Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека. , M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека. , M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский худочник, 1965. — с.4.
- А. А. Дейнека. , M., 1969;
- Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека. , M., 1980;
- Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982;
- И. Ненарокомова. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987;
- А. А. Дейнека. , M., 1989;
- А. А. Дейнека. , M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. М., «Интерроса», 2009;
- А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76-85;
- Дейнека. Живопись. М., «Интерроса», 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. , M., ГТГ, 2010;
- Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — N 8. — С. 11-15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. № 3. Сентябрь — Москва, 2011. — С.28-37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. М., «Интерроса», 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012
- Е.Воронович. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. М., 2021.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
4. Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937.
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский художник, 1965. — с.4.
- Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982.
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки. Москва. 1979
- Дейнека. Графика. М., 2009
- Дейнека. Живопись. М., 2010
- А. А. Дейнека. , M., 1935;
- А. А. Дейнека. , M., 1957;
- А. А. Дейнека. , M., 1969;
- А. А. Дейнека. , M., 1980;
- А. А. Дейнека. , M., 1989;
- А. А. Дейнека. , M., 2001;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. , M., 2010;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. , Рим, 2011;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944
- Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961.
Тридцатые годы
Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна
В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям
Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.
Популярные сочинения
- Характеристика главных героев романа «Обломов» Роман «Обломов» принадлежит перу русского писателя Гончарову. В этом романе идет описание российского общества, времен Гончарова. С первых страниц произведения идет знакомство с таким явлением как обломовщина
- Какой должна быть школьная перемена и почему сочинение 5 класс Учебный год полон трудностей, из-за чего школьникам иногда не хватает времени даже на то, чтобы выспаться. Самостоятельные, контрольные, экзамены. Три пугающих слова в голове ученика
- Сочинение на тему Польза чтения Что может быть полезнее и приятнее чтения? Большинство умных людей достигли своего высокого статуса именно благодаря чтению литературы (в зависимости от её жанров и поджанров).
Выразительные средства
Художник гармонично соединяет высокое художественное исполнение и жизнеутверждающий сюжет. Живописец мастерски выстраивает композицию полотна. Она позволяет автору видоизменить окружающее пространство. Благодаря изображению летящего гидроплана живописец приближает линию горизонта.
Все объекты, расположенные на полотне, написаны под углом. Зритель располагается как бы за спинами главных героев и наблюдает за происходящим сзади. Он становится участником действия. Такой прием позволяет соединить взглядом детские фигурки, заходящий на посадку гидроплан и горизонт в одну линию.
Художнику удалось подобрать выразительные средства, характеризующие происходящие в стране события. Для его картин характерны такие черты:
- лаконизм и отсутствие лишних деталей;
- четкая выверенная композиция;
- цельность изображения.
Каждая поездка мастера в Крым дарила не только яркие впечатления, но и помогала найти новые образы и сюжеты, вдохновлявшие на создание новых картин.
Александр Александрович Дейнека вошел в историю современной живописи не только как мастер, воспевающий советский строй и восторгающийся действительностью. Его картины уникальны и неподражаемы. Они полны новаторских идей в использовании выразительных средств и композиционного построения. Каждая работа живописца — это стремление к идеалу и вера в светлое будущее.
Выразительные средства
Художник гармонично соединяет высокое художественное исполнение и жизнеутверждающий сюжет. Живописец мастерски выстраивает композицию полотна. Она позволяет автору видоизменить окружающее пространство. Благодаря изображению летящего гидроплана живописец приближает линию горизонта.
Все объекты, расположенные на полотне, написаны под углом. Зритель располагается как бы за спинами главных героев и наблюдает за происходящим сзади. Он становится участником действия. Такой прием позволяет соединить взглядом детские фигурки, заходящий на посадку гидроплан и горизонт в одну линию.
Художнику удалось подобрать выразительные средства, характеризующие происходящие в стране события. Для его картин характерны такие черты:
- лаконизм и отсутствие лишних деталей;
- четкая выверенная композиция;
- цельность изображения.
Каждая поездка мастера в Крым дарила не только яркие впечатления, но и помогала найти новые образы и сюжеты, вдохновлявшие на создание новых картин.
Александр Александрович Дейнека вошел в историю современной живописи не только как мастер, воспевающий советский строй и восторгающийся действительностью. Его картины уникальны и неподражаемы. Они полны новаторских идей в использовании выразительных средств и композиционного построения. Каждая работа живописца — это стремление к идеалу и вера в светлое будущее.
https://youtube.com/watch?v=1_bp6mBCKsg
На производстве. Женское собрание. Рисунок для журнала «Безбожник у станка». 1925 год.
“Паровой молот на Коломенском заводе”, 1925
“Рабочий и крестьянин”
“Футбол”
“Спортплощадка. У финиша”, 1927
Иными словами, новый мир, здоровый и светлый, явственно противостоит у Дейнеки старому, больному, грязному миру буржуазных и религиозных пережитков. Сдержанное по колориту, предельно графичное, ритмичное, “снайперское” искусство – вот черты, характеризующие раннего Дейнеку. Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи, считая, что настало время “более графическое, чем живописное”. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт “своей любимой вещью” – полотно “Оборона Петрограда” с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.
Новые горизонты.
В том же году Дейнека уходит из “Общества станковистов” вследствие несогласия с руководством. Во-первых, возглавлявший ОСТ Штеренберг возражал против того, чтобы члены общества пробовали себя в других видах искусства, помимо живописи – плакат, журнальный рисунок, театральная декорация. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Сам Александр Александрович комментировал своё решение так: “Я думал, что ОСТ – это случайное название, а для некоторых участников ОСТ оно не было случайным. По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Собственно говоря, я занимался совсем другим, и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию, и поэтому я оттуда вышел и вошёл в “Октябрь”. Нельзя сказать, что его надежды оправдались – новое общество твёрдо стояло на идеологии пролеткульта и из направлений признавало, в основном, только конструктивизм. За время пребывания в “Октябре” Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал “Даёшь”, в котором Александр Александрович становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из “Безбожника”. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В журнале работает ряд блестящих фотографов, и живописец заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ
Работы художника можно увидеть на станциях метро
Как заметил современный исследователь творчества художника Андрей Ковалёв, «талант Дейнеки вполне мог бы развиться в лоне американских социальных реалистов, мексиканских муралистов… Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности».
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике, монументальном искусстве, скульптуре. Его работы можно увидеть на станциях метро «Маяковская» и «Новокузнецкая».
Самые известные картины Александра Александровича Дейнеки
Картины Александра Дейнеки ярко выражают силу и энергию советского народа, недаром мастера называли Маяковским в живописи. Среди лучших работ стоит отметить следующие:
- «Мать» (1932) — художнику удалось создать образ советской Мадонны, в произведении высокая эстетика сочетается с подлинной современностью. Работу отличает необычный ракурс: мать показана со спины, чтобы продемонстрировать зрителю личико спящего малыша.
- «Будущие летчики» (1938) — в картине обнаженные телесные формы наполнены глубоким психологическим содержанием. Сидящие мальчишки трепетно наблюдают за маневрами самолета. Это тот случай, когда в понимании смысла произведения ключевую роль играет его название.
- «Оборона Севастополя» (1942) — в картине монументальность, плакатность изображения сочетается с символичностью. Кажется, что защитники города в подчеркнуто белоснежной форме сражаются не просто с вражеским войском, а с темными силами зла.
- «Сбитый ас» (1943) — сбитый немецкий летчик, падающий на землю, словно изгнан с неба. Художнику удалось запечатлеть краткое и одновременно бесконечное мгновение, по прошествии которого жизнь оборвется.
В своем творчестве Дейнека создавал образ счастливой советской действительности. Хотя его персонажи не наделены индивидуальными чертами в духе того времени, благодаря уникальному таланту живописца они обрели бессмертие.
Работы художников разных эпох можно найти на портале Very Important Lot, который позволяет принять участие в аукционах искусства. Ценителям новых шедевров также предоставляется возможность недорого купить картины, рисунки, фотографии, скульптуры напрямую у перспективных современных авторов.
Сбитый ас. 1943.
“Парашютный десант на Днепре”, 1944
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека вспоминает: “Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы…” Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно
Жизнь и карьера
Дейнека родился в Курск и учился в Харьковское художественное училище (ученик Александр Любимов) и в ВХУТЕМАС. Он был одним из основателей таких групп, как OST и Октябрь, и его работы широко экспонировались на крупных выставках. Его картины и рисунки (самые ранние часто бывают монохромный из-за нехватки художественных принадлежностей) изображают как жанровые сцены, так и труд, а часто и спорт. Позже Дейнека начал писать монументальные произведения, такие как Защита Петроград в 1928 году, которая остается его самой знаковой картиной, и В Севастопольская битва в 1942 г., Подмосковье. Ноябрь 1941 г. и The Shot-Down Ace. Его мозаика являются особенностью М. Маяковская в Москве. Он в высшей категории «1А — всемирно известный художник».Единый рейтинг художников».
Дейнека похоронен в Новодевичье кладбище в Москве.
Жанр и история создания
Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.
Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:
- «Оборона Севастополя»;
- «Футбол»
- «Девушка, завязывающая ленту на голове»;
- «Левый марш»;
- «Перед спуском в шахту»,
В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину»Будущие летчики». Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.
Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.
Этот день в курской истории
1878 г. открыта земская школа в селе Елизаветовка Рыльского уезда (ныне Глушковского района) Курской губернии. * * *1894 г. родился Лев Николаевич Соловьёв – археолог, музейный работник, уроженец села Медвенка Обоянского уезда курской губернии (ныне Медвенский район Курской области). * * *1901 г. пущена электростанция постоянного освещения на берегу реки Тускарь в Курске. * * *1908 г. открыта библиотека имени Е.Л. Маркова (ныне МРУК «Щигровская межпоселковая районная библиотека»). * * *1951 г. создан Курский областной комитет добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Описание полотна
На картине описан летний крымский пейзаж, дышащий солнцем и яркими красками. Невысокие волны с белыми барашками омывают гранитный парапет, на котором сидят трое загорелых мальчиков. Они смотрят в высокое безоблачное небо, по которому летит белый гидроплан. Вдалеке как символ будущего виднеется белый корабль.
Полотно наполнено спокойствием и умиротворением. Художник размещает персонажей спиной к зрителям. Он дает возможность представить восторг на их лицах и блеск детских глаз. Старший мальчик показывает рукой на большую машину, которая заходит на посадку. Он со знанием дела что-то объясняет ребятам.
Мальчики помладше внимательно слушают его. Кажется, что позы ребят выражают их неподдельный интерес к происходящему. Таким образом Дейнека создает собирательный образ молодых людей, родившихся при советском строе, полный надежд и веры в светлое будущее. Рассказ можно использовать для читательского дневника или сочинения в 6 классе.
Будущие летчики
«Будущие летчики» – одна из самых известных работ как Александра Дейнеки, так и в целом направления, именуемого соцреализмом. В ней идеально совпали присущее соцреализму ожидание светлого будущего, причем из предполагаемого светлого настоящего, и лиричность, большая теплота, интимность. Картина напрочь лишена того официоза, который погубил соцреализм как направление. Ее обаяние позволило «Будущим летчикам» практически сразу стать любимцами публики. Крымский пейзаж – насыщенное, написанное густым цветом море, высокое, почти безоблачное небо, летящий гидроплан – и трое загорелых мальчишек
Ребята изображены со спины, их лиц мы не видим, но легко можем представить, каким восторгом блестят их глаза, с каким вниманием младшие слушают паренька постарше, который справа. Кажется, даже их худощавые спины с выступающими позвонками выражают высшую степень интереса
Старшему мальчику, вероятно, лет 13-15. Он одет в плавки или шорты, младшие сидят голышом на подстилке. Явственно ощущается жар нагретых солнцем камней набережной. Картина написана немного под углом, мы смотрим как бы из-за спин ребят, и взгляд соединяет в одну линию мальчишек, линию горизонта и самолет.
Сам Александр Дейнека очень любил всё, связанное с авиацией, и в бухтах Севастополя непременно любовался взмывающими в небо машинами. Он много общался с летчиками. Картина впервые была представлена публике в посвященном авиации разделе на выставке в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота (в 1938 году).
Перед нами тот случай, когда название делает картину. Назовите ее «Юность» или «Лето в Севастополе», или «У моря» – и половина смысла тут же утратится. Останется бытовой сюжет, детство-юность, лето-море. Название «Будущие летчики» вносит ноту надежды, веры в светлое будущее и легкую добрую улыбку. Пожалуй, именно благодаря такому названию, создающему определенный контекст, картина настолько обаятельна. Кстати, назови ее художник иначе – не было бы и повода причислять ее к соцреализму, была бы просто жанровая картина, эпизод из жизни, дети и море. И судьба ее сложилась бы иначе, и была бы она, по большому счету, совсем другой картиной.
Настроение картины очень радостное, мажорное. Нет смысла скрывать, что Дейнека искренне разделял революционные взгляды и верил в советское будущее. Лучше всего об этом особом ощущении радости и открытых возможностей, которые переданы во многих его работах, сказал он сам: «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности ее фотографий. Ведь это сказки, сказки пролетариата, творящего свою яркую жизнь». Сказки, как мы знаем, оказались не столь счастливыми, как хотелось бы, но полотна Дейнеки именно поэтому сияют и излучают радость и оптимизм – он писал яркий сказочный сон, в который верил.
Жанр и история создания
Произведение, как и большинство работ художника, выполнено в жанре соцреализма. Для него характерно оживание светлого будущего, теплота, лиричность и наслаждение настоящим. Работа была представлена в 1938 году. В это время советскому государству требовались произведения искусств, выражающие идейную сторону государственного строя, энтузиазм трудового народа, что давало талантливому живописцу простор для творчества.
Дейнека увлекался не только живописью. Известны его графические работы, скульптуры, мозаика и фрески. Художник принимал перемены, происходившие в обществе. Большой популярностью пользовались такие работы художника:
- «Оборона Севастополя»;
- «Футбол»
- «Девушка, завязывающая ленту на голове»;
- «Левый марш»;
- «Перед спуском в шахту»,
В 30-е годы художник часто ездил в творческие командировки в Крым. Во время одной из них он написал картину»Будущие летчики». Дейнека представил полотно на выставке, посвященной двадцатой годовщине Рабоче-крестьянской армии и Военно-Морского флота, в музее им. Фрунзе.
Необыкновенная теплота, отсутствие официоза и монументальности, сделали картину любимой и узнаваемой публикой. Тема авиации была любима Александром Александровичем Дейнека. «Будущие летчики» стали воплощением мечты мастера о небе и безграничном просторе.
Работы Александра Дейнеки всегда становились ключевыми экспонатами выставки
Удивительно дело, но работы Александра Дейнеки, не блиставшие чистотой стиля, всегда становились ключевыми экспонатами выставок, в том числе и зарубежных. Их высоко отметили на Веницианских биенале. Его изобразительный язык настолько впечатлял, что картины художника, купленные на выставках, сразу оседали в западных собраниях.
Картина «Будущие летчики», о которой сейчас пойдёт речь, была написана в 1938 году. В тридцатые годы Дейнека часто ездил в Крым и полотно стало итогом одной из творческих командировок. Надо сказать, что художник очень увлекался авиацией. «Будущие летчики» не единственная работа, посвящённая этой теме. Впервые картина экспонировалась на выставке, посвященной 20-летию Рабоче-Крестьянской армии и Военно-Морского флота в разделе «Авиация». Затем поступила на хранение в Центральный музей им. М.Ф, Фрунзе. В Третьяковскую галерею попала только в 1948 году.
Сюжет картины не сложен. Три обнаженных подростка наблюдают за гидропланом, появившимся над морем. Мальчики сидят к зрителям спиной. По их позам легко догадаться, что ребята увлечённо следят за полётом. Тот, кто постарше, явно рассказывает о гидропланах, профессии летчика и жестикулирует при этом рукой. Чувствуется, что разговор друзьям интересен. Герои мечтают о будущем.
На тёмно-синем водном просторе отчётливо выделяются белые гребни невысоких волн. Море удивительно спокойное. На горизонте еле заметен белый корабль. Он будто сливается с голубым небом, на котором плывут прозрачные облака. Справа на картине скала, похожая на нос огромного корабля.
Вся картина пронизана спокойствием и умиротворённостью. Вполне вероятно, именно эти подростки в 1941-м будут защищать небо страны от фашистских асов…
Дейнеку тянуло к графике
Художник академической выучки, Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов. Причём, не только из-за творческих предпочтений. Он вспоминал, что как-то раз на кровно скопленные деньги купил дорогой набор красок и так берёг и жалел его, что старался наносить краску тонким слоем. Увидев это, профессор Александр Любимов велел ученику работать толстыми, широкими мазками. В итоге на один эскиз ушел почти весь набор. Дейнека был расстроен. На новые краски пришлось снова копить целый месяц.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. Дейнеке пришлось поработать учителем рисования в женской гимназии, художником в Курском театре, фотографом в уголовном розыске, оформителем агитпоездов… Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу. К тому же, у него не было никаких причин, чтобы противиться переменам.
Описание картины Дейнеки Будущие летчики
Передо мной картина известного художника Дайнеки. Что бы лучше понять замысел художника, я прочитал биографию мастера и постарался понять, как жили люди в то время. Картина написана в 1938 году, до Великой Отечественной войны еще оставалось три года. Молодое советское государство активно строило светлое будущее. Многие молодые люди хотели стать летчиками.
Я пытаюсь лучше рассмотреть ее и вглядываюсь в отдельные фрагменты. У меня ничего не получается. Все образы сливаются в одно единое целое. Стараюсь остановить взгляд на ребятах, изображенных автором на переднем плане полотна.
Трое мальчишек разного возраста сидят на набережной и рассматривают снижающийся гидроплан. Старший из ребят, указывает на что-то впереди и о чем-то рассказывает. Младшие с интересом слушают. Это можно утверждать, если присмотреться к их позам. Видно, как напряжены их худенькие, но жилистые и крепкие тела. Значит они, как все мальчишки того времени, много бегают и прыгают, почти никогда не сидят на месте. А сейчас подростки притихли и вслушиваются в каждое слово говорящего. Их мысли где-то там, рядом с гидропланом. Они сливаются с шумом моря, со свежестью морского воздуха и уносят юных героев в их мечты. Гидроплан хоть и летит от ребят, но он не улетает. Самолет просто снизился, чтобы ребятам было лучше рассмотреть его, Он наоборот зовет за собой, зовет в небо. Небо облачное, но светлое, с серо-розовым оттенком. Сама жизнь не бывает всегда безоблачной, но преодоление трудностей и делает человека человеком. Закаляет его физически и духовно.
Море художник тоже не обделил своим вниманием. Автор подобрал темные, насыщенные тона
Оно не очень теплое, не совсем спокойное. Чувствуется, что волны обладают большой силой. Но море не таит в себе угрозы. Маленькое судно спокойно скользит по его поверхности. Темный цвет скрадывает ширину пространства и тем самым приближает зрителя к небу. И наполняет всю картину необыкновенной энергией, оживляет ее.
Темным обведен и контур самолета. Он не несбыточная мечта, а реальность. Ребята вырастут, и станут летчиками. Перед ними откроются все дороги. Им будут подвластны все стихии и суша, и вода, и воздух.
6 класс
Библиография
Почтовая карточка с репродукцией картины «Раздолье» (1944 г.), выпущенная к столетию со дня рождения Александра Дейнеки. Россия, 1999 г.
- А. А. Дейнека. , M., 1935;
- Никифоров Б. М. А. Дейнека. Л. 1937;
- С. В. Герасимов, А. А. Дейнека, П. П. Кончаловский, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина, Д. А. Шмаринов., , М. ГТГ. 1944;
- Маца И. Л., А. Дейнека, M., 1959;
- А. А. Дейнека. , M., 1957;
- Konečny D., A. Dejneka, Praha, 1961;
- Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство. Каталог. — М: Советский худочник, 1965. — с.4.
- А. А. Дейнека. , M., 1969;
- Дейнека А. Жизнь, искусство, время..М., 1974;
- Демосфенова Г. Л. Журнальная графика Дейнеки, 1920-начало 1930 гг.: Альбом / Редактор Е. П. Суздалева ; художник К. О. Остольский. — М.: Советский художник, 1979. — 198 с.
- А. А. Дейнека. , M., 1980;
- Сысоев В. П., А. Дейнека, Л., 1982;
- И. Ненарокомова. «Люблю большие планы…» Художник Александр Дейнека. М., 1987;
- А. А. Дейнека. , M., 1989;
- А. А. Дейнека. , M., 2001;
- Kiaer Christina, Was Socialist Realism Forced Labour? The Case of Aleksandr Deineka in the 1930s., Oxford art journal, 28.03.2005;
- Дейнека. Графика. М., «Интерроса», 2009;
- А. Якимович. Дейнека и другие : свет и тьма в искусстве советской эпохи // Собрание шедевров: наследие и современность. — 2009. — № 2. — С. 76-85;
- Дейнека. Живопись. М., «Интерроса», 2010;
- А. А. Дейнека. Живопись, графика, скульптура. Тексты И.Вакар, И.Лейтес, Л.Бедретдинова, Е.Воронович, К.Кэр. , M., ГТГ, 2010;
- Е.Воронович. Александр Дейнека: люблю спорт // Юный художник. — 2010. — N 8. — С. 11-15;
- Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. Texts by Matteo Lafranconi, Elena Voronovich, Irina Vacar, Kirill Svetliakov, Christina Kiaer, Alessandro De Magistris. , Рим, 2011;
- Епишин А. С. Русское? Советское? Космополитическое? Искусство Дейнеки // Собрание шедевров: наследие и современность. № 3. Сентябрь — Москва, 2011. — С.28-37;
- Дейнека. Монументальное искусство. Скульптура. М., «Интерроса», 2012;
- ALEKSANDR DEINEKA (1899—1969). An Avant-Garde for the Proletariat. Texts by Alessandro De Magistris, Ekaterina Degot, Manuel Fontán del Junco, Boris Groys, Fredric Jameson, Christina Kiaer and Irina Leytes. Fundación Juan March, Madrid, 2011;
- EXHAUSTED HEROES: Ferdinand Hodler — Aleksandr Dejneka — Neo Rauch. , 2012
- Е.Воронович. Александр Дейнека. Художник в Третьяковской галерее. М., 2021.
Эссе-рассуждение № 2.19 «Героический подвиг летчика Маресьева»
Судьба Алексея Петровича Маресьева — советского военного летчика, совершившего 86 боевых вылетов и сбившего 11 вражеских самолетов в годы Великой Отечественной войны, — поразительна и, пожалуй, не имеет аналогов в истории.
Маресьев — наш земляк, он родился 7 (20) мая 1916 года в г. Камышине Саратовской губернии. В детстве мальчик перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму. Но мечта у Маресьева была — мечта летать! Дважды юноша подавал документы в летную школу, но из-за проблем со здоровьем его не брали туда. В 1937 году был призван в армию, и служил в авиационном погранотряде на острове Сахалин, затем учился вБатайском авиационном училище им.А.К.Серова. Вы представляете, каким надо обладать упорством, целеустремленностью, чтобы убедить медицинские комиссии в своей профпригодности.
Великую Отечественную войну Алексей Маресьев встретил на Юго — Западном фронте в 296-м истребительном авиационном полку. Боевые вылеты, первые успехи, к марту 1942г. на счету молодого летчика уже числилось 4 сбитых самолета. А затем произошли события, которые потрясают воображение. В одном из боев в районе так называемого «Демянского котла» самолет Маресьева был сбит. Раненный и голодный, он сначала на ногах, а затем ползком, в течение 18 суток, добирался досвоих. Состояние Маресьева было безнадежным, в госпитале, куда он был доставлен, его уже уложили на каталку, чтобы отвезти в морг, но удача улыбнулась этому человеку. Профессор Теребинский увидел молодого лейтенанта и приказал быстро везти парня в операционную
Отважному и стойкому летчику спасли жизнь, сделали операцию, но ампутировали обе ноги в области голени
Что дальше, как жить, что делать…
9 ошибок в пунктуации, которые совершают чаще всего
Алексей Петрович был расстроен и даже подавлен, но благодаря своему мужеству, желанию жить, летать, приносить пользу своей Родине, он освоил протезы, сумел убедить медицинскую комиссию, что он может летать и вернулся в строй! Меня просто поражает упорство и даже какой-то азарт в стремлении доказать свое право бить фашистов на равных с другими летчиками. Ни капли жалости к себе, никаких поблажек, это потрясает!
После ампутации ног Маресьев сбил еще 7 самолетов врага и был отмечен заслуженной наградой — звездой Героя Советского Союза.
О Маресьеве написаны военные очерки, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого, его имя носит малая планета солнечной системы. А сам он никогда не считал себя героем и не соглашался, что он совершил какой-то подвиг. Однако, на мой взгляд, его мужество, отвагу, упорство в достижении поставленной цели, уже можно назвать подвигом. Ведь не каждый человек после ампутации конечностей может продолжать жить, как ни в чем не бывало! Маресьев не стал себя жалеть или обвинять других в своем горе, как это могли сделать другие люди, окажись они на его месте. Он встал на ноги, и продолжил жить, как обычный человек, при этом, занимаясь любимым делом — летать и бить врагов, защищая Родину. Его можно считать героем потому, что, прежде всего он думал не о себе, а о защите своего Отечества.