«Повар и его жена» (1496–1497)
Повар и его жена. Гравюра Альбрехта Дюрера. 1496–1497 годыNational Gallery of Art, Washington DC
Эта гравюра на меди изображает семейную пару — повара и его жену. Судя по одежде, это представители среднего класса — бюргеры. На женщине длинное платье, поверх которого накинут плащ. На поясе висят ключи — символ власти. Мужчина одет в куртку, которая едва сходится на животе, а на поясе и в руках у него профессиональные инструменты — ножи, сковородка и длинная ложка. Многие искусствоведы считают, что в образе повара Дюрер изобразил своего друга Виллибальда Пиркгеймера, которого мы уже видели на предыдущей гравюре.
Можно было бы подумать, что это просто пара из Нюрнберга, однако Дюрер, как обычно, намекает нам, что за простым изображением стоит нечто большее. И подсказкой здесь становится птица, сидящая на плече у повара. Исследователи считают, что перед нами иллюстрация к сюжету из «Книги рыцаряде Ла Тура Ландри, написанной в назидание его дочерям», популярного сборника поучительных историй, который молодой Дюрер помогал иллюстрировать.
Герой этого анекдотабыл известен своей страстью к пирам и обжорством. Однажды вместе с друзьями он решил как следует откормить угря, а потом съесть. Но его жена, воспользовавшись отсутствием мужа, убила угря и съела вместе со своим любовником, а мужу сказала, что во всем виновата выдра. И все было бы хорошо, но у изменницы была ручная сорока, которая полетела к повару и все ему рассказала. Чтобы отомстить птице, хозяйка выщипала все перья с ее головы. С тех пор, встречая лысых, птица всегда спрашивала у них: «Ты тоже рассказал про угря?»
Так одна маленькая работа позволяет понять, что казалось смешным людям того времени.
7. Автопортрет Дюрера
Это один из трех цветных автопортретов знаменитого живописца. На нем Дюрер высокомерно поднял себя до социального положения, которое, по его мнению, соответствует художнику его способностей.
На нем яркая, экстравагантная одежда, демонстрирующая влияние итальянской моды, и дорогие кожаные перчатки. Поза Дюрера полна спокойствия и уверенности, и сам он доминирует над живописным пространством полотна. Он смотрит на зрителя холодным ироничным взглядом.
Любопытно, что Дюрер первым из западных художников написал несколько автопортретов в течение своей жизни. Они — прекрасное свидетельство развития его таланта. Свой первый автопортрет немецкий художник написал в 1484 году. Тогда ему было всего 13 лет.
Голод, или Третий всадник
Голод всегда появляется на коне черного цвета. Окрас животного трактуется как оттенок смерти. В руках всадник держит весы, о значении которых мы упоминали выше. 4 всадника Апокалипсиса (имена их можно прочитать в нашей статье) – это молчаливые особы. Но только появлению Голода сопутствует фраза, доносящаяся Иоанну от четырех зверей. Они обговаривают стоимость продуктов, указав, что только вино и елей есть в достатке.
Считается, что прибытие третьего всадника несет вместе с собой плохой урожай и поднятие стоимости зерна. Но при этом цена на вино и елей не изменится. Также бытует версия, что этот персонаж обозначает изобилие роскоши на рынке, тогда как предметы первой необходимости практически исчерпали себя.
«Сон»
Альбрехт Дюрер. «Сон», 1498 год Public Domain
Эта гравюра — аллегория на тему лени, что подчеркивает ее второе название — «Искушение лентяя». Во времена Дюрера считалось, что дневной сон распаляет похоть и ведет ко греху.
Мы видим дьявола, похожего на крылатого дракона — он готов вдохнуть в спящего человека искушение. Амур на ходулях говорит о том, что происходящее здесь только кажется невинной игрой, а на самом деле приводит человека в объятия дьявола.
Обнаженная женщина — это одновременно Афродита и Ева. У Дюрера эти два образа тесно сплетены: у них один и тот же атрибут — яблоко, которое лежит на печке и напоминает об искушении. Тело тоже считалось греховным, поэтому изображали так, чтобы не вызывать ассоциаций с чувственной красотой. Дюрер первым начинает изображать тело натуралистично: мы видим не мраморную статую, а настоящее женское тело.
Первый всадник
Предполагается, что все 4 всадника Апокалипсиса, имена которых указаны выше, олицетворяют исключительно зло и уничтожение всего живого на планете. Но вместе с этим имеют место и другие гипотезы. Так, Ириней Лионский – священник, живший во II столетии – выдвинул теорию, согласно которой первым всадником является сам Иисус Христос. Белый же конь объяснялся неимоверным успехом Евангелия, которое описывало жизнь Мессии. Эта теория была поддержана многими церковниками, так как Иисус действительно всегда путешествовал на коне именно белого окраса.
Но существуют и такие священники, которые опровергают вышеупомянутую гипотезу, мотивируя свои домыслы тем, что Иисусу надлежит открыть семь печатей. А он не в состоянии одновременно быть и хранителем реликвии и всадником.
«Мужская баня»
Альбрехт Дюрер. «Мужская баня», 1496 Public Domain
Эта гравюра похожа на простую бытовую зарисовку: мужчины моются в бане. Но у Дюрера, конечно, ничего простого нет. Считается, что эти мужчины — сам Дюрер со своими друзьями. Художник располагается слева — облокотился на деревянный столб с краном. На переднем плане — братья Паумгартнер, гуманисты и товарищи Дюрера, а справа с кружкой — еще один гуманист Виллибальд Пиркгеймер.
Многие исследователи идут дальше и видят в мужчинах все те же четыре темперамента, только теперь связывают их не с грехами, а с ведущими чувствами. Дюрер олицетворяет меланхолию, его ведущее чувство — слух, он отстраненно наслаждается музыкой. Братья на переднем плане — сангвиник и флегматик. У сангвиника в руках скребок — он осязает, а у флегматика — цветок, потому что его ведущее чувство — обоняние. Пиркгеймер же олицетворяет холерика — он пьет вино.
«Рыцарь, смерть и дьявол»
Альбрехт Дюрер. «Рыцарь, смерть и дьявол», 1513 год Public Domain
При первом взгляде на гравюру кажется, что это обычная иллюстрация к средневековой балладе. Но все не так просто. На заднем фоне мы видим скалу, которая символизирует сложный путь, а замок на вершине считается Царствием Небесным — концом пути любого человека. Самого рыцаря характеризуют две детали: собака у его ног — символ верности, и дубовые листья в гриве лошади — символ силы духа.
Позади рыцаря виднеется Смерть. Она держит песочные часы — символ скоротечности времени. Идея гравюры в том, что человек, который верен своему пути, не остановится ни перед смертью, ни перед своими пороками в лице дьявола.
«Меланхолия»
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514. Городские музеи Брешии, Брешиа, Италия
Название гравюре дала надпись на латыни «Melencolia I» на крыльях летучей мыши — она в левом верхнем углу. Значение знака «I» до сих пор не разгадано. Искусствоведы предполагают, что это может быть как римская цифра 1, так и повелительное наклонение глагола «ire», который переводится как «выезжать, отпускать». Так название гравюры можно истолковать как «Меланхолия, уходи!»
В переводе с древнегреческого «меланхолия» означает «разлитие черной желчи». Так назывался один из четырех видов темперамента — самый опасный по мнению античных ученых и философов, который часто приводил к депрессивному расстройству и другим болезням.
Меланхолию на гравюре олицетворяет женская крылатая фигура с венком из лютиков и водяного кресса на голове. Водяные цветы в старину считались лекарством от меланхолии, поскольку сама болезнь ассоциировалась с землей и сухостью. Целебные свойства приписывали и так называемому магическому квадрату Юпитера — он изображен на стене над головой Меланхолии. Это квадрат, в котором суммы четырех чисел по горизонтали, вертикали и диагонали равны тридцати четырем.
На поясе Меланхолии висят ключи и кошелек, символизирующие власть и богатство. Эти предметы она «позаимствовала» у бога Сатурна, который мог наделять людей могуществом и которого также ассоциировали с меланхолическим темпераментом.
В XV–XVI веках была очень популярна идея превознесения человеческого разума, и потому Меланхолия Дюрера стремится к познанию. Символы научного знания разбросаны по всей гравюре: циркуль и книга представляют геометрию; шар и ромбоэдр — архитектуру; весы и песочные часы измеряют меру и время. Тем не менее этих инструментов недостаточно, чтобы разгадать все загадки мироздания, поэтому Меланхолия грустит и бездействует. А мельничный жернов в центре композиции символизирует научный и творческий поиск, бесконечный и непостижимый.
Кто они?
Люди – это грешные существа. И это факт, который известен всему человечеству. Как только количество грехов достигнет апогея, Всевышний обрушивает на нашу землю свой гнев и призывает, чтобы 4 всадника Апокалипсиса (имена их вы узнаете ниже) несли разрушения и сеяли смерть. Именно так все описано в последней книге Нового Завета. Один за другим появляются всадники. Происходит это в соответствии с открытием одной из тех семи печатей, про которые идет речь в книге Откровений.
Существует 4 всадника Апокалипсиса. «Википедия» имена их знает. Первый всадник – Завоеватель. Чаще всего этот персонаж предстает перед зрителями как человек, едущий верхом на коне белого окраса.
Второго всадника зовут Войной (или Бранью). Свой суд он совершает именем самого Господа Бога. Этот всадник служит олицетворением войны. Его конь имеет красную масть. Хотя в некоторых источниках его окрас описывают как рыжий или пламенно-красный.
Всадник номер три шествует на вороном коне, и имя его — Голод. Человек этот изображается с весами или мерой в руке, что обозначает способ, которым делят хлеб во время голодомора. Кроме того, этот персонаж является единственной особой, чье появление знаменуется голосом.
И четвертый всадник носит имя Смерть. Он изображается верхом на бледном, белом коне. Вслед за этим персонажем идет Ад.
«Меланхолия I»
Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»,1514 год Public Domain
Эта гравюра считается одновременно самой загадочной и наименее расшифрованной из всех работ Дюрера. Она состоит из символов, некоторые из которых не разгаданы до сих пор.
Вопросы начинаются уже с названия, которое написано на самой гравюре — Melencolia I. Никто не знает, что означает символ «I» и для чего он нужен. Есть версии, что это должна быть первая работа из цикла, но нигде не появлялись сведения о работе Дюрера над другими «Меланхолиями».
Еще одно объяснение: Дюрер изображает «меланхолию первого типа» — в Средние века была популярна классификация типов характера. А третья версия говорит о том, что знак «I» — это сокращение от слова ire — «отпускать», и тогда смысл названия — «Меланхолия, уйди».
Одним из самых известных символов с этой гравюры стал магический квадрат — комбинация из чисел в правом верхнем углу. Дюрер стал первым из европейских художников, которые изображали этот знак. В магическом квадрате сумма в любой линии — горизонтальной, вертикальной и диагональной — всегда будет равняться 34. Считается, что он символизирует познание высших тайн. В гравюре есть и другие символы, которые говорят о том же — лестница в небо, ключи, книга.
Второй самый загадочный предмет на гравюре — многогранный монолит слева. Эта фигура получила свое название в геометрии — многогранник Дюрера, а о его значении и строении до сих пор ведутся споры.