Сергей неклюдов: «я с детства любил сказки»

О радиотехнике и работе в шпиле гостиницы «Ленинградская»

Гостиница «Ленинградская». Москва, середина 1950-х годов

Мать мне настоятельно советовала поступить в вуз, но было понятно, что по уровню подготовки в университет я не пройду. В то время для выпускников отводилось 20 % мест. На остальные 80 % шли либо люди, которые отслужили в армии, либо те, кто имел два года рабочего стажа. Конкурсы были сума­сшедшие, и мать отправила меня поступать в Пединститут имени Крупской на улице Радио, который окончила сама. Я довольно пристойно сдал экза­мены, но недобрал нужного количества баллов. Тогда я стал искать работу, и Игорь, сын того самого Гусятинского и специалист по радиоэлектронике, устроил меня на предприятие эксплуатации радиорелейных магистралей. 

Мне еще не было восемнадцати лет, а работа была сменной. Поэтому меня зачислили, но отправили подальше от глаз инспекции по охране труда ― в Балашиху, на пункт, который еще не работал  В то время устроиться на работу можно было с 16 лет, а в отдельных случаях даже раньше, но для несовершеннолетних работников существовал целый ряд ограничений: например, они не могли работать в ночную смену или сверхурочно, их рабочий день был сильно сокращен.. В школе нашим профилем была радиотехника: в классе я знал ее хуже всех, но парадоксальным образом оказался единственным человеком, который пошел по этой линии. На самом деле я этому обстоятельству очень благодарен и думаю, что это сыграло свою роль для дальнейшего умственного развития.

Последнее мое место работы в области радиотехники — шпиль гостиницы «Ленинградская» на Комсомольской площади. Оттуда открывался очень красивый вид. А предыдущим был Центральный телефонный узел на улице Мархлевского (ныне Милютинский переулок): в конце 1950-х там еще работали женщины, которые приходили туда девчонками-телефонистками чуть ли не до революции.

Анна Семёновна Голубкина(16.01.1864 — 07.09.1927)

Русский советский скульптор. Родилась в г. Зарайске Рязанской губернии. Училась в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества (1891 — 1894) и Петербургской Академии художеств (1894), в парижской академии Коларосси (1895 — 1896). В 1897 — 1898 годах работала в мастерской в Париже, получала уроки мастерства у знаменитого французского скульптора О. Родена.

В первой своей скульптурной работе «Молящаяся старуха», сделанной во время учебы в Москве, и во всем последующем творчестве Голубкина выразила свою любовь к народу.

Анна Семеновна обладала замечательными качествами педагога. Она начала работать учителем в 1901 году, преподавала скульптуру в Московском коммерческом училище.

В 1913 — 1914 годах Голубкина вела класс скульптуры на вечерних Пречистенских курсах рабочих. Она отдавала своим ученикам не только богатый опыт художника, но и часть своих скудных денежных средств.

Итогом двадцатилетней творческой деятельности А.С. Голубкиной была ее персональная выставка, открытая в Москве в Музее изящных искусств в 1914 году.

В 1923 году выходит книга А.С. Голубкиной «Несколько слов о ремесле скульптора», в которой она изложила свои взгляды на искусство и работу скульптора.

Ее работы представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и Рязанском областном художественном музее.

Лит.: Лукьянов С. Жизнь А.С. Голубкиной. М., 1975; Каменский А.А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990; Добровольский О.М. Голубкина. М., 1970.

Константин Эдуардович Циолковский(17.09.1857 — 19.09.1935)

Великий ученый-мыслитель, основоположник теории межпланетных сообщений, разработавший основы ракетодинамики и космонавтики.

Родился в селе Ижевском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье лесничего. В 1858 году семья Циолковского переехала в Рязань (здесь после скарлатины Циолковский почти полностью потерял слух). С 1868 по 1873 годы жил в Вятке, с 1869 года обучался в Вятской гимназии. Жил в Москве (1873-1876), занимался самообразованием, а с 1876 по середину 1878 года — снова в Вятке, где работал репетитором. Летом 1878 года переехал в Рязань для сдачи экстерном экзамена в губернской гимназии на звание учителя уездных училищ. О Рязани, городе своего детства и юности, всегда с теплотой вспоминал и говорил: «Корни-то мои в Рязанской земле. В этом краю прошли едва ли не лучшие годы. Чего там только не испытал: и грамоте мать научила, и первые смелые мысли пришли». Рязань в творческой деятельности К.Э Циолковского занимает особое место. На одном из чертежей орбит планет солнечной системы, хранящемся в Академии наук, есть его надпись: «8 июня 1878 года. Воскресенье. Рязань. С этого времени стал составлять астрономические чертежи». Живя в Рязани, К.Э. Циолковский строит специальную центробежную машину — прообраз тех, на которых тренируются космонавты в наши дни.

Рязань К.Э. Циолковский покинул в возрасте 23 лет, имея опыт научной работы и твердое решение посвятить жизнь науке и человечеству.

С 1880 года по 1892 год жил в Боровске Калужской губернии, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище.

В 1880-е годы начал заниматься вопросами воздухоплавания. По результатам исследовательской работы в 1886 году появилась рукопись «Теория и опыт аэростата», хотя первые знаменитые рязанские тетради («Грезы о Земле и небе») написаны им еще в 1879 году.

В феврале 1892 года переехал в Калугу, где преподавал арифметику и геометрию в уездном училище (1892 — 1900), а с 1899 по 1918 — в Калужском женском епархиальном училище. Окончательно оформил свои математические мысли о ракете как реактивном приборе для исследования мировых пространств.

Написал около 600 работ по воздухоплаванию, авиации и аэродинамике, а также по философии, астрономии, ракетной технике и межпланетным сообщениям.

К.Э. Циолковский — гениальная личность. Этот человек дал русской и мировой науке столько оригинальных, пролагающих новые пути мыслей и открытий, что имя его бессмертно в истории цивилизации.

Рязанцы увековечили память о своем знаменитом земляке, назвав именем Циолковского одну из центральных улиц города, на которой в 1982 году открыт памятник ученому (скульптор O.K. Комов). На его родине, в селе Ижевском, в 1967 году открыт музей К.Э. Циолковского.

Лит.: Гусев Е.Б. Исторический аспект значимости личности К.Э. Циолковского Рязанская областная краеведческая конференция. 1990; Курышев В.И., Гусев В.Б., Муртазов А.К. Наблюдения ИЗС на родине К.Э. Циолковского Земля и вселенная. 1988. №4. с.44-46; Радченко Г. «Корни мои в Рязанской земле» Рязанский комсомолец.1982.16 сент.

Детство и юность

Владимир Николаевич Войнович родился 26 сентября 1932 года в Таджикистане, в городе, который носил название Сталинабад, а ныне Душанбе, столица республики. Когда Войнович уже стал популярным писателем, он получил от поклонника таланта книгу о происхождении фамилии. Как оказалось, род происходит от знатной сербской княжеской ветви.

Владимир Войнович в детстве и юности

Отец будущего писателя занимал должность ответственного секретаря и редактора республиканских газет. В 1936 году Николай Павлович позволил себе высказать предположение о том, что в отдельно взятой стране невозможно построить коммунизм, а сделать это допустимо только во всем мире сразу.

За это мнение редактор был осужден на пять лет ссылки. Вернувшись в 1941 году, Войнович-старший ушел на фронт, где почти сразу получил ранение, после которого остался инвалидом. Мать маленького Владимира работала в редакциях мужа, а позже учителем математики.

Владимир Войнович в молодости

Детство мальчика трудно назвать безоблачным и легким. Семья часто меняла место жительства. Владимир Николаевич так и не смог получить полноценного образования, посещая школу время от времени. Войнович окончил ремесленное училище, сначала получая образование столяра (кропотливая работа пришлась не по душе молодому человеку), а затем плотника. В молодости поменял множество рабочих специальностей, пока в 1951 не ушел в армию.

Демобилизовавшись в 1955 году, юноша окончил десятый класс школы, проучился полтора года в педагогическом институте. Не получив диплома, уехал на целину. Бурная юность в конечном итоге занесла писателя на радио, куда в 1960 году Войнович устроился редактором.

О Шаламове

Варлам Шаламов

С 1956 по 1966 год мама была замужем за Варламом Шаламовым. Дата их расставания у меня синхронизирована с моим собственным разводом с моей первой женой, художницей Надей Эльской  Надежда Всеволодовна Эльская (1947–1978) — художник-нонконформист, ученица Оскара Рабина, участница «Бульдозерной выставки» (1974). Ее персональные выставки проходили в ФРГ, Швейцарии, Франции.. Мы прожили неполный год и потом мирно разошлись — больше я ее, увы, не видел. Когда мы были женаты, Надя еще не рисовала — ей было восемнадцать лет, — а потом стала известна главным образом благодаря «Бульдозерной выставке»  Одна из самых известных акций московских художников-нонконформистов ― не санкцио­нированная властями уличная выставка, организованная 15 сентября 1974 года в Беляево, которая была уничтожена при помощи бульдозеров, отчего и получила свое название.. Мы расстались примерно в 1966 году, и в это же время мать развелась с Варламом. Но поскольку разъезжаться было некуда, мы с мамой какое-то время продолжали жить вместе с ним. В маминой комнате — она же гостиная — стоял телевизор. Шаламов смотрел там футбол: он был страстный болельщик.

Отношения были сложными. Я был уже не в том возрасте, мне новый папа не был особенно нужен, голова была занята совершенно другим. Отношения с матерью у них тоже были в высшей степени шероховатые, оба были уже не очень молоды, оба — с нелегкой судьбой. Он в особенности. В общем, не складывалось, идиллии не было. Но для меня отношения с Варламом очень многое определили. Не могу сказать, что он меня воспитывал: не мог он воспитать, да я бы никогда и не дался. Но само его присутствие, общение, конечно, определили в огромной степени мои литературные вкусы и в очень большой степени политическое понимание хода истории и общественных событий.

Мне много раз случалось рассказывать о Варламе Тихоновиче, и это невероятно сложно, потому что у меня перед глазами стоит бытовой человек. Мы жили практически в одной комнате десять лет, и это было нелегко. Быт заслоняет очень многое. Тем более что близких отношений у нас не было. Хотя было и много общего. 

О похожих сказках разных народов

Наш интерес к фольклору начинается с удивления по поводу подобий. Почему сказки народов, которые, возможно, никогда не соприкасались друг с другом, похожи? Может быть, у этих народов есть общие корни. Но все равно условия, в которых они живут, совершенно разные. А истории они рассказывают похожие. Почему? Это одна из загадок. И один из главных приемов в научном исследовании — это регистрация сходств в материале. Когда ты видишь в нем вспыхивающие точки схождений, это и есть некоторая основа, с которой можно начинать. А уже потом выявлять, классифицировать, объяснять, почему они сходны, смотреть аналогии и так далее. 

Об устной и книжной культурах

Если считать, что книжная культура существует, например, пять-шесть тысяч лет, нужно понимать, что тот масштаб письменности, с которым мы знакомы сегодня или были знакомы в XIX веке, будет стремительно падать по мере того, как мы будем уходить вглубь веков. В итоге мы придем к нескольким «первич­ным очагам» книжной культуры, которые тонут в море культуры устной. Сделав еще один шаг назад, мы найдем чистое поле фольклорных традиций, существовавших на протяжении десятков тысяч лет. Тогда человек передавал все знание, необходимое для своего существования, для понимания и концеп­туализации окружающего, для обобщения опыта, только в устных формах. Эти устные формы выработали целый ряд механизмов производства и воспроиз­водства, хранения и передачи своих текстов.

Устная культура — базовая форма культуры, которая не умирает, когда появляется письменная. Если мы хотим понять, как в своих основах устроена культурная традиция в широком смысле слова, культура как коммуникация, как передача знаний и сообщений, то нужно изучать фольклор, потому что в нем все это содержится в чистом виде.

другие герои «ученого совета»

Габриэль Суперфин

Специалист по архивам — о необычном имени, детдоме, учебе в Тарту и работе садовником

Ольга Попова

Рождение в Бутырской тюрьме, три года в гипсе, томик Бенуа и древнерусские фрески

Виктор Храковский

Лингвист и филолог — о яблочном варенье, очень необычном профессоре и бацбийском языке

Светлана Толстая

Лингвист и академик РАН — о муже Никите Ильиче Толстом, экспедициях, синем снеге и чтении

Борис Равдин

Историк культуры и филолог — о том, почему филологу не нужны костыли

Ревекка Фрумкина

Об убийстве на Большом Каменном мосту, пятом пункте, чтении без словаря и глокой куздре

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

Ангелы и люди

Иногда на полотнах художника можно встретить ангелов. Например, на картине 1999 года «Ангел-хранитель» босой мужик в залатанном костюме несет на руках крохотную фигурку. Малыш с крыльями трогательно прижимается к нему. Куда направляются герои, они недавно встретились или давно знакомы – история наполнена тайнами.

Ангел-хранитель, 1999 год. Холст, масло, 70 х 80 см

При знакомстве с ней возникает ощущение безысходности и щемящей тоски. Но авторам созданы и совершенно другие по настроению «картинки». В его фантастическом мире всегда есть место иронии и гротеску, а музой может стать даже дородная деревенская женщина.

Умники и умницы

Владимир Боровиковский. Безбородко с дочерьми

Зинаида Серебрякова. Автопортрет с дочерьми

? С. 158– Вы поняли, какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке? – спросил Михаил Потапович.

? А ты понял(а)? Что же помогло тебе догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия?

Похожи ли сёстры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского, и на портрете Зинаиды Серебряковой? ? Сможешь ответить на эти вопросы?

Глядя на одежду и причёски изображённых на портретах людей, мы можем догадаться, какой портрет написан в XVIII, а какой в XX веке. На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татой, Татьяной (справа).

Девочки на каждом портрете похоже одеты (у сестёр Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестёр Серебряковых одинаковые тельняшки): так во все времена принято одевать сестёр.

На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестёр на этом портрете – всё это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу

Можно обратить внимание на медальон, который находится на длинной нитке жемчуга и который нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры

Таким образом, все изображённые члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображён на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.

На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображённых человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь, во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряжённость, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.

Таким образом, делается понятно, что людей на обоих портретах связывают самые нежные, родственные чувства.

– Чем нам интересны люди на портрете 18 века? – спросил Михаил Потапович. – Неужели только тем, как они одевались и как причёсывались? ? Ты можешь ответить на этот вопрос?

Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.

– Можно ли сказать, что с течением времени всё меняется: одежда, причёски, чувства? – решил уточнить Михаил Потапович. – Что всё-таки остаётся неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18-й или 20-й? ? Как ты ответишь на этот вопрос?

С течением времени не всё меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остаётся неизменным.

– Давайте послушаем музыку Сергея Прокофьева – фрагмент из второго акта балета «Золушка», который называется «Большой вальс», – предложила Анишит Йокоповна.

? О чём же рассказывает музыка: Золушка уже попала на бал или ещё нет?

Музыка вводит нас в роскошный мир начавшегося бала.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

4.7 / 5 ( 29 голосов )

Иван Петрович Пожалостин(06.06.1837 — 25.12.1909)

Русский художник, гравер. Родился в с. Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии. Учился у Н.С. Иванова в Рязани, затем в Академии художеств. В 1868 году получил звание классного художника 1-й степени за гравюру «Филарет, митрополит московский», в 1871 — академика за гравюру «Несение креста» с оригинала Л. Караччи.

В 1883-1894 годах преподавал в Академии художеств. С 1892 года — профессор.

Один из последних в русском искусстве мастеров резцовой гравюры на меди, которую он дополнял новыми механическими приемами гравирования. Наиболее интересные произведения, кроме названных: «Птицелов» с картины В.Г. Перова и целая галерея портретов, в том числе Г.Р Державина, К.П. Брюллова, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева и др.

Произведения И.П. Пожалостина хранятся во всех крупных музеях страны. Наиболее полное собрание — в Рязанском художественном музее, который носит имя И.П. Пожалостина,

С 1897 года постоянно жил в Солотче под Рязанью, где в 1992 году был открыт мемориальный Дом-музей академика И.П. Пожалостина. Похоронен на территории Спасского монастыря в Рязанском кремле. Его именем названа одна из улиц г. Рязани.

Лит.: Русская старина. СПб., 1881. Авг., сент., окт.; Чугунов С. Академик из народа Гордость земли Рязанской. М., 1973. С. 293 — 297.

Двигубский Николай Львович. Биография: истоки

Родился он 18 ноября 1936 года в Париже. Интересно, что настоящая фамилия отца Николая — Бирюков, а вовсе не Двигубский. Его мама Галина Олеговна после революции 1917 года бежала в Париж с Двигубским — белым офицером, который стал ее мужем. Живя в столице Франции и нажив пятерых детей, Двигубский изменил жене, и она выгнала его из дома, не давая развода.

Выйдя потом замуж за Льва Николаевича Бирюкова, Галина Олеговна не стала менять фамилии, и все дети ее носят фамилию Двигубского. Будучи дворянкой, Галина Олеговна не была белоручкой, стала шить на заказ платья и вскоре продвинулась по этой стезе — стала портнихой Марлен Дитрих и других известных особ того времени. Отец Николая, Лев Николаевич, занимался авторемонтом, они жили в просторной четырехкомнатной квартире и имели четыре машины.

Во время Второй мировой войны Лев Николаевич вступил в Сопротивление и боролся против фашистов, а Галина Олеговна повсюду находила русских девушек, попавших в плен, и помогала им вернуться на родину, не ведая, что их тут же ссылали в лагеря.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский(01.01.1827 — 26.02.1914)

Географ с мировым именем, путешественник, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1873) и Академии художеств (1874). Вице-председатель Императорского географического общества (1873-1914) и президент Русского энтомологического общества (1890- 1914), член Государственного Совета (1897). Родился в поместье Рязанка при с. Урусове Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинского района Липецкой области). Происходит от рязанских боярских детей Семеновых, владевших с XVI в. вотчинами в Пронском, Раненбургском уездах Рязанской губернии.

В 1845 году в Петербурге с отличием окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1848 году — естественное отделение Петербургского университета. В 1849 году избран членом Императорского Русского географического общества. В 1849-1851 годах исследовал бассейны рек Оки и Дона, защитил магистерскую диссертацию. В 1853-1855 годах слушал лекции в Берлинском университете и в научных поездках изучал географию, экономику в Германии, Франции, Италии.

В 1856-1857 годах посетил Западную Сибирь, Рудный Алтай, первый проник и исследовал Тянь — Шань, где открыл мощное оледенение при большой высоте снеговой границы и связал это с сухостью климата.

В 1858 году приглашен к подготовке крестьянских реформ. В 1859-1860 годах являлся членом- экспертом и правителем Редакционных комиссий для составления законопроектов об освобождении крестьянства с землей от крепостной зависимости. Будучи директором образованного Центрального статистического комитета и председателем статистического совета, создал государственную статистику на научной основе. В 1897 году организовал первую перепись населения России.

В 1880 — 1884 годах разработал новое экономико-географнческое районирование Европейской части России, выделив 12 районов. Создал с географами пятитомный монументальный труд «Географическо- статистический словарь Российской империи».

В 1873 — 1914 годах, возглавляя Императорское Русское географическое общество, организовал и поддерживал более 170 экспедиций блестящих исследователей-географов, путешественников для изучения Средней и Центральной Азии, Дальнего Востока и др.

В 1882 году назначен сенатором 2-го (крестьянского) департамента Правительствующего Сената, в 1897 — членом Государственного Совета.

В 1881 — 1901 годах под его общей редакцией издана 12-томная «Живописная Россия», в 1899-1914 годах под общим его руководством опубликованы 11 томов «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей».

Его именем названы горные пики, хребты, ледники в Центральной и Средней Азии, на Аляске, Шпицбергене и около 100 новых форм насекомых и растений. Весной 1906 года, в связи с 50-летием со дня путешествия на Тянь-Шань, почетному члену 73 академий, университетов и ученых обществ мира, всемирно известному географу был присвоен титул Тян-Шанский.

В 1860 году он приобрел имение Гремячка (ныне Милославского р-на Рязанской области), в которое приезжал с семьей каждый год. Здесь открыт мемориальный музей.

Лит.: Козлов И.В., Козлова А.В. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. М.,1991; Органова Н.М. Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович К неведомым землям. М., 1989. С. 143-187; Мещеряков В. Из истории родных мест П.П. Семенова-Тян-Шанского Рязанский следопыт. 1994. № 3. С. 17-21; Тимошечкина Е. Генеалогическое древо семьи Семеновых-Тян-Шанских Рязанский следопыт. 1994. №3. С. 16-17.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: