Симптомы
Главным характерным признаком невралгии тройничного нерва является приступообразная боль. Она наступает внезапно и по своей интенсивности и скорости распространения напоминает удар электрическим током. Обычно интенсивное болевое ощущение вынуждает пациента замереть на месте в ожидании облегчения. Приступ может длиться от нескольких секунд до 2-3 минут, после чего наступает период затишья. Следующая волна боли может прийти в течение нескольких часов, дней, недель или месяцев.
Со временем длительность каждого приступа невралгии увеличивается, а периоды затишья сокращаются вплоть до развития непрерывной ноющей боли.
Провоцирующим фактором выступает раздражение триггерных точек:
- губы;
- крылья носа;
- область бровей;
- средняя часть подбородка;
- щеки;
- область наружного слухового прохода;
- ротовая полость;
- височно-нижнечелюстной сустав.
Человек нередко провоцирует приступ при выполнении гигиенических процедур (расчесывание волос, уход за полостью рта), при жевании, смехе, разговоре, зевоте и т.п.
В зависимости от места поражения боль захватывает:
- верхнюю половину головы, висок, глазницу или нос, если затронута глазная ветвь нерва;
- щеки, губы, верхнюю челюсть – при поражении верхнечелюстной ветви;
- подбородок, нижнюю челюсть, а также зону впереди уха – при невралгии нижнечелюстной ветки.
Если поражение затронуло все три ветки или сам нерв до его разделения, боль распространяется на соответствующую половину лица целиком.
Болевые ощущения сопровождаются другим нарушениями чувствительности: онемением, чувством покалывания или ползанья мурашек. С пораженной стороны может отмечаться гиперакузия (повышенная слуховая чувствительность).
Поскольку тройничный нерв содержит не только чувствительные, но и двигательные пути передачи импульсов, при невралгии наблюдается соответствующая симптоматика:
- подергивание мимической мускулатуры;
- спазмы мускулатуры век, жевательных мышц;
Третья группа проявлений невралгии – это трофические нарушения. Они связаны с резким ухудшением кровообращения и оттока лимфы. Кожа становится сухой, начинает шелушиться, появляются морщины. Наблюдается локальное поседение и даже выпадение волос в пораженной области. Страдает не только волосистая часть головы, но и брови с ресницами. Нарушение кровоснабжения десен приводят к развитию пародонтоза. В момент приступа пациент отмечает слезотечение и слюнотечение, отечность тканей лица.
Постоянные спазмы мышечных волокон с больной стороны приводят к асимметрии лица: сужению глазной щели, опущению верхнего века и брови, перемещению уголка рта вверх со здоровой стороны или опущение с больной.
Сам пациент постепенно становится нервным и раздражительным, нередко ограничивает себя в еде, поскольку жевание может стать причинной очередного приступа.
Тенебризм в живописи
В изобразительном искусстве термин «тенебризм» (от итальянского «tenebroso», означающего «темный») относится к стилю живописи, для которого характерно использование глубоких теней и отчетливых контрастов между светлыми и темными областями работы. По сути дела, это композиционный метод (часто путают со светотенью), в котором на полностью черном фоне автор оставляет несколько сильно освещенных, зачастую — одним источником света, участков и объектов. Работы в данном стиле иногда называют «ночными картинами», окрашенными в «темной манере». Тенебризм часто использовался в работах эпохи маньеризма и барокко.
Юдифь обезглавливающая Олоферна. Джентилески.
Субъективное отношение к цвету
Хотя Иттен и придумал системную теорию цвета, он считал очень важными и субъективные цвета — те цвета, которые кажутся гармоничными конкретному человеку.
Субъективные цвета показывают, как художник чувствует, какой у него характер и образ мысли. Например, с помощью них Винсент ван Гог и Жорж де ла Тур выражали свои эмоции и то, как они смотрят на окружающий мир. Но найти эти цвета не так просто:
Многие люди не желают никому показывать, каковы они на самом деле. Люди, профессионально работающие с цветом, часто с большими мучениями находят свой «субъективный вариант». Иногда упражняющиеся в этой работе реализуют только свои пожелания — они пишут дополнительными цветами или цветами, интересными с точки зрения моды, вместо того чтобы отразить в них себя.
Иоханнес Иттен
Субъективные цвета не отменяют объективные законы цвета. Если дизайнер решит сделать для лапши пакет с синими горошинами, с большой вероятностью продукт никто покупать не станет — хотя дизайнеру и нравятся синие горошины, они не подходят для оформления упаковки лапши.
Также субъективные цвета помогают дизайнерам понять, смогут ли они справиться с задачей клиента или нет. Особенно если речь идёт о модной одежде, в которой цвет всегда был очень важен:
Адамова глава – символ спасения
Следует сказать, что ни в Ветхом ни в Новом заветах нет ни одной детали, которая бы существовала сама по себе и не была бы связана множеством смысловых и философских нитей в другими деталями и эпизодами Библии. Эти нити крепко связывают обе эти книги в одно целое, придавая истории человечества единство и объём.
Известно, что когда после грехопадения первые люди были изгнаны из рая, они жили в той же местности, где жил, проповедовал и страдал Спаситель. История раннего христианства гласит, что Христа казнили на возвышении – Голгофе, на вершине которого покоился голова и две кости предка всех людей Адама.
Его мертвая голова была для всех верующих символом греха и падения, символом смерти, которой после изгнания из рая умирали и умирают все потомки первых людей.
И лишь страдания Спасителя искупили этот грех, смывая его со всего человечества. Вода, хлынувшая из пронзенной римским копьем груди Христа, пролилась на череп первопредка, смыв грехопадение и открыв ему – и всем нам, – двери рая.
Череп с костями в ногах распятия православным христианам напоминают о падении человека, о его греховной сути и смерти, но также они говорят о том, что Спаситель своей смертью разрушил ворота ада и вывел оттуда раскаившихся грешников, подарив им рай. Это действительно символ смерти, но и символ жизни, надежды на спасение.
Иногда рядом с мертвой головой Адама изображают буквы Г и А, которые непосредственно означают – «голова Адама».
Картина «Положение во гроб»
Дата написания: 1602–1604 годы.
Тип: Холст, масло, 300*203 см.
Портрет художника
О жизни большинства художников и других известных личностях мы узнаем из записок и книг, написанных современниками, историками и друзьями. В случае с Микеланджело Меризи да Караваджо, однако, эти знания мы получаем, в основном, из полицейских сводок.
Из них легко понять, что у художника был сложный характер. Так же агрессивный Караваджо мог проявлять жестокость, и арестовывался за нападение. Помимо участия в кровавых драках, в полицейских архивах сохранились записи о незаконном ношении оружия.
В конце концов живописец совершил убийство и провел несколько лет в бегах от закона.
Сюжет
После несения креста на Голгофу и распятия, некоторые из последователей Христа (Никодим, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина) снимают тело с креста и помещают его в гроб.
Свет и тень
Одна из первых вещей, которую можно заметить в стиле Караваджо — гробовая темнота. Это так называемый темный стиль (тенебризм). Художник пытался сделать сцену, события которой происходят ночью, фигуры будто освещены гигантским прожектором, что находит отражение и в других картинах.
Положение во гроб. Фрагмент.
У картины буквально нет фона. Только темнота. Нет архитектурных творений, пейзажа, в результате чего зритель сосредоточен на фигурах переднего плана. Световые эффекты работают на драматизм, мы можем видеть очень выразительные контрасты светлого и темного. Другими словами, темные тени находятся в непосредственной близости от области яркого освещения, без плавного перехода.
Пространство
Все персонажи расположены максимально близко. Посмотрите на тело Христа, мы буквально ощущаем, что оно может прикоснуться к нам. Выступ гробницы укорочен, кажется, что он входит в наше «пространство».
Аналогичный эффект можно наблюдать на локте, принадлежащем фигуре, держащей Иисуса ха ноги.
Одна из особенностей искусства барокко — тонкая грань между нашим миром и картиной, достигаемая использованием специфичных ракурсов и игрой света.
Давид с головой Голиафа. 1607.
Композиция
Фигуры на картине образуют диагональную линию, которая также является распространенной особенностью стиля барокко. В искусстве Высокого Возрождения мы можем найти композиции в форме пирамиды. Но тут мы видим диагонали, которые иногда пересекаются в форме буквы «Х».
Падение Фаэтона. Рубенс.
Одна из важнейших задач барокко — вовлечение зрителя. С ней Караваджо отлично справляется, организовывая композицию так, чтобы тело Христово «врывалось» в нашу реальность.
Реализм
Искусство барокко также имеет тенденцию быть очень реалистичной. Тело Христово выглядит действительно мертвым, а фигуры тратят все силы держа этот груз.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Прямые солнечные лучи.
Рассеянный свет (когда не четко видны границы между светом и тенью)
Тусклый свет, полумрак.
Направленный свет лампы. Поэкспериментируйте с направлением света и расстоянием до натуры. Попробуйте снять против света, с источником света совсем близко к натуре и т. д.
Отберите три самые выразительные фотографии.
Лечение невралгии тройничного нерва
Лечение направлено:
- на устранение причины повреждения;
- на облегчение состояния пациента;
- на стимуляцию восстановления структур нерва;
- на уменьшение возбудимости триггерных зон.
Правильно подобранное лечение позволяет снизить частоту, интенсивность и длительность болевых волн, и в идеале добиться стойкой ремиссии.
Медикаментозное лечение
Тригеминальная невралгия требует комплексного лечения с использованием препаратов нескольких групп:
- противосудорожные (карбамазепин и аналоги): снижают возбудимость нервных волокон;
- миорелаксанты (баклофен, мидокалм): уменьшают мышечные спазмы, улучшают кровообращение, снижают болевые ощущения;
- витамины группы В (нейромультивит, мильгамма): стимулируют восстановление нервных волокон, оказывают антидепрессивное действие;
- антигистаминные (димедрол): усиливают действие противосудорожных средств;
- седативные и антидепрессанты (глицин, аминазин): стабилизируют эмоциональное состояние пациента.
При сильных болях могут быть назначены наркотические анальгетики. Раньше активно использовались лекарственные блокады (обкалывание проблемной зоны анестетиками), но сегодня этот способ лечения почти не используется. Он способствует дополнительному повреждению нервных волокон.
В обязательном порядке проводится лечение первопричины заболевания: устранение стоматологических проблем, прием препаратов для улучшения мозгового кровообращения и т.п.
Физиотерапия и другие немедикаментозные методики
Немедикаментозные методы хорошо дополняют лекарственную терапию и способствуют стабилизации состояния пациентов. В зависимости от состояния и сопутствующих заболеваний могут быть назначены:
ультрафиолетовое облучение: тормозит прохождение импульсов по нервным волокнам, оказывая обезболивающее действие;
лазерная терапия: снижает болевые ощущения;
УВЧ-терапия: улучшает микроциркуляцию и предотвращает атрофию мышц;
электрофорез с анальгетиками или спазмолитиками для облегчения болевого синдрома и расслабления мускулатуры;
диадинамические токи: снижают проводимость нервных волокон, значительно увеличивают интервалы между приступами;
массаж лица, головы, шейно-воротниковой зоны: улучшает кровообращение и отток лимфы, улучшая питание тканей; должен проводиться с осторожностью, чтобы не задеть триггерные зоны и не спровоцировать приступ; курс проводится только в период ремиссии;
иглорефлексотерапия: способствует снятию болевого синдрома.
Хирургическое лечение
Помощь хирургов незаменима, когда требуется устранить сдавление нерва. При наличии показаний проводятся:
- удаление опухолей;
- смещение или удаление расширенных сосудов, давящих на нерв (микрососудистая декомпрессия);
- расширение костных каналов, в которых проходят ветви нерва.
Ряд операций направлен на снижение проводимости нервного волокна:
- воздействие гамма-ножом или кибер-ножом;
- баллонная компрессия тригеминального узла: сдавливание узла с помощью наполненного воздухом баллона, установленного в непосредственной близости от него, с последующей гибелью нервных волокон; операция часто приводит к частичной потере чувствительности и уменьшению движения мускулатуры;
- резекция тригеминального узла: проводится редко ввиду сложности и большого количества осложнений.
Разница со светотенью
На первый взгляд, метод тенебризм имеет близкое сходство с приемом светотени. Оба подхода предполагают использование контрастного освещения, светлых и темных участков. Тем не менее, существует четкое различие. Тенебризм используется исключительно для создания драматического эффекта, известного под названием «драматическое освещение». При его использовании художник может высветлить лицо, фигуру или любой другой объект, в то время как контрастные темные участки картины остаются полностью черными. Светотень же предполагает использование меньшего количества теней для придания предметам объема. Например, в своей картине «Самсон и Далила» фламандский художник Рубенс использует светотень, чтобы подчеркнуть мускулатуру главного героя и выделить сладострастное тело Далилы. Безусловно, нередко данные техники совмещаются в одном произведении, но цели их использования — разные.
Ночной дозор. Рембрандт.
Эксперимент с птицей в воздушном насосе. Джозефа Райт.
Истоки
Истоки символики смерти лежат, что неудивительно, в древнейших обычаях христианства.
С первых веков своего существования церковь почитала мощи святых как зримый знак торжества над смертью и будущего воскресения. Череп неизменно украшал христианские реликвии и назывался адамовой головой.
Считалось, что Адам был похоронен на Голгофе, где потом распяли Иисуса. Когда римский центурион Лонгин своим копьём пронзил бок Иисуса, его кровь пролилась на землю и достигла Адамова праха. Это стало знаком спасения всего человечества. Поэтому на кресте в основании вы почти всегда увидите изображение небольшого черепа и костей.
Так что для христиан(а следовательно, для всех европейцев минувших столетий) череп и кости — символ не смерти и страха, но вечной жизни.
Мифы, легенды и интересные факты о бабочке «Мертвая голова»
Необычная «внешность» насекомого служила источником вдохновения для Эдгара По, который, «познакомившись» с «Мертвой головой» написал рассказ «Сфинкс», в котором фантазия героя превращает безобидное насекомое, находящееся рядом с ним, в некое фантастически несимпатичное существо, ползающее по склонам гор.
Бражник «Адамова голова». Автор фотографии: Milan Duniskvaric.
Не остался в стороне и кинематограф. Легендарная картина «Молчание ягнят» дополняется линией о том, как маньяк использует куколку Acherontia atropos – вкладывает ее в рот жертвам.
В светлое время суток бражник «Мертвая голова» спит «мертвым сном». Автор фото: Eduardo J Castro.
Несколько веков назад именно на этих насекомых возлагали вину за распространение эпидемий и считали, что чешуйки, попавшие в глаза, могут стать причиной исчезновения зрения.
В России долгое время считалось, что, увидев «Мертвую голову», ее надо непременно убить, дабы не умер никто из близких.
Не менее оригинальные заблуждения бытовали и в Европе. Так, в Линкольншире автору книги The Antiquary жители некоего селения сообщали, что гусеница «Мертвой головы» в скором времени трансформируется в …крота. Кроме того, в Англии считалось, что «Адамова голова» используется прорицателями. Якобы, они понимали писк, который издают эти насекомые, и могут из него понять имена людей, которым в ближайшее время суждено покинуть мир живых.
Макроснимок бабочки бражника «Мёртвая голова» — отчетливо видны фасеточные глаза насекомого и короткие толстые усики. Автор фото: f.scatton.
В виду того, что приметы с этой очаровательной бабочкой были связаны не самые позитивные, во многих местах ее обитания начинались самые настоящие гонения, итогом которых стало то, что во многих странах «Мертвая голова» стала редкостью и занесена в Красную книгу. Но теперь то мы знаем, что ее не стоит бояться! Куда правильнее просто любоваться!
Елена Самойлова, Кирилл Усанов
Знаменитое тенебросо Караваджо.
Караваджо очень узнаваем по манере тенебросо. Это когда на заднем плане – сплошная тьма. А фигуры и предметы освещаются единственным неярким источником света. Этот свет как бы вылепливает из мрака очень объемное изображение. Эффектно. Эмоционально. Драматично.
Караваджо. Поцелуй Иуды. 1602 г. Национальная галерея Ирландии, Дублин. Wga.hu
Тенебросо некоторые художники ругали. Называя живопись Караваджо “подвальной”. Другие, наоборот, ее заимствовали. Более того, делали ее подвальной буквально. И открывали свои мастерские в настоящих подвалах с одним источником света.
Мурильо. Маленький нищий. 1650 г. Лувр, Париж. Artchive.ru
Как попала голова Адама на Голгофу
Но как голова Адама попала на это место? И почему только голова? Где остальное тело? И почему тогда иудеи почитают совершенно другое место захоронения первых людей, которое существует в Хевроне?
Быть может, сближение Адама с Христом, как с его антиподом (первый вверг людей в грех, а второй своей жертвой искупил его), произведено искусственно?
Тогда почему на то, что именно на Голгофе была погребена голова предка всех людей, ссылаются все раннехристианские авторы: Псевдо-Афанасий, Святой Епифаний, Василий Великий, Иоанн Злтоустный?
Более того, сам Спаситель в Писании то и дело именовал себя «сын человеческий» – «бен Адам», что прямо означает – сын Адама. Апостол Павел писал о Спасителе, как о «втором Адаме», который есть «Дух животворящий». Неужели все они ошибаются?
Как оказалось, нет. По преданиям патриарх Ной, переживший Великий потоп, сохранил для потомков останки первых людей, которые были действительно погребены в Хевроне после того как отступила вода.
Однако голову Адама и две его кости Ной передал сыну Симу, чтобы тот похоронил кости в «центре мира». Так Адамова глава оказалась погребенной на месте будущего великого города Иерусалима.
Черный как символ соблазна и женской эмансипации
Сделать с помощью черного привлекательное изображение удалось лишь художникам-символистам. В своем искусстве они отвергали реалистичный подход, считая, что нужно создавать загадочные произведения, глядя на которые зритель мог бы путешествовать по глубинам собственной души.
Это было весьма необычное заявление для конца XIX столетия, когда культура повсеместно переживала кризис безверия. После издания «Происхождения видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина в 1859 году человек потерял статус божественного творения, а новые труды по психологии стали опровергать представление о человеке как о хозяине себя самого.
На этом фоне картины символистов воспринимались как культ красоты и мира фантазий — иногда опасных в своих проявлениях. Всё таинственное для художников было неразрывно связано с необузданной похотью и насилием — с теневой стороной бытия, в которой они искали художественную выразительность.
Главным символистским манифестом стала картина немецкого художника Франца фон Штука «Грех». В ней тема ночи становится аллегорией больших страстей, ведь, увидев обнаженное женское тело, вы почти сразу встречаетесь со страшным змием. Так библейская фигура Евы стала воплощением искушения в духе мужских фантазий.
Франц фон Штук «Грех» (1893). Источник
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Личная жизнь
Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.
Святой Матфей и Ангел
А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
- Ставим натуру либо с боковым дневным светом, либо с направленным светом лампы так, чтобы было ясно, какие стороны на свету, а какие — в тени.
- Компонуем изображение на листе. Определяем, какого размера оно будет и где будет расположено.
Строим на просвет
Убираем линии поведения и невидимые линии. Оставшиеся линии должны быть тонкими и ровными.
Смотрим на натуру и определяем, что темнее, что светлее. Можно сделать небольшой набросок и на нем обозначить тона цифрами (от самого светлого до самого темного)
Штриховку я советую начать с того, что закрыть тоном все тени. Расстояние между штрихами небольшое, тон не очень темный.
Разбираем по тону тени
Разбираем света
Обратите внимание, что чем ближе к нам, тем темнее тень и тем светлее свет. Белая бумага остается только в самой ближней части самой светлой грани.
Иоанн Креститель, Галерея Боргезе
Караваджо
Иоанн Креститель (Иоанн в пустыне) . 1610
англ.John the Baptist (John in the Wilderness)
холст, масло.159×124см
Рим, Галерея Боргезе
Изображения на Викискладе
На картине изображен мальчик, расположенный на темном фоне, за которым овца жуёт скучный коричневый виноград. Мальчик задумчив: возможно, это святой Иоанн размышляет о предстоящей жертве Христа, а возможно, реальному ребёнку, которого позвали с улицы побыть моделью несколько часов, просто скучно. Согласно Гашу, картина более богата цветом, в ней менее идеализирован, но более чувственен подход к мужской наготе. В коллекцию Боргезе картина вошла после конфискации другой коллекции по сфабрикованным показаниям.
Необычайный реализм Караваджо
С самого начала Караваджо тяготел к реалистичности. Даже богов он не желал идеализировать. Его знаменитый “Вакх” изображён с грязью под ногтями. А фрукты попорчены гусеницами. Никакой идеализации. И особой божественности. Скорее натурщик, притворяющийся Богом.
Караваджо. Вакх. 1598 г. Галерея Уффици, Флоренция. wga.hu
Караваджо максимально правдоподобно изображает и библейские истории. Посмотрите на его картину “Неверие святого Фомы”. Мастер показывает этот сюжет очень реалистично. Не избегая даже самых неприятных подробностей. Святой Фома проникает пальцем в рану Христа. Не веря в его воскрешение.
Никакой символичности. Все очень буквально.
Караваджо. Неверие апостола Фомы. 1601-1602 гг. Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия. Wikimedia.commons.com
Знаменитое тенебросо Караваджо
Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.
Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.
Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.
Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.
Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.
Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид
***
Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.
Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.
Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава
“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.
Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.
Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.
* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители: Джорджо Вазари, Джулио Романо, Эль Греко, Аньоло Бронзино.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Англоязычная версия статьи