Другие изображения Кристины Олсен
У Эндрю Уайета были и другие портреты Кристины. Художник также рисовал её, сидящей у открытой двери фермы. Её худая фигура совсем не выглядит беспомощной. Во всём образе чувствуется спокойствие и умиротворение. Особую роль играет дующий ей в лицо ветер, который можно заметить по развевающимся волосам Кристины.
Эндрю Уайет. «Кристина Олсон». 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис
Одна из самых важных работ называется «Герани». На этой картине Кристины почти не видно, заметен лишь отсвет на её полосатой рубашке. Художник отмечал, что женщина всегда появлялась в странное время и в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил:
Эндрю Уайет «Герани» 1960 г.
Одна из лучших картин мастера — «Ветер с моря» — также имеет отношение к Кристине. Однажды Уайет зашёл на второй этаж её дома, куда она не поднималась и где не убирались…
Эндрю Уайет. «Ветер с моря»
Картины Эндрю Уайета долгое время оставались малоизвестными и невостребованными, пока «Мир Кристины» не приобрёл Нью-Йоркский Музей современного искусства (МСИ). После этого популярность картины быстро стала расти, а её автор приобрёл мировую славу. Сейчас полотна художника считаются образцом современного американского изобразительного искусства.
ТВОРЧЕСТВО
Всегда имея под рукой карандаши, кисти и краски, мальчик использовал их для выражения впечатлений от прочитанной книги или кино. Его природный талант развивался под руководством отца, который на самом деле не занимался с ним: он позволял ему работать самостоятельно, а затем высказывал конструктивные критические замечания.
Благодаря его тете, у Джейми появился интерес к работе с маслом, он пользовался средой на чувственном уровне: взгляд, запах и ощущение от него. Кэролин и Говард Пайл были его самыми большими авторитетами, оказавшими существенное влияние на развитие его свою техники в работе с масляной краской.
В работе с акварелью, Джейми брал пример с отца. В то время как работы Джейми акварелью был похожи на работы его отца, его цветонаполнение его работ было более ярким. Творческое становление юного Джейми проходило под влиянием многих факторов:работы его талантливых членов семьи, художественных книг, участие в выставках, встречи с коллекционерами и знакомство с мскусствоведами.
Хотя знаменитая фамилия давала Джейми Уайету преимущество, тем не менее, он столкнулся с неприятием своей работы некоторыми из авангардных критиков, которые диктовали критерии искусства в Нью-Йорке. Некоторые из них перенесли свою неприязнь к традиционному стилю и темам реалистичных полотен Эндрю Уайета на картины его сына.
Как и его тетя Кэролин, Уайет активно пишет животных, таких как куры и собаки
Чтобы придать им особую реалистичность , он обращает особое внимание на текстуру животного меха или перьев, глянцевитость глаз, траве вокруг ног. Для создания желаемого эффекта, он использует мазки для текстуры и лак для блеска
Pot 1969
Wolf Dog 1976
Night Pigs 1979
В дополнение к изучению техники масла своей тетки, он также восхищался работами своего отца и деда, а также Говарда Пайла , учителя деда, а также Уинслоу Хомера и Томаса Икинса. Джейми Уайет применяет более широкую палитру цветов, чем его отец, его работы ближе к творчеству тетушки и деда.
Близкие к Кеннеди люди убедили Уайета написать посмертный портрет президента Джона Ф. Кеннеди. Он изучал внешность Кеннеди по фотографиям, кадрам кинофильмов, разговаривал с людьми, которые знали его, в том числе с вдовой президента. Чтобы получить представление о жизни президента, он сделал множество набросков его братьев Роберта и Эдварда Кеннеди.
Кристина Олсон
Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2-3 шага.
Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.
На картине Кристине – 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других. Вот еще одна картина с мисс Олсон.
Эндрю Уайет. Кристина Олсон. 1947 г. Галерея Кёртис, Миннеаполис. Artchive.ru.
Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.
И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.
Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.
Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Джейми Уайет родился в Уилмингтоне (штат Делавэр), вырос неподалёку в местечке Чеддс-Форд (штат Пенсильвания). Джеймс «Джейми» Уайет был вторым ребенком Эндрю и Бетси Уайет, родившимся через три года после брата Николая.
Он привлекал к себе внимание публики как третье поколение известных американских художников. Его детство прошло на ферме его родителей в Пенсильвании
Он учился в государственной школе в течение шести лет, а затем в частном учебном заведении ,где преподавал его отец, концентрируясь на искусстве. Его единственный брат Николай впоследствии стал стал арт-дилером.
В возрасте 12 лет, Джейми начал обучение живописи у своей тети Кэролин Уайет , известной художницы в ее Доме-мастерской ,заполненной произведениями искусства и реквизита деда. Утром он изучал английский язык и историю дома, и во второй половине дня вместе с другими учениками в студии обучался основам рисунка и композиции.
В 1965 году, в возрасте 19 лет он отправился в Нью-Йорке , чтобы изучить художественные особенности города и ближе познакомиться анатомией человека, посещая для этого городской морг. Вначале, Уайет заинтересовался нефтью, первичной средой деда, хотя он также имел большой опыт в технике акварели и темперы, предпочтительным первичным средам отца.
Художественные экперименты Джеймса шире, чем у его отца и деда. Он активно пробует себя в рисуноке, литографии, офорет, яичной темпере, акварели, и смешанной технике.
Путешествуя по Европе, он изучал фламандских и голландских мастеров, и узнал, сложные и взыскателье процессы литографии, создавая значительное количество графических работ.
В 1966 году состоялась его первая персональная выставка. Его работы стали широко известны с открытием в 1971 году Музея Брендиуайн-ривер в Чеддс-Форде, где находится большая коллекция трёх поколений Уайетов.
Работы Джейми Уайета стали широко известны в 1971 году, будучи показаными рядом с работами отца и деда на выставке в Brandywine River Museum. Изюминкой показа был тщательно выполненный младшим Уайетом «Портрет свиньи». Уайет с тех пор создал много других «портретов» животных.
В 1987 году открывал в Ленинграде выставку Американский взгляд: Три поколения искусства Уайетов (An American Vision: Three Generations of Wyeth Art). Работы Джейми находятся в коллекциях Музея Brandywine River , художественного музея Фарнсворт , Музея американского искусства , Национальной галерее искусств , Национальная портретная галерея и Музея изящных искусств Сан-Франциско .
На пресс-конференции в Ленинграде Уайет сказал:
В 1972 году Уайет был назначен член совета Национального фонда искусств . В 1975 году он стал членом совета управляющих Национального космического института . Он является членом Национальной академии дизайна и американского общества Акварели .Он имеет много почетных степеней в том числе от Элизабеттаун колледжа (1975), Дикинсон юридического факультета (1983) и Pine Manor College (1987).
Сюжет
После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века.
Кристина Олсон, изображенная на картине, жила по соседству с Эндрю Уайетом. Художник хорошо знал ее, и она нередко соглашалась позировать. С детства Кристина мучилась неврологическим расстройством. Предположительно, это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия (болезнь Шарко-Мари-Тута). К 26 годам женщина почти не могла самостоятельно ходить и работать руками. С годами Кристина и вовсе потеряла чувствительность в кистях и стопах. Олсон дожила до 74 лет, скончавшись в 1968 году.
Полотно было написано в 1948-м. На тот момент Кристине Олсон было уже за 50. Однако на картине мы видим молодую женщину — для нее художнику позировала его жена Бетси. Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке: «Она была ограничена физически, но не духовно. Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».
«Мир Кристины» (1948)
Мир Кристины, таинственный и волшебный, обрел плоть. Уайет в свойственной ему манере скрупулезно выписывает пейзаж и героиню. Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги. Кажется, что Кристина рвется к дому, хотела бы вскочить и побежать, но что-то удерживает ее.
Портрет Кристины Олсон
Уайет посвятил немало работ Кристине Олсон. Одна из самых важных — «Герани». Художник так описывал замысел: «Мне нравится, каким образом вы можете видеть красные цветы — через дом и окно на другую сторону, к морю. Кстати, чёрный предмет в окне напротив — чёрно-оранжевая рабочая перчатка её брата Альваро, оставленная им там. Кристины почти не видно, виден только отсвет на её полосатой рубашке. Она была почти как пугало, когда не сидела укоренившись в этом кресле — из-за растрёпанных волос и лохмотьев рваной ткани. В ней мне было интересно то, что она всегда появлялась в странное время, в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил, что вы никогда не должны нарочно добавлять жизнь в сцену, но если вы будете тихо сидеть и ждать, жизнь придёт сама — как случайность в правильном месте. Это случается со мной всё время, и много раз случалось как раз с Кристиной. Весь смысл этой картины, которая является довольно абстрактной, в том как вы смотрите сквозь окна и как восхитительные точки цвета на геранях ловят свет с другой стороны дома».
«Герани» (1960)
В популярной культуре
- Карикатурист Чарльз М. Шульц (давний поклонник) часто упоминал Уайета в своем комиксе Peanuts . Он даже попросил Снупи заменить его потерянного Ван Гога картиной Уайета после того, как его собачья будка сгорела.
- У Фреда Роджерса из телесериала PBS «Соседство мистера Роджерса» была репродукция картины Уайета у входа в студию «Дом».
- Художник-постановщик американского ремейка «Кольца» (2002) Том Даффилд был вдохновлен картинами Уайета для создания внешнего вида фильма.
- Фильм М. Найт Шьямалан «Деревня» (2004) основан на картинах Эндрю Уайета.
- Режиссер Филип Ридли заявил, что его фильм «Отражающая кожа» (1990) был вдохновлен визуальным стилем картин Уайета.
- Серия картин Хельги послужила источником вдохновения для альбома 1987 года Man of Colours австралийской группы Icehouse .
- В «Springfield Up», эпизоде «Симпсонов » 2007 года , мистер Бернс держит картину мира Кристины в своем логове, за исключением того, что он изображен вместо нее .
- В своей автобиографии « Человек с камерой» кинооператор Нестор Альмендрос цитирует Уайета как одного из вдохновителей образа фильма « Дни небес» .
- В графическом романе серии Проповедник , выпуск 43 назван в честь картины мировой Кристины . Картина также упоминается на протяжении всей серии.
- Названия улиц района Тандер-Хилл в деревне Окленд-Миллс в городе Колумбия, штат Мэриленд , заимствованы из картин Уайета.
- В фильме « Обливион» 2013 года «Мир Кристины» показан как фантастический образ мира.
- Майкл Пэйлин в программе BBC «Мир Уайета» ,транслировавшейся 20 декабря 2013 года. Ведущий Майкл Пэйлин исследует жизнь и творчество художника.
- В 2018 году PBS показала документальный фильм из серии American Masters : Wyeth о жизни и картинах художника.
- В 9-м сезоне 18-го эпизода « Настоящих домохозяек Беверли-Хиллз » Камилла Грэммер заявляет, что ее картина Эндрю Уайета была среди немногих предметов, которые она забрала из своего дома во время эвакуации во время пожара Вулси в Южной Калифорнии, который сгорел ее дом.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Эндрю Уайета . |
- Сайт Эндрю Уайета
- Музей реки Брендивайн
- Художественный музей Фарнсворта и Уайет-центр
- Некролог AP от The Philadelphia Inquirer
- Отчет Эндрю Уайета о своем подходе к живописи в журнале Life Magazine , 14 мая 1965 г.
- Ближе к концу своего 7500-мильного конного похода по Америке в 1977 году Уильям Э. Маркс взял интервью с Эндрю Уайетом, которое транслировалось исключительно на MVTV и включало фотографии, на которых Уайет рисует на пленэре.
- Эндрю Уайет в MuseumSyndicate
- Artnet — Эндрю Уайет
- Мир Кристины в онлайн-коллекции MoMA
- » Faraway», авторская песня, вдохновленная картиной Уайета » Faraway»
- Каталоги нескольких выставок Wyeth из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступны онлайн в формате PDF)
- Виктория Браунинг Уайет обсуждает искусство своей семьи в « Беседах из штата Пенсильвания» .
- Кем был Эндрю Уайет? 3 вещи, которые вы должны знать о художнике, которого обычно неправильно понимают
vтеЭндрю Уайет | |
---|---|
Картины |
|
Серия картин | |
Локации |
|
Связанный |
|
vтеОбладатели Национальной медали искусств (2000-е) | |
---|---|
2000 г. |
|
2001 г. |
|
2002 г. |
|
2003 г. |
|
2004 г. |
|
2005 г. |
|
2006 г. |
|
2007 г. |
|
2008 г. |
|
2009 г. |
|
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Хельга
На ферме Кёрнеров Эндрю Уайет встретил Хельгу Тестерф. Она родилась в Германии в 1933 или 1939 году. Вышла замуж за немца, гражданина США Джона Тестерфа, и так оказалась в Америке. Хельга стала моделью для множества его картин. Уайет рисовал её с 1971 по 1985 год. Её никто и никогда не рисовал прежде. Но она быстро освоилась и могла подолгу позировать Уайету, который наблюдал за ней и тщательно рисовал. Почти всегда он изображал её пассивной, неулыбчивой, задумчивой, строгой. Тем не менее, в рамках этих преднамеренных ограничений, Уайету удавалось передать в её портретах тонкие качества характера и настроения.
Эндрю написал целый цикл из пары сотен картин с изображениями Хельги. Он долго скрывал эти работы. Бетси не знала о них. Когда тайное открылось, то жена была потрясена, но признала, что картины выполнены мастерски. Уайет нередко рисовал Хельгу обнажённой, неустанно любуясь ею. Эти двое могли подолгу гулять вместе по окрестностям. И даже во время прогулок он рисовал её. Была ли это любовь? Эндрю Уайет не приветствовал разговоры о любви и вопросы о Хельге.
В 1986 году издатель и миллионер из Филадельфии Леонард Эндрюс приобрел коллекцию из 240 картин за 6 миллионов долларов. Через пару лет продал японскому коллекционеру предположительно за 45 миллионов долларов.
В интервью 2007 года, когда Уайета спросили, будет ли Хельга присутствовать на его вечеринке по случаю 90-летия, он сказал: «Да, конечно. О, абсолютно», и продолжил: «Сейчас она часть семьи, это шокирует всех. Это то, что мне очень нравится. Это действительно шокирует их».
Хельга в самом деле вошла в семью Уайета и когда он ослабел из-за старости, ухаживала за ним.
Творчество Эндрю Уайета
Первую персональную выставку акварелей Эндрю Уайет провел в 1937 году в галерее Макбет в Нью-Йорке с 19 октября по 1 ноября. Выставка была настолько успешной, что работы были распроданы уже к 21 октября. Художнику было всего 20 лет на тот момент. Его стиль живописи отличался от отцовского — был более сдержанным и ограниченным в цветовой гамме. Отец был иллюстратором, сына считали реалистом. Хотя сам Эндрю относил своё творчество к абстракционизму. Он говорил, что объекты на его картинах дышат по другому и что он пишет не то, что видит, а то, что чувствует.
Любимыми темами его произведений были быт в американской провинции и природа — всё то, что окружало его в родном городе Чаддс Форд в Пенсильвании, а также в летнем доме в Кушинге, на побережье штата Мэн. Он делил своё время между этими двумя местами, часто совершал прогулки в одиночестве и черпал вдохновение для своих работ в открывавшихся пейзажах. Ему были близки и суша, и море. Картины Уайета наполнены духовностью, загадочными сюжетами и историями, за которыми кроются невысказанные эмоции. Обычно перед выполнением картины художник создавал несколько карандашных рисунков.
В 1951 году Уайет перенёс операцию на лёгком, но через несколько недель снова приступил к работе.
История создания картины
Обратившись к официальным истокам создания полотна, можно узнать шокирующую историю жизни Кристины Олсен (1893-1968), женщины жившей по соседству с художником в Кушинге, штат Мэн. Будучи 3-летним ребенком, она заболела полиомиелитом — болезнью, поразившей нижнюю часть тела. Ей тогда удалось выжить, но состояние здоровья с каждым годом все ухудшалось и к 30 годам она могла сделать всего лишь пару шагов. А потом Кристина до конца своих дней жила с парализованными ногами, передвигаясь ползком по дому и по усадьбе. У нее конечно же была инвалидная коляска, но чтобы не утруждать своих родных просьбами перевезти ее из одного места в другое, женщина предпочитала самостоятельно передвигаться в такой способ, чтобы сохранить свою свободу.
Однажды Эндрю Уайет из окна своего дома, который стоял по-соседству с домом семьи Олсон, увидел как Кристина ползла по полю. От неожиданности художнику сразу же пришла в голову мысль помочь несчастной женщине — он впервые видел, что она в такой способ передвигается по окрестностям. А потом понял, что преодолевает она это расстояние уже далеко не первый раз, да и не последний… И сдержал свой порыв, чтобы не обидеть жалостью.
Увиденное так взволновало художника, что он решил создать картину. Однако не посмел предложить этой обиженной судьбой женщине позировать ему. Поэтому позировала художнику его жена Бетси Уайет. К слову, Кристине Олсон было 55 лет, когда Уайет создал эту картину, а прожила она после еще 20. Многие жители города, в том числе и художник восхищались силой духа этой хрупкой женщины.
Фрагмент.
Позже мастер так вспоминал работу над полотном: «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу
Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие. Делать фон – это как строить дом, чтобы потом там жить… Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело.»
И действительно, вначале по задумке художника не было образа обреченной женщины, все должно было выглядеть так, как будто зритель ее глазами смотрит на мир. Но потом передумал и все же написал героиню в том розовом платье, в котором увидел ее в поле.
И нужно отметить, что над своими картинами художник работал подолгу, так как скрупулезно прописывал все мельчайшие детали. А в случае с «Миром Кристины» одну лишь засохшую траву он прописывал около 5 месяцев, так как работал сухой кистью, состоявшей буквально из одной волосинки. Использовал в своей работе Уайет темперу, которая в отличие от масляных красок, и позволяла мастеру творить такие тонкие работы.
Благодаря совмещенной перспективе, у зрителя складывается впечатление, что перед ним огромное пространство, так как сооружение вдали он видит глазами сидящей на земле Кристины. А саму женщину — сверху — глазами художника, который смотрит на эту сцену со второго этажа своего дома. Этот ракурс, умышленно выбранный художником, погружает зрителя в мир человека-инвалида, в котором помещается так мало и одновременно необъятно много.
Кстати, дом, который автор изобразил на полотне, в наше время известный как «Дом Олсон». Его отреставрировали, придав вид изображенного Уаетом, включили в список национальных исторических достопримечательностей штата и открыли для посещения публики.
После написания работа живописца была весьма сдержанно отмечена критиками, и о ее существовании знали совсем немногие. Но судьба картины изменилась в корне как только она была куплена для Нью-Йоркского Музея современного искусства. После первой же выставки ее популярность стала быстро расти и на сегодняшний день ее считают американским символом современного изобразительного искусства.
Уайет писал и другие портреты Кристины, изображая ее уже в стенах родного дома.
Еще одно из лучших полотен Уайета — «Ветер с моря» — также основано на мироощущениях Кристины Олсон.
Сам Эндрю Уайет также является загадкой и для его современников и для потомков. Вся его жизнь будто была разделена на зимы, которые он жил в Чеддс-Форде и летние месяцы, которые проводил в Кушинге, штат Мэн. Художник вел затворнический образ жизни, много работая над своими произведениями. И что любопытно, в его работах часто отсутствуют образы людей, а если он все же их изображал, то они никогда не смотрели на зрителя — их взгляды были обращены то в сторону окна, то просто вдаль. Они ни то мечтали о будущем, ни то вспоминали далекое прошлое.
Расселл Хилл
Победитель Catlin Art Prize 2011, использует для инсталляций бытовые предметы
Художнику Расселлу Хиллу всего двадцать четыре, но он уже весьма успешен. В 2011 году Хилл получил Catlin Art Prize, которая вручается наиболее ярким и перспективным выпускникам британских творческих вузов. Кроме того, арт-критик The Guardian Ванесса Торп считает его представителем нового поколения серьезных художников, которые, в отличие от членов группы YBA, работают не с концепциями, а с объектами. Расселл Хилл использует бытовые предметы и пытается показать скрытую в них угрозу: например развешивает освежители воздуха так, что они начинают напоминать пули в обойме. При этом художник старается передать свою идею максимально ясно.
«Мир Кристины»
Пожалуй, самый известный образ созданный Эндрю Уайетом, связан с его соседкой в Кушинге Кристиной Олсон. В 1948 году он написал картину «Мир Кристины». На ней изображена женщина то ли лежащая, то ли ползущая по полю с сухой травой. Она находится в неловкой напряженной позе, тревожно смотрит в сторону дома на холме, её руки чрезмерно худощавы, а из-под бледно-розового платья выглядывают неуклюжие ноги в некрасивых ботинках. Эта женщина и есть Кристина. Она была неизлечимо больна и не могла ходить, поэтому большую часть времени проводила дома. Но Кристина пыталась расширить свой сжатый болезнью мир и ползком передвигалась по полям, окружающим её дом. Уайета восхищала сила духа и упорство Кристины. На момент написания картины ей было около 55 лет. Она умерла черз 20 лет 27 января 1968 года.
С двухэтажным домом Кристины Олсон связано ещё одно знаменитое произведение художника. Кристина никогда не поднималась на верхний этаж своего дома. Эндрю поднялся и в результате появилась картина «Ветер с моря».
Дом Олсонов сохранился, он отремонтирован и открыт для публики как часть художественного музея Фарнсворта и в 2011 году признан национальной исторической достопримечательностью. По нему можно совершить виртуальную прогулку . Эндрю Уайет в период с 1937 по конец 1960-х годов создал здесь около 300 рисунков, акварелей и темперных картин.
Первый взгляд на «Мир Кристины»
Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.
Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди. Как на картине “Ветер с моря”.
Эндрю Уайет. Ветер с моря. 1947 г. Национальная галерея Вашингтона, США. Artchive.ru.
Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.
Я сама на себе это испытала.
Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.
Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд
На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки
И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?
Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.
Эндрю Уайет. Мир Кристины (фрагмент). 1948 г. МОМА. Artchive.ru.
Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.
В волосах – виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…
Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…
После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…
Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.
«Мир Кристины» Эндрю Уайет, 1948 год
Этот портрет считается одним из самых загадочных в истории живописи. Он смог прославить художника Эндрю Уайета и его модель на весь мир.
«Мир Кристины» Эндрю Уайет, 1948 год
На картине изображена Кристина Олсон, соседка Уайета по летнему дому в окрестностях города Кушинг штата Мэн. Художник хорошо знал её, и она охотно соглашалась позировать.
С детства Кристина мучилась непонятной неврологической болезнью. К 26 годам она почти не ходила самостоятельно и не могла работать руками. С годами женщина и вовсе потеряла чувствительность стоп и кистей. Но всё же она дожила до 74 лет и скончалась в 1968 году.
Картина «Мир Кристины» создана в 1948 году. В то время Кристине Олсон было уже за 50. Но мы видим на холсте молодую девушку — для неё художнику позировала его жена Бетси. Уайат создавал портрет не самой Кристины, а её души, которая была заложницей больного тела.
Важно отметить, что женщина могла бы передвигаться на инвалидном кресле, но тогда бы ей пришлось привлекать своих близких, а она этого не хотела. Всё свою непростую жизнь Кристина обслуживала себя сама
Она так и ползала всё время по дому и ферме. Эндрю Уайет бесконечно восхищался целеустремленностью и силой духа этой женщины.
«Мир Кристины»
Пожалуй, самый известный образ созданный Эндрю Уайетом, связан с его соседкой в Кушинге Кристиной Олсон. В 1948 году он написал картину «Мир Кристины». На ней изображена женщина то ли лежащая, то ли ползущая по полю с сухой травой. Она находится в неловкой напряженной позе, тревожно смотрит в сторону дома на холме, её руки чрезмерно худощавы, а из-под бледно-розового платья выглядывают неуклюжие ноги в некрасивых ботинках. Эта женщина и есть Кристина. Она была неизлечимо больна и не могла ходить, поэтому большую часть времени проводила дома. Но Кристина пыталась расширить свой сжатый болезнью мир и ползком передвигалась по полям, окружающим её дом. Уайета восхищала сила духа и упорство Кристины. На момент написания картины ей было около 55 лет. Она умерла черз 20 лет 27 января 1968 года.
С двухэтажным домом Кристины Олсон связано ещё одно знаменитое произведение художника. Кристина никогда не поднималась на верхний этаж своего дома. Эндрю поднялся и в результате появилась картина «Ветер с моря».
Дом Олсонов сохранился, он отремонтирован и открыт для публики как часть художественного музея Фарнсворта и в 2011 году признан национальной исторической достопримечательностью. По нему можно совершить виртуальную прогулку . Эндрю Уайет в период с 1937 по конец 1960-х годов создал здесь около 300 рисунков, акварелей и темперных картин.