Михаил константинович клодт

Творчество

Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение «одушевить» природу присутствием человека. Что касается раннего творчества, то после своей поездки за границу Клодт пишет несколько произведений по этим впечатлениям («Баркасы на берегу во время отлива. Бретань», «Вид в долине реки Аа в Лифляндии» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». После этого Михаил Константинович никогда больше не обращался в своем творчестве к заграничной тематике. Начиная с 1863 года абсолютно все полотна художника были посвящены русской природе.

Вообще,Клодт по праву считается тонким мастером лирического пейзажа. Его работы отличаются невероятной тщательностью в исполнении, которая в некоторых случаях приводила художника к натурализму(«Коровы»). В 1860-х годах Клодт, работая в Орловской, Тульской и Смоленской губерниях создает пейзажи «Большая дорога осенью» (1863), «Дубовая роща» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), «Русская деревня», «Аллея в березовой роще» (1867), «Лучи солнца», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867). Но свои лучшие произведения Клодт создал в 1870-е годы. К ним общепризнано относятся «Коровы» (1870), «На пашне» (1872), «Лесная даль в полдень» (1873), «Полдень» (1870).

Центральное место в творчестве художника заняла картина «На пашне», став образцом русского эпического пейзажа начала 1870-х годов.

Военная служба

Поскольку предки юного Клодта были военными, семнадцатилетний Петр решил поступать в артиллерийское училище. Честно говоря, об этом периоде жизни скульптора известно крайне мало. Ему было семнадцать, когда он стал юнкером. Затем, через несколько лет, его произвели в прапорщики.

В эти же времена, когда у него оставалось свободное время, он изучал лошадей – наблюдал за их поведением, повадками, позами… Одним словом, он постигал этих животных как субъекты художественного творчества. У него не было другого наставника, кроме натуры. Также он продолжал заниматься своим любимым увлечением — рисовал или вырезал фигурки.

В 1827-м Клодт, уже подпоручик, по причине болезни бросил службу. С этого момента он сосредоточился только на своем творчестве.

Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург) (1832-1902)

Выдающийся
русский художник-пейзажист.
Племянник Петра Карловича Клодта — выдающегося русского скульптора,
педагога.

В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании
которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в
Сев. Франции.

В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же
году получил звание академика за картины «Ночной вид в Нормандии» и
«Вид реки Аа».
С целью  изучения родной природы совершал многочисленные
поездки по России. Работал в 60-е годы в традициях демократического
направления русского искусства.

Клодт создал реалистические пейзажи: «Большая дорога осенью» (1863),
«Вечерний вид в Орловской губернии», за который в 1864 получил звание
профессора, «Закат солнца в Орловской губернии» (1867) и др.

Клодт был членом учредителем Товарищества передвижников, пребывание в
котором содействовало укреплению в его искусстве демократических и
реалистических тенденций, развитию интереса к темам и образам
крестьянской России.

Для произведений Клодта характерны скрупулезный реализм изображения,
безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей,
великолепное мастерство перспективных решений, строгость и
стройность композиции, умение «одушевить» природу присутствием
человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего
плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и
неба с облаками.

Картина «На пашне» (1871), представленная на I
Передвижной выставке, вызывает невольные ассоциации со знаменитым
полотном А.Г.Венецианова.
Однако образ природы в ней приобрёл невиданную ранее эпическую
широту не только по содержанию, но и по выразительным средствам.
Вытянутый по горизонтали формат, снижение линии горизонта, мерный
ритм удаляющихся от зрителя полос распаханной земли позволили
художнику создать впечатление панорамного изображения с
беспредельным пространством. Художнику удалось тонко передать
ощущение теплого весеннего дня, пронизанного ярким солнечным светом.
С Венециановым роднит его лишь ощущение радости крестьянского труда,
плодовитой щедрости природы.

Другие работы Клодта, наряду с интересом к пространственным
эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие,
неповторимость красоты русского пейзажа, всегда эмоционально
окрашенного присутствием человека («Вечерний вид в Орловской
губернии», 1874, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск).

В 70-х гг. 19 в. под воздействием творчества
И.И. Шишкина в
искусстве Клодта нарастают эпические мотивы в трактовке русской природы
(«Лесная даль в полдень» 1878, и др.).

В 1879 году Клодт порвал с передвижниками, не сумев до конца принять
их негативное отношение к академическому художественному методу.
После ухода из Товарищества его искусство постепенно угасало.

С 1873 г. Клодт преподавал в пейзажном классе Академии.

Комментарии

Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Биография

Николай Клодт родился 2 октября 1865 года в Санкт-Петербурге. Он внук знаменитого своими конями на Аничковом мосту скульптора и литейного мастера П. К. Клодта]. Его дядя — известный живописец М. П. Клодт, двоюродный дядя М. К. Клодт — русский художник-пейзажист второй половины XIX века

Николай Клодт в 1886 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали ему рисование известные художники В. Е. Маковский и Е. С. Сорокин]

В 1880—1890-е годы Николай Александрович путешествовал по русскому северу, городам Волги. В 1900-е неоднократно совершал поездки по Кавказу, Крыму. В 1900 году посетил Париж, в 1906, 1908 — Бретань, Женеву, Биарриц, Нерви, Геную

Известны полотна работы Николая Клодта «На севере. Финляндия», «Апрель», «Оттепель», «Путина», «В Самарканде», «Соловецкая бухта», «Кафе на берегу», «На Женевском озере», «На реке», «Ялта», «Базарный день», «Серый день», «Вечерние тени», «Осень», «Летний вечер», «Поезд самоедов», «Тундра», «Тайга у Байкала», «Осень на севере», «Туркестан», «Храм Шир-дор на площади Регистан в Самарканде»]. Клодт чувствовал природу остро и проникновенно, любил её]. «Недооцененным мастером живописи» назвал Николая Клодта И. Э. Грабарь

При подготовке к Всемирной выставке 1900 года проходившей в Париже Клодт принимал активное участие в оформлении российского павильона]

С 1901 года Николай Александрович работал театральным художником в театрах Москвы и Петербурга. В 1901 году совместно с Константином Коровиным оформил постановку балета «Конёк-Горбунок» в Большом театре. В 1903 году по эскизам Александра Бенуа оформил для Мариинского театра «Гибель богов»]. В 1914 году оформлял совместно с коллективом художников (К. А. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров) постановку балета «Спящая красавица» в Мариинском театре. Много совместных работ Николай Александрович сделал в театре совместно с Константином Коровиным и Александром Головиным]

Николай Клодт участвовал в выставках Московского общества любителей художеств (1889, 1892—1895, 1897), МТХ (1893—1895, 1899, 1901), Товарищества передвижных художественных выставок (1894), «36-ти художников» (1901, 1902), «Союза русских художников» (1903—1917)]]

Умер Николай Александрович 23 сентября 1918 года]. Похоронен на Ваганьковском кладбище

Супруга — Мария Ивановна Варлей]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: