Статьи
Награждения В. А. Закруткина
- Закруткин Виталий Александрович : // Лауреаты Сталинских премий в области художественной прозы, поэзии, драматургии. 1941—1951 гг.: указ. лит. — Новосибирск, 1951. — С. 11.
- О награждении В. А. Закруткина в связи с его пятидесятилетием орденом Трудового Красного Знамени // Литература и жизнь. — 1958. — 18 апр.
- В Президиуме Верховного Совета СССР : // Молот. — 1967. — 29 окт.
- Лауреаты Государственной премии РСФСР 1970 года : // Литературная газета. — 1971. — 1 янв. — С. 3.
- О вручении ордена Трудового Красного Знамени писателю В. Закруткину // Литературная газета. — 1971. — 3 нояб. — С. 1.
- О награждении писателя Закруткина В. А. орденом Ленина : : Указ Президиума Верховного Совета СССР // Литературная газета. — 1978. — 29 марта. — С. 1; Молот. — 1978. — 28 марта.
- Чествование писателя В. А. Закруткина : // Молот. — 1978. — 16 мая.
- Премии : [информация об итогах конкурса за 1981 г. на лучшие произведения литературы г. Ростов н/Д. Первой премии, учрежденной производственным объединением Ростсельмаш и совхозом «Гигант» за лучшее отображение в литературном произведении рабочего промышленного предприятия и труженика сельского хозяйства, удостоен В. Закруткин как автор серии очерков о селе в центральной и местной печати] // Литературная газета. — 1982 — 20 янв. — С. 6.
- О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры. : Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР // Собр. постановлений Правительства СССР. — 1982. — № 89. — С. 3; Правда. — 1982. — 5 нояб.; Известия. — 1982. — 5 нояб.; Советская культура. — 1982. — 6 нояб. — С. 3.
- Литературная премия — земляку : // Молот. — 1983. — 4 авг.
Детство и юность
Родина Владимира Александровича Серова — деревня Эммаус, что в 15 км от Твери. Художник родился в 1910 году в семье сельских педагогов — Александра Прокопьевича и Надежды Ильиничны. Мама была признана заслуженным учителем школы РСФСР и награждена орденом Ленина. Дед живописца, Илья Тимофеевич Успенский, был священником.
Художник Владимир Серов
У Володи было двое старших братьев — Николай и Евгений.
Семья переехала в уездный город Весьегонск, где познакомилась с художником Савелием Шлейфером. Тот вращался в кругу петроградских художников-авангардистов, а теперь спасался в Тверской губернии от голода, поразившего Северную столицу.
Живописец охотно стал учить мальчика рисовать, приняв в свою студию. Савелий Яковлевич трагически окончит дни в Освенциме, а коллекцию своих работ завещает любимому ученику. Ныне они хранятся в мемориально-художественном музее Владимира Серова в Эммаусе.
Владимир Серов работает над картиной «Последний патрон»
Для маленького Володи не стоял вопрос будущего призвания — он в раннем детстве понял, что будет художником. Родители мальчика были убежденными революционерами, и автор будущей ленинианы еще в детстве нарисовал первый портрет Ильича.
Значимым моментом биографии стал переезд в Петроград, где в 1927 году Владимир поступил в Высший художественно-технический институт (бывшую Академию художеств). Наставником юноши стал исторический живописец и портретист Василий Савинский. В качестве дипломной работы Серов представил полотно «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году».
Школьники в музее Владимира Серова в Эммаусе
Закончив вуз в 1931-м, молодой человек пошел в аспирантуру к заслуженному деятелю искусств Исааку Бродскому и окончил обучение в 1934 году выпускной работой “Сибирские партизаны”.
Личная жизнь
С портрета жены художника на зрителя смотрит брюнетка с вдумчивым взглядом глубоко посаженных карих глаз. Это Генриетта Григорьевна Серова. Картины, посвященные супруге, Владимир Александрович писал в 1960-е годы. Они нежны, чувственны и разительно не похожи на громкие полотна социально-политической направленности.
Супруга живописца — автор монографий по творчеству Василия Савинского и Николая Касаткина. Она родила мужу детей — Ярослава и Марию.
Дочь и жена Владимира Серова
Музей в Эммаусе хранит страницы альбома, где Серов вел живописную летопись жизни дочери. Здесь скетчи и наброски девочки с первых лет: сначала она у материнской груди, потом делает первые шаги, затем держит ложку и гладит собаку. Эти бытовые зарисовки излучают нежность, лиризм и открывают художника как глубоко любящего отца и мужа, личная жизнь которого была скрыта от посторонних глаз.
До сих пор стоит вопрос, был ли у живописца, воспевавшего дело революции, конъюнктурный мотив, или тот хранил верность партии по зову сердца. Известно только, что его старший брат Николай подвергся репрессиям в 1939 году, и Серову с семьей даже пришлось скрываться в дедовом доме в Эммаусе.
Интересные факты
- Гиляровский работал пожарным и табунщиком. Навыки циркача пригодились ему в Ростове-на-Дону, где он занимал пост наездника.
- В детстве воспитанием Владимира занимался его дед, который обучил его плаванию и боксу.
- Друзьями журналиста были Илья Репин, Сергей Есенин, Иван Бунин, Александр Блок, Максим Горький, а также другие актеры, поэты, художники и журналисты.
- Первая книга писателя была не только запрещена, но и сожжена. В 1887 году она была уничтожена властями. Несколько страниц журналист смог сохранить.
- Гиляровский умел сгибать пальцами медную монету и завязывать в узел кочергу.
- Именем журналиста названа одна из планет Солнечной системы.
Впечатления
В своих воспоминаниях о творческих путешествиях на Север художник писал: «Если мне в моих работах удалось хоть в какой-то мере передать красоту внешнего и внутреннего богатейшего духовного облика представителей народов ханты и манси, то я уже этим буду счастлив».
В Ханты-Мансийске находится более 100 произведений художника, объединенных в экспозиции «Северный путь Мастера», которая в полной мере может дать представление о жизни коренных малочисленных народов Севера.
Кроме того, посетителей привлекает особое пространство — «Белая комната» — где можно полностью погрузиться в мир художника при помощи необычной инсталляции, включающей фотографии из личного архива художника, его цитаты и предметы его личного быта.
Факты из биографии
- В течение трех лет после окончания школы Владимир работал корреспондентом в районной газете, грузчиком и слесарем-фрезеровщиком. Был членом райкома ВЛКСМ, выдвигался на должность секретаря райкома комсомола.
- Затем в течение трех лет служил в армии. Служба проходила в Москве.
- В 1961 г. вступил в коммунистическую партию.
- В 1962 г. подавал документы в Литинститут им. Горького, но не смог поступить.
- В 1967 г. окончил филфак Московского областного пединститута им. Крупской.
- После института работал учителем в школе, параллельно занимался литературным творчеством, совмещая это с работой на телевидении и в нескольких издательствах, в т.ч. в «Современнике», где он занимал должность парторга.
- Первая книга Крупина, сборник рассказов «Зерна», вышла в 1974 г. Герои рассказов – простые вятские крестьяне.
- Вскоре после выхода первой книги, в 1975 г., Владимир Николаевич стал членом Союза писателей СССР.
- В 1976 году уволен из издательства «Современник» в связи с выходом в свет скандально известного романа Георгия Владимова «Три минуты молчания».
- С начала 1980-х годов Крупин стал воцерковляться, и постепенно главной темой его творчества стало Православие.
- В 1980 г. в журнале «Новый мир» была опубликована повесть «Живая вода», которая была переведена на многие языки мира и принесла писателю мировую славу. Главный герой произведения обнаружил источник, знаменующий собой духовную жизнь и исцеляющий от недуга алкоголизма.
- В 1981 г. в журнале «Наш современник» печатается повесть «Сороковой день». Правдивое описание проблем сельской жизни было воспринято властями как очернительство и угроза советскому образу жизни. За публикацию повести уволили с работы заместителя главного редактора Юрия Селезнева.
- В 1990 году Крупин в числе других писателей подписал «Письмо 74-х», где они выступили в защиту русского народа от обвинений в расизме и шовинизме. В этом же году было подписано «Римское обращение» писателей, также касающееся национального вопроса. С 1986 по 1990 год Крупин был членом редакционной коллегии журнала «Новый мир» и входил в состав правления СП СССР.
- С 1990 по 1992 год занимал должность главного редактора литературного журнала «Москва».
- С 1990 по 2017 год участвовал в фестивале православного кино «Радонеж» – сначала в качестве члена жюри, затем (многие годы) – председателя.
- С 1994 по 2001 год преподавал православную педагогику в Московской Духовной академии.
- В 1995 году публично отказался от премии Льва Толстого. Отказ был вызван резким неприятием религиозных исканий классика.
- С 1998 по 2003 год был главным редактором православного журнала «Благодатный огонь».
- В 2011 г. писателю присуждена Патриаршая литературная премия им. Кирилла и Мефодия.
- В 2013 г. по итогам Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского, была издана книга «Преподобный учитель», соавторами которой стали Владимир Крупин, Петр Синявский и 27 тысяч детей из 68-ми регионов России.
- В 2016 г. Крупину присвоено звание «Почетный гражданин Кировской области».
- В 2020 году стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии им. Валентина Распутина за новую книгу «Эфирное время».
- 13 июля 2020 года в компании православных активистов, организовавших крестный ход, участвовал в освящении истока реки Вятка и водружении Поклонного креста. Этому предшествовало уничтожение языческой символики – деревянных фигур персонажей русских сказок и удмуртского фольклора, установленных на поляне у истока в 2006 году.
- В 2021 году входит в состав жюри Всероссийского детского творческого конкурса «Заглянем в историю вместе», является вице-президентом Академии Российской словесности и сопредседателем Союза писателей России.
Ранние годы
Биография Гиляровского началась в Кубенской волости в семье запорожских казаков. Его отец Алексей Иванович работал управляющим за лесным имением графа Олсуфьева. За свои заслуги он получил чин в Вологодской губернии, где служил приставом. Мать Надежда Петровна занималась ведением домашнего хозяйства.
В 1865 году Владимир пошел в школу. Он не был прилежным учеником и уже в первом классе остался на второй год. Учеба не интересовала подростка так, как литература. Уже в средних классах он стал писать стихи про учителей, а также серьезно занялся изучением иностранных языков.
Гиляровский отлично владел французским языком и уже в школьные годы занимался переводами
В гимназии Владимир Алексеевич увлекся акробатикой. Он в течение двух лет занимался цирковым искусством и общался с народными артистами, отправленными в ссылку. Значительное впечатление на будущего легендарного писателя произвела книга «Что делать?», написанная Чернышевским. После прочтения он твердо решил заняться литературой.
В 1871 году Гиляровский не смог поступить в университет, но и домой возвращаться не пожелал. Он оставил дома деньги и документы, а сам подался в бега. В течение некоторого времени он работал бурлаком в Ярославле. Вместе с другими мужиками он прошел длинный путь по Волге. Группа добралась до Рыбинска, где Гиляровский остался работать в порту. Позднее парень поступил на службу в Нежинский полк.
В 1873 году писатель был отправлен на учебу в юнкерское училище. Уже через месяц его отчислили за постоянное нарушение дисциплины.
Какое-то время Владимир работал истопником на заводе в Ярославле. Он успел сменить еще несколько профессий перед тем, как стать актером. Мужчина выступал с труппами в Тамбове, Рязани, Воронеже и остальных крупных городах страны.
Владимира Алексеевича называли почетным пожарным Москвы
Когда началась русско-турецкая война, Гиляровский пошел в армию. Он служил на Кавказе и защищал Родину. За заслуги он получил орден Святого Георгия и медаль «За русско-турецкую войну». В военные годы он не забывал о своем увлечении. Он часто писал стихи и делал зарисовки. Свои работы Владимир Алексеевич отправлял отцу, который хранил их до конца дней.
Впервые стихи писателя увидели свет в конце лета 1881 года. Его творчество было опубликовано в журнале «Будильник». С этого года мужчина завершил свои скитания переехал в Москву и стал больше работать над написанием произведений.
Гиляровский печатался в «Русской газете», «Русских ведомостях», «Русской мысли», «России», «Московском листке» и в ряде других газет и журналов.
Уже через 2 года Владимир Алексеевич стал учредителем Русского гимнастического общества. Он написал множество произведений, которые сделали его популярным. Гиляровский был отличным знатоком истории Москвы. Он получил звание «Король московских репортеров».
Владимир Гиляровский был заинтересован во многих сферах жизни. В 1887 году он поднял проблему бездомных животных в столице. Его репортаж носил название «Ловля собак в Москве». В том же году была выпущена книга «Трущобные люди», которая стала первой в его биографии.
Так как среди друзей писателя было множество художников, то он был запечатлен на нескольких картинах. Так, например, Гиляровский позировал для Ильи Репина, который писал при этом работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Гиляровский стал прообразом для памятника Гоголю в Москве
В 1894 году был выпущен сборник его стихов, получивший название «Забытая тетрадь», а через 2 года выпустил репортаж о катастрофе на Ходынском поле во время правления Николая II. В 1915 году писатель выпустил «Марш Сибирских стрелков», а через год написал статью, которая была пронизана патриотизмом и названа «Сербией».
До 1917 года многие произведения писателя были запрещены к публикации. Он жаловался на то, что, несмотря на свою популярность, у него не было денег. Писателю приходилось влезать в долги, которые его «душили». После того как произведения журналиста перестали печатать, он основал собственное «Русское гимнастическое общество» и стал выпускать свой журнал.
После Революции журналист стал активно работать на благо журналов «Вечерняя Москва», «Огонек», «Известия» и «Прожектор». В 1922 году вышла одна из его популярных работ — «Стенька Разин». Позднее вышли книги «Москва и москвичи», «Записки москвича», «Люди театра» и «Мои скитания».
Писатель продолжал заниматься творчеством даже в глубокой старости. Он почти полностью ослеп, но не бросил любимое дело. Последняя работа — «Люди театр» — была опубликована в 1941 году после смерти писателя. Дочь поэта Надежда настояла на том, чтобы книга увидела свет.
Газета, выпускаемая Владимиром Алексеевичем, получила название «Журнал спорта»
История
В 2021 году исполнится 100 лет со дня рождения художника Владимира Александровича Игошева и 20 лет со дня основания Дома-Музея В.А. Игошева.
Владимир Игошев родился на хуторе Игошевский, близ села Аскино (Башкирия) в большой трудолюбивой семье хлебопашца. Окончил Башкирское художественное училище, по окончании которого был призван в армию, а затем — на фронт. Как всякий ищущий художник, Игошев всегда стремился к новым впечатлениям, к новым местам. За свою долгую жизнь Владимир Александрович побывал в творческих поездках за рубежом, и в самых дальних регионах Советского Союза, но навсегда в его сердце остался Северный край. Впервые художник приехал на Север в 1954 году, и потом в течение 40 лет ежегодно, а бывало и несколько раз в год, Игошев приезжал в Ханты-Мансийский край и изучал богатейшую культуру северных народов – ханты и манси. Многолетние поездки художника в Югру, изучение им жизни северных народов, правдивое и художественное изображение людей и природы дают основание считать Игошева историком мансийского народа. В его художественном наследии запечатлены не только традиционный быт и костюм, но и красота северной природы. Игошев был очень чутким колористом, и снег в его пейзажах буквально искрится и замечательно передает настроение морозного солнечного дня.
Личная жизнь Аркадия Александровича
Художник всецело был поглощен творчеством, так что времени на личную жизнь у него не оставалось. Его семьей можно назвать сестру, на которой женился друг Алексей Юдин, и племянников.
Сестра с мужем жила на самом высоком берегу Вятки в деревянной избушке. Аркадий Александрович почти все время находился с ними. Все трое увлекались живописью, бесконечно много рисовали.
У Рылова были племянники Миша, Соня и Лена. Ребятишек художник очень любил, так как они не давали ему скучать.
В тяжелые голодные революционные годы Юдины продержались только благодаря Аркадию Александровичу, которого все любили и постоянно помогали хлебом, сахаром, другими ценными вещами.
После смерти обоих Юдиных, Рылов заботился о своих племянниках, открыл талант к рисованию у Сони, которую учил у себя в мастерской. Даже, когда Соня, после профессионального обучения и успешных продаж картин, перестала рисовать, не стал ее осуждать, а спокойно принял решение девушки.
Портрет Аркадия Рылова (1924)
Карьера в авиации и космонавтике
Осенью 1949 года Шаталов был принят летчиком-инструктором в авиационный полк Качинского ВАУЛ. После окончания командного факультета Краснознаменной Военно-воздушной академии ВС СССР продвинулся по службе до заместителя командира эскадрильи, после чего стал командиром эскадрильи. С весны 1960 года будущий космонавт назначается заместителем командира авиаполка. Зимой 1961 года он переведен на должность старшего инспектора-летчика отдела боевой подготовки в 48-й воздушной армии (Одесский военный округ).
В 1963 году Шаталов попал во второй отряд космонавтов, в течение шести лет проходил подготовку к полетам в космос и впервые должен был полететь в 13 часов 13 января 1969 года. На улице был сильный мороз, и один из приборов замерз. Пришлось вынимать космонавта из корабля, а старт переносить на следующий день.
Это был сложный полет, во время которого произошла первая стыковка на орбите двух космических пилотируемых кораблей, запущенных с разных стартовых площадок. Полет прошел в штатном режиме, корабли состыковали вручную, космонавты из «Союза 5» – Евгений Хрунов и Алексей Елисеев – перешли к Шаталову в «Союз 4» и вместе вернулись на Землю.
Все волновались, так как за два года перед этим разбился при посадке корабля «Союз-1» космонавт Владимир Михайлович Комаров. После приземления космонавтов встретили и повезли на встречу в Кремль. Тут случился неприятный инцидент. По машинам открыл огонь из двух пистолетов мужчина, переодетый в форму милиционера. Его схватили, но водитель одного из автомобилей был убит, а офицер охраны – ранен.
Второй полет был назначен на 13 октября. И снова вмешался случай – во время старта не отошла кабель-мачта, а космонавтов вновь доставали из корабля. В итоге из пяти стартов только три прошли удачно.
Во время третьего полета должна была произойти стыковка корабля с космической станцией. Полностью соединиться не получилось: что-то заклинило, и космонавты долгое время не могли не перейти на станцию, ни расстыковаться. Только профессионализм, интуиция и смекалка помогли команде найти выход из сложной ситуации.
После третьего полета Владимир Александрович был назначен помощником главкома ВВС и начальником Центра подготовки космонавтов. На этом посту ему пришлось расследовать катастрофы и причины гибели космонавтов, разбираться с конструкторами космических кораблей. Кроме того, Шаталов входил в Государственную комиссию по пилотируемым космическим полетам.
Семья
Владимир Николаевич вступил в брак в далеком 1966 году – один раз и на всю жизнь. Его жена, Надежда Леонидовна Крупина, – коренная москвичка, писательница, в прошлом работала учителем русского языка и литературы и главным редактором журнала «Литература в школе». Супругов связывают не только семейные узы, но и духовное родство – их объединяет исповедание Православия, служение литературе, патриотизм и профессия учителя. Владимир Николаевич признается, что до сих пор влюблен в свою жену.
Супруги стали родителями двоих детей – сына Владимира и дочери, а также бабушкой и дедушкой двоих внуков – Владимира и Анны.
С супругой Надеждой
Детские и юношеские годы
В это же время семья Леманов вместе с маленьким Георгием вернулась в столицу из эвакуации. Первые детские воспоминания художника относятся именно к этому тяжелому периоду, когда за отъездом из родного города последовала скудная жизнь в бараке, болезнь и смерть бабушки, страх бомбежек.
Возвращение в Москву, а затем и окончание войны ознаменовали начало нового этапа в жизни. В 1948 году, в школу №465, что на Большом Факельном переулке, пришел преподаватель по рисованию, Иван Игнатьевич Петрик.
«Учитель рисования от Бога» – так говорили о нём ученики. Иван Игнатьевич ушел на фронт с четвертого курса Ленинградской Академии Художеств и прошёл войну стрелком-радистом 7-го гвардейского штурмового авиационного полка. Встреча с этим неординарным человеком во многом определила дальнейшую судьбу Георгия Александровича.
Стремление стать художником укрепилось во время службы в Кронштадте, когда Георгий Александрович совмещал воинские обязанности с оформительской работой.
За четыре года на флоте им было создано немало портретов сослуживцев, зарисовок и этюдов, что помогло подготовиться к вступительным экзаменам в институт.
Свою роль сыграл и характер: врожденная наблюдательность, взыскательное отношение к творчеству, внимание к каждому сюжетному элементу композиции. Возможно, начиная именно с этого периода можно говорить о начале становления не просто художника, но Мастера, работам которого в равной степени свойственны техничность и одухотворенность, точность и раскованность письма, лиричность и мировоззренческая цельность.
Возможно, начиная именно с этого периода можно говорить о начале становления не просто художника, но Мастера, работам которого в равной степени свойственны техничность и одухотворенность, точность и раскованность письма, лиричность и мировоззренческая цельность.