Милашевский Владимир Алексеевич
31.10.1893 — 07.01.1976
Владимир Алексеевич Милашевский — русский советский художник. Рисовальщик, акварелист, живописец, иллюстратор. Член объединений «Мир искусства», «4 искусства», один из организаторов группы «Тринадцать». Оформил около 100 книг. Его рисунки к русской и зарубежной классике стали классикой жанра иллюстрации.
Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия). Юные годы Милашевского прошли в Саратове, где находился лучший в России провинциальный художественный музей, где начинали свой творческий путь поэт М.А. Кузмин, живописец В.Э. Борисов-Мусатов. Неудивительно, что Милашевский с детства «заболел» искусством. В 1905-1910 годах учился в вечерних классах Боголюбовского рисовального училища и частных студиях Саратова.
В 1911-1913 годах в Харькове, куда переехала семья Милашевских, юноша посещал частную студию А.И. Грота. В 1913 поступил на архитектурное отделение Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. В 1915-1916 годах оставил Академию и начал заниматься в Новой художественной мастерской (НХМ), где его товарищами по учебе были Г.С. Верейский и Б.Д. Григорьев, а преподавателями – М.В. Добужинский и А.Е. Яковлев. Мастера «Мира искусства» оказали огромное влияние на молодого художника. Милашевский был близко знаком с А.Н. Бенуа.
Работая в НХМ, познакомился с Михаилом Кузминым и Юрием Юркуном, для которого нарисовал экслибрис.В 1921 иллюстрировал «Занавешенные картинки» М. Кузмина.
Любимый вид искусства Милашевского – графика. Портреты, пейзажи, бытовые сцены, исполненные художником в 1920 – 1930-х, отличаются меткостью характеристик, остротой деталей, чувством времени.
В 1924 году В.А. Милашевский переехал в Москву. До этого три года он жил в Петрограде, в созданном М. Горьким для спасения интеллигенции Доме искусств, где соседями его были Николай Гумилев, Валентина Ходасевич, Осип Мандельштам, Ольга Форш. Со многими из них Милашевский именно там и познакомился.
В 1929–1931 годах имя В.А. Милашевского было известно как одного из теоретиков и организаторов творческой мирискуснической по направленности группы «Тринадцать». Собственно, всего три года просуществовала эта группа, в которую в разное время входили Татьяна Маврина, Николай Кузьмин, Антонина Сафронова, Борис Рыбченков, Даниил Даран, Ольга Гильдебрандт, Юрий Юркун, Валентин Юстицкий и другие молодые художники. Вернуть рисунку самостоятельность и эстетическую ценность, с одной стороны, с другой — работать эмоционально и молниеносно – вот два основных принципа, обусловившие создание «Тринадцати». Именно тогда Милашевский разработал особый «метод темпа» – мгновенно выполненный, порой даже не пером, а спичкой, динамичный и эмоциональный рисунок.
В последние десятилетия Милашевский много работал как книжный график. Именно к этой области относятся самые известные его работы: рисунки к «Посмертным запискам Пиквикского клуба» Чарльза Диккенса, превосходные иллюстрации к пушкинским сказкам, к «Коньку-Горбунку» Петра Ершова, а также к книгам современников («Тринадцать трубок» Эренбурга, «Уральские сказки» Бажова), и детским книгам.