Лебедев, владимир васильевич

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Грабарь И. Э. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках / Сост., вступит.ст. и комментарий В. М. Володарского. — М.: Республика, 2001
  • Сопоцинский О. К. В. Лебедев. — М.; Л., 1948
  • Пушкарев В. Незабытые картины. Творчество передвижника К. В. Лебедева (1852-1916) // Наше Наследие. — 1996
  • Карпова Т. Ветхий и Новый Завет в иллюстрациях Клавдия Лебедева. (О серии акварелей (1909) К. В. Лебедева к Ветхому и Новому Заветам из собрания акад. Н. Д. Зелинского) // Наше Наследие. — 1996
  • Аксенова Г. В. «Крепко верил в себя» // Московский журнал. — 2013

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, , 

Клавдий Лебедев: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Клавдий Лебедев: жизнь и творчество художникаПроголосуйте

Школа Лебедева

В. В. Лебедев, уже опытный к тому времени художник, создал в двадцатые-тридцатые годы собственную «лебедевскую школу». У него начали учиться работать в книге молодые художники, из них многие были талантливыми живописцами: Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов, к числу его учеников принадлежали многие, в том числе Евгения Эвенбах, Татьяна Шишмарёва.

«Все эти мастера, много работавшие не только в графике, но и в станковой живописи, называли свой творческий метод «живописным реализмом», понимая под этим термином искусство обращения к реальной окружающей действительности, именно из нее черпая свои темы и образы..опирающееся не только на традицию критического реализма 19 века, а широко использующее опыт и достижения всей новой и новейшей художественной культуры как русской, так и западноевропейской… Можно было бы назвать «графическим реализмом» творческое течение, сформировавшееся тогда в среде мастеров детской иллюстрированной книги, работавших под руководством В.В. Лебедева, Н.А. Тырсы и Н.Ф. Лапшина в художественной редакции детского отделения Госиздата». Эстетика «графического реализма» складывалась не только из системы художественных приёмов. Можно охарактеризовать его и как настоящее творческое течение, ввиду имеющихся согласованных творческих принципов. Оно объединяло многих художников, включённых в процесс становления и развития детской книги в ленинградской графике 1920—1930-х годов.

Детское восприятие рисунков

Путь творческого человека всегда сложен. Первый сигнал, первый звонок прозвенел для Лебедева в середине 20-х годов. Мне неизвестно, услышал ли его художник

Но нам, сегодняшним, его нужно услышать и еще раз обратить внимание на то, как неоднозначно и содержание, и оформление книги действуют на читателя, как различно восприятие взрослого и маленького человека и даже восприятие детей одного и того же или близкого возраста

Сегодня много говорится о губительном воздействии на детей теле- и видеопродукции. Но почти никто не изучает, как воздействуют на ребенка иллюстрации, выполненные в разных техниках, коих сейчас множество. Обращение к феномену Лебедева в этом плане весьма показательно.

Отдельная благодарность Е. Штейнеру, который нашел и опубликовал избранные фрагменты из материалов, собранных работниками Института детского чтения в 20-е годы. Эти материалы должны были стать основой для серьезного исследования особенностей восприятия художественной иллюстрированной книги детьми. Не стали. Институт прекратил свое существование. Указанные материалы показывают, как воспринимались иллюстрации В. Лебедева к «Слоненку». Дети не поняли их.

Плакатная, плоскостная техника, сочетание серого и черного, т.е. мрачных для детских глаз цветов, были не только новыми для них, они вызывали совсем не те ассоциации, которые, видимо, представлялись художнику. Дети видели фигуры животных как бы разрезанными на части.

Как пишет Е

Штейнер, внимание привлекала не сама фигура, а те кусочки, которые, на взгляд детей, «отлетели» от нее. Проводившие эксперимент фиксировали детский восторг по поводу «расчленения» рисунка

Современный автор предполагает, что такие картинки «внедряли в подсознание зрителя чувство разорванности бытия» (выделено мной. — З.Г.). «И это чувство разорванности, нарушения естественного течения органической жизни перетекало из детских книжек в детские головки» .

Детское восприятие рисунков отнюдь не умаляет сделанного художником. Оно свидетельство того, как непредсказуем ребенок в своих отношениях с книгой, как внимательно и провидчески грамотно должен работать взрослый, создавая книгу для детей. Увлекаясь техникой иллюстрации, поисками собственного стиля, будучи мастером, но не будучи педагогом по образу мысли и восприятию детства, Владимир Васильевич не уловил, не почувствовал, что те, для кого он работает, могут не понять его или понять превратно. Но не эти — другие, новой силы потрясения ждали художника впереди.

Становление Лебедева как художника

Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) родился в Санкт-Петербурге в семье механика. Именно в семье он научился ценить умение человека работать, быть профессионалом. Сам выучился многим ремеслам, имел глубокие и разносторонние профессиональные знания. В рисовании любил точность, тщательно изображал каждую деталь. Особенно в том случае, когда это касалось машин. Здесь они с Маршаком были очень похожи.

Впоследствии В. Курдов, называвший себя учеником В. Лебедева, скажет: «Нашу работу Лебедев рассматривал, по существу, как следствие ремесла, приравнивал наш труд к труду рабочего…». С ним нельзя не согласиться, имея в виду ту физическую силу, то мастерство, которое вырабатывается годами, то терпение, которое художник вкладывает в создание своего произведения, то время, которое он тратит, чтобы глубоко познать изображаемое.

Требование глубины познания Лебедев относил прежде всего к себе. У него не было академической художественной подготовки, систематического художественного образования. Он учился в частных школах и студиях, преподавал сам, наблюдая за тем, как работают его ученики. Но это не помешало ему стать народным художником РСФСР и от коллег получить такие определения, как «признанный мастер», «крупный живописец», «знаменитый автор политических плакатов», «замечательный редактор», создавший свою школу, свое направление в иллюстрировании детской книги. Впоследствии его назовут «великим художником детской книги», «королем детской книги». И это будут заслуженные, проверенные временем определения . Всего этого он добивался трудом.

Выразительный словесный портрет В. Лебедева создан Б. Семеновым: «Я смотрел на его сильные руки в закатанных по локти рукавах, как на руки Зевса, который может создать все, что только пожелает. Умелые его пальцы действительно были способны на любую трудную работу, он сам сколачивал подрамники, натягивал холсты, строгал, чинил и склеивал мебель и этими же руками создавал, будто из воздуха, свои рисунки, где вы не найдете ничего приблизительного, ни одной неверной нотки» .

Детство и учеба: «Рисовать я начал с четырех-пяти лет»


Владимир Лебедев. Обложка книги Степана Кондурушкина «Лев и бык». Петроград: издательство «Огни», 1918


Владимир Лебедев. Натюрморт с палитрой (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Владимир Лебедев. Обложка сборника «Елка» с иллюстрациями художников Юрия Анненкова, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Виктора Замирайло, Владимира Лебедева, Бориса Лебедева, Бориса Попова, Ивана Пуни, Алексея Радакова, Ильи Репина, Владислава Ходасевича и Сергея Чехонина. Петроград: издательство «Парус», 1918

Владимир Лебедев родился 26 мая 1891 года в Петербурге. Его отец Василий Лебедев был механиком, а мать – домохозяйкой.

Все детство Владимир Лебедев провел в родном Петербурге. Он получил образование в Петровском коммерческом училище. В свободное время будущий художник занимался спортом – футболом и боксом, много рисовал, брал уроки у разных живописцев. Лебедев вспоминал: «Рисовать я начал, по рассказам родителей, с четырех-пяти лет. Проделывал я это сле­дующим образом: раскладывал на полу бумагу, а сам ложился на живот и «творил» бата­лии и лошадей, причем начинал рисовать лошадей всегда с хвоста».

Владимир Лебедев увлекался военной историей, хотел стать художником-баталистом. Сначала он был учеником частной школы А. И. Титова, где его научили рисовать обнаженную натуру, а с 1910 года стал посещать мастерскую баталиста Франца Рубо. Кроме него в этой мастерской учились живописцы Лев Бруни, Петр Львов и Михаил Авилов.

В том же 1912 году Лебедев поступил в Академию художеств, но занятия он посещал редко. Позднее он вспоминал: «Я в Ака­демии не нашел ни среды, ни профессуры. И она не вызывает у меня воспоминаний. Благодарен я только ее хорошей библиотеке». В это время иллюстрации к детским произведениям и политические карикатуры художника уже публиковали в журналах «Галчонок», «Аргус», «Новый Сатирикон».

Лебедев часто посещал выставки и салоны. К столетию Отечественной войны 1812 года, Французский институт в Петербурге и журнал «Аполлон» собрали около тысячи картин, рисунков и скульптур французских живописцев. Выставка этих предметов под названием «Сто лет французской живописи (1812—1912)» повлияла на творчество художника. Биограф Всеволод Петров писал: «Так возникли у Лебедева глубокие и прочные связи с французской художественной тради­цией, впоследствии укрепившиеся и прошедшие сквозь всю его жизнь».

В конце 1910-х Владимир Лебедев увлекся авангардом. Его работы этого периода, в том числе «Натюрморт с палитрой», написаны в стиле кубизма. С 1918 года он начал преподавать в Академии художеств, которую советское правительство преобразовало в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (сейчас – Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина). В этом же году в издательстве «Огни» вышла первая книга с иллюстрациями Лебедева – арабская сказка «Лев и бык».

После издания «Льва и быка» Лебедев вместе с Ильем Репиным, Сергеем Чехониным, Александром Бенуа и другими художниками проиллюстрировал первую советскую книгу для детей – сборник «Елка».

Книжная иллюстрация ( избранные издания)

  • Ёлка. Сборник стихов, рассказов и сказок. Составители А.Бенуа и К.Чуковский. Рисунки Ю.Анненкова, А.Бенуа, М. Добужинского, В.Замирайло, В.Лебедева, И.Пуни, А.Радакова, И.Репина, В.Ходасевич, С.Чехонина и др. — Пг.: Парус, 1918.
  • Лев и бык: Арабская сказка / Пер. С.С. Кондрушкина. — Пг.: Огни.1918.
  • Новые русские сказки. Народная библиотека. Обл. Д.Митрохина, илл. В.Замирайло и В.Лебедева. — Пг.: Государственное изда¬тельство, 1919.
  • Лебедев В.В. Приключения Чуч-ло. — Пг.: Эпоха. 1921
  • Киплинг Р. Слоненок / Пер. К.Чуковского. — Пг.: Эпоха. 1922.
  • Лебедев В. Медведь. Русская сказка.- Пг.: Мысль. 1923.
  • Лебедев В. Три козла. Русская сказка.- М.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Золотое яичко: Сказка. — Пг.: Мысль. 1923
  • Лебедев В. Заяц, петух и лиса: Сказка. — Пг.: Мысль. 1924.
  • Лебедев В. Охота. — М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Пудель. М.Л.: Радуга, 1925, 1927.
  • Маршак С. Мороженое. — М.; Л.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Мороженое. — Л.Азбука. 1925.
  • Маршак С. Вчера и сегодня. Л.: Радуга. 1925
  • Маршак С. О глупом мышонке. — Л.; М.: Радуга. 1925.
  • Маршак С. Цирк. — Л.; М.: Радуга 1925.
  • Лебедев В. Азбука. — Л.: ГИЗ. 1925.
  • Маршак С. Багаж. — Л.: Радуга. 1926.
  • Лебедев В. Кто сильней. — М.; Л.: ГИЗ. 1927
  • Маршак С. Как рубанок сделал рубанок — Л.: Радуга. 1927.
  • Лебедев В. Верхом. — М.; Л.: ГИЗ. 1928.
  • Маршак С. Веселый час: Приложение к журналу «Еж». — Л.: ГИЗ. 1929.
  • Киплинг Р. Сказки / Пер. К.Чуковского. Стихи в пер. С. Маршака. Рис. Л.Бруни, А.Борисова, Э.Криммера, В.Лебедева, А.Пахомова. — М.; Л.: ГИЗ, 1929
  • Маршак С. Усатый-полосатый. — М.: ГИЗ. 1930.
  • Берггольц О. Зима — лето — попугай. — М.; Л.: ГИЗ. 1930, 1933.
  • Маршак С. Прогулка на осле. — М.; Л.: ГИЗ.1930.
  • Орлова Н. Крась и рисуй. Вып. 1, 2- Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. 1932.
  • Первое мая. Рисунки бригады художников: Ю.Васнецова, Ю.Мезерницкого, В.Лебедева, В. Ермолаевой, В.Курдова. — М.: ОГИЗ: Молодая гвардия, 1932.
  • Маршак С. Мистер Твистер. — Л.; М.: Молодая гвардия. 1933.
  • Маршак С. Вот какой рассеянный. — Л.: Детгиз, 1934.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки. — М.: Academia. 1935.
  • Маршак С. Петрушка-иностранец. — Л.: Детгиз. 1935.
  • Маршак С. Мы военные. — М.; Л.: Детиздат. 1938.
  • Маршак С. Сказки, песни, загадки / Рис. В. Конашевича, В. Лебедева, А.Пахомова. — М.; Л.: Детиздат, 1938.
  • Лебедев В. Игрушки и зверушки. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1939.
  • Маршак С. Отчего кошку назвали кошкой? Мельник, мальчик и осел. — М.; Л.: Детиздат.1939.
  • Маршак С. Веселый день. Стихи и сказки / Рис. В. Конашевича, В.Курдова, В.Лебедева, А. Пахомова, К. Рудакова, Г. Шевякова. — М.; Л.: Детиздат, 1939.
  • Маршак С. Живые буквы. — М.; Л.: Детиздат.1940.
  • Маршак С. Английские баллады и песни. — М.: Советский писатель.1941.
  • Маршак С. Раз, два, три, четыре. — М.: Детиздат.1941.
  • Красная Армия. Сборник рассказов, сказок, игр и стихов, посвященных Красной Армии / Рис. В.В.Лебедева и др. — М.; Л.: Детгиз, 1942.
  • Короленко В.Г. Без языка. — М.; Л.: Детгиз.1942.
  • Куприн А.И. Белый пудель. — Киров: Детгиз.1942.
  • Маршак С. Двенадцать месяцев: Славянская сказка. — М.; Л.: Детгиз.1943.
  • Маршак С. Голуби: Сказки. — М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Откуда стол пришел?. — М.; Л.: Детгиз.1946.
  • Маршак С. Вересковый мед: Английские баллады, песни и лирические стихотворения / М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Разноцветная книга. — М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Стихи для детей. — М.; Л.: Детгиз.1947.
  • Маршак С. Детки в клетке. — М.; Л.: Детгиз.1948.
  • Толстой Л.Н. Три медведя. — М.; Л.: Детгиз . 1948.
  • Маршак С. Великан. — М.: Детгиз. 1949, 1950.
  • Михалков С. Котята. — М.: Детгиз. 1949.
  • Маршак С. Круглый год. — М.; Л.: Детгиз.1949.
  • Маршак С. Лесная книга. — М.; Л.: Детгиз.1950.
  • Маршак С. Курочка ряба и десять утят. — М.: Детгиз. 1953, 1954.
  • Маяковский В. Что ни страница — то слон, то львица. — М.; Л.: Детгиз.1954.
  • Маршак С. Чего боялся Петя? — М.: Детгиз.1955.
  • Маршак С. Сказка об умном мышонке. — М.: Детгиз. 1956,1959.
  • Толстой Л. Рассказы для маленьких детей. — М.; Л.: Детгиз.1956.
  • Маршак С. Тихая сказка. — М.: Детгиз.1958,1961.
  • Маршак С. О чем говорили лошади, хомяки и куры. — М.: Детгиз. 1962.
  • Маршак С. Кто колечко найдет?: Сказка-игра. — М.: Детгиз . 1962, 1965.
  • Маршак С. Цирк. — М.: Детская литература. 1964.
  • Маршак С. Детям. — М.: Детская литература. 1967.

Художники детской книги

Уникальной особенностью эпохи конца 1920-30 х гг. было то, что многие художники русского авангарда в это время искали возможности зарабатывать вне своей основной, живописной работы, и охотно шли в издательство работать с Лебедевым. Все без исключения замечательные мастера книги были крупными живописцами или графиками, которые сумели внести достижения своей собственной живописи и рисунка в русло книжной специфики. Единственное условие, которое ставил Лебедев-редактор, — это то, чтобы книга была единым, цельным и конструктивно решённым организмом. «Сейчас над книгой работают все художники, способные работать в книге, то есть создавать чёткие и убедительные образы»,- утверждал Лебедев.

Веру Ермолаеву, Николая Лапшина и Николая Тырсу Лебедев считал своими соратниками .

Вокруг Лебедева объединялись художники не просто разные, но даже противоположные, порой не имеющие между собой ничего общего: Пётр Соколов Владимир Татлин , Александр Самохвалов, Эдуард Будогоский , Генрих Левин, Николай Радлов , Виктор Замирайло, Лев Юдин, , Владимир Стерлигов,Эдуард Криммер, Елена Сафонова, Алиса Порет, Татьяна Глебова, Павел Кондратьев, Константин Рудаков, Владимир Тамби, Павел Басманов, Юрий Сырнев . Из художников прежнего круга Лебедев сотрудничал с Владимиром Конашевичем и Дмитрием Митрохиным.

биография

Мальчиком он начал рисовать открытки, которые продавались в магазине в Санкт-Петербурге . В возрасте девятнадцати лет он провел свою первую выставку в Академии изящных искусств. В 1913 году он начал работать художником-карикатуристом в нескольких сатирических газетах, в том числе в знаменитой «Сатирикон». К этому времени он уже был плодовитым иллюстратором детских журналов «Галка» (Галчонок), «Синий журнал» (Синий Журнал), «Все журналы» (Журнал для всех) и «Аргус» (Аргус). В 1917 году проиллюстрировал детскую книгу «Лев и бык». С 1920 по 1922 год работал в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) и «Отдел агитации» (Агитпроп), создавая агитационные плакаты. В 1920-е годы поддерживал дружеские отношения. со многими деятелями своего времени, такими как Татлин , Иван Пуни , Казимир Малевич , Владимир Маяковский и литературный критик Николай Пунин , а в 1915 году он женился на скульпторе Сарре Лебедевой .

В 20-е годы он получил титул «Король детской книги»

Пионер в области детской иллюстрации, он позже скажет о влиянии своих работ: «Я все еще считаю, что положительно повлиял на создание новой советской детской книги, и, что более важно, эта книга приобрела свой собственный характер». Николай Пунин, написавший первую монографию о Владимире Васильевиче Лебедеве, охарактеризовал его как одного из важнейших иллюстраторов того времени: «После блестящих опытов с« Цирком »,« Мороженым »и рядом других детских книг, написанных им, книжные магазины представили цвета с множеством имитаций его примеров, а иллюстрации из книг отступающей культурной традиции — все иллюстрации из «Мира искусства» — бледнели по сравнению и, с точки зрения формы, начали казаться беспомощными, чрезмерно связана с эстетикой и отсутствие выражения .
»

В 1930-1940 годах он написал множество портретов своих друзей, профессиональных и спортивных моделей. Сам любит заниматься спортом. С конца 1930-х годов он начал использовать более насыщенные цвета и более толстые слои краски, создавая эффекты, напоминающие работы Ренуара .

Как и многие художники и писатели, работавшие при сталинизме , он столкнулся с официальной цензурой. Книга « Внутри радуги. Российская детская литература 1920-35: красивые книги, ужасные времена», предложенная голландским издательством «Пегас», подробно описывает угрозы, сделанные советскими властями в адрес Лебедева. Книга рецензируется в The Guardian и The Financial Times , а также в других публикациях.

В 2012 году его работы были включены в выставку в Музее современного искусства .

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в 1852 году в крестьянской семье. Обучение живописи проходил в Строгановском училище и Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и Евграфа Семеновича Сорокина. В 1881 году Лебедев был награжден большой серебряной медалью и получил звание классного художника третьей степени.

Клавдий Васильевич Лебедев писал свои картины в жанре историческом и бытовом, создавал произведения в духе реализма на современные темы и темы русской истории X-XVII столетий. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и акварелей со сценами из «домашнего быта» княжеской и боярской Руси. С 1877 года Лебедев участвовал в выставках Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Петербургской Академии Художеств, Товарищества передвижников.

С 1891 года Клавдий Лебедев стал действующим членом художественного объединения Товарищества передвижных художественных выставок. В 1893 году принимал участие во Всемирной художественной выставке в Чикаго.

В 1897 году Клавдий Лебедев был удостоен звания академика живописи, в 1906 году избран действительным членом Академии художеств. Лебедев очень много работал по теме церковной и религиозной живописи. Клавдий Васильевич Лебедев создал иконы для иконостаса болгарской церкви Святого Стефана в Стамбуле. Совместно с художником Алексеем Ивановичем Корзухиным Лебедев расписывал Вознесенский собор в городе Елец. Более ста созданных художником эскизов и рисунков хранятся в собрании церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Оригинальные акварели и рисунки Лебедева также хранятся в музее истории религии.

В 1894-1898 годах преподавал в Академии Художеств в Санкт-Петербурге в должности профессора натурного класса, с 1890 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В начале XX века Лебедев иллюстрировал Библию картинами по Священной истории Ветхого Завета. Иллюстрировал русские сказки, сотрудничал с журналами «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Нива». Участвовал в иллюстрации книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Был штатным художником издательства Ивана Дмитриевича Сытина.

Лебедев Клавдий Васильевич скончался в 1916 году в Москве.

Оригинальные рисунки К. В. Лебедева хранились в музее истории религии.

Детская книга

Детский отдел Госиздата, созданный в Петрограде в конце 1924 г., размещался на Невском пр., д.28, в Доме кoмпании «Зингер». Его возглавили два редактора, литературный и художественный: С. Я. Маршак и В. В. Лебедев. Вдвоём они поставили перед собой целью создание принципиально новой детской художественной книги. За годы их работы в издательстве появилось новая детская книга, имеющая совершенно другую форму и другое назначение, чем детская книга 19 века.

Образцом художественной формы новой детской книги критики считают литографированные книги русских футуристов 1910-х гг. Авторы этих книг отказались от типографского набора и применили литографскую технику, общую для текста и иллюстраций. Русская литографированная книга — уникальное явление в книжном искусстве 20 века, не имеющее аналогов на Западе. Художники — М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, О. В. Розанова, П. Н. Филонов — опирались в своих литографированных книгах на традицию древнерусских рукописных книг и на народный лубок.

Литографированные книги выпускала в Петрограде в 1918–1919 гг. книгопечатная артель «Сегодня». , с которой сотрудничали художники В. М. Ермолаева и Н. Ф. Лапшин.. Значительная роль в создании детской книги 1920-х гг. принадлежит частному издательству «Радуга» , возглавляемому известным в своё время журналистом Л. М. Клячко. Он и привлёк в издательство К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, не писавшего до этого стихов для детей. С издательством сотрудничали, в основном, художники, близкие кругу «Мира искусства»: С. Чехонин, Н. Кузьмин, Ю. Анненков, М. Добужинский, В. Конашевич, Б. Кустодиев, Е. Кругликова, М. Цехановский. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева. Эта скромная книга была высоко оценена Н. Н. Пуниным.

В число наиболее известных книг, проиллюстрированных В. Лебедевым, входят, прежде всего, книги написанные поэтом Самуилом Маршаком: «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Как мастер, Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. С. Я. Маршак привлёк к сотрудничеству в новом издательстве таких писателей и поэтов, как Александр Введенский, Даниил Хармс, Николай Олейников, Корней Чуковский, Л. Пантелеев, Борис Житков, Евгений Шварц,Виталий Бианки, Николай Тихонов, Михаил Зощенко, Ольга Берггольц , Вениамин Каверин и другие. Особой заслугой писателей и художников было также создание нового литературного жанра — «познавательных» книг для детей.

В сентябре 1933 года на базе этого отдела и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.

Работа в Детгизе. Тандем Лебедев-Маршак

По одним сведениям, в 1924-м, по другим, в 1925 г. В. Лебедев приходит в Детский отдел Ленинградского отделения Госиздата (Детгиз) и возглавляет художественную редакцию. Литературным редактором стал С. Маршак, который и пригласил Лебедева. С этих пор и до 1933 г. они вместе везут воз проблем, связанных с изданием новой детской книги, поиском, обучением, «взращиванием» новых, советских по миропониманию авторов и художников.

Работе в Детгизе предшествовали встреча, знакомство и сотрудничество в издательстве «Радуга», где они выпустили несколько совместных книжек. И когда пришла пора Детгиза, Маршак точно знал, кого следует сделать главой художественной редакции. И не ошибся. Б. Семенов считает содружество Лебедева с Маршаком «неразрывным». Видимо, самой судьбе было угодно соединить их. Оба относились друг к другу с высокой степенью уважения.

Тандем Лебедев-Маршак не был чем-то исключительным для того времени. В 20-х годах XX в. так работали и Маяковский, и Чуковский. Художник не был фигурой, стоящей «за спиной писателя» и следующей его рекомендациям. Он был способен создавать книгу, в первую очередь книгу для детей дошкольного возраста, самостоятельно, понимая не только художественные задачи, которые следовало бы воплотить, но и задачи содержательные, продиктованные и революционным преобразованием мира, и познавательными потребностями детей.

У В. Лебедева есть книга «Охота», изданная в издательстве «Радуга» в 1925 г. Это книга без текста. Но рисунки в ней говорят о многом, хотя выполнены очень лаконично, с минимальным цветовым разнообразием. Цвет коричневый, черный, синий с оттенками голубого, темновато-желтый. Такой подбор цвета подчеркивает драматические коллизии, возникающие на охоте. Но фигуры охотников, зверей, животных, живущих рядом с человеком, столь выразительны, столь искусно расположены и вырисованы на белом листе бумаги, что перед глазами того, кто рассматривает их, будь то взрослый или ребенок, возникает яркая картина противоборства человека и зверя, силы и разума, борьбы за жизнь, которая одинаково дорога всем. И хотя фигуры стилизованы — лиц охотников мы не видим вовсе, а изображение животных плоскостное, — анатомия их передана так четко, так правильно, в соответствии с ситуацией, в которую попадают герои книги, что нет сомнения в реальности происходящего, в напряженнейшем и опасном характере борьбы между человеком и животным. Остается только пожалеть о том, что «Охота» давно не переиздавалась, а так рисовать животных сейчас некому. Да и слово «рисовать» мне кажется здесь не совсем точным, слишком простым для Лебедева. Это создание картины, это проживание запечатленного кистью события, это палитра чувств, событием вызванных.

Лебедев и Маршак, как и представители других парных творческих союзов, были равнозначно талантливы, потому и существовали вместе так долго. Единственное, что отличало их союз: оба были руководителями редакций, а значит, отвечали не только за свою работу, но и за работу других, за издательскую политику Ленинградского отделения Детгиза в целом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: