Утро и Поморяне. Вечер (1907)
Как жили древние народы на Белом море? Мы можем догадываться об этом из древних сказок и преданий, а ещё из работ художника, историка Николая Рериха. Эти две работы были написаны, как эскизы к фрескам, но они стали полноправными картинами, иллюстрирующими жизнь древних людей. Первая картина диптиха «Утро» наполнена спокойствием, ежедневными заботами древних поморян. Мать ведёт за руку дитя, старый человек сидит у стены городища, парни охотятся на птицу.
Вечер полон загадок и преданий. Маленькая группа людей греется у костра, а вокруг синева бескрайнего леса. В эти минуты рождались сказки о волшебстве и бесстрашных героях.
4
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США