Курзин михаил иванович (1888–1957)

Нестеров портретист

До революции в творчестве художника портрет как жанр почти не существовал. Лишь единичные работы с образом близких: дочери Ольги, жены Екатерины, да ещё несколько значимых личностей (Горький, Толстой).

При советской власти на полотна художника пришёл самый цвет нации, её гордость. Это были выдающиеся деятели в самых разных областях: гений физиологии Иван Павлов, коллега и товарищ Виктор Васнецов, мастер монументальной скульптуры Вера Мухина и многие другие. Художник не раз подчёркивал, что пишет только хороших и симпатичных ему людей. Поэтому любой портрет из обширной плеяды знаменитостей кисти Нестерова не обезличенное или праздное изображение, а демонстрирующая характер портретируемого, яркая и прочувствованная работа мастера.

В 1941 году – Сталинская премия за портрет Павлова, написанный в 1935-м. Есть у художника и автопортреты, в графике и живописи, их около десятка. На заказ художник портреты не писал, дорожа независимостью, руководствовался только собственными желаниями и решениями.

Расцвет карьеры

Музыка занимала все мысли Глинки. В 1834 году композитор начал работать над своей первой оперой «Иван Сусанин», которая позднее была переименована в «Жизнь за царя». Первое название сочинению вернули в советское время. Действие оперы происходит в 1612 году, но на выбор сюжета повлияла война 1812 года, случившаяся во времена детства автора. Когда она началась, Глинке было всего восемь лет, но ее влияние на сознание музыканта сохранилось на несколько десятилетий.

В 1842 году композитор окончил работу над своей второй оперой. Произведение «Руслан и Людмила» было представлено в тот же день, что и «Иван Сусанин», но с разницей в шесть лет.

Михаил Глинка

Глинка писал свою вторую оперу долго. Ему потребовалось около шести лет, чтобы окончить эту работу. Разочарованию композитора не было предела, когда произведение не возымело должного успеха. Волна критики раздавила музыканта. Также в 1842 году у композитора наметился кризис в личной жизни, что повлияло на эмоциональное и физическое здоровье Глинки.

Неудовлетворенность жизнью подтолкнула Михаила Ивановича предпринять новое долгосрочное путешествие в Европу. Композитор посетил несколько городов Испании и Франции. Постепенно он вернул себе творческое вдохновение. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии». Жизнь в Европе помогла Глинке восстановить уверенность в себе. Композитор снова отправился в Россию.

Некоторое время Глинка провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве. Там музыкант прожил два года. Этот период жизни композитора ознаменован созданием симфонической фантазии «Камаринская».

Последние пять лет жизни Михаил Иванович провел в разъездах. В 1852 году композитор отправился в Испанию. Состояние здоровья музыканта было слабым, и, когда Глинка добрался до Франции, он решил остаться там. Париж ему благоволил. Ощутив подъем жизненных сил, композитор начал работу над симфонией «Тарас Бульба». Прожив около двух лет в Париже, музыкант со всеми своими творческими начинаниями отправился на родину. Причиной для такого решения послужило начало Крымской войны. Симфония «Тарас Бульба» так и не была окончена.

Вернувшись в Россию в 1854 году, музыкант написал мемуары, которые были изданы спустя 16 лет под названием «Записки». В 1855 году Михаил Иванович сочинил романс «В минуту жизни трудную» на стихи Михаила Лермонтова. Через год композитор отправился в Берлин.

Краткая биография

  1. Ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» в 1855 г. был куплен Государственным Русским музеем.
  2. В 1857 г. Иван поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где продолжил обучение под руководством Сократа Максимовича Воробьёва. Помимо занятий в стенах Академии, художник делал много зарисовок и эскизов с натуры. Ездил на летнюю практику на Валаам, где продолжал скрупулезно изучать природу. Его валаамские этюды принесли автору несколько серебряных и золотых медалей.
  3. В 1860 г. окончив учебное заведение с золотой медалью, Шишкин получил возможность отправится за границу в качестве пенсионера Академии. В основном он жил в Германии и Швейцарии, но также побывал в Голландии, Бельгии, Франции и Чехии. Сначала художник посетил Мюнхен, где занимался у известных анималистов – братьев Адамов.
  4. В 1863 г. художник переехал в Цюрих, где также упражнялся в изображении животных под руководством швейцарского художника Рудольфа Коллера. Также в Цюрихе Шишкин попробовал свои силы в гравировке и рисунке пером. Его виртуозные рисунки принесли Ивану Ивановичу заграничную славу.
  5. Затем живописец посетил Женеву, познакомился с работами местных художников, и отправился в Дюссельдорф. В окрестностях города Шишкин написал пейзаж, заказанный ему коллекционером Н. Быковым. Эта работа принесла художнику на родине звание академика.
  6. В 1866 г. Иван Иванович вернулся в Санкт-Петербург, общался со своими друзьями-художниками (К. Савицким, А. Куинджи, И. Крымские и др.), образовавшими творческое объединение – Артель, названное позднее Товариществом передвижных художественных выставок. Эти художники хотели писать реалистичные картины на социальные темы, а не мифологичные сюжеты.
  7. Шишкин много путешествовал по России, искал интересные живописные места. Ежегодно выставлял свои работы в Академии. В 1868 г. по решению великой княжны Марии Александровны, которая являлась президентом Академии художеств, живописец был награждён орденом Св. Станислава 3-й степени.
  8. В 70-х гг. Шишкин ещё больше сблизился с передвижниками и стал одним из учредителей этого объединения. В это же время художник вступил в кружок аквафортистов и возобновил свои занятия гравировкой.
  9. В 1872 г. со смерти отца началась чёрная полоса в жизни художника. Он потерял многих близких людей (сыновей, жену, брата жены), тяжело переживал утраты, пил, стал раздражительным. Выкарабкаться из этого состояния Шишкину помогла живопись, он много и усердно работал.
  10. В 1873 г. картина «Лесная глушь» принесла мастеру звание профессора.
  11. В 1878 г. художник закончил и представил на 6-й выставке передвижников свою знаменитую картину «Рожь», написанную в окрестностях родной Елабуги.
  12. Одну из самых своих известных картин «Утро в сосновом лесу» Иван Иванович написал в 1889 г. по заказу Павла Третьякова. Как известно, медвежат на картине изобразил друг художника – Константин Савицкий.
  13. В 1892 г. художника пригласили в Академию в качестве преподавателя пейзажа. В течение 2 лет Шишкин возглавлял пейзажную мастерскую. Одним из его учеников был Валентин Серов.
  14. В 1897 г. на 25 выставке передвижников Шишкин представил свою картину «На опушке соснового леса». Она очень понравилась императору Николаю II, и он пожелал её купить, на что художник ответил отказом. Он продал потом картину своему племяннику Николаю Стахееву.
  15. 8 (20-го по новому стилю) марта 1898 г. в возрасте 66 лет Иван Иванович Шишкин скоропостижно скончался за мольбертом во время работы над новой картиной.

Иван Шишкин в молодости

Интересные факты

  • Глинка стал автором романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.
  • После того как композитор получил известие о смерти матери в 1851 году, у него отнялась правая рука. Мать была для музыканта самым близким человеком.
  • У Глинки могли быть дети. Возлюбленная музыканта в 1842 году была беременна. Композитор в этот период был официально женат и не смог получить развод. Музыкант дал Екатерине Керн большую сумму денег на избавление от чада. Женщина почти на год уехала в Полтавскую область. По одной из версий, ребенок все-таки родился, так как Екатерина Керн отсутствовала слишком длительный период времени. За это время чувства музыканта угасли, он оставил пассию. Глинка к концу своей жизни очень жалел, что попросил Екатерину избавиться от ребенка.
  • Музыкант много лет добивался развода со своей женой Марией Ивановой, намереваясь сочетаться браком со своей возлюбленной Екатериной Керн, но, получив свободу, решил отказаться от женитьбы. Он оставил свою пассию, побоявшись новых обязательств. Екатерина Керн почти 10 лет ждала, что композитор вернется к ней.

Смерть

В Германии Глинка занимался изучением творчества Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Не прожив в Берлине и года, композитор скончался. Смерть настигла его в феврале 1857 года.

Памятник на могиле Михаила Глинки

Композитора скромно похоронили на небольшом лютеранском кладбище. Через несколько месяцев младшая сестра Глинки Людмила приехала в Берлин, чтобы устроить перевозку праха брата на родину. Гроб с телом композитора из Берлина в Санкт-Петербург перевозили в картонной коробке с надписью «ФАРФОР».

Перезахоронили Глинку в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Аутентичная надгробная плита с первой могилы композитора до сих пор находится в Берлине на территории русского православного кладбища. В 1947 году там также был установлен памятник Глинке.

Личная жизнь

Официально Глинка был женат один раз. Его супругой стала дальняя родственница Мария Петровна Иванова. Однако очень скоро композитор понял, что ошибся. Супруга была женщиной взбалмошной, капризной и скандальной. Часто устраивала ссоры. Не отличалась она и верностью, при первом возможности ходила на сторону, позоря своего супруга.

Михаил Глинка и его супруга Мария Петровна Иванова

Глинка долгое время старался найти повод для развода. И вскоре он представился. Женщину уличили в тайном венчании с новым избранником. На тот момент супруги вместе уже не жили.

Михаил Иванович заинтересовался Екатериной Ермолаевной Керн, которая стала его фактической женой и музой. Дело о разводе затягивалось. Вторая избранница композитора забеременела, и постоянно подгоняла Глинку ускорить процесс. Но расторжения брака он добился лишь через несколько лет.

Михаил Глинка с Екатериной Керн

К тому моменту прежних чувств между Керн и музыкантом уже не было. Не желая, чтобы ребенок был незаконнорожденным, Глинка дал своей несостоявшейся супруге денег на аборт.

Не известно, выполнила ли Екатерина его пожелание. Но официально детей у Глинки не было, о чем музыкант очень сожалел. После развода с первой супругой в брак он больше не вступал и жил холостяком.

Глинка и Пушкин

Михаил Иванович и Александр Сергеевич были современниками. Пушкин был старше Глинки всего на пять лет. После того, как Михаил Иванович перешагнул рубеж в двадцать лет, у них с Александром Сергеевичем появилось много общих интересов. Дружба молодых людей продолжалась до трагической гибели поэта.

Картина «Пушкин и Жуковский у Глинки». Художник Виктор Артамонов

Глинка задумал оперу «Руслан и Людмила» для того, чтобы иметь возможность поработать с Пушкиным. Смерть поэта сильно замедлила процесс создания оперы. В итоге ее постановка почти провалилась. Глинку называют “Пушкиным от музыки”, ведь он внес такой же посильный вклад в становление русской национальной оперной школы, как его друг  в развитие русской литературы.

Тоска по светлой тишине

«Портрет дочери»

Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.

В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».

В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна  была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.

В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:

«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».

Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Портрет академика Павлова.

Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.

До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.

Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

*******

«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.

На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».

Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов

Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».

В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.

Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.

Там же

Там же

Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php

Там же

Там же

Там же

Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php

Там же

Там же

Там же

Карл Брюллов

Карл Брюллов — выдающийся русский живописец.

Карлу повезло больше, он родился в творческой семье, его отец занимался художественной резьбой. Он заметил, что у мальчика есть способности и отправил его обучаться рисованию в Академию Художеств.

Брюллов успешно закончил обучение, а картина «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» принесла ему золотую медаль и возможность отправиться за границу за казенный счет.

Карл уехал в Италию, там он написал несколько картин. «Последний день Помпеи» — самая знаменитая работа Брюллова, но по-настоящему популярным его сделали портреты. Он рисовал представителей итальянской знати и своих соотечественников.

Также его интересовали исторические темы, чуть позже он увлекся религиозной тематикой. В последние свои годы в России он расписывал Исаакиевский собор, по настоянию врачей покинул страну.

Художник дожил до 52 лет, смерть была внезапной.

Самые известные картины: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Одалиска».

Личная жизнь

Биография Глинки — это история любви человека к музыке, но была у композитора и более обыденная личная жизнь. Во время своих путешествий по Европе Михаил стал героем нескольких амурных приключений. Вернувшись в Россию, композитор решил жениться. По примеру отца он выбрал в спутницы жизни свою дальнюю родственницу. Женой композитора стала Мария (Марья) Петровна Иванова.

Михаил Глинка с женой

У супругов была четырнадцатилетняя разница в возрасте, но композитора это не остановило. Брак оказался несчастливым. Михаил Иванович быстро понял, что ошибся с выбором. Брачные узы связывали музыканта с нелюбимой супругой, а сердце было отдано другой женщине. Новой любовью композитора стала Екатерина Керн. Девушка была дочерью музы Пушкина, которой Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Знаменитая Анна Керн

Отношения Глинки с возлюбленной длились почти 10 лет. Большую часть этого времени музыкант официально был женат. Его законная супруга Мария Иванова, не прожив и года в законном браке, начала искать амурные приключения на стороне. Глинка знал о ее похождениях. Супруга упрекала музыканта в расточительстве, скандалила и изменяла. Композитор был очень подавлен.

Михаил Глинка и Екатерина Керн

Через шесть лет брака с Глинкой Мария Иванова тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым. Когда это обстоятельство открылось, Глинка получил надежду на развод. Все это время композитор состоял в отношениях с Екатериной Керн. В 1844 году музыкант понял, что накал любовных страстей угас. Еще через два года он получил развод, но на Екатерине так и не женился.

Лучшие работы

Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.

Преподобный

В житии Сергия Радонежского есть ключевой эпизод: семилетнего Варфоломея родители отдали учиться грамоте, но дело шло медленно и мало приносило пользы. Казалось, мальчик либо не проявляет должного прилежания, либо вовсе неспособен к учению. Старания учителей оказывались тщетными.

«Житие преподобного Сергия» повествует: «Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Именно этот эпизод жития преподобного Нестерев передал на своем самом известном полотне – «Видение отроку Варфоломею». Ни одна деталь не была упущена: здесь и вековой дуб посреди поляны, и просфора, протянутая старцем, и Варфоломей, трепетно ожидающий чуда.

«Видение отроку Варфоломею»

«Не словами жития, но эмоцией, прекрасным, преображённым состоянием родной природы художник сумел передать на полотне миг совершающегося чуда. Мгновение, когда божественный и земной миры соприкасаются, превращаясь в единое целое. То, на что в «Пустыннике» художник лишь намекает, в «Варфоломее» сказано напрямую».

Чем внимательнее проникаешь вглубь картины, тем отчетливее видишь в ней традиции иконописи: символизм деталей, одновременное изображение событий прошлого, настоящего и будущего, цветовая палитра. «Всё, что здесь изображено, имеет мощный мистический подтекст. Нарядная деревянная церковка на заднем плане – это приходской храм, в котором преподобный Сергий трижды возвестил свое будущее появление на свет, и одновременно – это прообраз будущей Лавры. Извилистая тропа – дорога, по которой он придет к храму. Могучий, раскидистый дуб – будущее, которое ожидает Варфоломея: сам Сергий, его многочисленные ученики и последователи преобразят устои русского монашества».

Картина вызвала самые противоречивые мнения. Апологеты передвижничества говорили, что нестеровское полотно «…подрывает те “рационалистические” устои, которые с таким успехом укреплялись правоверными передвижниками много лет». Картину обвиняли в тяжких грехах. «Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика… Круг написан, так сказать, в фас, тогда как сама голова поставлена в профиль». Сторонники реалистического направления в живописи картину «признали… вредной, даже опасной».

Сам Михаил Васильевич до конца своих дней считал «Видение отроку Варфоломею» лучшим своим произведением. На старости лет он любил повторять:

На протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

«Юность преподобного Сергия»

Глинка и Пушкин

Примечателен тот факт, что на протяжении долгих лет два гения были близкими друзьями. Впервые Александра Сергеевича композитор встретил в 1828 году. Их познакомил Кюхельбекер, который представил сочинителя Пушкину.

Несмотря на разницу всего в несколько лет Глинка обращался к литератору по имени и отчеству. Был высокого мнения о творчестве Пушкина, называл его «известнейшим поэтом». Александр Сергеевич отвечал ему тем же. Он живо интересовался музыкой Глинки, высоко оценивая его труды.

Портрет М.И. Глинки, художник И.Е. Репин

Они нередко встречались и обсуждали вопросы русского искусства. Еще при жизни литератора Глинка задумал создать в тандеме с Пушкиным оперу «Руслан и Людмила». Однако трагическая гибель лирика поставила крест на этом грандиозном замысле.

По словам В. Стасова, Пушкин и Глинка были во многом похоже. Один стал прародителем отечественной литературы и светочем словесности, а другой — основоположником русской классической музыки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: